Теорема Пифагора
- 16 ноя 2020
Казалось бы банальный сюжет с банальными поворотами банальной мелодрамы 21 века: муж, жена, любовница, похищения, слежки, тюрьма… Однако, на мой взгляд, этот сериал выбивается из своего разряда благодаря парящей над бытом волшебной музыке от «Сплин» и интересной подаче характеров героев. Абсолютно все основные герои, характерам которых позволяет раскрыться сценарий или режиссерские решения, в каждой новой ситуации вызывают широкую гамму чувств — от раздражения и гнева до сочувствия и любви. Характеры текучи. Герои — как мы, грешники в этом реальном мире и одновременно стремящиеся к свету. Самый положительный персонаж фильма, казалось бы, героиня Марии Куликовой. Но, Боже, как же она раздражала, когда общалась с собственной дочерью! Психотерапевт, которая не понимает, что с подростком надо стараться «открываться», говорить о своих чувствах и сомнениях — максимально мягко — да, подбирая слова — да, но говорить! А тотальный родительский контроль (сама героиня впоследствии назовет это своими фобиями). Как и любой живой человек, даром, что психотерапевт, она часто ошибается, идет на поводу у собственных эмоций. И в этом есть жизненная правда. Герой Егора Бероева, в основном, старается все делать правильно: сохранить семью, думать о дочери. Однако в какой-то момент в нем просыпается вдруг отпетый негодяй, он начинает уничтожать свою жену, а потом, словно проснувшись от дурного кошмара, вновь возвращается в русло своих обыденных реакций и принципов. Актер рисует героя то мягким и тонко чувствующим, то жалким и нелепым, то сильным и жестким. Героиня Александры Власовой тоже объемна. Вот она попала в паутину сутенера, вот она стремится вырваться из нее, увидев свет в конце тоннеля в лице Сергея. Вот она страдает, что знакома с его женой, а вот уже, из страха потерять любимого, выходит на тропу войны на йога-коврике и оказывается победительницей. Отдельно хочется сказать о героине Нины Усатовой. Каждое её появление в кадре — это песня. Певучий говор российской глубинки, женщина, всю жизнь всё несущая на своих плечах, невероятная харизма актрисы. Её душа мечется от торгашеского (все мерить деньгами) отношения к миру, тотального недоверия к людям к простым нравственным категориям (ребенка надо родить, дочку поддержать, Бог дает испытания по силам…) Тонкая операторская работа помогает анализировать психологию героев, раскрыть их чувства: много крупных планов, иногда замедленная съемка. Мне импонирует в этом фильме желание создателей не увести нас в лихо закрученные сюжетные перипетии, не нагнетать, рисуя «мрачный мир», не рассказывать идиллические сказки и не стремиться к самовыражению. Создатели фильма призывают своего зрителя поразмышлять: какие триггеры срабатывают, когда в общем-то хорошие люди на минуту, на час или месяц вдруг совершают омерзительные или низкие поступки. Прекрасно то, что герои падают, ошибаются, но все равно стремятся к свету. 9 из 10