Рюриковичи. История первой династии
- 04 ноя 2019
Историческая реконструкция с элементами компьютерной графики. Наконец, спустя годы, отечественная именитая студия «Бабич дизайн», сериалы которых я смотрю и пересматриваю с большим удовольствием, соблаговолила, после выхода сериала «Романовы», выпустить данный сериал, рассказывающий о первой правящей династии Русского государства. Начал его смотреть еще в прошлом году, но дела вынудили отложить просмотр, а тут еще они запустили новый проект «Великие битвы России», выпустив к этому моменту четыре серии, поэтому принял волевое решение ускориться, и разделаться с «Рюриковичами» побыстрее. Только закончил просмотр — и не пожалел. И вот вам мое краткое мнение — яркая зарисовка о жизни легендарных правителей. И вновь не обошлось без минусов, посему я мерен затронуть как однозначные плюсы, так и минусы, которые сильно мешали при просмотре. Итак, плюсы: 1. История династии — за восемь серий перед нами пройдут тысячи лет, судьбы правителей, их сильные и слабые стороны, ошибки, размышления, даже мировоззрение. Разумеется, в полной мере осветить судьбу династии за столь малый хронометраж невозможно. И если в «Романовых» такой проблемы не было (ввиду небольшой продолжительности царствования, по сравнению с Рюриковичами), то здесь создатели пошли самым простым и логичным путем — решили рассказать о наиболее выдающихся и значимых правителях, которые своими решениями определили судьбы не только миллионов людей, но и всего нашего государства. Тут вам и легендарный Рюрик, вещий Олег, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван Калита, Иван Четвертый и так далее. Смотреть интересно даже простому обывателю, не знакомому так углубленно с историей. За это могу только похвалить создателей! 2. Подача материала — как всегда (даже в «Польском следе») у «Бабич дизайн» с подачей — полный порядок. Красочные карты, старинные гравюры, цитаты из исторических источников, компьютерная графика, исторические декорации и костюмы сделаны качественно, и позволяют наглядно представить зрителю ту историческую обстановку, в которой складывалась наша страна. Как она собиралась по кускам, как едва не гибла под гнетом захватчиков или собственной гордыни, но снова восставала из пепла словно птица Феникс благодаря стойкости народа, православной вере и мудром правителе. 3. Музыка — часть ее взяли из «Романовых», что хорошо передает дух преемственности, хоть и «Рюриковичи» были первой династией, но сериал сняли в прошлом году, но это мелочи. Но и оригинальные композиции смотрятся к месту. Где надо — интригуют, где надо — навивают тоску, где надо — вдохновляют и так далее. В общем музыка здесь — создает нужную атмосферу, где закадровый голос повествует о судьбе одного из представителей династии и о его влиянии на Русское государство. 4. Интерес — я, как человек, который увлекается историей уже больше двадцати лет и знавший многое из данного отрезка времени, смотрел каждую серию словно завороженный, не мог физически оторваться от экрана. И тем не менее, узнал много нового и поистине захватывающего. Что мне понравилось, так это то, что создатели не трактуют однобоко поступки того или иного правителя, а говорят лишь доказанные факты или легенды, если больше ничего не доступно. Зритель сам может решить, насколько был силен или слаб князь Владимир, или Иван Грозный. Итак, минусы: 1. Рюрик-датчанин — и снова здравствуйте! Здесь создатели решили остановиться на датской версии происхождения Рюрика и привели доказательство, но такое спорное, что оно не выдерживает никакой критики. «Нормандская теория» — это чистый бред, придуманный немцами во времена Екатерины Великой. Рюрик был потомком князя Гостомысла, славянином по происхождению, который стал конунгом в Скандинавии, и когда началась вся заваруха, то именно его призвали на Русь, дабы опытный конунг с боевой дружиной навел порядок в Ладоге и ее окрестностях и стал ее правителем. Хватит уже, создатели этого сериала и еще множества других, кормить нас байкой о «нормандском происхождении» князя Рюрика. Слава Богу, что создатели данного сериала уточнили в конце, что версий о происхождении князя много, мол, мы не претендуем на историческую правду. Спасибо блин большое, что не настаиваете! 2. Недосказанность — в некоторых сериях выброшены довольно значительные исторические факты, которые крайне важны. Например в серии про Ивана Четвертого была практически вырезана Ливонская война, которая продлилась двадцать пять лет и сильно повлияла на судьбы всех государств — участников, и на нас в том числе. О ней практически нет упоминания, только кратко, и даже не в рамках контекста, что очень удручает. Это — самый яркий пример, есть и другие, которые можно расписывать часами и горячо это обсуждать, но у меня нет на это времени. Просто знайте, что после просмотра этого сериала, посмотрите более подробную информацию о той исторической личности, которая вам наиболее запомнилась (так и будет, уверяю вас). Лишним это действие уж точно не будет. Студия «Бабич дизайн» реабилитировалась в моих глазах после не совсем удачного, даже немного халтурного «Польского следа» и заставила меня вновь поверить в наше кино. В итоге имеем отличную историческую реконструкцию с элементами компьютерной графики о первой русской династии Рюриковичей, с отличной музыкой, интересным рассказом о наиболее ярких ее представителях, не обошедшейся без минусов.
Моя любимая киностудия «СтарМедиа» (кстати, официально вроде как украинская!) творчески прогрессирует на глазах, особенно в жанре современной документалистики, завоёвывая российское медиа-пространство (особенно федеральные телеканалы) с потрясающей скоростью. Вот она уже и 1-м каналом вполне «овладела»! Так держать! Поскольку продукция студии высококачественная и, главное, интересная зрителям, то пора активно выходить на мировой рынок, что уже и делается. Отличительной чертой работ «СтарМедиа» является стремление к максимальной объективности, без всяких там «современных тенденций», «новых осмыслений». Одним словом это можно охарактеризовать как Непредвзятость. Этим же словом можно охарактеризовать и выполненный в модной ныне (и отличной!) манере «документально-игрового» кино (то есть с участием актёров, частичной реконструкцией событий и т. п.) мини-сериал «Рюриковичи». Да, ему досталось от множества критиков, что естественно в эпоху глобального переписывания истории под свои (либеральные, ура-патриотические, националистические и т. п.) интересы. Я же, подобно какому-нибудь американскому сержанту, скомандовал бы им «Шат ап!», то есть «Заткнитесь!». Ибо сведения, предоставляемые нам создателями «Рюриковичей» вполне достоверны, историчны (как в советских учебниках истории), с минимальными комментариями, дающими возможность зрителям Самим дать оценку деяниям и жизни того или иного Рюриковича. Взять, хотя бы Ивана Грозного (Ивана Страшного, в англоязычной версии). Для одних он- тиран и мракобес, для других- умница и реформатор Руси (известна его переписка с британской королевой), для третьих- укрепитель основ государственности (как бы сейчас сказали, «вертикали власти») и расширитель земель Государства Российского, особенно на востоке, в Сибири. На самом же деле это был некий «человек-коктейль», вместивший в себя всё вышеназванное и невозможный сущность без хотя бы одного из этих компонентов. К такой мысли нас и подводят создатели сериала. А теперь — критика!!! В целом, следуя канонам отечественной истории, сериальщики почему-то иногда пропускают важнейшие её факты, известные нам (имею ввиду «советское поколение») со школьной скамьи. К примеру, «поругание» Иваном III ордынской «басмы» (по разным источникам- документа, подтверждающего «высочайшие полномочия» получателя на своей земле и вместе с тем его вассальную зависимость от Золотой Орды). Факт имел место (в советском школьном учебнике истории опубликована репродукция одной из трёх картин на эту тему). Но факт не имеет места в сериале, хотя Именно с него (а потом уже со «стояния» армий русских и монголов в 1480 году) и начался окончательный выход Руси из-под монгольского «ига». Далее, точнее, ранее. В главе/серии о Дмитрии Донском напрочь отсутствует святой Сергий Радонежский. А ведь именно он благословил князя на борьбу с монголами (Мамаем), и для Куликовской битвы, вопреки церковным канонам, «выделил» двух воинов-монахов из боярского сословия, успешных в ратном деле- Пересвета и Ослябю… О схватке Пересвета с Челубеем в серии- ни слова, ни кадра… Не история? Ещё. В серии/главе о Иване Грозном также нет ни слова/кадра о Ермаке, царской волей покорителе Сибири и «расширителе» земель российских. После же Ивана Грозного всё скомкано и запихано в короткий отрезок экранного времени…. Видать, так надо было для 1-го канала… 7 из 10
Документальный исторический сериал «Рюриковичи. История первой династии» поставлен в 2019 году после успеха проекта «Романовы». Цели грандиозные, как и в прошлый раз: суметь уложиться в тот же хронометраж в восемь серий рассказать о первой династии — династии Рюриковичей, столь же ясно, доступно. История этой династии уходит вглубь веков в начало начал и начинает повествование от зарождения этой династии с имени Рюрика, у которого были Скандинавские корни. Почему он был позван: потому что между княжествами была усобица, раздор за первенство. И разрешить раздор этот должен некто со стороны. Так Рюрик стал основателем могущественной династии, одной из двух, что были в истории России. В проекте рассказывается с документальной, равномерной, планомерной точностью и достоверностью о каждом представителе династии Рюриковичей, которому суждено было стать во главе страны в определенный исторический период. А также освещены и исторические события, которые были в стране в этот период. Владимир, которому суждено было делать выбор между мировыми религиями. Он сделал выбор в пользу христианства в 988 году. И с тех пор Русь христианская, православная. Религия, которая повлияла на мораль, духовность, нравственность, мировоззрение, культуру Руси. Выбор сделал Владимир. И в стране живут представители других религий. Ольга, которая отомстила древлянам за жестокость с мужем. Ольга, которая приняла крещение в Византии. Одна из главных проблем, с которой соприкасались представители династии Рюриковичей — это раздробленность. Самостоятельность княжеств, их волевое неповиновение центру. И верховный правитель понимал, что необходима сильная власть центра, единоличная власть лидера, который будет править справедливо и милосердно, которого будет любить народ, оставив его имя в истории. Столкновение с Золотой Ордой. Князья Древней Руси ездили в Орду за ярлыком на управление в своей стране. Было и так. Был и диалог культур между двумя культурами, мировоззрениями. В результате в современном русском языке много слов тюркского происхождения, которые знакомы нам с детства. Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский, Владимир Мономах, проведший много времени в боях, оставивший поучение своим детям, которое осталось в веках, с которым у нас сегодня знакомится семиклассник, изучающий литературу Древней Руси. Все эти правители показаны как уникальные личности. Особое значение приобретает фигура Александра Невского, личность, которая победила в проекте «Имя Россия», личность, которую представлял сам Патриарх Кирилл. Личность Александра, который действовал и мечом, победив рыцарей на Ледовом побоище и дипломатией в Золотой Орде, найдя расположение владык Золотой Орды. Иван Третий с знаменитым стоянием на Угре и окончанием эпохи владычества Золотой Орды над Русью. Иван Четвертый Грозный с его противоположными чертами стремлением к молитве и святости, грамотной политике: присоединении Казанского и Астраханского княжеств и хаосу, следствие которого опричнина и другое. Окончание династии Рюриковичей. Смутное время. Борис Годунов. И начало новой династии — нового отчета, которые раскрывается в следующем проекте «Романовы». И проект «Рюриковичи», как и «Романовы» призывает каждого из нас знать и любить свою историю, исходя из объективных знаний. 10 из 10
Star Media известны мне своим достоверным, точным, детальным, шестнадцати серийным документальным сериалом «Великая Война». Именно этот сериал сделал Star Media такими, какими они есть. Далее следовали не менее известные документальные сериалы: «Открытый Космос» — про освоение космоса человечеством, «1812» — про Отечественную войну и Заграничные Походы. Отличительной особенностью данных проектов является не только достаточная историческая точность, но и лирические вставки, заставляющие задуматься над теми или иными событиями. А собственное музыкальное сопровождение порой трогает за душу своей напряженностью, драматичностью, атмосферностью, а в случае с сериалом «Великая Война» музыка пугает и устрашает. Рюриковичи, если так можно выразиться, являются приквелом к документальному восьми серийному сериалу «Романовы». Сам сериал «Романовы» достаточно подробно освещает историю России с 1613 года по 1917 год, то есть все время правления династии Романовых. Только этим оба сериала отличны, плюс музыкальное сопровождение. Исполнение, актеры озвучки, количество серий — все то же самое. К чему такое предисловие? Все предыдущие сериалы — хорошая основа для политической, информационной и идеологической пропаганды. Тема же Древнерусского государства и Русского Царства — малый простор для таких целей. Может быть поэтому в сериале Рюриковичи нет явной направленностью в сторону какой то идеи! Каждый князь представлен таким, каким его видят авторы (а видят авторы князей такими, какими они скорее всего и были). Не замалкивается тот факт, что Владимир Святой или Креститель был в первую очередь язычником, а уж после христианином. Не умалчивается то, что Александр Невский жестоко и беспощадно подавил Новгородские волнения против Золотоордынского Ига. Не умалчивается тот факт, что Иван Третий пожертвовал своим внуком, ради сохранения единства страны. Многие ждали сериала из-за фигуры Ивана Васильевича IV «Грозного». Начнем с того, что на Западе издавна Россия это Московия (о чем в сериале сказано), а Иван Васильевич не Грозный, а Ужасный (Terrible) — согласитесь, разные вещи. В нашей стране и мнения историков, и мнения людей интересующихся историей, и мнения людей знающих историю из курса Истории в школе, крайне различны. Для одних Иван Грозны — сродни Петру Первому и Иосифу Сталину, то есть кровавый палач, разрушитель страны, строитель концентрационных лагерей и завоеватель, а если словами фактов — ввязал и не смог вовремя закончить Ливонскую войну, которая кончилась потерей русских земель, начал «Опричнину» разделившую страну пополам и ввергшую ее в хаос. Для других Иван Грозный — умнейший человек своего времени, одним из первых начавший реформы, близкие реформе Петра Великого, и один из первых, кто начал «рубить окно в Европу», завоевывая выход к Балтийскому морю и расширявший ее границы на восток, опять же, как Петр Первый. Авторы заняли самую правильную сторону — они признают неоднозначность личности Ивана Грозного. Автор отзыва хочет отдельно отметить момент с теорией норманского происхождения Рюрика и теорией славянского происхождения Рюрика. Во-первых: торговый путь «Из варяг в греки» назван так потому, что идет из Балтийского моря в Черное. Проходит через земли, которые населяли славянские племена: словене, вятичи, поляне, древляне, дреговичи и так далее. Название предполагает, что народы, населявшие Скандинавский полуостров, которых славяне называли «варягами» отправлялись по нему в Византию (о чем говорит слово греки), а значит варяги посещали племена славян — из чего мы делаем вывод, что народы знали друг друга. Более того — на территории Ленинградской области до сих пор находят древнейшие захоронения, которые проходили по обычаю германских язычников, то бишь «варягов». Они не только проходили, но и совершали здесь обряды захоронения, а значит вполне возможно и жили здесь, женились, рожали детей. Во-вторых: варяги были одними из самых лучших мореплавателями того времени. Именно им принадлежит открытие Гренландии и Исландии и именно их суда первыми достигли берегов Канады. Их суда могли беспрепятственно путешествовать по всей Европе. А так как Скандинавский полуостров очень беден, то варяги промышляли тем, что постоянно совершали набеги (в Англии проводились молебны, дабы Господь избавил их от гнева викингов) а награбленное, как уже было сказано выше, продавали по пути «Из варяг в греки». Из всего этого следует, что славянским племенам были известны их многочисленные походы и победы, что было наиболее важно. В-третьих: на территории Скандинавского полуострова первые государства возникнут намного позже, чем Рюрик придет в Новгород. Подтверждением будет то, что именно славянские поселения именно варяги будут именовать «градарики». Вообще про слова: известно, что после Рюрика править стал Олег, который не был его родственником, но был его одним из самых верных людей, прибывших с ним. Имя Олег — это производное от Скандинавского имени Хельг и Хельга то есть Ольга. Итак, к чему это все? Доказательства того, что отношения между славянами и варягами были очень тесные — есть. Дальнейшая связь Рюриковичей с варягами наблюдается — безусловно. Во-первых — Олег, о чем было сказано выше. Во-вторых: И князь Владмир Креститель и Ярослав Мудрый — оба прибегали к помощи варягов во время борьбы за свою власть. Создали Рюриковичи в дальнейшем государство? Создали! Так чем норманская теория происхождения Рюрика хуже, чем не норманская? Где же в ней прослеживается что то такое, что противит нашей истории и нашей культуре? Она имеет такое же право на существование, как любая другая теория. Но теорию славянского происхождения Рюрика доказать гораздо сложнее! Летописи ничего не говорят о славянском воине или вожде с похожим именем. Этот спор сродни вопросу: как была создана вселенная: Богом или Большим взрывом?
Удивительно, что в 2019 году на Первом канале показывают совершенно тенденциозную антироссийскую трактовку происхождения Русского государства, являющуюся разновидностью Норманнской теории: якобы Рюрик — это ни кто иной, как датчанин Рорик Ютландский, чему якобы имеются все доказательства. Версии же о славянском происхождении Рюрика отметаются с ходу как несостоятельные. При этом авторы совершенно не затрудняются постановкой вопроса о том, как вообще могла прийти в голову новгородцам идея позвать на княжение иностранца, который не только принадлежал к совершенно чуждой культурной среде, но даже и просто не владел местным языком. Тем самым авторы стремятся внушить зрителю мысль о том, что русские не способны управляться сами собой и нуждаются в руководстве иностранцев: смотрите, дескать, даже государства самостоятельно создать не смогли, следовательно как нация они несостоятельны, и все нападки со стороны коллективного Запада на современную Россию обоснованы и справедливы. Очевидно, что авторы, придерживающиеся, по всей видимости, либеральных взглядов, не видят в этом никакой проблемы, Они бы и сейчас с радостью позвали бы «на княжение» какого-нибудь Трампа или Меркель. Было бы наивно думать, что фильм по истории — это только про историю. История — политический инструмент для решения вполне определенных и современных политических задач. И в этом контексте очевидно, что данный фильм крайне вреден именно политически.