Саранча
- 13 мар 2015
Этот мини-сериал мне недавно посоветовали посмотреть. К российским фильмам я всегда относился со скепсисом, а к сериалам тем более. Но, как оказалось, режиссером данной картины оказался не кто иной, как Егор Баранов — режиссёр, на мой взгляд, «революционной» в мире российского кинематографа трилогии и сериала «Гоголь». Данная же «Саранча» — одна из его дебютных работ. И, как ни странно, талант мастера заметен сразу, ибо мини-сериал получился не просто смотрибельным, а очень даже интересным. Сюжет. Побережье: море, солнце, лето. К одной «мажорной» даче с особняком на байке подъезжает одни из главных героев этой картины — Артём (Пётр Фёдоров). Обычный парень-рыбак, подрабатывающий разнорабочим со своим другом детства Маратом. На своё счастье (или беду) Артём встречает девушку по имена Лера (Паулина Андреева), безмятежно загорающую возле бассейна. Естественно понятно к чему всё ведётся, только каким образом нищий Артём заинтересовал дочку москвича, фильм оставил за кадром. В итоге оказалось, что родители за Леру уже всё решили, т. к. на примете уже есть жених, который может вытащить всю семью из долговой ямы. Но Лера терять свою любовь не собирается, да и Артём не собирается расставаться со своим «счастьем» и отправляется за Лерой в Москву без гроша в кармане и образования. И понеслась история возможно даже и правда «настоящей любви», которая стала роковой не только для влюблённых, но и для их окружения. Вот вроде кажется, что сюжет далеко не оригинален, а история стара, как традиция русских вешать ковры на стену. А в итоге история не разочаровывает от начала и до конца. Актёры. Молодые российские актёры, за редким исключением, никогда не вызывали у меня восторга. Но в «Саранче» они в большей степени порадовали. Особенно это удалось Евгению Стычкину (Бокий из «Охоты на дьявола» (2016) и Христофорович Бинх из «Гоголя») — здесь он Пацыфик, сидящий на наркоте и привносящий небольшие ноты позитива в эту мрачную картину. Роль, конечно, небольшая, но его актёрское мастерство и харизма делают всё. Паулина Андреева — она же Лера, несмотря на скудный список ролей в её карьере, здесь она проявила себя очень убедительно. А вот Пётр Фёдоров, играющий Артёма, был немного «деревянным» во многих сценах и часто недоигрывал в силу своей скудной мимики. Диалоги. Построены грамотно. Без клишированных и пустых не обошлось, но по сравнению с «шедеврами» Фонда Кино, их было минимум. Музыка. В «Саранче» ей уделено немало внимания, хотя шедевров лично я не услышал. Атмосфера. А вот за атмосферу, которую создал Егор Баранов, можно простить все предыдущие недочёты. 1) Романтическая история: свидания, поцелуи и (внезапно!) откровенные сцены; 2) драма: ссоры, депрессии, непонимание, жизненные трудности и «падение» главных героев; 3) триллер — без спойлеров; 4) символизм и философские рассуждения. Все эти составляющие фильма режиссер лаконично переплёл друг с другом и равномерно распределил на все 4 серии, создав нетипичную романтическую атмосферу, пропитанную цинизмом и жестокостью. И такая «love story» воспринимается неоднозначно, что и делает данное творение уникальным. Итог «Саранча — это орда насекомых, уничтожающих ради собственного насыщения всё на своём пути и оставляющие после себя пустоту и руины некогда цветущего поля». Всё это я к чему? Главные герои, чем не саранча? Хотя, с другой стороны, неужели их взаимную любовь можно назвать преступлением? Почему любовь, которая в идеале должна дарить радость, счастье и создавать прочные семьи, повлекла за собой такие ужасные и непоправимые последствия? Может дело в самих влюбленных: в их воспитании, характере или социальном статусе? Может в их чересчур завышенных требованиях и амбициях? Или дело в нашем мире, который всеми силами своей рутиной и испытаниями судьбы пытается заставить влюблённых забыть о своей любви? В общем, «Саранча» поднял немало вопросов и дал просто море пищи для размышления. У каждого зрителя будут свои ответы опять же в зависимости от мировоззрения, воспитания и опыта. Лично я остался доволен этим творением, возможно даже заставило меня задуматься над собой и над будущей жизнью. Надо ли говорить, что для российской киноленты это огромное достижение! 9 из 10
За последний десяток лет, отечественные кинематографисты заимели весьма занятную привычку. Если Голливуде обилие отснятого, но кажущимся лишним в картине материала оказывается на полу монтажной комнаты, то в именно этот материал и позволяет дважды «срубить куш». Дав возможность создать мини сериал или даже телевизионный формат с более продолжительной вариацией уже выпущенного полнометражного фильма. Не стал исключением и фильм «Саранча» Егора Баранова, который вырос «на полтора часа» экранного времени больше. Как и в случае с полнометражной прокатной версией данной картины, центром всего повествования оказывается не просто искра, а настоящее пламя любви и страсти между молодыми героями ленты — провинциальным Артёмом и городской Лерой, которое по мере развития сюжета превращается в настоящий пожар и стихийное бедствие. Сжигая и уничтожая всё на своем пути. Желая «уместится» в рамках двух часов экранного времени, создатели картины пожертвовали очень многими моментами. Отсюда и не удивительно, что прокатная версия имела немало сюжетных дыр, вопросов и не доведенных до конца сюжетных линий, которые оказались заполнены именно в данной ленте. Родители обоих героев получили куда больше экранного времени и раскрылись именно в качестве личностей, а не фоновой мебели всей истории. Особенно родители Леры, которые оказались далеко не столь жестоки как могло показаться в прокатной версии. Немало внимания было уделено семейной жизни обоих героев. Что более объемно раскрыло характера каждого из супругов героев. Особенно Наталью, которую мне было жаль более всего. Мораль и главное послание картины остались неизменны. Картина оказалась фактическим отражением огромной части современного общества именно на примере молодого поколения, которое не имея никаких моральных и этических ориентиров, понятий чести и идеалов просто прожигают себя. Будучи весьма талантливыми и амбициозными, но не желая засучить рукава и приложить усилия для более лучшего будущего. Просто хотя всего здесь и сейчас и желательно — просто так. При это именно на примере данной полной версии, создателям ленты удалось значительно дополнить это самое послание и фактически отразить всю сущность человека, в которое одинаково сосуществует как добро, так и зло. Однако только от нас зависит, какая сторона возьмет вверх и всё благодаря тому, сможем ли мы делать выводы из совершенных ошибок. Главные герои данной ленты увы этого не смогли. Если полнометражная прокатная версия картины и создавала впечатление больше остросюжетной и психологической драмы, чем эротического триллера, то на примере данной полной версии это оказывается предельно очевидным. Режиссер картины Егор Баранов снял действительно глубокий, отчасти личный и предельно честный фильм, который не спекулирует насилием, грязью и жестью. Но очень тонко позволяет заметить всё это на примере показанного на экране мира, частью которого является каждый из нас. Пётр Фёдоров и Паулина Андреева великолепно воплотили свои роли на экране. Отдельно хочется отметить Андрееву, для которой данная роль стала первой крупной ролью в её карьере и справилась для своего дебюта она отлично. Оба актера очень убедительно продемонстрировали нисколько трансформацию, сколько полную деградацию своих персонажей из наивных и любящих друг друга детей в абсолютно хладнокровных, жестоких и эгоистичных чудовищ. Заставляя задуматься, а была ли на самом деле любовь? Еще более сильно в отличии от прокатной версии понравилась игра Дмитрия Шевченко и Екатерины Волковой, к которым теперь прибавились Евгения Дмитриева и Алексей Горбунов. Особенно последний, который мастерски вытянув сильный момент трещины в отношениях его героя с сыном, которому не нашлось места в прокатной версии, а зря. 8 из 10 Саранча — это отличный пример того, что «краткость не всегда является сестрой таланта» и что «режиссерские версии» почти всегда необходимы для больше понимания произведения. Очень глубокая, остросюжетная, жестокая и суровая, но предельно честная психологическая драма, которая безусловно заставляет задуматься.
Егор Баранов уже не в первый раз доказывает, что умеет снимать современный и качественный продукт, который не уступает западным аналогам. «Саранча» привлекает игрой актёров, красивой картинкой и откровенным повествованием. Да, все эти качества, по идее, должны покорять зрителя, заставлять его задумываться о решениях и поступках человека. Но при этом, ни один из героев фильма не вызывает сопереживания. Это не история о любви и уж тем более о страсти. Сюжет рассказывает о человеческих пороках, похоти, жадности и зависти, которые нам преподносят в виде «безрассудной любви» двух героев, которые за свою недолгую совместную жизнь умудряются искалечить жизнь не только друг другу, но и всем близким им людям. Нельзя разобраться кто же в повествовании является злодеем. Каждому из персонажей что-то нужно. Каждый — пытается получить желаемое всеми способами. Стоит ли осуждать престарелого друга семейства, который жаждет получить руку, сердце и другие привлекательные части тела главной героини? Ставить его персонажа в позицию главного антагониста просто неправильно. Да, он помог её отцу выпутаться из некрасивой ситуации в обмен на брак. Но в конце концов, её отец попал в тюрьму не за красивые глаза, а за дело. За ней оставался выбор, который она приняла скоропалительно и никого другого обвинять в её решении нельзя. Стоит ли осуждать мать героини, которая готова пойти ради счастья и благополучия дочери на всё? И так ли уж плохи были её советы? А виновата ли светская львица, которую из жадности и ревности впустил в свою постель главный герой? Разве виновата она, что полюбила такого пустого и жестокого мужчину и готова была отдать ему всё что имела? Он и она — взрывная смесь, чья пагубная зависимость друг от друга разрушала всё на своём пути. Оба героя оказались саморазрушающимися субстанциями горя и жажды. Сложно сказать понравился мне фильм (он же мини-сериал) или нет. Несмотря на атмосферу и красивую картинку, меня не покидало ощущение неприязни и грязи, который был пропитан сюжет. В итоге мы получаем качественную драму, где нет никакой морали. Лишь бесконечная боль для каждого в этой истории.
На первый взгляд, понятно: устами Наташи, обращающейся к Артему: «Вы как саранча», можно отнести эту метафору к главным героям, Артему и Лере. Но ведь в фильме рефреном звучат Лерины слова: «Мы просто хотели любить друг друга». И что бы с героями ни происходило, как бы они ни пытались избавиться от страсти, но любовь невозможно остановить ни словами, ни обстоятельствами. Она как дар: либо есть, либо нет. И если есть, то всё себе подчиняет. Саранча всё уничтожает, пожирая. Артем — талантливый поэт и журналист. Всё у него получается, пока они с Лерой вместе. И Лера ради Артема отказывается от привычного бытового комфорта. Они всё время борются за то, чтобы быть вместе. Сначала мать пытается уговорить Леру бросить Артема, ссылаясь на извечную житейскую мудрость, мол, у вас нет будущего, это всего лишь курортный роман. Потом давно влюбленный в Леру партнер отца упекает последнего за решетку. И, спасая отца от тюрьмы, Лера жертвует своей любовью и выходит замуж за этого подонка, решившего, что он купил ее любовь. Артем в отчаянии женится на богатой Наташе, однако искренне надеется, что сможет полюбить ее. Но ведь и Наташа решила, что купила любовь Артема роскошью и богатством. Он не выдерживает, когда она начинает следить за ним: прослушивает его телефон, нанимает частных детективов… Пока Артем разлучен с Лерой, он даже писать не может. Да, он совершает страшные поступки. Но ничего бы этого не было, если бы те, кто их окружает и у кого есть деньги и власть, просто оставили бы их, просто отпустили бы любить друг друга. Саранча — это те, кто думает, что всё можно купить за деньги и власть. Это их бездушие и жажда власти (над детьми, женами, мужьями) приводят к трагедиям. Но для меня очень важным оказался самый финал фильма: как свет в черном туннеле. Мне понравилась и актерская работа Паулины Андреевой и Петра Федорова, и музыкальное сопровождение, и работа гримера. Мне кажется, фильм значительно тоньше и глубже, чем это может показаться на поверхностный взгляд. Главные герои, безусловно, виноваты и они несут за это наказание, но гораздо больше виновны те, кто подтолкнул их к этим поступкам, не позволив им просто быть вместе, кто думал, что любовь можно купить, как модные шмотки и тачки. Родители Леры и ее муж, жена Артема и его друг детства Марат - вот кто настоящая саранча. 8 из 10
Начну с того, что я довольно предвзято отношусь ко всем русским сериалам. У этого сериала меня не привлекло ничего, ни название, ни картинка, ни жанр, указанный в описании, смутил продюссерский состав, для меня Александр Цекало — это все тот забавный пухлячок, который снимался в детстве с Лолитой. НО очень активно мне его начали советовать мои знакомые. И вот я выделила вечер, чтобы посмотреть сие творение. И знаете, я была удивлена. Первая серия это типичная романтическая мелодрама, вторая серия драматическая одержимость, третья серия триллер, и четвертая серия апогей их жизни, глубокая драма. Каждая серия — это новые эмоции, новые события, новая жизнь главных героев. Сериал интересно смотреть, есть интересные режиссерские ходы, вполне подходящее музыкальное сопровождение. Хотелось бы остановится на некоторых мыслях, которые меня зацепили: 1) Образ жизни — это наркотик Один раз попробовав роскошь и вседозволенность, сможешь ли ты потом жить иначе? 2) Разве мы не имеем права быть счастливы? То ли счастье, зачем ты гонишься? 3) Насколько далеко ты готов зайти, чтобы дойти до цели? В картине больше вопросов, чем ответов. Но меня она заставила задуматься о многих вопросах, о том, что такое любовь, что такое счастье, и уверен ли ты что то, зачем ты гонишься сделает тебя счастливым, о том где страсть, где любовь, а где одержимость, о том, как важно самому себя обеспечивать и не быть той самой пресловутой саранчей. Вообщем, мысли скомканы, слова не особо составляются в предложения, но этот сериал задевает, и поэтому я думаю, что его стоит посмотреть 7 из 10