В клетке
- 13 июн 2019
Фильм (сериал) на один раз. Как «Белый Бим черное ухо», как «Догвиль», как «Рассекая волны», как немногие другие страшные и гениальные картины, на просмотр которых второй раз просто нет силы духа и стойкости. Картинка правдива в каждой мелочи, без перегибов и экивоков в добро или зло. Есть границы: абсолютно положительный и абсолютно отрицательный персонаж — по одному с каждой стороны, а между ними все человеческое, неоднозначное, серое. И даже им сделали поправку на человечность: отрицательному — положительное окончание истории с матерью, а положительному — страшная месть. И никто после этого уже не будет абсолютно грязным или абсолютно чистым. Абсолюту в реальной жизни места нет. Благодаря сериальному формату у зрителя есть передышки, мрак не затягивает беспросветно, несколько параллельных линий разбавляют общую муть, хоть каждая из них и может посоревноваться в тяжести. Фильм не то чтобы угнетает, он просто про жизнь где-то там, где большинство надеется не оказаться, и откуда меньшинство надеется выбраться. Надеюсь, что не наоборот. Стоящая вещь. Не для всех.
Я не буду умничать, искать скрытые смыслы, искать психо-философские подтексты. Давайте четко по делу… Сериал классно снят. Отличные актеры. Правда почему-то Прилучному выключили весь богатый актерский арсенал и оставили одну эмоцию и одно выражение лица. Отличный саундтрек, постановка драк, боев. Всё классно. Но безысходный депрессняк, ни одного положительного героя кроме изнасилованной девушки и больного парня. Всё везде хреново. Грязь, наркота, бухло, кидалово, разврат. Можно посмотреть и повеситься:) Не понимаю какие мотивы и идеи могли возникнуть у режиссера? Зачем это снимать и показывать? Очень болезненная реализация творческих порывов. Для меня открытие фильма — актер Даниил Воробьев! Блистательно сыграл эстета наркодилера. Просто гениально. Посмотрю другие его фильмы. А это смотреть больше никогда не буду.
Сериал с настолько плотной атмосферой, что её можно резать ножом. О чём он? Ну-у-у… Вот сейчас я задумалась. Можно, конечно, ответить коротко: о жёстком мире полукриминальных боёв без правил, но это будет описание лишь одной грани рассказанной истории, ведь в равной мере это сериал и о семье (об очень разных семьях), и о мести, и даже о мечте (а кто-то другой скажет, что он — о безнадёге, мраке и ужасе окружающей нас действительности). Мне кажется, что в данном случае наши сериальщики реально прыгнули выше головы, у них получилось создать по-настоящему фактурное и стильное (о да, наконец-то!) произведение, которое со зрителем в поддавки не играет. Оно наполнено грязью, мясом, матом, наркотиками, сексом, жестокостью и насилием. В нём почти не бывает света, только туман, приглушённые огни ночных клубов или тусклый свет неустроенных квартир. Этот сериал не комфортно смотреть, потому что он не разжёвывает историю, в каких-то моментах линия повествования намечена пунктиром, а герои словно бы не имеют прошлого, просто появляясь внутри создаваемого авторами мира, но при этом все они имеют характер, который ясно считывается и даёт возможность представить их прошлое, а у кого-то — и будущее. Первая пара серий… не могу подобрать слово… пусть будет — удивляет, а последние две серии можно даже сказать что восхищают (особенно та самая месть — вах!). Мне этот сериал очень понравился, есть в нём что-то неподдельное. Радует, что он снят в России. Если кто-то соберётся смотреть — на всякий случай предупреждаю: вас ждут драки, наркотики, мат, секс и насилие в злом, неприятном, а порой — мерзком мире. Перечисленное не отпугивает от просмотра? Тогда вперёд! Это как минимум заслуживающий внимания любопытный эксперимент, как максимум — цельная история, которая складывается из разрозненных и разноформатных кусков.
Посмотрел первую серию и понял, что фильм полностью подпадает под определение стиля Нуар в кинематографе, в википедии который определен как: «Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола. Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр. Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар. Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.» Ну, это так, чтобы не раскрывать сюжета. Снято с точки зрения режиссуры на пятерку. Игра актеров тоже на пятерку. Немного озадачила вначале матерщина через слово, что для сериала пока в новинку, но для правдивости восприятия данного стиля, думаю, нормально. Как пел незабвенный Хой: - С матерщиной мы родились, с матерщиной и умрем… Наркотики и прочие атрибуты жизни людей, не обремененных моральными принципами, сразу поднимают планку рейтинга на, как минимум, от 18-ти, а я думаю, лучше и все 21 поставить, ибо уверен, из-за того как это преподнесено, люди с неокрепшей психикой могут воспринимать это как руководство к действию. В общем вывод такой. Людям с неокрепшей психикой или особам с чистоплотным незамутненным восприятием жизни смотреть категорически воспрещено.
В последнее время, как и большинство кинообозревателей, не устаю повторять, что российский кинематограф, а если быть точным «сериалотограф» не перестает приятно радовать интересными историями, не всегда оригинальными, но поданными ярко, интересно, в чем-то по-русски колоритно и самобытно. И благодаря вошедшим в моду онлайн-платформам, на которых зачастую выходят очередные постановки, достаточно жестко, без прикрас, без ненужной в некоторых проектах цензуры или прочего сериального «глянца» или «причесывания» брутального и серьезного проекта под телевизионные стандарты. Именно такая история с обсуждаемым проектом 2019 года «В клетке» — историей, во многом личной даже для исполнителя главной роли Павла Прилучного (кстати, мастера спорта по боксу), который вложил в создание картины не только актерские старания, но собственный рубль, а также украсил картину собственным авторским видением. Надо ли в очередной раз вслед за остальными зрителями повторять, что звезда «Мажора» (кстати, один из первых успешных отечественных сериалов, начавших перестраивать российский кинематограф на «правильные» рельсы) здесь удивительно органичен. Он на своем месте, он полностью погружается в своего героя, растворяется в нем, идеально взаимодействуя со своими главными партнерами: настоящим открытием российского кино красавицей Зепюр Брутян (удивительно похожей на избранницу автора рецензии) и как всегда брутальным, но удивительно эмоциональным Владимиром Епифанцевым, сыгравшим непутевого, но все-таки любящего отца. Прилучный, а вернее его персонаж, здесь — типичный герой нуара, да и саму картину проще всего охарактеризовать классическим неонуаром с российским колоритом: такой европейский город Калининград, самый европейский из российских локаций, умудрились изобразить как наиболее классическую русскую глубинку в стиле Юрия Быкова с присущей его фильмам нищетой, алкоголизмом и наркоманией. И соседствующей с этой беднотой и грязью роскошью и криминалом, которые образуют наглядный и бросающийся в глаза контраст. Мостиком между двумя этими мирами и становятся герои Прилучного, Епифанцева и Воробьева, шикарно изобразившего наркодиллера с собственной растаманской философией. После полнометражного сиквела к «Мажорам» стало понятно, что дурачиться на камеру — его призвание, но здесь он сыграл столь уморительно смешного персонажа, сколь серьезного и грустного, со своей жизненной драмой и неразделенной любовью, которые он топит в непрекращающихся наркотрипах. Все основные художественные особенности нуара здесь соблюдаются в полной мере: погрязший в тумане и грязи Калининград показан куда мрачнее, чем в относительно недавнем «Налете» с Машковым в главной роли, мотив недоверия к женщинам, которые выступают главным импульсом для героев-мужчин прослеживается в каждой серии, положительных героев здесь нет — скорее антигерои, а антагонист вовсе является сосредоточением власти и природно низменного зла (и, надо сказать, сыгран на соответствующем уровне). В дневных сценах героев либо не видно за густым слоем туманной дымки, либо они тонут в непрекращающихся ливнях, как их диалоги заглушает барабанная дробь дождевых капель. Мотив «воды», как и мотивы недоверия и большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности (коим здесь выступает Калиниград) прослеживаются в каждом кадре, а «роковыми женщинами» выступают мать и дочь в исполнении Екатерины Маликовой и вездесущей, но абделенной яркой внешностью и талантом, Аленой Михайловой. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр, где развиваются наиболее динамичные сцены бойцовских поединков. Во всем этом «русском аду» наиболее драматичной кажется именно история наивной девочки-гимнастки из влиятельной обеспеченной семьи, не по своей воле рано повзрослевшей, потерявшей веру в добро и вовлеченной во взрослый мир криминальных разборок суровых мужчин (Зепюр Брутян можно аплодировать стоя, благо драматическая актриса с обширным спектром эмоций уже состоялась, и ни в одном кадре не уступала более именитым и профессиональным коллегам). Что же касается ее прямой конкурентки, Агаты Муцениеце, то бывшая жена исполнителя главной роли фактически тут изобразила саму себя — женщину с разваливающейся на глазах семейной жизнью, ничем особо не впечатлившую второплановую героиню, сюжетную линию которой можно было прекратить еще где-нибудь в 4 эпизоде. Кто-то назовет это кино «чернухой», а по мне это образец качественного киносериала, мрачного российского нуара, выглядящего достойно даже среди постоянно выходящих сильных конкурентов, который не жалко пересмотреть, героям которого искренне сопереживаешь, да и вообще, на сегодня «В клетке» — лучшая работа Прилучного, самая искренняя, колючая и драматичная, даже после «Мажора» и «Девятаева». С нетерпением ждем продолжения, благо сиквел уже был снят. 8 из 10