Зелёный фургон
- 03 янв 2020
«Не нужно бояться разочарований… Разочарование есть плата за что-то, прежде полученное, может быть, несоразмерная иногда, но будь щедр» А. Грин, «Дорога никуда» Несмотря на критику этого сериала (с которой, увы, на 90 процентов согласен), позволю сказать несколько оправдательных слов и написать положительную рецензию. Во-первых, встреча с любимыми артистами всегда приятна. Это, знаете ли, такая ностальгия, и мне кажется, что Д. Харатьян заслужил это возвращение в прошлое, когда он совершенно не воспринимался как легенда, но сейчас я все больше понимаю: ОН — легенда. И даже если сюжет был бы совсем дурацким, этот драйв его отчасти вытягивает. Кстати, сюжет в этом сериале намного достойней подобного проекта «возвращения в прошлое» в исполнении Хилькевича — да-да, я имею в виду «Возвращение мушкетеров», снятое с той же целью, но гораздо более убогое. Во-вторых, этот сериал лично мне, как коренному одесситу в 4-м поколении зашел больше той же «Ликвидации», которую до конца досмотреть не смог — именно из-за неумения режиссера этого сериала соблюсти меру в использовании одесского колорита (стошнило где-то на 4-й серии — в «Ликвидации» была не Одесса, а представления иностранцев об Одессе, — эдакий фольклорных треш, изящно обернутый в фантик для иностранцев, способных этот треш схавать). В «Зеленом фургоне» перебор с использованием одесского колорита тоже имеется, но не так нагло и вульгарно-вызывающе, я бы сказал — в пределах разумно-допустимого. В третьих — даже бессмертный «Зеленый фургон» 1983 года мы ведь смотрели не как детектив, так может, можно и тут простить оборванные сюжетные линии и элементы мексиканской мелодрамы? Ведь некорректно же, в конце концов, сравнивать фильм и сериал? (с оговоркой, что «17 мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя», конечно, не в счет, как и вообще не в счет шедевры советского времени). Нет, сравнивать можно и нужно (я, кстати, не говорю, например, о третьей части «о чем говорят мужчины» — эту халтуру по сравнению с первыми частями даже комментировать сейчас не хочется), но зачастую делать это нужно все же со скидкой на время и убеждения общества. В четвертых — этот современный «Зеленый фургон» все же сохранил главное — тут сохранена та же изюминка, что и в замечательном фильме 1983: нет однозначных черных и белых героев, и нет оценки времени, морали, эпохи — режиссер мягко показывает: вот такие люди были, а вы уж относитесь к ним как считаете нужным с позиции своих убеждений. В целом фильм понравился и оставил приятное впечатление, хотя и были, конечно, моменты, когда хотелось обматерить сценариста…
Дм. Харатьян в каком-то из своих интервью сказал, что тот фургон и этот — совершенно разные. Ну-таки он не соврал! Я сейчас посмотрел 11 и 12 серию. Ну, ужас… Говорю тут осторожное «спасибо» первым 6—7 сериям в них ещё как-будто была небольшая надежда, что история получится, сложится. Но в 11—12 эту надежду задушили окончательно. Развитие истории происходит к этому моменту так, что кажется в «съёмочном штабе» шел мозговой штурм без включения собственно этого самого органа: количество оставленных без развития сюжетных линий, в моём понимании, стало в общем-то критическим. То есть произошло, например, убийство, ну и, фиг с ним. Через пару серий кажется, что ничего и не было. И человек, который его совершил, уже ходит (это видно невооруженным глазом) с чистой совестью. А это преступление никто и не собирается раскрывать и т. п. Кстати, по количеству фальшивой крови, бредовых убийств, ненужных лишних или бесформенных персонажей, брошенных за ненадобностью ситуаций, нелогичных, а самое главное некрасивых поворотов эта эпопея — просто какой-то непревзойденный рекордсмен. Знаете, парадоксальная вещь сейчас происходит: «Зеленый фургон» образца 2019 года — это ужасный безвкусный бред. Но его тем не менее хочется досмотреть в страшных муках. Потому что кажется: где-нибудь в самом конце расскажут анекдот или милая девушка вдруг по-особенному подмигнет… Кроме того, несмотря на выплеснутые выше зрительские боль и страдания, хочу сказать: мне временами что-то нравилось. Правда, что именно — уже не помню. Скорее всего это были мои личные, как это говорят, флэшбэки-ассоциации с оригинальным фургоном. Но в целом то, что творили персонажи Харатьяна и компании — это за гранью. Предположу, что появятся желающие снять пародию на это произведение. Желаю им простого, лежащего на поверхности и сверкающего успеха!
Если зайти на любой порносайт и ввести запрос «gay rape perverse porn», первыми видео, по нему выданными, будут шестнадцать серий нового «Зеленого фургона» — без малого шестнадцать часов изнасилования любимой классики в особо изощренной форме. И ведь нельзя сказать, что ничто не предвещало беды. Предвещало, да ещё как! Начиная с поддельной Одессы (добрый совет: если вы, неважно по каким причинам, не имеете возможности снимать Одессу в Одессе — не снимайте вообще) и кончая Кровавой Гебней, отчего-то пощадившей знаменитого Евгения Петрова, прототип Володи Патрикеева, но до Володи таки добравшейся. Ведь жертвы Кровавой Гебни — столь же обязательная программа для нынешнего отечественного кино в ретро-стиле, как угнетенные меньшинства — для западного. Но кро-о-охотный такой огонек надежды все же теплился. Ведь, кто бы что ни говорил, а у нас снова научились снимать детективные сериалы. Можно (нужно ли?) придираться к сюжетным линиям «Черкасова» или «Метода», но с художественно-технической стороны комар носа не подточит — проекты вполне мирового уровня, которые можно смело прокатывать за границей. И не без души снятые, хотя это уже вопрос субъективный. Что же мешало и тут снять нечто хотя бы технически приличное? Откуда эта кричащая дешевизна будто из сериала для домохозяек середины нулевых? Откуда эти насквозь фальшивые персонажи, эти экзальтированные псевдоодесситки, злодейские злодеи, кажущиеся дрянной пародией на лукавого и страшного демона в исполнении Адомайтиса, этот натужный КаГэБе адесский гумор? (О, злодей тут — это просто нечто: и швец, и жнец, и на дуде игрец, и Родине изменник, и гебне начальник, и до кучи сын того самого Червеня из первого фильма, о котором внезапно стало известно только сейчас, хотя некоторые были в курсе и раньше.) Вы считаете своих зрителей за дурачков? Или на ностальгии думали выехать? Так у меня для вас очень плохая новость: это не помогло даже новым «терминаторам» и «хищникам», которые все с той же технической стороны были сделаны не в пример качественней; ибо «ностальгия» — это когда старые герои возвращаются для нового дела, а не чтобы стать жертвами группового сценарного изнасилования. Шестнадцать серий ни о чем. Шестнадцать, Карл! Шешнадцать столовых ножей, как в уморительном одесском шлягере про несчастную Марусю — вот только ножи эти воткнуты не в марусины груди, а в прекрасный советский фильм по замечательной советской повести; в фильм, от которого щемит сердце и одновременно становится удивительно легко на душе; в фильм, наполненный светом и мягким юмором той самой живой, настоящей Одессы, которую вы стараетесь выставить вульгарно размалеванной портовой девкой. Не выйдет-с. Одесса пережила фашистскую оккупацию, переживёт и кровавую дурь нынешних управленцев… что уж говорить о вас, дорогие знатоки адесского гумора с Первого канала, сколько бы столовых ножей ни вонзили вы в ее пышную грудь — хоть шешнадцать, хоть што шешнадцать. Как говорят в этом чудесном городе: «Не дождетесь!» 1 из 10
Очарователен был советский фильм «Зелёный фургон»! 16 -ти (!) серийное затянутое современное продолжение явно разочаровало. С первых же кадров мы видим полный абсурд: «детишки» в милицейской форме получают ответственные задания (сержант с «бандитской» фамилией Красавин, но потом выясняется, что он, как в индийском сериале, — сын потрёпанного в лагерях, штрафбате, разведке Володи Патрикеева, которого никогда не вернули бы в Органы с такой биографией), лиц, помогавшим фашистским оккупантам в годы войны, почему-то прощают(?), ответственного за перевоз золота офицера МГБ никто не контролирует, а матёрых бандитов водят вокруг пальца. Жалкие подделки на одесские шутки, бытовые зарисовки из жизни евреев, нелепые любовные похождения пожилого главного героя, твердившего несколько серий «Будет день-будет пища», а затем «Всё будет хорошо!» только усиливают раздражение. Как сказала бы школьная учительница: «Не раскрыта тема!»
Начиналось все неплохо, но вот развитие сюжета было как в присказке — «чем дальше, тем страшней». Признаюсь, смотреть начинал с опаской, ну не верил в то, что продолжение смогут снять хорошее и не ошибся. Итак, что же происходит с Владимиром Патрикеевым после того, как мы расстаемся с ним в 1920 году? А много чего — причем винегрет его деятельности и приключений начинают удручать с момента озвучения. Но видно сценаристам этого оказалось мало и сюжет начинает заполнятся невероятными хитросплетениями личных отношений, родственных связей, любовных линий. Я не хочу спойлерить, поэтому скажу так — небывалое конечно бывает, но то количество небывальщины которая показана в сериале удручает. Я с какого то момента перестал задаваться вопросом зачем это, думаю досмотрю до финала? И финал не подкачал своей разухабистой белибердой, что после его просмотра — я очень сильно пожалел потерянного времени. Но, любить старый фильм по повести Казачинского не перестал, просто сказал себе, все хотят зарабатывать — пусть им, сняли плохое продолжение — не надо было смотреть, лучше пересмотрю фильм, который нравится. Расследование и погони в этом сериале фон, они не захватывают, они не остаются в памяти, они не какие, т. к. основа сценарная зиждется на слабом материале, на откровенных ляпах, на никаких героях и мотивах. Даже главные злодеи Зиновьев и Арнаутский нелепы в своих образах, смотреть на них было противно. Любовные линии сериала тоже никакие, как и их героини. Хотя по нелепости самая глупая линия была у Катьки Жарь, такое не знаю как могло привидится. Актерские работы тоже не буду оценивать — мне не понравился вообще никто. Халтура какая то. Что можно сказать по итогу, жалко потраченного времени, жаль персонажа Патрикеева, жаль памяти персонажа Красавчика и себя жаль, что все это посмотрел.