Разрабы
- 04 мая 2020
- 05 мар 2020
Когда ты принимаешь решение влияет ли оно на будущее, или же твое решение предопределено? Уровень гормонов в крови, шум, запах, свет, и абсолютно все события прошлого сформировавшие тебя таким какой ты есть влияют на твоё решение — дает ли это все называть твое решение свободным? А если твое решение продиктовано окружающей средой и законами мироздания, то можно ли говорить о том, что существует такое явление как свобода воли? Именно эту тему и поднимает Devs. Devs — сериал про фатализм и свободу выбора. Захватив внимание детективным сюжетом и околонаучной тематикой, сериал неумолимо скатывается с каждой серией, плавно превращаясь в антинаучную сказку. Создатели сериала очень упорно работали над тем, чтобы показать неотвратимость будущего. Очень старались актеры, операторы, и художники по декорациям и свету — картинка очень приятна, а от большинства кадров исходит чувство меланхолии, вызванной неотвратимостью будущего. Красивый корабль Devs, сотканный в большей степени из визуальной эстетики обреченности, сам неумолимо и неотвратимо разбивается о рифы сценария. Взявшись за такую сложную тему как свобода воли, сценаристы просто-напросто не рассчитали своих сил. Поменяли бы вы своё решение если бы знали к чему оно приведет? Большинство ответит, что решение конечно изменится. Но герои сериала, так не считают — они слепо следуют тому будущему которое им открылось, и даже зная будущее никто почему-то не в силах его изменить. Даже подробная информация о том как всё будет происходить, почему-то никак не влияет на решения главных героев. Кульминацией сериала является акт неповиновения детерминизму и принятие решения, которое не соответствует предсказанию, что и поднимает вопрос свободы воли. Так хотели поднять вопрос создатели сериала, но в происходящее на экране просто невозможно поверить, с определенного момента ты наблюдаешь уже не за историей про живых людей, а про то как сценаристы судорожно пытаются заткнуть все дыры в сюжете. Неужели кто-то в здравом уме зная что в 12,31 на выходе из дома будет убит упавшим с крыши кирпичом, не примет решения избежать такой ситуации? Если вы избежали кирпича — поздравляю вы разрушили предопределенность будущего (по мнению создателей devs). К сожалению такой подход к будущему и детерминизму выдает в сценаристах очень слабое понимание темы на которую они решили высказаться. Вопрос в сериале поднят интересный, но поднят неуклюже и без уважения к теме. Если кого-то действительно интересует тема детерминизма и свободы воли то лучше послушайте лекции и интервью Роберта Сапольски, Шона Кэрролла, Роджера Пенроуза и прочих современных ученых. Сериал же представляет собой просто красивую картинку с крайне нелепым сюжетом. Не рекомендую к просмотру.
Первые три, нет, четыре серии могут захватить и не отпускать. Вторую половину все таки хочется пропустить через функцию отжим. Идея сериала не нова. Детерменизм определяет нашу жизнь. Есть причина, есть следствие. Случайности исключены. И не надо изобретать машину времени, чтобы понять, как вы поведете себя в той или иной ситуации. Все предопределено со времен сотворения мира. Теоретически просчитать вас не так уж сложно. В итоге создать квантовую проекцию индивида, и далее всего мира. А дальше уже читать как по книге. Свобода выбора — удел сильных духом одиночек, таких как главная героиня Лили Чен. И то она (свобода) какая-то ущербная. Приводит к предсказуемому результату. Любителям ненаучной фантастики должно понравиться. 7 из 10
Судя по рецензиям, все решили, что раз они посмотрели умный (как им показалось) сериал, рецензия тоже должна быть непременно умной. Моё замечание в скобках не означает, что сериал, наоборот, таковым не является. Я лишь хочу сказать, что, по-моему, смотря такие сериалы, люди слишком сосредотачиваются на попытке соответствовать заданному создателями уровню и забывают о том, что помимо некоего идейного содержания, которое нужно осмысливать (хотя не могу сказать, что сериал, прям, действительно, так уж нагружает), надо не забывать просто наслаждаться просмотром. Сериал снят в духе некоего техно-минимализма. Тут в одной рецензии был упомянут, кажется, киберпанк, но, по-моему, это неправильно: это слово теперь используют везде, где есть что-то от компьютерной фантастики. Никакого киберпанка в сериале нет. Есть простой сюжет: богатый белый мужчина не может смириться с утратой жены и дочери и его ИТ-компания с помощью квантового компьютера пытается воссоздать мир, где они будут живы, этакий электронный рай. Те, кто могут этому как-то помешать, устраняются. Сериал снят минималистично и нарочито медленно. В нём мало локаций, не очень много персонажей, реплики героев часто немногосложны (сериал вообще весьма хорошо подходит для изучающих английский, потому что такого понятного, медленного и чёткого произношения у актёров я не слышал давно). Всё это подаётся в медленной манере, которую кинозрители старшего поколения непременно увязывают с творчеством Тарковского (ну или если совсем понтоваться — Бела Тарра). Для меня как любителя эмбиента и звуков саксофона отдельно стоит саундтрек. Он отличный. В паре моментов он мне напомнил финальное соло на саксофоне в фильме «Гадкие лебеди». Если любите такое — музыка должна понравиться. Несмотря на всё это сериал совершенно не затянут, смотрится даже с напряжением. Отыгрываются некоторые стереотипы: один из героев-программистов — русский, ещё два — китайцы, есть и американский парнишка, которому по сюжету, кажется, 19 лет, но выглядит он лет на 13, молодой гений; есть и пожилой мужик, напоминающий, наверное, линуксоида, живущий в трейлере, просто потому, что ему ничего другого не надо (компания-отдел, в которой они работают, одни отступные при увольнении платит 10 млн долларов). Все эти люди решают общую демиурговую задачу, но вместе с тем все этим тяготятся, понимая, что они играют в какие-то опасные игрушки с мирозданием и что ничего хорошего из этого в целом быть не может. В очередной раз смотря сериал думаю, насколько далеко ушли зарубежные постановщики от нас. Не знаю, как обстоит дело сейчас, но я ещё помню времена, когда само понятие сериал означало что-то незатейливое, не очень глубокое, скорее, развлекающее. И тут создатели Devs в очередной раз это опровергают. Они как бы говорят: вы хотите сказать, что нельзя снять захватывающий сериал в медленными длинными кадрами? Чтобы было немного локаций? С почти линейным сюжетом? С интеллектуальной нагрузкой? А вот и нет, докажем обратное. И доказывают. Короче, смотреть. Однозначно смотреть.
Детерминированный мир просчитан машиной, в нем известно все, и прошлое, и будущее, все события происходят точно так, как и должны произойти, и лишь божественная по природе сила способна разрушить эти вселенские «рельсы». Кто мы — пассивные созерцатели жизни, которая проносится у нас перед глазами миллионами картинок, хранящихся в памяти, или творцы, божества, способные менять будущие события усилием собственной свободной воли? Осознаем ли мы, что каждый наш выбор в жизни делает последующие события не такими, какими они могли бы быть, создавая новую, несуществовавшую до сих пор реальность? Хотим ли мы участвовать в божественном процессе, или будем пешками в игре детерминизма, которыми он жертвует ради достижения собственной, неведомой нам конечной цели? Существует лишь один оптимальный исход событий, или в мульти-вселенной имеют место одновременно все вероятные исходы событий, учитывающие каждый свободный выбор всех людей, живших когда-то, и тех, кто будет жить после нас? В сущности, смысл всех этих вопросов заключается в одном — реальны ли мы? Может мы — лишь проекция, визуальная симуляция, цифровые картинки возможных событий, но еще не реальность? Все эти вопросы, которые ставит данное шоу, отражают современные тренды развития философской и научной мысли в понятной зрителю форме. Оно, прежде всего, для ума, но в нем гармонична и визуальная составляющая, атмосферно передающая эстетику его пафоса. Шоу для тех, кто не довольствуется поверхностными ответами на вопросы о смысле жизни и устройстве вселенной. Не смотря на то, что идея не нова, и в той, или иной форме, подавалась в «мире дикого запада», «матрице» или «эффекте бабочки», и много где ещё, она заслуживает внимания любого мыслящего существа, благодаря особому углу зрения на обозначенную философскую дилемму, а потому способно несколько раздвинуть рамки познанного у зрителя с живым сознанием.
Сериал, по меньшей мере, странный. Если первую половину сериала можно назвать детективом, то вторую, практически, нельзя отнести к какому-то определенному жанру. Фантастика, естественно, но это слишком общее объяснение, которое не может передать какой либо конкретики. Когда «Матрица» произвела фурор среди зрителей, Голливуд сразу же отреагировал, и тогда вышло еще два фильма про виртуальную реальность — «Экзистенция» и «Тринадцатый этаж». Сейчас о них мало кто помнит, потому что они были не такие как «Матрица», более философские, что ли, и смотрелись похуже. Если «Тринадцатый этаж» я еще так-сяк помню, «Экзистенция» оставила лишь тень воспоминания и какое-то тягостное ощущение. И вот когда я начал смотреть «Разрабов» я сразу же почувствовал то же, что и при просмотре «Экзистенции» — неясная тревога, путанные мысли, отторжение и в то же время притягательность сюжета. Я не могу это как-то конкретно объяснить, тем более, что фильм и сериал определенно о разном. Так о чем же сериал? В одной из компаний Силиконовой долины, есть подразделение «Разрабы». Чем там занимаются, никто не знает, а в их лабораторный корпус проникнуть невозможно. Но туда берут на работу Сергея, молодого перспективного программиста. Чем он там будет заниматься — ему тоже не говорят, просто показывают футуристическое рабочее место и рекомендуют для начала ознакомиться с кодом программы. И, надо понимать, этот код его немало удивляет. Вот тут-то и начинается довольно запутанная детективная история на четыре серии. И эти четыре серии подводят нас ко второй половине сериала, где и происходят основные события. При том при всем, что в первых сериях есть даже экшн сцены, назвать повествование динамичным не получается. Скорее наоборот — оно тягучее, неторопливое, убаюкивающее, этому способствует и саундтрек. Думаю, очень многие не осилят начало и в результате забросят сериал. Впрочем, он далеко не для всех. Несмотря на то, что в нем поднимаются глобальные философские вопросы, он скорее для людей с техническим складом ума, для тех же кодеров-программеров. Сериал даже можно отнести к киберпанку. К зародышу киберпанка, потому что там есть несколько схожих концепций. Спойлерить не хочу, но каким-бы не показался вам сериал в начале, под конец вы невольно вспомните «Матрицу» и упомянутые выше «Экзистенцию» и «Тринадцатый этаж», если, конечно, вы их смотрели. В целом, сериал мне понравился. Не думаю, что у него будет продолжение, хотя при желании снять что-то можно, как это случилось с «Миром Дикого Запада», где продолжение было совершенно необязательным. А «Разрабов» я, наверное, еще и пересмотрю. Потом, когда-нибудь, когда перестану переваривать поднятые там вопросы. Может быть, тогда я увижу в сериале и второе дно, которого я не увидел сразу. Удивительно, что о «Разрабах» почти ничего не слышно. Думаю, со временем он может получить статус культового.
Сериал смотрелся тяжело. Не от того, что там происходила некая жесть, а от атмосферы, похожую на ту что была в Аннигиляции (немудрено, ведь режиссер тоже (Алекс Гарленд). Ты будто попал в опасную зону радиации и двигаешь максимально медленно и осторожно. Так и актеры разговаривают с паузами, вдумчиво. Возможно режиссер таким приемом дает зрителю время на обдумывание и осознание того что происходит. А осознать придется очень многое. Когда осилила 6 серию уже стало не оторваться, потому что ты узнаешь тайну и твой пытливый ум сразу же хочет узнать поскорей ответ. Когда же все закончилось, мне захотелось встать и зааплодировать. История Фореста (Ник Офферман) это рассказ не только о преодолении в силе воле, но и о комплексе бога. Вышел противоречивый персонаж. С одной стороны им движет сильное желание вернуть семью, а с другой невероятный эгоцентризм. И несмотря на его поступок, он одновременно вызывает восхищение и ужасает. Ужасает от осознания, что ты практически не в состоянии управлять своей жизнью и все предопределено. Лили (Соноя Мидзуно), она же Лиллит здесь выступает той самой первородной грешницей, которая ослушалась бога и сделала свой выбор, несмотря на пророчество. Это делает ее особенной. Поэтому так концовка меня поразила. Поразила идея, которую Алекс Гарленд оформил как нечто настолько реальное и настоящее, что переворачивает твою реальность. Я очень советую к просмотру сериал, так как помимо красивых кадров можно найти увлекательную игру воображения и разума.
Досмотрел Devs. И какой раз ловлю себя на мысли, что мне сложно смотреть научно-популярные фильмы, в которых идея вся в дырах, и одно с другим не сходится, а авторы это никак не объясняют. Вот миры Толкиена или Джорджа Мартина фантастичны, но в целом непротиворечивы. Здесь же — взято разное из теорий, в которых зритель все равно не разберется, смешано вместе. На мой взгляд, если беретесь за теорию детерминизма и идею демона Лапласа, то придумайте уж решение для причинно-следственной петли, в которую неизбежно попадают все теории путешествий во времени. Например, что мешало людям делать выбор, зная наперед что им «предначертано»? Должен был быть закон природы, который этому противодействует. Например, проекция будущего приходит/наводится лишь в состоянии сна, но гарантированно исчезает при пробуждении, оставляя память лишь о факте. Или в момент, когда человек узнает о своем будущем, та вселенная, где он в этот момент существует, просто выключается (правда, непонятно, как тогда об этом законе кто-то узнает), и продолжает существовать вселенная, где он еще об этом не узнал. Но скорее всего, здесь все закончится значительно раньше: для «просчета» будущего нужно собрать информацию о состоянии всего мира, а это невозможно, потому что с мира нельзя сделать снэпшот. Снятие информации не может быть длительностью в ноль хотя бы из-за конечной скорости передачи информации, а значит информация о разных событиях будет неодновременной. То есть, абсолютная одновременность невозможна — это еще Эйнштейн показал, а следовательно нельзя создать то, о чем говорится в сериале. Я скучаю по нормальной научной фантастике. К ней из всех фильмов за последние лет десять ближе всех подошел «Интерстеллар». Но «ближе всех» не означает «очень хорош». В «Интерстелларе» тоже дофига несостыковок. Вот было бы прекрасно, если бы через научно-фантастические фильмы визуализировались бы реальные идеи и концепции от ученых. Пусть они были бы фантастичными, но по крайней мере непротиворечивыми и не «дырявыми» для людей, разбирающихся в теме. То есть, ученый придумывает какую-нибудь теорию струн, которую никак не доказать, а фильм — отличный способ открыть ее публике. И вместе с кем-то, кто умеет придумывать сценарии, рождает основу для фильма. И так, чтобы имя этого ученого попало в титры. Тогда он туфту не пропустит. Например, можно же снять фильм про двойник нашей Вселенной из антиматерии, где время течет в обратную сторону (погуглите CPT-Symmetric Universe) или о мире, в котором все молекулы организмов закручены в другую сторону (погуглите гомохиральность). Конечно, моего уровня образования не хватает, чтобы родить из этого целый сценарий, где не было бы «дыр», но это и есть челендж. Ну ок, эти темы слишком сложны. Но можно ж снять фантастику о людях, которых с рождения (или даже раньше) тренировали воспринимать сигналы с искусственных органов чувств, значительно более богатых, чем наши «встроенные», и в итоге их мозг развивался бы иначе, и они вырастали бы с суперспособностями, способными решать задачи совершенно иного качественного уровня чем мы. Это вполне «возможный» сценарий, хоть никем еще и не попробованный в деле. Или же взять тему с созданием людей с искусственно измененной ДНК. Или взять максовский нейролинк и пофантазировать на тему, что будет, когда каждый может сделать себе имплант и заказать на него программу в интернете. Или снять фильм про мир, в котором трансплантация органов стала очень простой и дешевой, и это привело к огромному кризису, разлому общества на касты, и войне, в которой в итоге все перебили друг друга и человечество начало все сначала, с пещер и изобретения огня. Вот такую научную фантастику я хочу. Чтобы «без дыр» и ближе к науке. В целом, советую смотреть тем, кто норм с неторопливыми фильмами. Он противоречит всем канонам, но оторваться невозможно. В шестой серии там был спокойный диалог сидящих в потёмках главных героев, идущий аж 26 минут — ровно половина серии.
Кратко опишу минусы для начала. Минусы: 1) Затянуто. Как с точки зрения количества серий(можно было уместить в 3—5), так и по длине сцен и кадров. Меня это не напрягало, так как все было уместно, но многие на это жалуются. 2) Действия части героев ничем не обоснованы. И если действия двух персонажей в конце понятны, то вот другие «ну детерминизм же». В основании сериала лежат несколько научных теорий или гипотез, по аналогии с Аннигиляцией этого же автора(при этом главные не научная идеи у них в чем то совпадают), Прибытием и Мистером никто. При просмотре именно мистер никто чаще остальных приходит в голову. Уже вокруг этих теорий выстроен сюжет и история. Если вам подобный концепт не близок, то можете проходить мимо. Но обвинять сериал в псевдонаучности некорректно. Это очень хорошая научная-фантастика (слово «фантастика» никуда не делась), которая грамотно работает с наукой. Никакой претенциозности в сериале я не увидел. Но немного больше вставок с пояснениями научных концепций (хотя автор этого похоже не любит) вставить можно было. Актерская игра и в целом персонажи прекрасны. Всем веришь, все очень разные. Главная героиня и бородач выдают очень богатый спектр эмоций и им действительно сопереживаешь. Сюжет. Главная проблема этого фильма. Он часто уступает идеи в подобных картинах. Случилось это и здесь. И если с нагнетанием таинственности тут все идеально, то вот середина, которая растягивает хронометраж (хоть и делает еще некоторые вещи, но не очень элегантно) выглядит лишней. Развязку как и в любом подобном фильме или сериале (к вышеперечисленным добавлю Лост, в котором есть некоторые схожие моменты) давать очень тяжело. Все ждут чего-то фантастического. Конец получился очень хорошим (многие пишут, что он плох, но опять же вспомните хоть один сериал с таким концептом, чтобы концовка была лучше), но для него не хватило объяснение как это все работает. Отдельный минус — это то, что мотивация одного из главных персонажей слишком очевидна (прям с первых кадров), а какую-то проблему выбора для него тут по сути кидают только в последние 2 серии и то не для него, а для некоторых персонажей сопутствующих. Хотя само наличие этой проблемы делает сериал лучше. Ну и главный сюжетный минус это действия одного из героев в конце (еще раз действия двух очевидны и понятны из концовки, еще для двух можно найти причины), но вот действие этого персонажа непонятны абсолютно, хотя нас и готовили на протяжении всего сериала к этому некоторыми фразами про то, что его действие опережают мышление (другой момент не особо видно, чтобы эти фразы чем-то подкреплялись, кроме самой развязки, но сама фраза вероятно также привязана к одному из экспериментов, который пытается доказать отсутствие свободы воли). В итоге концовка задет как обычно миллион вопросов без ответа, но кучу пищи для размышления. Не ждите от сериала откровения. Ключевые выводы банальны и сделаны наверное еще пещерными людьми из этого же сериала. Тут есть некоторая нелогичность (для большинства дыр затычки есть, но это все же затычки), но она не портит сериал. Работа с научной теорией очень хороша, но за это нужно поблагодарить в том и автора оригинала, вроде бы это книга. П. С. Линдона играла актриса, а не актер.
Я имею представление о квантовой механике и о всех популярных теориях организации нашего мира. Но ни одна из этих теорий не раскрыта в этом сериале. Режиссер намешал зрителю все возможные интерпретации. Автор не разобрался, что именно хотел донести зрителю с научной точки зрения. Получился некий винегрет из научно-популярной литературы. (И кое чего ещё в самом конце. Вы поймёте о чем речь) К концу сериала престаешь верить в то, что происходит и поэтому всю хорошую игру актеров перестаешь воспринимать. (А была ли она вообще хороша?) Нет смысла обсуждать отсутствие логики спецслужб, ведь проблемы картины на более высоком уровне. Что действительно было хорошо — это атмосфера и визуальный ряд. Музыкальное сопровождение подчеркивало приятные глазу кадры. Некоторые экшн сцены выглядели блестяще. Сериал держит в напряжении почти 80% своего времени. Но все его преимущества рассыпаются, когда мы доходим до сути. Мы понимаем, что перед нами недоделанный сценарий, в котором автор не смог определиться в какой он вселенной живёт. Обидно, ведь у картины был высокий потенциал. Все старания съёмочной группы были приложены впустую, ведь смысла здесь нет. Только за атмосферу и напряжение. 5 из 10
Не, серьёзно. восемь серий. Восемь долгих серий!.. Персонажи, которые в виду их профессионального и финансового положения — должны быть умными и хитрыми, ведут себя как дураки и невежды. Персонажи без внятных биографий. Персонажи без внятных мотиваций. Персонажи, которые — главным образом — делятся на гениальных бородачей и злодейских девушек… И уж точно — все восемь серий меня мучил вопрос не «кто убил горе-шпиона» в первой серии, а «за чей счёт этот банкет-то? кто оплачивать-то будет?» И вот что в этих Devs-ах плохо: непродуманность на всех уровнях. От мотиваций конкретных персонажей до «кто всё это создал и за чей счёт». И был бы это просто шпионский детектив — ну и фиг бы с ним. Но сериал — увы — как раз и посвящён вопросам продуманности и мотиваций. Короче, всё вышло даже ещё хуже, чем в Ex Machina (один из предыдущих фильмов Алекса Гарленда). Стоит ли смотреть этот винегрет штампов, банальщины, занудства и невежества? — не уверен. Хотя, чтобы похихикать над статьями типа «объяснение очень-очень сложной концовки сериала» — можно и убить около семи часов личного детерминированного времени.
Все они вас ждут вас в новом творении Алекса Гарленда. Режиссер и сценарист, уничтоживший мозг фильмом «Аннигиляция», развил теологическую тему ленты — «Из Машины». В 8-и эпизодах «Разрабов» Гарленд рассказывает историю Лили Чан(Соноя Мидзуно). Девушка, расследуя смерть своего парня Сергея, сталкивается с компьютерными гением — главой IT-компании Форестом(Ник Офферман). Он со своими подручными что-то скрывает в секретной лаборатории. Критики и фанаты творчества Гарленда написали простыни текста с глубокомысленными рассуждениями о множестве аллюзий в «Разрабах». Мне же этот медитативный сериал представился водянистым желе с застывшими в нем крупицами хороших идей. В заумную атмосферу ленты погружают мрачной электронной музыкой и намеренно затянутыми наездами камеры на зеленые пейзажи, на кубические конструкции, на серьезные лица героев. Последние, изображая тяжесть ответственности, извергают псевдонаучный бред о детерминированности вселенной, квантовых вычислениях. Жонглируя терминами в запутанных речах, персонажи стараются показать безграничную глубину суждений. Не деле же за вкусными метафорами скрываются вторичные образы. Хаотично раскиданные зацепки к ним, словно хлебные крошки, приводят к давно осыпавшемуся Эдемскому дереву. Уже все сорвали с него по листочку религиозных аллегорий, но Гарленд фанатично царапает на нем Deus + Devs равно… И прикрывает напыщенную сумму 2-х начал фиговым листочком финала, понятным не только лишь всем. Непосвященных готовят к нему 30-мин. скучнейшим диалогом. Кроме того в застывшей сюжетной массе встречаются обрывки триллера с клишированными бессовестными русскими и бдительными ЦРУшниками, которые заведомо хитрее. Мимо проплывают гениальные китайские инженеры, которые в уме считают интегралы, но напрочь лишаются логики в обычных ситуациях. Автор, увлекшись эзотерическими метафорами, забил на вменяемое обоснования действий героев. В итоге, амбициозное трансцендентальное творение Гарленда понравится его поклонникам. А новичкам, желающим расширить сознание, рекомендую употреблять желеподобный сериал под присмотром опытных киноманов или психоаналитиков. 5 из 10
Внимание! Возрастной рейтинг сериала и рецензии: «18+» Многие авторы глубоко «копают», доводят до блеска свои творения, оставляют тайные послания для зрителей/читателей. Один раз смотрел, как режиссёр рассказывал (разжёвывал) относительно коротенькую сцену в кино довольно долго и интересно, но тогда, когда я ранее смотрел тот фильм, я не замечал ничего особенно примечательного в сцене, пока мне после не разжевали. Сейчас же память даже не хочет выдавать мне информацию о том, что тогда почерпнул. Не всем нужно глубокое «копание». Но в этом произведении явно есть зарытый тайный клад, который найдёт не всякий зритель (да и не всем нужно будет это сокровище). Это многосерийное кино глубокое по содержанию и красивое по оформлению. Здесь и по-своему привлекательная главная героиня восточного типа, но с незаурядной для азиатки внешностью (с учётом причёски). У актрисы, как я прочитал на КиноПоиске, японские (по папе), британские и аргентинские корни (по маме). Сексуальность актрисы используют вовсю: она нередко мелькает на экране в нижнем белье (на чём иногда оператор делает незаметный акцент). Собственно, актриса совершенно не застенчива и в жизни. Просто пролистайте фотографии, размещённые в её «профиле» на КиноПоиске. Я очень быстро оцениваю человека по фото, по тому, как он даёт себя видеть публике. У неё там много сексуальности и даже вполне откровенной. Но сексуальность фильма на этом не заканчивается. На уровне чувственных, душевных и эмоциональных красок этот сериал также оголяет человека, его природу. Даже в смерти можно заметить нечто, что влечёт зрителя. Я не знаю, как это объяснить. БДСМ-практики в эротическом и многих других аспектах рассказывают о подчинении и господстве. Да и в обычном сексе это тоже имеется и присутствует. В смерти тоже есть господство (убийца) и подчинение (жертва). Вот что-то такое почти извращённое для неокрепшего ума присутствует и в этом фильме (это главное, почему его нельзя показывать лицам младше 20 лет). При этом отмечу, что в «обычном» БДСМ всё происходит в рамках безопасной согласованности взаимоотношений между господином и подчинённым. В этом же кино это не так, не совсем так. Убийство тут можно в некоем смысле приравнять к сексу, так как sex подразумевает близкий контакт, без чего часто не обходится и смерть. Детерминизм Все события и явления в мире имеют причины, поэтому являются их следствиями. Но так ли это? И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. (Екклесиаст 9:11) Выше упомянуто одно из самых противоречивых мест в Библии. Уму непостижимо откуда это. Ведь Библия является по своей сути словом Божьим. Разве Бог может допускать случайности? Разве Он может допустить случайное выпадение чисел, когда человек бросает игровые кости? Конечно, нет! У нас на головах и волосы все сосчитаны. Ни одна клетка человека не движется, не рождается и не умирает без воли Всевышнего. Но Богу всё возможно! И Он может устраивать и случайности. Потому что Он в этом мире — Единственный Бог. И что захочет, то и будет делать. Этот фильм пытается философствовать на теме детерминизма Здесь зритель лицезрит в большей степени философское кино. Вся его сексуальность, смерти, семейные изыскания, детективное начало — всё это лишь необходимая предтеча, приманка для зрителя, которого ловят на крючок со съедобной наживкой. Многие писатели так поступают (поступали и будут поступать), специально внося в свои произведения сексуальные темы, насилие и детективную составляющую, чтобы заманить/втянуть читателя в своё повествование. В итоге же авторы обычно используют такой приём ради того, чтобы внушить/вложить зрителю нечто иное. Этот фильм пытается напитать своей своеобразной философией. Удачно или нет? Решать/не решать Вам. А ещё этот сериал рассказывает о похотях и совершенно не касается программирования/программистов. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (Первое послание Иоанна 2:16) В этом сериале кто-то хочет плоти, женской или мужской, хочет обладать чем-то ещё и возгордиться этим. Похоть только в узком смысле означает что-то извращённое или сексуализированное. В широком понимании это словно сродни прихоти, то есть капризному желанию того, что тебе и так не нужно (и ты это знаешь). Похоть можно испытывать одинаково как к женскому/мужскому телу, так и к машине, богатству, поездкам в дивные страны и т. п. Похоть можно испытывать не только, скажем, к посторонней женщине/постороннему мужчине, но и к собственной жене/собственному мужу. Духовное понятие похоти широко и многогранно. А ведь и Сам Бог бесконечен, так и в этом мире много всего бесконечного (и в похотях можно навеки и безвылазно потонуть), даже и в ограниченном пространстве. Вот и герои этого фильма могут испытывать бесконечную похоть к знаниям и изысканиям, сидя в ограниченном «кубе». Они с похотью рвутся в прошлое, вглядываются в будущее. Когда-то Ева с похотью смотрела на запретный плод, вдохновлённая сатаной… В этом фильме с похотью на неизведанное смотрят «разрабы». Они хотят вкусить запретный плод через доказывание/опровержение детерминизма. По ходу пьесы, они нарушают некоторые правила. В этом и заключается «сила» похоти, которая толкает человека на преступления. К примеру, он хочет богатства и, ведомый похотью, идёт на ограбление, возможно, с сопутствующим убийством. Похоть бывает разной. В отношении детерминизма я сразу вспоминаю одно сообщество. Её главная теология: всё в жизни предрешено (в Библии много мест, где Бог говорит о будущем, как о свершившемся факте, то есть слова Бога о будущем сбываются, хотя и не всегда, так как Он оставляет за Собой права на исключения, Он же Бог в конце концов). Это «учение» говорит о том, что всё предрешено и как бы брыкаться, пытаться изменить что-то невозможно/не нужно. Если человек грешит, то на это есть Божья воля. Если умер, то умер опять же по Его воле. Но тут не всё так однозначно, как учат в этом сообществе, потому что Бог не так однозначен (хотя и может быть таковым). Да и кто Его познал настолько, чтобы рассуждать о Нём однозначно?! Неоднозначность Бога и в том, что толкований Его слов может быть бесчисленное множество. И этот фильм неоднозначен по своей сути. И я преподнёс Вам лишь одно его толкование в ограниченных рамках этой рецензии.
Посмотрел мыльце с удовольствием, не стану скрывать. Devs продолжает обсасывать идеи Элизера Юдковски, как-бы продолжая мир ex machina. Отличное убийство времени. Но, пару недостатков таки отмечу. 1. Полное отсутствие чувства юмора — режиссер и вся команда словно обожрались транквилизаторов. впрочем, возможно это тонкий троллинг знаменитого биохака силиконовой долины имеется ввиду. тогда снимаю шляпу — это, возможно, весело. 2. Закос под интеллектуальность. если для кого-то цитирование/перефразирование Хокинга, Фуко и Витгенштейна. Это интеллектуальность, простите, но мне эта интеллектуальность показалась весьма специфичной и железобетонной — от британского режиссера хотелось бы и британского духа. Впрочем, циничный эпизод с женским Стивеном Хокингом меня развеселил. Из плюсов отмечу: Разрабы — это шекспировская трагедия в квантовом научпопе, с современным финалом, что весьма забавный микс. Героиня очень красивая девушка — радует глаз как она умеет симпатично морщить лобик. Герой — техно Платон, с соответствующей философией — редкий продут фабрики грез. Ничего нового этот миссия в наш культурный код не привносит (античная философия несколько раз уже всплывала в техноинкарнации), но у киноделов ведь главное не идея, а качественная реализация, и, с этим делом в Deus все прекрасно. Словом, смотрите! Рекомендую всем сочувствующим и свидетелям прогресса.
Досмотрел наконец-то этот сериал, очень долго он у меня шёл, не получалось почему-то смотреть больше одной серии за раз, но при этом дропать не хотелось, чем-то он притягивал. Думаю всё дело в его своеобразной атмосфере, которая либо отталкивает, либо притягивает к экрану, так и случилось со мной, было интересно, что-же будет дальше. Если вы видели предыдущие работы Алекса Гарленда — «Из машины» и «Аннигиляция», думаю вы понимаете, что это за сериал. Это полностью его проект, продуманный от начала и до конца, он взялся снимать именно сериал, потому-что в фильм такая история не ложилась. Тут продумана каждая сцена, каждая деталь, каждое визуальное решение. Я смотрел у Гарленда только «Аннигиляцию», и она мне вообще не зашла, надо будет наверстать «Из машины». Вообщем, если вам хоть что-то из этого понравилось, то смело смотрите сериал, если не видели, то читайте дальше. Сюжет рассказывает о девушке Лили, которая вместе со своим парнем работает в крупной IT-компании. В этой компании есть отдел «Разрабы», который работает в отдельном здании, в полной секретности, этим отделом руководит глава компании — загадочный Форест. Парень главной героини — Сергей, представляет форесту свой многообещающий проект, который дарует ему путь в отдел «Разрабов». Этот пересказ — всего лишь затравка без особых подробностей. В сериале ещё много интересных деталей и твистов. За основу сюжета Гарленд взял идею детерминизма и развивал её все 8 эпизодов. Эта идея интересно рассказана и показана. Сериал идёт очень равномерно, серии не слишком отличаются друг от друга в плане динамики, в конце конечно поинтереснее, но это нормально, воспринимайте это, как 3 акт в кино. Главной загадкой будет то, чем занимаются разрабы, внимательные зрители поймут уже за 2—3 серии что это, но а остальным уже расскажут в 6 серии. И я было уже подумал, что сериал идёт к одной идее, как это было в «Тьме», но под конец сериал поворачивает, противоречит своим же суждениям и показывает другую идею, настоящую задумку Фореста, и это меня очень удивило. Многие будут разочарованы концовкой, но многим и понравится, тут всё очень индивидуально. Мне наоборот очень понравился финал, он оставил пищу для размышлений, очень интересная задумка и реализация, во многом благодаря финальной серии я и поставил такую высокую оценку. Что касается персонажей, они тут такие же странные и необычные, как и сам сериал. Всех основных героев тут раскрыли, у каждого есть предыстория, мотивация и т. д. В плане актёрской игры тут всё тоже странно, очень много где, персонажи очень безэмоциональны, что можно обосновать сюжетом, но в определенные моменты актеры очень классно отыгрывают эмоции, особенно главная героиня. Даже если вам не понравится сюжет, то тут есть на что посмотреть. Визуально сериал выполнен очень круто. Всё что касается здания разрабов выполнено на высшем уровне. Все визуальные, архитектурны решения, спецэффекты в этом месте выглядят на высоте, кадры идеально центрированы. Также всё что находится вокруг лаборатории выглядит интересно, и круглые светильники на деревьях, символизирующие нимбы в определенных моментах, и золотые зеркала в траве, и огромная статуя девочки, и многое другое выглядит интересно и необычно. Иногда спецэффекты всё же хромают, но для сериала сойдёт. Также интересно показаны моменты с демонстрацией мультивселенной, где один персонаж находится в разных местах. Со звуковым сопровождением всё тоже сделано необычно, тут есть как и обычные песни, так и хоровое пение, и какие-то резкие пугающие звуки, которые производят особенный эффект с крупными планами персонажей. Всё в этом сериале кричит о том, что он необычный и отличается от того, что мы привыкли видеть. В целом получилось очень неоднозначно, я бы сказал на любителя. В сериале очень размеренное повествование, странная но завораживающая атмосфера. интересные и нестандартные визуальные и звуковые решения, хорошие актёрские работы, и интересный сюжет, который говорит на сложные научные темы. Если вам не по нраву такие неспешные авторские сериалы, со сложными научными терминами и теориями, то думаю не стоит смотреть, это далеко не развлекательный сериал. Забавно, что явно атеистические темы преподносятся с огромным количеством библейских аллюзий. Даже название Devs, можно прочитать как Deus, то есть Бог с латинского, что произносит Форест в последней серии. Также интересно то, что 3 сезон «мира дикого запада» говорит на похожие темы, что и здесь, но совершенно по другому. В общем, проект действительно стоящий, он очень уникальный, я всё же порекомендую его посмотреть, если вас не отпугнуло всё, что я писал выше. Концовка меня очень впечатлила, сначала планировал поставить 8—9, но финал зарешал. В наше время мало кому дадут снять авторский, законченный сериал. Уверен, что сериал ещё наберёт аудиторию, несмотря на то, что он уже закончен. 10 из 10
В начале готов был ставить сериалу 8 баллов — не боятся уходить в сложные термины, медленный стиль повествования, есть стиль. Явно отпугнули любителей action фантастики. Ну думаю, это дает большой задел. Однако дальше все пошло в какую-то в вторичность. И чем дальше тем все банальнее и избитее. И чем дальше тем медленный стиль все больше вгоняет в тоску, а не заставляет задуматься. Потому что задумываться-то не о чем. Показателен один из ключевых разговор двух главных героинь. Вроде как, они все такие гении. И тут они с супер пафосным видом обсуждают основы детерминизма, которые проходят чуть ли в школе (ну там где Декарт сказал, что если знать начальные условия вселенной, то можно предсказать все дальнейшие события). Ну серьезно? При этом само обсуждение идет на уровне фильма Матрица — был такой же эпизод про cause & effect. Но там он длился 2 минуты. А тут умудрились те же мысли растянуть на 20 минут. Да еще и сыграно плоско. В итоге с точки зрения научной фантастики — оригинальных мыслей никаких, все вторично. Интересных сюжетных поворотов нет. Почувствовал себя обманутым. А финал — так вообще месседж из Назад в Будущее. PS: потом узнал, что режиссер снял в свое время Ex Machine, который оставил очень похожие впечатления — начало с претензией на серьезность и откровения, а дальнейшее развитие сюжета на уровне старшеклассника, делающего первые шаги в научной фантастике. PSS: можете минусовать, но советую почитать Хайнлайна, Азимова, Дика (ну и Хоукинза заодно), ну или даже пересмотреть Матрицу, Интерстеллар, Я, робот, Рик и Морти.
Разрабы/программисты 2020 Свежий Sci-fi сериал c элементами триллера и детектива. Зайдет не всем, но для любителей фильмов типа «Господин Никто», «Эффект бабочки», «Трасса 60» и прочих подобных, к коим я себя отношу, однозначно представляет интерес вместе с пищей для размышлений на разного рода экзистенциальные вопросы. Так как попытка дать ответы на вопросы об устройстве Вселенной в этом сериале дается через призму суперкомпьютера и разработчиков его создающих, неудивительно, что действие происходит в колыбели IT индустрии — Сан-Франциско. Картинка красивая, антураж соблюден. Сами события протекают неспешно, без особой динамики. Медленные диалоги, односложные ответы, оставляющие пространство для толкований. Все будто окутано какой-то ватой. Даже словил себя на мысли, что из-за такой тягучей атмосферности Devs напомнил мне Сталкера Тарковского. Но Devs иначе воздействует на мозг. Если просмотр Сталкера — эта своего рода медитация и осознание смыслов приходит не через интеллект, то Devs больше похож на попытку решения задачки из учебника по квантовой физике. Собственно центральный вопрос — существует ли свобода Воли? Чтоб не спойлерить, я молчу про ответы от создателей сериала, но выбор по сути предлагается делать из двух опций. Если свободы Воли нет и все предопределено, то основной инструмент любого человека — это прощение. Собственно, что еще остается, если человек, причинивший другому зло, действовал не по своей воле? Понять и простить (с) Если же Вселенная детерминирована, мультивариативна и постоянно предлагает какие-то развилки — то ключевой концепцией становится ответственность. Но не в узком понимании, к которому мы привыкли. А тотальная. Так как абсолютно любое событие, которое с кем-то происходит, является лишь результатом цепочки предыдущих выборов. Иными словами, жертва обстоятельств может принять на себя ответственность и перестать пребывать в позиции жертвы. Либо все даже проще — люди просто программы, набор единиц и нулей в программном коде. Раз живем в симуляции, ничего планировать не надо, отпускай вожжи, расслабься и наслаждайся жизнью, если программа позволяет. Немного утрировано, но в целом вся идея сериала строится вокруг вопроса о реальности наличия выбора или иллюзии такового. Второстепенной темой в сериале проскакивает тема влияния технологий, больших данных и AI на будущее современного мира. Своего рода дань моде. Плюс целый ворох прочих важных тем, как например, концепция первородного греха, то бишь неповиновения создателю (программы), так и оставшаяся лично для меня не раскрытой. Всегда задавался вопросом: с какой стати я должен на себя примерять грехи каких-то условных прародителей просто по факту рождения? Т. к. писатели религиозных книг, придумав эту концепцию, не смогли ее внятно объяснить, оставалась надежда на сериал. Но увы. Кстати без русских (внезапно!) тоже не обошлось. Это уже комплементарное явление для любого американского сериала с наличием компьютеров и хакеров в кадре. Должен сказать, что ни о какой искрометной актерской игре речь не идет, а сами персонажи раскрыты не шибко глубоко. Более-менее понятно с руководителем компании Amaya Форестом, мотивы и суть намерения которого предельно ясны. Остальные смотрятся довольно блекло, включая главную героиню Лили. В чем причина и суть ее избранности (помимо явных способностей к устному счету) я так и не понял. Про самих разрабов не ясно абсолютно ничего — кто такие, откуда, зачем вообще работают на такого рода проекте. Выглядит натянуто, т. к. получается, что лучшие программисты сами не до конца одупляют, что же они программируют и к каким последствиям в итоге это может привести. Но даже, учитывая, что центральные герои немного унылы, а звукорежиссёр порой перебарщивает с эффектами в стиле «скрипящее стекло на фоне белого шума» — фильм представляет собой ценность для людей, которым философско-идейное наполнение важнее, чем первоклассная игра и раскрытие психологических портретов героев. Интрига и головоломки присутствуют, визуальный ряд довольно необычен и интересен — в целом годный сериал для любителей жанра. 7 из 10
Постараюсь без спойлеров. Коротко о себе. Я весьма люблю неторопливые детективы, психологические триллеры и все в этом роде. И не важно, реальная жизнь в кадре, научная фантастика или фэнтези. Главное, чтобы был интересный сюжет, хорошая игра актеров, и отсутствовали явные логические нестыковки и ляпы. Из хороших, на мой вкус, примеров — «Бродчёрч», «Черное зеркало» Начну с положительного. Это работа оператора. Красивые кадры, красивый цвет. Глаз радуется. Особенно в первой серии. Больше плюсов я не разглядел. К моему сожалению за красивой картинкой идет пустота. Сюжет и идея вполне просты, читаются почти с самого начала. Для тех, кто не смог прочитать с самого действия и картинок, все идеи, мысли дополнительно проговариваются в диалогах. По несколько раз. Регулярно. Достаточно клишированные главные герои, в которых нет полутонов, двойного дна и интриги: Глава корпорации Форест — постоянно рефлексирующий по поводу личной трагедии компьютерный гений и миллиардер; Команда, собранных им гениев кодировки — пацан, странный взрослый и женщина; Злобный демон службы безопасности; Несгибаемая борец за правду Лили Чан, невеста пропавшего парня; Верный оруженосец борца за правду, а также ее бывший — Джэйми. Все основные действующие лица. Игра актеров. Видимо Кристен Стюарт задала тренд, который не скоро закончится. Соноя Мидзуно во всех ситуациях демонстрирует два выражения на лице — либо задумчивая отрешенность, либо, когда съел кислый лимон. Первого значительно больше. Весь спектр возможных эмоций человека в разных ситуациях у нее выражен этими двумя. Решительно не понятно, что ее герой в данный момент переживает. Собственно не понятно и что я, как зритель, должен переживать в ее отношении. Собственно это относится ко всем героям. Одна-две эмоции, которые чередуются на протяжении всех серий. В итоге я, как зритель, не сопереживаю актерам, у меня нет ответных эмоций. Тогда зачем это все снято? И, на мой взгляд, основной минус — это Нелогичности. Они цепляются при просмотре с самой первой серии, почти в каждом основном сюжетном действии. И не дают воспринимать серьезно то, что происходит. А для сценария, который поднимает фундаментальные темы, это крайне губительно. Вот некоторые. Как я уже отметил, по сюжету нам видно, что корпорация мега-успешная, мега-богатая, шлет нафиг сенаторов и государство, обладает лучшими вычислительными ресурсом в мире, буквально уничтожила всех конкурентов, и… А ее служба безопасности — это один мужик в годах. Этакий Василич, который сам делает все — проверяет сотрудников, наблюдает в мониторы, следит, устраняет, запугивает. Всех. Сотрудников, конкурентов, агентов, правительство, шпионов. Реалистично в рамках сюжета? Нет Вишенкой на торте этой части служит то, что Форест, глава компании, живет в обычной пригородной субурбии, в одноэтажной халупе, без охраны вообще. Ну, т. е. человеку не угрожает вообще ничего, не смотря на всех уничтоженных конкурентов с их потерянными миллиардами, разрушенными судьбами и прочим. Человек, у которого «денег больше, чем у Бога» (цитат), абсолютно не интересен грабителям, вымогателям, бандитам. И таких вещей в сериале много. В итоге, я не смог воспринимать сериал серьезно. На мой взгляд детективная линия главной героини в сериале вообще лишняя. А идеи, которые он транслирует, гораздо интереснее было бы подать через отдел разрабов. Когда все крутилось бы внутри отдела, по типу сериалов SCI преступления, и прочие работы служб. Спасибо за внимание.
Алекс Гарленд — один из главных бриллиантов мирового кинематографа 21 века (без преувеличения!) Британский писатель, на рубеже веков начав свою деятельность на ниве кино блестящими оригинальными сценариями к уже культовым творениям Дэнни Бойла «Пляж», «28 дней спустя» и «Пекло» и обжёгшись на незаслуженно провальной адреналиновой версии «Судья Дредд 3D», в 10-х решил взять бразды правления в свои руки. Как результат, свет увидел отличный образчик интеллектуального сай-фая — «Из машины». Кажется, с момента своего режиссерского дебюта Гарленд проводит довольно успешную шоковую терапию для давно стагнирующего жанра. Но и тут не обходится без проблем, главный источник коих, как правило,- голливудские боссы. Так, приснопамятная «Аннигиляция» лишилась широкого проката, ибо начальство Paramount решило, что итоговый результат слишком сложен и непонятлив для массового зрителя, а Гарленд категорически отказался идти на уступки, перекраивая свое детище в угоду толстосумам. Фильм был продан Netflix, а новоиспеченный режиссер решил поиграть с тв-формой, написав и сняв, пожалуй, самый заковыристый, неоднозначный и безумно завораживающий фантастический сериал этого года (а, возможно, и десятилетия). «Разрабы», как по мне, кажутся эдакой издёвкой Гарленда, смачно показавшему вышеназванным продюсерам, что действительно сложно для рядового, неподготовленного зрителя. То, какими научными терминами и теориями с пулеметной очередью выстреливают герои сериала, превращало, порой, для меня диалоги и монологи оных в какой-то волапюк. Квантовые компьютеры и основные принципы квантовой механики, губка Менгера, опыт с двумя щелями, копенгагенская интерпретация, теория де Бройля-Брома, многомировая интерпретация Эверетта, парадокс квантового бессмертия. Дополнительное изучение сего массива для частичного понимания сюжета займет время даже больше, чем просмотр самого сериала. Но это того стоит. Единственное, что огорчает,- собственная узколобость и ограниченность (ох, надеюсь, где-то в параллельной вселенной я более рьяно впитывал подобные физико-математические знания). При этом Гарленд с безумным сценарно-режиссерским азартом обильно пропитывает повествования и философскими измышлениями, органично вытекающими из большинства научных постулатов (детерминизм и свобода воли), залихватски задирает и препарирует религиозную проблематику, порой трансформируя историю в прямые библейские аллегории. Вплетает в сюжет множество культурных и литературных отсылок (тоже без пол-литра не разберешься). Не забывает также Гарленд мастерски играть с жанрами, жонглируя фантастикой, шпионским параноидальным триллером, мелодрамой, экзистенциальной притчей,- все это делает сериал менее задротским, чем может показаться на первый взгляд. И это не говоря о красивейшем визуальном ряде, пробирающей до костей музыке и блестящих актерских работах (Соноя Мидзуно и Ник Офферман- невероятны). В общем, у Гарленда это всегда выходит на 5+. И мозг простимулировать, и глаз порадовать. Все, как мы любим. Вердикт: Кулик в восторге от этого болота! (А в другой реальности, возможно, бранит!)
Свою карьеру в качестве режиссера британский писатель и сценарист Алекс Гарленд начал сравнительно недавно: в 2014 году вышел его первый фильм «Ex Machina», а в 2018 «Аннигиляция». Старт оказался весьма успешным. Автор уверенно зарекомендовал себя в жанре научной фантастики, уделяя в своих картинах слову «научной» первостепенное значение. Во многих интервью Гарленд отмечал, что много времени посвящает изучению материала и держит руку на пульсе современной науки. Данная увлеченность так или иначе находит отражение во всех его работах. Последней из которых на сегодняшний день является сериал «Devs» («Разрабы», «Разработчики», «Программисты»). Несмотря на то, что в основе сюжета картины лежат сложные для переваривания категории: различные постулаты квантовой механики, философское учение о детерминизме, божественно-религиозная тематика, рассуждения о свободе воли и пр., режиссер не бахвалится своей осведомленностью в этих областях, становясь на ступеньку повыше, а доходчиво, простыми словами объясняет зрителю все то, что ему нужно знать для понимания авторской задумки. И в этом большое преимущество Алекса Гарленда как рассказчика. Потому что, в отличие от того же Шэйна Кэррута — математика по образованию, который, в своем фильме «Детонатор» («Primer»), требует от смотрящего немалых познаний в математике и физике (и такой подход по своему хорош), Гарленд, в первую очередь, писатель, которому важно донести мысль до широкой аудитории, сохранив при этом пространство для тех, кто после просмотра захочет копнуть глубже и узнать больше. Благодаря этому «Разрабы» воспринимаются ни как надмозговой трактат, по которому можно писать диссертацию, а как понятное, вмеру прозрачное и цельное произведение. И если со сценарием и подачей истории у Гарленда все хорошо, то в плане режиссуры он заметно тяготеет к неспешному, последовательному и размеренному повествованию, свойственному, к примеру, таким авторам как: Дени Вильнев («Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049») и Николас Виндинг Рефн («Драйв», «Неоновый демон»), что может понравится далеко не всем. Поскольку такой стиль предполагает большое количество затяжных пауз в ходе действия, акценты на разных аудиовизуальных элементах, ощущение отвлеченности картины в некоторых эпизодах от основного сюжета и т. д. Пожалуй, самое подходящее слово, которым можно описать подобные ленты это «медленные». Если вы от такого темпоритма не испытываете дискомфорта, то проблем, как минимум с восприятием, при просмотре возникнуть не должно. В рамках разговора о режиссуре стоит отметить грамотное использование автором киноязыка, который служит здесь не только для придания эстетической красоты картинке (она тут как раз вполне стандартная, без операторских и художественных изысков), но и осмысленно вписан в общую концепцию сериала, подчеркивая его основные темы: детерминизм, мультивселенная, божественное начало. Это можно заметить в частых акцентах на прямых линиях мостов, дорог и магистралей — четко выверенных путях, по которым следуют люди; сцены с множеством вариантов одного и того же эпизода; светящиеся нимбы деревьев; само название сериала и играющего ключевую роль в сюжете одноименного отдела программистов «Devs» и др. Но самое, на мой взгляд, примечательное это то, как Гарленд, подчеркивая ту самую неизбежную предопределенность всего в мире, предвосхищает ход мыслей зрителя в одном моменте и обманывает ожидания в другом. К примеру, когда мы впервые оказываемся дома у главы ведущей технологической компании в мире, то поневоле задаемся вопросом «А почему он так бедно и аскетично живет? Может сценарист забыл этот момент и не продумал сцену?»; но ровно через минуту появляется персонаж, который буквально озвучивает все эти мысли, на что вместе с нами и получает ответ. Или то, как нас водят за нос с названием «Devs». На протяжении всех серий мы видим столько разных отсылок к богу и религии, что в голове мелькает — «Я тебя раскусил, товарищ режиссер! Я понял твой скрытый посыл!»; так, что сознание поневоле начинает искать глубинные смыслы. Но ровно в самый последний момент устами ключевого персонажа нам раскрывают эту загадку, которая оказывается всего лишь «шуткой для своих», без тех подтекстов, которые мы себе напридумывали за все время. И таких примеров много. Проблема сериала, на мой взгляд, в том, что основная сюжетная арка, без того гигантского пласта научного контекста, который безусловно является главной вишенкой на торте и должен привлекать зрителя в первую очередь, не достаточно увлекательна и разнообразна, как в плане каких-то повествовательных ходов, так и в плане проработки (да и в целом необходимости присутствия) некоторых побочных сюжетных веток. Персонажей немного, каждый из них проработан на достаточном уровне, чтобы отложиться в памяти, но не так основательно, чтобы за него переживать, симпатизировать или ненавидеть. Разве что начальник охраны — он прям мерзотненький тип:). Прибавьте ко всему перечисленному медленный темп подачи материала, с небольшими элементами запутывания зрителя по первой и получите то, что мы имеем сейчас под заголовком «Devs». В конечном счете, «Разрабы» — это не то шоу, которое будет вас развлекать стандартными сериальными методами. Здесь во главе угла история о современной области науки, которая тесно соседствует с философией и религией. Все теории, все данные, имена и цифры, которые звучат в сериале реальны, и вы смело можете идти гуглить любое неизвестное вам определение, встретившиеся при просмотре и быть уверенным, что вам не пытаются протолкнуть какую-то отсебятину. Если вас увлекает именно такой подход к преподнесению истории, если вы, как и сериал, любите делать паузы, чтобы поразмыслить над увиденным и услышанным, никуда не торопясь, то «Devs» вас не разочарует. Для тех, кому подобное не по душе, творение Алекса Гарленда покажется просто затянувшейся серией «Черного зеркала».
Ты садишься смотреть «Разрабов» по какой-то причине. А был ли у тебя выбор, или это было предопределено? Ты попадаешь в компанию «Амайя» сразу, без предысторий. Из всех действующих лиц прошлое есть только у главного героя — Фореста, и это определяет всю историю. Остальных ты видишь «как есть», знакомясь с ними по ходу действия и узнавая о них только то, что тебе необходимо знать в сюжетных рамках. О разрабах неизвестно ничего, кроме результатов их работы. И это не имеет значения. Их желания, их стремления неважны. Ими правит предопределенность. Что бы они не делали, они лишь действуют по какому-то никому не известному плану, не в силах ничего изменить, лишь созерцая собственное бытие. Но есть еще одно действующее лицо, которое невидимо и неосозноваемо до определенного момента. Оно, как и все остальные, не может изменить ничего, несмотря на свои желания. Всё, что остается ему — это созерцать происходящее. И это — ты. Гарленд снял восьмисерийный фильм, в котором зритель является полноправным участником событий. Он, как и все остальные действующие лица, может только наблюдать разворачивающуюся перед ним историю. Ты хочешь динамики? Нет. Темп повествования будет таким, каким должен быть. Ты хочешь получить ответы на вопросы? Нет. Со временем ты поймешь всё сам. Тебе что-то не нравится в фильме? Это не имеет значения. Ты всё равно досмотришь его до конца. Ты досмотрел и не понял ничего? Не расстраивайся, это было предопределено. Ты понял всё? Значит ты не понял ничего. «Разрабы» — фильм, который надо смотреть минимум дважды. И не для того, чтобы получить ответ на вопрос о существовании свободы воли, а чтобы понять — «У любого действия есть причина и любая вина должна иметь возможность искупления» (Алекс Гарленд).