Пищеблок
- 19 мая 2021
Окажись в таком лагере, точно бы испытал ужас. Это вам не на диване, попивая чай, смотреть и любоваться вампирами. Атмосфера конечно жутковатая, совершенно несравнимая с моими воспоминаниями о детском лагере. А что же фильм? Точнее история… Сюжет строится по одноимённому роману, поэтому судить создателей по критерию «интересности» несправедливо. Тут уж каждому своё — кому что нравится. Мне больше зашло исполнение и игра актёров, столь юных, что это только придаёт им фору за такое «погружение». А выделить особенным образом хотелось бы Фёдора Федосеева, исполнившего роль Лёвки Хлопова. Сыграл великолепно! И конечно же любвеобильную Свистуху (Ирина Пегова)! Не хватило в сериале «цепляющего фактора». Словно фильм склеили из множества сюжетных линий и сцен, кажущихся лично мне бессвязными. Истории сцен обрываются одна за другой и остаётся ощущение недосказанности. И это главный упрёк режиссёрской работе — хотелось сделать всего побольше и эффектнее, а получилось нагромождение, от которого теряешь всякое увлечение от просмотра от серии к серии. Не было ни одного (!) момента, в котором у меня бы возникло чувство сопереживания герою. Также как и не возникло чувства эмпатии к Валерке Лагунову, который, благодаря сценаристам, оказался противоречивым персонажем. Уж очень «разный» он получился, хотя мальчик, как актёр, — талантливый! Но самое разрушающее воздействие на фильм оказало отсутствие чёткого жанра. Как уже писал выше, создатели решили напичкать сериал всем, чем только можно. Мистика, чёрный юмор, множество подчёркнутых эротических сцен, флешбеки в революционное прошлое, хаотичные любовные завязки и череда неловких моментов в диалогах, за которые даже, как зрителю, «по-испански стыдно». Поэтому чтобы воспринять эту ленту более полно, необходимо хотя бы прочитать книжную версию романа. А вот если говорить о визуальной составляющей, то «Пищеблок» — это, несомненно, прорыв в российском кино! Красивая операторская техника работы, динамичные кадры и даже диалоги наконец-то научились разбавлять второстепенными действиями героев. Звуковые эффекты тоже прекрасно дополняют атмосферу. Вот всё, казалось бы, есть для создания качественного кино, но в очередной раз подводит воплощение. Посмотреть такой сериал будет интересно скорее только в компании друзей — всё-таки есть темы, над которыми хочется потолковать, оценить шутки, а вот насчёт «попугаться», то это вряд ли. Увы, но достойного послевкусия после просмотра лично у меня не осталось. Возможно кому-то «Пищеблок» зашёл больше, чем мне! По крайней мере, моральные посылы в нём весьма сильные. И как минимум, за одно это можно сказать создателям Спасибо! 7 из 10
Очередной мегапроект Кинопоиска по следам больших стримингов — экранизация романа Алексея Иванова «Пищеблок» про подростков-вампиров в советском лагере в год Олимпиады-80. Кинопоиск хвастается, что после «Топей» это самый популярный сериал этой платформы. Еще бы: молодежь обожает вампирскую тематику, а уж как от вампиров колбасятся пенсионеры — не описать. «Я наследую Стивену Кингу», - гордо заявляет Иванов в интервью. Что ж, штук пять экранизаций у Иванова в активе уже имеется (унылый «Географ глобус пропил» с Хабенским в роли учителя-неудачника или пафосный «Тобол» с Дюжевым в роли Петра I), но чтобы догнать и перегнать Кинга осталось снять еще фильмов 50 или 80 или сколько их там всего. Но подождите смеяться, скоро выйдет экранизация краеведческого романа Иванова «Сердце пармы» и всех точно порвет: по его словам, картинку обещают аж «на уровне «Игры престолов». Оскал олимпийского мишки, или Как советский лагерь превратился в «Пищеблок» Пока вожатые купаются голышом под луной, младшенькие радостно сосут друг у дружки кровь, не привлекая внимания окружающих. Пегова трубит в горн, а Трибунцев пьет водку. Ветеран Шакуров играет «сухопарого старика в пионерском галстуке» — это Серп Иваныч Иеронов. С таким чудным именем у него дальше должен появиться брат Молот, не иначе (эмблема на его теле уже имеется в виде кровавой татуировки). В романе Иванова детишки называют вожатую Веронику Генриховну «Вника Греховна» — такой он, специфический пермский юмор. Разговаривают персонажи приличного вроде бы пионерлагеря на воровском жаргоне. «Пацы», «фиг-ли», «старшаки», «чухан», «очкастый» — это точно про пионеров или про колонию строгого режима? Рассказывают страшилки, но когда авторы берутся их визуализировать, вместо хоррора получается типичный клип из 90-х. Кстати, о музыке. Где Алла Пугачева или кто еще был популярен в 1980? Или все слушали исключительно Дэвида Боуи? Да и черт с ней, с Пугачевой, где логика? Хиппующий пионервожатый Игорь считает «битлов» страшной запрещенкой, а в саундтреке звучит перепетая британская музыка поздних десятилетий, совершенно не созвучная советскому времени. Но самое печальное в «Пищеблоке» — навязчивая прямолинейность. Ужас и мистика на поверхности, всё шито белыми нитками и высказывается в лоб — в отличие от Стивена Кинга или авторов фильмов ужасов, например, Джорджа Ромеро, у которых критика социального строя и «системы» зашиты глубоко, ведь задача вызвать эмоцию, напугать важнее, чем уныло рассказать про ужасы текущего политического строя. Иванов упоминал «Салемских вампиров» Кинга как пример лучшей вампирской литературы. Однако «Пищеблок» с произведением Кинга имеет мало общего — как и сериал далек от экранизации Тоуба Хупера с мистическим Мейсоном. По сравнению с хоррорами авторы «Пищеблока» явно не владеют жанром. Наверное, не зря большинство предыдущих творений режиссера сериала Подгаевского заслужили оценку ниже 5 по 10-балльной шкале. Адепты и пиарщики сериала упрекают тех, кому не понравился «Пищеблок», в консерватизме и отсталости: мол, какие вы тупые, это новый взгляд, вы ничего не поняли, но обиделись и оскорбились, ай-яй-яй. Но не думаю, что кого-то сегодня могут оскорбить вампиры в пионерлагере и прочая хтонь — всё это было, вспомнить хотя бы Илью Масодова и его несчастную пионерку Катю. Ну и сам Иванов, который часто пускается в псевдоисторические рассуждения, несколько лет назад отличился типичным консерватизмом, выступив против современного искусства от Марата Гельмана в Перми. Пионерство, вампирство и очень странные дела. Зачем Иванову советские 80-е? На сей раз Кинопоиск замахнулся не на «Настоящего детектива», а на сериал про подростков «Очень странные дела», чьи три сезона с успехом прошли на Netflix и пленили аудиторию даже не столько игрой Вайноны Райдер, сколько отсылками к поп-культуре 80-х. А еще был такой скверный слэшер «С. С. Д.» с Анфисой Чеховой и прочими демонами воспаленного разума, где тоже фигурировал пионерлагерь в 1984. На вопрос, почему 80-е, писатель Иванов отвечает так (будто говорит о себе): «Наши руководители не смогли придумать ничего хорошего и нового и впаривают обществу то, что сами видели в молодости — восьмидесятые. Они подсовывают нам просроченные идеалы, потому что по природе своей они не политики, они службисты, а генералы, как известно, всегда готовятся к прошедшей войне. Впрочем, общество согласно принимать эту осетрину второй свежести, потому что на три поколения советских людей только брежневский застой был спокойным и более-менее благополучным временем. Общество не понимает, что застой не единственный формат благополучия, как ГУЛАГ не единственный способ освоения Колымы». Взамен Иванов предлагает соответствующий изложенному мировоззрению формат неблагополучия, потому что альтернативы предложить он как писатель не в состоянии. Вообще чем читать графоманские «художественные» тексты Иванова — там, например, встречаются вот такие пассажи: - Широкая река на ярком солнце сверкала перед носом трамвайчика, и вдали рассыпчатый блеск сливался в сплошное ослепительное полыхание. - В густо-синем небе инфракрасным теплом лучились лохматые кроны сосен. - Игорь понял, что эта девица желает получить все удовольствия сполна: приятно, когда один парень клеится, а другого можно отшить. - Игорёха, забери сумку Иришкину! — по-свойски распорядился Димон. — Мне щас разную байду ещё в телегу скидать надо! Последняя — «типичная» фраза образца 1980 года. Чтобы понять спектр идей, которыми вдохновляется Иванов, можно не читать его художку — достаточно ознакомиться с его интервью про пионерство, вампирство и писательство: «В романе я ограничился вампирами. Они позволяли мне поговорить о том, о чем я хотел, — о влиянии идеологии на свободу личности. И о моей любимой теории Ричарда Докинза, на которой я и построил «Пищеблок». Скрестить Докинза с пионерлагерем — это как скрестить бульдога с носорогом. Дальше Иванов размышляет о «концепции истории», упоминая в одном ряду Гомера, Мильтона и Паниковского, точнее, Маркса, Толстого и Фоменко с Носовским: «Западный комплекс в конце 1980-х годов пожрал советский. Жить «как на Западе» обществу показалось интереснее, чем «как в совке». Когда советский порядок жизни пошатнулся, общество не пожелало его отстаивать; словно бы со скучного производственного фильма зрители перешли в соседний зал на увлекательный боевик». И вот как бы хотелось с очередного фильма по писателю Иванову перейти на какой-нибудь производственный фильм, но увы, ведь их — в том числе благодаря таким ивановым — сегодня больше не снимают. Дальше наш герой пустится в собственную гендерную теорию (!), потом назовет себя марксистом (!!) и договорится до того, что культурные герои нашей эпохи — это блогеры (!!!). Что ж, кто бы это ни был, но это точно не писатель Иванов, навсегда оставшийся в 80-х.
Наверное, во все времена существовало и существует явление, когда напоказ выставляются положительные вещи и скрываются отрицательные. В сериале показаны эти моменты: вместо «делать хорошо для общества» людям важнее «самим не получить по шапке». Вот в сериале и показана эта «неоптимизированность системы»: система работает только тогда, когда она людям по душе. Если ради системы душой приходится кривить, это мертвая система. Да, нам приходится носить маски, чтобы быть в обществе, но свой характер тоже должен быть. Если человек внутри «пустой» и маска для общества — единственное, что у него есть, это мертвый человек. Поэтому вампиры в сериале — это метафора. «Будь как все, не выбивайся из коллектива». И сразу показано, как у укушенного пропадает душа, он становится «черствым», «искусственным» и «правильным». Ощущается «диссонанс», как реклама посреди фильма. Какой бы полезной ни была в то время пионерская деятельность, взрослые наверняка не задумывались (некоторые не задумываются и сейчас), что творится у ребенка в душе: он ведь все еще познает мир. То, что для взрослого кажется естественным, ребенку может быть, мягко говоря, непонятным и даже шокирующим. Хорошим примером является игра Little Nightmares 2, которая вскрывает детские страхи, основанные на детской фантазии, заполняющей «пробелы неизвестности»; в которой злые взрослые показаны монстрами в детских глазах. А взрослые неспособны этого узреть, потому так себя и ведут. Более того, взрослый человек, оглядываясь назад может нынче сказать, что «тогда все было правильно и логично», но вряд ли ему самому тогда было хорошо. Мы ведь стараемся забыть все плохое? Нужно учитывать, что тема, которая поднимается в произведении — это чаще всего собирательный образ. Уже много лет до сериала среди людей бродят рассказы про «мазали девчонок зубной пастой» и про интимные отношения между вожатыми в пионерских лагерях. И если у кого-то в лагере этого не было (или вы просто не знали?), это вовсе не значит, что этого не было вообще. Теперь конкретно про сериал: очень понравилась атмосфера. Очень сильно погружаешься в атмосферу. В некотором смысле, сериалы даже круче фильмов, т. к. последние постоянно «кромсают», стараясь не затягивать сцены лишний раз. Здесь же дают время окунуться в атмосферу. Понравилась цветовая гамма, световые и ракурсные решения, которые лишний раз дополняют атмосферу. Кто-то говорил здесь насчет «плохого саундтрека», что современный саундтрек не ассоциируется советским временем. Сначала это и меня ввело в ступор, но обратите внимание: современный стиль музыки — не более чем творческий ход современного кино для «окраски» атмосферы. На дискотеке и в песнях персонажей звучит музыка 80-х. Да, фильм про пионерский лагерь, но не будьте эгоистами: современный зритель хочет увидеть и современный стиль. Иначе он посмотрел бы уже давно снятые советские фильмы. Главный герой — Валера Лагунов — и сериал в целом напомнили мне вселенную Гарри Поттера: кроме очков главного героя, он живет в пионерском лагере (Хогвартс), в отрыве от родителей (у Гарри правда родителей убили), где приходится нарушать правила, созданные взрослыми (старосты и учителя Хогвартса) и где происходит какая-то чертовщина с вампирами (Волан-де-Морт, Пожиратели смерти), а самое главное — взрослые об этом знают (и о камне, и о Тайной комнате…), но молчат, хотя находятся прямо внутри событий, влияя на их ход. Насчет обнаженки — соглашусь, что местами она действительно неуместна: например, когда Валера следит из-за дерева за убегающей Вероникой… создалось впечатление, что либо не тот набор кадров снят, либо не так смонтирован. Как-то тупо это выглядело. Хотя, момент — важный, т. к. на него в дальнейшем будет отсылка. Я представил, как бы выглядел сериал, если бы его перемонтировали и сделали без обнаженки. Возможно, он стал бы детским… но не правдивым. А здесь все показано реально. Такие вещи не проходили мимо глаз детей. Это могло быть случайно, но быть. Просто люди всегда делают вид, что этого не было. Кстати, насчет кадров: в одном и том же кадре можно заметить отклонение положения, перспективы или горизонта камеры. Что интересно, это даже не портит и выглядит очень мягко. Вернемся к музыке: композитор очень большой молодец. Музыка — не просто атмосферная, в ней очень тщательно подобраны мягкие пэды короткие импровизации-секвенции поверх них. Когда я смотрел сериал, проникся атмосферой и слушал фоновую мелодию, что накладывается на атмосферу, я подметил, будто композитор заранее знает, какую следующую ноту я ожидаю услышать. И чаще всего, ИМЕННО ЕЕ он и играет. В целом, хочу сказать, для меня этот сериал — это хит. Современное кино сейчас старается достучаться до зрителя более «утонченными» методами (некоторые зрители убеждают себя при просмотре, что этого не существует), в этом его фишка. Наконец, хочу сказать, что предвзятость портит весь просмотр. Нужно отбросить все мысли и просто смотреть фильм. Понять и принять, что «кино сейчас такое». Тогда и для себя можно открыть много интересного.
В 2021 году я ждал два русских сериала: «Пищеблок» и «Хрустальный». От «Хрустального» особых ожиданий не было, но он оказался отличным. «Пищеблок» ожиданий не оправдал: мне не нравится работа оператора, мне не нравится халтурная стилизация СССР, мне не нравится музыка и мне не нравятся нелогичные (порой) поступки героев. В СССР девушки не носили трусы типа «бразилиана» — с открытой нижней частью ягодиц, таких трусов даже в продаже не было. Девушки-вожатые в СССР не купались голышом и курили крайне редко. Женское курение вообще в СССР было распространено слабо. Почему в лагере ночами какой-то прожектор светит сквозь деревья, причем снизу вверх? Других целей, кроме как сделать красивые лучи для «картинки» оператора — нет, выглядит неестественно и глупо. Стыдно осознавать, но в американском сериале «Чернобыль» Крейга Мэйзина советский быт показан лучше, чем в российском «Пищеблоке». Из плюсов, пожалуй, только кастинг — типажи подобраны хорошо. Постоянно замечаешь, что лагерь — ненастоящий: главные ворота и бутафорский заборчик поставлены прямо на берегу, между створок ворот просто земля — нет ни асфальта, ни бетона, ни хотя бы гравийной дороги. Развешали по «лагерю» красные тряпки, нарисовали на стёклах серпы и молотки — ну всё, да, это СССР — мы поверили (нет). Плохие декорации не дают поверить в происходящее. Пионеры разговаривают как герои книжек про Тимура и его команду — так дети не общаются. У пенсионера на руке красная татуировка серпа с молотом — модный дед был, первый дед в СССР с цветной татуировкой.
Когда впервые увидел промо сериала, сразу было что-то такое внутри, недоброе. Наверное сказывается опыт просмотра многих российских фильмов о советском союзе. Было ясно сразу, что будет клюква, антисоветчина и т. п. Вампиры боятся святой воды, церквей, и прочую святость не любят. Носят все вместе одну форму, пионерскую, красные галстуки, мол защищает. Странно все это. Приезжают злые красные кровососы, кусают детей, взрывают церкви. Они вроде как идейные-строят новую страну, новую эру, но вот грабят и насилуют в революцию. Зато батюшка девочку спасает, молитвами да святой водой очищает. Будто заказ сейчас такой сверху, какой фильм не посмотри. ТАМ понимают, что стране нужна идея, которая всех сплотит и будет двигать вперед, да вот только не могут они её найти. Разрушили одну, а другую не придумали. Вот и стараются всюду веру втиснуть, словно заменить пытаются. Мол, вот раньше была плохая идея-кровь сосали, а серп-молот-звезда-флаги красные вообще бесовщина настоящая. Вот это мне категорически не нравится. Нет, я не против Бога или веры. Я против того, чтобы это пихали всюду, да еще и на таком контрасте. Да, идея сериала классная, но, как я понял, это заслуга именно что автора книги, по которой сериал снимают. Адаптировали странно. Голые вожатые купаются, траха*тся по ночам, бегают по лагерю, сверкая сиськами. Ночью вечно что-то светится, словно прожектор. Дети-кто угодно, но только не пионеры. То быдло, то мелкие зеки. Понравился главный герой, вместе с его вожатым. Играют не волшебно, но сносно, не вызывает отторжения, приятно следить за ними в кадре. А вот поступки героев часто выглядят странно, нелогично. Но не смотря на все вышесказанное, если абстрагироваться от этого, то смотреть интересно. Просто как сериал на вечерок, с чайком и печеньками-очень даже. Не вдумываться-просто смотреть.
Начал смотреть сериал, был приятно удивлен необычным сюжетом, интересной стилистикой пионерлагеря СССР, в котором я никогда не был. Думал посмотрю буду сопереживать героям, примерять на себя ситуацию, представить как бы я поступил в той или иной ситуации. Как вампирская тема будет встроена в антураж 80х и все такое… Но вот от серии к серии все ярче и ярче проступает какая то клюква. И галстуки пионерские у вампиров как кровавый атрибут, что то зловещее, и главный герой бьет проклятых пионеров и борется с ними не жалея даже своего друга, и девочка у него конечно же есть — это уж само собой разумеется (не то что всякие лохи и быдло в 12—13 лет с мальчишками дружат и на уме у них то что у большинства детей их возраста), и прямо не такой он как все не то что эти со своим «коллективом». Ну такая прям ненависть у автора к пионерской организации и ее атрибутам. Ну ненавидите вы все это, зачем выпячивать то так, прям в голову лезть со своей пропагандой всего антисоветского. Многое в СССР было с перегибами, но превращать неплохой ужастик и слешер в тупую клюкву это перебор. Из главного героя вы сделали не похожего на детей того времени инопланетянина. В реальном лагере не вампиры, а реальные пионеры даже бы не обратили внимание на подобного чудика. Ну серьезно — грубо слепленная глупая разувесистая клюква.
Скажу сразу, что авторы пытались в «Американскую историю ужасов» с её откровенными сценами, атмосферным сеттингом и узнаваемым кастингом, но это получилось пошло, глупо и совершенно не ощущается атмосфера 80х, и даже Олимпиада, что проходит красной нитью через сюжет, не цепляет какие-то ностальгические струны. Хотели создать каноничный образ персонажей аналогичных историй, а получился набор глупых типажей и штампов. Непонятные сцены, однотипные диалоги, немотивированные поступки персонажей — всё это открывает нам вид на игрушечный мир 80х через призму 2021 года. Сложно поверить актерам, даже Трибунцев как будто выпадет из каста, хотя мы знаем, что он может играть необычных персонажей, да и как актер, несомненно, топ. Можно сказать, что режиссер всю жизнь пытается в ужасы, называет их триллерами, но впервые вышел из «красной зоны КП» именно с хайповым «Пищеблоком», а по ощущениям это та же самая «бэшка» с претензией на триллер, а по факту — совершенно проходной сериал, как всегда с «перспективой».
Начал смотреть Пищеблок. Прочитал книгу. Продолжил смотреть. Послушал подкаст. Что могу сказать… Во-первых и самое главное — если бы не рейтинг 18+ у сериала была своя аудитория из подростков старшего школьного возраста. Эти вставки обнаженки и постельных сцен абсолютно лишние. Во-вторых. Никто похоже не заметил основную идею, что сериал на самом деле не про вампиров и не про пионеров. А открытая пропаганда западных ценностей и демонизация советской системы. Стратилат — это олицетворение всей советской системы. Пиявцы — это партийные функционалы. Все у кого пиявцы пьют кровь — это остальной советский народ, вынужденный страдать и подчиняться воле партийных. Главные герои — Валерка и Игорь, отличаются от всех одеждой. Вместо советских символов — галстуков и звездочек — у них символы западные — джинсы, патлы. Ну и чем все закончится мы уже видели в 1991 году.
Являясь студентом киновуза сложно оценивать здраво российское кино, но я попробую. Многие мои друзья обсуждали данный сериал, но я не обращал внимание и вот подключив себе плюс, решил посмотреть, что же он из себя представляет. Хочу сначала похвалить, пряник-кнут. Плюсы этого сериала: Мне понравилась актерская игра следующих актеров: Пётр Натаров — начинающий актер, как я понял это его первый большой проект, и видно, что иногда не доигрывает и «шакалит». Но Лично мне понравилась его игра, парень молодец, желаю чтобы и дальше так играл и улучшал свое мастерство. Федор Федосеев — ничего плохого сказать не могу, все с игрой на отлично. Ангелина Стречина — хороша, но ее использовали как куклу, что мне лично не понравилось, об этом позже. Сергей Шакуров, Илья Коробко, Ирина Пегова, Тимофей Трибунцев, Николай Фоменко — актеры старой школы и они молодцы, к ним тоже вопросов нет. Операторская работа — изюминка, Николай Богачёв большой молодец. Глаз радовался. НО есть придирка, цветокор. Кто-то прогуливал эти пары или не научился сводить цвета… Видно, бросается в глаза. Как сказал бы мой мастер, исправить, но тут уже все. ДРОН. Это тот момент, когда ты купил дрон и лепишь его куда угодно. Зачем, ребята вот зачем вам было с него так много сцен, и одно повторяли на протяжении всех сцен, снимите вы под другим углом эту церковь. Цвет на дроне и на камере разный — не свести, кто-то забыл выставить баланс белого? И со светом, что такое, солнце с одной стороны, но солнечный свет падает совершенно с другой стороны, мелкие косяки, но есть, вы же профессионалы в конце концов. МИНУСЫ АТМОСФЕРА Что хочет увидеть зритель, когда включает фильм (сериал) старого времени? Соответствие времени. Кто? Кто ходил в 80-е в джинсах? Вы знаете? По мнению Анны Козловой, Марии Швачкиной(художники) каждый второй человек в СССР, если вы не знаете как одевались люди, возьмите вы и спросите родителей или наймите консультанта. Валеру можно было выделить по одежде и тд., но остальных сделайте во времени. Музыка, эта главная составляющая атмосферы, ЗАЧЕМ ВЫ БЕРЕТЕ ЗАРУБЕЖНУЮ МУЗЫКУ? Уважаемый, Святослав Подгаевский(режиссер), мог взять русскую музыку того времени и атмосфера стала бы приятнее. И молодежи интереснее смотреть, а взрослому поколению ностальгия. ГРУДИ (мог бы написать иначе, но не уверен, что пропустит КИНОПОИСК) они везде. Опять же, вопрос к режиссеру: Зачем вставлять столько много грудей? Никакой мотивации и цели показ обнаженного тела не преследуется. Бедная Ангелина Стречина, ее грудь показали (я даже сбился со счету), слишком много обнаженки, Ангелина красивая девушка, но зачем так много. Это становится порнухой просто, не эстетично. Когда много раз показываешь это убивает интерес. Мне лично было противно смотреть уже после 2-го раза, мешает просмотр. Это делали для молодежи, чтобы они продолжали смотреть, если только, других вариантов нет. Актерская игра Даниила Вершинина Дорогой режиссёр и продюсер, зачем? Парень не актер, я не верю, что других актеров было не найти, можно было бы взять и посимпатичнее. В кадре смотрится как «мудак», это его роль. Но никак не романтик-герой. Сюжет. Ждешь когда же начнется жесткач, триллер же. Отсылка к очень странным делам, что кстати, сами авторы не скрывают, посмотрите на постер к сериалу. 3 серии раскачки. Вампиры какие-то слабые существа, но вдруг в последней серии взрываются как бестии. Грубо говоря ждешь последней серии, и весь экшон вылезает наружу. Все очень затянуто. Можно было сделать за серий 6, а то и 5. Многое можно выбросить и это не помешает раскрыть персонажей. Может я слеповат, но изменение Валеры я не заметил. Он из начально был сильный. Единственный кто изменился на мой взгляд это доктор. Обобщая все, могу сказать, если сериал перемонтировать, многое убрать, то получится отлично. Мне зашла идея вампиров в лагере, это круто. Смотреть можно, но знайте это не очень странные дела, до их уровня далеко, но как сыроватая альтернатива может пойти.
Хочу начать с того, что я не читал одноименное литературное произведение, по которому создан сериал, и оценивал кино только как зритель, не знакомый с текстом первоисточника. Уговорить посмотреть этот «шедевр» меня смогла подруга, и исключительно благодаря её стараниям я не бросил просмотр после ознакомления с первой серией. Однако после знакомства с 3 эпизодом я осознал, что даже за деньги не стану поддерживать хоть какие-то связи с «Пищеблоком». Важно подчеркнуть, что я далеко не любитель писать какие-либо отзывы и рецензии на фильмы/сериалы, но бездарность режиссера не позволяет сохранить эмоции в себе. Еще до выхода сериала разработчикам удалось создать большой ажиотаж вокруг него. Были многочисленные упоминания в интернете, при каждом посещении ютуба люди могли видеть пеструю рекламу как в самих видео, так и на главной странице. Создавалось ощущение, что сериал действительно имеет большой бюджет и способен показать себя с хорошей стороны. В соцсетях неоднократно упоминалось, что сериал выступит своеобразным ответом «Очень странным делам». Но на деле оказалось, что продукт даже рядом не стоял с «Бесконечным летом». Конечно и «Лето» имеет свои минусы, однако «Пищеблок» по всем параметрам проигрывает и ему. Теперь перехожу к конкретике. Сериал пропитан антисоветскими мотивами. Складывается впечатление, что режиссер получает удовольствие от глумления над советскими гражданами. Не удивлюсь, если ему специально была поставлена задача создать максимально убогие образы людей СССР. Если вы когда-то слышали фразеологизм «прокрустово ложе», то он полностью подходит под описание лагеря (который также представлен отвратительно) и его обитателей. Персонажей, к которым можно относиться нейтрально (я даже не говорю о симпатии), легко пересчитать по пальцам. Например, существует такой герой, как Саша Плоткин — обычный вожатый в пионерлагере, который имеет привычку строить планы и стараться четко следовать им, а также не приветствует увлечения других героев западной культурой. Другими словами, Плоткин — обычный добропорядочный гражданин Союза, как и миллионы других его соотечественников. Режиссер же выставляет эти черты характера только в негативном ключе, открыто насмехается над ними. Что касается других жителей пионерлагеря, то о них и говорить противно. Всех их создатель наделил самыми низкими моральными качествами. Они показаны жуткими эгоистами, которые живут только низменными желаниями. Вожатые ведут себя откровенно глупо. Например, позволяют себе открыто и страстно целоваться в окружении подопечных, спокойно допускают такие выходки пионеров, за которые в СССР дети получили бы серьезнейший выговор. Лагерь переполнен развратом и похабщиной. К примеру, для достижения своих целей старшая вожатая (более 40 лет) совсем не против соблазнить молодого парня (около 20 лет) прямо на территории детского учреждения. В кадре неоднократно демонстрируется женская грудь, причем абсолютно без должной на то причины. Разработчики пошли и дальше, они решили показать в кадре эрегированный половой член пионера. Действительно, ведь если его не продемонстрировать, то как кино может быть успешным!? Наверное, режиссер был уверен, что чем больше зритель увидит таких моментов, тем выше будут рейтинги. Что ж, не будем его разочаровывать. Внешний вид лагеря удивляет своей заброшенностью. Наверное, многие пионерлагеря, оставшиеся гнить с того времени, сейчас выглядят лучше, чем показанное детское учреждение в период 80-х годов (время расцвета детского отдыха). Хоть бы забор для приличия покрасили…Также присутствует заигрывание с религиозной темой. Оказывается, чеснок более не спасает от вампиров, только крест может оказать влияние на кровопийца. В заключении хотелось бы сказать, что именно из-за подобных произведений киноиндустрии у современного поколения складывается неверное мнение об СССР. Видно невооруженным глазом, что режиссер хотел показать этакий «Ужасный совок» глазами либералов. Но комичен следующий факт: авторы пытались продемонстрировать «ужасный социалистический режим», а получилась в итоге пародия на современную капиталистическую Россию. Часто люди говорят: «Хочется стереть себе память, чтобы еще раз пересмотреть что-либо». После просмотра «Пищеблока» тоже не терпится это сказать, однако стереть память хочется только, чтобы забыть этот антисоветский бред.
Окунуться в своё пионерское детство с вечерними и ночными страшилками в палатах при свете фонарика, питающегося от двух здоровых батареек 373, лично у меня не получилось. Вообще никак. Потому что скептицизм к происходящему на экране возник с первых минут просмотра. У меня одного возникло ощущение, что создатели сериала пытаются, простите за выражение, «втюхать» очередную Мэри Сью в штанах? Вместо белого коня — белый теплоход. Этакий Гарри Поттер вместо Хогвардса отправляется в пионерский лагерь 80-х. Почему именно в пионерский, а не современный детский-оздоровительный — не очень понятно. Разве что создатели сериала настолько ненавидят советское прошлое, что готовы увязать ради отсылки к нему символы пионерии (значки, галстуки) к знакам нечисти. Вышло не очень, кстати. Крайне пустые и картонные персонажи, слоняющиеся в кадре так, словно их стукнули пыльным мешком из-за угла. И дело даже не в актёрском мастерстве ребятишек, просто их роли и характеры писали на коленках разные люди. С пустыми диалогами и невнятными эмоциями. Просто чтобы была массовка. Главный злодей вычисляется практически моментально, поскольку настолько не органично вписан в сценарий, что с первых минут понятно, что он — абсолютно «лишний». Чудовищно бесстыжее заимствование из сериала «Штамм», вплоть до неприкрытого «цитирования» спецэффектов, не добавило лично мне никакого оптимизма при просмотре. Кое-как на перемотке последние 2 серии. Вторсырьё. Вымокшее и покрытое плесенью.
Совершенно неоднозначный с моральной точки зрения, в первую очередь, проект. В общем, не удивительно… В очередной раз человек, занимающийся продюсированием сериала (Александр Цекало), произвёл на свет какую-то чудовищную антисоветскую бредомуть, не поддающуюся осмыслению. Вдобавок режиссёром был выбран 38-летний Святослав Подгаевский, который, очевидно, имеет скудное детское представление о 80-ых годах прошлого века. Кстати, и сценарист фильма (Александр Талал), хоть и 47 лет отроду, появившийся на свет в солнечном городе Ташкент, мыслит не менее одиозно и парадоксально! Компания подобралась — «огонь»! Результат вышел — «дым», чадящий и непроглядный, как от мокрой соломы. Изумляет одно: как известные и талантливые актёры (Шакуров, Фоменко, Пегова, Трибунцев) согласились на участие в подобной компании?! Неужели деньги настолько вышли на первый план? Разве можно жертвовать принципами ради хайпа? Детально проанализировать картину невозможно. В ней нет базы, в сюжете практически отсутствует динамика, а кинетика нивелируется силой трения о моральную твердь. Есть завязка и развязка, а между — нудная, малохудожественная мешанина, оскверняющая советские символы и глумящаяся над пионерской организацией. Странное дело, фильм концептуально идентичен старым картинам «Посторонним вход воспрещён», «Кортик», «Бронзовая птица», фактически имеющий подростковую ориентацию и рассказывающий о школьниках, только сдобренный очень смелой эротикой, что переводит его в ранг 18+! Дикое несоответствие действующих персонажей и аудитории просмотра! Как можно снимать детей в проекте с таким количеством обнажёнки? Это значит, что юные актёры даже не смогут увидеть плоды своего труда? Наверное, если бы Брэм Стокер совместно с Тинто Брассом снимали страшное кино для детей, оно могло выглядеть именно так! Но я уверен, что им хватило бы ума и мудрости не ступать на столь скользкую тропу. Зачем, вообще, нужно было выбирать временной промежуток периода Олимпиады в СССР? Что бы получить лубочный антураж с красными пионерскими галстуками, что бы ещё раз потоптать свою историю и опошлить значимые для многих людей ценности? Это подло. Мистическая сторона триллера «Пищеблок», на мой взгляд, ничтожна слаба! Происходящее в отдельно взятом пионерском лагере воспринимается примерно так же, как известная пародия на фильмы ужасов — «Нападение помидоров-убийц»! Лагерь скорее похож на заведение для беспризорников после гражданской войны, нежели на место отдыха советских детей в эпоху развитого социализма. Ляпы в фильме низводят все усилия съёмочной группы до уровня какого-то «чёрного каламбура»! Ну, не открываются окна в многоэтажных домах наружу! Как этого можно не знать взрослым образованным людям? Пластиковые бутылки в 1980 году отсутствовали даже в Москве! Были стеклянные, очень редко — стальные или алюминиевые банки… Не могу не упомянуть ещё об одной странной ассоциации, возникшей у меня в ходе ознакомления с сериалом. В какой-то момент, я вдруг понял: так это же дико мутировавшее продолжение фильма-сказки «Новогодние приключения Маши и Вити»! Все персонажи на месте: дотошный и изобретательный Витя (Валерка), его подруга Маша (Анастасийка), зловещая, но добрая Баба-Яга (Анна Сергеевна, заведующая пищеблоком), безвольный Леший (Валентин Сергеевич, врач), пышнотелая, строгая, но милосердная Печка (Свистуха). Только аналог кота Матвея не угадывается, хотя можно при желании найти его сущность в Веронике Несветовой. Вот такие «новые этапы эволюции». Виток её возвратил нам повторение истории в виде фарса… Подводя неутешительные итоги, приходится констатировать полный провал проекта. Огромная доля зрителей, рождённых в СССР, не примут фильм никогда. Он плох эстетически, он отвратителен психологически, он идейно ущербен и художественно уродлив. Вполне допускаю, что найдётся некоторое количество «нежити», которой содержание «зайдёт». Это беда. Это вырождение.
Да, безусловно, воспитание СССР вряд ли растило каких-то задир и тех, кто будет выступать на сцене в мини-юбке, но разве все всегда так идеально? Многие обиженные люди, что выросли в Советском Союзе жалуются на то, что воспроизведено якобы не так, как было на самом деле, но тут и режиссер молод, и не должно быть все конкретно так, как было в чьем-то детстве, у всех было по разному. Теперь к сериалу. Сначала больше минусы. Актерская игра молодых актеров не так хороша, как хотелось бы, но на то они и молоды. На счет более старшего состава, таких как Сергей Шакуров и Тимофея Трибунцева (который, кстати, заслуживает отдельного абзаца), то тут игра действительно на уровне. Есть некоторые актеры заднего плана, которые сыграли, на самом деле, почти плохо, но на то они и второго состава, что появляются редко и глаза не мозолят. Картинка даже слишком идеальная — разбирай на скрины и будто с фотосессии, не знаю, плюс это или минус. Художники, безусловно, постарались, но постоянно какой-то свет, который делает картинку, безусловно, красивой, но даже слишком. На заднем плане, за окнами, в лесу, уже как-то лишнее. Это, наверное, сказал почти каждый, но между персонажами чертовски мало химии. Не хватает каких-то шуточек и взаимодействий, что-ли. Главный герой постоянно действует сам со своей шизой, а когда появляются новые помощники, то взаимодействий слишком мало. Теперь больше плюсы. Врач, или же Валентин Сергеевич это именно тот персонаж, который сначала очень от себя отталкивает, а потом становится любимым. Немного безумный, странный алкоголик, который проходит путь от труса к герою. Именно между ним и Горь-Санычем больше всего химии, как бы мало ее ни было в этом сериале. Сюжет заслуживает похвалы, хоть многим и не нравиться то, что все вывалили в последней серии, но как по мне это наоборот лишь вызывает больше эмоций и взрывает мозг, что безусловно оставляет еще несколько дней раздумий над просмотренным. Я обычно не пишу рецензии, скорее лишь небольшие отзывы, но тут меня действительно зацепили, для русского кино это, безусловно, еще один прорыв. Первая мысль: боже все проблемы из-за этой девочки. Как итог: сериал сделал главное для русского кинематографа — вызвал помимо отрицательных еще и положительные эмоции, так что посмотреть, безусловно, стоит.
Этот сериал неплохо снят, атмосфера восьмидесятых определённо есть, много бытовых деталей показано, и я бы даже не сказал, что он такой уж скучный. Мне не нравится там родная музыка, такой нудный хоррорный амбиент, а ещё просто лишние попытки сделать как на западе (например, рекап всех персонажей в конце эпизода под песню, как они страдают каждый от свой несправедливости, при том что большинство персонажей там вообще эпизодические). Вообще, видно, что растягивают хронометраж — там книжки-то не очень много. Из технических моментов ещё отмечу озвучку персонажей под фанеру из телевизионных сериалов праймтайм: как будто микрофон в рот засовывают, но губы всё равно не совпадают со словами. Однако все эти замечания меркнут перед главным недостатком — собственно первоисточником. 1. Все книги Алексея Иванова всегда демонстративно наполнены самим Ивановым. Там обязательно будет главный герой или какой-нибудь очень выдающийся персонаж, который будет ну просто в конину упоротый. Он не будет особо дипломатичным, человечным, и даже сложным, и даже вежливым, и даже сильным. Он будет резко и грубо отвечать на любое иллюзорное подозрение на давление и болезненно реагировать на любую свою недостаточную принципиальность. На каждое «отойди» будет зыркать исподлобья и дрожащим, но крепеньким голосом говорить: «Не отойду». Таков и главный герой этого произведения, ему тоже так надо. Где-то на него кто-то смотрит, наверное, и думает: «Надо было и мне так рано начать быть сильным». Ну т. е. такая вот очень авторская вещь, на любителя. 2. Я не буду врать, я хотел от этого сериала интересного приключения в духе Стивена Кинга там, чтобы команда была и разговоры о том, как нам всё это преодолеть вместе. Вообще, чтобы было ощущение людей и общежития. Но нет этого здесь, сериал, по сути своей, очень одинок и интроверсивен (что невероятно странно смотрится, учитывая сеттинг). Один в поле воин, и вся вот эта лабуда. Очень я устал от упрямых попыток гг чего-то кому-то доказать, сообщить, чтобы ему всё не верили, и не верили, и не верили… Эта фаза вообще всегда самая утомляющая в аттракционах такого рода, но в этот раз она просто мазохистски выписана — с оттягом, акцентировано — видать, в этом и смысл. Слава Богу, что понял. 3. Это, безусловно, серьёзное произведение, о коллективизме, социальной несправедливости, разочаровании в людях, психологии. Оно учит нас, показывает жизнь, скажем ему спасибо за это. Нам этого не хватало. Но поскольку оно своим худосочным седалищем пытается усидеть на двух стульях сразу, т. е. ещё и развлечь нас по-молодёжному, вся эта глубина выглядит поверхностно и претенциозно (так и хочется сказать: ещё более) и, к сожалению, успевает сильно подсдуть развлекательную часть. Два этих стула разъезжаются, как ножки у Бэмби на льду. 4. Персонажи все выструганные, покрытые лачком, хорошо подогнанные выполнять свою чётенькую функцию в уравнении, делающие всё аккуратно логичным, высказывающие нам какие-то мысли, которые мы примерно должны получить и вежливо поблагодарить за это. Не живые люди, но функции, чьи-то умозаключения в чьём-то чужом сознании. Кому нужно коротко: снято неплохо, но затянуто и подражательно. Со стороны сценария присасывается к книге слишком, на мой взгляд, старательно, надо бы немножко охолонуть. Персонажи — как слушать чей-то разговор с самим собой или изложение чьих-то проблем, до которых тебе реально нет дела. Пытался сейчас подумать, кто мне там вообще нравится. Шалаева самая адекватная, по-моему. 6,5 из 10
Олимпийское лето 1980. Ребят из разных уголков необъятной советской страны встречает коллектив пионерского лагеря «Буревестник», и даже пенсионер союзного значения поднимает флаг смены. Их ждут кружки — от театрального до футбольного, зажигательная дискотека и увлекательная зарница. Мальчики и девочки испытают незабываемые эмоции, обретут новых друзей и все пройдет по плану… с сек$уальными «вожатками», пьющим врачом, расчлененкой и даже пиявцами со стратилатом. Кровь роднит людей с волками — алая как флаг. Эта строчка из песни подошла бы для эпиграфа к книге Алексея Иванова «Пищеблок», которая легла в основу одноименной 8-серийной истории. Автор романа «Географ глобус пропил» скрестил тему вампиров и коммунистического режима в формат подросткового ужастика. Несмотря на местами эротический контент, в центре сюжета оказывается подросток — Валерка Лагунов (Петр Натаров). Юношеский максимализм вместе с гиперболизированным чувством справедливости создают бесстрашного положительного героя, который гребёт против течения общественного мнения, борясь за правое дело. Валерка — диссидентский вариант Коли Герасимова из «Гости из будущего». Он спасает свою Алису и не поддается искушению «быть как все» ради благ «кровавого» режима. Авторы быстро превращают расследование детских страшилок в историю о кровопийцах советского разлива. К ней невзначай добавляются аллегоричные образы теплохода «Вергилия», доставляющего детей в лагерь, перевёрнутая звезда — пентаграмма и философские беседы Валерки с погибшим братом. Эти символы придают глубины истории, наполняясь смыслом в финале. Съемочная бригада создала пугающий симбиоз ностальгической атмосферы 80-х с популярными трендами из «Очень странных дел». Неоновые мерцающие вывески, крадущиеся тени в красном освещении пугают не по-детски. А бОльшего колорита добавляет музыкальный ряд с изюминкой — панк-хитом от Гражданской обороны. Мрачное шоу радует проработанностью вкупе с хорошей игрой молодых актеров помимо Петра: — Даниила Вершинина, Ангелины Стречиной в присутствии Тимофея Трибунцева и Сергея Шакурова. Хотя сюжетного запала не хватило на все серии, все равно рекомендую это единство аудиовизуального стиля и сюжета от режиссера Святослава Подгаевского. По крайней мере 7 эпизодов производят хорошее впечатление. 7 из 10
Не знаю говорил ли кто-то тут о самой съёмке или только о том, что по сравнению с книгой всё плохо, а я вот скажу. При просмотре сериала создаётся впечатление, что в команду взяли ребят только прошедших какие-то курсы и они хотели впихнуть в сериал всё что умели. 1) Свет — я понимаю, что у создателей была цветная лед панель, но на столько неоправданное её использование — перебор. Постоянный фиолетовый цвет по поводу и без (особенно в сетинге 80-х, откуда он там?) вызывает много вопросов, больше вопросов вызывает только человек с отражателем, который в каждой пятой сцене зачем-то делает беспорядочные, мельтешащие блики на лицах персонажей. 2) Цветокор — пытается создать ощущение СССР, и иногда попадает, но он на столько не ровный, что в двух идущих друг за другом кадрами может быть разница в балансе белого, контрастности, насыщенности. Посмотрите «Чернобыль — зона отчуждения», почему там смогли? 3) Сама съемка — тоже вызывает вопросы, хоть и не в таком количестве. Иногда кадры откровенно начинают дрожать, будто кто-то случайно пнул штатив, но решили не переснимать, а накинуть эффектов на монтаже. Зачем-то неоправданное использование графики (например в сцене где карандашом проявляется надпись в журнале), которое к тому же и кривое, ибо пошли полосы по экрану, и графоний начал лагать. Ну про неоправданную обнаженку, нелогичности, пионеров, которые первое что говорят в сериале, это называют дурой вожатую, карикатурных персонажей и т. п. молчу. Единственное, кого хочется похвалить, это антуражистов, представляю как не просто было собрать всё это. Всё это на правах конструктивной критики, мало ли, вдруг создатели почитают. А в целом сериал смотрибельный, прямо скажем максимум на 5 из 10, но уже лучше чем ничего.
Я вполне лояльный человек и если кто-то находил клюкву уже в 1 серии и бросал смотреть, то я прощал некоторые моменты по причине симпатии к советской тематике. Пока не прифигел на 7 серии с того, что автор нам даже не намекал, а весь сериал строил на мысли о «кровавом совке». Когда начали раскрывать карты всех тайн, вот тут-то и начала показываться подоплека сея картины: Кто такие пионеры? Это подрастающее поколение, некоторые из которых станут коммунистами. А какие два самых известных факта вы знаете о них? Правильно — коммуняки пили кровь у народа и манипулировали им как марионетками. Но не кровожадности ради, а потому что недовольны существующей реальностью. Хотят, чтобы мир стал лучше. Тогда они становятся вампирами и начинают управлять людьми, чтобы те выполняли «правильные вещи». Сериал вовсе не пустой. В нем заложен смысл. Когда вы будете смотреть любую серию, присматривайтесь. Теперь каждая деталь, которой вы раньше не придавали значения, будет играть на антисоветскую идею.
Российские сериалы сейчас переживают некий переходный период, когда уже научились делать красивую картинку, но так и не научились рассказывать интересные истории. Сперва был провальный во всех смыслах «Водоворот», недавно вышел еще весьма спорный «Чикатило», вот теперь и «Пищеблок» подоспел. Тематика городских легенд, страшилок у костра и прочего мне вообще нравится. Есть что-то ламповое в таких сериалах. Тут у меня были на самом деле определенные надежды, что может получиться интересно. Но вышло очень невнятно, даже скучно. История о вампирах очень редко вспоминает о вампирах, а взаимоотношения мне не интересны. Все же я не мелодраму пришел смотреть, не мой жанр. Я не ожидал зубодробительных ужасов, но все-таки заявлена была атмосфера, саспенс, загадочные события и поиски ответов на вопрос, что тут за чертовщина происходит. Если бы сразу было заявлено, что тут больше про любовь и дружбу, я бы не стал тратить свое время. Темп событий медленный, часто становится скучно и серию буквально заставляешь себя досматривать в надежде, что дальше сериал разгонится и будет лучше. А лучше не становится. Сама вампирская тематика раскрыта плохо. Даже сказать особо и нечего про нее, просто она есть, но реализована крайне топорно. Отсутствие хорошей режиссуры и грамотного сценария убивает как раз ту самую пресловутую атмосферу «баек у костра», саспенс и напряжение. Возможно, в будущем все же стоит искать талантливых режиссеров и хороших сценаристов. Если вы смотрели «Водоворот», то примерно тут то же самое качество, только без музыкальных вставок. И на том спасибо.
Зажги свое сердце Неси его смело Отдай его людям Чтоб вечность горело Начинать с «как бы» итога это, наверное, моветон. Но пусть то будет мысль сквозь текст, не препарирование на атомы, а чистая эмоция. Сериал понравился, открыл для меня книгу, которую при всей моей любви к литературе, я пропустил, как, впрочем, и все творчество Иванова. За это, за эмоции, за расширение границ, однозначно 10. Но это оценка эмоции. Но мы тут вроде о сериале, а не о книге. Как он сам, за что его любить, за что смотреть, за что ругать? Посмотреть самому и сплюнуть в негодовании с желанием забыть или с пеной у рта доказывать другу: что вот этот сериал стоит того, чтобы его посмотреть! — несмотря на то, что это русский сериал? Картинка хороша. Вообще эта общая «непроблема» русских сериалов новой волны, которые перестали выдавать унылую картинку с какими-то безликими статичными ракурсами. Картинка хороша, богата деталями и не вызывает скрежет зубов. Как хороши и декорации лагеря и населяющие его люди, погружающие зрителя в ту, советскую эпоху. Как хороши были «Очень странные дела» в отображении своего времени благодаря деталям, костюмам, интересам героев! Не менее хорошо получилось все это и здесь. По музыке кратко и просто — отличная, как финальная песня в лагере и электронная музыка для динамичных моментов. Актерская игра, в целом, понравилась. Очень хороший и, почему-то, так и хочется сказать -душевный, каст не вызывает особых вопросов. Большинство даже второстепенных персонажей не вызывает отталкивающих чувств, играют хорошо и … черт побери, опять это душевно. Пусть это была далеко-далеко не самая подробная и основная линия, но по моему мнению именно игра актеров и образы Никиты Кологривого с Яной Гладких своей какой-то легкой искренностью заставили даже эту линию, несмотря на ее хронометражную малость, считать важной. Тут, скорее всего, сыграла просто личная приязнь к актеру, но больше всех блистал Тимофей Трибунцев в роли доктора. Всегда ждал сцены с ним с нетерпением, сам образ его персонажа, как и образы большинства героев, замечателен, а актерская игра подкрепляла его персонажа. Впрочем, с его персонажем есть небольшой косяк и тут толи это просто сценарное решение для того, чтобы вызвать шок, то ли некий осмысленный поступок, но все же если это последнее, то честно говоря, авторы тему не то что не докрутили, а скорее сделали из верных предпосылок неверный вывод. Простите за размытость, просто хочется без спойлеров. Вообще порадовала в целом не «плоскость» второстепенных героев. Доктор, Свистуха, Шалаева, Вероника, Бекля — выглядят очень выпукло и за ними интересно следить. Авторы сначала создают им вроде бы однозначные образы. Этот алкаш, эта стерва, гопница, мятежница, будущий зек. А потом берут, и дают всем второе дно. Доктор спился не потому что «ну, русские ж пьют». Шалаева вроде типичная гопница, но вот вам сцена, показывающая, что внутри нее живет и тягу к прекрасному и горечь от незаслуженной неудачи, что, кстати, потом сыграет колоссальную роль. Вероника вся такая мятежная, бунтуют не просто так, она не хочет жить в оковах, не хочет всей этой строгой прагматичной предопределенности. Даже Бекля, чей образ книжный все-таки глубже, порой предстает человеком слова, который держит его и ему не чужда некая честь. Ну а герой Ирины Пеговой ужасно растрогал, показав, что за любой строгостью, суровостью и стервозностью, может скрываться что-то очень простое, человеческое и девичье. Сцена с ней и Игорем — однозначно одна из самых любимых и трогательных. Не обошлось все же без ложки дегтя. Как по мне, актеры главных героев (Петр Натаров — Валера, Даниил Вершинин — Игорь), к которым приковано максимальное и безустанное внимание, со своей задачей справились не совсем. Порой от их эмоций и жестикуляции просто коробило. Поймите правильно, я не говорю, что они отыграли прям плохо. Нет. Просто порой и это, увы не так уж редко, в их игре чувствовалась фальшь и некая неловкость, от которой стыдливо сводило скулы. Но! Но! Не стоит кидать камни и посыпать голову пеплом. Да, далеко не идеально. Но это на фоне, как мне кажется, общего высокого уровня. Раз все кругом здорово, то и тут ждешь, что будет гладко. Увы, порой глаз спотыкается на них. Но в целом они сумели неплохо справиться с такой ролью, пусть не без греха. Самое главное. Сериал довольно бодро стартует, однако затем вторую и третью серую весьма буксует и кажется, что неплохое начало сейчас просто скатится с высокой горки и разобьется о стену с гулким треском. И вот, когда, казалось бы, на излёте экватора, что так сейчас и будет, он вдруг виляет в бок в горку и медленно-медленно ползет вверх. Серия от серии интерес только рос, события все закручивались и сгущались, повышая градус интереса, что при таком зачине мне казалось уже невозможным. Немного субъективного. Смотрели мы его с девушкой и если первые три с половиной серии она смотрела, я это видел, да и сам чувствовал похожее, силком, то и дело скрываясь в смартфоне, то внезапно она стала ждать следующую серию не меньше, чем я и даже обиделась, что я посмотрел без нее эпизод! Для меня оба финальных твиста были разгаданы на 6 серии. С одной стороны это минус, с другой сделал я это логическими измышлениями и обвинить авторов можно лишь в том, что они недостаточно «зарыли» эти самые твисты. И самое забавное, это никак не повлияло на мой интерес. Пусть я знал ЧТО будет, но я очень хотел узнать КАК и был не разочарован. Пробирающая до дрожи песня «Куда уходит детство» в исполнении детского хора, на фоне того, что творилась в финале … Это шикарно и пусть меня закидают камнями! Финал тронул внутренние струны и оставил сладкую горечь в душе, которая всегда рождается у меня после прочтения хорошей книги или просмотра полюбившегося сериала. Посмотрите сериал, я почти прошу. Он снят с душой. Он снят хорошо. P.S. Не смотря на то, что сериал был снят по книге и казалось бы, о каком продолжении может в таком случае идти речь, есть надежда. И сам автор говорил фразу: ну если будет второй сезон. Да и финал оставляет крючки, на которые можно навесить полотно следующего сезона. И мне очень бы хотелось, чтобы он состоялся. Наверняка, не малую роль здесь сыграют просмотры и рейтинг. Прошу вас, познакомьтесь с этой картиной. Она того стоит.
Иногда российским киноделам удается снимать действительно достойные сериалы, как те же «Метод» (во всяком случае, первый сезон, который, к слову, так же продюсировал Цекало) и недавний «Вампиры средней полосы». Последний, кстати, является отличным примером, как нужно работать с вдохновением от первоисточника и адаптировать идею под российские реалии (сами авторы не скрывают, что при работе вдохновлялись «What We Do in the Shadows»). Оплатив подписку на Кинопоиск HD, в рекомендациях я увидел «Пищеблок» с зеленой оценкой и, будучи заядлым любителем фильмов про упырей, я не смог пропустить новинку и стал смотреть. Однако, пациент оказался скорее мертв, чем жив… Первые кадры внушают доверие. Красивая съемка. Красивые декорации. Красивые актеры, хоть большинство из них не старается играть уже с первых минут (актерское мастерство остальных гастролировало из серии в серию, то появляясь, то помахивая на прощание пионерским галстуком). Под конец сериала «живыми» остаются лишь Тимофей Трибунцев и Сергей Шакуров, которым ты искренне веришь с первой до последней минуты их экранного времени, за что им искренний респект. Завязка сюжета тоже оказалась весьма интригующей. Тут стоит сделать ремарку о том, что с первоисточником Алексея Иванова я не знаком, поэтому оцениваю произведение лишь глазами зрителя данного сериала. Если вы думаете, что без прочтенной книги я не должен этого делать, то мне очень жаль. Я все равно напишу рецензию. Вся эта гармония длится на протяжении первых серий, после чего, на смену ей, приходят вакханалия, маразм, отсутствие всякой логики и все то же нежелание актеров хоть немного убедить зрителя в реальности происходящего. Внезапно, весь этот романтичный образ советского лагеря превращается в Содом и Гоморру, от которых, о чудо, должны спасти скрепы и духовность. Возможно, в этом должна заключаться идея авторов, но, вот честно, я так и не понял до самого конца, за кем сила, и в правде ли она. В чем основополагающая идея? Что коммунисты плохие? Или все-таки хорошие? Или плохие только те, кто строил коммунизм, а к 1980-му советские люди стали хорошими? Или же после революции церкви взрывали упыри, а этот «шедевр» — этакая российская адаптация «Президента Линкольна: Охотника на вампиров», а вовсе не пародия на «Очень странные дела»? На мой взгляд, проблема «Пищеблока» в том, что изначально, судя по всему, никто не собирался снимать кино про вампиров. В утробе была идея о том, что хорошо, а что плохо. Идея, которая потерялась в попытках «снять что-нибудь модненькое» (о чем кричит постер, слизанный с тех самых «Очень странных дел»). За спецэффектами, костюмами, бутафорской кровью и кучей неопытных и откровенно халтурящих детей-актеров невозможно рассмотреть главную мысль всего произведения, которая, наверняка, должна там быть. Все это привело к тому, что по итогу получился посредственный сериал про вампиров, посредственный сериал про СССР и посредственный сериал про духовные скрепы. Вопрос о том, как сериал с 30% положительных рецензий может иметь оценку 7,7 балла, пусть останется на совести эти оценки выставляющих и модерирующих. 5 из 10