Дес
- 14 сен 2020
Дес — двойственность. Именно эта черта характеризует главного героя и одновременно главного антогониста Денниса Нильсена, талантливо сыгранного Дэвидом Тэннантом. Перед нами некий Ганнибал Лектор, отличие в том, что жертв своих он не ел, а расчленял, да и обладал он вполне посредственной работой и жильем. С виду интеллигентный, тихий, непримечательный 37-летний мужчина, который лучше всего впишется в офис или библиотеку отправил на тот свет больше десяти людей. На самом деле, он даже не мог сказать сколько именно и не помнил ни имен, ни фамилий. Просто завлекал их к себе в логово, как рыба-удильщик и убивал, наслаждаясь процессом. Но как же столь осторожный серийный маньяк попался в руки английской полиции? Все просто, банально просто — офицеры прибыли на вызов от возмущенных соседей — кто-то забил канализацию. Какого же было удивление, когда обнаружилось, что канализация забита человеческими останками! Единственным подозреваемым стал как-раз тихий и опрятный Нельсен, живший по соседству. Никаких сложностей с обвинением не возникло, ведь он сам сознался и в пугающих подробностях радостно поведал детективу Джею, как заманивал, разделывал и лишал жизни многочисленных людей, да еще и показал, куда прятал останки. Он смакует каждую деталь, с удовольствием вертя сигарету между пальцев и признается, что получал истинное удовольствие от этого процесса. Тем не менее, заявляет, что он не садист и все увечья телам причинял лишь после быстрой смерти жертв. Сериал основан на реальных событиях, отчего еще больше мурашек бегает по коже от осознания, какие волки в овечьей шкуре могут бродить и жить по соседству с нами и нашими близкими. В трех сериях Нельсен расскажет о своих преступлениях полицейскому Питеру Джею и писателю-журналисту Брайану Мастерсу, ужасно заинтересованному в истории убийцы. Некоторые вопросы Брайана и его восхищение Нельсоном заставляют задуматься, не маньяк ли он сам. Главное украшение сериала несомненно Дэвид Тэннант. Мне и раньше нравился этот актер, особенно в роли Доктора Кто, которая ему, на мой взгляд, удалось лучше, чем остальным актерам. Сложно поверить, что забавный и импозантный Доктор смог полностью перевоплотиться в холодно серийную убийцу, что только свидетельствует об огромном таланте актера. Нельсен сыгранный Теннантом притягивает к себе взгляд, мимо воли зритель проникается к нему симпатией. Конечно, именно такой человек мог заманивать людей в свою паутину годами и убивать их десятками без каких-либо подозрений со стороны соседей и коллег. Он харизматичен, интересен, его жесты легки и непринужденны. Только ради него стоит ознакомится с данным сериалом. Хотя и сама история интересна и ужасающа одновременно. 8 из 10
Как бы ни страшно и жутко это ни было, а самые кровожадные монстры скрываются под личиной обычного человека. Вспомните хотя бы печально известного Андрея Чикатило или Анатолия Оноприенко. Они ничем не отличаются о нас — ходят на работы, выполняют различные поручения, могут забежать к вам в квартиру за солью и мило улыбаться. Однако на деле они оказывается психопатами, жестокими убийцами, которые не оставляют своим жертвам ни шанса на спасения. Именно таким монстром в скромной рубашке и безобидных очках был некто Деннис Нильсен, о котором нам и рассказывает сериал «Дес». Действие сюжета перебрасывает нас в в 1983 год и все начинается здесь с того, что полиция приезжает в один из многоквартирных домов, чтобы разобраться в казалось бы рядовом бытовом случае. Соседи жалуются, что их стояк забился и это может, а потому чтобы не было, проблему необходимо как-то решить. Но как только канализация вскрывается, взору стражей порядка предстает кошмарное зрелище, о котором они еще не скоро забудут… Все дело в том, что стояк засорился отнюдь не от пищевых отходов или строительного мусора. Полиция обнаруживает остатки множества человеческих тел. Руки, ноги, кости лежали в одной большой куче, которая не давала воде просочиться далее. Под подозрение в содеянном моментально попал Деннис Нильсен, скромный соцработник, который даже и не думал отрицать свою вину. И тут в сюжете начинается самое интересное, ведь сам подозреваемый совсем не прочь посодействовать расследованию. По мотивам преступлений Денниса Нильсена в 2011 году была написана книга. Ее автором выступил непосредственный участник следствия, который знал о произошедшем в 1983 году куда больше, чем кто-либо из нас. Ключевыми действующими лицами мини-сериала оказываются сразу три человека. Первый, понятное дело, Деннис Нельсен, убийца. Второй — детектив Питер Джей. Третий — журналист Брайан Мастерс. Мне, конечно же, интересней всего было следить за образом Нельсона, которого сыграл непревзойденный «Доктор Кто» Дэвид Теннант. Для него это уже не первая роль маньяка, и с каждым разом Теннант становится все более убедительным. На него в заданном образе без тревоги и страха просто невозможно взглянуть. Вроде бы Теннант может стоять в кадре тихо и спокойно, но ты понимаешь, какое чудовище он на самом деле. Помимо предварительного следствия, «Дес» демонстрирует нам также и судовой процесс над маньяком, где наконец-то все тайное становится явным. Создатели проделали серьезную работу, смогли рассказать нам самые шокирующие и бескомпромиссные детали того. Что относительно недавно произошло в Северном Лондоне, и я еще точно долго не забуду некоторые сцены из этого проекта, которые поражают до глубины души. Таким образом, хочу посоветовать «Дес» зрителям, которые находятся в поиске интересного, неглупого сериала, который имеет свойство держать в напряжении от первой и до последней минуты. И таки да, несмотря на столь сложный и пугающий образ маньяка, Дэвид Теннант просто великолепен. Впрочем, как и всегда. 8 из 10
История крайне необычная. С первого же взгляда сюжет не оставляет равнодушным и весьма интригует. Встревоженный человек вызывает полицию, он крайне напуган, может, даже в ужасе. Оказывается, что он прочищал уличную канализацию и нашел там (о боже!) останки человеческой плоти. Конечно, блюстители закона начинают немедленное расследование и в итоге находят того, из чьей квартиры вынесло остатки трупа. Как ни странно, им оказывается совсем спокойный человек зрелых лет, который является обычным соцработником по профессии. В его квартире находят еще множество улик — части тела, трупные останки и прочее, но соцработник вовсе не удивлен. Даже наоборот: он как будто ждал этого момента, чтобы признать свою вину- убийство 15 человек. Ну, а дальше, понятное дело, события развиваются стремительным образом. Фильм понравился в первую очередь очень необычным сюжетом. Сегодня очень редко можно найти действительно толковое кино, над которым надо было бы хорошенько пораскинуть мозгами. Я, думаю, есть много любителей интеллектуальных сюжетов, которым фильм стопроцентно понравится. Еще интересней следить за ходом событий, если знать, что все повествование основано на реальных событиях. Мурашки по коже от такого. Подумать только: 15 трупов!!! Это первое, но далеко не последнее потрясение, которое постигает зрителя во время просмотра. Во вторую очередь это персонажи. Дэвид Теннант уже много раз светился в качественных популярных сериалах, например, в детективе «Убийство на пляже» и в паре сезонов всеми обожаемого «Доктора Кто». Поэтому фанатская база у этого актера приличная, если к тому же учесть, что он играл в «Гарри Поттере и Кубке огня». Но эта роль совсем не типична для него. Играть психопата-убийцу, страннейшего человека — это очень непросто. Но британский актер как никто подошел для этой роли, чему я, если честно, приятно удивлен. Другие актеры тоже неплохо сыграли, каждый герой полностью раскрыт, хотя Теннанта все-таки никто не переплюнул здесь. Третьим пунктом в достоинствах мини-сериала является общая атмосфера. Лондон тут настолько красив, что становится невольным персонажем истории. Вся таинственность и мрачность умело достигается с помощью самого распространенного предрассудка об Англии — туманности, дождливости, сырости. При всей крутости, у сериала есть минусы и небольшие недочеты. Но лично я совсем не обращал на них внимания — настолько они незаметны на фоне общей картины. Все-таки, сериал мне безумно зашел. Не смотря на небольшие недочеты, общее впечатление просто безупречное. Актеры идеально подобраны, сюжет затягивающий с головой, а атмосфера лишь усиливает эффект расследования страшного преступления. Тут всего 3 серии, посмотрите за один вечер взахлеб! Всем сериаломанам и не только очень рекомендую. 9 из 10
Британский серийный убийца-некрофил Деннис Нильсен, которого большинство коллег и знакомых называли коротко — Дес, орудовал с 1978 по 1983 год, пока его не арестовала полиция по чистой случайности. Маньяк убил в общей сложности пятнадцать человек: его жертвами в основном были гомосексуалы, трансвеститы, хиппи, бездомные и наркоманы. Нильсен убивал своих жертв, принимал с ними ванную, переодевал и красил, спал с ними, пытаясь повторить быт «счастливой семьи». Затем, когда мясо начинало гнить, он расчленял трупы и пытался избавиться от частей с помощью мусорных контейнеров, канализации, лопаты и заднего дворика. Все это убийца поведал сам без стеснения и утайки во время допроса после ареста 9 февраля 1983 года. Его хладнокровие и спокойствие поистине пугало детективов, а газеты и очевидцы окрестили его «Милым убийцей» и «Убийцей из муниципалитета». Нильсен вошел в историю, как один из самых известных серийных убийц Великобритании. В 2020 году под руководством Льюиса Арнольда (Отбросы) на экраны британского телевидения вышел мини-сериал «Дес», посвященный знаменитому убийце. Сериал необычайно жестокий, чудовищно тяжелый и по-хорошему неприятный предстает перед зрителями, как картина спорная и практически документально точная. А теперь обо всем понемногу. 1. СЮЖЕТ Сериал — почти что сольный проект вышеупомянутого Льюиса Арнольда. Он выступил и режиссером всех трех серий, и продюсером сериала, и в написании сценария поучаствовал. Однако, нужно отметить, что основой для сериала стала книга «Милый убийца» журналиста Джеймса Мастерса — очевидца событий и одного из немногочисленных интервьюеров преступника. Картина сосредоточена не на жизни и становлении Нильсена, не на изменении его психологического портрета и даже не на самих пятнадцати жестоких убийствах. Сериал обозревает его арест, допрос и суд. Любители крови, расчлененки и насилия в кадре могут отойти в сторону и пропустить этот сериал, потому что здесь не будет ни одного, ни второго, ни третьего. В камеру не тычут частями тела, никто не кричит от боли, истекая кровью. «Дес» умышленно не показывает жестокость и ужасы, он о них рассказывает медленно, планомерно, со смаком и сигаретным дымом вокруг главных героев. Он говорит обо всем так, если бы это был рассказ о рутинном дне на работе или поездке к нелюбимой тетушке. И это пугает до мурашек. Пугают лица детективов, обследующих квартиру Нильсена, пугают отвращение и непонимание, с которым инспекторы слушают его рассказ, пугает приятность голоса Нильсена, весь сериал воспевающего его деяния, в конце концов, пугает будоражащая реальность всего происходящего. Зрители, словно маленькие дети в летнем лагере у костра, слушают страшилку, а потом не могут нормально заснуть. 2. АКТЕРСКАЯ ИГРА Дэвид Теннант (Доктор Кто) — это десять из десяти. Он демонстрирует идеальное попадание в образ и незаурядную актерскую игру, хотя сложно было представить в такой роли столь обаятельного актера. Он притягивает к себе внимание зрителя и удерживает на себе до самой последней минуты сериала. Его спокойная меланхолия и манерная апатичность выглядит так, будто он говорит о чем-то настолько будничном и бытовом, что этому не следует посвящать время. Его герой — абсолютно непримечательный, домашний и простой, словно вышел из соседнего подъезда в магазин за яйцами и молоком для утреннего омлета. И это дает какой-то непердаваемый контраст между персонажем Теннанта и его деяниями. Стоит отметить также основных визави главной звезды сериала — Дэниэла Мейса (Господин Никто) и Джейсона Уоткинса (Потерянное Рождество). Несмотря на то, что их герои, по сути, являются функциями для раскрытия истории Нильсена, актеры прекрасно дополняют общую картину повествования и преподносят героя Теннанта в нужных красках. 3. ПОДТЕКСТ Льюису Арнольду удалось создать психологический триллер, в котором главная цель не в поимке злодея или игре в кошки-мышки. В центре внимания здесь попытки вырвать из уст убийцы полный и максимально искренний рассказ. Сериал не воспевает гениальность убийцы, не превращает его в голливудского злодея с запредельной харизмой, не пытается оправдать его детскими флэшбэками. «Дес» показывает зло открыто и реалистично, где пугает одна только возможность того, что за квадратными очками с широкими линзами порядочного человека может скрываться дьявол, который способен на хладнокровные ужасающие поступки. Картина не романтизирует убийцу или детективов. Она показывает почти документальное эмоциональное кино, выжимая зрителя досуха. «Дес» — тяжелый психологический триллер, пробирающий до самой печенки, не демонстрируя абсолютно ничего, что в широком понимании должно вызывать ужас, но смакуя рассказы об этом. Угнетающая атмосфера и реальность истории делают картину не для всех. Любителям экшна сериал может показаться скучным и затянутым, а фанатам детективов — не интересным, но, по большей степени, сериал не про это, и скорее подойдет тем, кто обожает в фильмах психологию и монотонные диалоги, нежели действие. ИТОГ: сериал для концентрированного просмотра в какой-нибудь выходной вечер (лучше одному и на трезвую голову). 7 из 10
В январе 1983-го лондонская полиция приехала на вполне обыденный вызов: кто-то засорил канализацию. Ах, эти чопорные англичане, у них как что выбивается из привычного порядка вещей, сразу надо вызывать «бобби» и жаловаться. В этот раз поводы был всё же значимым: в засоре были обнаружены человеческие останки. Виновного нашли быстро: жильца того же дома — кроткого 37-летнего госслужащего Денниса Нильсена. Нильсена арестовывали почти сразу же, да и нельзя сказать, что выбор подозреваемых был велик. Тем не менее, даже арест изувера в первые несколько минут «Деса», произведения об этой чудовищней персоналии, не может снизить интерес: сериал ITV, состоящий из трех эпизодов, рассказывает историю одного из самых печально известных серийный убийц Великобритании и делает это post factum, если не post mortem. Дэвид Теннант воплотил на экране страшнейшего преступника новейшей британской истории. Стоит отметить, что Нильсен не сопротивлялся задержанию и активно сотрудничал со следствием. Это и воплощает основную концепцию и идею «Деса»: что же заставило этого скромного человека совершить столь ужасные поступки? События, разворачивающиеся после ареста Денниса Нильсена, демонстрируются с точки зрения сыщика Питера Джея. Казалось бы, дело для него расследовать легче легкого: все улики, как на ладони, а маньяк не отрицает вину. Проблема в том, что Нильсен не может вспомнить имена жертв (и сколько их было вообще), является патологическим лгуном, а точное количество трупов следствию уточнить не удается: всё же многие жертвы Нильсена были бездомными, психически больными или наркоманами. Серийный убийца приглашал их к себе в квартиру с предложением поесть или выпить, прежде чем с ними расправиться. Теннант, лицо которого частично скрыто за нелепой челкой и большими очками, говорит мягко и доверительно, подчеркивая то, каким образом Нильсен входил в доверие людям. Вторым персонажем, через которое мы смотрим на события, является Брайан Мастерс — писатель и журналист. Мастерс — гей, а так как Нильсен сам имеет гомосексуальные наклонности, история привлекла писателя, и он мгновенно решил установить контакт с убийцей с целью написать его биографию. В общении с Мастерсом же Дес предстает тщеславным и высокомерным психопатом, которого преследует осознание подавленной сексуальности и который подавлен чувством собственной значимости. Благодаря тому, что главное действующие лицо (это и есть пресловутый Дес) представлено по-разному в глазах других героев, сериал обладает уверенным сценарием. Реализован он также под стать времени и месту. Кажется, одним из героев является запах и как жаль, что через картинку его не передать: всё же, наверное, это то самое произведение, где запах разлагающихся тел, спрятанных под половицами дома Нильсена, должен играть особую роль в восприятии произведения. Как ни странно, но сильная сторона «Деса» оказалась и главной ловушкой сериала. Дело в Дэвиде Теннанте: он хорош, возможно, что слишком. Одна из лучших ролей британского актера одновременно правдоподобна и очаровательна: и это изображая убийцу с ледяным сердцем! Неприятные моменты, связанные с этим человеком, особенно остры. Но вот в чем дело: делая Нильсена интересным персонажем, хочется всё больше проводить времени с ним, что в какой-то степени рушит и задумку авторов сериала, и даже вступает в конфликт со словами на черной плашке об участниках реальных событий перед финальными титрами. Иными словами, «Дес» заставляет желать больше именно о Нильсена, а не его жертвах, хотя сам убийца здесь не романтизируется, его мотивы не упрощаются, а ключевые события показаны беспристрастно. Однако личность Деса заставляет все остальное уйти на второй план. По сравнению с другими, более гламурными премьерами осени, «Дес» представляет собой компиляцию весьма мрачных кадров. Всё здесь служит тому, чтобы воспитать такого убийцу, как Нильсен и, самое страшное, позволять ему существовать на протяжении нескольких лет. Но именно отчетливое ощущение грязи и гнусности, от которой страдают сами персонажи (не зря они то и дело, что нервно курят в кадре), подчеркивает реальность: это был настоящий и не самый приятный эпизод британской криминальной истории со вполне настоящими жертвами. В отличие от других криминальных драм, которые сосредоточены на поиске убийцы, «Дес» всё же пытается задаться вопросом, что убийцей движет. Как признается один из героев: «Я здесь, чтобы тебя понять, потому что закон может понять только виновен ты или нет». Ответа на этот вопрос «Дес» не даёт, хотя мастерски его ставит. 7 из 10
Что мы знаем о человеческом разуме? Недостаточно. И что мы знаем о разуме убийцы? Еще меньше. Британский мини-сериал «Дес» с Дэвидом Теннантом («Доктор Кто», «Юнайтед», «Бродчерч») в главной роли значительно выделяется в серии художественных фильмов про маньяков. Что мы чаще всего видим в картинах о подобных личностях, таких как «Монстр» или «Палач Дамер», например? Их жизнь и становление в качестве убийцы, что к этому привело и как происходило. Также многие кинодеятели, рассказывая истории знаменитых маньяков, наделяют сюжет огромным эмоциональным пластом, который не дает зрителю оценить ситуацию объективно. Не секрет, что в современном кинематографе уже давно появилась тенденция «очеловечивания» злодея, смягчающая его поступки и заставляющая зрителя сопереживать самым мерзким и отвратительным личностям. Однако «Дес» делает в этом плане то, что мы так мало видим в экранизациях историй серийников: он не перенасыщает нас, сидящими перед экранами, эмоциональной окраской, не дает никаких путей к проявлению симпатии или отвращения к Деннису Нильсену. (Однако есть в сериале и один резкий поворот в очень личное, эмоциональное. И он обусловлен всем происходящим ранее на экране, отчего видится по-особенному печально и важно. Но для понимания этой сцены описания словами не работает, необходимо посмотреть сам сериал.) Такому приему, если можно это так назвать, способствовал, как я считаю, выбор исходного материала для экранизации. Биография Нильсена была описана в книге Брайана Мастерса «Убийство для компании: Дело Денниса Нильсена» (1985). Собственно, единственным, кто посещал Деса в тюрьме, по его собственному желанию, был именно его биограф, Брайан Мастерс. И именно Мастерс настоял, чтобы история Деса, хотя и записана с его слов, не несла эмоциональной окраски. По сути, биография Нильсена — это не история о его переживаниях и эмоциях на протяжении жизни, а сухая правда, больше похожая на научное исследование. Исследование того, как появляются подобные Десу личности. Небольшим минусом для меня стало то, что мотивацию Брайана Мастерса раскрыли недостаточно ясно. Хотя, возможно, это непонимание и имел в виду Мастерс, когда говорил, почему именно он должен был написать историю Деса: «они могут понять не так, если дело касается таких, как мы». Но кроме данного факта, претензий к сериалу у меня никаких не сформировалось. Думаю, именно этот ключевой выбор в сторону использования стороны фактов, исследования и прямоты выделяет данный сериал из массы других историй о маньяках. К тому же, в отличии от большинства других картин подобной тематики, «Дес» не стремиться запугать зрителей жуткой картинкой расчлененных тел, тревожной музыкой на заднем плане или внезапными скримерами из-за угла. Весь страх и напряжение несет в себе сама личность антигероя. Теннант в роли злодея, в очередной раз, убедительный, притягательный и максимально пугающий без стандартизации и клишированности образа маньяка. Ему удалось передать хладнокровие и рассудительность Деса, убийцы 15 молодых людей из-за особой любви к виду мертвого тела и страха одиночества. Мы видим изящного манипулятора, прекрасно осознающего свои действия, но не помнящего, каким сумасшедшим он был, когда совершал их. На протяжении всего сериала мы видим и острую безэмоциональность Деса, его злость и уязвимость очень ярко благодаря великолепной актерской игре. Дэвид Теннант показал Деса так, как и стоило ожидать, — честно и устрашающе. Еще одним фактором, играющим в пользу сериала можно назвать его уместное использование реальных материалов, касательно дела Деса. Это и настоящие фотографии жертв, и записи новостей и интервью, и, собственно, сам кастинг (уж очень большое внешнее сходство между Теннантом и Нильсеном). Сам тон повествования спокойный, осознанный, мрачный, но не настолько, чтобы зритель уставал от происходящего или отвлекался на сообщения в телефоне. Как раз-таки наоборот, «Дес» держит в напряжении до последней секунды, а после титров в голове вертятся главные вопросы: «А что из рассказов Нильсена на самом деле правда?» и «Кто он: сумасшедший или все же нет? И если на самом деле он не болен, то похожи ли его действия на действия здравомыслящего человека?» 9 из 10