Тьма
- 09 сен 2017
Сериал «Тьма» можно описать двумя словами, которые по сути являются взаимоисключающими характеристиками — «интересный» и «душный». И поначалу державшийся баланс все больше клонился в пользу душноты, с каждым новым сюжетным поворотом, с каждым новым сезоном. Итак, что у нас есть? Классический для подобных историй маленький городок, в котором неожиданно начинают пропадать дети. В центре истории оказывается несколько семей, тесно друг с другом знакомых и имеющих свои тайны, которые рано или поздно, естественно, обнажатся, так или иначе повлияв на персонажей и отдельные сюжетные ветки. А связующим звеном для всей этой не самой оригинальной экспозиции становятся путешествия во времени. Стоит сделать небольшое лирическое отступление и сказать, что я люблю сюжеты, завязанные на тайм-трэвелах и временных парадоксах. Это всегда интересно, и именно этим меня поначалу и подкупил первый сезон, и собственно благодаря этому я и досмотрел сериал до конца. По ходу действия «Тьма» бросает в зрителя все больше и больше сюжетных твистов, как глобальных, так и более личных, связанных с отдельными персонажами. Но одновременно с этим появляется душнота, которая от сериала может отвернуть. Дело в том, что «Тьма» невероятно перегружена. Начнем с главного — в сериале изначально немало персонажей со своими сюжетными линями, и у каждого из них есть еще по несколько версий из других временных отрезков. Таким образом количество основных действующих персонажей увеличивается в разы. При этом большую часть времени повествование просто рандомно скачет между таймлайнами, переключаясь от одного персонажа к другому (или между версиями одного и того же героя сей истории). Мешанины становится еще больше, когда все версии персонажей начинают как сумасшедшие скакать между кучей таймлайнов, взаимодействуя сами с собой, со своими родителями, с родителями их родителей, и все это превращается по итогу в какую-то чудовищную неразбериху. И словно этого было мало, в повествовании появляется еще и альтернативный мир, в котором тоже куча таймлайнов и кочующих между ними героев. В общем, наблюдать за всей этой шизофренией становится все тяжелее, сюжетных линий становится все больше, все больше загадок, не на все из которых в конце концов будет получен ответ. И следить за причудливыми переплетениями сюжетных веток, гадая, кто еще кому придется каким родственником очень утомляет. «Тьма» превращается в своего рода «Санта-Барбару», только с учетом временных петлей, и не все сюжетные линии одинаково интересны. Без каких-то вполне можно было бы и обойтись. «Тьма» может похвастаться отличным художественным стилем. Картинка, несмотря на свою блеклость и серость, очень атмосферная, прекрасные общие планы пейзажей и детальные интерьеры обиталищ героев отлично погружают в происходящее. Нельзя не отметить и потрясающее музыкальное сопровождение. Вердикт: вот вроде бы почти всю рецензию «Тьму» я ругаю, но все же в итоге это не отрицательный отзыв. Просто потому что сериал на самом деле интересен и в какой-то степени самобытен. Да, он перегружен, да, в нем намешано слишком много всего, как минимум от идеи альтернативного мира на мой взгляд можно было бы и отказаться, как и от некоторых более мелких сюжетных линий. Однако несмотря на все это история все равно интригует и заставляет смотреть дальше, хотя бы просто ради того, чтобы узнать, что лежит в основе всех этих временных парадоксов и петлей, которые никак не рвутся. Как минимум я рекомендую хотя бы начать смотреть «Тьму» и уже самому определиться, стоит ли дальше тратить на него время, потому что это один из тех проектов, к которым все же следует прикоснуться самостоятельно.
Тьма — во многих аспектах потрясающий сериал. Данное творение не оставит равнодушным ни одного любителя историй о путешествиях во времени, запутанных историй, наполненных загадками и мрачной атмосферы. По деталям: Актёрская игра Все актёры сериала исполняют свои роли великолепно. Особенностью сериала является то, что набор разных актёров играет одного и того персонажа в разных временных линиях, Так вот актёры подобраны и ведут себя так, что действительно начинаешь верить, что это один и тот же персонаж. Музыкальное сопровождение Необычные мрачные саундтреки создают гнетущую атмосферу безысходности. Запомнились немые вставки под песни под конец каждой серии — выполнено крайне эффектно. Операторская работа Ох, эти пролёты камеры над бескрайними пейзажами. Создаётся невероятная атмосфера заброшенной глубинки, где у каждого свои скелеты в шкафу и помощи ждать неоткуда. Начинаешь понимать, почему персонажи желают попасть в «Мир без Виндена». По сюжету 1 сезон — приступая смотреть сериал, сразу обращаешь внимание на его мрачность, некую тягучесть. В первом сезоне нужно быть особенно внимательным, чтобы уследить кто есть кто. Сценаристы создали необычайное количество тайн и загадок (покруче старого доброго LOST). Сюжет поворот в конце первого сезона даёт нам прочувствовать, через какие невообразимые испытания предстоит пройти главному герою в его грядущей судьбе. 2 сезон — набирает обороты с невероятной скоростью. Нам раскрывают многие тайны, мы видим многочисленные пересечения персонажей, сталкиваемся со многим парадоксами и поднимаем действительно философские вопросы. К 6 серии 2 сезона накал эмоций настолько силён, что хочется просто воскликнуть: «Феерично!» К концу второго сезона мы подходим к некоторому итогу, но тут случается концовка последней серии… 3 сезон — и так, 3 сезон. Понимаете в чем проблема, сериал уже поднял одну очень интересную фантастическую тему — путешествия во времени. И теперь концовка второго сезона и ВЕСЬ третий начинают другую! И так, у нас уже есть концепция путешествий во времени, вокруг которой всё было закручено, интересно и логично. Но тут нам предлагают другую — в рамках которой можно придумать условно что угодно. Всё это начинает терять смысл и становится попросту скучным. Почему нам должно быть не всё равно на «новых» персонажей? Финал сериала сводится к тому, что итоговый конфликт вообще в принципе никак не связан с главными героями… Вообще о сюжете можно писать много, так что здесь остановимся. По итогу имеем качественный, необычный мистический сериал. 1 и 2 сезоны посмотреть определённо стоит, а вот с 3 на Ваш страх и риск. 8 из 10
ТЬМА Пробудившийся весной интерес к европейским сериалам с Netflix логично подошёл к наиболее известному и значимому — немецкой «Тьме» (Dark). Сразу надо написать, что если вы еще не смотрели, то непременно найдите время для просмотра всего 3 сезонов по 8—10 серий, при этом заклинаю вас не делать перерыва между сезонами, а то замучаетесь вспоминать кто кому и когда. А начинается «Тьма» так. В маленьком вымышленном городке Винден в наши дни пропадают школьники. На окраине города есть атомная станция, окруженная лесом. И где-то в глубине леса есть таинственные пещеры, в которых есть проход на 33 года назад или вперед. Как и многие культовые сериалы, «Тьма» за внешней детективной историей имеет несколько уровней. От истории четырех семей в 2019 году она переходит через проблемы отцов и детей к вопросам предопределенности человеческой судьбы, квантовой физики. И ближе к концу, когда перед глазами встанет вся описываемая картина, мы увидим настоящую древнегреческую трагедию, в которой по законам жанра нет места юмору. Как справедливо заметил один из читаемых мною авторов в телеграме, для американского кино тема путешествий во времени связана в первую очередь с приключениями — «зашли и вышли, приключение на 20 минут». «Тьма» же исследует тему возможности изменить прошлое с вершины немецкой философии, обращаясь то к Ницше, то к Шопенгауэру. Много ли вы знаете американских философов? При этом ключевое преимущество «Тьмы» перед скажем «Остаться в живых» — еще одном культовом сериалом о путешествиях во времени — состоит в том, что немецкие авторы изначально знали чем они закончат историю, поэтому всё показанное в финале логично сплетено в узел с показанным в начале. Еще одно ключевое отличие «Тьмы» — невероятное внимание к деталям. Начиная от интерьеров, одежды, предметов и их перемещений во времени, и заканчивая подбором актеров, которые должны быть похожи на свои молодые, взрослые и пожилые роли. Этот сериал хочется смоковать, рассматривая каждый кадр, слушая каждую фразу, пытаясь понять скрытый смысл. И как же приятно видеть при этом культурные отсылки к библейским именам, греческим мифам, классической немецкой литературе и философии. «Тьма» — это выдающаяся история о любви отца к своим детям, которая способна разрушить мир, о любви матери к своей дочери, которая может спасти мир, о любви двух созданных друг для друга людей, которая переходит в смертельную ненависть и о способности отказаться от личного счастья в любви ради спасения другого.
Сериал Тьма без сомнения нечто культовое и необычное. Смотреть его по настоящему было интересно. Первый сезон держит в напряжении, а сложный сюжет не дает заскучать. Тьма вобрала в себе все возможное, что могла взять из Назад в будущее, Странных дел, Врат Штайна. Но сериал все-равно остается самобытным, в нем есть нечто новое, что раньше не показывалось зрителю. Примечательно, что сериал снят по большей части в Германии и актеры соответственно из этой страны. Однако играют они прекрасно, ты веришь им и актерское мастерство здесь на высшем уровне. Про сюжет сказать достаточно сложно. Например в первом сезоне это достаточно простой сериал про поиск своего пути и поиск чего-то. Также тут выстроена драма вокруг героев и их проблем. А проблем тут очень много. В отличии от Странных дел сериал Тьма не мелочиться с практически одной основной сюжетной линией. Конечно Йонас считается главным героем (по крайней мере до 3 сезона). Однако, развитие получает гораздо больше персонажей. Мы, как зрители, смотрим через призму этих героев и пытаемся понять их чувства, воспринять мир, в котором они живут. Второй сезон отвечает на некоторые вопросы, но задает новых вопросов еще больше. Оттого сюжет сериала становиться перенасыщенным. Мне как зрителю было тяжело смотреть и воспринимать все сюжетные линии и всех героев. Они избыточны и не нужны основному повествованию. Куда хуже дело обстоит с третьим сезоном. Главный герой меняется с мальчика на девочку, но сюжетная структура практически полностью повторяет первый сезон. Да, авторы показывают нам несколько другую перспективу событий, но это еще больше запутывает сюжетные линии. Визуал сериала очень хороший. Впрочем в 2017, как и в 2020 уровень графики и других решений (постановка кадра, выбор того или иного ракурса) стал гораздо выше «обычного» сериального уровня (уровня условно ситкомов). Такой тренд, я думаю, задал еще сериал Игра престолов, студии поняли, что можно отбить вложения, сделав сериал получше. Резюмируя, скажу, что сериал на высоте. Смело можно начинать просмотр. НО! сюжет закручивается так сильно, что просто развязать в концовке все узлы у сценаристов не получается. И мало того, что они придумывают божественную составляющую, так они еще и делают бессмысленными весь сериал. Сама же идея и ее реализация, вплоть до 3 сезона были великолепны. Как жаль, что сценаристы не смогли найти в себе смелости закончить сериал раньше или же закончить его как-нибудь по другому.
Довольно неоднородный по своей сути сериал, впечатления от которого, как мне кажется, лучше рассматривать по каждому сезону отдельно. Большинство положительных рецензий и оценок, скорее всего, были поспешно сделаны людьми после выхода первого же сезона. Я сам однажды наступил на те же грабли… больше постараюсь этого не делать. Итак, по порядку. 1 сезон. История немецкого провинциального городка начинается довольно неторопливо, даже слишком; но пусть вас это не обманывает. Это не голливудский блокбастер, где каждый кадр напичкан экшеном. С первым сезоном немцы постарались на славу: сюжет медленно, но последовательно раскручивается, захватывая всё больше и больше. Этому способствует меланхолично-атмосферная музыка, придающая всей истории таинственный, мистический окрас. В нужных местах делаются разъясняющие отступления, но ровно настолько, чтобы оставить чувство недосказанности для следующего сезона. Когда поверх налёта меланхолии неожиданно сваливается фантастический триллер, это оказывает своеобразный вау-эффект. Первый сезон меня по-настоящему заинтересовал; он вселил в меня надежду на то, что уж эта история о путешествиях во времени обещает быть настоящим шедевром. Потому что так уж сложилось, что все просмотренные мной сериалы, имеющие в своей основе временные парадоксы и всё, что с ними связано, в итоге превращались в какой-то абсурд. Взять, к примеру, сериал «12 обезьян»… Оценка 1 сезона: 10/10. Заинтриговали! 2 сезон. Продолжение истории, начатой в 1 сезоне, раскручивается с ускорением. Однако примерно к середине сезона от этого «ускорения» начинает кружиться голова. Нагромождение хитросплетений переплетается настолько, что перестаёшь понимать, что происходит. Именно такие фразы в диалогах сериала повторяются бесчисленное множество раз: «Что это значит?» «Что происходит?» «Это невозможно!» «Куда ты идёшь?» «Ты должен всё исправить!» (как вариант: «Я должен всё исправить») … сопровождаемое кислой миной главного героя. И со временем это начинает раздражать. Вау-эффект от первого сезона постепенно проходит, и начинается такая беспорядочная возня, что сам чёрт ногу сломит. Начинают раздражать постоянно бегающие подростки с чумазыми лицами «я должен их всех спасти, и тогда они не умрут!», плачущие с открытым ртом в особенно трагичных моментах, а в особенно радостных — занимающиеся сексом. Взрослые тупят всё более жёстко; но если их тупость в первом сезоне можно было объяснить провинциальной флегматичностью, то сейчас это уже сюжетная «яма» и часто просто плохая актёрская игра. Персонажам всё чаще перестаёшь сопереживать, потому что их поведение в специфических ситуациях неубедительно. Оценка 2 сезона: 5/10. Помедленнее, я записываю! 3 сезон. Ускорение, заданное сюжету во 2 сезоне, дало о себе знать. Это можно сравнить с центрифугой стиральной машины: в сюжете появилось много новых действующих лиц, но большой ясности это не внесло. Подобно тому, как в стиралку добавили белья — мешанина не перестала быть мешаниной. Всё мельтишит, и уже с трудом вспоминаешь, с чего всё начиналось, и поэтому уже просто смотришь, ожидая объяснений. Глубокомысленно-философские монологи призваны скорее нагнать таинственности и не несут полезной информации. Однако ближе к завершению сюжет получил внятное разъяснение, чтобы история стала, наконец, понятной и завершённой. И действительно, почти всё встало на свои места. Однако… на мой взгляд, это было сделано как будто второпях, так как многие значимые вещи так и не были разъяснены. Как будто режиссёру стало понятно, что сюжет слишком затянули и усложнили (а это точно так). С грехом пополам части мозаики были сложены, и я был рад, что всё же не сломал мозг. Оценка 3 сезона: 4 из 10. Хитро выкрутились, с подвыподвертом! Итоговая оценка сериала: 6 из 10. P.S. Вообще не уверен, стоит ли рекомендовать сериал к просмотру. Авторы, очевидно, решили сделать знатную головоломку, но не хватило мастерства сделать это изящно. По моему личному мнению, повествование слишком затянули, как будто в угоду прибыли. Я ожидал большего.
О данном сериале я услышал совсем недавно, и у меня была отличная возможность посмотреть все 3 сезона залпом. К сожалению не получилось, т. к. чувство тяжести от просмотра нарастало с каждой серией. Поначалу первый сезон произвел хорошие впечатления, интересный и не слишком банальный сюжет, множество героев и сюжетных линий, которые рано или поздно переплетаются. Отдельно хочется отметить, как создателям сериала удалось передать атмосферу временных эпох. Уже на данном этапе просмотра ждёшь от сериала чего-то нового, не банального, ту нотку завораживания, которую жаждешь ощущать по мере продвижения сюжета. Но её все нет… Вместо прилива эмоций и желанных ответов на столь сложные вопросы перед зрителем расстилается «тьма». Тьма, которая окутала умы сценаристов и постановщиков. Но обо всем по порядку: 1. Сюжет Рассказ начинается с повествования о маленьком городке, жители которого так сильно его ненавидят, что на протяжении всего сериала вы не раз услышите тост «за жизнь без Виндена». Складывается ощущение, что за пределами этого города пустота. Это искусственная клетка, в которой живут главные герои никак не вяжется с довольно широкой и возвышенной идеей путешествий во времени. Сценаристы вводят очень много персонажей, чтобы рассказать запутанную и интересную историю людских связей, которую породила та самая «петля». Но после пары-тройки твистов понимаешь, что все переплетения являются лишь заполнением хронометража, и практически не влияют на сюжет. Убери 70% персонажей, и ничего бы не поменялось. Главная идея сериала не продвигается с сюжетом, а наоборот вечно где-то теряется на фоне очередного бесполезного твиста. После просмотра двух сезонов появляется ощущение, что сам попал в эту петлю, и смотришь одну и ту же серию раз за разом, меняется лишь локация и задействованные персонажи. Топтание на месте — вот как можно описать сюжет сериала «Тьма». 2. Персонажи В начале ты восхищаешься столь продуманным миром, в который добавили огромное количество персонажей. Каждому отведен свой значительный хронометраж, и каждый играет свою нужную роль. Кажется, что к концу сериала «все пешки встанут на свои места», и эти хитрые переплетения времени и людских жизней приведут к логическому завершению повествования. Но по факту мы получаем лишь историю трёх главных персонажей, которые в целом неплохо справляются без чьей либо помощи. Но больше всего настораживает наполненность персонажей. Они безликие, серые и не интересные. У них нет своих убеждений, нет индивидуальности, и они не развиваются. Каждый раз попадая в очередную ловушку времени они не делают выводов, и наступают на те же грабли. И если в какой-то момент в ГГ просыпается понимание происходящего, к нему приходит какой-то персонаж, который говорит совершенно банальные, но очень философские фразы, по типу «ты не понимаешь, как все устроено, пойдём со мной — я тебе покажу». Это было бы действительно не плохим поворотом сюжета, не повторись данная ситуация раз 10! К сожалению, практически все персонажи на протяжении всего повествования склонны принимать чьи то доводы за чистую монету. На лицо полное отсутствие характера героев, что очень сильно портит впечатление о сериале, который с первых секунд делает акцент не на мире, а на персонажах. 3. Сюжетные пробелы Показывая ту или иную сцену, режиссер хочет показать значимость данного действия для остального сюжета. Таких сцен в сериале меньше половины. В основном хронометраж заполнен совершенно бессвязным наполнением, которое обрывается так же быстро, как и начинается. Героиня, которая живет в своем времени, и не заинтересована в предотвращении катастрофы вдруг перемещается на сотню лет назад чтобы просто остаться там жить, и завести семью. Неожиданное воссоединение семьи оборачивается жестоким убийством, которое потом никак не обосновывают. Герой, встречающий себя молодого в прошлом не помнит, чем обернется данный разговор, хотя уже переживал этот момент в молодости. Целую арку посвящают группе людей, которая старается изменить мир, и к концу третьего сезона про них просто забывают. Сцена ради сцены — это главная болезнь сериала «Тьма». Совершенная пустая, ни к чему не приводящая, бессмысленная сцена. 4. Операторская работа Видимо операторы сериала большие романтики в душе, иначе я не могу объяснить такую манию к статике. Одно дело, когда показывают пейзажи, красивые леса, виляющую дорогу, но совершенно другое ощущение вызывает просмотр сцены, где 2 минуты в полной тишине персонажи смотрят друг на друга, и не происходит ровным счетом ничего. Такой прием отлично подходит к драматичной сцене, но когда его суют во все сцены, по 5 раз за серию, чувство утомления приходит моментально. Вывод: Сериал имел большой потенциал, но сценаристы в попытках запутать зрителя, запутали сами себя. На протяжении трёх сезонов мы наблюдаем бесконечно повторяющуюся сценку диалога между «молодым и зеленым» и «повидавшим жизнь». Твисты, которые происходят раз за разом, не вызывают никаких эмоций, потому что не имеют сюжетной нагрузки, и созданы лишь для того, чтобы еще больше создать впечатление связанности людских судеб. История про катастрофу и путешествия во времени плавно превратились с мелодраму о людях, которые поступаются здравым смыслом, лишь бы оправдать своё собственное существование. «Петля времени» — это фраза, которой можно описать всю суть сериала. Бесконечное, бессмысленное и утомляющее повторение одного и того же действия, раз за разом оставляющее одни вопросы, но не дающее никаких ответов. 3 из 10
Я пишу данное ревью исключительно потому, что бы оградить всех от просмотра данного сериала. От того великолепного восторга, что я испытал от первого сезона, и от того ужасного разочарования, что я испытал от второго и третьего сезонов. Я буду писать без спойлеров, но крайне рекомендую все-таки пропустить этот сериал. В первом сезоне нам предстает хорошо сложенная история, довольно закрученная, но не на столько, что за ней сложно следить. Авторы не говорят многих вещей напрямую, делая это намеками, деталями, награждая внимательного зрителя более глубоким пониманием происходящего. Стиль и аудиосопровождение на высоте. В целом первый сезон просто отличный. Но то, что происходит после него вселяет тихий ужас. Во втором сезоне сюжет начинают углублять и запутывать еще больше, но поспевающий зритель начнет замечать, что с этой запутанностью местами в сюжете начинают появлятся незначительные дыры. Такой зритель будет склонен не обращать на них внимание, так как первый сезон уже его завоевал. Но по мере сезона этих дырочек становиться все больше и больше. В этом сезоне герои гораздо чаще общаются со старшими (смотревшие поймут). И если в первом сезоне из-за редкости это не вызывало проблем, во втором это начинает надоедать. Старшие постоянно ооочень медленно говорят философскими фразами имеющими мало смысла (особенно авторы любят фразу «Ты не понимаешь, как все связанно…»), и по сути льют воду, лишь бы заставить героев что-то сделать. Каждый раз это оборачивается против героев, а они продолжают им верить. Несколько (главных!) героев вообще ничего не делают по своей воле, а просто делают то, что им сказали. Запутанность тоже ощущается здесь хуже, чем в первом сезоне. Складывается впечатление, что запутанность здесь нужна ради самой запутанности, а не интересной истории. Злодей первого сезона, который был абсолютной энигмой и производил впечатление единственного, кто понимает что происходит, оказывается пешкой злодея, о котором нам много известно, и на деле тоже ничего не понимает и делает то, что ему говорят. Это все сильно портит впечатление от сериала, но мотивы старших крайне интересны, так что после второго сезона зритель вероятно совершит ужасную ошибку и начнет смотреть финальный сезон. Третий и последний сезон обещал дать объяснение всему. На деле в нем рушится все хорошее впечатление о сериале. В этом сезоне на передний план выходит любовная линия, которая хоть и присутствовала в предыдущих сезонах, не была особо значимой. Этот сезон делает любовную линию крайне не убедительной, что манифистируется в том, что героиня влюбляется в героя просто потому, что сценаристы так захотели. Сценаристы так захотели. Эта фраза является причиной большинства действий героев, включаяя мотивации старших. Ни одна мотивация старших не является хоть сколько-нибудь убедительной. То же самое можно сказать и о многих действиях героев, которые совершаются либо по неубедительным причинам, либо они опять делают то, что им медленно сказали высокопарными фразами, которые несут в себе мало смысла. В этом сезоне опять же сделали вселенную сериала глубже и запутанней, как и в первом сезоне, но тут эта глубина чувствуется совершенно искусственной, нелогичной и глупой. Финал просто поражает своей нелогичностью. Герои знают о чем-то, что они никак не могут знать (Клаудия о часовщике). Злодей второго сезона выполняет свой план (который он выполнял по тупейшей причине, кстати) и ничего не происходит. В этой сцене он молча вопрошает «Почему?!», смотря на свои руки, когда я думал «Почему ты вообще думал, что это может что-то сделать?». И финал полностью состоит из подобных моментов. Третий сезон я смотрел буквально через силу с огромным разочарованием и непониманием, как люди сделавшие первый сезон, могли сделать третий. После себя сериал оставляет только разочарование от упущенного потенциала первого сезона. Не понимаешь, как сценаристы, написавшие историю о причинно-следственных связях, так плохо их написали в своем сценарии. Не тратьте свое время. P.S. В одном ревью было упомянуто, что сценарий был написан сразу на все три сезона. Я нахожу это крайне сомнительным, потому что в первом сезоне почему-то нет никакого упоминания Адама, хотя они бы были КРАЙНЕ уместны. Во втором сезоне точно так же были уместны упоминания Евы и альтернативы.
Посмотрела сериал на одном дыхании. На три сезона ушло около недели. Увидела у кого-то в подборках в соц. сетях и сразу заинтересовал. Люблю такие фильмы, которые заставляют зрителя думать, находить разгадку, решать головоломку. На первый взгляд думаешь какой-то обычный триллер, но нет сюжет уж так закручен, что до последней серии не понимаешь какова же будет развязка. Действие происходит в обычном немецком городке Винден, который проживает вместе с героями жизнь в более 100 лет. Мы видим жизнь обычных семей и их детей школьников в различное время. Но сразу с первых кадров город кажется каким-то мрачным, густой лес вокруг, постоянные дожди и атомная станция рядом. Что становится триггером к бесконечной череде событий — на первый взгляд, думаешь обычное любопытство подростков, но нет — первоисточник намного глубже. И с каждой новой серией сюжет закручивается все глубже и глубже. Каждая новая серия — это новое звено в череде всех событий. Во всех трех сезонах такое широкое временное пространство, ведь мы видим не только наши дни 2019—2020, но и прошлое и будущее. Так сериал переносит зрителя в 1953/1954, 1986/1987, 1800-е, начало 1900-х и даже 2040—2050-е. К концу третьего сезона начинаешь уже путаться какой это год и кто есть кто, какой персонаж из какого времени. Все так смешалось, но в последних сериях идет как бы описание всему произошедшему и называется причина подобного сбоя и подобных перемещений во времени. Каждое действие персонажа всегда каким-то образом влияет на будущее или прошлое и имеет свое последствие. И начинаешь размышлять, а если бы это не произошло, то как пошли бы события. Фильм хорошо показал все временные периоды. Какая эстетика и одежда была присуща тому или иному году. Также описывается сам процесс и как такое перемещение могло произойти с точки зрения физики. Актерский состав весь незнаком, но сыграно реалистично. Фильм вошел в топ 250 сериалов, и думаю посмотреть его стоит. Если вы любите детективы (трупы тут есть, и кто их убил тоже следует разгадать), фантастику, головоломки и драму (а как же без любовной линии), то фильм обязателен к просмотру. 10 из 10
Просмотрев два сезона «Тьмы», я решил, что достаточно освежил свои знания немецкого языка и решил написать эту рецензию. Вкратце о сюжете: в некоем Вендене в Германии стали регулярно пропадать дети, и нашим героям предстоит расследовать эти исчезновения. В процессе мы узнаем многое об истории героев, об их прошлом и будущем. Главный лозунг сериала — прошлое и будущее (и настоящее) неразрывно связаны. Кроме того, прошлое никак нельзя изменить — все произойдет именно так, как должно произойти. И, в принципе, об этом весь сюжет. Меня очень порадовало, что кроме неплохого музыкального сопровождения и спецэффектов, сериал имеет еще и продуманный в целом сюжет. Действительно, все, что произошло в прошлом, оставляет отпечаток на будущем. Но как только мы доходим до деталей, то сразу понимаем, что сериал плох с этой точки зрения. Есть две главные проблемы в сериале, о которых поговорим последовательно. Во-первых, это абсолютно бессмысленный перенос даты событий сериала с первого сезона с ноября 2019 в июнь 2020. Если бы все события второго сезона проходили в ноябре 2019, все выглядело бы гораздо, гораздо логичнее. Как Хельге провел 7 месяцев (а не 2 дня) взаперти в подвале без еды и без воды? Зачем Бартошу было хранить записку от бабушки для матери в заднем кармане штанов 7 месяцев (а не два дня) (он же стирает иногда штаны, почему записка осталась в идеальном состоянии?)? Почему вообще тема с пропажей детей остаётся актуальной в полиции спустя семь (!!) месяцев, а Нильсены-дети до сих пор злятся на родителей за исчезновение Миккеля и Ульриха? Но отвлечемся пока от безответных вопросов к сценаристам «Тьмы» и вспомним на минуту серию игр S.T.A.L.K.E.R. Понятное дело, что сталкеры в зоне отчуждения себе картошку не выращивали, тем не менее в сюжете игры несколько раз упоминалось, что «Зона» спонсируется правительством Украины с целью получения ценных артефактов. Из этого можно предположить, что провизию сталкеры получали из остальной части Украины. Совсем по-другому обстоит дело в постапокалиптическом Вендене. Если предположить, что до апокалипсиса в городе были магазины с едой (в чем я в принципе крайне сомневаюсь), то еды оттуда выжившим должно было хватить на несколько дней, может, недель, но никак не на все время пребывания их там. А еду больше брать неоткуда. Отсюда вопрос — чем они там питались? Но ответа на этот вопрос мы не получим, потому что еда — не важная для сюжета деталь. Её существование вообще опровергается: видимо, в рамках жанра научной фантастики сценаристы решили допустить, что людям вовсе не нужно ни пить, ни питаться, ни удовлетворять какие-либо другие их нужды, кроме расследования ситуаций с пропажами детей и путешествиями во времени. Не думайте, что постапокалиптический Венден — единственное проявление опровержения сценаристами существования еды. Нет! Их существует целое множество. Например, почему когда Магнус, Марта, Франциска и её сестра идут в пещеры, где уже целые сутки лежит их связанный (в качестве пытки) друг без еды и воды, они не берут с собой собственно ни еду, ни воду на случай если он согласится ответить на интересующие их вопросы, если они не хотят его убивать? — Какая разница, если Бартош не попросит ни того, ни другого? Главное — показать, что его пытали и что он не выдержал пытки, а детали не имеют значения. Кроме этих двух главных проблем с реализмом у сюжета, можно найти проблем поменьше еще тысячу: когда свет мигает и птицы падают с неба, откуда столько птиц на небе и почему они падают равномерно, по всей площади города, да еще и так сравнительно долго? Почему Ульрих после «убийства» Хельге не побежал сразу домой, а стал ждать несколько часов, пока не заявят о пропаже ребенка и не выйдут на его след? И так далее… Такая небрежность по отношению к мелочам заставляет меня ненавидеть «Тьму», хотя без учета мелочей сериал и хорош. В общем, если вам нет дела до деталей, вероятнее всего, сериал вам понравится. Остальным смотреть не рекомендую. 5 из 10
Тема путешествий во времени настолько привлекательна зрителю, что эта тема не должна устареть или стать неинтересной, по крайней мере, пока в нашем мире не изобретут машину времени и не исследуют и не обнародуют все нюансы, связанные с возможностями путешествий во времени и создании всевозможных парадоксов, их преодолении и тому подобных моментах. Создатели сериала, очевидно, взяли на себя слишком много и попытались воссоздать слишком много цепочек развития событий, слишком много вариантов, в некоторых случаях инициировав в ходе событий явные логические парадоксы, лишенные какого-либо смысла. К такому выводу пришел после анализа всех сезонов и последнего третьего, в частности. Ну не может одна из ГГ (а их — ГГ — в сериале много) родить дочь, которая потом родит ее — это противоестественно. Развитие сюжета сериала очень занимало, но лишь примерно до середины второго сезона. Потом, видимо, создатели «выдохлись», а крутую концовку решили приберечь до последней серии третьего сезона. В целом, развитие событий поначалу напомнило «Назад в будущее», но общая схожесть закончилась лишь на технике развития событий, а сплетение сериала драматическими и мелодраматическими событиями одновременно с усложнением всех технических моментов путешествий и нагнетанием последствий их совершения добавило неоспоримую новизну в эту тематику (хотя драматическая тема путешествий во времени рассматривалась в кино и ранее, взять хотя бы «Однажды во времени», но там были лишь частные моменты…) и это, конечно, плюс сериалу. Не буду отрицать, что поначалу сериал смотрел с большим интересом, задавался для себя вопросами не только по сюжету сериала, но и по тем вопросам, что поднимались в его сюжете. Однако со второй половины второго сезона временами стал все чаще возникать дискомфорт от повторяющихся одних и тех же реплик одних и тех же героев сериала, дальше — больше — стали и действия повторять, а где не повторяли — там другими словами с тем же смыслом наполняли, но если в НвБ это повторялось в одном отрезке во времени, на это было уместно и приятно смотреть, то тут- это все в разных отрезках постоянно повторяют, передают другим, чтобы они повторяли, все это очень раздражало и приходилось уже на третьем сезоне перематывать в качестве альтернативы бросить просмотр и все удалить… Герои в целом, очень приятные и хорошо играют свои роли, но очень неприятный осадок как актеры оставили герои Ханны, Баштора (основного), Клаудии (как младшей, так и средних лет), и Шарлотты (ее многозначительная тупая молчаливая озабоченность, под которой не скрывалось никакого понимания, пока ее не ткнули носом)… Сериалу за первый сезон поставил бы 9, за второй — 7, за третий — 5. Все-таки, в конце третьего сезона создатели решили пролить свет на все события, раскрыв некоторые X и Y, поэтому если зритель хочет увидеть окончательный ответ — нужно смотреть либо последнюю серию третьего сезона, либо читать в других источниках. В итоге: общая оценка 7 баллов из десяти (9 — за первый сезон; 7 — за второй сезон; 5 — за третий. Общая оценка: (9+7+5)/3 7 из 10
По атмосфере первого сезона cериал сильно напоминает мне Сто лет одиночества Гарсия Маркеса. Люди есть, но они бесконечно несчастны, у них нет ничего ни любви, ни эмпатии. Сериал снят на немецком языке, все актеры немцы. Выглядят они своеобразно, но постепенно привыкаешь к этим не сахарным лицам, что поделать, отстраняешься и начинаешь следить за сюжетом. Из знакомых актеров, в это сериале, для меня только Луис Хоффман. Видел его ещё детские роли — «Том Сойер», потом подростковые-«Убежище», и более поздние — «Белый кролик» и этот сериал. Ничего плохого про игру актёров не скажу. Всем верю, все персонажи очень интересные. В итоге имеем, немножко скучновато-раскачивающуюся первую серию, начиная со второй, — сериал набирает обороты, а к концу третьей — невозможно оторваться. А в общем итоге, сериал даже может претендовать на роль культового. Отдельно нужно отметить работу звукорежиссера. В самом первом сезоне именно композиций, которые можно назвать саундтреком почти нет. Есть темы сопровождения и эти темы очень хорошо передают атмосферу серой безысходности и замкнутости временной петли. Если смотреть «Тьму», то полностью три сезона без перерыва. Если сделаете перерыв, -то всё, гиблое дело. Героев очень много и причём много их самих же в разных возрастах. 8 из 10
В одном небольшом немецком городке идет обычный уклад жизни. Дети ходят в школу, родители заняты работой, люди заводят новые отношения, а кто-то пытается убежать от старых. Единственное, что омрачает жизнь систематическое исчезновение мальчиков. У сотрудника полиции Ульриха Нильсена 33 года назад пропал брат, поэтому поиски недавно пропавшего мальчика становятся для него главного задачей. В один из дней на прогулке во время грозы, находясь в компании, исчезает его родной сын Михаэль. Ульрих начинает подозревать всех окружающих, но действительно ли в город вновь вернулся маньяк, ведь исчезновения в точности напоминают события 33 летней давности. Основной лейтмотив сериала — это путешествие во времени. На него накладываются самые простые человеческие паттерны поведения. Сумма факторов заставляет принимать в одних и тех же похожих условиях решения, кардинально меняющие всю ситуацию в целом. Тогда если человек обладает знаниями о результате своего поступка, будет он повторять свой путь чтобы прийти к уже привычному опыту или постарается все кардинально поменять? Сериал изначально содержит четкий каркас, на который прекрасно держит все три сезона. Более того, основные вопросы в каждом из сезонов будут раскрыты с разной стороны, тем самым формируя у зрителя свое личное и индивидуальное отношение к происходящему. Первый сезон: Лозунг сезона «Личные мотивы». Мы знакомимся с жителями небольшого города. Узнаем их лучше и понимаем, что у каждого могут быть свои семейные многолетние тайны. Цепочка событий приводит именно к тем решениям которые получаются. Если ли шанс у жителей поменять свою судьбу? Смогут ли те, кто обладает более обширными знаниями нарушить хронологию событий или если нет? Сценаристы очень точно ставят перед зрителем неприятные вопросы. Ведь спасая преступнику жизнь и зная о его дальнейших злодеяниях поступают ли протагонисты верно? Допустив гибель одного можно было бы сохранить жизнь многим. А если преступник окажется важным звеном, спасающий жизнь родителей протагонистов, то персонажи рискуют стереть себя с лица земли не выполнив уже предначертанное? Сложные нравственные вопросы, которые очень быстро становятся простыми, когда вопросы касаются каждого участника. Второй сезон: Лозунг сезона «Я все исправлю». Некоторые протагонисты отчаянно пытаются все исправить, тем самым ещё больше создавая условия для возникновения катастрофы. Главный герой Йонас, прилагает все усилия. Но смотря на поступки весь сезон хочется, чтобы кто-то расправился с ним поскорее, так как он делает только хуже от ситуации к ситуации. К тому же остальные участники имеющие власть и сконцентрированные на личном «Я», не способны посмотреть на ситуацию со стороны. А если к герою придет своя версия из будущего и сообщит как нужно делать, поверит ли ей герой? Тогда почему все хотят поменять историю, не имея даже обыкновенного плана на бумаге, какие шаги необходимо делать. Никто даже не задумывается, что слепая вера может быть предана, а наша будущая копия ведет свою игру. Может просто всех протагонистов не научили в детстве разговаривать друг с другом и в первую очередь сами с собой? Третий сезон: Лозунг сезона «Если не себе, то никому». Обладая информацией и опытом как положительным, так и отрицательным пора самостоятельно делать выводы или просто доверится судьбе? Может просто каждый из нас заложник своей манеры поведения и одни будут всегда искать истину, а другие делать все, чтобы истина никогда не была доступна. Сценаристы не устают возвращаться к одним и тем же вопросам. От этого сезон с одной стороны немного теряет в динамике, за то очень внимательно фокусируется на том, что уже есть из знаний у главных героев. Они увидели разные варианты и теперь способны принять решение. При этом сценаристы ставят точно такие же условия для зрителя, заставляя его ещё раз выбрать свою собственную судьбу. Смысловая нагрузка финального эпизода начинается за несколько серий раньше, тем самым логически закрывая историю городка, но оставляя зрителя уже со своими вопросами и опытом их осмысления. Сериал получился очень неровный по свой структуре. В нем больше драмы и мистики, чем детективной составляющей. Во многом это плюс, так как делается ставку на характеры и поведение всех участников. Мы очень хорошо изучаем все затронутые семьи, знакомимся с их личными мотивами и решениями которые они принимали. Часто можем посмотреть на свое окружение со стороны, особенно в те моменты, когда скрытие правды и неумение разговаривать со своими близкими приводит к ещё большим последствиям. К тому же в сериале хорошо показано, что в одиночку нельзя решить сложные задачи и необходимо просить помощи. Существенное количество тайн и загадок так и останется неразгаданным. Первый сезон самый динамичный по своей структуре, так как происходит знакомство с окружающим миром. Во втором больше спорных моментов и сюжетных вопросов к поведению протагонистов. Третий самый медитативный и во многом спокойный и даже немного апатичный. Именно из-за его структуры создатели больше оперирует пониманием того, что мелочи не имеют никакого значения, если все меркнет под тяжестью общей атмосферы бытия. Только смотря весь сериал подряд можно увидеть такую четкую эмоциональную константу того, как эмоционально разграничены сезоны. Если брать увлекательную ценность, то сериал уже во втором сезоне теряет свою хватку, превращаясь в ещё один из себе подобных. Но то, что сериал создает площадку для диалога зрителя между собой и своими друзьями заставляет его рекомендовать к просмотру. Не имеет значение в каком временном периоде оказались герои, их поступки формируются из воспитания и характерных личных черт. Поэтому зритель видя, что «все связано» может сам потренироваться перенести себя в аналогичную ситуацию, посмотреть со стороны и задать неудобные вопросы. Инструмент, который воплотили создатели чтобы сделать такой вариант финала используется в реальной жизни, в тот момент когда две стороны не могут договориться. Поэтому просмотр «Тьмы» полезен не только в качестве развлечения. Если посмотреть на сериал комплексно, это набор инструментов, позволяющий многим людям, чья жизнь идет по кругу посмотреться на себя и найти путь, чтобы выбраться из казалось бы невозможной ситуации. 8 из 10
Забавное дело. Начал я смотреть «Тьму» с неимоверным интересом. Ложное первое впечатление вызвало у меня обманчивые ассоциации с «Твин Пиксом» великого Дэвида Линча, однако уже к середине первого сезона я осознал, что данный проект слеплен из совсем другого теста. Тем не менее, общая камерность сериала в первом сезоне сохранялась до самого конца. Второй сезон обрёл больший масштаб, чётко обозначил себя как строгий научно-фантастический сериал без единого намёка на мистику и… начал вгонять меня в скуку. Действия, а точнее, бездействия героев, жёстко продиктованные идеями детерменизма и предрешённости, которые они, судя по предыдущим сериям, не признавали и даже презирали, а также излишняя, ничем не мотивированная, доверчивость ГГ — всё это ввело меня в состояние жуткого удручения. Но желание отложить сериал в сторону и забыть о нём, я перетерпел. Заключительный третий сезон породил в моём сознании ещё одну невольную аналогию, на этот раз с LOST`ом, причём с его последними, будем честны, скверными сезонами: масштаб происходящих действий разросся до неимоверности, запутаться в том, что творится на экране стало проще простого, и я, каюсь, уже даже открыл Википедию, дабы не мучать себя и не тратить времени, но… и это я перетерпел. Как ни странно, в этом сериале терпение — ключ к успеху, так как именно оно помогло мне насладиться великолепным финалом, который, пусть и не ответил на все вопросы, но оставил все основные загадки раскрытыми, в отличие от того же LOST`а. Притом, сделано всё это было логично и практически без противоречий. В целом, у сериала стоит отметить отличную режиссуру и операторскую работу, гнетущую атмосферу безликого и неотвратимого фатума, отличное музыкальное сопровождение. Однако, естественно, есть у данного творения и слабые стороны. Так, мне совершенно не понравилось то, как скомканно и впопыхах закрыли сюжетные арки отдельных персонажей, например, того же Бартоша (обойдусь без спойлеров, кто смотрел, тот поймёт). Одновременно и сильной, и слабой чертой являются диалоги. Я люблю абстрактные фразы с философским подтекстом из уст персонажей в разного рода произведениях, однако сценаристы «Тьмы» с этим слишком сильно заигрались, и ко второму сезону диалоги в стиле: - Сходи за хлебом. - Хлеб есть начало тьмы, но тьма не может существовать без света… начали немного утомлять. Да нет, не немного, а очень сильно утомлять. Однако, в целом, могу смело заверить, что «Тьма», на мой взгляд, — лучший сериал из тех, что выходили в последнее время, и уж точно достоин внимания терпеливого зрителя. 8 из 10
Узнал о сериале случайно, смотря какую-то топ-подборку на Ютубе. Услышал, что он трудный, затянутый, в некоторых местах нудный. Посмотрел за окно — карантин, много свободного времени. С этого и началось знакомство с сериалом «Тьма», мнение о котором я, собственно, и расскажу Вам в ближайшие минуты. Начнем с «картинки» и звукового сопровождения. Я никогда не был в Германии, и поэтому было приятно посмотреть на неизвестные пейзажи (которыми сериал наполнен вдоль и поперек), города и людей. Первое ощущение от просмотра — «Как же все знакомо…». Город Винден напомнил мне мой родной город, да и многие российские города, в которых я был. Да и бытность людей ничем не отличается. Это было очень приятным аспектом, отталкиваясь от которого я продолжил просмотр. Съемки завораживают своей красотой, своими видами. Постоянные темные оттенки нагоняют атмосферу загадочности (в некоторых моментах — мистики), которая держит зрителя крепкой хваткой до последней серии. Насчет звука: заставка сериала сразу же влюбила в себя. «Goodbye — Apparat» засела в моей голове на долгие месяцы, не отпуская до сих пор. В этом плане сериал вырвался далеко вперед в моем собственном «топе» сериалов. Моя оценка за звук и «картинку» — твердые 10 из 10. Поговорим об актерском касте. Тут можно сказать только одно — актеры ПРЕКРАСНО вписались в свои роли. Это не говоря о старших и младших версиях (не буду вдаваться в подробности, дабы не испортить сюрприз для тех, кто еще не смотрел)… Да, есть персонажи, которые, на мой взгляд, не совсем подошли по внешнему виду другим своим версиям, но это настолько незаметно, что лишнего внимания не привлекает. А вот на сколько потрудились с «подошедшими» — это заслуживает аплодисментов! За актерскую игру — 9 из 10. Поговорим о сюжете — он сложный. Смотря 1-ый сезон, я очень сильно путался между персонажами и их ролями в фильме. «Тьма» с первого и до последнего эпизода пронизана множеством сюжетных ниточек, но лишь некоторые ведут к развязке. Смотришь, обращаешь внимание на что-то одно, но смотреть нужно на другое. Думаешь, что что-то понял, но в конце серии понимаешь, что ты серьезно ошибся. В этом вся прелесть «Тьмы» — она трудна, «дика» для тех, кто не знаком с фокусами квантовой механики. Сквозь весь каламбур так же проявляются темы семьи, взаимоотношения поколений, нравственности, неотвратимости судьбы и т. д… Сюжет смотрится совершенно новым, как глоток чистого воздуха. Сколько сериалов на такую тему Вы знаете? А чтобы было все настолько запутанно? Я знаю лишь один — это «Тьма». Отдаю должное сценаристам! Это шедевр современного кинематографа. 10 из 10. Физика в фильме на уровне. Были моменты, когда я был не согласен, но сейчас уже не вспомню. Да и не суть важно — в целом все логично, без парадоксов, на которые сериал рисковал попасть, взявшись за столь серьезного «зверя» — время. Моя оценка за физику — 9 из 10. Отдельно хотел бы заострить внимание на заставке сериала. Она превосходна. Не только потому, что сделана в виде калейдоскопа под незабываемую музыку. Всмотритесь в нее повнимательнее, ведь она является «отражением» самого сюжета. В течении всего сезона вы получаете дозированную информацию (части калейдоскопа), которая к концу превращается в общую картину происходящего. Под конец вы начнете узнавать в заставке моменты, которые переживали с героями, и это не может не радовать! Маленькая, но приятная деталь. Поговорим о минусах, без которых не может обойтись ни один фильм (только не закидывайте меня помидорами после этих слов). Он всего один. Да, я полюбил этот сериал, но есть момент, которые лично мне не понравился: долгая «раскачка» сюжета. Да, в сериале без этого не обойтись. В какие-то моменты становилось скучно, проскакивала мысль выключить серию или просто пропустить (что я категорически не советую делать), но сразу же начиналось динамичное действие, которое завораживало меня. Это не хорошо, но я пришел к пониманию, что с таким тяжелым сюжетом нельзя было обойти это. Скука — одна из составляющих бытности города Винден, и именно это нам показывают в сериале. Перетерпите возможный приступ скуки — Вы не пожалеете! В итоге: «Тьма» — сильный сериал, который не оставит Вас равнодушным к происходящему. Его сюжет похож на длинный канат с множеством узлов, сложный для понимания, а главное — заставляющийся в итоге задуматься над вопросами, которые поднимаются перед зрителем. Следите за всеми деталями! Отвернувшись на пару секунд от экрана, Вы рискуете пропустить что-то важное, из-за чего не будете понимать НИЧЕГО в последующих сериях. Будьте внимательны, друзья! Каждый найдет в «Тьме» что-то свое, задумается над чем-то своим, поймет ее по своему. Это большой плюс этого сериала, и за это он заслуживает Вашего внимания. Я же ставлю скромные 9 из 10 и говорю огромное СПАСИБО создателям сериала! P.s.: «Конец — это начало». Разве нет?..
«Прошлое — призрачно потому, что его уже нет. Будущее — призрачно потому, что его еще нет. Нить во времени разорвана на три части, нет реального времени». Н. Бердяев «Смысл истории» «Тьма» представляет собой один из тех редких случаев, когда концепция проекта состоит из сплошь и рядом ровных кирпичиков. От начала до конца все сделано методично, аккуратно, выверено до мелочей. Если в каком-то моменте и возникают сомнения по поводу устойчивости конструкции, то финал решительно их устраняет. Это не хрупкое сооружение, «Тьма» — это Бугонский некрополь, не утративший своей целостности на протяжении всех сезонов. Можно сколько угодно по примеру критиков сравнивать сериал с «Твин Пиксом» или «Очень странными делами», но опустим это. Проекта, подобного «Тьме», еще не было. Даже искушенный зритель, знающий вдоль и поперек все возможные сюжетные схемы, останется сидеть у экрана в немом удивлении с широко открытыми глазами. Надо сказать, создатели очень ловко обвели нас вокруг пальца — они сместили акцент с создателя мира, с истоков его зарождения на перипетии судьбы Адама и Евы. В центре внимания оказались Йонас Канвальд (Луис Хофманн) и Марта Нильсен (Лиза Викари), а весь мир со всеми его шестеренками будто бы вращался вокруг этих героев, что подчеркивалось неоднократно. Запутаться можно только лишь глядя на схему путешествий Йонаса и Марты, не говоря уже о генеалогическом древе четырех семей. И это ложное акцентирование сработало на руку создателям сериала, потому что мы напрочь забыли, с чего все началось и где искать точку отсчета. В 2019 году, в 1986 году, в 1953 году, etc.? Чертовски темная и запутанная история, особенно ярко это иллюстрируют бесконечные мемы на просторах интернета (по типу «the girl you like»). «Maybe this time, maybe this time I`ll outwit my past» К размышлениям о саундтреке. Невозможно оставить без комментария рядовые впечатления: он гармоничен, треки плавно вливаются в целое фрагментов серии и становятся неотъемлемой их частью, они звучат неизменно вовремя, а звуковая дорожка, соединенная с картинкой, иногда становится полноценным видеоклипом. Кроме того, нельзя не упомянуть информативность отобранных для ost’а треков, буквально каждый из них сообщает нам что-то об обстоятельствах, героях, их чувствах: поиск Элизабет под «Keep the Streets Empty for Me» Fever Ray, активация зрелым Йонасом машины времени под «A Quiet Life» Blixa Bargeld & Teho Teardo, арест Ульриха под «Me and the Devil» Soap&Skin, реакция героев на истинное положение вещей под «Thunder» RY X и т. д. Чего только стоит текст заглавного трека, содержащий самый взрывоопасный спойлер. «Neither ever, nor never goodbye» Сложно говорить о горько-сладком послевкусии «Тьмы» без спойлеров, но другого выхода нет. Трагизм «Тьмы» в ее роковой предопределенности, с самого начала было ясно, что путь героев предначертан и его не изменить. При этом интрига, связанная с финальной точкой этого пути, держит в напряжении до самого конца. Это роднит проект с древнегреческой трагедией. Так, фраза «Мы идеальная пара. Ничему другому не верь», произнесенная где-то в начале, приобретает особый, полный боли смысл в самом финале. Был сотворен мир и был разрушен мир. И наблюдать как за его созданием, так и за разрушением — прекрасно.
Сериал «Тьма» стал одним из проектов сетевого стримингового сервиса Netflix, который создавался за пределами Соединенных Штатов Америки на американские деньги. Но продюсеры не вмешивались в работу команды создателя Барана Бо Одара, потому что поверили в изначальную идею сериала и не хотели рушить то, что имело перспективы. Все события фильма разворачиваются в городке Винден и его окрестностях. Когда-то давно здесь была заложена атомная станция, которая дала работу практически всем местным жителям, за исключением, разве что, учителей и полиции. Винден буквально молился на то, чтобы станция работала всегда, но однажды все мысли жителей были направлены на совсем другое дело. Речь идет об исчезновении людей. Последняя пропажа случилась совсем недавно и без единого следа пропал один из школьников. Ни собаки, ни полицейские, ни волонтеры не могут помочь в ситуации. Что-то странное произошло в городе и на исчезновении это не оканчивается. Разобраться во всем необходимо в первую очередь молодому парню по имени Йонас, который каким-то образом связан со всем, что происходит в Виндене. И шокирующая правда станет для всех, включая главного героя, настоящей неожиданностью. Баран Бо Одар сразу задумал снимать три сезона «Тьмы», потому что растягивать сериал на большее количество частей было просто нецелесообразно. Очень многие проекты вырождаются после того, как их концепция подходила к концу, а искусственное растягивание никому добра бы не принесла. Но «Тьма» сделана таким образом, чтобы ее просто невозможно было продолжить и я считаю это предельно верным решением. Нам дали понять, что все зациклено на определенных событиях, и если отыскать причину всего и решить ее, то все, большего не нужно, что абсолютно правильно. В сериале все строится вокруг путешествий во времени и истории нескольких семей Виндена. С каждым сезоном биографии героев максимально усложняются, нужно внимательно за всем следить и составлять генеалогическое древо семей, которое оказывается настолько закрученным, насколько это вообще было возможно. И ведь в этом вся прелесть. Также тут очень много откровенных сцен, так что будьте аккуратными во время просмотра. Лучше всего детей убрать в сторону и оградить их от «Тьмы», потому что для каждого поколения есть свои истории, и Винденские хроники точно не относятся к легкой наивной сказочке. Вот такая получилась «Тьма», которая не устает приятно удивлять от начала и до последней серии третьего сезона, когда мы наконец узнали все о том, что на самом деле происходит в городке. Было грустно прощаться с сериалом, но он выдержал марку до конца. 10 из 10
Посмотрел сериал «Тьма», рассказывающий более чем столетнюю историю нескольких семей, живущих в несуществующем городе Винден где-то в Германии. В городе попадают дети, пропадают они в наши дни и пропадали 33 года назад. Все это постепенно закручивается в водоворот событий, смертей, новых и старых грехов, связанных одновременно с прошлым, настоящим и будущем. У сериала немало плюсов. Мрачная атмосфера, проработка деталей и якорей, выстреливающих в нужные моменты. Нет никаких вопросов к оператору и композитору. Снято очень хорошо, замечательный саундтрек и музыка. Подкупает Soap&Skin и Apparat. Скорее есть вопросы к режиссеру и сценаристу. Благо это один и тот же человек. Сериал дает несколько отсылок на другие фильмы, в первую очередь, «Назад в будущее», «Матрица». Напрашиваются сравнения с «Твин пиксом», «Патрулем времени», «Интерстеларром», «Сто лет одиночества» и т. д. По художественной форме он ближе к «Твин Пиксу», «Интерстеларру» и фильмам Нолана. По содержанию к «Патрулю времени» и «Матрице». В целом, «эклектичный» это то, как хочется описать фильм. Подход к зрителю строится по той же логике. Обилие сюжетный линий, персонажей, интерпретаций происходящего, их нагромождение и перемешивание. Всего очень много и напоминает спутанный клубок, в котором практически одновременно могут рассказывать об одном и том персонаже в трех временных промежутках, разница между которыми составляет несколько часов его жизни. Гадай, какой промежуток тебе показывают. Сама идея фильма о временных петлях кажется довольно условной, но подается это очень серьезно и научно. При этом, складывается ощущение что создатели крутят этими теориями как хотят, и в разных сериях они то работают, то нет, в зависимости от желаний режиссера. Сама подача — декларативная. Иногда кажется, что ты не фильм смотришь а, буквально, слушаешь лекцию. Художественные приемы довольно однообразные и после первого сезона, вы уже вряд ли будете сильнее увлечены. Сериал не самый длинный — 26 серий. Но смотрится как 40-ка серийный. Все тянуто-перерастянуто. Только к концу каждого сезона действие ускоряется. А к концу третьего ускоряется настолько, что на перемотке мы знакомимся с несколькими десятилетиями из жизни героев, попутно пропуская и полноценное раскрытие мотиваций нескольких из них. Зачем это было нужно? Может стоило вместо излишнего нагромождения нравоучительно-устрашающих речей за кадром и растянутых прогулок по лесам Виндена, добавить хронометражу этим промежуточным периодам? Полноценно раскрыть как Йонас стал Адамом, Марта Евой, взаимоотношения Йонаса и Ноя? Сериал теряет в динамике, по настоящему сильные серии сменяются проходными, растянутыми. Не покидает мысль что можно было уложиться серий в 10. Актерская игра довольно ровная, никто особо не выделяется, но и не проваливается. Новых талантов сериал вряд ли открыл. Но сложность, в конечном счете, не в идее, не в актерах и не в запутанности, а в самом подходе к материалу, его подаче и реализации. Мне кажется этот сериал демонстрирует одну из проблем современного кинематографа. Грубо говоря, примат пиара над идеей. Это видно по тем же поздним фильмам Нолана, когда интересные задумки реализованы будто неумело или второпях, при этом с изрядной долей самолюбования и потакания зрителю псевдоинтеллектуальностью. По заполонившим кинотеатры однотипным комиксам. И по сериалам, которые растягивают под предлогом сложных концепций, ретушируют моральными и социальными экспериментами, вместо создания по-настоящему сложных и интересных проектов, и освещения реальных социальных проблем. Конечно, такие проекты тоже есть, но «Тьму» к ним отнести можно лишь отчасти. 7 из 10
Немецкий сериал «Тьма». Судя по постеру и названию, вполне ожидала очередной ужастик, особенно с картинкой в виде бездонной пещеры и героя в желтом дождевике… Однако «Тьма» — это не кино, которое можно включить фоном под домашние дела или посиделки с друзьями. Тут не получится отвлечься, наоборот хочется поставить на паузу, или перемотать назад, поскольку не покидает ощущение, что ты упустила какую-то важную деталь. Похожие ощущения появлялись при просмотре «Помни», «Твин Пикса», «Эффекта бабочки», «Патруля времени»… Мой любимый жанр — головоломка с кучей неизвестных, когда мозг работает без остановки, пытаясь уловить каждую нить из этого запутанного лабиринта. Десятки сюжетных линий, которые переплетаются в разных плоскостях времени, пространства и даже реальности, бесконечное количество персонажей со своей судьбой, тесно связанной с остальными. Многие пишут в отзывах, что настоящий квест — это не понять сюжет, а разобраться «кто кому кто, в каком времени, в каком возрасте и когда». К середине первого сезона я взяла листочек и попыталась хоть немного отобразить взаимосвязи между представителями четырех семей городка Виндом. К середине второго сезона это все превратилось в паутину стрелочек, скобочек и вопросов… К третьему сезону стало понятно, что придется начинать все заново… Создатели сериала порадовали качеством — внимание к мельчайшим деталям (которые кстати помогают хоть немного понимать «когда»), проработанные персонажи, красивые пейзажи, отличный нагнетающий саундтрек. И заставка, которая намекает, что не все так просто… Извечный вопрос — можем ли мы менять нашу судьбу? Или все определено? Что, если время- не линейно? А прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно? Не нужно пытаться понять, кто злодей, а кто добрый. Мне думается, что сериал не просто история, но пища к размышлению. Наверное мой отзыв получился запутанным, как и сюжет. Любителям головоломок понравится безусловно. Однозначно рекомендую к просмотру. А выводы каждый сделает сам. 10 из 10
«Где лежит начало всего? С чего всё началось? В прошлом или в будущем? Кто знает, когда всё началось? Сможем ли мы когда-нибудь узнать, что положило начало всему? И есть ли у начала исток, а есть ли исток у самого истока? Есть ли вообще начало и конец, или всё в мире это лишь бесконечно вьющаяся петля, и начало и конец — это по сути разные слова, которые обозначают одно и то же?» В то время, когда о путешествиях во времени в кинематографе, казалось, сказано слишком много и удивить зрителя стало всё сложнее и сложнее, выходит сериал, который не просто оставляет озадаченным, он шокирует, заставляет напрягать каждую извилину, а то и вовсе позволяет опереться на свою челюсть, лежащую на полу. Но что же здесь такого нетривиального и новаторского? Что отличает «Тьму» от других проектов смежной тематики? Давайте разбираться. Итак, Основу сюжета составляет дуализм начал: мужского и женского, Адама и Евы. Сам сериал представляет фаталистический взгляд на путешествия во времени. Время, ход которого пытаешься изменить, непременно сыграет с тобой злую шутку и все твои попытки поменять что-либо на самом деле, не то чтобы бесполезны, они неизбежно переведут тебя к итогу, который по сути уже предрешен. Но даже при таком детерминистическом развитии событий невозможно оторвать взгляд от происходящего, ты полностью проникаешься мрачной, тягучей немецкой философией Шопенгауэра и Ницше, которыми сериал пропитан целиком и полностью, вплетение в сюжет древнегреческой мифологии добавляет всё большей сложности в получаемый узел. Отдельно стоит упомянуть поражающую глаз картинку, невероятно подобранный каст актёров и настолько вписывающийся потрясающий саундтрек, который ещё долго можно переслушивать в отрыве от сериала. Невообразимо какой огромный объем работы проделан, столько мелочей, которые не заметишь после первого просмотра, а, пересматривая, будешь удивлён все новыми и новыми открытиями. Каждая деталь имеет значение, все «ружья», рано или поздно выстрелят. В завершающем сезоне весь хитросплетенный узел, который казалось бы невозможно распутать, за несколько серий изящно развязывают, как обыкновенный шнурок от ботинка. Это одновременно филигранно и мастерски, но в то же время невольно появляется чувство небольшого разочарования, или даже осадок от предоставленной развязки..
Сериал на первый взгляд напоминает «Твин Пикс» с его мистикой и в целом американскую кинопродукцию на тему разоблачения темной натуры обывателей. Но это так только внешне. «Тьма» — немецкий сериал не только по режиссуре и кастингу. Мистика оказывается нормальной научной фантастикой и обстоятельным объяснением временных петель, тайны обывателей — всего лишь рябью на глади Бытия, сам городок — не сборной солянкой всяких ужасов за благопристойным фасадом, а местом экзистенциального тупика. Сценаристу интересны не взаимоотношения и, конечно, не романтика, а философские категории: Время, Бытие, Воля. В эпиграфах цитируют Ницше и Шопенгауэра, но больше всего, конечно, там Шопенгауэра. Бездна и бытия, и человеческих душ также показана с философской точки зрения и с немецкой научностью. Обратимо ли Время? Из желания практически каждого человека «А вот если бы я тогда так не поступил, было бы совсем по-другому» создатели «Тьмы» делают притчу, которая в итоге оказывается очень буддийской, правда, в шопенгауэрских рамках. Бесконечные путешествия во времени и попытки все переделать только обостряют вечное страдание и неудовлетворенность; ты можешь расщепить миры, но не в состоянии утешить собственное сердце. Бег по кругу упирается в единственное возможное решение — отказ от собственного бытия для других, отказ от мелкого эгоизма ради чужого блага. Сбой Матрицы оказывается благом; полная и абсолютная детерминированность разрывается благодаря неэгостическому выбору. Нет потусторонних сущностей — есть только (не самые интересные) люди, их связи и философские категории. Любопытно, что поиск новых оснований для мира идет на основе классических философов-оппозиционеров и буддийских мотивов. В человеческую индивидуальность и силу больше не верят; к христианской традиции относятся явно скептически. Атмосфера «Тьмы» — мрачная и тягостная (кто писал эту музыку?!) и производит более глубокое впечатление, чем тот же «Твин Пикс» — за счет зубодробительной немецкой серьезности. Заставка великолепна и сразу погружает в медитацию. Весь актерский состав делает свою работу так, что у тебя нет шанса забыть, что перед тобой немцы, которые оказывают честь Netflix, что снимаются в его проекте. В целом «Тьма» интересна как национальный продукт, который не теряет свой колорит, выходя на международный уровень, как самобытный вклад в научную фантастику и как философская притча. 9 из 10