Ростов
- 15 апр 2019
Сложно рекомендовать подобные псевдоисторические фильмы к просмотру. Никогда не одобрял использование реальных событий и персонажей для вольных сценарных ходов. Более того, считаю такой подход не этичным. С какой целью авторы сериала исковеркали историю, исказили судьбы известных личностей, придумали несуществующие факты — не знаю. К тому же, достоверные источники доступно и ясно рассказывают о временах становления советской власти в городе Ростове. Сериал достаточно сильно коррелирует с давнишним проектом о работниках уголовного розыска в Севериновке — «Зелёный фургон». Та же суть, то же время, тот же колоритный южно-российский регион. Можно было бы сказать, что и герои столь же колоритны, но, при всём уважении, действующие лица сильно проигрывают обаянию Грищенко, Патрикеева, Красавчика, Федьки Быка, Червня. Не убедительны актёры в своих ролях, излишне театральны, что ли. С точки зрения художественного замысла фильм потенциально хорош, а вот реализация изрядно хромает. Драматизм в большинстве сцен достигается не психологией момента, а кровавостью совершённого действа. Персонажи ведут себя подчас нелогично, непоследовательно. Иной раз кажется, что это подростковый простецкий проект, вроде «Тимур и его команда», где выбранная линия обязательно ведёт нас к неизбежному закономерному финалу. Что касается атмосферы в картине, то общее впечатление складывается удовлетворительное. Если бы ещё натурные съёмки снабдить нормальной цельной и профессиональной массовкой, то было бы почти хорошо! Часто отсутствие других людей в кадре сильно снижает уровень погружение в сюжет и убеждает зрителя в скудности финансирования. Единственное, за что я бы похвалил данный телепроект, так это за его стимулирование интереса обывателя к истории страны! Хоть и отчасти кустарно, фантазийно и неуклюже, но фильм определённо даст немалый толчок части аудитории к поиску достоверной информации о событиях и людях! А возможно, кто-то пойдёт дальше и проявит интерес к познанию основ патриотизма, к познанию философии добра и сути служения России.
Таки удивительно, господа хорошие! Да шо ж это такое, что съёмки сериала «Ростов» проходили вовсе не в Ростове-на-Дону, а в Ярославле, Костроме и каких-то там «тигулях» (воронежское слово, обозначающее удалённую глухомань)? Ростов, шо, не российский город? Это в Одессу-маму нынешние «незалежные» правители Украины «москальских» киношников не пустят ни за какие богатые гроши, почему Валерий Тодоровский и снимал свою «Одессу» (2019) в Таганроге, Сочи и (внимание!) том же Ростове! Шо, создатели сериала оказались бюджетно победнее мэтра и решили сэкономить на всяких там суточных-командировочных? Конечно, у Тодоровского действие происходит в 1970-м году, а не в 1920-м, но неужто же вся жилищная фактура «папы» изменилась до небоскрёбного Нью Йорка? Ну не може такого быть! Во всяком случае, за исключением характерного южно-русско-казачьего говора, Ростовым в сериале не пахнет! Ну нету колорита, хоть ты тресни! В то время город, прифронтовой, столько раз переходивший из рук в руки, подвергавшийся и обстрелам, и разграблениям, не мог выглядеть так, как в туристическом буклете. В городе царили разруха, голод… А нам показывают отреставрированные до блеска дома и особняки, музейные подворья (вроде лёжки Медника). «Не верю!!!» Впрочем, это, наверное, главная и основная моя претензия к сериалу. Приятно было узнать, что прототип Козыря — реальный персонаж. Приятно было посмотреть на игру основных актёров (хотя Охлобыстина-Котелка явно мало; ну, что поделать, таков сценарий…). Явное упущение: «маруха» Медника должна была «баловаться» кокаином ещё с первых серий (а не с последних), тогда бы было более понятно, почему она «вот такая». Зато «железная» чекистка сразу мне напомнила эпизод со схожей дамой из «Служили два товарища»: «Я вас вспомнила. Вы пытали меня в контрразведке. Вы белый офицер!» По счастью, наша чекистка оказалась не такой упёртой. Но прототип найден! И ещё один, куда уж как современный: сватовство и женитьба начальника Ростовского УГРО Ивана Козырева к дочери возвращённого им на службу эксперта-криминалиста вполне аналогичны действиям «матросика», начальника Московского УГРО в отношении сестры старого царского сыскаря, также «уговоренного» служить (сериал «Господа-товарищи). Вот только концовка разнится… Что же до темы белогвардейского заговора, то меня она «не порезала». Всё шло постепенно, тучи сгущались… Белое движение не гнушалось ничем (что мы здесь и наблюдаем), дабы вернуться в «свою» Россию. В подтверждение смотрите хотя бы сериал «Волчье солнце». И немного странного. Смотрел я сериал в Ютубе. И там на вступлении звучала то переделанная старая блатная песня»… На нары, ты понял, на нары», то просто музыкальная увертюра. Может, для НТВ как-то так «отбивались» части? … А ещё мне ужасно понравилось, да не поверите, шо: толстый слой пыли на зелёном абажуре лампы в кабинете Козырева! От начала и до конца! Вот она, житейская правда! Некогда было Ивану эту пыль снять, да и некому… Натянул я «Ростову» оценку до 7, хотя тянет он на 6+. Ну, хай будет так. 7 из 10
Любит наш народ фильмы про бравых оперуполномоченных, т. е. про милицию-полицию-спецслужбы, которые любые козни преступного и антигосударственного элемента пресекают на корню. И нет в этом ничего плохого, сам из таких, а уж если действо развернут в исторических декорациях, то вообще праздник души. «Ростов» меня заинтересовал буквально с первых минут, создателям удалось создать необходимый интерес и действо. Вот только развитие сюжета пошло не восходящей, а впало в стагнацию, а концу скатилось до абсурда, когда политическая составляющая подавила борьбу с преступностью. В ходе просмотра, невольно, стал сравнивать «Ростов» с «Ликвидацией» и сравнение выходило не в пользу нового фильма и вот почему. Во-первых герои, создатели дав отличную затравку не смогли раскрыть характеры и личности героев, образ Козырева с какого то момента стал картонным, и в нем пропал внутренний огонь, так, что потерю близких людей он воспринимал не стоически или драматически, а картинно. И это главный герой прошедший, через весь сериал, чего говорить про второстепенных, которым не отведено столько времени. Котелок в исполнении Охлобыстина запомнился только беспредельными поступками. А колорит других уголовников сведен до внешнего антуража. И совершенно непонятым остался Медник, его поступки точно свелись к фантазии сценаристов, причем усугубленными нелогичностью в концовке. Ртищев получился слишком одержимым романтиком, а не реалистом. В «Ликвидации» удалось раскрыть не только главных положительных или отрицательных героев, но и уголовный мир тех лет. Во-вторых. Политическая составляющая, точнее контрреволюционное подполье, эта линия сюжета, ставшая основной в концовке, только навредила впечатлению. План захвата, который с маниакальным упорством проводил в жизнь главный злодей, поражает массой нестыковок. Он был неосуществим — ни при каком варианте, просто по соотношению сил в городе, по способу действия и настроениям в Ростове на Дону тех времен. И развязка от этого вышла совсем «кислой» в этом фильме. Опять-таки в «Ликвидации» был баланс и понимание политики и жизни. В-третьих. Действо, которое меня радовало на протяжении первой половины фильма, стало затягиваться, а развязка не впечатлила совсем. Опять таки в означенной «Ликвидации» развязка стала украшением фильма и дополнила образы героев. Актеры, из своих ролей выжали максимум, но недостатки сценария не смогли раскрыться им. Смолянинов был неплох в роли Козырева, Алексей Барабаш радовал до определенного момента в роли Ртищева, очень понравились Софья Ардова и Кристина Борейко в женских ролях. Вот наверное и все положительное. Говорить про триумф «Ликвидации» в этом компоненте даже неудобно, величины несравнимые. В целом могу сказать, что сериал посмотреть можно, он не хуже многих с транслирующего канала, даже превосходит иные, но перекос в контрреволюционную сторону испортил впечатление, как и стагнация действа с шаблонностью героев к концу. Таким образом в виртуальном сравнении сериалов Ростов — «Папа» уступил Одессе -«Маме», а Давид Гоцман «перешокал» Ивана Козырева.
Несмотря на то, что многие сцены сериала были сняты в ярославской области, где исторические памятники архитектуры сохранились до наших дней, место действия — Ростов-папа. Сериал снят в духе и антураже таких картин как Жизнь и приключения Мишки Япончика (2011), Одесса-мама (2012). Если сериал «Троцкий» (2017) для меня историческое повествование, не допускающее художественного вымысла, по причине его политически острой важной персоны, то «Ростов» стоит смотреть как художественно-развлекательный фильм на фоне событий октябрьской революции. В центре сюжета Иван Козырев, по прозвищу Козырь — бывший вор-грабитель, который стал первым начальником уголовного розыска донской столицы. Прототипом Козыря послужил исторический персонаж Станислав Невойт по кличке Косой, судьба которого довольно печальна, после наведения им порядка и укрепления власти большевиков в стране. Козыря сыграл Артур Смольянинов, доселе мне неизвестный актер, которого я уже никогда не забуду. Образ Козыря, судя по всему, интуитивно заимствован у всеми любимого капитана Жеглова: прямолинейный, живой ум, смекалка, хватка, дисциплина, верность клятве. В отличие от Глеба Егоровича, Козырь не умеет ни читать, ни писать, в его манерах неприкрытая сельская простота и сохранившееся до сих пор в южных регионах шокание «ну шо ты думал, я тебя не споймаю?». Дуэт Козырь и Птаха (Александр Головин) опять же возвращает нас на «место встречи, которое изменить нельзя» — один красавчик, второй строгий начальник в куртке с усами. Иван Охлобыстин (Котелок) — грабитель, рэкетир беспредельщик. Штамп Быкова, блестяще сыгранного в Интернах, не позволяет мне адекватно оценить актерскую игру злодея. Алексей Барабаш (Ртищев) — начальник ЧК. Наверно, один из самых недооцененных героев со своими мотивами и стратегией. Я ему почти симпатизирую. Актер крайне удачно подобран на эту роль. Константин Адаев сыграл главного антагониста Козыря, грабителя по кличке Медник. Злодей (если это не Джокер) должен вызывать ненависть и презрение. Адаеву это удалось. Его персонаж азартный рискованный амбициозный главарь банды с подавленным лицом и прямым четким взглядом. Даже, когда он смеется в кадре, с лица не сходит психопатическая маниакальная «злобинка». Если «Пепел» Евгения Миронова (2013) крайне тяжелый фильм, то Ростов со Смольяниновым (2019) хоть и печальная история, однако смотрится легко на одном дыхании. С точки зрения художественного жанра это большой плюс, т. к. 16 серий угнетающей истории было бы смотреть очень сложно.