Последствия
- 03 июн 2020
Не знаю, почему я решила смотреть «Последствия». Возможно, плашка «Эксклюзивно» в выпустившем сериал онлайн-кинотеатре. Может, это давало надежду, что в условиях более свободного интернет-распространения отечественные кинематографисты могут снять что-то действительно достойное. Наверное, могут, но не на этот раз: «Последствия» по уровню ничем не выделяются из бесконечной череды сериалов федеральных каналов про разборки-отношения и прочее, единственное преимущество — это сериал о сегодняшнем дне, а не бесконечная ностальгия по навсегда ушедшему прошлому. Сериал открывают избыточно длинные титры, которые сами по себе являются едва ли не лучшим, что вообще есть в «Последствиях». Они весьма художественно сняты, а заложенная в них идея имеет очевидное родство со всем сериалом в целом. Бесконечный заплыв пловца в бассейне — это ясная как день метафора человеческой жизни. Вода означает безграничные возможности и свободу, но в условиях бассейна свобода ограничена плавательными дорожками, за которые никак нельзя заплывать. Как и жизнь, которую каждый творит сам, но действует в условиях ограничений. Самый-самый финальный кадр имеет прямую логическую связь с титрами, там тоже есть вода, но другого свойства, и там есть бесконечность и свобода, в отличие от представленной картинки. Однако, несмотря на удачные титры, интересное начальное размышление, они практически никак не связаны с происходящими в сериале событиями, а автор делает конкретную отсылку всего однажды за все восемь серий. Невозможно объяснить, почему выбран именно такой образ: в сериале нет героев-пловцов, никто, вроде, особой страстью к бассейну не пылает, а единственное появление такого объекта в сериале касается одной из героинь второго плана, что, очевидно, случайно. Хорошая идея оказывается не до конца раскрытой и не оптимально использованной. «Последствия» — весьма удачное название для сериала, номинально посвященного завершению человеческой жизни, расплате за когда-то совершенные грехи. Синопсис предполагает концентрацию на главном герое, а последствия — окончание его поступков. Однако, то ли главный герой не вышел достаточно ярким, то ли захотелось раскрыть всех героев вообще, то ли серий не хватило, но Андрею отчаянно не хватает экранного времени, а, значит, сериал перестает быть его личной трагедией и теряет свою концепцию, сводясь к банальной мелодраме. Даже главная каша сериала заварена совсем не Андреем, и не может рассматриваться как лишь его последствия. Страшную ерунду в «Последствиях» творит или сотворил каждый первый, так что разгребают последствия все, и такое смещение акцентов с главного героя стоит рассматривать как безусловный минус, а не плюс этого сериала. Ужасное заболевание Андрея — неоперабельная опухоль мозга — совершенно не интересно авторам картины, с тем же успехом могло быть что угодно, просто взяли пострашнее, побезнадежнее. Важен лишь факт неизлечимого заболевания и осознание героем неминуемо приближающегося конца, завершения земных дел, необходимости оставить после себя порядок. Андрей удивительно адекватен весь сериал, и «приветами» болезни становятся лишь несколько обмороков и одно парадоксальное состояние. Но ведь при его болезни так не было бы, он обязан был начать терять себя, что добавило бы краску трагичности его растянувшемуся уходу. Нормальность героя убивает даже теоретическое правдоподобие обстоятельств. Право слово, если специфика болезни не важна, стоило бы выбрать что-то попроще. Сюжетная канва в «Последствиях» очень насыщенная, наполненная — даже переполненная — героями второго плана. Такая история больше подошла бы теленовелле, чем короткому сериалу, мини-сериал не должен охватывать все, он должен следовать своей концепции. Сюжет абсолютно мелодраматичен, состоит из привычных для зрителей жанра штампов: свадьбы-разводы, измены, любовь-морковь, тайны прошлого и тому подобное. Намешано жутко много, очень много линий отношений, и ни одна не раскрыта должным образом. Поступки героев часто не поддаются никакой логике, они слишком импульсивны, даже глупы. В героев заложен какой-то базис: проблемы в отношениях, ненависть, тоска, но развитие либо нелогично, либо приводит в тупик. Пальму первенства странных поступков, держит, тем не менее, Андрей с его отношениями с бывшей и нынешней женщинами. По логике сериала, он должен следовать за чувствами, что пояснило бы весь абсурд ситуации и сделанного выбора, но между Андреем и его бывшей — Верой — совсем нет «химии», что очень портит понимание принятых им решений. Любой бы сделал иначе. Объяснить сюжетный поворот можно было бы рациональностью, здесь была бы хоть какая-то логика, но по игре, по диалогам-монологам выходит, что и рациональность здесь не при чем. Также в числе безумных сюжетных решений всплывающий в последних сериях мужской персонаж, не делающий ровным счетом ничего, никак не влияющий на сюжет, даже не получающий достойной личной линии, хотя у него с его экранной партнершей какая-никакая «химия» имеется. Такое впечатление, что героя ввели, чтобы «накрутить на счетчик» минуты экранного времени. Очень большим недостатком «Последствий» становятся все (за исключением одного) женские персонажи. Они все перманентно бьются в истерике, кидают претензии, кричат, качают права, бесконечно льют слезы, пьют кровь из окружающих мужчин. Ни одной не дано серьезной истории, ни одна не сыграла достойной роли. Героиня Алены Бабенко, которой надо бы сочувствовать, а потом считать неоднозначной, просто жутко неприятная особа, даже отталкивающая. Дочки (взрослые) — колючие и «с тараканами» обе. Мама Андрея — классическая старая «ведьма» из теленовелл, злоба которой ничем не объяснима. От бесконечных истерик на экране очень устаешь. Почему же уравновешенной является всего одна героиня, далеко не главная?.. Откуда такая любовь к женщинам с расшатанной психикой? Не все же соотечественницы такие, можно было хотя бы одну героиню с значительной ролью сделать адекватной. Этих же попросту не за что любить. Что же до мужчин, они тоже сомнительны, но хотя бы в истерике не бьются. Тоже алогичные, тоже не всегда умеют принимать решения, Андрей вообще по характеру «размазня», но отторжения не вызывают, а герой Егора Корешкова Даня даже способен вызвать сдержанную симпатию. «Последствия» изо всех сил стараются быть взрослым сериалом, здесь есть обнаженка и откровенные сцены, но добавлены такие сцены просто чтобы было. «Путешествие» Жени до мусорного бака в голом виде абсолютно лишнее — могла быть одетой. Также как умный взрослый сериал «Последствия» пытаются работать с символами: получается «в лоб». Только слепой не заметит навязчивого сравнения старого пса Барона и главного героя Андрея, и их своеобразного противопоставления относительно мамы героя. Можно было бы работать и тоньше. Если коротко: можно не смотреть, ничего не потеряете. Не новое слово в жанре, мешанина вместо сюжета, неприятные герои, эстетически банально. Временами откровенно скучно. Сериал обычный, с обычными недостатками. Будничная серость. Не заслуживает внимания.