Зеленый фургон
- 28 дек 1983
Одесса. Двадцатый год. Люди только отошли от революции, интервенции, гражданской войны, но преступность как была так и осталось, только к старым налетчикам прибавились новые — бывшие интеллигенты. И за борьбу с преступниками смело берется вчерашний гимназист, увлеченный образом великого сыщика Шерлока Холмса. Как и в любом деле разница между теорией и практикой огромна и юный борец с преступностью, быстро расстается с романтикой. При посредственной режиссуре и блестящей игре актеров более старшего поколения и неплохой игре более молодых, и немного растянутом сюжете не чувствуется главного — Одессы. Это не бандиты, которых воспел Бабель, они ничем не отличаются от бандитов других городов. Это не Одесса того времени, которую описывал Катаев, даже во время съемок авторы умудрились пропустить современные плакаты. Милый, но посредственный фильм. 5 из 10
Бронзовый кораблик Одесской киностудии и Шосткинская пленка «Свема». Дрожащий в полуденном мареве воздух и выжженная до желтизны трава Причерноморской степи. Погоня под музыку Дунаевского и футбол под закадровый голос Джигарханяна. Животная (хоть в геи записывайся) харизма Соловьева и пронзительный взгляд Харатьяна из-под гимназической фуражки. По ночной Ришельевской с грохотом проносятся трамваи, на улице Чайковского в оперном театре умирает Ленский, вчерашние Офелии грабят галантерейные лавки, а новые милиционеры цитируют Блока и собирают вещественные доказательства в форме вишневых косточек. И кажется, что этот июль никогда не закончится, но будет вечно зеленым фургоном катиться по пыльной дороге в сторону моря, Будто кто-то там, наверху, в своем небесном проигрывателе по ошибке нажал кнопку «воспроизводить бесконечно», да и вышел по другим делам. 10 из 10
Встало солнце, протрезвели небеса, Села в поле самогонная роса, Сел на «Яву» участковый Спиридон, Только бабы, бабы гонят самогон. В шальном двадцатом году в одесское село Севериновка прибыл вовсе не участковый Спиридон, а безусый гимназист с внешностью Димы Харатьяна, назначенный загадочным, но грозным Угро искоренить зельеваров как класс к октябрьским праздникам. И вместо еще не изобретенной «Явы» разъезжал Володька Патрикеев на перманентно краденом-найденом зеленом фургоне с парой неожиданно дородных для того времени лошадок. Крестьяне привычно снимают мерку с отпечатка следа начальника, вислоусый Грищенко (Борислав Брондуков) ретиво собирает вещественные доказательство натуральным продуктом, на пустыре молодежь гоняет мяч, называя это мероприятие новомодным словом «футбол», аристократичный Червень убивает, не вынимая рук из карманов. Занималась алая заря рождения нового мира. Ободренный режиссерской пробой в некоторых эпизодах «Место встречи изменить нельзя» (А теперь Горбатый!) Владимир Высоцкий загорелся идеей переснять «Зеленый фургон», два десятка лет ранее уже экранизированный той же Одесской киностудией. Фильм включили в план, но тех двух лет, пока оформлялись и визировались документы и сметы, у Владимира Семеновича уже не было. И после бесчисленных совещаний и пленумов на проект был поставлен не очень стремившийся к этому Александр Павловский. Сотворивший в итоге свою лучшую картину. Самое удивительное, что это, насквозь приключенческое, кино с элементами водевиля и комедии вроде «Свадьбы в Малиновке» основано на реальных событиях, как модно писать сейчас в титрах каждого второго голливудского боевика. Романтиком-опером, нырнувшим с гимназической скамьи в уголовный розыск, был всем потом известный Евгений Петров, создатель дилогии об авантюрных похождениях великого комбинатора, а его антагонистом, конокрадом-налетчиком Красавчиком — сам автор повести «Зеленый фургон» Александр Козачинский. Переломленное время рождало необычных героев. Есть картины, хорошие картины, которые сложно смотреть повторно. А бывает обратный случай, когда иллюзия знания сюжета растворяется в открытии новых, совершенно неожиданных поворотов. В школьной юности самым запоминающим фактом была кличка главного злодея, полностью совпадающая с названием моей малой родины, студенческий максимализм искал противоречия в революционных лозунгах, обретенный на календарных виражах опыт вдруг рассыпал целую колоду аллюзий и отсылок — вот криво ухмыляющаяся шалава с малины ведет себя один в один с Манькой Облигацией («В машину! Не в эту!»), вот криминальный авторитет с интонацией Остапа Бендера разглагольствует, что ему с новым государством не по пути, вот Брондуков подозрительно настойчиво, с лестрейдовской недоверчивостью, расспрашивает о Шерлоке Холмсе. И наоборот, заимствуют у «Зеленого фургона». Например, в небезызвестной «Бригаде» два товарища-противника на разборке также наивно гоняют футбольный мяч. А сейчас вслушиваешься во фразы, которые казались ранее второстепенными, и удивляешься решению насквозь социалистической цензуры пустить фильм на широкие экраны. - Поступило предложение добровольно сдать самогон в больницы для медицинских целей! - Что же это делается! Теперь все наши мужики в больницу лягут. Или - Мы будем биться, пока не истребим всех богатых. - Так что, значит, все будут вокруг бедные? Но с каждым просмотром все шире становится реестр актеров, которых теперь можно увидеть только на экране. Насмерть избитый Александр Соловьев, которого опознали в морге по роли Красавчика, парализованный и забытый всеми Борислав Брондуков, не переживший очередной инфаркт Александр Демьяненко, так и не оправившийся после глупой драки Константин Григорьев, не одолевший цирроз печени Эдуард Марцевич, сгинувший за океаном Виктор Ильичев, незаметно ушедшие Лев Перфилов, Иван Матвеев, Маргарита Криницина, Борис Сабуров, разбитый инсультом Юрий Дубровин… А фильму только тридцать лет. Многие сейчас на дух не воспринимают картины, напоенные духом революции и гражданской войны. Слово «товарищи» ушло, слово «господа» не вернулось. Плёнка «Свема» блекло смотрится на цифровой аппаратуре. И, кажется, что современная жизнь не имеет никакого отношения к горячечной крови двадцатых годов двадцатого века. Но всё так же народ подозрительно относится к любой свалившейся на их голову власти. Одесский говор по-прежнему не похож на литературную мову. Малины и хазы не истребили ни за пять лет, ни за пятьдесят. Чёрное море без устали делится барабулей, бычками и кефалью. А над сельскими крышами, крытыми гонтом, до сих пор поднимается сизый самогонный дымок.
Посмотрела сей «шедевр»… По сути, задумывалось все это как фильм из серии «с чего все начиналось», с исторически-романтического боку показывающий 20-е годы прошлого века в Одессе. Наивный гимназист, начитавшийся Конан Дойля, решает пойти в сыщики, т. е. в уголовный розыск, находящийся в дозачаточном состоянии. Туда его, конечно, с радостью сей же час берут, невзирая на папу — прогнившего интеллигента. И ружжо дают тут же, но пользоваться им не учат (зачем?), и помощника назначают — сельского проныру, экспроприирующего у односельчан «вещдоки» с последующей раздачей оных своим родичам… В общем, на выходе имеем толпу вооруженных товарищей (меня, кстати, весь фильм удивляло — как это они друг друга не перестреляли???), с интеллектом на всех, равным интеллекту слабоадекватного гимназиста,+ конокрад, которому во всей Одесской губернии глянулась одна-единственная пара мышастых лошадок, и + «плохие серьезные парни» с конспирацией, как у младших школьников. И весь этот бред можно было бы воспринять, как просто бред на фоне красивых ландшафтов юга Украины, если б не постоянные алогизмы в характерах, к примеру, вор, растаявший от революционных стихов и воспоминаний о детском дворовом футболе, или струсивший младший милиционер, потерявший пресловутое ружжо (что стоило одному из товарищей жизни), и просто добродушно прощенный остальными и командиром. А если вспомнить, во что в 30-е годы превратились глупые романтики-гимназисты 20-х, чуть повзрослев, научившись-таки обращаться с оружием и вкусив власть «щас там наши заседают, решают, на перековку тебя или того, в расход», так совсем грустно становится. Общее впечатление от фильма — ни уму, ни сердцу. В нем всего 2 красивых вещи — пейзажи и личико молодого Харатьяна. За это — 2 из 10
Две серии этого фильма получились, на мой взгляд, довольно-таки разными. Первую серию можно пересматривать много раз, она выполнена в безупречном иронично-комедийном стиле. А вот вторая уже понемногу бледнеет, а точнее мрачнеет, теряет свой лоск, добавляет драмы, добавляет чего-то, что смотрится не совсем убедительно, в общем, вторую серию пересматривать уже не очень хочется. По крайней мере, не всю целиком. Отметить стоило бы отличную актёрскую игру. Совсем молодой Дмитрий Харатьян сыграл Володю Патрикеева блистательно, молодец. Парнишка с горящими глазами, голубоглазый блондин, рвущийся к делам, инициативный, с горячим сердцем, с осознанием своего долга, с понятием чести. Слегка нелепый, это да. Но ведь молодой совсем. И человек отличный, уже видно. Но, если отталкиваться именно от образа, от подачи, от актёрского мастерства, то советую посмотреть фильм тем, кто считает Борислава Брондукова вечным исполнителем маленьких ролей, кто, может быть, не воспринимает его всерьёз. Его герой Грищенко — это чудаковатое создание с сильнейшим украинским говором — образец мастерства актёра. И сам сюжет фильма мне по нраву. Одесса, страх и ужас сеют бандюги, хозяйничающие в разгар гражданской войны, кто-то должен бороться с ними. Бандюги представлены разномастно, что, в общем-то, завораживает. Самый опасный — «Червень», убийца, бандит, чуть ли не король преступного мира. Есть «Красавчик», конокрад, спец по угону гужевых повозок, из чего вытекает, что он и спец по управлению таковыми. Кстати, Александр Соловьёв действительно красивый статный актёр. Жаль, что ушёл из жизни так рано, да и громких ролей не успел снискать. Есть налётчица, предводительница банды «Катя». Ну и различные мелкие преступнички вроде Феди Быка. И все они крутятся-вертятся в водовороте событий, так или иначе, сталкиваясь с Володей Патрикеевым. В общем, советский «Большой куш». А, ну ещё песня «20-й год» замечательная. Классическая такая композиция 80-х годов, когда музыку к фильмам пытались облачить в стиль «советский рок». Харатьян исполнил её здорово. И фильм здоровский. И даже это разделение серий на смешную и грустную выглядит оправдано. Но получилось контрастно, я на это не рассчитывал. 8 из 10
Старая, добрая Одесская киностудия. Уютный, располагающий к тому, чтобы свернуться в кресле калачиком и слушать-слушать закадровый голос Джигарханяна. Брондуков, Демьяненко невероятно хороши. Создатели фильма очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику — на экране полно и точно воссоздан стиль повести Александра Козачинского Давным-давно был одним из любимых фильмов. Пересмотр спустя много лет: ничуть не поблекли впечатления о фильме. Ровно на тех же моментах, что и раньше, начинает щипать в глазах, а от песен на титрах просто дыхание перехватывает. Превосходно рассказанная, пронзительная история о смутном времени с постоянно меняющимися внешними обстоятельствами (изменение быта, семейного уклада, постоянные смены власти) и о неизменном во все времена стремлении мальчишки найти себя, своё место в мире, о неизбежном столкновении романтики с прозой и жестокостью жизни, о чести и бесчестии, верности и предательстве. 10 из 10
По сути своей этот романтичный, местами наивный фильм распадается на две части: Первая это свойственное молодости желание разрушить стереотипы и начать взрослую жизнь с чистого листа не оглядываясь на опыт поколений и не считаясь с трудностями — максимализм во всем. И Володя Патрикеев увлечен вхождением в новую жизнь, благо и время позволяет — революция и гражданская война не оставляют «праха старого мира» от жизненных устоев — он становится начальником уездного уголовного розыска. Стремясь принести пользу на новой службе, имея за плечами опыт почерпнутый из книг, он «на лихом коне» не замечая никого вокруг устанавливает революционный порядок. Вторая это период взросления Володи, первая горечь потерь друзей и товарищей, столкновение с несправедливостью и предательством. И вчерашний гимназист начинает понимать житейскую мудрость Грищенко, спокойствие и рассудительность Виктора Прокофьевича, железную волю и характер Начоперота. И как не парадоксально незримую связь с Красавчиком, конокрадом и бывшим голкипером, который в своей манере опекает Володю. Перечеркнутое прошлое дает о себе знать и в новой жизни переплетая сложным узором человеческие судьбы. Вчерашние гимназистки и адвокаты становятся грабителями и убийцами, а типографские рабочие и крестьяне во главе с гимназистом их ловят, при помощи конокрадов. Сюжет подкреплен отличной игрой актеров — молодой Харатьян (Володя Патрикеев), Брундуков (Грищенко), Константин Григорьев (Начоперот) и другие, глядя на которых хочется верить, что вот такими и были милиционеры первых лет советской власти. А Соловьев (Красавчик), Адомайтис (Червень) воплотили образы от «ветром занесенных» в преступный мир до непримиримых врагов советской власти преступных элементов. Не забуду и закадровый текст в исполнении А. Джагарханяна — проникновенно читал. Хороший и добрый фильм оставляет после просмотра чувство прекрасного, когда добро побеждает, а герой закаляется жизнью и готов к новым приключениям. Даже отрицательные (но обаятельные) персонажи по фильму на деле становятся на путь истинный 9 из 10
Книгу читал в детстве много раз, фильм конечно смотрел раньше, т. к. такого количества ТВ-каналов тогда не было. Но то, как фильм экранизирован мне очень понравилось. Отражает суть книги. Великолепно подобраны актеры. У каждого свой неповторимый типаж. Все просто замечательно играют. Грищенко особенно великолепен. Даже сейчас много лет спустя, смотрится на одном дыхании. Романтика детства! 9 из 10
Удивительно слабый фильм. Помнится, в детстве была такая замечательная передача — Киноконцерт. И регулярно там можно было видеть песню «20-й год» из этого фильма. Хорошая такая песня. А саму картину всё никак мне посмотреть не удавалось. И вот, наконец, довелось. Ну, что тут скажешь: песня — это лучшее, что есть в этом фильме. Я бы даже сказал, единственное, что есть стоящего. Хотя нет — еще Б. Брондуков хорошо сыграл — запоминающийся получился персонаж. А вот остальное разочаровало. Детективом это назвать тяжело — все карты раскрыты изначально, хотя зачем это было сделано — непонятно. Приключения? Какие-то они все наигранные, деланные. То же самое, что показанный футбольный матч — ничего общего с действительностью. Персонажи все какие-то гротескные. Вообще все действо здорово смахивает на фарс, относиться к которому всерьез просто глупо. Харатьян совершенно не впечатлил. Лучшая роль? Ну, не знаю. По мне так с «Гардемаринами» и сравнивать не приходится — небо и земля. Да и сам фильм — то же самое. Смешали всё в одну кучу: и кровь и смех — зачем? Для чего? Чего хотели добиться? «Пронзительность», «лирика» — где это всё? По мне так больше на бред похоже: ни посмеяться, ни посочувствовать — ни рыба, ни мясо. Посмотрел для галочки и забыл.
Одна из тех немногих экранизаций (а их можно по пальцам пересчитать), которые оставили книгу позади. В данном случае книга по сравнению с фильмом — как эскиз по сравнению с картиной. В фильме очень много домыслено и добавлено — в основном за счет читаемого Джигарханяном авторского текста, большинства из которого в книге ну просто нет — начиная непосредственно с текста о жизни Володи до событий, описываемых в фильме. Но эта отсебятина — роскошна. Она гораздо лучше показывает характеры, да и саму атмосферу. А что касается собственно фильма… Актеры играют классно — кого ни возьми. Но Харатьяна, конечно, не упомянуть нельзя. Также плюсом стало то, что фильм скорее комедия, чем детектив — хотя дело кончается похуже, чем в книге, но моментов комедийных достаточно. А самый мой любимый — это Володин отец на футбольном поле :) Ну и музыка, наконец, — Дунаевский, как всегда, на уровне. Да, отличный фильм…