Фрейд
- 24 фев 2020
В большинстве случаев, когда в название фильма или сериала выносят имя какой-то личности, будь она реальной или вымышленной, то основной сюжет, так или иначе, выстраивается вокруг этого персонажа. Через множество взаимосвязей с другими героями и событиями сюжетных арок авторы стараются раскрыть характер ключевой персоны максимально подробно, рассматривая его в статике и динамике с разных углов. В случае же с сериалом 'Freud', который, как нетрудно догадаться, повествует об 'отце всея психологии' Сигизмунде Фрейде, ситуация обстоит иначе. Дело даже не в том, что кино является исключительно художественным произведением (к этому как раз никаких претензий), слабо апеллирующим к реальной истории становления известного человека, а в отсутствие единого авторского видения, которому бы подчинялись абсолютно все элементы картины. Подобная несогласованность в сценарии, стилистике, подаче истории и других составляющих сильно бьет и по работе с персонажами, отчего страдают не только второстепенные действующие лица, но и протагонист - сам Фрейд. Кино мечется из крайности в крайность. Оно хочет быть и детективом, и хоррором, и серьезной драмой, и политико-историческим высказыванием про заговоры и подковерные интриги, влияющие на судьбы целых государств, а также мистикой с нотками оккультизма, вперемешку с квази реальными фактами из жизни Зигмунда и его окружения. Добавьте к этому желание авторов ввести в содержание нотку психоанализа (у нас же лента про Фрейда, в конце концов) и получите очень странный коктейль, все компоненты которого слабо гармонируют друг с другом. И даже обособленно каждый элемент сериала скроен грубо и неумело. В детективе нет интриги и расследования как такового; мистика, среди остальных реалистичных частей, смотрится белой вороной и будто вообще ни к месту; психологизм и завязанные на нем образы, вместо красивых метафор и символов, подаются в лоб, по принципу 'как слышу, так и пишу', без копания в сути и желания придать им хоть какую-то интересную форму. Разве что оккультизм со всеми его секретными знаками, нарисованными кровью, тайными собраниями знати, где люди обливаются кровью и облачаются в шкуры разных зверей, обладает хоть сколько-то цепляющим зрителя свойством. Но, увы, картину в целом это не спасает. Странная вещь, но из всех 8 серий единственной нормально собранной является последняя. Не потому, что - 'наконец-то это зрелище закончилось', а потому что все сюжетные арки, какого бы качества проработки они не были, находят свое логичное завершение. Их развязки выстроены на удивление логично и последовательно в рамках сценария, отчего складывается впечатление законченности истории. Появляется ощущение, что финальный эпизод подводит итоги какого-то другого сериала с названием 'Фрейд', где все составляющие были грамотно раскрыты и сплетены в цельное полотно, а не того сюжетного сумбура, что мы наблюдали 7 серий до этого. Уводить оценку в 'красную зону' и называть сериал совсем не смотрибельным, все же, не стоит, на мой взгляд. Это не настолько плохая поделка, чтобы смешивать ее с грязью. От картины можно получать удовольствие, но оно будет весьма специфичным. Большую часть времени вы, скорее всего, будет наблюдать не за происходящим на экране действием, а за тем, как медленно ползунок плеера приближается к окончанию линии хронометража, умаляя его про себя двигаться быстрее.
Дерзко и колоритно. Есть в сюжете моменты, когда кажется 'уже ж вроде ж было ж', но в целом любопытно. Искренне радуют восточноевропейские лица, лишенные печати 'американского', нехолёные, будто бы несимметричные, но свои)). Также и геометрия квартир и география города заметно восточноевропейская (кажется, Прага). Умиляет множество отсылочек к наследию реального фрейдизма типа 'дом в огне', кокаиновые бутыльки, архаические фигурки на столе. Возможно, главный плюс сериала, оценят немногие. Шутка в том (хотел написать штука, но нужная получилась опечатка)), что сюжет посвящен Фрейду альтернативной реальности. Фрейд обожал Холмса, и вот нате пжалте - мы видим Фрейда-детектива, который использует вытесненное как улику. Фрейду не очень давался гипноз, а тут ффщюхх и он второй гипнотизёр на раёне. Фрейд ненавидел спиритизм и магию, а тут он попадает в самое гнездо шаманизма и древних венгерских обрядов. Фрейд скрывал своё раввинистическое воспитание, а тут семья силком втаскивает его в религиозный еврейский быт. Эти три ветки - гипноз, магия, иудаизм - это та основа, которую основатель психоанализа основательно подчистил, чтобы не мешалось под ногами. Особо хочется подчеркнуть незаметные, но глубокие штрихи сценария. Например, Фрейд, пытаясь разобраться в проблеме, открывает работу Пьера Жане 'О диссоциации' - автора забытого, 'вытесненного' из истории психологи вместе с проблемой им исследованной. По сюжету Фрейд пишет свое подобное исследование, но вынужден отречься от него. Тогда как исторический Фрейд дистанцировался от слишком магического феномена нескольких личностей и описывал такие явления как истерию. Подобного рода незаметными намеками расчерчена история взаимоотношений Зигмунда с невестой Мартой, как и в целом скрытую историю внутрисемейных отношений. Таким образом, сериал далеко не историчен, но при этом так нашпигован аллюзиями к Фрейду реальному, и так ярко иллюстрирует место и время зарождения психоанализа, что сериал стоит смотреть всем интересующимся той эпохой. Эпохой, когда империи еще сильны, но близки к краху, традиции истлевают, но в этом гниловатом запахе декаданса чудится, что зреет нечто новое и невиданное, что уже скоро вылезут на свет уроды и чудовища, обнаруженные доктором Фрейдом, в недрах человеческой психики.
С самой известной фотографии Фрейда, на нас неприязненно глядит мятый, желчный старикашка с немного обезьяньим лицом. Левая рука мэтра кокетливо упирается в пухлое бедро, правая сжимает сигарный окурок (любите держать в руке фаллический символ, док?). Зигмунд (для нас с вами просто Зигги) не всегда был таким гадким старцем. Когда был Зигги маленький, с кудрявой головой...На ранних фотографиях Зигги - жгучий (что бы это не значило) брюнет. Роберт Финстер (исполнитель роли Фрейда) - обладатель уникальной внешности. Он похож на Луи Сайфера из 'Сердца ангела', Чемберлена из 'Поющих в терновнике' и Гришку Распутина одновременно. Юноша бледный со взором горящим. Юноша неприкаян, фрустрирован, и страшно, космически одинок. Он только что закончил стажировку у Шарко, и одержим идеей гипноза. Окружающие не разделяют прогрессивных идей Фрейда, более того, устами Софии Сапари они открыто говорят Зигги: вы неудачник, вы шарлатан, вы еврей (готова подписаться под каждым словом). Переживая когнитивный диссонанс, Зигги (надеюсь, что Дэвид Боуи в своей песне имел в виду не его) оказался втянут в расследование убийства венской девицы с низкой социальной ответственностью. Судьба сводит его с ясновидящей Флёр Саломе (страдающая диссоциативным расстройством девица), и переживающим посттравматический синдром, полицейским Киссом. Эта троица составляет крепкую, трезвомыслящую команду: наркоман Фрейд (минуты не может без кокаина), припадочная Флёр, и галлюцинирующий Кисс. Преступникам не поздоровится. После просмотра первой серии, я была в восторге. Это настоящий, готический сериал, подумалось мне. Мистика, тайны, демонический Фрейд, загадочные убийства, венгерские националисты, гипноз, эзотерические обряды, становление современной психиатрии - и всё это в антураже декаденствующей Вены, империи Габсбургов переживающей распад! Очень необычно, и нетолерантно. За исключением двух гомо - гусаров, в сериале нет и намёка на модные ныне извращения. Разве что, создатели обожают демонстрировать обнажённое, неэротичное мужское тело, перемазанное кетчупом. На съёмочной площадке щедро разлили пару тонн кинокрови. К четвёртой серии мои восторги поутихли. Я запуталась - а что именно я смотрю? Детектив? Мистический триллер? Готику? Назвать это детективом сложно. Расследования как такового, здесь нет. Фрейд занят поиском своей идентичности, Кисс изживает травму, Флёр является объектом манипуляции в руках венгерских националистов. Дело двигается, но очень - очень медленно, нехотя, с длинными отступлениями и флэшбеками. Желание узнать разгадку, заставило меня досмотреть до конца, но это было нелегко. Создатели сериала попытались объять необъятное. Они хотели показать истоки зарождения идей Зигги. Серии носят названия самых известных его работ: Тотем и табу, Вытеснение..., и в конце фильма он придёт к понятию бессознательного. С другой стороны - надо довести до конца детективную линию. Кое - как довели, спасибо венграм с их перчёной колбасой, и дикими воплями - Да здравствует независимая Венгрия! Здесь есть претензия на ужастик - несколько отвратных убийств, самоубийства, жуткие ритуалы с кровью, обрюзгшие голые пенсионеры, весело помахивающие голыми причиндалами - что может быть ужаснее? Фильм откровенно патологический, есть в нем какое - то безумие, и наслаждение извращенностью глубинами человеческой психики. Зато, у создателей получилась неплохая стилизация под 19 век. Готические соборы (нарисованные в Пауэрпойнте), щеголяющие фельдфебельскими усами австрийские алкаши, гуманно запертые в железные клетки пациенты психлечебниц, Райнер Бок и Мераб Нинидзе с прицепными, сантаклаусовскими бородами, и отчётливый душок распада. Мир перед апокалипсисом двух Мировых войн показан как очень неуютное и непривлекательное место. Прекрасен кастинг к этому фильму. Исполнитель роли Кисса - Георг Фридрих запомнился мне по роли придурковатого шепелявого педо бандита в 'Повар - вор'. с тех пор он заматерел, и превратился в настоящего тевтона с блестящим, рельефным черепом и густой сапожной щёткой прокуренных усов. Он болен, брутален, свиреп, а его покрасневшие в последней серии радужки, отсылают нас к 'Твин Пикс'. Актер, играющий Георга Лихтенберга - вылитый Александр Барт из Army of lovers. Такая же перверсивная личина, подонковатые усики, деформированный череп, и манеры латентного п...олководца. Я ждала, ну когда же он выдаст моё любимое - Sexual revolution, тщетно... Оскар за роль второго плана должен получить исполнитель роли кронпринца Рудольфа. Какое величие! Властность! Он просто душка! Именно так я представляла себе монарших особ. Он хрюкает, рычит, пускает разноцветные слюни, о, австрийская монархия ещё никогда не была в столь надежных руках! Итог. Довольно необычное зрелище не для всех.
В этом сериале Фрейд предстает перед нами еще на пороге своих открытий и будущей знаменитости. Ему приходится бороться с косными взглядами наставников и коллег. Психология только в будущем станет отдельной наукой, никто не воспринимает всерьез психологические нарушения личности, стрессовые последствия, а также 'умы' убеждены, что заболевания не подвергаются исцелению. У меня Фрейд всегда ассоциировался с бородатым зрелым мужчиной, здесь же мы видим жгучего брюнета с загадочными глазами, выразительным овалом лица и атлетическим телосложением. Очень сильно прослеживается зреющий антисемитизм, который мне всегда было довольно сложно и больно наблюдать, как человеку уважающему все нации. Содержание сериала окутано мистицизмом, как и подобает 19 веку. В принципе сюжет - это неплохая интерпретация этапа молодости Фрейда. Его последующие исследования действительно могли быть основаны на происходящем. Не так утрировано возможно. Здесь мы видим его первую любовь, развитие его сознания, протест семье. Вопреки выводам из его исследований, сам он, вероятно, поступал не всегда так, как хотел, а так, как диктовали традиции времени. 'Пиши книги не обо мне, а благодаря мне' - возможно эти слова и были его путеводной звездой всю жизнь...
Очень грустное впечатление оставил новый австрийский сериал «Фрейд». Потому что там смешались в кучу кони, люди, венгерские графья тире борцы за независимость, медиумы и вампиры, придурошный сын кайзера австрийского и сам не менее придурошный кайзер. Еще там есть сексуальные оргии Фрейда и не только со всем, чем можно и не только, немного сатанинских культов и много-много клюквенного сока или вишневого варенья. Хотя может сейчас чем-то другим кровь заменяют? Но этой самой кровавой субстанцией обмазаны все-все -все и я искренне надеюсь, что это все же вишневое варенье. За что бедного Фрейда представили неуравновешенным любителем всевозможных девиаций, кои он практикует со своими пациентками, я не знаю. То, что сценаристы не читали ни одной работы Фрейда и в целом не очень в курсе того, что происходило в Вене, становится очевидно достаточно быстро. Хотя какую -то хренятину про «переносы» намешали. То есть звон слушали. А, еще же Фрейд расследует преступления! Больше -то ему, сердешному, заняться нечем. Кругом одни педофилы, извращенцы, маньяки - режут пальцы, уши и все, что выпирает, а посреди всего этого хичкоковского великолепия - Зигмунд в шабат и не только. В общем, я второй раз за неделю говорю, что пора сказать «нет» наркотикам. Справедливости ради, играют замечательно. Все. И парнишка Фрейд прекрасен. Остается только один вопрос - зачем?!
Сериал стал для меня открытием. Данная картина это симбиоз «Шэрлока» и «Алиениста», собственно и тот и тот мне очень по душе. Как заядлый любитель триллеров, увидев в описании: серия убийств, расследование и неуловимый маньяк, я не раздумывая приступила к просмотру. Говоря про актёрский состав, ранее для меня не известный Роберт Финстер приятно удивил, как же он хорош в своей игре. Элла Рамф тоже для меня открытие, потрясающая игра. Остальной актёрский состав перечислять я не буду, скажу одним словом, идеально. Мрачная атмосфера Вены 1886 года завораживает с первой серии. Костюмы так же не оставили меня равнодушной, все выглядит очень изыскано. Сюжет повествует о начале карьеры отца психоанализа Зигмунда Фрейда и начале его любви к истеричкам. От реальной биографии оставили основные факты (даже использовали реальные фото Фрейда), привязанность к кокаину, его супругу, начало его карьеры в психиатрической больнице. В сериале Зигмунд Фрейд сотрудничает с полицией и помогает им в поисках ответов на вопрос: кто стоит за всеми убийствами будоражившими общественность? Фрейд только начинает использовать гипноз и он является его основным помощником в распутывании всех загадок. Гипноза в этом сериале будет много, скажу сразу. Впрочем, как и крови, ее будут просто литры, так что слабонервным лучше не приступать к просмотру. Очень крепкая и запутанная детективная линия и очень достойная развязка. Данный сериал рекомендую всем любителям триллеров и детективов. 8 из 10
Фрейд и не догадывался, что жил такой увлекательной и странной жизнью. Достоверности в этом сериале не больше, чем в каком-то фанфике, написанным за одну ночь. Но если даже говорить о сериале как о независимой картине от исторической подлинности, то сценаристы словно взяли сценарии сериала Ганнибал и Бульварных ужасов, скинули все в одну кучу, перемешали хорошенько и рандомно сложили новый сериал. Тем, кому знакомы обе эти картины, станет понятно о чем я говорю с первой же серии. Здесь у нас и сексуальная девушка медиум, которая на светском вечере устраивает спиритический сеанс, и странные видения убийцы в виде окровавленного зверя, не то демона, не то зверя, и атмосфера Бульварных ужасов, и замашки на психоанализ. Полное разочарование этим 'новым виденьем' жизни Фрейда. Если можно было бы, я бы не смотрела. Но время уже не вернуть)