Снайпер. Офицер Смерш
- 19 апр 2020
Этот мини-сериал был премьерно показан на одном из российских федеральных телеканалов в самый канун 75-летия Великой Победы, которую мы «короновирусно» праздновали… сидя дома, о чём отдельный разговор. Белорусы наверняка посмотрели его в год выхода (2017). Почему же до нас он так поздно дошёл (тем более, как здесь говорится, в создании сериала участвовали российские «спецы»)? Мы что, не Союзное государство? Или опять какие-то политико-телевизионные козни? Ну да ладно, прошедшего не вернёшь… Давайте лучше обратимся к самой картине. Начну, как положено, с «плюсов», а закончу «минусами». Лады? Так вот… «Плюсы». Что прямо бросается в глаза: сериал Насыщенный, даже по видеоряду! В нём почти нет пустот! Поясню. Во многих фильмах, особенно малобюджетных, в кадре, на экране показывается нечто Основное (то есть, к примеру, главные герои и прочие действующие персонажи, необходимый антураж, декорации). А остальное пространство остаётся как бы Пустым! Но в жизни-то не так! На дальних, задних планах тоже что-то происходит: солдат зашивает гимнастёрку, припасы разгружают с подвод, да просто лошадь машет хвостом и т. п. Так вот, в нашем «Снайпере…» видеоряд предельно нагружен, и, глядя на главное действо, можно видеть (при желании и умении!) и всё то, что его реально окружает, особенно в боевых сценах. А это очень тяжёлая работа всей съемочной группы, которую она достойно выполнила. Не может не радовать и качество съёмки, в меру динамичный монтаж, почти не заметная компьютерная графика (то есть не «бекмамбетовщина» и не «бондарчуковщина»), отличные декорации, достоверность оружия, амуниции (меня, правда, смутило, что в начале 1-й серии немцы стреляли по нашим из нашей же пушки-«сорокопятки», но потом вспомнил о военных трофеях!). Ещё приятно было увидеть некие «отсылы» к упоминавшемуся в первой рецензии фильму «В августе 44-го» (3—4 серии). Скажу деликатно: «чувствуется уважительное влияние»… И ещё. На мой взгляд, «любовная тема» «снайпер-медсестра/потом радистка» никакая не «слюнявая» и не «мыльная»! Наоборот, она недоработана, не развита, и плохо сыграна (сравните с актёрским дуэтом «Олялин-Голубкина» в эпопее «Освобождение»!). Но тут уже я перехожу к… «Минусы». Во-первых, мини-сериал суть «заказной» («По заказу Министерства культуры Республики Беларусь»), посему весьма поспешный (что видно невооружённым глазом) и отданный «на откуп» ряду компаний, которым надо было быстро освоить белорусские госбюджетные денежки. Нет, да, они их и освоили! Ценой того, что, по большому счёту, актёры в мини-сериале опять же «Не Играют, А Снимаются» (единственный, настоящий, живой человек- «моряк»!), да им и не дают достойно поиграть… А могли бы! Итожу. Мини-сериал «Снайпер. Офицер СМЕРШ»- увлекателен, доброкачественен… Но Совершенно Бездушен!!! Механистичен! Я смотрел его как некую Данность, последовательность событий. Но моё сердце было холодно, я никому не сопереживал, поскольку видел, что все персонажи- Нарисованные сценаристом и режиссёром, и только! Кстати, отвечу на вопрос: всё это- Сборный Вымысел! В котором нет главного- Души! И Боли Той Войны! А без этого что-то снимать о ней- просто кощунственно!!! Считаю данный сериал (как и ещё один, тоже недавний, «Следы на воде») ударом по престижу/репутации белорусского кинематографа. Единственное оправдание- легендарная студия «Беларусьфильм» («Партизанфильм») к этим скоропалительным поделкам не причастна (может, лишь технически)! Они- ниже её достоинства!!! А для сравнения… На днях я, раз в двадцатый, пересмотрел двухсерийный фильм «Пламя» («Беларусьфильм», 1974). Вот где глубочайшая драматургия, бесподобная игра даже третьестепенных актёров, вот где совесть и талант создателей! А отдавать «на откуп» великую тему ВОВ «мальчикам-сериальщикам» считаю просто преступным деянием! 6 из 10
Мини-сериал создали РФ и РБ года три назад. Ожидалось, будет не хуже, чем бывало. Например, на уровне «В августе 44-го…» — суперклассного фильма Михаила Пташука по роману Владимира Богомолова «Момент истины (В августе 44-го)», с 2000 года не превзойдённого. Который, однако, делали только на киностудии Беларусьфильм, а «Снайпера» сделали общими усилиями всего на 17 лет позже. И? Делали, но не доделали, вероятно, забыли, как делать шедевры. Вышло, если не замечать кояков, на четвёрочку, к сожалению, а ожидалось, что будет на «отлично». Недостатки: слишком много сюси-пуси — в любовную линию вложили столько, что не хватило терепения позаботиться о прочем, например, о правдоподобии. С гримом косячили, с постановкой боёв и выносливостью персонажей. В 1-й части раненный в левое плечто в руинах Сталинграда немецкий снайпер ещё повоевал с часок, потом притопал в своё расположение уже переодетым в мундир… Снять с такой раной маскхалат и прочее, с чем снайпер ходит на позицию, сложно, если не допустить, что раненный не слопал что-то типа каптагона и не обкололся морфинами. Но зачем? Чтобы прибыть в штаб при параде или чтобы у зрителей брови взлетели выше лба от удивления? Потом было ещё чудеснее: через сутки-двое немец забыл о ране, ничто не выдавало, что в левое плечо влетала пуля. Даже если вязальной спицей ткнуть туда, где немцу мундир помазали «кровью» вокруг декоративной дырочки, за сутки не затянется настолько, чтобы воевать как ни в чём не бывало. С чудесной поправкой от ран и травм в сериале вообще всё волшебно — и на псах так не заживает, как наврали. Но это пустяки, если всерьёз отнестись к сценам танковой атаки в цеху и рукопашке. Тут всё так плохо, что лучше не помнить. Можно просто по каждой серии пройтись, но не факт, что после серии «чудес» в первой части зритель захочет смотреть остальные три. А зря! В конце сообщают, что пара, скреплённая любовью, в составе спецгруппы разведчиков слетала в Африку и кое-кого вернула домой. Вот и вопрос созрел… Фильм поставлен по реальным событиям из биографий настоящих героев или военный мини-сериал превратили в Soap opera, чтобы поёрзать нам по нерву? Досадно, что фильм почти удался, но недочёты сценаристов, гримёров и консультантов многое испортили. Кстати, по ходу военные парни щетиной обрастают, как вжизни, но потом опять оказываются слишком бритыми, хоть было бриться и негде, и некогда… Или показалось? Не показалось, к сожалению, что во многих эпизодах к оружию бойцы относятся, как к бутафории, потом то у них патроны кончаются, а трофеи не собирают для следующего боя, то патроны опять есть… И тут волшебство? Ну, если в самом деле снят по реальным событиям, пусть сериал считается «хорошистом», но если вся история — выдумка, то получает он крепкую «пару» по пятибальной шкале. Особенно за обилие розовых соплей в военном фильме.