Империя под ударом
- 05 окт 2000
Период от реформ Александра Освободителя до первой русской революцией и вправду был эпохой индивидуального террора революционеров, в учебниках истории как правило упоминаются покушения на Александра II, одно закончилось удачно и брат Ленина в связи с покушением на Александра III, за что его и повесили. А вот террор против должностных лиц империи сводится к примеру Веры Засулич, стрелявшей в Трепова, а иные жертвы и революционеры не так известны. Но имена их живут в названиях улиц городов — Каляева, Созонова, и редко кто доподлинно знают, что они сделали. В «Империи под ударом» именно про подзабытых революционерах идет речь, ну и конечно про руководителей боевой организации эсеров, которых невозможно не помнить — Азефе, Гершуни, Савинкове. Противостоят им сотрудники петербургского охранного отделения — Путиловский, Берг, Медянников (личности выдуманные), но достаточно хорошо показывающие каждодневную работу группы по борьбе с террористами. Мне лично сериал понравился своей непредвзятостью по отношению сторон, у каждого была показана своя правда, за которую они боролись и умирали. Образы сотрудников охранного отделения, эсеров, бомбистов, сановников и простых горожан показаны максимально приближенными к обычным людям, может за это и стал мне данный сериал близок. Снято также очень увлекательно, события развиваются интересно для зрителя, мы становимся участниками каждого дела группы Путиловского, можем сопереживать ему или эсерам, но никак нельзя сказать, что кино получилось не динамичным. По части сюжетной линии вопросов нет. Неплохо воссоздана атмосфера начала 20 го века, и в быту, и в общественном сознании. Некоторые серии погружают в жизнь обывателей, какие то в салонную жизнь столиц, но общее впечатление от того, что веришь происходящему на экране не утрачивается. И главное — исторические фигуры ставшие жертвами и убийцами, это ожившие книжные строки, мы как будто следуем за Балмашовым на встречу с Сипягиным, который выговаривает ему за форму одежды офицера, идем по набережной за Егором Созоновым с бомбой для Плеве или не видим раскаяния в Иване Каляеве после убийства Великого князя, вместе с Джунковским сбегаем от охраны и выносим приговор на партийном суде Азефу — эффект погружения в историю полный. Не побоюсь этого слова, но актеры сыграли в сериале отлично — Игорь Ливанов (Путиловский), Алексей Серебряков (Савинков), Валентин Букин (Медянников), Александр Домогаров (Гапон), Николай Чиндяйкин (Рачковский), Владимир Богданов (Азеф) и многие другие составили ансамбля, который украсил фильм. Естественно я нашел много несоответствий историческим фактам, например, кто выдал Азефа и как в реале выглядел Джунковский (в высшей степени интересная и трагическая судьба, офицер гвардии, командир корпуса жандармов, консультант ВЧК по созданию сыска), но общего восприятия сериала это не портит. Могу порекомендовать к просмотру. 9 из 10
Атмосферный сериал о Российской Империи начала ХХ века. Некоторые серии очень хороши именно как детективные истории (например, «Бастард»), но всё же сериал в первую очередь будет интересен тем, кто увлечён историей России. Сериал я просмотрела за несколько дней, он довольно лёгкий и не перегружает зрителя ни тяжёлой картинкой, ни тяжёлыми диалогами; здесь есть ненавязчивая любовная линия и присутствует добродушный юмор. Оставляют меня в недоумении две вещи. Прежде всего неполнота исторического контекста: с одной стороны многие серии, как говорится, основаны на реальных событиях и претендуют на историческую точность повествования, с другой — громадные потрясения, которые невозможно было бы не заметить, живя в начале ХХ века, были просто упущены. Не представляю, как можно было обойти русско-японскую войну!? Будто её и не было. От сюда же скомканность волнений 1905—1907 годов, ни слова ни о чём, кроме Кровавого воскресенья. Можно считать или не считать те события Первой русской революцией, но, упуская их вовсе, мы не можем почувствовать дух эпохи. При просмотре нет ощущения неустроенности, смуты и надвигающейся трагедии. Вторя вещь, меня расстроившая — чёрно-белая сюжетная канва. Хорошие, четные государственные мужи становятся безвинными жертвами экзальтированных, жестоких террористов. По моему личному убеждению, у террора нет и не может быть оправдания, но я ратую за историческую справедливость, ибо у всего есть причина и следствие. А так получилось, что эсеры — всецело порождение иррационального вселенского зла. Можно было бы почаще отвечать на вопросы жертв террора: «За что они меня?» и отвечать конкретнее, чем «партия приговорила» или «он — сатрап и душитель свободы». На примере в. к. Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, можно было бы, если не оправдать террор, то указать на его причину. По свидетельствам современников, в том числе родственников, это был очень тяжёлый, иногда невыносимый человек. В сериале — бесстрашный примерный отец семейства. Я не претендую на роль режиссёра или сценариста, ясно, что устранение этих двух недостатков сильно бы усложнило сюжет и «утяжелило» фильм, а так же могло отбить у части аудитории желание досмотреть до конца. События сериала предтеча новой череды печальных и губительных для России событий. Хочется больше поговорить о достоинствах сериала, коих предостаточно. Во-первых, мне очень понравились «три товарища», три центральных героя: начальник особого отдела третьего отделения Путиловский (это отсылка к Путилову, конечно, главе сыскной полиции Петербурга), талантливый инженер и актёр Берг и жандарм старой закалки Медянников. Очень разные персонажи, со своими подходами к общему делу, НО отлично сработавшиеся вместе! Мне показалось, что создатели сериала знакомы с книгами Акунина о сыщике Эрасте Фандорине, которые выходили с 1998 года. Павел Нестерович, как и Эраст Петрович, работал в полиции, потом в третьем Отделении, лишился невесты накануне свадьбы, закрутил роман с сочувствующей революционерам барышней; Путиловский и Фандорин люди твёрдой воли, следующие законам чести. Во-вторых, замечательный актёрский состав. Алексимова, Серебряков, Домогаров, Александрова, Лиепа, Хабенский — в эпизодических ролях — наслаждение! По поводу Константина Хабенского, интересно, каково это — побывать по обе стороны: играть революционеров-террористов(Грин в «Статском советнике») и адмирала Колчака(«Адмирал»)? Понравилась мне сюжетная линия с «великим провокаторам» Азефом, который, как точно подмечено в сериале, «работал только на себя». Можно ли для спасения Отечества пользоваться услугами таких провокаторов? Путиловский стоит на том, что цель не оправдывает средств. Но историческая закономерность такова, что всегда будут выигрывать те, кто не брезгует применять любые методы. В целом, интересный, лёгкий, приятный для просмотра сериал о царской России. О мире, который погиб, но восторжествовало ли правосудие?
Мало того, что сериал «Империя под ударом» (12 серий по 45—50 мин., по «делу» на серию») сам по себе, на удивление, хорош и серьёзен, особенно памятуя то непростое время смены столетий и власти в России (ушёл Ельцин, пришёл Путин, уходили бандитские 90-е, восстанавливался, как мог, законопорядок), так он ещё и, вскоре став культовым, послужил предтечей многих последующих телесериальных работ. Но главное- он, наряду с некоторыми другими лентами, дал нам понять, что в современной России, при желании, терпении, старании и соответственном финансовом вливании, можно и нужно создавать не многосерийную мишуру, а вполне настоящее, только «длинное» Кино для телезрителей. Которое хочется пересматривать ещё и ещё и которое даёт пищу и для эмоций, и для души, и для ума. Особое же спасибо нашей «Империи…» за привлечение зрительского внимания к российской истории 19—20-го веков (и к самой тамошней жизни, почему мы уже более 15 лет с удовольствием смотрим и детективы, и мелодрамы «из той поры»), о которой, оказывается, мы так мало знаем, да и то в однобоко-коммунистической трактовке советских учебников. Теперь же нам демократично предоставляют возможность взглянуть на события и факты с другой стороны, слова (ударение на «о») которой не предоставляли почти 70 лет после Великой Октябрьской социалистической революции (Кстати, в 2017-м году этому судьбоносному для нашей страны событию исполняется 100 лет!!! Отличный повод Объективно (!) осветить его значение и последствия на теле- и киноэкранах!). Но нам этого мало, потому и я, и другие заинтригованные зрители, посмотрев очередной «исторический» сериал или фильм (даже о «Руси Изначальной»), начинаем лихорадочно рыскать в книгах, Википедии и т. д. в стремлении к Истине, по пути к ней обогащая себя новыми знаниями и обнаруживая ошибки и неточности в увиденном. И это просто здорово! Ведь Искусство, помимо всего прочего, ещё и побуждает человека к Поиску, иногда даже самого себя… … Ого, сколько я тут наваял разной «философии»! Давно пора перейти к конкретике. Начну, с вашего позволения. Как мне уверенно думается, суперидея «Империи под ударом» состоит в том, что, не будь российское имперское (в том числе сыскное) начальство столь по-русски беспечным, порой даже благодушным («ну кому я что сделал, чтобы меня взрывать?»), многие из него остались бы как минимум живы (другой вопрос- заслужили ли они смерть своими деяниями или нет?), а как максимум- сохранилось бы спокойствие в обществе, которое в начале прошлого века стремительно эволюционировало в сторону демократизации и «приемлемого капитализма». Увы, жестких прагматиков вроде начальника Особого отдела «Охранки» (сиречь жандармерии) Путиловского властители либо слушали вполуха, либо вообще игнорировали… и погибали под эсеровскими бомбами и пулями. Редкие из них смогли сказать сыщику: «А ведь вы были правы…» Тому же, но через «шпионства», посвящён и последующий, также масштабный и суровый сериал «Гибель Империи» (2005), и уж совсем рядом стоит только что просмотренная мною (с рецензией) «Секретная служба Его Величества» (2006), которую рекомендую посмотреть вслед за «Империей…», а потом уже и «Гибель…»- по хронологии событий! А теперь обратим внимание на врагов. В «Гибели…» и в «Секретной службе…» бьются царская «охранка» в разных видах с одной стороны, с другой- боевая организация партии эсеров (кто не знает- партии социалистов-революционеров), а потом и «отколовшиеся» эсеры-максималисты, все они убеждённые террористы, бомбисты и «стреляльщики». По большому счёту, враги достойны друг друга: «царские» глупцы да ротозеи, за исключением отдельных «светлых голов» вроде Путиловского или дуэта Извеков-Кулебако из «Секретной службы…» против придурочных, наивных, но фанатично преданных делу «р-революции» и террору как пути её достижения «эсеровских» русских ребят, разночинцев да студентов, а так же довольно многочисленной группы евреев (главная причина их озлобления на царизм- см. «Черта осёдлости»), среди которых тоже были «суперидейные» вроде Доры Бриллиант, а были и суперхитрецы «и нашим, и вашим, но за деньги», вроде легендарного и исторического Азефа. Ещё более легендарная, особо стоящая фигура, эсер-боевик Борис Савинков- тоже тут, но о нём лучше читать (его мемуары) или смотреть («Исчадье ада» (1991); «Всадник по имени Смерть» (2004)). Вот такая вот война, с переменным успехом, ожидает вас в «Империи под ударом», и от неё не оторвёшься! Особенно если учесть, какие прекрасные актёры в ней задействованы, даже в скромных эпизодах- Игорь Ливанов (Путиловский), Никоненко, Пороховщиков, Серебряков, Хабенский, Домогаров… Да, ещё отвечу «предыдущему оратору» на «непотребное» состояние реквизита: и тогда не всё было новеньким, с иголочки! Вещи, знаете ли, носились и изнашивались, даже телефоны или же саквояжи, поскольку ими Пользовались! Зато здесь мы видим Свежие номера газет (а не пожелтевшие, как в сериале «Пепел») и ношеные мундиры (а не только что пошитые гимнастёрки из «Последний бой майора Пугачёва»)! Да, забыл задать последний, отнюдь не риторический вопрос для размышления: за последнее время кто-нибудь слышал хоть об одном еврее-террористе? Думается, и не услышите! А почему? Так-то! 8 из 10
Настоящее кино. Наше кино. Прекрасная работа сценариста, режиссёра, операторов. Профессиональный монтаж, музыкальное сопровождение. Превосходная игра актёров. Работа с таким тонким материалом, как история, требует мастерства и подлинного таланта. Это не фантазия и нахлынувшее воображение, а факты, подлинная история, с которой нельзя не считаться. Прочувственно то неспокойное время. Фильм не отвергает прошлое, как делают в некоторых картин, не старается выкрасить в чёрные цвета действующих лиц. Фильм всего лишь повествует о людях, об идеях, о любви. Повествует о стране, которая очень сильно изменилась, но по-прежнему существует. Хочется вериться, что никакие идеи и люди, которые борются за эти идеи, не пойдут по проторённой дороге. Уроки должны быть выучены, особенно уроки истории.
Самая большая беда современного общества это терроризм. Террор — это бессмысленная, безумная война человека с человеком. Те кто думает что с помощью террора можно добиться реализации каких — то идей, не важно, политических или теологических, глубоко ошибается, террор ведёт лишь к боли и ненависти, а также к вечному проклятью. И не важно через какое время наступает расплата через секунду или 70 лет, она неизбежна. Хочется выразить благодарность создателям фильма, за действительно хорошее кино. Всё продумано, взвешено, реалистично. Фильм вызывает бурю эмоций, заставляет чувствовать, сопереживать. Замечательная игра актёров, увлекательный сюжет, операторская работа — всё это ставит данный фильм на очень высокий уровень. Но самое главное, фильм позволяет окончательно очистить сознание людей от коммунистической, пропагандистской шелухи и взглянуть на историю с точки зрения трезвого, нормального, цивилизованного человека. Ведь террор, какими бы целями и идеями он не прикрывался: — суть Зверя, а не Человека.