Вольная грамота
- 19 фев 2018
Тема крепостного права очень непростая, она практически новая в российском кинематографе. И мне приятно, что сериал «Вольная грамота», посвященный этой теме удался. Удалось воссоздать эпоху начала 19 века, антураж, декорации, костюмы, и даже язык той эпохи, на котором говорили и писали персонажи был удивительно прекрасен и точен. Герои сериала очень живые и узнаваемые. Также удалась попытка показать суть крепостного права, через судьбы крепостных девушек Полины Лебедевой и её подруги Татьяны. Последня получила себе вольную грамоту нечестным путем, путем подлога, за счет свободы своей подружки Полины. Татьяна сбежала из имения и пыталась устроить свое счастье с преданным её влюбленным нотариусом, совершившим этот самый страшный подлог. Полина девушка наполовину крепостная, наполовину барышня, не приспособленная к физическому труду крепостных, и после смерти её барина-покровителя, её спокойная жизнь закончилась, новые хозяева имения поставили ей самые суровые и необычные для избалованной барышни условия выживания. Похвально, что в фильме проводится линия религиозной жизни русского поместья, представителем которой является замечательный образ священника местного прихода Отца Михаила и его супруги. Также фрагментарно представлена и монастырская жизнь. Все это показано достаточно корректно, за что режиссеру особая благодарность от православных зрителей. Отмечу также актерские работы Антона Крылова, исполнившего роль молодого барина защитника и покровителя красавицы Полины Лебедевой- Дмитрия Кречетского. Бесподобное исполнение роли старшего брата Дмитрия Андрея Кречетского в исполнении Владислава Абашева. Женские роли тоже неплохо сыграны и в целом актерский состав хорошо подобран. Спасибо за такую честную и серьезную историческую работу прежде всего талантливому режиссеру Дмитрию Черкасову, и всем участникам проекта. Ждем новых исторических сериалов в будущем. 10 из 10
Сегодня хотелось бы отметить замечательный сериал «Вольная Грамота» (который совершенно недавно появился у нас в России). Интересная история о судьбе Полины Петровны Лебедевой, не похожая на другие истории. В сериале рассказывается, как из барышни Полина превращается в собственность, которой хозяин и его семья может распоряжаться как угодно, например, сослать на угольные ямы или выдать замуж против воли за деревенского мужика. Здесь вам и переживания, и неожиданные повороты сюжета, и хорошая игра актеров, которую трудно не отметить, и замечательная картинка, да и весь сериал в своем роде замечательный. «Вольная Грамота» — отправляет нас во времена, когда свобода была прерогативой избранных. Если вдруг кому интересно, то «Вольную грамоту» снимали в Смоленской области в усадьбе «Хмелите» — родовом гнезде Александра Сергеевича Грибоедова. А воссоздать дух той эпохи помогли историки. Танцы, этикет, манеры — это все из XIX века — детали, по которым не хуже, чем по отпечаткам пальцев в те времена определяли происхождении человека. Честно говоря, сериал мне безумно понравился. Довольно любопытно наблюдать за действиями главных героев, ведь условно наше внимание разделяют на 3 «лагеря». Первый «лагерь»- это история Полины и Дмитрия Кречетского, это ключевая история в сериале. Второй «лагерь» — нотариус Борис и крепостная девушка Татьяна. И третий «лагерь» это Андрей Кречетский и возможно его жена (но думаю, что данному мужчине в этом сериале достаточно, собственного «лагеря» и не с кем его делить он не собирается). Любителям чего-то новенького и любителям данной эпохи советую. Перейдем к первому «лагерю». Если кто, запутался, Дмитрий — младший брат Андрея Кречетского. Благородный военный, который сразу проникается симпатией к Полине, но вынужден исполнять волю старшего брата, который приготовил для него совсем другой сценарий личной жизни. Полина и Дмитрий — история прекрасной любви. Не влюбленности, не мнимой страсти, а именно любви. Огромные трудности выпали на долю этих молодых и то, как они справляются, заставляют нас следить и сопереживать им. И именно их пример заставляет нас не только поверить в любовь, но и поверить, что никакая бумажка не может освободить тебя, только если твоя душа свободна, ты будешь свободен. И к этому нас и побеждает сериал. Перейдем же к нашему второму «лагерю». Сразу хотелось бы отметить игру Ивана Добронравова, спасибо Ваня за такого героя Нотариус Борис — один из немногих, кто знает тайну происхождения Полины. Заверяя завещание графа Головина, он совершает подлог и вместо дочери князя выписывает вольную своей возлюбленной Татьяне. Молодые люди уезжают в Петербург, где планируют начать новую жизнь как муж и жена. Борис на все готов ради Татьяны, что приводит к самым неприятным для него самого и для его любимой последствиям. Отношения между Борисом и Татьяной нам показывают, как любовь, лишь со стороны Бориса, так как у Татьяны и Бориса, совершенно разные взгляды на жизнь и на то, как они хотят прожить эту жизнь. Татьяна, больше всего хочет вырваться из крепостных в дамы, а Борис просто хочет, чтобы Таня была счастлива и их семья ни в чем не нуждалась. Если кто-то запутался, Татьяна — крепостная в имении графа Головина, подруга главной героини, которая неожиданно получает волю и отправляется в столицу империи, где изо всех сил пытается влиться в местное общество. Еще хотелось бы отметить, что Таня и Борис люди из совершенно разных сословий. Таня не умеет читать, писать, она всю жизнь трудилась и совершенно не знает как вести себя в обществе, как общаться, что говорить, в отличие от Бориса, который обучен этому. Но, несмотря на вот такую вот разницу, ничего не мешает им любить друг друга. Но Таня забывает о Борисе, одержимая своей мечтой стать здешней дамой. Хотелось бы процитировать слова режиссера данной картины — Дмитрия Черкасова: «Борис совершает преступление исключительно во имя любви, никаких материальных мотивов, никакой корысти. Он просто любил эту женщину и пытался дать ей лучшее. Постепенно он идет к гибели, и его невероятно жаль. Это такой персонаж из произведений Достоевского». Верно, сказано. Безумно жаль смотреть, на то, как далеко может завести человека, слепая любовь. Хочется крикнуть: ТАНЯ ОДУМАЙСЯ! ПОСМОТРИ! Но, увы. Последнее что скажу о них: «На чужом несчастье своего счастья не построишь». Андрея Кречетского мы оставили напоследок, также как и сладенькое. Потому что, ну вы его видели, какие у него глаза, ладно, это во мне говорит девушка. Андрей — сосед и злейший враг Алексея Головина, который после манипуляций с наследством получает во владение имение графа и его крепостных, в том числе Полину. Он устанавливает в усадьбе жесткие порядки. Мнительный, мстительный, корыстный и сластолюбивый, Кречетский настойчиво добивается Полины, но отказывается давать девушке вольную. Привык добиваться своего обманом, интригами, а иногда и прямым физическим насилием. Герой такой неоднозначный. Он появляется в самом начале и мотивы поступков Андрея, до последнего совершенно не понятны. Но из-за ранней смерти отца, Андрею пришлось рано повзрослеть и взвалить на себя семью и воспитание младшего брата, которого он считает своим сыном. Андрей ведет себя как ребенок, который привык добиваться своих целей любым путем. Если Андрей что-то хочет, он это получает. Именно так было и с Полиной. Но когда система ломается, он начинает мстить. Говоря, что никто не будет жить счастливо, если мне плохо то и тебе плохо, если ты сделал мне плохо, то ты не можешь просто хорошо жить. Возможно, что вся жизнь для Андрея всего лишь игра, где люди — пешки. В любом случае, если ты дошел до конца, то ты просто должен загореться идей, посмотреть трейлер этого сериала. Спасибо за внимание.
Кто такая Настя, спросят те, кто в начале нулевых ходил в детский сад. Потому что все более-менее взрослые, и даже школьники того времени, конечно, помнят сериал «Бедная Настя», который приятно выделялся на фоне прочей сомнительной сериальной продукции отечественного производителя. Даже последующие повторы шли с неизменным успехом, и оно было понятно, прекрасные костюмы, достоверные интерьеры, звездный актерский состав. За приключениями сиротки Анны, оказавшейся Настей, следили все. Прошло около 15 лет, подобные исторические мелодрамы если и появлялись, то подобного успеха повторить не могли. Первый канал решил сделать очередную попытку, правда в несколько урезанной форме, все же в «Вольной грамоте» не так много серий, и это было некоторой страховкой для канала. Собственно, сериал повторил ошибку большинства наших сериалов. Если какой-то сериал добивается успеха, то на этой волне появляется куча копий разного качества с незначительными расхождениями, которые по кальке следуют за первоисточником. Да, можно сказать, что «Вольная грамота» вышла спустя много лет после первого показа «Бедной Насти», но факт остается фактом. Посмотрите на главную героиню, Полину, она же даже внешне сильно напоминает Корикову. Посмотрите на Дмитрия, его поведение не напоминает ли благородного Корфа в сочетании с Репниным? Я уж не говорю о сюжете. Судите сами. Крепостная Анна живет у старого барона Корфа как дочь, одета и воспитана как настоящая барышня. Потом барон умирает, девушка вынуждена открыть всем знакомым правду, ну и начинаются ее приключения. Ах да, в итоге она окажется все же девушкой благородного происхождения. Историю Полины из «Вольной грамоты» не напоминает? Ну очень. Но есть одно, в чем «Грамота» сильно проигрывает, даже сильнее повтора сюжета. Это актерская игра, в «Бедной Насте» он действительно великолепен, и смотреть на героев было действительно интересно. Судите сами, Остроумова, Виторган, Филиппенко, Усатова, Страхов, Исаев, Климова, Александрова, Вержбицкий. И даже Елена Корикова, которая не была, на мой взгляд, звездой того сериала в актерском плане, на фоне нынешней Полины просто блистательная актриса. Современные лица, интонации, жесты у главных героев сильно испортили впечатление. Конечно, все равно было приятно окунуться в атмосферу XIX века, со всеми этими усадьбами, балами, каретами. Думаю, это чувство знакомо любому нашему человеку, чем и подкупают подобные мелодрамы. И лишь за это прекрасное чувство я поставлю 4. 4 из 10
Включила Первый канал в вечернее время и случайно попала на премьерный показ исторического сериала «Вольная грамота». Нескольких минут хватило, чтобы осознать, что нашла «свой фильм» в потоке чужого инородного телепродукта нашего времени. Приятно удивило настроение фильма, открытые лица, великолепная русская природа и неторопливое, но при этом с неизменным драматическим нарастанием действие. Давно я не встречала такое бережное отношение к образу человека в фильме. Столько отголосков из классических русских произведений, вспоминаются Лермонтов, Тургенев, Пушкин. Нет, ничего конкретного, но при этом атмосфера этого фильма буквально пронизана духом произведений наших классиков. Тоже могу сказать и о картинке, она будто срисована с полотен Ивана Шишкина, Алексея Саврасова или Ивана Крамского. Возможно, замысел кинематографистов был именно в этом, не знаю. Но то, что это получилось не вызывает сомнений. Музыка в «Вольной грамоте» очень русская, широкая и звонкая, обволакивает вас начиная с вступительных титров. Я погрузилась в жизнь «усадебной» России начала 19 века, стала с волнением следить за судьбой молодой девушки Полины, за ее бедами и долгой дорогой к свободе. Яркие, очень выразительные герои. Братья Кречетские, Андрей и Дмитрий, графиня Анна Николаевна и ее очаровательный сын Илюша, нотариус Борис и его возлюбленная Татьяна. Прекрасные актерские работы тех, кого я практически не знала ранее. Не видела в других фильмах. Удивительное дело. Тема свободы выстраивается в этой картине не через героический памфлет, а через христианское народное понимание этого явления. Вспоминается «Тэсс» Романа Полански, удачная экранизация классического романа Томаса Харди. Молодая Настасья Кински воплотила в той ленте очень противоречивый образ несвободной молодой девушки. И хотя сами истории абсолютно не схожи (в «Тесс» героиня разрывается между любимым человеком и совратившем ее нуворишем Аликом, в результате чего в отчаянии совершает убийство), но налицо схожие эмоциональные интонации. Невозможность близости из-за классовых предрассудков, несвобода женщины и ее судьбы. В «Вольной грамоте» Татьяна Бабенкова постепенно превращает свою Полину в очень сильную личность, балансируя между внутренней борьбой и смирением. «Ниже земли не упадешь» — отвечает она Андрею. Неуемная гордыня в конечном счете всегда проигрывает внутренне свободному человеку. Свобода это состояние души, она возвышает людей. И об этом этот замечательный красочный фильм. Моя благодарность всей творческой группе этой многосерийной картины. Вы подарили радость смотреть, чувствовать и наслаждаться.
Хочу высказать мнение о фильме, который шаг за шагом затянул меня в свои объятия. И сделал это вопреки многим моим вкусовым предпочтениям. С первой серии стало понятно, что перед нами качественный фильм сделанный в стиле традиционной исторической мелодрамы со всеми вытекающими последствиями. Как показалось вначале, фильм сориентирован в большей степени на женскую аудиторию. Довольно классическая завязка о девушке в одночасье потерявшей все, включая свободу. Я счастлив, что меня не оттолкнула эта предопределенность сюжета, так как далее я увидел прекрасную многослойную историю о людях, семье, любви и свободе. Начну по порядку. Прекрасный изобразительные ряд. Много солнца и красивых русских пейзажей, красивые декорации, костюмы, все смотрится в этой картине органично и цельно. Нам предложили наблюдать за девушкой Полиной и ее судьбой, попутно взглянув на эту эпоху немного со стороны, легко, без оценок, без излишнего нагнетания страстей, тонким взглядом заинтересованного наблюдателя. Любовь авторов к героям этого фильма тема отдельного рассказа. Приятно, что здесь не произошло отстраненного упрощения и однозначных красок. Ведь многие, условно отрицательные персонажи, наделены в этом фильме своей правдой и объемом: Татьяна, Борис, староста Ефим, мягкотелый крестьянин Федула, графиня Анна Николаевна, непутевый племянник Головина и другие. В результате чего сериал наполнился жизнью, очень яркой и выразительной. В простых сюжетных ходах появилась дувусмысленность и что самое главное эмоциональность рассказа. Налицо прекрасная работа режиссера, оператора и художников. А ведь этот жанр очень непрост, он в некоторой степени даже старомоден. Но «Вольная грамота» задышала и направила нас в путешествие в русскую классику, в русскую историю, заставила снова задуматься о том мире, где мы живем, о человеческой душе. Не могу не отметить актеров этого фильма. Многие, очень многие из которых впервые ярко заявили о себе. Опять же плюс смелости режиссера. Татьяна Бабенкова, сыгравшая Полину, на первый взгляд, ничем неприметная девушка, но от серии к серии актрисе удалось создать интересный женственный образ. Дмитрий Кречетский, открытие этого фильма. Возможно, Артем Крылов играл какие-то роли до этого, но в «Вольной грамоте» он запомнится всем. Так убедительно исполнить образ благородного героя очень непросто. Его Дмитрий светится изнутри. Андрей в исполнении Влада Абашина, высший пилотаж, в Голивуде он был бы уже звездой. Но это не важно, важно что в этой картине перед нами предстали новые имена и создали яркие запоминающееся образы. Могу выделить многих, и упомянутую Анну (немецкая актриса Катерина Шпиринг) и Евдокию (Мария Сокова) и Ефим (Александр Рагулин). Все это актеры с ярким даром. Фильм захватил и прошел через меня, оставив ощущение любви к человеку, к женщине, к своей земле. Фильм получился светлый, несмотря на многочисленные драматические события и эпизоды. В завершение хочу процитировать слова одного из героев фильма, священника отца Михаила. Слова, которые хотел бы адресовать всем авторам фильма: режиссеру, актерами, съемочной группе. «Любишь ты смело Дмитрий, Головин так не умел» 9 из 10
Этот сериал при появлении первых промо-фото вызвал одновременно большие надежды и вместе с тем скептицизм. Думаю многие помнят сериал начала 2000-х «Бедная Настя», который повествовал о крепостной девушке с таинственным прошлым (как оказалось), которую выдают за дворянку, в нее влюбляется князь, но ее судьба начинает рушиться, когда добрый дядюшка неожиданно умирает. И промо-ролик «Вольной грамоты» до боли напомнил этот сюжет. Надежды же были на то, что создатели сериала смогут превзойти предшественника или быть на уровне. И что же мы получили? Начнем с плюсов. Однозначно создателям сериала удались костюмы и антураж. Надо сказать, что 1830-ые годы вообще не часто встречаются в нашем кино, от того увидеть приличные костюмы было еще приятней. Особенно хорошо смотрелись герои на дальних планах, в сочетании с красивейшими пейзажами, на аллеях перка или в беседке. Также стоит отметить и то, что авторы попутались воссоздать атмосферу первой половины XIX века. Это им удалось в разы лучше, чем в «Бедной Насти», как и костюмы. Подкупают интерьеры, мебель, а также сцены семейных завтраков и обедов, которые придают какого-то реализма событиям. Теперь к минусам. Сценарий… Создается ощущение, что были написаны серий 6, потом сценарист заболел или не успевал к срокам и приняли волевое решение растянуть парочку серий в середине до нужного количества, чтобы получить итоговые 18. Сюжет жутко проседает… С героями практически ничего не происходит, да и место действия практически не сменяется, накатывает скука. К сожалению, создатели сериала не смогли найти того хода, который мог бы удержать внимание, интриговать при таком спокойном повествовании. А тем временем изо дня в день героиня исправно выполняла свою работу, братья спорили, крестьяне были чистыми и красивыми декорациями) Последние же 4 серии отличаются динамикой и было очень жаль, что сюжетные линии, открывшиеся нам под конец были так бездарно замазаны в середине сериала. А ведь за отношениями вновь образованной под конец пары было бы очень любопытно наблюдать. Также к очень весомому минусу помимо сценария можно отнести игру Татьяны Бабенковой. Быть может она не так плоха в других ролях, но… здесь была игра картонки. По-другому и не скажешь. То какие-то ненужные кривляния, то просто слышится звук сверчков. Также как и Корикова в БН, Бабенкова не подходит для этой роли. Еще, из того, что явно бросается в глаза, так это грим актрис (по большей части). Вместе с тем на сколько шикарны костюмы, так же плохо выглядят лица многих героинь. Сложно сказать, то ли они недавно были на отдыхе и сильно загорели на солнце, то ли это жуткий оранжевый тональный крем так портит их лица. Тем не менее видеть таких оранжевеньких смуглых дворянок очень странно. Ну и конечно финал… финальный твист с благородным решением героев чересчур сказочный, но ведь мы и смотрим практически сказку, так что тут можно и не придираться. В итоге же, мы получаем посредственный сериал на фоне зарубежных аналогов. С нашими сравнивать не берусь. Повторюсь, что приятно порадовали костюмы и окружение. Очень не хватало живости повествования. Но радует, что появилось разнообразия во временных промежутков исторических сериалов, которые берутся снимать. А то как-то скучно стало смотреть на одну Россию начала XX века, эпоху Петра Великого или Великой Екатерины или на период ВОВ. Сколько еще неиспробованных сюжетов! Множества историй периода Александра I и Николая I. Взяли бы хоть судьбу В. А. Жуковского, а точнее историю его рождения: русский дворянин и пленная турчанка! Чем не захватывающий сюжет? Или история великой княжны Марии Николаевны, которая тайно сочеталась вторым браком, боясь гнева отца. Сюжетов много, осталось лишь раскрыть их! Успехов создателям русских исторических сериалов! 3 из 10
За исключением пары сериалов ненавижу многосерийные российские фильмы по многим объективным причинам. Но не этот. Сериал необычен, красочен, ярок, приятен, лёгок и чуток. Что очень необычно для российского кино в последнее время. Не могу припомнить аналогичное, Герой Нашего Времени и Анна Каренина разве что более близки по по духу. Хороший сюжет, со слегка затянутой концовкой. Очень приятные актёры, без исключения, каждый на своём месте, лица соответствующие эпохе, дворян играют те, кто тянет на дворян, дворовых/крепостных — те, кто подходит на эту роль внешне, не наоборот, как у нас любят. Слегка карикатурным стал «злодей» к концовке сериала, в остальном без нареканий. Декорации, костюмы, диалоги, интеллектуальная и моральная наполняющие сериала — всё это на высоте. Недочёты как в сюжете, так и в мотивации героев присутствуют, но это на столько не критично и меркнет на фоне общей картины, что почти не заметно в процессе просмотра. Искренне доволен выходу этого сериала.
Сериал «Вольная грамота» оказался на голову, а то и на две выше тех, что сейчас выпускают. Хотя по Первому каналу показывают немало по-настоящему качественных фильмов, с интересным сюжетом и прекрасными актёрами (взять хотя бы «Непокорную» или «Серебрянный бор»). Но подобного «Вольной грамоте» пока не было. Здесь хорошо всё: сюжет, герои, операторская работа, от которой у меня дух захватывало, полное погружение в атмосферу середины 19 века. Крепостное право, о котором мы все знаем из учебников истории, здесь предстаёт во всей «красе», по-настоящему. Иногда я невольно сжимала кулаки, видя, как дворяне унижают своих крестьян. Под конец я уже готова была возненавидеть всех «благородных». Хорошо, что наиболее достойные из них уже тогда, за 30 лет до отмены крепостного права, были против владения людей людьми. Запомнилась сцена, как знаменитый певец Баринов, обедая у графа Кречетского, сказал, что он сам из крепостных и людей не покупает. Затем встал и пошёл от стола с прямой спиной, а вслед ему насмешки дворян. Таких тонких и глубоких моментов в фильме много. Очень понравился язык, на котором тогда разговаривали. В смысле, это наш, русский язык, но с теми словечками и нюансами, которые сейчас отсутствуют: «имею сказать вам», «соблаговолите проследовать с нами» и тд. Все диалоги прописаны до мелочей. Герои, даже второстепенные, яркие, «выпуклые», с характером и своей историей. Кроме очень красивых и смелых главных героев — Дмитрия и Полины, понравилась графиня Анна Кречетская, особенно её акцент, Лёвка (не помню фамилии) аферист, опасный и безбашенный, с шальными глазами; следователь из Петербурга — Вишняков (на молодого Андрея Миронова похож)), крестьяне и крестьянки из Головинки (староста Ефим просто красавец, так жалко было его загубленной жизни), священник и матушка из монастыря (много мудрых слов они сказали, хотелось их слушать и слушать), Таня, Наземнов, племянник князя Головина, ну и, конечно, главный антигерой — граф Андрей Кречетский, мерзкий манипулятор, не дай бог в жизни с таким встретиться (браво актёру, который был так убедителен в этой роли). Две недели я ждала вечера, чтобы опять увидеть Полину, Дмитрия (ах, какой красавец!), нотариуса с Танюшей, остальных героев. Чтобы погрузиться в атмосферу того времени. Даже не так важно было, чем всё закончится, а просто хотелось смотреть и пропускать это всё через себя.. Спасибо режиссеру и всем, кто работал над этим фильмом. Удачи вам и творческих успехов! 10 из 10