Кто-то должен умереть
- 16 окт 2020
Увидев более 30 лет назад на видео, которое тогда только-только появлялось в нашей стране, фильм «Женщины на грани нервного срыва», я сразу понял, Кармен Маура — актриса милостью Божьей, актриса на все времена. Такие с годами становятся, как марочное вино, всё лучше и лучше, причем даже без помощи пластических операций. Считается, что карьеру в кино она сделала с помощью Альмодовара, чьей любимицей была долгие годы, но скорее всего, и без помощи Мэтра она бы добилась успеха. Такой уж талант. Не все ее роли были достойны этого таланта, но в сериале «Кто-то должен умереть» ей наконец выпал шанс снова блистать. Ампаро, властная бабушка, яркая, сильная, страстная, курящая как паровоз, стреляющая из охотничьего ружья как снайпер, управляет жизнью трех поколений аристократической семьи Фальконо. Мужчины (да и другие женщины тоже) в семье — пластилин, из которого синьора Ампаро лепит фигурки по своему усмотрению, расставляет их на шахматной доске, иногда умело отступая в тень, иногда снова властно выходя вперед (чего стоит ее речь с трибуны при открытии стрелкового турнира!) Вот только с внуком Габино вышла небольшая промашка, силою обстоятельств он 10 лет проводит вне дома, настоящего испанского средневекового замка, за океаном, в Мексике, и выпадает из-под бабушкиного влияния. А по возращении не испытывает, мягко говоря, желания исполнять волю семьи. Трагизм ситуации в том, что действие происходит в жесточайших условиях франкистской диктатуры, когда у человека было только одно право — подчиняться Системе (персонажи часто повторяют это слово). Любая инаковость, отступление от догмы карается беспощадно. Трагический финал неизбежен. И всё-таки сказать, что фильм хороший, трудно. Хороша Кармен Маура и ее роль в фильме, всё остальное оставляет смешанные ощущения. В 3 небольших серии попытались впихнуть столько сюжетных линий, событий и перипетий, что создателям приходится спешить, сюжет в целом получается неряшливый, скомканный, недодуманный, а поступки персонажей недостаточно оправданы психологически, что сильно смазывает весь драматизм. Всё фактически происходит в последние 5 минут (пожалуйста, досмотрите до конца! Кармен Маура там просто великолепна!), а до этого действие периодически пробуксовывает, и это при жестком дефиците экранного времени. На фоне ярких антагонистов условно-положительные персонажи (те, кто должен вызывать сочувствие) выглядят просто тряпками. Всё ждешь, когда же наконец мать Габино, Мина (достойная работа Сесилии Суарес), стряхнет с себя трусость и оцепенение, выскажет в глаза ненавистному мужу и жестокой свекрови всё, что думает и сделает хоть что-то ради себя и сына, да вот как-то фильм заканчивается, а ничего и не сделано… Самый странный персонаж — именно тот, на которого должна была лечь наибольшая смысловая нагрузка во всей запутанной драме, мексиканец Лазаро, получился, прости господи, натуральной амёбой. Гей-тема как таковая просто отсутствует, намёки, изредка целомудренные прикосновения, почти без эмоций. Массовки, декорации, костюмы, вероятно, хорошо воспроизводят то время, но тут сложно российскому зрителю судить. В целом испанский кинематограф знает гораздо более смелые, честные, сильные картины. Но за Кармен Мауру всё равно 10 баллов