Полуночное солнце
- 23 окт 2016
Шведское кино — птица редкая, почти мифическая. Мало кто что-либо о нем когда-то слышал, ещё меньше тех, кто видел его воочию. Тем удивительнее было найти такой золотой самородок именно в шведском кино. «Полуночное Солнце» — очень сильная картина. В ней есть какая-то внутренняя энергия, которая выделяет сериал из всего массива кинематографа. Тем обиднее, что сериал так и не получил популярности. А что же мне понравилось? Как ни удивительно, но мне понравилось всё. Начать хотя бы с сюжета — запутанный, закрученный клубок нитей, сцепленных воедино, каждая из которых держит в максимальном напряжении. Ни одна ветка не проседает, а главное — все доведены до логического завершения. Лично я не заметил ни одной сюжетной дыры. Вообще в сериале очень много интриг. Он даже начинается максимально интригующе — то, что зритель видит буквально первые десять секунд даёт такой заряд интриги и интереса, что не отпустит до самого конца. А нагнетать интерес создатели умеют — ставки всё время растут, сюжет набирает обороты, и вот, зрителя уже на бешеной скорости несёт по извилистым поворотам, и у него просто нет шанса сойти с этого маршрута. Вот только он — зритель — и не хочет сходить — ему самому дико интересно, что же ждёт его на финише. Второе, что хотелось бы отметить — это конфликты. Причём как внешние, так и внутренние. Мощные, неоднозначные, практически не разрешимые — и всем им находится место в сериале, и каждый из них раскрывают, но главное, это делают ненавязчиво, не подсовывая зрителю какую-то свою точку зрения — ему позволяют самому определиться с тем, что же правильно. И есть ли вообще что-то правильное. В сериале нашлось место и конфликту отцов и детей, и половой дискриминации, и межнациональной розни, и многому другому. Внутренние конфликты — очень сильны. Драматичность жизни главной героини и главного героя просто зашкаливает. Но это не какая-то надуманная драма, нет — всё это вполне жизненно и понятно каждому. Третье, о чём хотелось бы поговорить — это персонажи. Очень сильные герои. Раскрытые полномерные личности, со своими судьбами, своими характерами, своими конфликтами. Просто восторг какой-то. И немало в их раскрытие привнесли актёры — актёрская игра очень точна и тонка, актёры передают все тонкости характера, все оттенки эмоций своих героев. Все они очень хороши. Даже выделять кого-то отдельно не вижу смысла — весь актёрский состав сериала нужно поблагодарить за этот великолепный проект. Ещё одна сильная сторона картины — это мощный саундтрек. Необычный, самобытный, но такой красивый и лиричный, что он пробирает до самых костей, залазит в самые отдалённые уголки души, и от этого по коже бегут мурашки. Звук действительно очень хорош. Также сериал выделяет операторская работа — одна из лучших на моей памяти. Особенно красиво сняты пейзажи — их здесь много, и они зачаровывают своим видом. Но главное, главное, за что я хотел бы отметить сериал — это атмосфера. Мрачная, суровая, жёсткая скандинавская атмосфера, но вместе с тем такая тёплая и солнечная. Очень необычно, и очень круто. Серьёзно, ради одной только атмосферы уже стоит посмотреть сериал. В общем, это не просто сериал, это — самый настоящий золотой самородок. Таких в кино очень немного, такие проекты — просто на вес золота. 10 из 10
Современный скандинавский детектив, который меня не только не разочаровал, не только отвлек от повседневности, но и одарил открытием интересных подробностей из истории становления нации — суровых, гордых, успешных и таких жестких шведов. Детективный сюжет свеж: авторы намеренно отказались от принятых в этом жанре штампов, во имя благородной задачи киноискусства обогатить рителя знаниями об окружающем мире и людях в нем живущих. В фильме нет привычных киношных героев-мачо. Шведского прокурора и инспектора полиции из Парижа, ведущих совместное расследование в заштатном заполярном городке, который буквально охвачен непрекращающейся чредой загадочных и страшных смертей, никак не назовешь людьми, привычно бросающимися на амбразуру и жонглирующими пистолетными выстрелами. Их оружие- вдумчивый анализ, неспешность выводов, глубокое знание национальных особенностей живущих здесь граждан и верная оценка взаимоотношений с местными аборигенами, саамами, многовековыми оленеводами и охотниками, которых когда-то покорили упрямые и неутомимые шведы. Детективная история тесно переплетается с социальными конфликтами, преступной коммерцией, с каждым кадром накаляя любопытство и зрительский интерес. Тесное сотрудничество следователей разных европейских стран — Швеции и Франции — поражает своей оригинальностью и вносит свежую струю в восприятие сериала. В фильмах этого жанра мне всегда импонирует присутствие правдивой истории частной жизни сыщиков. В сериале и это есть. Недостатки? Да, есть и они, но о них вы узнаете (а может быть, и не заметите!), когда сами посмотрите «Полуночное солнце»… 6 из 10
На фоне всеобщей одержимости «Игрой престолов» или «Настоящим детективом», иногда хочется найти кинематографической уединение в сериале, который не расщеплен за кадры, цитаты и мемы в соцсетях. В этом смысле шведско-французский сериал «Полуночное солнце» (2016) Монса Морлинда и Бьернса Стерна — идеальное решение: малоизвестный актеры, красивейшие и непривычные глазу пейзажи севера Швеции, острый сюжет и, самое главное, вопросы гораздо более сложные, нежели расследование цепочки жестоких убийств. В центре истории два детектива — из Франции и Швеции, оба немного странные, со своим грузом проблем, Кайна Зади (Лейла Бехти) — креолка с легкой формой социопатии, Андрес Харнекс (Густаф Хаммарсен) — тактичный, но тоже не самый коммуникабельный. Оба они скрывают от окружающих гораздо более серьезный секрет, нежели свое происхождение — она берберское, он саамское. Вообще, «Полуночное солнце» интересен именно своей национальной составляющей, точнее, подходом к этому вопросу: саамы здесь — это не экзотика, не сюжетный ход, не средоточие набора характерных черт. Сериал производит впечатление правдивого отражения существующего положения вещей, тем более в свете недавнего обращения саамов России в ООН по поводу ущемления своих прав правительством Мурманской области. Вопросы сохранения коренных народов и национальных меньшинств, их притеснения и выживания — довольно абстрактны, но только для тех, кто к этим народам не относится. Современно положение дел не столько зависит от политической воли тех или них структур, сколько от тех мировых процессов, что затрагивают все сферы жизни любого этноса — от языка до форм ведения хозяйства. В этом смысле создателям «Полуночного солнца» удалось ухватить особую интонацию — без жалости, без излишней героики или пафоса вплести национальный вопрос в общую интригу повествования (а интрига развивается нешуточная). Удалось им показать и то, что любое ущемление порождает противодействие не только в протестной форме, но может проявляться и в болезненном извращенном виде, или в виде отрицания собственных корней — неизбежной части себя самого. Кроме того, затронута авторами и проблема экологии, и пусть на первый взгляд кажется, что это лишь сюжетная зацепка, но любой антрополог подтвердит, что для традиционных обществ определяющим являются их отношения со средой обитания. Вопросы взаимодействия с природой, ее связь со своим народом, наделение ее особыми, порой сакральными и магическими, смыслами — это зачастую самый главный ключ к пониманию ментальности народа, тем более живущего в сложных климатических условиях. По одной из версий, самоназвание саамов «sami» восходит к древнебалтийскому слову, означающему «земля» Поэтому такой поворот сюжета, который выбрали Морлинд и Стерн смотрится не только оправданно, но и очень органично. Фильм захватывает с первой серии, и с одной стороны, от него невозможно оторваться, а с другой смотреть его очень сложно, особенно когда и многие ситуации до боли в висках знакомы, и в героях неизбежно узнаешь если не себя, то своих близких знакомых. Конечно, можно посмотреть «Полуночное солнце», не углубляясь в эти вопросы и следя лишь за расследованием, но даже в этом случае сложно удержаться и не заглянуть хотя бы в Википедию — узнать чуть больше о загадочных саамах, которых по всему миру осталось не больше восьмидесяти тысяч человек.
Сериал совместного производства Франции и Швеции «Полуночное солнце», повествует об убийстве французского гражданина, которое стало началом для цепочки страшных убийств в маленьком городке на территории Швеции. Для расследования приглашается и французская полиция в лице хрупкой, но опытной Кайры Зади, одной из лучших в своем деле. Именно ей предстоит оправиться в маленький городок за полярным кругом, где летом даже глубокой ночью всегда светло и невозможно уснуть. Детективная составляющая в сериале весьма захватывающая, зрителю не раз придется задаться главным вопросом «А кто же убийца?», все интриги и сюжетные хитросплетения продуманы очень добротно, присутствует мотивация и логика во всех преступлениях. Помимо сюжетных интриг в сериале поднимается и насущный вопрос для Швеции XXI века — расизм в отношении коренного населения, издавно проживающего на территории Швеции — саамов. Показаны внутренние проблемы шведов и саамов, их неравноправие, противостояние и предвзятое отношение друг к другу. Также хотелось бы выделить и операторскую работу, которая доставляет огромное эстетическое удовольствие зрителю. Визуальный ряд заслуживает отдельной похвалы: потрясающие виды дикой природы конкурируют с современной архитектурой, а современный образ жизни и по сей день соперничает с шаманством и традиционными саамскими обычаями, узорами и костюмами. Сериал действительно заслуживает внимания, в первую очередь у любителей детективного жанра. Несмотря на мелкие недостатки: 9 из 10
Посмотрел «Полуночное солнце», вполне себе достойный сериал про мстителя-маньяка. Главным достоинством является выбранная незатасканная фактура — северная окраина Скандинавии с бесконечной белой ночью, зелено-снежными цветами. Красиво снято, преимущественно с вертолетов, ну и история сама по себе вписана с учетом специфики малого народа (саамы), экологической нотки и проч. Дебют первой серии может быть смело отнесен к самым эффектным, но и дальше злодей, в общем, не искал легких путей для убийств. Некоторые из избранных способов вызывают серьезные сомнения с точки зрения возможности их осуществления при исходных данных. Из образа Оливье Гурмэ можно было бы выжать и поболее. Эффектно завершение первой серии. Центральная парочка приемлема, но, в общем, не потрясает. Парнишку забросили с прицелом на второй сезон (тайна рождения и проч.), потому что для традиционной фигуры «заложника» хватило бы и дочери. Насчет необходимости продолжения не уверен, бо всю природно-региональную натуру выжали, а персонажи сами по себе не столь интересны, чтобы смотреть за ними в иной обстановке. 7 из 10
Удивительно мощный и такой будоражащий сюжет имеет этот прекрасный франко-шведский сериал, на удивление показанный по Первому каналу в ночное время «Городские пижоны» да еще и почти без цензуры ! Я обожаю сериалы про маньяков, а если они еще и очень запутанные — то вдвойне. Здесь на фоне прекрасных красот маленького городка Кируна, кипят нешуточные страсти, каждый житель хранит свою тайну. Довольно долго следователь Кайна Зади трудилась во французском отделе расследования преступлений. Девушка считалась одной из лучших и шла вверх по карьерной лестнице. Ее интуиция, умение найти выход и сложных ситуаций, а так же большое количество опыта делают из нее самого лучшего копа всего города. Наверное, именно поэтому, когда у ее начальства встал вопрос о кандидате на командировку все единогласно выбрали Кайну Зади. Именно поэтому она и отправилась в маленькое шахтерское поселение, под названием Кируна, что находится в Швеции. Как оказалось, именно там было найдено тело гражданина Франции, убийство которого повергло в шок даже самых бывалых детективов. И вот теперь главная героиня должна вместе с Андерсом Харнеском, местным окружным прокурором, начать свое расследование, которое приведет к неожиданному финалу… И хотя этот сериал получил признание в Европе не только как достаточно хороший психологический триллер, но в нём достаточно явно читается, скрытый смысл насущных проблем всей Европы, скрытый в вопросах о предрассудках и толерантности культурных различий большого населения стран Евросоюза в современном мире. Колоссальная бездна ненависти и конфликтов — вот что происходит в этом городке и провоцирует убийства, но эту цепочку надо разорвать и наши герои отчаянно стараются приложить все усилия, чтобы выявить убийцу. Все действия сериала «Полуночное солнце» происходят в течении 6 дней во время Полярного дня (полуночного солнца), при котором не было ни одного заката. Эта темнота в постоянно светлом пространстве создает мрачное настроение сериала и выводит героев на новые эмоции. Рекомендую. 9 из 10
Маленький шведский городок на границе полярного круга, где полярное солнце светит даже ночью, потрясает серия жестоких убийств. Первая жертва-французский подданный. Расследование начинает приглашенная из Франции следователь Кахина Зади, француженка арабского происхождения. Совместно с новоиспечённым прокурором Андерсом Харнеском с риском для собственных жизней и близких им людей, они планомерно раскрывают тайну жителей этого городка, спасая тех, кого ещё можно спасти. Параллельно авторы сериала показывают непростые межнациональные взаимоотношения между местными аборигенами_саамами и шведами. Сдержанная, невероятной красоты северная природа дополняет сюжет без слов, окутывая ещё большей тайной. Секрет маленького городка, где у каждого жителя есть ещё и свой скелет в шкафу, мне напомнил американский «Твин Пикс». На фоне отечественного криминального ширпотреба,«Полуночное солнце» выделяется своей небанальностью и смотрится на одном дыхании. 10 из 10
Жили-были на свете славные трудолюбивые шведы. Все у них было хорошо, но однажды пожаловал к ним дьявол в человеческом обличье и предложил по легкому заработать кучу денег. Славные шведы повелись, но довольно быстро узнали, что сделки с нечистым оборачиваются страшной стороной. И то было лишь начало, потому что спустя годы в маленьком горняцком городе Кируна началась целая серия убийств. И стало до бедняг доходить, что выжить им будет непросто, но и сдаваться властям не вариант. А тем временем по следу убийцы идет интернациональная команда из француженки-берберки и шведа-полукровки. Так что впереди еще куча трупов, саамская магия и происки спецслужб. Очередной мощный сериал от шведских телевизионщиков, снятый на сей раз в сотрудничестве с французами. И очень напоминающий по сюжету и композиции первый сезон знаменитого «Моста». Здесь тоже и серия убийств, и месть, и разнополые напарники из разных стран. Кайна Зади правда синдромом Аспергера не страдает, но у нее своя драма в жизни. Непросто все и у Андерса Харнеска. А еще тут вплетен мотив шведского расизма (вот так сюрприз, они же такие толерантные!) и не дает героям спать полярный день. Интрига выстроена вполне грамотно, хотя и не без некоторых натяжек, так что смотрится все на одном дыхании. По крайней мере все восемь серий я проглотил за два дня. А еще в сериале отлично снятая природа Северной Швеции, да и вообще картинка на уровне, как и актерская игра. Годный, весьма годный продукт и рекомендуется к употреблению. 8 из 10