Григорий Р.
- 27 окт 2014
- 11 сен 2014
В сериале перед зрителем предстаёт сильно упрощённый и изрядно открахмаленный образ старца Г. Е. Распутина. Да, мы видим всё ту же неуёмную энергию, недюжую силу воли, харАктерность, но чего-то в нём сильно не хватает. Некоторые измерения личности Распутина были намеренно спрятаны от массового зрителя, как способные опорочить главного героя при неверном истолковании. А массовый зритель не слишком искушён в проникновении в тайны души иных старцев. Посему Распутин выглядит хоть убедительно, но одномерно. Особенно неестественно выглядит притянутая за уши «химия» между ним и Танеевой (пардон, Вырубовой). И абсолютно человеческая влюблённость его в княжну Ирину Александровну. А так очень многие события из жизни Распутина остались за кадром. Ещё объективные неточности: в ночь убийства играет какая-то «левая» композиция, а не Yankee Doodle (кстати недавно вышедший британский сериал The Last Czars использовал правильную мелодию). Князь Юсупов почему-то весь фильм ходит в своём свадебном костюме со старых фотографий. Хотя тогда была война и скорее всего он носил форму Пажеского Корпуса (где-то я встречала описание его в простой гимнастёрке). Ещё не знаю зачем нужно было придумывать попытку Матрёны Распутиной соблазнить следователя. Видимо пущего драматизма ради. В итоге: сериал поражает масштабностью, декорациями, отличной игрой актёров. Но он фальшивит и не попадает в ноты, а потому довольно-таки режет слух человеку, хорошо знакомому с иными событиями. И, да, считаю, что попытка очеловечить Распутина удалась.
Когда снимается очередной сериал, с претензиями на историчность, первый и главный вопрос — зачем ?? Ну что это за тема, разве она требует каких-то толкований, свежего взгляда, раскрытия тайн ? Беда в том, что слишком много известно о Распутине, и опоэтизировать этот персонаж невозможно по определению. Грязный мужик, пьяница, развратник и интриган, позоривший последних российских императоров — ну как тут сделать «конфетку» ? Да очень просто — врать не сморгнув. Весь сериал лживый с первого до последнего кадра. Тут и «божественный» свет, исходящий из ладоней Машкова, и мудрость, и целительство, и предвидение — всё залито таким приторным елеем, что скулы сводит. Авторы сериала просто оболгали нашу историю, и очень жаль, что хорошие актеры в этом согласились участвовать. В этом миксте «Битвы экстрасенсов» и политической агитки в духе «православие — наше всё», «монархия — наш исторический выбор» и т. д. Круг замкнулся — зачем снимать такое?
…по поводу этого фильма. Вот местами он просто гениален, но местами такие ляпы! При этом в описании написано, что консультировались с экспертами. Наверное это тот случай, когда образно говоря строили дом, посоветовались с дизайнерами и вроде внутри красиво.. Но фундамент кривой и крыша вот-вот обвалится. Так и этот фильм. Актеры играют потрясающе, такие сложные многогранные персонажи. Но! Не похожи на оригиналы. Некоторые события как-будто попросту придуманы. Ну тогда бы написали что «любые совпадения случайны».. *Самый неправильный персонаж это Танеева (Вырубова). Такое чувство решили сделать противоположного ей персонажа. Были неуклюжесть, жадность и недалекий ум — стали грация, душевная щедрость и внезапно появившиеся аналитические способности. *Вряд ли у Дмитрия Павловича были такие ужасные манеры. Неужели он делал такие лица?:) Судя по воспоминаниям и фото, он был человеком гармоничного характера, прекрасно воспитанным и сдержанным. И скорее всего он был чуточку ниже Феликса ростом, но это уже ремарка в сторону. *Г. Е. Распутин. Машков его потрясающе сыграл, но он совсем не был таким! По хорошему Машков не подходит на эту роль, потому что на нее вообще никто не подходит. И лучше даже не снимать фильмы про Распутина, по-любому переврешь. Здесь нужна редкая смесь примитивности/неотесанности и особого рода мистической возвышенности, которой некоторые пугаются, а некоторые за нее умереть готовы. Вот Машков делает такие суровые глаза и старается глядеть то ли презрительно, то ли весомо. Но вы вот откройте прямо сейчас фотографию Распутина — ведь у него взгляд не был тяжелым. У него глаза ясные, светлые немного как-будто стеклянные. Люди пугались его взгляда, потому что в нем есть гипнотизм и они тебя как-бы сверлят. А почти все актеры что его играли пытались подменить этот гипнотизм (оно и понятно, ведь они им не обладают!) тяжестью и суровостью во взоре. Но вот порадовали меня: *Феликс. Вообще блестяще. Особенно жесты, hand choreography так сказать. Даже больше какой-то томности и меркуристичности, чем в самом Юсупове. *Матрена Распутина. Тоже отличное попадание. Но она не так уж заметна в фильме в целом. Про придуманные факты и непонятно откуда взявшиеся сцены я вообще молчу. Распутин и Юсупов впервые встретились в ресторане, правда что ли? В день убийства играет не Yankee Doodle, а какой-то нацистский марш. Почему Распутин ничего не заподозрил? Может быть потому что ответ кроется в книге Распутин, Почему? — его дочери. В общем, я бы все-таки написала большими буквами вначале фильма, что это «адаптация», «по мотивам» и все такое, чтобы не вводить честной люд в заблуждение.
Владимир Машков очень нравится мне как актёр и снимается он почти всегда в качественных фильмах и сериалах. И «святого чёрта» Григория Распутина он сыграл хорошо, так сказать, «с душой», явно выложившись на полную. Однако самым парадоксальным образом, в пику прекрасной игре, «в образ» он не попал, и не попал, скорее всего, по вине сценаристов. Но об этом чуть позже. Где-то в середине второй серии меня начало мучать чувство «дежа вю». Где-то я уже видел такую структуру повествования. Так… Исторические события… Убийство… Расследование… Мысли следователя… Ба, сериал «Есенин»! Ну почти точь-в-точь, остаётся радоваться, что хоть Распутина сыграл не Безруков. Вместе с тем, в противовес «Есенину», в «Григории Р.» подобная структура выглядит неуместной и скучной. «Современные» вставки не очень-то интересны, сильно затянуты и их слишком много. Расследование подаётся как едва ли не самое важное для победителей Февраля 1917 года дело, напряженное и непростое. Плюс ко всему, все события «расследования», демонстрируемые на экране, все межличностные отношения и диалоги выглядят выдуманными (и что-то мне подсказывает, что так оно и есть и следствие шло совершенно по-иному). И обработанные «сепией» современные кадры, которые пытаются казаться архивными, в обратном не убеждают. Что касается образа Распутина, он опять же совершенно неубедителен. Во-первых, внешность. Судя по сохранившимся фотографиям Распутина, его нельзя было назвать не то что «красивым», но и просто «симпатичным», в то время как Машков остаётся Машковым, с большими грустными глазами и волевыми чертами лица под бородой. Во-вторых, поведение и образ жизни. Многочисленные воспоминания описывают Распутина как неотёсанную деревенщину, грубияна, мужлана, пьяницу и бабника, который по до сих пор не выясненным причинам очаровал высшее общество Петербурга и царскую семью. В сериале мы видим эдакого справного крестьянина, Мужика в хорошем смысле этого слова. Грубиян? Ну так, чуть-чуть. Пьяница? Как говорится, «а кто ж не пьёт?». Бабник? Да сами ж «вешались»! И так далее. Весь исторический образ Распутина выражен в сериале лохматой бородой, чёрным крестьянским одеянием и неистребимым «деревенским» говором, но для биографической драмы этого катастрофически мало. После просмотра «Григория Р.» создалось впечатление, что авторы и сценаристы фильма умышленно изменили знак «минус» на знак «плюс» во всех фактах и свидетельствах, касающихся жизненного пути Распутина, а всем загадочным явлениям вокруг него придали гротескные формы. Широко известна история, как пьяный Распутин похвалялся своей шёлковой рубашкой в ресторане, крича, что её «Сашка вышивала», то бишь императрица. В сериале этот сюжет вывернут так, что просто прослезиться хочется душевным терзаниям и благородству «святого отца Григория». «Предсказания» Распутина, которые по всем, абсолютно всем воспоминаниям его современников носили совершенно иносказательные формы (иными словами, «понимай как хочешь») в устах «сериального» Григория Р. разжёваны до состояния пюре, он разве что точного времени ожидаемого события не сообщает. И как закольцованная унылая мелодия постоянно повторяются две главные распутинские аксиомы о том, что не надо начинать войну, а после его смерти убьют и царскую семью. Снова и снова. Ни для кого не секрет, что большинство транслируемых сегодня по телевидению исторических фильмов и сериалов носят политико-идеологический окрас. В большинстве случаев это понятно и вопросов не вызывает. Но сколько я не старался, так и не смог сообразить, кому и зачем сегодня нужно обелить Григория Распутина, которого очень сложно (да и просто невозможно) назвать положительным человеком; которого не любили политики Российской империи, совершенно забыли политики СССР, а Церковь презирала и в царские времена, и сейчас. А ведь сериал «Григорий Р.» именно это и делает.
После беспомощной поделки о Распутине с Жераром Депардье я зарёкся смотреть фильмы на эту тему. Отечественные же сериалы не смотрю вовсе: качество чаще всего оставляет желать лучшего. Но к этому сериалу меня привлёк комментарий знакомого историка: «там почти не наврано». Смотрел на одном дыхании и получил массу удовольствия. Первое, что бросилось в глаза — совершенно не сериальная игра актеров. Никто нигде не пересаливает, не переигрывает и не пережимает. Актёры не «играют» людей той эпохи, а буквально становятся ими. Машкова нельзя назвать актёром, который сыграет кого угодно, но Гришка Распутин это человек того типа, который ему неизменно удаётся. Напомню, что в жалком фильме с Депардье Машков играл Николая II, и это был величайший мискастинг. Здесь Машков не просто убедителен, он и есть этот неотёсанный мужик, взбалмошный, склонный к загулам, волею случая оказавшийся при дворе. Что касается наполнения, то это редчайший случай, когда сценарий сериала написан человеком с мозгами, знанием материала и сдержанностью(чтобы не напихать каких-нибудь нелепых сюжетных линий). В частности, развенчаны все эти готические анекдоты об убийстве Распутина из советских учебников, основанные на мемуарах участников убийства. Многим мешают оценить эту вещь левые взгляды, сериал бросает тень на творцов февральской революции. Но в сериале представлена как минимум точка зрения, далекая от обывательской. Что уже придаёт ему ценности. 10 из 10
Самая большая претензия к этому фильму — показ на центральных каналах в прайм-тайм. Я не знаю на чем основываются люди, которые пишут отзывы «это наша история», но это какая-то история параллельной реальности. Я могу понять исторические огрехи в костюмах — зачастую многие режиссеры сознательно отходят от исторической точности костюмов, оружия, музыки или зданий в городе для придания эстетичности и своего видения картине. Можно простить, что Вырубова совсем не была такой, как миловидная Климова, но это придало еще бОльший акцент на разнице между мужиком из деревни и приближенных императора. Можно закрыть глаза на то, что не могла фрейлина сидеть в присутствии императрицы, пока та стоит — это все не слишком явный огрех для зрителя. Конечно странно, что в сцене избавления от трупа они не кинули его с моста в воду, хотя там явно видно, что нет льда, а тащили по земле к проруби, где бабы белье стирают, но на это тоже можно махнуть рукой, ведь есть совсем вопиющие огрехи. Как можно искажать так сильно историю? Безусловно, есть вещи, которые можно трактовать двояко. Например — Распутин спал с многими знатными дамами, обещая им исцеление. Распутин в этом случае конечно не святой, но и женщины куда смотрели, ложась в постель со старцем, имея мужей. Но когда абсолютно каждую страницу биографии Григория трактуют как «подставили, оболгали, наговорили», искажают факты, пытаясь выбелить образ Распутина — непонятно кому это нужно. Даже если опустить события в жизни старца «до Петербурга», почему показано, что Столыпин остался в приятном впечатлении от встречи с Распутиным? В воспоминаниях дочери — Марии — написано, что Столыпин был ужасного мнения о старце и всеми силами пытался его выслать из столицы. К слову, Распутин не лечил и не исцелил больные ноги другой дочери Столыпина — Натальи — здесь заслуга врачей, что так же исторически задокументировано. Тем более — совершенно непонятна причина убийства старца. Феликс сошелся с Английской разведкой? Почему тогда он не бежал в Англию, когда свершилась революция? Чем английская разведка могла замотивировать Юсупова? Что он бисексуал — и так знал весь Петербург, это явно не предмет шантажа. Деньги? — Юсуповы были богаче императорской семьи, зачем ему еще больше денег? Уж если вы решили показать версию про вмешательство Англии, то хоть объяснили бы более логичные причины подобного сотрудничества Феликса с ними. Еще более вопиющая деталь в сериале — Распутин никогда не был знаком с Ириной Юсуповой. Юсуповы даже судились (и выиграли) с кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer и доказали, что она никогда его в глаза то не видела, и уж тем более не ходила к каким-то сиротам (как показано в «чудесном» сериале Григорий Р.). Почему князя Дмитрия вдруг сделали геем? У него и жена в Америке была, и потом после развода он с Коко Шанель имел отношения. Но даже эти переписывания истории можно было бы простить, если бы сериал не шел в прайм-тайм на России, а потом и на Первом. Если бы вышел он только в интернете — смотрели бы его только люди, увлекающиеся историей, и плевались бы они, и старались бы забыть скорее, как страшный сон. Но смотрело его очень много людей, от истории далеких, таким образом сформировав мнение о человеке, и вообще России того времени, совсем неверное. Как написал здесь один рецензент — «теперь можно не копаться в книгах — сериал все рассказал». Но сериал рассказал неправду! А она осела в умах миллионов. Так и переписывается история со временем. И самое обидное — отношение актеров. Гвинет Пелтроу как-то призналась, что были фильмы, в которых она снималась для души, а были — в которых ради денег, и ей немного стыдно за это. И если бы актеры этого сериала честно сказали, что это все было ради денег — ладно, жизнь заставит, актерский век довольно короткий, надо хвататься за любую работу. Но когда Машков дает интервью «ведь были же святые люди в России… от него исходил какой-то внутренний свет…» После этих слов про Распутина, я ужасно в Машкове разочаровалась. Сыграть хорошо то, что скажет режиссер — это одно. Проповедовать в новостях, что распутный мужик был святым и искренне убеждать людей в этом — это уже мерзко и недостойно.
Григорий Распутин — одна из самых противоречивых фигур в истории России. Этот образ будоражил умы современников и до сих пор (30 декабря сотая годовщина его убийства) волнует сердца людей. Одни видели и видят в нем святого, другие — демоническую персону. Но равнодушных нет. Мистерия его жизни и смерти, дел и пророчеств притягивает всех, а его земной путь оказал влияние на многие сферы — от политики до религии, от врачевания до домостроя. Создатели сериала придумали оригинальную и интригующую сюжетную канву: следователь Генрих Свиттен по поручению председателя Временного правительства Александра Керенского расследует обстоятельства гибели Григория Распутина, причем его задание заключается в сборе фактического материала, который непременно скомпрометировал бы и самого старца, и царскую семью. - Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства. Немец берется за дело основательно, вдумчиво, методично, не упуская никаких деталей, критически рассматривая всю доступную информацию, опрашивая свидетелей и знакомых «обвиняемого». Подобная повествовательная рамка позволяет не только изобразить жизнь Григория Ефимовича в ретроспективе, но и, на основе анализа, проверить правдивость ярлыков, прилепленных людьми объекту исследования: конокрад, убийца, сектант, развратник или же святой, целитель? По мере продвижения дела Свиттен приходит к выводу, что даже негативные фрагменты из биографии Распутина не способны очернить его настолько, чтобы он мог сойти за истинное исчадие ада. И зритель охотно соглашается со следователем, подпадая под природное обаяние Гришки, подобно светским дамам той эпохи. - Покуда я жив, будет жить и династия. Наверное, подобная трактовка образа Распутина как старца, мученика, несколько притянута, надумана, как, впрочем, и все попытки выставить Григория Ефимовича то исключительно законченным развратником, глупым, неотесанным и опасным мужиком, то чьим-то агентом, шпионом и предателем. А правда, как водится, где-то посередине. В этом смысле потрясающе лаконичную и вместе с тем объемную и, может быть, самую точную оценку Распутину дает следователь Свиттен, отвечая на вопрос Керенского «Кто же он?»: «Русский человек». Эта киноистория Распутина ставит массу вопросов: почему/зачем/для чего старец, предвидевший свою смерть, а за ней и смерть Романовых, фактически добровольно отдался в руки заговорщиков? могла ли история пойти по другому пути, останься Распутин в живых? дал ли он себя убить, чтобы свершилось с Россией все то, что суждено было? - Все знают, кто убил Сына Божия, а вот чего он сам-то на казнь пошел? Цепляет не только сам исторический материал и его подача, но и отыгрывание (а в некоторых случая и проживание) ролей актерами. Владимир Машков всегда был одним из моих любимых отечественных лицедеев, и этот его вечный внутренний пламень рано или поздно обязан был привести его к Распутину. Отличное попадание в образ. Андрей Смоляков, удивительно ловко вживающийся в образы разного рода сыщиков, и здесь органичен, статен, благороден. Екатерина Климова, пусть и мало похожа на фрейлину Вырубову, подкупает своим мягким лучистым светом. Именно на этих трех китах держится актерский ансамбль, а остальные очень умело им аккомпанируют. - Бог есть радость и веселье. Многие пытались разгадать тайну Распутина, и версия Андрея Малюкова мне, пожалуй, ближе остальных, хотя бы по той причине, что отчаянно хочется верить в чудо, в то, что иногда на нашу Землю спускается какая-то высшая благодать. 9 из 10
Итак, спустя два года я собралась с духом и посмотрела сериал «Григорий Р.» Накануне я прочитала замечательное произведение В. Пикуля «Нечистая Сила», построенное главным образом на документах и фактах и это помимо того, что я еще и обособленно интересовалась личностью Распутина и других значимых фигур начала XX века. Итак, с первых же минут я начала смеяться от души. Вроде бы и не смешно, а спокойно сидеть все равно нельзя. Тут уж или плакать, или смеяться… Сериал подразумевает то, что опровергает глупые «слухи» и суждения, ходившие тогда о Распутине в народе. Но дело в том, что все эти «слухи» уже давно доказаны не одним человеком и не одним документом. Итак, выходит, что Григорий вовсе не был конокрадом. Он, великодушный!, лишь спас свою же лошадь из-под кнута. Но тут черт знает. Может так все и было, я не придираюсь. Потому как о жизни Распутина в те годы было крайне мало известно помимо показаний его односельчан (честные крестьяне не стали бы врать, я думаю, ну да ладно). Потом Распутин становится странником, помогает строить храм. Опять таки, по показаниям крестьян Распутин был первым тунеядцем на деревне. Примечательно, кстати, то, что дом, в котором живет Парашка все тот же. Выходит, он даже не купил себе нового дома и не навез туда царских даров. Ну да, святой старец, что с него взять. Главным образом меня поразила Вырубова! Толстая, некрасивая, хромая — в экранизации сущая красавица. Ее даже не назовешь своеобразной. Красавица и все. Она, кстати, еще не должна быть замужем, когда муж упоминается в фильме. Итак, получается, что Распутина в Питер затащили бабы, а не духовенство. Ну, такое можно допустить, но повторюсь, это искажение фактов. Второй опровергнутый «слух» — принадлежность Гришки к Хлыстам. Вот это правда смешно. Ей богу, он же сам на каждом углу говорил: «грешите и кайтесь, кайтесь» А Хиония у нас в сериале оказалась сектанткой. Эх, какая плохая баба, оказывается! Также что-то мне не верится, что он в сиротские приюты ездил. Нигде такого не читала, не слышала, а тут вот тебе. Мало того, что людей лечит действительно, так еще и сироткам помогает. Вот так сериал смотришь и думаешь: «Чего его все так старательно умирали, вон он Столыпину как помог, а тот его ненавидел» Ах, да. Столыпин!!! Когда я его увидела, меня чуть инфаркт не хватил. Зажатый, грустный, с мягким голосом, неуверенный, выглядит плохо. Да, премьер очень изменился в последние месяцы, но то, что нам показывают — это не последние месяцы. И всем известно, что царь был кхм тряпкой. А тут он прямо таки помыкает Петром Аркадьевичем, заставляя его позвать в гости Гришку. И тот зовет! Да-да, зовет. И Распутин его поддерживает, а не науськивает на него царя из-за того, что тот его выпнул из своего дома. «Ему только такие люди и нужны» — говорит Распутин. В жизни бы так говорил, дорогой. А потом еще премьер министр бежит за каретой аки придворная дама, останавливая Распутина и задавая ему вопрос. Я уж не говорю о росте.. Император на равне с Распутиным стоял. Вот это правда забавно. Это что касается истории.. В целом сериал выглядит презентабельно. Если бы я ничего не знала о Распутине, прочувствовалась бы и захотела бы узнать побольше. Эдакий святой старец, который поддерживает в людях веру и патриотизм. Хороший образ. Только не было такого человека. Но образ хороший, ничего не скажешь. Машков хорош, как всегда, никаких претензий, прекрасно сыграл то, что ему поручили. Атмосфера сериала неплоха опять же, но остальные актеры.. ну, не зацепили. Хотя я сразу узнала Илиодора. Хорошо подобран актер. В общем, ощущения от сериала смешанные. В основном, конечно, отрицательные эмоции.
Святой или нет решать не нам. Что было то было. Но то, что было вероятно долго ещё не выйдет из памяти. Я как страстный любитель (подчеркиваю любитель, не профессионал) истории очень падка на интересные и противоречивые личности. Изучая архивы и документы, анализируя то, как много лет подавался образ Распутина в печати и в кино, я пришла к выводу, что это был замечательный ЧЕЛОВЕК, несший в себе Дух Божий (я не религиозна, если что не подумайте, что я тут в пламенном экстазе брызжу слюной). Ведь заметьте каких людей больше всего в истории хвалят? Как ни странно в большей степени аферистов или сделавших один единый, но кому-то очень выгодный поступок. А кого ругают на чем свет стоит? Кого вымарывают из истории? Кого засекречивают? Тех кого ненавидят и бояться. И теперь наконец-то к сериалу. Спасибо создателям за такой взгляд на Григория Распутина. Я пыталась раньше смотреть фильмы о Распутине — ничего кроме ощущения мерзости не выносила: то сценарий косорукий, то актеры как-то ну совсем не похожие на свои прототипы. Конечно не стоит забывать, что любой фильм художественный или нет — старается зародить в нас какую-то мысль. И в этом сериале наконец-то попытались вложить мысль хорошую. Я с такой опаской и недоверием начала глядеть этот сериал. Уж больно помнился мне Машков по «Ликвидации» и «Сироте Казанской», где сыграл (и сыграл талантливо) не самых положительных персонажей. И вот этот актер, который въелся в память как мастер характерных отрицательных персонажей, должен играть Григория Ефимовича? Ну дальше было страшно, что потрачу время и испорчу нервы, глядя очередные Шыдервы на подобие Диснеевской Анастасии (Кто помнит этот треш с Распутиным-зомби-колдуном? Кто не знает даже не смотрите, ну или как фарс-комедию о том как американцы русскую историю видят) Но… с первой серии меня поразило, что Распутина впервые решили показать не распутником, не законцентрироваться на его блядсве или его роли в разрушении Российской Империи (до него стояла много сотен лет, а тут вдруг взяла такая и разрушилась. Как история волка с домиками поросят. Дунул и не стало Империи). С точки зрения нюансов — что он там делал в бане с женщинами: мысля, не мысля. Мне вообще до этого нет никакого дела, и, впрочем, если смотреть сериал внимательно, такие мысли там звучат постоянно из уст самых разных персонажей, как бы вскользь. А действительно важно ли то сколько Распутин выпил и с кем спал? Может важнее то, что он действительно в самый сложный момент для России пытался её спасти? В общем, этот сериал для меня стал открытием. Я его пересматриваю и много размышляю. Суть у этого мини-сериала очень хорошая, и мысли там высказаны правильные. Что до игры актеров. Мне кто-то понравился, кто-то нет. На вкус и цвет фломастеры разные. Машков молодец. Он был убедителен. Играть неоднозначные роли неоднозначных людей — крайне сложно. Будешь осужден в любом случае. Я не боюсь говорить того, что я просто восхищена таким персонажем российской истории как Григорий Распутин. И Я однозначно рекомендую сериал «Григорий Р.» к просмотру тем, кто что-то ищет в этой жизни. Ищет чего-то не материального и не поверхностного.
Этот замечательный многосерийный фильм больше походит на документальный. Создатели проделали феноменальную работу: вам ничего не надо теперь читать, куда-то лезть в закрытый архив, искать редкие заметки и статьи — все уже сделано — и подано в элегантной художественной форме. Только невежда нынче может думать об этом великом человеке как о низкой, хитрой, подлой и развратной персоне. Но здесь каждый делает выбор сам — как этот выбор делает в кино следователь — человек чести, доброго сердца и справедливости. Мало того — немец! Невероятно органично этот персонаж вписывается в эту картину. Эта фигура делает вызов нам всем — вот факты, вот все как есть на самом деле — давайте разбираться. И нельзя не отметить: даже в во времена смуты, когда во власть попадают нечестивые личности — можно и даже нужно оставаться Человеком. Сложно представить в роли Григория не Машкова. Он точно создан для подобных персонажей. Один его взгляд, одно слово — пробирает до мурашек. Рогожин его чего один только стоит из «Идиот». Образы всех этих сложнейшних персонажей за пределами таланта — интересно, конечно — таким ли был старец Григорий на самом деле? По архивным записям и описаниям современников — очень похоже на правду — здесь авторы прекрасно передали его внешность. Мощная роль — и это самое малое, что можно сказать. И о чем тут можно говорить? Молчание персонажей Машкова — красноречивее всего на свете. Единственное слабое место, на мой взгляд — роль Государя — он получился как-то неестественно, как-то он выделяется из общей картины. По крайней мере — к внешнему облику и к самой игре у меня есть личные претензии — при всем уважении к актеру. Но авторам виднее. Кроме того, про последнего нашего Государя — это отдельное кино, там ничего общего с тем, что нам дали съесть в учебниках — и что было на самом деле — практически нет. Надеюсь, когда-нибудь у кого-нибудь хватит смелости об этом снять что-то подобное данной картине о Распутине. Крайне высоко оцениваю данную работу — при том, что есть и художественные доработки сценаристов — в целом, удалось сохранить реальную объективную картину о жизни одного из величайших людей в истории государства Российского. 9 из 10
Наверное, авторы данного мини-сериала тоже были в шоке от фильмов 2011 и 2013 годов, дублирующих друг друга во всём и показывающих одинаковую бездарность, и решили, что так это оставлять нельзя. Раз зритель недоволен, надо представить на его суд более стоящий фильм на эту тему. Пусть это будет телевизионный мини-сериал, в отличие от кинотеатрального фильма 2013 года, зато он покажет более подробную историю об этом человеке, и эта история будет интересной и интригующей. И у них получилось! На самом деле, новый мини-сериал про столь таинственную личность вышел, если не шикарным, каким он казался на первых двух сериях (смотрелись на одном дыхании), то просто хорошим многосерийным фильмом, который показывает не примитивный сюжет, каким отличились фильмы 2011 и 2013 годов, а закрученную историю, хоть и снятую в дешёвых декорациях, зато не заставляющую скучать. Если бы весь мини-сериал был в духе тех самых первых двух серий, то это было бы просто великолепно. Жаль, что фильм начал «сдавать», начиная с третьей серии, а седьмая и вовсе показалась никчёмной. Зато в целом этот проект можно похвалить за нестандартность сценария. Начинается он с того, чем, собственно, кончалась история Распутина — с его убийства. Из этого и не надо было делать интригу — все и так знают, что Распутин был убит. Первая сцена первой серии получилась довольно неприятная — не в каждом историческом фильме увидишь такую жуть. Затем весь сюжет строится на расследовании опытного полицейского, которому поручено доказать, что Григорий Распутин был мошенником, шарлатаном и моральным разложенцем. Полицейский сам считает именно так, но факты, которые он собирает, говорят об обратном. Примерно две трети мини-сериала показывают годные к просмотру захватывающие сцены, наполненные впечатляющими диалогами главного героя с теми, кто был знаком с Распутиным. Это вам не примитивный сюжет фильмов 2011 и 2013 годов: исцелил наследника престола, вёл развратную жизнь, и был убит. Здесь вам покажут нечто невероятное. Наконец, подбор актёров здесь тоже более удачный, чем в двух предыдущих фильмах о Распутине. Владимиру Машкову веришь больше, чем Жерару Депардье, несмотря на весь его талант. Ну и, если снова о фильме, то, судя по финалу данной работы, получается, что авторы этого мини-сериала не считают Распутина тем, кем его пытались представить власти в фильме. Они на его стороне — это их дело, но не стоит забывать, что это всего лишь фильм, и лучше продолжать считать, что тайна этого человека не раскрыта. Святой, или посланник ада? Кто знает. Фильм в целом получился. 7 из 10
ТУТ МЕНЬШЕ РЕЦЕНЗИИ, БОЛЬШЕ ОБ ИДЕОЛОГИИ СЕРИАЛА. Посмотрел «Григория Р.» и сложилось кое-какое мнение. Сериал полностью соответствует нынешним тенденциям. Заметили, как сейчас на каждом канале крутят передачки с экстрасенсами. Так вот, «Григорий Р.» — полное воплощение этих тенденций. Здесь великий и ужасный Григорий Распутин предстает не в образе мрачного, таинственного старца, который оказывал влияние на царскую семья и на государственные дела, а также подвергался резкой критике со стороны окружения Романовых за неоднозначные выходки. Здесь Распутин — святой мученик, пророк и православный человек, во всех его смыслах. Я лично скептично отношусь к сверхспособностям Распутина. Да, он был отличным психологом и, как пишут его современники, обладал навыками гипноза. А тут он прям ходячая Ванга, всё видит, всё предвидел, всех лечит. Помимо этого, создатели сериала пытаются очистить все тёмные пятна Распутина. Известно, что Распутин в Питере жил шикарно, деньгами сорил, гулял в элитных ресторанах с цыганами, нередко видели, как он с знатными и не очень дамами шёл в баньку. А тут — да гулял с бабами в баньку, но они реально там мылись! Даже когда в сериале ему суют деньги за лечение, он отказывается от них и раздаёт всем пришедшим вокруг… или в детские дома! Распутин в сериале ходит всем советы выдаёт. Даже Столыпина он тут считает хорошим человеком, ведь Столыпина считает хорошим и Путин (понимаете намёк — попытка перестроить историю под идеологию нынешней власти). Хотя на самом деле не думаю, что у Распутина и Столыпина были хорошие отношения. В общем, помыли Распутина везде, а где не помыли, то там кроется его святость! Все 4 серии я видел превращение режиссёрами Распутина в святого. Прям по пунктам очищают все задворки личности сибирского старца, прибавляя к этому его экстрасенсорные способности, как оправдание его чудаковатости. Распутин в «Григории Р.» — непризнанный пророк, которого погубили заговорщики. Показали ли Распутина в роли отличного интригана, который отлично манипулировал царицей, которая манипулировала слабовольным Николаем (который тоже святой нынче)? Нет! Здесь — только плохие дяди винят Распутина во всех греха. Ну бывает, что Распутин бабло загрёб где-то, но только ради детских домов, чтобы детишкам раздать! Ведь Распутин все деньги детишкам посылал. И совсем не бухал… ну немножко. Он же Божий человек!!! Не было у него никаких денег, он был беден, а то что отстроил шикарный особняк в родной Прохоровке и жил в огромной квартире на Мойке, это всего лишь… Это мы не покажем в сериале! И вообще, Распутин здесь предстаёт жертвой обстоятельств, прям как Николай. А все кто мешал ему, то есть — не любили Россию. Ребята, короче что мы видим… Видим мы прямую попытку перевести Распутина из чёрного угла комнаты в белый. По моему мнению, он должен стоять в центре. Сейчас никто даже слушать не желает истории про то, что Николай II был ну… не очень хорошим политиком, да и со своей ролью Царя он справился паршиво. Теперь Николай у нас святой, а весь всеимперский раздалбас произошел из-за того, что вокруг него были одни предатели. Теперь и Распутин кандидат в святые. Ведь населению его подают именно таким. Я бы показал его противоречивой фигурой, чтобы зритель сам решал, что ему думать. Спросите, зачем нужно обелять Распутина? А вот смотрите, Николай Романов сейчас чуть бы не официально представляется, как Царь-мученик, который умер за Россию преданный и оболганный. Даже в документальной драме «Романовы» последнего российского императора показали очень аккуратно, обойдя все острые углы его правления. А ведь он достаточно спорная и противоречивая фигура для истории России. В итоге после того, как Николай сделали святым остаётся одно чёрное пятно в его биографии — Распутин. Нельзя допустить, чтобы день «святого черта» падала на святого Царя. Значит надо сделать святым и Распутина. Вот по такому алгоритму, видимо, действовали создатели «Григория Р.». «Распутин — русский человек, в каждом русском есть Распутин» — такими словами подвел итог главный герой сериала, который вел следствие по делу Распутина. В сериале отличное внимание к мелочам истории, хоть и бывают вольности, но это художественный фильм, а не документалка), в сериале отличные декорации и костюмы, не менее отличные актёры, но у «Григория Р.» плохая главная цель — освятить Распутина. Я не буду упоминать то, что мне не очень понравилась слабоватая подача сюжета, полное отсутствие интриги и нагнетающего напряжения, которое царило в ту эпоху, но видно, что режиссёры старались и им не хватало умения создавать исторические сериалы по западному типу, когда знаешь историю, но всё равно интересно смотреть на это! 6 из 10
Довольно долго ждала этого сериала, прежде всего, чтобы сравнить с «Распутиным» в исполнении Депардье. Но, посмотрев… Уж как бы комично и утрированно не выглядела картина с Депардье, а этот сериал ее переплюнул. Во-первых сам сюжет призван обелить образ старца во что бы то ни стало! Любой скандальный случай обернуть в его пользу — дескать не понят был. Допустим. Это можно назвать новым прочтением, видением автора, если угодно. В конце концов личность Распутина и правда скандальная и спорная. Историки до сих пор не сошлись во мнении хвалить его или ругать. Но его так называемые «чудеса» в этом сериале исполнены уж очень неправдоподобно. Чего только стоит сцена с топором… Во-вторых актеры. Всем понятно, что точной копии самого Григория, Николая II, Александры Федоровны, Вырубовой и др. найти невозможно. Понятно, что искали именно хороших актеров, а не копии, НО! Вот это большое «НО»: В. Машков не особо похож на того холодящего дух человека, который смотрит на нас с фотографий, да и его вечные «внезапные» появления в самый напряженный момент выглядят глупо; В. Дягтярь и И. Дапкунайте просто не похоже, хотя это не критично; и вот главное — Вырубова — Е. Климова!!! Как же я не любила Екатерину Климову, но эта роль не ее! С моей точки зрения миловидную, красивую актрису взяли на данную роль с одной целью — показать образ страдалицы, что еще больше высветлит и самого Григория Р. На фотографиях, да и в мемуарах, А. Вырубова совершенно другой человек. При этом Климова хорошо сыграла, то что ее попросили сыграть. А вот главное, что меня удивило: Феликс и Дмитрий (В. Кошевой и Н. Ефремов). Честно признаюсь, я в восхищении от их игры! Лучший дуэт сериала и лучшие Феликс и Дмитрий! 7 серия запомнилась больше всего, смотрела с истинным наслаждением. И тут важно сказать, что к подобным отношениям между мужчинами я отношусь совсем не положительно, но то как они играли меня покорило. Невероятно харизматично! По-моему лучше всех вжились в образы. Ну и в-третьих! Собственно убийство Распутина. Что тут сказать… Бред?! Откуда взялась эта версия? Как на счет логичности событий? Из всей сцены убийства запомнился лишь момент, когда «мертвый» старец хватает Феликса. А в общем… уныло как-то… Унылая выдумка. Стоило ли придумывать нечто странное и скучное, если можно было исполнить одну из реальных версий убийства Распутина, которая не наводила бы тоски. А изложений событий той ночи и правда много. P.S. Историкам и тем, кто знаком с историей, желаю хорошо посмеяться. Т. к. уже глупо серьезно воспринимать подобные «исторические» фильмы. Людям далеким от истории может быть понравится. 2 из 10
Такой откровенной ерунды от Первого канала просто не ожидал. Фильм крайне скучный, халтурно поставленный, изобилует историческими ляпами и откровенной отсебятиной сценаристов и, главное, там потрясающе нелепые картоннейшие диалоги, написанные людьми, понятия не имеющими о той эпохе, которую призваны воплотить на экране. Из актёров кроме Машкова (который играет действительно очень хорошо, но картину это не спасает) выделить абсолютно некого. Смоляков, такое ощущение, уже врос в амплуа «человека из органов», это уже третий фильм на моей памяти, в котором он «ведёт расследование» (после «Высоцкого» и «Зоннентау») и такое ощущение, что ему это всё просто осточертело. Климову мне лично просто хотелось придушить при каждом её появлении на экране: во-первых, из-за её реплик, а во-вторых, авторы сего шЫдевра хоть бы мельком взглянули на фото реальной Вырубовой и хоть бы мельком полистали её воспоминания. А потом сравнили бы это с персонажем Климовой и самоубились. Полнейшее несоответствие с реальным человеком по всем пунктам! Про любовную парочку Дмитрий-Юсупов вообще лучше промолчать. Равно как и про «потрясающие» сценарные ходы по всей протяжённости картины. Единственное, о чём всё-таки хочется сказать — это о сцене убийства «старца». Я читал достаточно литературы по Распутину, существует несколько версий произошедшего в ту ночь, причём все они в той или иной степени противоречат друг другу. Но того, что показано в фильме, нет ни в одном известном мне источнике. Откуда авторы это взяли? Опять черпали вдохновение из источника под двойным названием «палец-потолок»? Да даже в мемуарах Юсупова всё выглядит куда логичнее и непротиворечивее, чем в этом бреду. Подводя итог — это один из самых плохих исторических (точнее псевдоисторических) фильмов, которые я видел. За диалоги — однозначно номинация на «Клюкву года». Любителям истории смотреть тут нечего (если только поиздеваться над происходящим на экране идиотизмом), а людям, что «не в теме» будет откровенно скучно. 1 из 10
Я долго ждал, когда этот сериал выйдет на экраны. Очень хотелось увидеть точку зрения Андрея Малюкова, насчет Распутина. И вот вышел этот сериал. Посмотрев его от начала и до конца, я понял, что это сериал в стиле «Россия, которую мы потеряли». Не хватало только известной песни группы «Белый орел» в заставке. Распутин здесь показан просто святым. Видимо сценаристы являются сторонниками канонизации Григория Ефимовича. Тут он творит такие чудеса, что просто не перестаешь удивляться. А как они изобразили убийц Распутина. Дескать его убило гомосексульное лобби Англии и России. А за что — это додумывайте сами, дорогие зрители. Даже в фильме с Депардье мотивация убийц показана более четко. Еще меня поразило, что сценаристы смешали святости и чудеса Распутина с алкоголизмом оного. Хотели сказать, дескать все люди имеют недостатки, а получилось непонятно что. Я, лично, так и не понял какой Распутин тут представлен, так как, из-за смеси пьянок с чудесами, герой получился совершенно невнятным и понять его действия невозможно. Также не очень понятно, как Вырубова, после тяжелой железнодорожной катастрофы, через несколько месяцев уже ходитс палочкой. В действительности, она еще где-то года 2 ездила на коляске, а потом уж стала ходить. Теперь об актерской игре. Машков пучит глаза, пытается изобразить сельский диалект, но выглядит все это фальшиво и дико, и почему-то напоминает его же роль Давида Гоцмана в «Ликвидации». Смолякову тут играть особо нечего. Сиди себе за столом, сухо задавай вопросы и картинки рисуй. Что собственно он и делал все восемь серий. Понравился дуэт Кошевого и младшего Ефремова. Вот они хорошо сыграли гомосексуалистов. Также понравился Шакунов в роли Илиодора, но роль очень маленькая, буквально на пять минут всего экранного времени. 2 из 10
К счастью или к сожалению питаю некоторую слабость к историческим экранизациям. Если мой слух или взор внемлет новости о появлении на экранах свеженького кино, снятого по мотивам исторического произведения, или же по мотивам жизни знаковой исторической фигуры, мой пытливый до исторических фактов ум сразу требует просмотра данного кинопроизведения. В большинстве случаев разум мой остается крайне расстроен, а иногда даже возмущен отсутствием тех самых фактов в представленном произведении. И лишь в редких случаях наступает «ментальное удовлетворение» от увиденного. В случае с «Григорием Р.» осталось если не сказать удовлетворение, то уж точно не разочарование. Далее по порядку. При написании рецензий к историческим экранизациям мне видится целесообразным идти от главной идеи произведения. В данном же случае считаю уместным начать с образа главного героя, т. к. вполне очевидно, что сериал ставит своей целью раскрыть личность, а точнее тайну личности Григория Распутина. Мнение режиссера и сценаристов к личности главного героя весьма прозрачно. Они видят Распутина как великомученника и «святого старца», обладающего целительной силой и отводят ему значительную роль в судьбе государства Российского. Мнение их весьма уместно, т. к. однозначного представления о Распутине нет и никогда не будет. Но все же я склоняюсь к тому, что роль Распутина в жизни, а вернее в смерти империи несколько преувеличена. Стоит ли говорить, что фигурой он был необходимой. И если бы Распутина не было, то его обязательно бы выдумали, или сотворили из кого-нибудь другого. Монархисты — для оправдания своего бессилия перед революцией, большевики — для очернения династии Романовых, современники — доя ведения бессмысленных споров. Впрочем, главное не забывать, что персонаж представленный в сериале — это всего лишь образ, созданный авторами. Фабула произведения довольно хорошо продумана. Хронология почти не вызывает вопросов. Создатели прибегли к довольно распространенному, но достаточно выигрышному приему для ведения сюжета. Имея на фоне реальных персонажей один вымышленный, а на мой взгляд скорее собирательный образ следователя, авторы кинопроизведения проводят нас через перипетии судьбы старца Григория при помощи расследования, которое, кстати говоря, действительно имело место быть после первой русской революции 1917 года. Это один из достоверных исторических фактов, которые я увидела в сериале. Их кстати не мало, что не может не радовать. Версия причин убийства Распутина довольно реалистична, и действительно имеет свое место в череде других, тоже достаточно обоснованных версий. Так или иначе проанализировав основную идею сериала и сюжет, переходим к актерскому составу. Если быть откровенной, восторга от игры актеров у меня не осталось. Я не профессионал в данном вопросе, поэтому тут высказываю исключительно субъективную точку зрения. За неимением рациональных критериев оценки, я обращаюсь к своим эмоциям, вызванным игрой актера. Владимир Машков в роли Распутина мне показался не очень органичен. Взгляд, которому по видимому уделялось очень много внимания, без сомнения восхитителен. Но это не взгляд Распутина. Это взгляд Парфена Рогожина из «Идиота», гениально сыгранного Машковым. Отсюда и некоторое непринятие образа. А может быть просто мое видение Распутина несколько не совпадает с видением создателей сериала. На остальных ролях не хочу останавливаться подробно, т. к. ничего фееричного я не увидела, а общее мнение об игре актеров уже высказала выше. Это все, что я хотела бы сказать по поводу данного сериала. На фоне фильма с Депердье, он конечно же выглядит более чем достойно. Но все таки зрителей я попросила бы не забывать, что фильм не документальный, а следовательно в нем имеет право присутствовать львиная доля художественного вымысла. Спасибо за внимание. P.S. Как интересно все таки время меняет общественное мнение об исторических личностях и событиях. Хотя нет, не время меняет это мнение. Господствующая власть при помощи своих нехитрых механизмов, навязывает нам выгодный для нее вариант развития событий. Интересно, что скажут или покажут про Распутина лет так через 50?
В отличии от советского времени жизнь Распутина и его роль в истории уже не являются такой уж большой загадкой. Первой ласточкой стал роман Пикуля «Нечистая сила», имеющей твердую документальную основу. Книга Радзинского о Распутине, базирующаяся на документах расследования Чрезвычайной Комиссии Временного Правительства казалось бы окончательно поставила точку в описании истории «Святого Черта». Но отечественные режиссеры все равно испытывают соблазн снять о нем очередной фильм. Первое, что бросается в глаза — это большое количество выдуманных фактов, в реальности не имевших места, таких как спасение Распутиным жизни великого князя Дмитрия, распутинских «дур», зверски убивающих женщину, совершившего на него покушения и других. К царю Распутин в реальности обращался не Коля, а Папа. Распутин в исполнении Машкова получился полной противоположностью Распутину Петренко из «Агонии». Вместо лихого политического авантюриста, любящего гульнуть, он предстает этаким государственником, а то и сельским интеллигентом, чей ум вечно занят мыслями как обустроить Россию. Чего стоит сцена, где Распутин ругает проворовавшегося чиновника. Все это усугубляется тем, что внешне Машков мало похож на деревенского мужика, не та фактура. Довольно слабо выглядит и Смоляков, играющий роль следователя той самой Чрезвычайной Комиссии. Ну совершенно не похож он на провинциального следователя. В итоге фильм получился довольно скучным, особенно на фоне «Агонии».
Я не особый любитель исторических экранизаций сериалов, и отношусь к ним весьма скептически. Сериал всегда будет несколько переверен, не дополнен и затянут. Но «Распутина» я ждал с самого начала создания сериала. Пусть и экранизация же с Жераром Депарьде получилась и неудачной. В первую очередь сериал привлек меня актерским составом, а именно: Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым и Никитой Ефремовым. Все эти актеры в кой-то степени были запечатлены в отличных фильмах. Во вторую очередь творений о Григории Распутине в кинематографе очень мало, да и то это часто получались сугубо скудные или однотипные фильмы. Но когда я увидел за штурвалом режиссуры Андрея Малюкова («Диверсант»,«Я-русский солдат», «Куприн. Поединок») я сразу решил что «Распутин» получится хорошим сериалом, и не ошибся! В историю сюжета лег небольшой отрывок из жизни Григория Распутина при царе Николае II. Повествование же ведётся от лица следователя Генриха СВиттена, прибывшем специально по делу расследования убийства «дьявола». На протяжении каждой серии Свиттен узнает все больше удивительного и интересного из жизни обычного крестьянина и мужика Григория Распутина. И перед ним стоит всего лишь один вопрос, кто он Распутин? Герой или Враг? Мне кажется, итог каждый зритель выберет себе сам. Сериал «Распутин» получился качественным, хорошим, захватывающим и интересным с первой его серии. Владимиру Машкову большой поклон, за роль Григория. Он (в отличии от Депрадье) действительно схож с Распутиным, как внешне, так и внутренне, актерская работа на высоте! Так же отмечу и Андрея Смолякова, который блистательно и четко оттыграл роль холодного и скрытного следователя. Так же стоит отметить и остальной актерский состав, все были довольно хороши и вписались в роли. Радует. что «Распутин» не затянуть на 20 серий, а снято всего 8. И этого вполне достаточно: нет ничего лишнего, ничего большего, все соответствует обычному мини-сериалу. Кроме плюсов, есть и свои минусы. По-началу мне не понравился ход повествования, резкие скачки до смерти Григория и после. Кажется, было бы лучшим увидеть смерть Распутина в конце, нежели в начале. (но это уже конечно, решение сценаристов) Вообщем «Распутин» добротная, широкая и стоящая картина, большое спасибо создателям сериала, что отважились экранизировать такую историю. Вам это вполне удалось. Может моя оценка будет превышена, но за все: 8 из 10