Перевал Дятлова
- 16 ноя 2020
Немного сериалов наших я смотрю. Этот посмотрел до конца и оставил он неприятное впечатление. Первое, что бросается в глаза, это очень небрежная работа. В первой серии следователь берёт у судмедэксперта подписку о неразглашении, в которой она должна написать ФИО и адрес, а через 15 минут она спрашивает, не написать ли ему адрес, чтобы он к ней на ужин пришёл? У обоих память отшибло что-ли, что у него в кармане расписка? По стране все катаются на паровозах, хотя к тому времени пассажирские поезда уже давно тепловозы на солярке возили. Или вот ещё момент забавный: следователь читает показания, в которых объект размером в 5—6 лунных диаметров, состоящий из концентрических колец, вырастает до диаметра Луны! Как он мог с 6 диаметров вырасти до одного? В оригинале, из которого режиссёр вырезал кусок текста, было написано, что в центре этих концентрических окружностей была звезда, которая выросла до размера Луны, а не эти концентрические окружности — но режиссёр, наверное, слишком торопился, чтобы вдумываться в то, что там написано. В 6-й серии Дятлов с девушкой поднимаются посмотреть на подходы к горе на площадку, уже испещрённую чьи-ми то следами, в то время как они первопроходцы и до них там быть никого не могло. И это только-то, что режет глаз, более мелких деталей (вроде не совпадения званий и количества звёзд на погонах), которые свидетельствуют о скорой и небрежной работе режиссёра в фильме очень много. Фильм по сути состоит из двух: линия студентов (чёрно-белая съёмка) и линия следователя (цветная съёмка). Если рассматривать линию со следователем, то это просто ужасно (линию со студентами можно смотреть хотя бы без отвращения, а кое-где и с интересом). Во-первых, следователь — это параноик, у которого секретно вообще всё, и который пафосен так, как будто он тут господь Бог. У меня такой персонаж вызывает только отвращение. Зачем всё это секретить? Чтобы шпионы американские не узнали? Паранойя такая, что вообще непонятно, чем он интерес у судмедэксперта вызвал? Типичный пациент для психбольницы — с таким не то что говорить, с таким в одной комнате находиться должно быть противно. Отсылка к Великой Отечественной Войне и все кадры, с ней связанные, это просто позор — привлекать мистику к подвигу людей и с её помощью что-то объяснять, это низко. За это фильму отдельный жирный минус — нельзя так втаптывать в грязь подвиг предков! Вообще, линия мистики, как и множество скримеров, нужны только для того, чтобы зритель не уснул во время просмотра и для того, чтобы растянуть хронометраж. Хорошему режиссёру не нужны скримеры, чтобы держать зрителя в напряжении — это дешёвый и низкокачественный приём! Ничего сложного нет в том, чтобы воткнуть в кадр кратковременно лицо мертвяка под взвывающую музыку. Делая это, режиссёр просто расписывается в своей бездарности, т. к. больше ему приковать зрителя к экрану нечем. Юдин, который в реальности не пошёл в поход из-за травмы, здесь представлен трусом, который верит в какую-то мистику! Не до мистики было в Советском Союзе — не верю я, что это могло послужить причиной его отказа от похода! В общем и целом, внимания заслуживает, разве что последняя серия — если посмотреть только её, то фильм будет только лучше. Но даже в ней не смогли обойтись без шатающихся мертвецов и Манси с их духами. Что в итоге. Что хотел этим фильмом сказать режиссёр? Возникнет ли у молодёжи после его просмотра желание пойти в горы? Ответ простой. Режиссёр своим фильмом говорит, что в горах делать нечего — замёрзнете, погибнете бесславно. А если уж туда собрались, то слушайте всяких местных аборигенов — скажут про духов злых — сразу назад и в горы ни ногой! Вместо того, чтобы подробно разобрать ошибки группы (не в том плане, как у режиссёра — основная ошибка по его мнению, это то, что они туда пошли), в плане установки палатки и панических действий после схода лавины, или показать красоты тех мест, режиссёр делает акцент на злых духах и предопределённости — полфильма старик твердит, что дух из заберёт, что они уже мертвецы и шансов у них нет в любом случае — даже подходить к ним нельзя, настолько они прокажённые. Фильм с таким посылом («сидите дома, бойтесь духов») не достоин просмотра. Не рекомендую!
К российскому ТВ относятся чаще всего прохладно. Все с ним ясно — если на экране бандит, значит, он благородная жертва обстоятельств, если мент, значит, он честный и героический, если действие происходит в СССР — значит, сейчас пойдет такая клюква, что даже зритель, не заставший те времена, ни на секунду в происходящее не поверит. В «Перевал Дятлова» тоже особо не верилось. Что-то псевдоисторическое, да еще с паранормальщиной, да еще про советское время? Жуть какая-то. Создатели не могли не понимать, что большинство воспримет новость о сериале именно так. И наверняка они понимали, что выстоять будет трудно, что будет огромный риск, что надо суметь угодить даже самым скептически настроенным зрителям. Сумели. Не без оговорок, но получилось качественно. 1959 год. Майор КГБ Олег Костин прибывает на Урал для расследования загадочной и жуткой смерти туристической группы, возглавляемой Игорем Дятловым. Версии меняются, как в калейдоскопе: сейчас кажется, что виноваты беглые зэки, потом все выглядит как работа преступников из соседнего города, а чуть позже и вовсе проскальзывает что-то паранормальное… Каждая нечетная серия — закрученный детектив в несколько комиксовом стиле (в чем-то даже слишком — главный герой настолько крут, что по жуткому морозу и глубокому снегу разгуливает в пальто и шляпе). Зато раскрашено красиво, и ракурсы (вроде вертолета в самом начале) интересные. Комикс должен быть стильным — и с этим у линии Костина проблем нет. А в четных сериях рассказывается о последних днях самой группы — как они выехали в поход, как развивались их отношения, как они столкнулись с прозой и мистикой выживания в заснеженном лесу. Экшена в этих сериях поменьше, но главным украшением сериала стали именно они — спокойная драма с примесью триллера, стилизованная под тогдашнее советское кино. Черно-белая картинка в сочетании с великолепной операторской работой в тогдашнем духе и на саспенс работает, и, что гораздо важнее, позволяет ощутить атмосферу тех самых вроде бы легких, но таких серьезных и живых фильмов. Тем больнее выходит, когда эти истории прерываются военными флэшбэками. Да, военное прошлое героев играет не последнюю роль в сюжете, и проматывать эти моменты не стоит. Но выглядят они печально — не из-за страданий и смертей, а потому, что поставлены в духе типичного нынешнего военного мыла. И режиссура, и диалоги, и сюжетные ходы (сцена в замке вообще выглядит фанатской экранизацией какой-то из игр Wolfenstein), и гламурная стилизация картинки под советскую пленку — все это превращает важные сцены хорошего сериала в отрывки очередного эпоса с канала «Звезда», которые вставили в сериал потому, что они по смыслу подходили. Нет чтобы тоже стилизовать под советское кино, пускай даже более позднее. На зрительское счастье, много хронометража они не занимают. С актерами все тоже по-всякому. В целом прилично, но пара неудобных вопросов все же есть. В первую очередь к Петру Федорову, играющему Костина. Да, он изображает крутого комитетчика с душевной травмой, и тут все хорошо. Но не советского человека. Освоить тогдашнюю манеру играть Федоров не смог. Или просто не постарался. Так или иначе, изъясняется он с современными интонациями и в декорациях советского прошлого (над которыми поработали всерьез — никаких кондиционеров и прочих анахронизмов в кадре) он выглядит инородным элементом. То же самое можно сказать про его партнершу, только тут виноваты в основном гримеры — не похожа она на жительницу СССР. С дятловцами все вышло лучше, и диалоги им прописали вполне аутентичные. А когда кто-то немножко сбивается, это не страшно, а с учетом сюжета даже понятно. Все-таки сюжет современный, тогда такого бы не сняли. И играют в нем современные актеры. Заметили разницу в оценках разных историй? Она появилась не просто так. Истории ставили разные режиссеры, каждый со своим подходом и своим качеством. И постановщик истории дятловцев справился лучше — мелкие огрехи не страшны, а паранормальщина и прочие несоветские элементы вписываются органично. Героям действительно сопереживаешь, сидишь рядом с ними в палатке или у костра, как будто беседуешь… Эффект полного погружения в действии. А режиссер линии Костина, хоть и старался, и выдал крепкую и сильную историю, слегка переборщил с комиксом — и главный герой его истории эффекта полного погружения не вызывает. Зато красиво и динамично, что тоже прекрасно. «Перевал Дятлова» — тот случай, когда русский сериал не стыдно смотреть и обсуждать. И картинка (на нашем ТВ, кажется, впервые что-то работает визуально), и режиссура, и актерская игра. и атмосфера — почти все в сериале выполнено отлично. А еще он короткий, так что впечатление после просмотра пройдет не скоро. 8 из 10
Каждый приходит к тайне перевала Дятлова своим путем. Для кого-то сериал станет откровением, а кто-то перелопатил все известные источники, где упоминается хоть что-то о трагедии десять, двадцать или тридцать лет назад. Итог один — с каждым годом интерес к инциденту все больше возрастает. С сериалом все вышло более, чем удачно — интересная и многогранная история попала в руки к по-настоящему талантливых людей, которые на этот раз смогли выполнить свою работу на все 100%. «Перевал Дятлова» расскажет о таинственной гибели туристов в горах Северного Урала. Действие развернется в двух временных линиях, развивающихся параллельно. Первая повествует о самом походе и той версии трагедии, которой придерживаются сами авторы. Во второй речь пойдет о расследовании случившегося, а вымышленному, но очень важному для сюжетной связки майору КГБ Костину предстоит разобраться не только со всеми загадками и предположениями в этом деле, но и с собственными демонами. Черно-белое кино Главные герои этой истории — обычные студенты, с большим опытом туристических походов, молодые, добрые и дружные ребята. Путешествие изначально было наполнено приключениями, даже если предположить, что большая их часть была выдумана авторами. Дятловцам предстоит пообщаться с представителями местных народностей, беглыми зэками, деревенскими и сразиться с природной стихией. Немало внимания уделено и самим личностям ребят — они влюбляются, мечтают, читают стихи и поют песни у костра. Сейчас тяжеловато проникнуться такой романтикой, но стоит попытаться представить скудность развлечений для отечественной молодежи в 50-х, и все встает на свои места. Концовка линейна, логична, но это не делает ее менее леденящей. Размусоливание конспирологических теорий сосредоточено во второй ветке повествования. Впрочем, не все исторические факты учтены при формировании основной версии — если кто изучал вопрос подробно, будет понятно, о чем идет речь. Расследование Майора Костина выписали для расследования из самой Москвы. Он работает в условиях полной секретности — именно поэтому ни в одном из архивов не осталось упоминаний о нем. Костин работает методично и кропотливо — дотошно отрабатывает каждую из версий. Создатели сработали просто гениально — переработали каждое из существующих предположений о гибели туристов в удобоваримый вид и заставили майора их отработать. Поэтому в сериале будет упомянуто НЛО, секретное советское оружие, зэки и расстрельные команды, браконьеры, манси. Трудно представить, но все это достаточно неплохо увязано в единую сюжетную линию, вполне на уровне топовых зарубежных проектов. Чтобы придать персонажу Костина объема и сложности, его решено было сделать ветераном второй мировой — он прошел войну, побывав и в самых горячих точках, и в жутких нацистских замках. Кто-то скажет, что русские снова «приплели войну», но это лучшее, что мы умеем снимать, и флэшбеки про сороковые действительно отработаны великолепно. Не обошлось и без романтики — в ходе расследования майор обретает нежную и сложную связь с вдовой своего погибшего товарища. И даже здесь ни единого просчета! Никакой пошлости — только порядочность, долг и честь. «Перевал Дятлова» — настоящий музейный экспонат, пример хорошего отечественного кино, да еще и в сериальном формате, который сейчас находится на передовой. Вопреки некоторым замечаниям, он не лезет в политику, бережно относится к своим персонажам и рассказывает интересную и правдивую историю. Она многокомпонентна, у нее сложный сценарий, несколько временных линий и две дюжины нешаблонных персонажей. Историю создали наши соотечественники, фильмографии которых не могут похвастаться чем-то особым. Может, на этот раз сошлись звезды, может, это доказывает, что мы тоже на что-то способны, а может, эта трагедия просто заслуживала достойного о ней рассказа. Последний вопрос, которым стоит задаться — нужно ли искать однозначную мораль в увиденном. Авторы позволяют себе впечатляющую смелость — поднять множество вопросов, но предоставить к ним лишь набор возможных ответов. Что с эти делать — соединять одно с другим, выбирать что-то свое или продолжать искать истину между строк архивных записей — это личное дело каждого.
Сериал стал для меня неожиданно приятным открытием! Не могу поверить, что российский сериал можно так качественно снять, не без изъянов конечно, но где их нет? Создатели взяли за основу таинственную историю смерти туристической группы и обыграли ее расследование специальным агентом КГБ со сверхъспособностями, добавив нуара и хоррора. Вышло классно, нестандартно и увлекательно. На момент написания рецензии, я посмотрела три серии, хочу написать сейчас, когда впечатления самые положительные, не хочу, чтоб на оценку повлияла концовка, которая у сериалов часто совсем не айс. Главных героев у картины двое — майор Костин, который расследует смерть студентов в горах и сам Дятлов, глава той самой погибшей группы студентов-туристов. Серии с событиями чередуются, четко деля происходящее до и после инцидента. При этом серии связаны, так как Костин обнаруживает зацепки, а потом нам показывают связанные с ними происшествия. Самое прикольно, что у этих серий разнится стилистка. Серии с Костиным цветные и косят под нуар, а серии из прошлого стилизованы под старые черно-белые советские фильмы. Еще есть третья ветка сюжета — военное прошлое Костина, происходящее конечно же в 1944—1945 годах. Если говорить честно, то мне больше импонируют черно-белые серии. Во-первых, их стилизация просто захватывает — антураж, обработка видео, а что еще круче — подобранные на роль студентов актеры. Вот прям люди из той эпохи — и лица, и прически, и голоса. Даже фразы будто бы из прошлого. Не хватает разве-что характерного звукового потрескивания. Не знай я, что смотрю, то, наверное, приняла бы эти серии за реальное рэтро. Кроме того, серии с погибшими студентами гораздо более житейские, и одновременно трогательные, ведь мы слушаем о планах на будущее, грезах и любовных интересах тех, кому осталось жить совсем недолго. В этом главный трагизм. Тем более, что персонажи вызывают к себе настоящую симпатию. Серии с Костиным тоже неплохи, здесь хочется отметить профессиональную операторскую работу и великолепный монтаж! Вот просто супер, уже одна постановка кадров и съемки достойны просмотра. С персонажами не так гладко. Главный герой, сыгранный Федоровым, которого я уже успела увидеть в фильме «Спутник», играет неплохо, хоть и слишком ровно, но его речь просто выносит мозг. Я должна вслушиваться в каждое слово так как он ужасно зажевывает слова, а часть сказанного так и не удается идентифицировать. Постоянно переспрашиваю мужа: что он сказал? А тот отвечает: да я сам не понял. А у нас проблем со слухом нет. Да и остальных актеров мы отлично понимаем. Возможно актеру кажется, что он так естественней звучит, но ведь это кино, а не жизнь! Хочется расслабиться и углубиться в сюжет, а не пытаться расслышать текст. Вторая проблема этой линии — Екатерина, которая ни то врач, ни то патологоанатом. Она симпатичная, статная, но жутко скучная и никакая. Когда они с Костиным общаются, напоминают двух шарпеев с грустными глазами. Мы знаем, что они оба потеряли любимых на войне, понимаем их боль, но прошло уже много лет, ну не могут два человека быть такими вечно-грустными и тоскливыми! А вот Окунев в исполнении Добровольского мне очень понравился, он мне так напоминает Евгения Моргунова в роли Бывалого! Забавный, оптимистичный толстячок хорошо оттенил Супер-серьезного Костина. Сериал интересен и загадочен, я бы честно-говоря убрала все вставки с флешбеками о войне, так как мне кажется, что они тормозят сюжет. То, что в них показано можно уложить в три фразы в разговоре, раз уж они призваны раскрыть характеры, с другой стороны сняты они красиво и несут смысл, так что любителям подобного должны понравиться. Очень приветствую хоррор-элементы, есть даже сцены в духе «Пункта назначения». Жду развязки и очень советую к просмотру тем, кто боится начинать смотреть российский сериал. Поверьте, это один из тех сериалов, за который испытываешь гордость, а не стыд. 8 из 10
Канал ТНТ, до того выпускавший, в основном, комедийные поделки низкокачественного уровня, решил резко изменить направление и выпустил ретро-драму, посвящённую одной из самых нашумевших загадок прошлого столетия — гибели группы Дятлова. Удалась ли эта задумка? Впечатления, скажем так, двоякие. Чёрно-белая часть — просто отличная! Прекрасно сделана стилизация под советское кино того времени, когда происходит действие фильма (59-й год), замечательно подобраны типажи актёров с лицами именно той эпохи, как ни странно, но удалось даже более-менее раскрыть характеры практически всех персонажей (а для 10 человек это было непростой задачей). Ну и завершающая серия потрясающая, её даже можно смотреть отдельно от всего фильма, до того пробирает. Да, она крайне тяжёлая, но снято превосходно. Единственное замечание — всё-таки можно было дать чуть больше отсылок к эпохе и немного по другому расставить акценты на персонажей (скажем, про Кривонищенко можно было упомянуть, что он принимал участие в ликвидации знаменитой аварии на комбинате «Маяк»). Да, и по просмотру складывается неверное ощущение, что все участники группы, за исключением Золотарёва — студенты УПИ, а это не так, поскольку 3 человека к тому времени уже ВУЗ закончили и работали инженерами. Но это я уж совсем придираюсь и хочу, чтобы всё было идеально. А теперь о цветной части — расследовании героя Фёдорова и постоянных военных воспоминаниях. Военная часть, на мой взгляд, вообще не вписывается в картину и смело можно было бы обойтись без неё, заменив отработкой ещё парочки версий произошедшего. Расследование же… С одной стороны постановочно это сделано довольно неплохо, плюс, что хочется отметить особо, во всём фильме на удивление приличные для нашего современного кино диалоги, по крайней мере веришь, что эти люди именно так и разговаривали. Ну и неизбежную для нынешней ситуации любовную линию умудрились подать достаточно тонко и ненавязчиво, что радует. С другой — изрядно резала глаз какая-то нарочитая «американщина», а местами и просто неестественность происходящего на экране, и какой-то опять же нарочитый закос под «нуар» (вроде неизменных шляпы и плаща главгера, каковые он не сменял даже несмотря на уральские морозы). Если суммировать по обеим частям, то чёрно-белой смело ставлю 9, а цветной выше 6 поставить не могу. P.S. Ничего не пишу о моей любимой теме «как это было не в кино, а на самом деле». Просто потому, что никто не знает, как оно там было.
Как минимум раз в год попадается очень качественный российский сериал. Возможно с появлением новых стриминговых платформ их стало больше, но по описанию и общей реакции в сети мне захотелось посмотреть про гибель группы туристов в 1959 году на Уральском перевале. В сериале есть две параллельные истории: четные серии — это черно-белая история группы студентов под руководством Игоря Дятлова, которые собираются в поход и дальше показываются их приключения во время похода; нечетные серии — нуарная детективная история майора КГБ, который приезжает расследовать гибель этой группы. Вот эта параллель и создает всю магию сериала, без одной из линий мы бы получили по 4 серии оригинального, но не самого выдающегося сериала. В детективной части очень неплохо вплетена мистика, оккультные истории Третьего Рейха (тема которая у нас как-то не проходит в кино), версии с НЛО и беглыми заключенными. Создатели сериала разбирают наиболее известные версии и в конце останавливаются на одной, наиболее на их взгляд правдоподобной. В черно-белой истории мистические моменты тоже присутствуют, как и додуманный экшен. Мне понравилось, как создатели прочувствовали эпоху и людей, живший в ней. Люди старшего поколения тогда в 1959-м году, застали войну и прошли ее. А молодые студенты были уже из первого послевоенного поколения, кого называли шестидесятниками — людьми полными энергии, которая тянула их в горы за приключениями. От того, что сериал качественно придуман и снят, проистекает и главный на мой взгляд недостаток. Когда видишь компьютерные и операторские эффекты, кажется что людям в какой-то момент надоело снимать унылые боевики про ментов для НТВ, им дали денег и сказали, что всё должно быть офигенно. И они решили показать, что могут делать офигенно. На первых минутах показывают летящий вертолет и камера вращается вокруг заднего винта. А ты сидишь и думаешь, это вот зачем? Ну и главное, что делает этот сериал последней, восьмой серией — переводит акцент со всей конспирологии к человеческой трагедии. Ночью 9 ребят оказались за пределами палатки и замерзли насмерть. Ребята, которым было по 21—22 года. Очень приятно, что создатели помнили об этом и это было их ведущей темой.
Тема гибели туристической группы Игоря Дятлова интересовала меня давно, и я много чего читала об этом. Мистических версий выдвигалось несколько — нашествие инопланетян, нападение снежного человека, манси. Но никто не пошел так далеко, как создатели сериала, которые приплели сюда даже немецкое подразделение Анэнэрбэ (Ahnenerbe). Одним из видов деятельности Ahnenerbe было занятие оккультными науками, а в общем и целом Анэнэрбе занималось поиском и фабрикацией доказательств того, что немцы принадлежали к высшей арийской расе. Понятно, что события в фильме происходят в 1959 году, всего лишь через 14 лет после войны, и война вполне могла быть упомянута в фильме как отголосок или флэшбэк, также, по закону жанра, вполне допустимо было напустить в фильме мистики, но вот эта немецкая жуть была не совсем к месту. Это было немного досадно, т. к. я специально выбрала к просмотру именно российский, а не голливудский фильм о группе Дятлова, предполагая, что тема будет раскрыта лучше именно в отечественном фильме, снятом в в современном стиле «арктического нуара», поскольку отечественный кинопродукт будет более аутентичен, чем его заморский вариант. Видимо, для создания пущей аутентичности в сериале был упомянут и даже показан студент Свердловского Политеха Борис Ельцин. Нагнетать интерес и любопытство, так нагнетать. Какое же серьезное провинциальное происшествие обойдется без столичного детектива? И вот самолет, вертолет, а потом и служебная машина доставляют на сцену харизматичного (по замыслу) московского следователя и одновременно майора КГБ Костина. Ему предстоит перелопатить массу информации и сделать тот самый вывод, за которым его и прислали на Урал из Москвы. Один из «финтелей» сериала — это наделение майора КГБ Олега Костина некими потусторонними способностями, которых нет у других рядовых сотрудников многочисленных ведомств, участвовавших в расследовании дела. «Перевал Дятлова» я смотрела сразу после «Спутника» с тем же Петром Федоровым в главной роли и надо сказать, что дежавю меня преследовало довольно сильное. Порой казалось, что «Перевал Дятлова» — это приквел «Спутника» с одним и тем же главным героем, который сначала был капитаном Красной Армии, потом гэбэшником, а потом уже и космонавтом. Чем не метаморфоза? Но шутки-шутками, а интонации и мимика Петра Федорова, в особенности его манера говорить приглушенным, вкрадчивым шепотом, успешно перекочевывают из одного фильма в другой. Из плюсов. Мне понравилось то, как построен сериал по сюжету и форме. Действие в «Перевале Дятлова» происходит одновременно в настоящем и в прошлом, и выглядит все это как два разных фильма, смонтированные в один. Это создает интригу и приятное впечатление запутанности от хитросплетения многочисленных сюжетных ходов и деталей без перегруженности восприятия, от которой взрывается мозг, как это, увы, произошло с последним фильмом Кристофера Нолана «Довод». Такое сценарное решение в «Перевале Дятлова» захватывает зрителя и держит его в напряжении до конца фильма, потому что до самой последней серии присутствует ощущение того, что студентов-лыжников мог убить кто угодно — уж слишком у этой истории много слагаемых и параллельных линий. Понравилось то, что в фильме очень правдиво продемонстрировано то, как коварна может быть природа, и как слаб и беззащитен перед ней человек. Сегодня ты наслаждаешься ее красотами и захватывающими видами, а завтра можешь попасть в экстремальную ситуацию, выхода из которой может не оказаться. Я очень хорошо ощутила это на себе, один раз попав в сильный тропический ливень, а другой раз чуть не утонув в море. Все существо мое тогда сковывало леденящее чувство из смеси страха и растерянности, как нелепа может быть гибель и как сложно предвидеть, чем может обернуться невинная туристическая вылазка. Казалось бы, стихия рассматривалась в ходе следствия как самая тривиальная версия, но, на мой взгляд, создателям сериала отменно удалось показать весь тот леденящий ужас и зловещесть, исходившие именно от безжалостных сил природы, которым поклоняются манси. И этот ужас перекрывал даже впечатление от страшных эсэсовцев из военных флэшбэков. Однако, не смотря на раскрытие темы в сериале, в случае с группой Дятлова вопросов все же было предостаточно, т. к. участники группы были не на тропическом курорте, а условиях суровой уральской зимы. Как могли им дать разрешение идти в поход в феврале — месяце самой вьюжной и холодной погоды? Да еще и туда, куда даже сами местные жители, знающие местность как свои пять пальцев, не ходят. Как могли опытные туристы сами не предвидеть опасного исхода и не повернуть назад, видя, что приближается снежный буран? Что это? Беспечность молодости? Комсомольский задор? Халатность начальства? Излишняя уверенность в собственных силах? Увы, как говорилось в сериале, ответов не знает никто. Несмотря на то, что, поиграв с разными версиями, сериал все же склоняется к одной единственной, историю группы Дятлова будут и далее окружать многочисленные теории и домыслы, один другого загадочнее. 7 из 10
Одним из итогов нашумевшего сериала «Чернобыль», как отметили на юмористическом ютуб-канале Super_VHS, стало «Оказывается, если снять про Чернобыль не фэнтези, не ужасы, а показать реальную хронику событий, то будет тоже интересно». С «Перевалом Дятлова» получается так же. Сколько мы уже начитались мистических предположений, кто-то даже смотрел бредовый американский хоррор. И вот, наконец — хроника, как она есть. Хотя без саспенса не обходится и здесь. В первую очередь, в военных воспоминаниях двух героев. И эта линия, про мистический замок и зомби-немцев, выглядит самым слабым звеном сериала. Да ещё и не раскрытым до конца. Кажется, можно было обойтись без неё. Но в остальном «Перевал Дятлова» стал достойным кино. В каждой серии нагнетаются то мистические, то криминальные версии гибели группы. И ты думаешь «ну воот, сейчас все скатится к НЛО/зэкам/духам». Но затем повествование само распутывает эти версии. Интересна также структура сериала, где одна серия — расследование, другая — хроника событий от лица туристов. Да ещё стилизованные под классическое советское кино 50-х. А в конце — четкое изложение истинных причин трагедии. Можно похвалить тнт за ещё одну неплохую работу.
Сказать по правде, историю о перевале Дятлова я люблю уже несколько лет. Она настолько захватывает умы своим мистическим флером неизвестности, у нее есть десятки различных теорий и домыслов. А ведь самое что интересное — никто так до конца не может сказать, что же именно там произошло. Как человек, допускающий в своей жизни необъяснимые феномены, я в свою очередь была очень приятно впечатлена данным сериалом. Но отнюдь не тем, что могло было бы прийти на ум, учитывая предыдущее заявление. Пожалуй, не я первая, кто заметил, что в данном сериале есть две параллельные сюжетные ветки. Прием не нов, но именно за счет постоянно сменяющегося повествования, которое связано друг с другом всего парой смысловых якорей, мы имеем дело с двумя абсолютно разными историями. И о каждой из них хотелось бы сказать несколько слов. Во-первых, история цветная, рассказывающая нам о майоре Костине, которого Москва направила на расследование данного дела. Мы знакомимся с ним и еще несколькими довольно колоритными персонажами, которые будут помогать (или мешать) его расследованию в дальнейшем. И эта история — самая слабая часть сериала. Она просто перенасыщена напускной, совершенно ненужной мистикой, которая введена только лишь для того, по ощущениям, чтобы показать высоту полета пластического грима или же VFX-эффектов российского производства. А также военными флешбеками, направленными на то, чтобы раскрыть образ майора, а на деле же работающими только лишь для того, чтобы растягивать хронометраж. Никакой эмпатической связи к совершенно картонному майору Костину мы за весь сериал так и не получим. И, по сути, ничего из того, что было показано в истории Костина, не имеет к трагедии тургруппы никакого отношения. А мелкие мистические «мостки», которые связывают обе истории, вполне можно вычеркнуть из сериала, и он от этого ничего не потеряет. Также, я считаю абсолютно нелепой введенную любовную линию, которая ведет нас по всем канонам самой обыкновенной киношной любовной линии между одним выдуманным персонажем и другим, не менее выдуманным персонажем. Если уж говорить совсем начистоту, то, убрав из сериала Костина, Шиманову и все связанные с ними события, мы получили бы художественное произведение намного более высокого качества. Потому что в таком случае у нас бы осталась только история о тургруппе Дятлова. И вот эта история — золотая ягодка. Эта история, которая сподвигла меня написать положительную рецензию, а не нейтральную. Потому что в части с «дятловцами» есть абсолютно все то, за что мы так любим старое советское кино. Я не буду говорить даже про атмосферу и бытовые мелочи, погружающие нас в те времена, черно-белую съемку с тем самым особенным приемом, когда на лица актеров падает дополнительный источник света, выделяющий эмоции и глаза. Я расскажу о том, что именно в этой части я ни на секунду не думала, что это все — фильм. Я даже не сразу поняла, что Золотарева играет Бероев, хотя безумно люблю этого актера. Вот насколько меня поглотила черно-белая история «дятловцев». Вот насколько холодной зимой обыкновенная человеческая душевность, простая история без лишней суеты и мистицизма, может погрузить в себя зрителя. Насколько может тронуть за душу обыкновенная трагическая история о молодых ребятах, невероятно храбрых и безумно сильных как команда, которые до самого конца дрались с жестокой стихией и не бросали своих. Все это — доблесть и храбрость, которая намного более сильная, чем все то, что нам показали в военных флешбеках. Простая история о простых студентах. И именно ради нее этот сериал стоит смотреть. Именно ради этой истории я ставлю сериалу свою оценку. 8 из 10
Только положительные эмоции остались у меня после 8 серий «Перевала Дятлова» — нашего, российского сериала про печально знаменитых уральских туристов. Есть такие произведения, которые оставляют грустный осадок. Грустный от того, что они закончились: книжка прочитана, фильм или сериал закончены. Всё, титры. «Перевал Дятлова» из таких. Я даже не знаю, что мне понравилось больше: качество и формат съёмки (режмонту и его группе + художникам и его команде 10 из 10) или конечная версия того, что произошло с группой Игоря Дятлова на перевале к горе Отортен… Или актеры, которые хорошо вписались в роль и уже полюбились. Или советская атмосфера и незапятнанная (на модный нынче манер) репутация нашего прошлого. Или все версии, которые были обыграны в фильме. Да, я этого ждал и хотел. Я очень люблю именно такой обзор ситуации: со всеми версиями, которые, вроде бы, также логически отметаются как и приплетаются в качестве главных. И увидел. И остался доволен. Я очень надеюсь, что продюсеры (а как мы узнаём из последней серии еще и режиссёры), не остановятся и продолжат снимать в том же духе. В том же стиле. И с новыми идеями. Потрясающая съемочная группа, незамусоленные и талантливые ребята сделали качественное кино. Наше, российское, патриотичное кино. Выстрел в яблочко. Угадали со всем. И Петр Фёдоров и Егор Бероев и вообще, эмоции просто зашкаливают. Так и хочется сказать: «Смотреть всем!» Это вам, ребята, действительно независимое кино для номинации в категории «лучший сериал года». Кино со смыслом, а не какой-нибудь полёт целлофанового пакета с эстетически снятых ракурсов, олицетворяющий снобское «вечное».
Обсуждать эту историю можно бесконечно, но если речь идёт о сериале, то самое мощное впечатление на зрителя (автора рецензии) непосвящённого в тонкости современного кинопроцесса производит финальная серия (фильм о фильме). Просто голова кругом. Экие затейники! Как можно предельно реалистично снять полёт вертолёта над тайгой без вертолёта? Лагерь без лагеря? Свердловск конца пятидесятых без Свердловска? и т. д. Да уж: «Глубоко простирает техника руки свои в дела кинематографические!» А внимание моё привлекла не столько игра актёров (она, в целом, вполне добротная) и воссоздание реалий, сколько сценарный посыл. Задайте им (сценаристам) вопрос: о чём фильм? Ответят: о трагическом случае, о гибели молодых ребят, о Тайне. Задайте второй вопрос: и что же случилось на самом деле? А вот здесь возникает странная, но отчётливая аналогия переднего стекла автомобиля в дождь. Набрасываются на это стекло практически ВСЕ существующие версии (и поочерёдно, и в хитросплетениях), и все стираются непрерывно мотающимся дворником. Вот, навскидку: — непонятный навязанный группе девятый участник с туманными мотивами (заданием ?); — мистические разработки немецкого супер-секретного объекта, обереги и мистические видения отдельных действующих лиц; — непонятные и инфернальные манси; — кровавая и отвязная гэбня (куда без неё в наших ретро-поделках); — зэки-душегубы; — светящиеся шары; — секретные испытания оружия; — лавина. Набросили мотив — стёрли дворником, новый мотив — новое сметающее движение дворника и так всё время. Выбирайте, что вам нравится, и домысливайте дальше. Полагая, что эта версия — истинная, а дальнейшие сценарные ходы — это для оживления сюжета. Вам уже между строк всё было написано на стекле. Верующий — уверует. И вот финал. И всё тихо-мирно усаживается на «официально-единственно-правильную» версию. Лавина и жуткие погодные условия. И всё. Поиграли в войнушку и хватит. Что ж, если авторы считали задачей визуализацию имеющихся версий, с задачей успешно справились. Смотреть можно.
Посмотрела нашумевший сериал о перевале Дятлова, снятый по реальным событиям. История гибели группы студентов, отправившихся в поход на гору Отортен, до сих пор вызывает много споров. Игорь Дятлов и его однокурсники не дошли до места назначения совсем немного. Заночевав на ближайшем к горе перевале, им внезапно пришлось спасаться бегством из собственной палатки посреди ночи. Разрезав стенку палатки изнутри, ребята убегали без верхней одежды на мороз, где спустя некоторое время замёрзли. Помимо размышлений о том, что могло так напугать ребят, вопросы вызывают физические увечья, полученные ими той ночью. Сериал разделён на две сюжетные линии, чередующиеся каждую серию. В первой части нам показывают персонажа Петра Фёдорова, кгб-шника, направленного на место происшествия для выяснения обстоятельств случившегося. Помимо самого расследования в этой части замечательно нарезаны вставки из военного прошлого главного героя, прекрасно раскрывающие его личность. Не обошлось и без интересной любовной линии. Вторая часть, снятая в чёрно-белых тонах, рассказывает историю самих студентов-путешественников. Несмотря на то, что персонажей довольно много, авторам удалось раскрыть каждого. Сложно сказать, какая из линий вышла интереснее — судя по отзывам, кому-то обычно больше нравится одна, кому-то другая, мне понравились обе. Из немногочисленных недостатков в первую очередь назову излишнюю натуралистичность в первых сериях (замёрзшие трупы, вскрытия крупным планом), к этому стоит быть готовым до начала просмотра. Кроме того, на мой взгляд, перестарались с количеством мистики на квадратный метр. Жутковатые видения героев больше подходят для жанра хоррор, а в этом жанре про перевал уже снимали достаточно, здесь это было определённо лишним. Ещё у меня есть вопросы к операторской работе — некоторые решения в этой области меня порядком раздражали, ибо очень бросались в глаза. По сюжету прицепиться особенно не к чему, разве что не очень понравилось, что в вопросах проявления симпатии к противоположному полу в обеих линиях инициативу упорно проявляли девушки. Не то, чтобы я имею что-то против, но хотелось бы видеть соотношение хотя бы 50 на 50. 8 из 10
Сразу уточню: за ходом расследования все эти годы я не следила, передачи по РЕН-ТВ не смотрела, знаю только общую информацию о том, что группа туристов под руководством Игоря Дятлова пошла на край света в лютый мороз и погибла при, так называемых, загадочных обстоятельствах. Дело резонансное, версий много, все спорные, порассуждать есть о чём. Наш новый сериал состоит из двух полноценных историй: нечётные серии — расследование гибели дятловцев, чётные серии — поход самих дятловцев с момента сборов до самой смерти. Истории визуально выглядят очень контрастно: расследование оформлено под мрачный зимний нуар, поход дятловцев снят в духе советского кино 60-х годов. Получилось стильно и невероятно душевно. Серии с расследованием полны скорби и воспоминаний о Великой отечественной войне, а серии с дятловцами искрят жизнью, дружбой, любовью и светлой надеждой на будущее. Сценарий настолько вдумчивый и увлекательный, что до самого конца подозреваешь то манси, то военных, то летучий отряд, а на последний день жизни ребят без горечи смотреть невозможно. И вроде бы с самого начала знаешь, что они не вернутся, но так хочется, чтобы они дальше жили и мечтали… Сюжет про них попадает в общую ностальгическую тоску по прошлому, которую сейчас испытывает весь мир. Я искренне рада тому, что сериал воспевает торжество здравого смысла, сторонники теорий заговора будут разочарованы финалом, а я и рада. Жизнь гораздо сложнее и стремнее всяких выдумок, и здесь есть, знаете ли, от чего умереть и без ваших НЛО. Актёрский состав покорил меня полностью. В сериале оказалось несметное количество прекрасных персонажей. Моё сердце отдано лирической паре Юрию Дейнекину, который играл Тибо-Бриньоля, и Ирине Лукиной в роли Люды Дубининой. Любовалась Егором Бероевым в усах, наслаждалась эпизодическим явлением Надеждой Маркиной, а также злым гением Евгения Ткачука. Вот как так с первых секунд присутствия актёров в кадре, ты всё понимаешь и чувствуешь характер? Удивительная харизма! Ну и чтобы не превращать свой отзыв в патоку лести, скажу, что меня смутило, как очень придирчивого зрителя. Добавлю при этом, что вещи эти никоим образом не умаляют величие нового «Перевала». Лично я немного устала от военной тематики и её эксплуатации. Хорошо, что в сериале она показана, как сюжетообразующее звено и личностное становление главного героя. Есть воспоминания, которые не никогда не смогут уйти, я знаю, и только поэтому принимаю этот ход. Но флешбэков было слишком много и иногда они мешали вздохнуть. Местами меня укачивало от операторских находок… На мой взгляд, лучше, когда камера передаёт характер, состояние героев и атмосферу, а не когда она проверяет вестибулярный аппарат зрителей на прочность. Он у меня слабый, я уже давно отказалась от полётов на Марс, даже с Илоном Маском, увы. При этом не могу не отметить виртуозные переходы между сценами и невероятно-огромное количество впечатляющих проездов, пролётов и проходок с камерой. Одна только открывающая сцена сериала чего стоит. Непременно посмотрите сериал, он впечатлит вас под конец уходящего года, и вы увидите, что в России умеют делать высококлассное кино с крепкой драматургией, шикарной художественно-постановочной работой, великолепной актёрской игрой и человечной идеей. Ведь именно в идее этого фильма весь смысл. Очень круто, что дружба, самопожертвование во имя высоких идеалов стали основой мрачной истории, и именно это оставляет после себя то самое тепло, надежду, ради которой мы и смотрим кино в период Великой депрессии. 10 из 10
Сразу скажу — сериал зацепил невероятно. Вопреки тому, что все детали и версии трагедии изучены мной уже очень давно. По факту, тема уже очень замусоленная и «попсовая», что-ли. Вопреки скепсису к отечественному кино. Вопреки первой серии, во время просмотра которой меня не покидало ощущение, что рейтинг на Кинопоиске явно накрутили. Актеры переигрывали, мистические флэшбэки главного героя про нацистов неприятно удивляли и почти заставили выключить телевизор. Но. Потом началась вторая серия. И я хочу сказать, что четыре черно-белые серии «Перевала Дятлова» это настоящий шедевр. Кропотливое внимание к деталям, начиная от шапочек из 50-х, заканчивая оптикой камеры «как тогда». Фотографическое сходство актеров и очень убедительная игра в советских студентов. Музыка в черно-белой сюжетной линии — это претензия на кинопремию. Когда в конце шестой серии на титрах заиграла песня «Есть только миг», перетекающая в гнетущую тему сериала — я просто впал в катарсис. Отдельно хочется сказать о раскрытии теорий произошедшего. Конечно, и это видно, сценаристы понимали, что задача здесь невероятно сложная и очень тонкая. Для многих зрителей сам факт того, что (СПОЙЛЕР) причиной трагедии стали не американские диверсанты, спустившиеся с небес, могла отвернуть от картины приверженцев такой теории. И сценаристы, я считаю, справились со своей задачей. Максимум мистики и теорий в сюжетной теме расследования. И максимум реализма в сюжетной теме похода. Сериал точно не оставляет равнодушным зрителя, и заставляет смотреть себя на одном дыхании. Спасибо создателям, что делаете российское кино лучше!
Очередная разлюли-малина на тему «нашего героического прошлого». Много уже написали про странные эпизоды с немцами, не буду повторяться. Возьмем просто последнюю серию. Группа в метель начинает ставить палатку и, внимание, копает снег лыжами! Кто не знает, раньше были деревянные лыжи, которые легко ломались, если наедешь на мерзлый бугорок. И вот люди втыкают эти деревяшки в жесткий снег, понимая, что если лыжа сломается, то пешком они точно никуда не доберутся! Эпизод с манси. Два манси говорят на мансийском языке. За кадром идет перевод. Но почему переводчик коверкает слова? «Посмотри, что стало с твоим сином». Что это значит? Почему манси говорит на своем языке как иностранец на русском? Далее. Эпизод в метели. Девушка говорит замерзающему товарищу: «Мы обязательно выкарабкаемся». А теперь скажите эти слова на морозе и на сильном ветру — вы-ка-раб-ка-ем-ся! Да уж, славная работа сценаристов. В заключении скажу, что ребята погибли странной смертью, у них на руках были следы от наручников (почитайте материалы уголовного дела). И вот эти фантазии, накручиваемые уже шестьдесят лет по поводу их гибели, призваны только для того, чтобы скрыть настоящие следы преступления. Имеющий уши да услышит. 2 из 10
Фильмы с трагическим содержанием обычно сохраняют гнетущее настроение. Как же так? Добро должно побеждать. Сериал «Перевал Дятлова». У меня лично, оставил светлое ощущение. Да, герои погибли, но само повествование, и финальная сцена говорят — жизнь продолжается. С темой «Перевала Дятлова» познакомился достаточно давно, есть свое мнение по случившемуся, потому с некоторой тревогой ждал просмотра. Когда твоя картинка не совпадает с тем, что тебе показывают. Но, тут авторы мне угодили — трагедии случаются, вне зависимости от того, что эти трагедии окружает. Мое взросление состоялось в Советском Союзе, потому многие мои заблуждения о художественном содержании растут из советского прошлого. В те времена в фаворе был «социалистический реализм». Следование цифре, букве и фактическим данным. Любое отступление от положенного — идеологическая диверсия. Но, видимо диверсия успешно произошла, потому на смену «социалистическому реализму» пришел «капиталистический креативизм». Есть что-то реально существующее, а остальное додумаем. Я помню, с каким предубеждением шел на просмотр «Титаника» — «что там смотреть кроме гигантского парохода и массивного айсберга». Оказалось можно, если смазать сухие факты эмоциональным соусом, то зайдет на ура. Так произошло и с «Перевалом Дятлова». Создатели фильма взяли фактические данные и добавили к ним некую историю расследования с положительным героем и любовным содержанием. К тому, же, очень удачно удалось передать романтизм эпохи конца 50-ых, когда люди жили с надеждой на светлое завтра. А, походы — это одна из тропинок в прекрасное будущее. Очень удачный формат показа — нечетные серии расследование, четные сам поход группы Дятлова. Смена изображений — пленка и цифровая камера. Все ровно и умело. Прекрасный подбор актеров. Молодые, не «заезженные» экраном лица. Начинаешь верить им, что именно так и было. Что не понравилось: я хотел увидеть уральский пейзаж, мне показали Хибины и Алтай. Картинка замечательная, но оторванная от реальности во многих местах совершенно. Не было в 50-ых годах загородных освещенных трасс. Тема «Перевала Дятлова» не считаю, что закрыта данным сериалом. Уверен, что появятся и другие реконструкции события. С другим содержанием, с другими эмоциями. 9 из 10
Стал смотреть «Перевал Дятлова» не без предубеждения. Однако — несмотря на сценарные ляпы (дело даже не в пальто или корочке Костина или машине Окунева, о чем писал Николай Андреев в фб, а в нелепостях другого порядка: почему Золотарев, будучи сотрудником органов безопасности, закрыл глаза на побег уголовника и не распознал его ложь? почему командир одного из «летучих отрядов» бросается в бега да еще и отстреливается, если за ним никакой вины в гибели группы Дятлова нет? как вяжется попытка суицида Костина с кадровой службой в органах?) — этот сериал хорош своей многоплановостью. Это не «плоский» сериал. Я бы даже сопоставил его с «Твин Пиксом» (не уподобил, а сопоставил). «Перевал Дятлова» надо смотреть не как реконструкцию событий, а как иносказание, как притчу, если угодно. Притчу о том, что бывает с обществом, которое отрицает метафизику, а историю понимает исключительно прогрессистски, как неуклонное восхождение от хорошего к лучшему. Притчу о соприсутствии и взаимовлиянии миров — живых и мертвых. Притчу о том, что убийство никогда не освобождает… А может быть, сам сериал — просто долгий сон майора Костина, следующего в командировку на Урал. Одним словом, сериал дельный и стоит того, чтобы его посмотреть, потому что это история о сознании и событиях сознания, а не просто о картонных фишках на игровом поле.
Приятно осознавать, что я дожил до тех благостных времен, когда творения российского малого экрана уже не приходится стыдливо оправдывать клеймовитым guilty pleasure или приписывать успешный проект редкостным творческим удачам и возможностям его команды. Когда ярких сериалов становится с каждым месяцем все больше и больше, списывать подобное на стандартное исключение из правил все труднее и труднее, да и не нужно. Новый проект онлайн-платформы PREMIER, которая из раза в раз доказывает свою сериальную состоятельность чередой оригинальных и запоминающихся сериалов, лично для меня, одно из самых мощных кинематографических явлений этого года. И если взорвавшие этим летом медийное пространство «Чики» безоговорочно получают лавры лучшего соц. высказывания, выступая эдаким представителем авторского магического реализма, то «Перевал Дятлова», бесспорно, заслуживает не меньшего зрительского резонанса и звания самого эффектного жанрового блокбастера малого экрана, который, и я в этом не сомневаюсь, выйди в широкий прокат, не уступил бы по степени воздействия полнометражным собратьям. Творческая команда провела невероятно титаническую работу, дабы рассказать о самом таинственном и окутанным ворохом всевозможных теорий и догадок трагическом происшествии СССР. С самых первых секунд создатели начинают ловкую манипуляцию своим зрителем, забавными визуальными экивоками жонглируя всеми возможными гипотезами, которыми на протяжении столь долго времени толстым слоем обросла гибель дятловцев. На протяжении всего повествования шоураннер Илья Куликов будет смачно обсасывать каждую из имеющихся на данным момент теорий и также смело отбрасывать оные на периферию сюжета из-за их несостоятельности и чрезмерной скандальной китчевости, приходя к единственному верному, самому логическому и обыденному, но этого не менее жуткому и душераздирающему варианту случившегося. Сей эффект в разы усиливается уникальным творческим подходом, который режиссеры-постановщики применили к рассказыванию столь печальной истории. Особой похвалы заслуживает решение разделить сериал на две визуальные противоположности: нечетные серии рассказаны в визуально-пафосном ключе, режиссеры которых Валерий Федорович и Евгений Никишов концентрируются на ходе расследования гибели студентов, активно прибегая при этом к вороху броских, подчас достаточно замудренных и витиеватых для столько скромного формата CGI-экзерсисов, которые с легкостью дают фору самым горделивым и распиаренным широкоэкранным выскобюджетникам. При этом смотрится все это спецэффектное буйство очень органично и смачно, а если учесть что серии сняты на пленку, что придает картинке необычную для сериальной продукции кинематографичность, то хочется восторгаться проделанной работой еще громче. Это же, если не больше, касается и четных серий, блестяще созданных в стилистике лучших советских кинолент. Снятые в формате 4:3 эпизоды потрясают своей аутентичностью, каким-то волшебным образом сочащиеся эстетикой кинематографа нашего славного прошлого. Увиденное вызывает непередаваемый восторг и бурю восхищения тем, как режиссеры Павел Костомаров и Степан Гордеев воссоздали на экране дух и атмосферу того времени: начиная от удивительного и с трудом описуемого советского ореола, окутывающего одухотворенные лица молодых актёров, еще недостаточно замыленных современным кинопроизводством, до мастерски сотканного бытия, в котором сосуществуют герои и отсылающего к лучшим образчикам жанра. Создатели и актеры нарисовали столь убедительные, искрящиеся жизнью объемные портреты своих героев, что неотвратимость надвигающейся трагедии, мрачной тенью нависающей над группой молодых людей, воспринимается в разы острее. И даже в финальном эпизоде, зная печальный итог сего мероприятия, ты всей душой и с комом в горле до последнего, не переводя дыхания и теребя кутикулы, переживаешь за ребят и все равно рьяно ратуешь за благостный исход. Даже в столь скрупулезно сконструированном мире ты все еще продолжаешь уповать на фраппированную непредсказуемость чуда. В общем, технически, творчески (радует, что сценаристы умудряются ввинтить в историю достаточно смелые высказывания даже на столь щекотливую и табуированную для нашего общества тему ВОВ, снабдив оные немалой долей ироничного и симпатичного трэш-мистицизма) и актерски потрясающий сериал (а местами до одури жутковатый), заслуживающий самых высоких оценок и лавины зрительской любви и доказывающий, что наши сериальные умельцы спокойно готовы составить конкуренцию западным коллегам. Вердикт: Кулик в восторге от этого болота!
Эта громкая история группы Дятлова полна загадок и вопросов. Многие люди, даже спустя столько лет после этой трагедии, хотят понять причину смерти несчастных студентов. Что это было? Насильственная смерть или проклятие древнего народа Манси, сошедшая лавина или испытания на военной базе, а, может быть, неопознанные летающие объекты, внезапно появившиеся в горах Урала? Версий — невероятное множество. И каждую из них создатели этого многосерийного фильма посчитали нужным включить в сюжет. Правда, очень поверхностно. Плюс, к этому всему, авторы решили рассказать нам историю супергеройского майора Костина, участвовавшего во взятии Рейхстага, историю Семёна Золотарёва, получившего волшебное кольцо от немца, упомянуть Бориса Ельцина, добавить любовную линию и немного мистики, также снабдив всё это нагнетающей музыкой, звуками как в голливудских блокбастерах, кровью, зомби, эпичными взрывами и всяческой другой современной чушью, отвлекающей от главного повествования и не имеющей к нему никакого отношения. Это всё похоже не на качественное структурное повествование, а на дикий винегрет. Очередное развлекательное попсовое кино для широких народных масс, нацеленное «пощекотать нервишки». Без глубины, без логики, без детальной проработки. Главное — расшатывающий нервную систему звуковой фон, безэмоциональные лица главных героев, драматично и очень наигранно разговаривающих между собой шёпотом и море спецэффектов, как под копирку снятых с западных фильмов. Не верю. В этом всём хаотичном повествовании абсолютно шокировало очернение образа русского офицера, пытающегося изнасиловать пленную немку, русские военные, спокойно стоящие с сигареткой рядом с телами убитых немецких детей, речь майора Костина, жалеющего о том, что его солдаты разрушили несколько немецких домов. Почему-то, именно на эти детали, создающие негативное впечатление и оскверняющие, в целом, образ русских военных, отстаивающих свою Родину в далёких 40-х, создатели фильма обратили особое внимание зрителя. Почему? Хороший вопрос… Из плюсов я могу отметить подбор некоторых актёров. Очень понравились образы Зины и Игоря Дятлова. Послевкусие от этого фильма не очень. Кино ради хайпа.
Мало, кто не знает про Перевал Дятлова. И если не в деталях, то по крайней мере то, что это очень загадочная история. По ТВ были программы, в которых выдвигались версии гибели группы, и главный плюс сериала 2020 года, на мой взгляд, в том, что в нём не построено новой версии, рассчитанной на «вау-эффект» от аудитории. Наоборот, то, что нам показано — это аккуратно перенесённая история, полученная на основе изучения протоколов расследования. Мне всегда нравился творческий подход Ильи Куликова, здесь он также проявил себя как человек, который тщательно подходит к передаче материала (будь то комедия или драма). История получилась интересная, удерживающая внимания все 8 эпизодов. Материалы несложно отыскать в интернете по запросу «перевал дятлова что случилось». (Честно признаюсь, меня тронули диалоги из архивных документов, воспроизведённые на экране). Важно помнить то, что идея, попадая в разработку к съёмочной группе, будь то реальное событие или вымысел, превращается в художественное произведение. Романтизации события избежать не удастся. Фишка именно в подаче. Да, основа реальная: студенты Уральского Политеха отправились по маршруту самой сложной категории с целью изучения грунтов, уральского уклада жизни, укрепления туристских навыков и «выполнение заданий метеостанции» (из отчёта И. Дятлова). В качестве же драматической составляющей вложили взаимоотношения между людьми — их способность пожертвовать собой (хотя это слишком опрометчиво и глупо, как здесь было подчёкнуто, но «такие люди есть»), идти вперёд, невзирая на множество препятствий. Группа Дятлова могла уже после первой остановки бросить задуманное и не рисковать именно собственными жизнями, а не чем-то абстрактным вроде славы среди сверстников. Но они же «железные студенты из УПИ», поэтому свернут стальной гвоздь в бантик, а не с намеченного маршрута. Ведь на их счету есть сложные походы, где они переживали непростые времена, даже ранения в ногу, например. Ничего не смогло их остановить. В итоге они пожертвовали счастливым романтическим будущим, которое так хорошо начинало зарождаться на фоне уральских гор… И вот эта тема жертвенности, возможно, главная в сериале. Как одна из мистических составляющих, во что трудно поверить, не скривив губ, не хмыкнув, словно это существует, но где, как и кто тому свидетель… Этот штрих оказался совсем не лишним в общей картине и усилил впечатление. Важно держать в голове при просмотре, что никто не сможет рассказать, что случилось на самом деле, кроме тех, кто был на перевале ночью 2 февраля 1959 года. Всё остальное — лишь домыслы, версии и художественные выдумки. Сами посудите: если человек порой не может пересказать событие обычного офисного дня, не исказив деталей, в результате чего слишком громкий смех из соседней комнаты превращается в плач, а сотрудник становится не тем, кем кажется. А в сериале всё-таки рассказана история, произошедшая 61 год назад. Нам остаётся только делать выводы, но ошибки совершать свои.