Станция одиннадцать
- 16 дек 2021
Для появления сериала понадобилось несколько тайн и один роман. Канадка числится автором и сочинила их четыре, но последний сделал её известной — сорокалетняя Эмили Сент-Джон Мандел неоднократно выдвигалась в соискатели, но пару премий получила таки за постапокалиптический Station Eleven. Получила, уже проживая в Штатах. С премиями ясно… А что за тайны? Мадам романистка — самоучка. Повзрослев и покончив с домашним, продолжила образование в The School of Toronto Dance Theatre. Потом специалистка в области хореографии каким-то чудом стала автором множества эссе и написала романы. Последний вышел в 2014 году — о вирусной пандемии, изменившей судьбу человечества, формат цивилизации, сработавшей как обстоятельство непреодолимой силы. Тайны Эмили пока остаются тайнами, а роман уже отмечен премией имени Кларка (соавтора Кубрика по «Одиссее 2001 года»), одного из «тройки величайших фантастов мира», в течение десятилетий формировавших мечты человечества о будущем. К полупрозрачным тайнам стоило бы отнести её эссеистику, в основном распространённую через околокультурный онлайн-журнал The Millions и околополитический журнал The New Republic, пышно заколосившийся под крылом президентской администрации Барака Обамы и прославившийся мистификациями и скандалами с фейк-публикациями. Кстати, года два назад книгу Эмили Обама назвал в числе своих самых любимых. Вот в такой почве проклюнулся и пророс сериал «Спутник 11». Десятисерийный опус показывает жизнь в Америке после гибели привычной цивилизации, предсказывая анархию и кризис одичавшего человечества, столкнувшегося с квазирелигиями и тоталитарными сектами карикатурно-эсхатологического типа. Изюминкой сериала считается стиль смешивания картин безрадостного будущего с эпизодами из самого начала большой беды — о положении в Чикаго с опоздавшим карантином. Так доводится до целевой аудитории, что погубило человечество, а смешиваются заскоки в ещё относительно комфортное прошлое с постапокалиптическими картинами одичания. Светлыми моментами истории о руинах культуры на останках цивилизации оказываются попытки небольших сообществ выживших людей тормозить одичание песнями и театральными постановками — в ходу самодеятельность и бродячие театры. Если кто ещё не догадался, зрителя пугают. Карантин — давно знакомая, но эффективная медицинская мера защиты. В сериале прямой рекламы нет, упоминается как упущенная спасительная мера, причём вирус (кто бы мог подумать!) завезли из России, а заразили всех из-за опоздания с мерами. Своя роль и у масок на лицах. И особо выделена оценка бессилия медицины, подразумевается катастрофа из-за отсутствия антигриппозных прививок, с которыми в фильме так опоздали, что гибель стала неотвратимой. Любопытно, что сериал был заказан стриминговым сервисом HBO Max ещё летом 2019 года, как раз накануне объявленной ВОЗ «пандемии». Создателем «шедевра» стал Патрик Сомервилль и большой коллектив исполнительных продюсеров, а режиссёром — Хиро Мураи в компании с большим коллективом заслуженных деятелей. Среди актёров маловато знакомых лиц. Качество игры разное — от приемлемого до любительщины. Избытка компьютерных эффектов нет, но картины разрухи и одичания кажутся вполне убедительными. Высокие оценки заграничных критиков и шедевральные рейтинги вызывают, скажем так, весёлую иронию. Если бы появились сведения о мощном продвижении этого опуса в массы некими анонимусами, было бы понятно. Но пока известны феноменальные показатели, но нет сведений, почему так, и кто продвигает. Кстати, зачем сериал вброшен в массы, догадаться совсем просто. Вывод: зритель на распутье. Можно посмотреть средненький сериал на душещипательную тему просто как кино и лишнего в голову не брать. Можно увидеть в десятичасовом зрелище агитпроп для рекламы коронабесия и осерчать… Есть ещё вариант: можно самому накопать материалов о сериале, о романе Мандел, посмотреть кино и ощутить в себе укрепление способности сопротивляться агитпропу вакцистов и коронабесов, даже если они применили в качестве инструмента важнейшее из современных искусств. Последнее кажется самым правильным, а сериал по заслугам получает нейтральную оценку. 5 из 10