Скины
- 01 янв 2018
«… и горе всем честолюбивым магистрам и всему эстетическому небесному царству, когда впервые выйдет на добычу молодой тигр, беспокойная сила которого видна всюду — и в напряжённых мускулах, и в блеске глаз» — Фридрих Ницше Фильм «Romper Stomper» был снят ещё в прошлом веке, за год до моего рождения. Он получил культовый статус в определённой среде, а образ Рассела Кроу с этими татуировками под скелет и вовсе вошёл в историю мирового кинематографа, но… по своей сути, это очень простая и линейная история о крахе не самой адекватной и крайне маргинальной неонацистской банды. Для девяностых, пожалуй, неплохо, но в наши дни мир сильно изменился, а подобный сериал был бы a priori вторичен и малоинтересен даже сторонникам крайне правых политических взглядов. Стоит ли его смотреть? Для меня такой вопрос даже не стоял. Я был уверен в провале проекта, но увидеть его хотел своими глазами. Первый эпизод полностью подтвердил мои главные опасения. Он обманчиво медлителен, отчасти скучен, отчасти похож на тот толерантный бред, коим принято изображать сегодня контркультуры. В общем-то, я даже не особо расстроился, потому как ничего и не ждал — ну, не могли же они удачно реанимировать настолько сложную и провокационную тему в нашу эпоху повсеместной политкорректности. Могли и сделали! Австралийцы сняли глоток по-настоящему свежего воздуха посреди приторно-затхлого болота современного кинематографа. В главной роли здесь британец Тоби Уоллес, он играет сына главной героини фильма, ставшего ультраправым радикалом, от чего его мать, прямо скажем, не в восторге. Она, к слову, равно как и ещё множество героев фильма, вернулась без изменений актёрского состава. Собственно, один из главных плюсов проекта заключается в том, что это совсем другое, но именно продолжение фильма, а не просто сериал по его мотивам. Сюжет начинается с того, как левые радикалы-антифашисты нападают на политический митинг правых активистов, поэтому здесь я хочу отдельно остановиться на каждой из сторон предстоящего конфликта, а их всего три: неонацисты, мусульмане и антифашисты. Меньше всего повезло антифашистам, им сериал явно не понравится, а вот я считаю, что изображены они достаточно реалистично. Антифашисты здесь — это объединение неких левых радикалов, то ли коммунистов, то ли анархистов, скорее всего, они и сами не до конца определились. Лили Салливан — симпатичная девушка, но лидер движения из неё посредственный. Большую часть сюжета ребята, и вот именно это я считаю реалистичным, занимаются тем, что совершают всё более непоправимые глупости из-за собственного идеализма и, пожалуй, отчасти, некой юношеской наивности. Они хорошие, но их либо используют политики, либо подставляют оппоненты — ни на что большее они оказались не способны. Мусульмане уже куда как интереснее, а представителям их культуры сериал может даже понравиться. С одной стороны, здесь есть открытая критика, а Австралия едва ли не единственная страна, которая не боится в наши дни открыто критиковать мусульман и, в особенности, беженцев или мигрантов. С другой, сами мусульмане показаны отнюдь не злыми монстрами-террористами, но сложной культурой, внутри чужого им мира, в котором они всё же пытаются поступать правильно. В отличие от тупиковой и крайне стереотипной линии с чёрными уличными гангстерами, у мусульман здесь есть и свою точка зрения, и глубина проработки образов, и даже их разноплановость — от достаточно типичного бойца без правил до молодой, красивой и амбициозной бунтарки. Основной акцент, разумеется, сделан на правых радикалах — группировке неонацистов «Патриоты». Тоби Уоллес поразительно хорошо играет роль эдакого брутального антагониста, а при его-то внешности — у парня реально талант. Главная женская роль — тоже британка Софи Лоу, она недурная собой, чрезмерно религиозна, имеет неприятный бэкграунд и серьёзный недотрах, который пытается исправлять по ходу сюжета. Очень круто, на мой взгляд, что именно эти два персонажа показаны «as is», т. е. без каких-либо нравоучений, чрезмерного и неуместного драматизма и т. п. чуши, которой под завязку напичканы аналогичные проекты в США, Европе или России. Если честно, пожалуй, это самое крутое и адекватное изображение неонацистов за последние лет десять, если не больше. Если вы уже решили, что сериал срочно надо запретить за пропаганду неонацизма… вовсе нет! Искусство, это моё личное мнение, вообще запрещать нельзя, но и никакой пропаганды нацизма здесь нет и в помине. Есть место и стёбу над современными т. н. «комнатными нацистами», которые любят почитать книжки, съездить в лес на охоту и т. п., но даже не могут свою жену удовлетворить из-за стероидов. Есть место грязным политикам, причём даже нетрадиционной сексуальной ориентации, которые лишь эксплуатируют тему в своих целях. Есть место и таким же силовикам, а, равно как антифашисты зачастую подогреваются левыми политиками, фашисты частенько работают на силовые структуры. В общем-то, от сценария досталось всем, но это сериал именно про нацистов и основной как положительный, так и отрицательный акцент здесь сделан именно на них. От эпизода к эпизоду сериал становится только лучше, а масштаб сюжета заметно возрастает. Отдельно стоит отметить и тех старых нацистов, для кого идеология стала маниакальной идеей, а не трансформировалась в субкультуру. Сложно описать это без спойлеров, но нацисты здесь — это не только радикальные уличные патриоты, но и реальные террористы, т. е. и внутренний конфликт имеет место быть. Бюджет, наверное, слабоват, но сюжет и актёрская игра настолько приятно меня удивили, что ознакомиться с проектом я рекомендую каждому, вне зависимости от его политических взглядов. Если не ради реинкарнации «Romper Stomper», то хотя бы для расширения кругозора. Бывают и реально крутые контркультурные проекты в наши дни, и достойные внимания австралийские сериалы, и познакомиться с этим лично — уж точно лишним, если вы любите кинематограф, не будет. 9 из 10