Небесный замок Лапута
- 28 фев 2008
- 02 авг 1986
Друг, взгляни на спокойное голубое небо, полное тяжёлых белых облаков. Вглядись… Ты видишь какие-то чёрные точки, но считаешь, что не стоит уделять этому внимание, однако на твоих глазах творится история. Вон там, видишь - в глубине жужжат корабли? Это пираты, но не стоит их бояться, на самом деле не они злодеи в этом мире. Когда настанут сумерки, ты сможешь увидеть глайдер на розовых крыльях дружбы, а когда совсем стемнеет, ты увидишь большое и яркое голубое свечение. Ты хочешь знать, что это такое? Садись, и я поведаю тебе кое-что… незабываемое. Итак, данный мультфильм — очередной шедевр от Хаяо Миядзаки, сюжет которого, как и многие работы мастера, до краёв наполнен тайнами, загадочной фэнтези-атмосферой, мелодрамой и сказочной добротой. Однако «Небесный замок Лапута» удивляет и радует не только этим. Здесь наравне с тем, что перечислено выше, присутствует и экшен, но он какой-то… душевный. Да, возможно, мои слова покажутся вам странными, но мне так показалось. Погони пиратов за Ситой и Пазу в начале фильма абсолютно не напрягают (хотя в мульте и такие моменты есть, ближе к концу); и даже сцена драки пиратов с жителями города, защищающими напуганную девочку, вызывают скорее улыбку, чем испуганные вздохи. Это сказка, в которую хочется погрузиться, которая подарит вам вместе с хорошими эмоциями захватывающее путешествие по бескрайнему царству небес. А оно бывает совершенно разным; всё, что под ним, меняется от рук человека, а оно меняется по воле Бога. Небо никогда не бывает однообразным, постоянно меняя цвета, то находясь под гнётом тяжёлых грозовых туч, то с великолепной легкостью храня в себе перистые облачка, предвещающие на закате солнечный день на завтра. Вот эта тема неба в «Лапуте» напомнила мне несколько ранний мультфильм «Навсикая из долины ветров». Зритель ощущает радость при виде спокойной лазури и пугается в тот момент, когда Сита и Пазу сквозь грозу и молнии, почти в темноте пробираются к Лапуте (одна из самых лучших сцен в этом фильме). В чём же истинные сокровища Лапуты? В самых последних минутах фильма кроется ответ — это тот красивый лес, который неслучайно выжил после разрушения сердцевины замка. Это моё мнение. Все несметные сокровища мира (золото) - не главное, пираты, я думаю, и сами в этом убедились, попав в плен к настоящему злодею (но не стоит ждать, что и он изменится к лучшему) и увидев доброту души двух маленьких и смелых героев. Этот фильм показывает, что с человеком может сделать сребролюбие... В этом мультфильме присутствуют мелодрама и юмор. По поводу первого сразу всё станет понятно после того, как Сита и Пазу встретятся впервые среди голубей, звонко и по-доброму смеясь. Когда слышишь этот смех, то чувствуешь такую лёгкую радость на душе. А с юмором очень отличились пираты, чуть глупые, но такие беззлобные. Таких необычных злодеев (для американского проката) можно встретить и в других работах Миядзаки. Например, в «Унесённых призраками» у злой колдуньи Юбабы была сестра-близнец, точная копия и невероятно добрая противоположность. В «Ходячем замке» у злой ведьмы Пустоши полностью поменялся характер после того, как открылось её истинное лицо. Ну и, конечно же, у многих работ мастера очень неожиданные и запоминающиеся финалы, и этот фильм — не исключение. Мой вердикт: Итак, «Небесный замок Лапута» - добрый, душевный и красивый мультфильм о дружбе, любви, смелости, взаимовыручке. Волшебный фильм о главном, каких и сосчитать тяжело в списке гения Хаяо Миядзаки. 10 из 10 Ну, как, дружок, тебе понравилась история? P. S. Все мои рецензии на фильмы Миядзаки - и те, что уже напечатаны, и те, которые, несомненно появятся и в будущем, - я посвящаю Любаше Герасимчук, девушке, открывшей для меня волшебный, безграничный, всегда удивляющий и ни на что не похожий мир, созданный японским мастером. За что ей - огромное спасибо!
Очередное творение, созданное мастером Миядзаки. Сюжет по сравнению с предыдущими работами стал более глубоким, характеры всех основных персонажей четко прописаны. Женские персонажи(да-да, все) как всегда на высоте. Но все-таки главный герой здесь Пазу: он демонстрирует лучшие мужские качества, такие как отвага, смелость и 'непробиваемость головы'. Но самое главное: он тот самый человек, живущий внутри каждого и мечтающий о небе. Сита в мультфильме играет больше роль философскую. Через персонажа Ситы Миядзаки передает свое философское видение и мудрость будущим поколениям. О чем данный мультфильм? Как мне кажется, о том, что плохих людей на свете не бывает, о любви и, конечно, о небе. Нет ничего одновременно настолько простого и сложного как описывать впечатления от просмотра картин Миядзаки. Мультфильмы каждый раз заслуживают самых красивых речевых оборотов, теплых слов в адрес создателей, но как же тяжело описать что же именно такого особенного в этих аниме. Красота в мелочах, в некой магии, которой пропитан этот мультфильм, но в магию никто не верит, а зря. Убедитесь сами. 8 из 10
Иногда на вашу голову непосредственно с небес может упасть красивая девочка с какой-то странной подвеской на шее. Именно эта грустная история произошла с юношей из шахтерского поселка по имени Позо. А спустившуюся с небес девочку звали Сита… Вполне очевидно, что Позо не смог отказаться Сите в помощи, особенно если учесть, что за ней гнались пираты и военные. Причина всех этих несчастий маленькой девочки в той самой подвеске, так как с её помощью, зная определенный набор слов, можно попасть на мифологическую небесную страну Лапута, которая издавна славится своими сокровищами и отличными боевыми роботами, которые охраняют страну от незваных гостей. Этот мультфильм считается первым полноценным фильмом, выпущенный студией «Гибли», и соответственно, от его успеха зависело очень многое в дальнейшей судьбе Миядзаки и его друга Такахаты. Ставка сыграла. Фильм ждал успех… Но если судить по нашим дням, мультфильму сильно не хватает некой недосказанности и философичности, которые так свойственны «Ведьминой службе доставки» и «Унесенными призраками». В итоге, мультфильм показался мне весьма интересным по прорисовке, как, в принципе, и все работы Миядзаки, но никаким для сердца и души.
Лапута – вымышленный летающий остров, который посещает судовой врач Лэмюэль Гулливер в третьей книге цикла Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». В России она мало известна в сравнении с первыми двумя, описывающими приключения главного героя в Лилипутии и Бробдингнеге – стране великанов. Между тем, «Путешествия Гулливера» как цикл имеет законченную концепцию, высмеивающую общественные и человеческие пороки. Именно Лапута, остров отрешенных ученых и короля тирана, стала основным источником для вдохновения Хаяо Миядзаки на создания своего классического анимэ «Небесный замок Лапута». И на самом деле смысловой посыл Миядзаки был не столь далек от посыла оригинала, хотя он и разменял свифтовский сарказм на более сдержанный восточный реализм. В центре повествования находятся девочка Сита, наследная принцесса Лапуты, о чем она до поры до времени не подозревает, и Пазу, осиротевший мальчик из шахтерского поселка, ставший ее лучшим другом. Будучи наследницей королевского рода Лапуты Сита владеет волшебным камнем, способным указать путь к Лапуте и позволяющим управлять ею. Собственно, из-за этого камня и разворачивается весь сыр-бор: за ним гоняются правительственные войска во главе с недалеким и бессердечным генералом, семейство пиратов, которыми командует грубоватая мамаша Дора, и таинственный Муска, еще один потомок королей острова, жаждущий завладеть его техническим могуществом. Ну и далее, как это водится у Миядзаки, со всеми этими персонажами закручивается лихой сюжет с хитросплетениями интриг, предательств и неожиданных преображений героев. Режиссер в своем мастерском стиле представляет зрителям глубокую и красивую сказку, в которой на одной чаше весов лежат человеческое благородство, любовь, сострадание и готовность к самопожертвованию, а на другое – алчные и мелочные устремления. И, в общем, всем действующим лицам предстоит для себя решить, что ему ближе, а Миядзаки решает, что из этого имеет будущее, а что нет. Но мы ведь и так догадываемся, каким будет его решение. Да даже и самому острову, состоящему как бы из двух половин: страшного оружия разрушения и прекрасного мира зверей и птиц, предстоит очиститься от тяжести злого, ужасного и бессердечного, чтобы устремится вверх в своей безупречной чистоте. Уже здесь, в одной из ранних работ Миядзаки, одной из основных тем является тема полета и покорения неба, любовь к которому является, пожалуй что, основным лейтмотивом всего творчества режиссера. Юная девушка в качестве главного героя, любовь, пронесенная через испытания, извечная мудрость и красота природы в противовес холодному механическому зачастую неоправданному жестокосердию человека – все эти ингредиенты раз за разом вновь составляли основу работ мастера, что остается только удивляться, как ему удается каждый раз заключить это в разные образы. И как любое произведение Миядзаки конец фильма, пусть даже счастливый, оставляет за собой чувство необъяснимой тоски, осознание мимолетной хрупкости всего лучшего, что есть в мире. Но это как раз то, за что стоит бороться. Не важно, сколько у вас оружия, не важно, насколько развиты ваши технологии. Мир не может жить без любви. 9 из 10
Для начала — небольшое отступление. Первый фильм Хаяо Миядзаки в студии Ghibli – «Навсикая из Долины Ветров» — при всех своих достоинствах имел один недостаток — он был довольно тяжёлым (об этом я уже писал.) В своём втором фильме — «Небесный замок Лапута» - Миядзаки учёл эту ошибку. Эти два аниме вообще интересно сравнить: как они похожи, и не похожи друг на друга. 1) Если «Навсикая из Долины Ветров» - пример биологического апокалипсиса, то «Небесный замок Лапута» - пример апокалипсиса технического. Кстати, одежда жителей Лапуты подозрительно смахивает на одежду обитателей Долины Ветров... Вот что сразу бросается в глаза — так это то, как подробно и вдумчиво прорисована техника. Разного рода рычаги, поршни, паровые машины, пропеллеры; лебёдки с огромными колёсами, похожие на грузовой кран. Переносная радиостанция. В аниме представлены едва ли не все виды перемещающейся техники. Автомобиль. Паровоз и бронепоезд. Самолёты. Мухолёты. Дирижабли, большие и маленькие. Роботы. Особенно хорошо вышел боевой робот с Лапуты. 2) В этом фильме тоже есть глубокий момент. Просматривая вступительную заставку о становлении безымянной цивилизации (к коей и принадлежали Лапуты), удивляешься: в самом начале музыка звучит довольно бодро, но именно после появления в кадре технических достижений цивилизации, музыка как бы запинается, и начинает звучать с трагизмом. Сомневаюсь, что это случайное совпадение — Миядзаки продумывает каждую микроскопическую мелочь. Это тем более странно для такого «технического» фильма. Что же хотел сказать Хаяо Миядзаки? Что существует гораздо более безопасный, не-технический путь развития человечества?… 3) В этом фильме, в отличие от «Навсикаи», определённо есть юмор. Попытка Пазу испытать свойства древнего камня — это типичный пример того, что называют «epic fail». Каждый порядочный рабочий не боится кучи пиратов, но вот собственную жену … (хм) Маленькая девочка подчиняет себе взрослых пиратов — что это, правительственные гены сработали? Отдельной спасибо коллективу студии RUSCICO за озвучку — получилось просто шикарно! Особенно хорошо получилось во вступительной заставке: читать отстранённым, «небесным» голосом титры, под мистерию развития цивилизации. Ещё запомнилась фраза: «Автор идеи, автор сценария, и режиссёр — Хаяо МИЯДЗАКИ!!!» - фраза, способная ввести фанатов в состояние эйфории. 4) Фильм такой же сильный и атмосферный, как «Навсикая из Долины Ветров». Как с самого начала лихо закручивается интрига! После начальной схватки пиратов с «сотрудниками в штатском» и заключительного падения Ситы, у меня была только одна мысль: «Что это вообще было?..» А чего стоит жилище Пазу? Надо же было додуматься, чтобы превратить старую доменную печь на обрыве в двухэтажный коттедж, да ещё и с голубятней! Какая по-детски трогательная и изобретательная атмосфера! Кирпич на верёвочке, как средство автоматического закрывания двери. Простой и грубоватый быт: некрашеные и явно не новые доски, кирпичные стены. На стенах — рисунки различных летательных аппаратов с комментариями. Деревянная вешалка. Железная (советская) кровать. Печка-буржуйка. Но при этом — всюду чистота и порядок. Атмосферу также создаёт музыка, солнечная, звенящая, передающая ощущение солнечного раннего утра, и предвкушение хорошего дня. В фильме вообще столько потрясающих мелочей, которые органично вплетаются в общую картину. А как любопытно изображён юношеский романтизм — проснуться рано утром, чтобы выпустить голубей, забравшись на крышу, и протрубить песню навстречу восходящему солнцу… Причём, протрубить с известной виртуозностью. Пазу в фильме получился как живой. Это редкость, даже для самой студии Ghibli. Радуют и кадры земных и небесных пейзажей. Надо отдать должное композитору Джо Хисаиси — без его музыки фильм был бы гораздо хуже. Невесомая, еле заметная, как будто серебристо-голубоватая, она отлично смотрится на фоне неба и вписывается в различные сцены. Действительно, есть в ней что-то от лунного света. 5) Этот фильм — примерно о том же, что и «Навсикая»: о трагических обстоятельствах, о человеческих пороках, о героизме простых людей. Об этом рассказывает вступительная заставка фильма, про то же говорит композиция Джо Хисаиси - «Confessions in the Moonlight» - причём без лишних слов. 10 из 10
Для мира анимации имя Хаяо Миядзаки имеет огромное значение, из под руки мастера вышло достаточно сильных, красивых и добрых историй. На его анимации подрастет еще не одно поколение японцев, да и просто детей по всему Миру. В уже далеком 1986 году Миядзаки показал свой «Небесный замок Лапута», пропитанное духом стимпанка приключение, что связало между собой мальчика Пазу - из шахтерского городка и таинственную девочку Ситу, буквально свалившуюся в руки мальца. Сюжет. Пазу грезит небом и возможностью покинуть родной городок, он строит свой личный самолет, ухаживает за голубями и работает в поте лица. Задержавшись после смены, он видит падающую с неба спящую девочку, которую бережно отнесет домой. Девочку зовут Сита и у нее есть секрет, за ней гонятся пираты и правительственные агенты вместе с армией. Сита не просто девочка, она хранитель таинственного «летучего камня» и более длинной версии своего имени. Пазу и Сита обсуждают Лапуту, летучий остров который запечатлел на фото покойный отец мальчика. Дети решают отыскать чудо остров. По легендам Лапута содержит в себе множество тайн военной мощи и богатств. Главные злодеи в лице правительства и агентов идут по следу девочки, параллельно сражаясь с воздушными пиратами которые тоже хотят добраться до «летучего камня». Для Сито и Пазу Лапута – конечная цель, дети хотят отыскать ее, доказать что летающий остров не просто легенда - он реален. Остальные же действующие лица преследуют корыстные цели. Одни желают мощи и господства над остальным миром, другие несметных сокровищ, третьи же и то и другое. Алчность и жадность против невинной искренности. Стоит отметить что воздушные пираты выступят союзником для Сито и Пазу. Ведомые своей грозной предводительницей Дорой. Сам летающий остров представляет собой величие древней цивилизации, которая имела огромный технический прогресс и военную мощь, красивые своды древнего города покрыла зелень, показывая величие природы над всем что создает человек, неважно сколько времени пройдет, какое оружие создадут люди, сколько людей вооружат - природа возьмет свое. Лапута – это цикл, цикл жизней людей, идей и сказаний. Цикл где природа имеет преимущество против тех кто созидание предал ради разрушения. Но все равно Лапута – это мечта к которой стоит стремится. Хаяо Миядзаки по собственному признанию не рассказчик – он человек, который рисует картинки, а еще для него современный мир бесплоден, пуст и лжив.. Теперь я понимаю почему Лапута была разрушена. В моей долине поют одну песню: «Опусти корни в землю». Живи на пару с ветром. Зиму встречай с семенами, а весной пой с птицами. Какое бы страшное оружие тут не было, сколько бы несчастных роботов мы не создали, мы не сможем прожить без земли! Сита (с) 9 из 10
Японцы. Какие же они всё-таки замечательные люди. Я не перестаю удивляться этой цивилизации, масштабы которой никогда не 'ступали' на большой континент. Несколько раз был в Японии и настолько оптимистичных людей я не встречал нигде. Ближе всего в этом к ним приблизились норвежцы. Но если последние обладают некоторыми предпосылками - хорошей экономикой, лучшей социальной системой в мире, полным отсутствием коррупции. Их практически не затронула Вторая Мировая. Японцы же пережили и несколько войн (хоть и были на другой стороне во время Войны), уничтоженные атомными бомбами города с тяжелейшими последствиями, разрушительные землетрясения. И никогда они не теряли своего потрясающего спокойствия, трезвого рассудка и даже обескураживающего оптимизма. Меня удивляет насколько здорово Хаяо Миядзаки продолжает делать свои мультфильмы. Они практически не устаревают, в самой Японии на них просто молятся все дети, а взрослые коллеги-режиссеры его почитают как Величайшего Кинематографиста Японии после Ясудзиро Одзу и Акиры Куросавы. Да-да. Меня тоже в своё время это удивило - ведь двое первых - режиссеры игрового кино, а Миядзаки - мультипликатор. Так вот в стране восходящего солнца просто отсутствует как таковое разделение на разновидности. Мультфильмы его выпускаются и Антологиями и по отдельности какими-то сумасшедшими тиражами и регулярно переиздаются. Итак, мультфильм. Пазу вместе с отчимом работает на шахтах. Он трудолюбив и послушен. В один прекрасный день на него в буквальном смысле падает с неба девочка Сита. У неё на шее странный амулет, позвляющий ей как бы быть в невесомости, медленно плавая по воздуху. Придя в себя, она рассказывает, что за ней гонятся некие правительственные агенты, желающие заполучить камень, перешедший ей по наследству. Пазу и не догадывался, что с помощью этого камня можно найти легендарную Лапуту - летающий остров где-то посреди облаков, о которой он читал в книгах и грезит всё своё детство. Но кроме правительственных агентов за ними гонятся ещё и безбашенные пираты во главе с харизматичной Мамашей. Всё-таки Миядзаки - невероятного таланта человек! Я не стаю повторять это ещё раз. Так посмотреть с первого взгляда - наворочено чёрте что. Какие-то летающие камни, падающие с неба дети, сумасшедшие пираты на летающих мотоциклах, остров в небесах с гигантскими роботами и деревьями... О чем это? Великий мультипликатор все же выстроил историю так, что ни один эпизод, ни одно действие не кажется в ней лишней. В нём есть сноссшибательная анимация, восхитительной красоты природа Лапуты и целый набор восхитительных образов и эпизодов, врезавшихся в память надолго. И в этом есть тоже огромная заслуга Автора. Будь то гонки по рельсам на угольных копях или огромный одинокий робот, ухаживающий за природой или самое сердце Лапуты, давно заросшее намертво вековыми деревьями. Даже не хочется упоминать о совсем незначительных недостатках мультфильма как то например пересыщенной 'космонавтикой' и слегка утомляющим мельканием. Это занимает при общем хронометраже, минуты 3-4 не более. Дополнительно, за что хочется отдать дань уважения Миядзаки - это то, что он отказывается работать с компьютерами. Даже в его последних работах компьютер лишь ретуширует изображение, слегка добавляет органику в движения анимации, 'склеивая' слишком резкие переходы. И в этой детальной проработке каждой мелочи в своих работах он несомненно напоминает своего современника и давнего друга Юрия Норштейна. И тут не могу не вспомнить о грустном и не упомянуть, что снимая какие-то запредельно безмозглые фильмы за сумасшедшие деньги, наши боссы студий не могут найти средств на окончание единственной ПОЛНОМЕТРАЖНОЙ работы Юрия Борисовича. Японские же инвесторы с огромным удовольствием финансируют работу потрясающего Сказочника. Несколько слов, в завершение о Дзё Хисаиси. Восхитительном композиторе, постоянном сотруднике Миядзаки и до 2003 года всех работ Такеши Китано. Взять хотя бы заглавную тему из данной картины или же из следующей - 'Мой сосед Тоторо' - это работа истинного мастера. А щемящая музыка в фильме 'Фейерверк' Китано? Или в его же 'Кикуджиро'? Это же просто шедевральные композиции. Смотрите мультфильмы Миядзаки и показывайте детям. Они по-моему не могут не поделиться уже в который раз своей положительной энергией. Ну и не забывайте, само собой, отечественные прекрасные мультфильмы, которые так же не перестают радовать наше сознание. 8 из 10
Весьма красивая сказка с хорошей прорисовкой, красивыми персонажами, интригующим действием, забавными диалогами. Сюжет интересен. Действие происходит в альтернативной реальности. Есть, значит, Земля, а над ней есть летающий остров Лапута. Весьма необычный остров, и народ на нем тоже необычный. У него своя магия, свои правители. И о нем на Земле толком никто ничего не знает. Появляется девочка по имени Сита, за которой охотится и армия, и 'небесные пираты', но она спасается благодаря Летающему Камню, который, собственно, и нужен и тем, и другим. Поначалу непонятно, зачем. Пираты, конечно, о сокровищах мечтают, а вот зачем он армии нужен, не сразу становится понятным. Она встречает забавного, даже очень забавного паренька по имени Пазу. Он может упасть, разрушив кирпичную крышу и не получить ни царапины. Может и от гранаты почти не пострадать. А из тюрьмы сбежать не в состоянии. Ну а более он ничем, практически, не интересен. 'Небесные пираты' заставили меня хохотать до упаду! - Я хочу увидеть Лапуту! - Увидеть?! Вам сокровища не нужны? Так не просятся в пиратскую команду! Что в мультфильме мне особенно понравилось, так это музыка. Красивая, меланхоличная музыка, которая не надоедает. Не скажу, что этот мультфильм особенно поучителен, но то, что он невероятно красив и качественен - я могу уверенно сказать. 8 из 10 Народа нет. Один тиран остался. Где это видано?!
Миядзаки гений! Такие слова невольно вырываются после просмотра каждой его картины, а иногда посередине. Да, гений, кто бы спорил? Итак Лапута. Все началось довольно давно... в 7 или 8 классе на уроках Мировой Художественной Культуры, заучив наизусть всю античную прозу, в особенности мифы Древней Греции, я сонно посапывал под скучные лекции поздних эпох. Тогда и проскользнул в первый раз в небе остров. Да, да вы не ослышались, именно в небе... Гулливер, известный герой Джонатана Свифта, как то проездом заезжал на этот летающий остров.Тогда я не придал этому значения, ведь Гулливер для меня - корабельный врач и покоритель лилипутов. Лапуту для меня открыл Хайао-сан. Открыл ее как ларец с дивными сокровищами, только не золотом и алмазами, а настоящими сокровищами, теми что не звенят в руках а звучат в душе и сердце, которые остаются на века, как впечатления от просмотра этой картины. Летающий замок Лапута Хайао Миядзаки это не просто сказка о невероятном чуде - парящем острове, это изумительный шедевр. Год назад, просмотрев весь его киноряд я решил для себя, что 3 картины Миядзаки, где он выступил как режиссер и как автор сценария, лежат мне ближе других. Лапута один из этих трех, равных между собой по близости моему сердцу. Итак что же такого гениального и шедеврального в Лапуте? Прежде всего Лапута это не просто фильм о парящем замке, ведь сам замок фигурирует здесь не более 30 минут от 125-минутного фильма. Этот увлекательный рассказ уносит нас в глубины веков. Заставка-Миядзаки, как я ее называю, во многих его работах раскрывает суть фильма, или дает примерное описание того, что же произошло в предыстории к фильму. Во-первых мы видим надувающую тучи богиню ветра, характерный признак европейского и средиземноморского искусства в рассвет эры парусных судов. Во-вторых мы видим огромное количество паровых и паро-ориентированных механизмов. Это рассвет стимпанка, человек пошел под землю, он взмыл в небеса; наука, техника, все подчинено единой цели разведать и выжать из Земли все что можно. И видимо от скуки или от осознания собственной непомерной гордыни человек поднял в воздух саму землю - огромные острова вместе с землей и замками воспарили на гигантских винтах, словно детская игрушка-вертолетик. Но вот черные тучи показались на горизонте, вспышки молнии, порывы ветра... мы можем только догадываться, но и догадки будут верными: междоусобицы и войны людей, и даже сама природа - все вместе они положили конец этому беспределу. Замки упали на землю и люди вновь расселились вокруг. Маленькая Сита стоит возле ветряка для получения воды, а благодатный ветер снова помогает человеку, не попирающему его своим глупым величием, занавес. Фильм начинается в шахтерском городке, который расположен на вершине, а также на всех отвесных стенах огромного разлома земной коры. Шахтеры трудятся не покладая рук, выжимая из земли все что там скрыто. Все холмы и стены каньона прорыты тысячами шахтерских ходов и природных пещер. Это единственный фильм Миядзаки где нам придется спуститься так глубоко под землю и воспарить так высоко в небеса увидеть столько механизмов и аэродинамики! Но природа и обычная романтика, любовь к природе и свойственный Миядзаки дух альтруизма не остались забытыми на дне ящика мастера. Удивительная природа гор и утесов подземелий и пещер, незабываемый поход под землю в королевство мерцающих камней; даже в воздухе, на самой Лапуте, где могучий, растущий с назапамятных времен, огромный ствол безымянного дерева держит своими корнями весь замок, подводный мир затонувших подвалов и башен Лапуты, видимо затопленный за сотни лет проливными дождями. Мир без людей - вот еще одна концепция этого фильма. На сколько он лучше и чище, насколько он незапятнан кровью и злобой, как и сами дети- главные герои, и оттого они желают его спасти, чувствуя близость с этим гуманным и чудным местом, они готовы расстаться с ним, и даже жертвовать собой, чтобы злые люди, коих большинство, не смогли воспользоваться военной машиной Лапуты. Как и в Навсикае, мы видим след давно исчезнувшей цивилизации, могучей и намного опередившей современные технологии; технологии Лапуты местами граничат с магией и колдовством. Этот замечательный остров - рай для добрых людей и животных - лакомая добыча в глазах военных и непонятных правительственных агентов, а также воздушных пиратов. В Лапуте отражен взгляд на наш мир сверху; если в Навсикае люди бились друг с другом и истекали кровью даже перед лицом угрожающей и неподвластной природы, то здесь, в обстановке природного спокойствия они дерутся между собой чтобы заполучить Лапуту и использовать это преимущество дабы уничтожить друг друга. Отдельно о героях. Маленькая Сита и ее ровесник и защитник Пазу, которому она в буквальном смысле сваливается с неба - дети 12-13 лет, ищут укрытия от всех тех кто гонится за кристаллом - старой реликвией семьи Ситы, по совместительству ключом к Лапуте. Они сироты, и никто им не поможет, и некому их удержать, чтобы они не ринулись в мир погонь и схваток, пиратов и темниц, куда они и окунаются вслед за своим кристаллом. Пираты в фильме представлены одной семьей, которой командует Мама и которая обитает на воздушном корабле который построил Папа, а восемь их сыночков-недотеп и есть Мамина банда. В начале фильма у них явно-враждебные намерения, но к концу они проникаются симпатией к детям сиротам и всячески им помогают, деля с ними кров и работы, и вместе борясь против вояк. Военные и правительственные агенты хоть и принадлежат одной стране, но не упускают случая подставить подножку друг друга, характеризуя сегодняшний государственный аппарат, где каждый стремится лишь своим целям, забыв, что служат все одному народу и стране. Старый дед, подземный житель - слушает камни и мирно сосуществует с природой гор, он дает Сите самый ценный совет, и слегка усмиряет пыл Пазу, который готов на все, лишь бы увидеть Лапуту. Фильм источник удивительных эмоций и отличного настроения, счастья от созерцания красоты природы и внутренней красоты детей-сирот, добрых и гуманных как полу-дикая природа небесного острова. Уже поздно, сил нету больше писать, просто посмотрите это фильм, посмотрите обязательно, забудьте про штампы оскаров и биллборды каналов. Самые лучшие фильмы Миядзаки были задолго до того как он получил золотую побрякушку голливудских киношников. Эти фильмы сняты не для наград, а для души и сердца. Выпущенный в 86-ом году, он и поныне не утратил эпохального смысла и шедевра своей анимации. Баллы, как обычно, не для Миядзаки, поставлю их для любителей рейтинга, а с ценителями старого Миядзаки мы встретимся завтра, в гостях у моего соседа Тоторо. 10 из 10
Немного жаль, что я стал познавать мастера Хайао от конца к началу. История небесного замка мною воспринимается как базис в разработке таких шедевров мультипликации как 'Унесенные призраками ' и 'Бродячий замок Хоула' Машины и механизмы, а также дивные ландшафты, скорее всего всё это было переосмысленно и доработано в последующих работах мастера. Всё выше сказанное ни на йоту не умаляет оригинальности и волшебности летающего замка. Каждая встреча с мастером Хайао незабываема, наполняет сердце добром, оживляет детские сны и фантазии. Рекомендую к просмотру всем. Аригато мастер Хайао.
Мультфильм 'Небесный замок Лапута' я посмотрел впервые в 2002 году в лагере. Как-то вечером в дождливый день нас собрали в садовом домике и показали этот мульт, с русскими субтитрами (тогда ещё он не был озвучен нашими голосами). Я плохо помню, какие у меня остались впечатления, и, спустя 8 лет я нашёл этот мультфильм в профессиональной озвучке и посмотрел. Увиденное меня восхитило. Скажу честно - я терпеть не могу почти всё аниме. Но 'Лапута', по-моему, не аниме - только тип анимации похож. Мультфильм весь пропитан добротой, он умиляет, а полётом фантазии автора можно только восхищаться - чего только стоят все эти безумные механизмы в стиле стим-панка, уникальные и удивительные персонажи и чудесная закадровая музыка. Трудно описать всё происходившее на экране за эти два часа, что я смотрел этот мультфильм, но одно знаю точно - тут есть всё - мораль, философия, доброта, любовь и юмор. А самое главное - смысл (чего ой как не хватает в сегодняшнем аниме). Мультфильм оставил самые приятные впечатления и занял достойное место в моей киноколлекции - я уверен, что пересмотрю его ещё не раз и покажу многим своим друзьям. Большое спасибо Хаяо Миядзаки за такие ленты. Итого: Сюжет - 10/10 Музыка - 10/10 Смысловая нагрузка - 10/10 Отдельное спасибо за жанр СТИМ-ПАНК - это невероятно красиво и достойно отдельной похвалы. 10 из 10 P.S. Во время начальных титров очень имеет смысл посмотреть на картинку, на фоне которой они идут - там целая неописанная в фильме история про летающие острова.
В русских сказках действие обычно заканчивается тем, что принц находит принцессу. Японские же рассказывают о том, каких дров эта парочка могла бы наломать вместе. В детстве мне, бывало, снились кошмары, в которых обрывались в бездну лестницы, а над пропастью вились узкие мосты без перил. Судя по мульту, подобные сюжеты мерещились не одному мне, только японцы в далёком 86-м их наутро зарисовывали. В воздухе подвешено огромное количество жилплощади: пиратский барак, целая военная часть со всем вооружением, ну и собственно многоэтажный небесный замок Лапута. Вот что бывает, когда сказочник живет при постоянной нехватке земли. Не обошлось в сюжете без «тормозных» сцен и балластных персонажей, впрочем, от двухчасовой картины с несложным сюжетом трудно ожидать другого. Вот местные силачи рвут на себе рубашки силой бицепсов и метелятся не хуже Нео, только не понятно, зачем. По ходу действия мы также узнаем, что если бы кот Матроскин был японцем, он бы ел бутерброд следующим образом: сначала слизывал бы колбасу, а потом уже давился сухим хлебом. Между прочим, отношение к еде у рисовальщиков ответственное: герои едят неспешно, с выражением и до конца. Старушка-пиратша так напоминает Беладонну, что в какой то момент начинает казаться, что та после неудачи с Фунтиком выучила японский и стала охотиться за девченками и драгоценностями, что в сравнении с кражей селскохозяйственных животных можно, конечно же, считать карьерным ростом. В общем, насколько я понимаю, подобные мультфильмы нужно рассматривать исключительно как плод авторской фантазии. Возможно, поэтому сказки без намёков и зовутся «фентези». 6 из 10
Очередной шедевр студии GIBLI рассказывает нам мифическую историю о летучем острове, к которому якобы отсылает множество древних текстов (в мультфильме называются Махабхарата и др.), а также к книге Джонатана Свифта 'Путешествие Гулливера', где в третьей части мы на самом деле встречаем упоминание Лапуты. Известный персонаж Гулливер посещал этот остров, после чего отправился в Японию. Именно это и сподвигло Хаяо Миядзаки к созданию этого доброго мультика о любви к природе, её одухотворенности, дружбе и честности. Мультфильм буквально напичкан аллюзиями, настолько, что к нему применимо постмодернистское понятие интертекстуальности. Тут и тексты древних цивилизаций, и азбука Морзе, и отсылки к современной автору японской культуре. Это очень серьёзный мультфильм, который может доставить удовольствие литературоведам и кинокритикам, если они станут разбирать его на предмет многочисленных отсылок и символики. Однако он придётся по вкусу и неискушенному зрителю. Перед нами история детской любви и преданности, позавидовать и поучиться которой могли бы многие взрослые. Главные герои - принцесса Сита с острова Лапута и мальчик-шахтер по имени Пазу. И шахтёрская тема тут неспроста. В 1985 году в Уэльсе прошла волна шахтёрских забастовок, Миядзаки видел это своими глазами. Множество рабочих восстали тогда против тогдашней системы оплаты труда, против произвола начальства. Пазу - ребёнок, однако он умеет чинить машины, легко управляется с летательными средствами, очень изобретательный и смелый для своих лет. То есть, в мультфильме упоминается детский труд, но упоминается он не как что-то плохое, а как пример удивительной стойкости духа и тела. Миядзаки показывает нам ребёнка, рано выросшего и сформировавшегося в личность под воздействием труда. Другая линия, для Миядзаки частая, это противопоставление цивилизации и природы. На Лапуту стремятся пираты (хотя мы видим их арку, они меняются в лучшую сторону под влиянием Пазу и Ситы, их трогают их отношения и неравнодушие к судьбе природы летающего острова), высаживаются с целью наживы солдаты и начинают грабить остров. А сама по себе Лапута - место сакральное, там сосредоточена невероятная мощь, и сила эта - добрая. Люди покинули планету из-за вражды кланов правителей острова. Добро тут с кулаками. Остров должен остаться мечтой и нетронутой сказкой, цветущим садом, а поэтому он теряет всю свою боевую мощь, когда его покидает принцесса. Создавая архитектуру летающего острова, состоящего из трёх рядов стен, уменьшающихся в диаметре, цитадели, увенчанной гигантским деревом, и стеклянного купола в саду, Миядзаки находился под влиянием картины «Вавилонская башня» художника Питера Брейгеля Старшего и снятого в 1927 году фильма «Метрополис» Фрица Ланга, а так же образа мирового древа, которое упоминается почти во всех мифологиях всех стран (Иггдрасиль у сканидинавов и т.д.). Обращает на себя внимание и символика названия корабля, на котором летят к Лапуте военные - Голиаф. Если вспомнить Ветхий Завет, этим именем был наречен огромный филистимлянский воин, потомок великанов-рефаимов. Будущий царь Давит победит Голиафа, ознаменовав переход к новой цивилизации (новому витку верований). Так что, список аллюзий здесь огромен. Но можно смотреть мультфильм не напрягаясь. Там много лирики, детально прорисованная природа, а ещё, что немаловажно и будет полезно для детей, утверждаются правильные ценности: дружба, поддержка, сострадание, любовь к природе и всему живому, стойкость духа, смелость, самопожертвование. А ещё там прекрасная музыка! Прекрасный мультфильм для всей семьи! 10 из 10
Это первый аниме-мультик студии «Гибли». Здесь сразу чувствуется масштаб режиссёра Хаяо Миядзаки. Это проект 1986 года. И это раскрывает эволюцию жанра приключений в мировом кинематографе. В 1980-е в приключениях искали золото, сокровища. В 1990-е в приключениях начали искать артефакты. В 2000-е приключения — это охота за тайными знаниями. В 2010-е цель приключений это спасти человечество от мирового зла. Вот такую эволюцию жанра приключений в мировом кино я заметил. Здесь есть пираты, есть сокровища, есть магический кристалл. Это шикарный проект от Миядзаки. Хоть я этот мультик смотрел в 2021-м году, он мне очень понравился. Летающий остров Лапута, как надежда людей из 1980-х на что-то высшее, на какое-то божественное чудо. В мультике много мистического. Есть силы Инь и Ян. Мужское и женское начало умиротворяют друг друга. Сценарий написан Миядзаки по мотивам книг Свифта. Это шикарный сюжет: есть сокровище, есть тайна, есть дружба, есть тайная полиция. Всё это красиво показано. Сита (её озвучивает Шорохова) и Пазу (его озвучивает Борзунова) сразу подружились. Миядзаки сталкивает женское и мужское начало. Таинственный кристалл, как тайный ключик из прошлого. Сюжет очень интересный. Мультик сделан на 5 с плюсом. И хоть его премьера состоялась в 1986 году, сейчас он тоже актуально смотрится. «Слушать камни» - как много силы индустриального 20-го века в этих словах. Летающий остров, где есть сокровища и тайные знания очень завораживает и заставляет смотреть аниме-мультик до конца. Агенты правительства, пираты придают перчика этому мультику. Мне мультик понравился. Это шикарный проект, хоть год производства 1986.
«Небесный замок Лапута» стал моим любимым мультфильмом с первых минут его просмотра. Как-то удивительно в нем сочетаются интересная и по сей день тема утопичного государства и эмоциональная составляющая, погружающая в приятную грусть и меланхолию. Сюжет строится на поиске затерянного города несколькими группами людей, преследующих совершенно разные цели, а главными героями, как обычно принято у Миядзаки, становятся маленькие дети – юный житель шахтерского городка Пазу и необыкновенная наследница знатного рода Сита. Фильм объединяет в себе элементы как приключенческого жанра, так и более философского, а само это сочетание получилось очень удачным, что в принципе и ожидаешь от Хаяо Миядзаки. Это был первый фильм производства студии Гибли (предыдущие, хотя и снимались под руководством Миядзаки, производились на других студиях), и мы действительно можем заметить качественную для того времени анимацию – плавный визуал, проработанные герои и детально прорисованные пейзажи создают особенную для зрителя атмосферу. И как всегда, Хаяо Миядзаки не мог сделать просто развлекательное кино: опять же кроме экшена здесь присутствует и философская составляющая. Да, в начале фильма нас больше захватывают именно приключения главных героев, но ближе к концу мультфильм заставляет нас задуматься о многом. Например, я лично начала считать, что природа заслуживает быть и жить, чем все человечество, которое лишь портит окружающий мир и подвергает опасности себя, других людей и ту же самую природу. Сам воздушный остров Лапута кажется настоящей утопией, и тем грустнее от того, что люди умудрились испортить даже самое идеальное место, оставив после себя лишь руины и человекоподобных роботов, один из которых сопровождает Пазу и Ситу в исследовании Лапуты (и, между прочим, очень напоминает меньше по внешнему виду и больше по замыслу другого робота, связанного с постапокалипсисом, - ВАЛЛ-И). Мы смотрим на связь робота с окружающей его природой и понимаем, что это идеальное, гармоничное сосуществование технологий и природы, которое, однако, омрачается полным отсутствием человека в этом. И если сначала, наблюдая за действиями Ситы и Пазу в этом месте, можно подумать, что такое сожительство возможно и с человеком, то с прибытием остальных менее положительных персонажей мы понимаем, что это не так. Так что главным посылом мультфильма можно назвать именно мысль о разрушительности влияния человека на все, а особенно на природу. И конечно, стоит вспоминать об этом не только при просмотре чего-либо подобного, но и в своей обычной жизни.
Хаяо Миядзаки. И все. На этом можно было бы закончить рецензию, ведь когда звучит это имя, имя, которое открыло всему человечеству мир японской анимации, всем становится понятно, что картина сделана на таком уровне, с такой любовью и с таким вниманием к деталям, что никакие цифры, шкалы, системы счисления, не передадут всех эмоций и впечатлений, которые дарят картины Хаяо Миядзаки. 'Небесный замок Лапута', выпущенный в прокат в 1986 году, является пятой сольной картиной Хаяо Миядзаки в качестве режиссера (третьей, если не считать двух короткометражных фильмов). Первая картина студии 'Ghibli', студии, основанной самим Хаяо и его другом Исао Такахатой в 1985 году, студии, которая в скором времени получит огромное признание фанатов. 'Лапута' удостоена награды 'Anime Grand Prix' 1986 года в номинации 'Лучшее аниме года'. Почему-то, когда говорят о работах Миядзаки, всегда восхищаются качеством самой анимации, пейзажами, в которые Миядзаки заставил влюбиться весь мир. Но не очень часто говорят о музыке, которая в 'Лапуте' просто прекрасна, которая вместе с анимацией, в некоторых сценах (особенно в сценах изображения неба, а неба в этом аниме очень много) вызывает просто бурю эмоций. Композитора Дзё Хисаиси, человека, который написал музыку почти ко всем мультфильмам Миядзаки, я считаю, забывать нельзя. Картина переносит нас в альтернативный мир стимпанка, мир паровых двигателей, мир дирижаблей и разнообразных летательных аппаратов. Главные герои – маленькие дети-сироты Сита и Пазу. Однажды ночью, Пазу – подмастерье шахтера, видит, как с неба, объятая голубым сиянием, падает девочка (Сита). Позже выясняется, что Сита владеет неким кристаллом Летающего камня, который обладает загадочной силой и позволяет парить в воздухе. За кристаллом охотятся пираты и правительство, чтобы попасть на остров-легенду Лапута, хранящий несметные сокровища, по мнению одних, и оружие массового поражения, по мнению других. По сложившимся обстоятельствам, Сита и Пазу оказываются втянуты в поиски Лапуты. Стоит отметить, что от всего хронометража, самой Лапуте уделено мало экранного времени, всего каких-то 30-40 минут. Но на что потрачено остальные полтора часа? Зачем так растягивать сюжет? Спросите вы, а я отвечу, что остров Лапута в этом аниме совсем не главное, я думаю, вы это поймете, когда посмотрите сами. Миядзаки очень грамотно осветил извечную борьбу технологий и природы, этой борьбе и посвящено данное аниме. Почему человек постоянно забывает о своих корнях? Почему, за что бы он не взялся, у него получается оружие? Могут ли технологии и природа сосуществовать и какую роль в этом играют люди? Нужно очень внимательно смотреть и слушать, потому что в картинах Миядзаки всегда заложен очень глубокий смысл, для кого-то он лежит на поверхности, а кто-то не может его рассмотреть. В 'Лапуте' вы увидите отсылки к Свифту и Верну, и даже к Библии. Что еще сказать? Слова бесполезны и не нужны, когда пытаешься описать работу Хаяо Миядзаки, просто смотрите и наслаждайтесь. 10 из 10
Позволю себе зайти с неожиданной стороны, которую мои многоуважаемые коллеги упорно игнорируют. Мэтр, хоть и всячески старается показать, насколько плоха война и насколько калечит Землю и людские судьбы, тем не менее - и не исключаю, что неожиданно сам для себя - сделал исключительный акцент на значимости технологий. Углубимся в местного 'плохиша', антагониста Муска ака Ромуска Пало Ур Лапута. Он весь такой из себя 'Ымперец', грезит величием и боевой мощью Лапуты. Но как только он туда попадает - он автоматически забывает о золоте - и смеется с солдат. Не, ну в самом же деле - какое значение могут иметь блестяшки, когда у тебя под ногами самое блестящее сверхоружие планеты. А с другой стороны - а вы задумывались о том, какая ноша лежит на плечах 'наследных принцев'? Какая ответственность - быть наследником империи? Сита, будучи воспитана по-простому (что, кстати, в раннем средневековье было распространенной практикой в мелких княжествах - прятать наследника в отдаленном селении и воспитывать 'в черном теле', во избежание его преждевременной кончины) как-то не осознавала своей королевской сути и ответственности за судьбу Лапуты и мира. Да и по ней ли эта ноша? Ни подготовки, ни опыта, ни желания толком не наблюдается в этом персонаже. Единственная мотивация - добраться до сути вещей и понять загадки ее прошлого. Но ответы есть именно у антагониста - сам остров ничего толком не дал ей, кроме духовного опыта. Именно поэтому мне тяжело считать антагониста таким уж и плохим - он имел очень четкое представление о технологическом назначении острова и не питал радужных иллюзий по этому поводу. А сам фильм - хороший, добротный, яркий и бесконечно добрый. Чего же еще можно ожидать от работ Мэтра? Правда, детям - ну, или моему ребенку в частности - данный фильм дался тяжело и не скажу, чтобы был очень интересен. Но ведь мы все знаем, что тут целевая аудитория отнюдь не дети младшего школьного возраста. Это, скорее 'внутренние дети' забитых жизнью взрослых. Конечная цель - дать им теплый мирок. 8 из 10
Небесный замок лапута — это один из лучших фильмов Миядзаки. Как и первый(Навсикая из долины ветров), он передает нам сложную картину окружающего мира. Однако, и тот и другой сильно отличаются друг от друга. Если в первом нам показали альтернативную вселенную. А именно, землю. То здесь нам показывают начало XX века. Которая нам известна своими гидропланами и самолетами. Героями данной истории являются Сита, Пазу, Муска и пираты. Это было одним из первых аниме, где нет добрых или злых персонажей. Скорее наоборот, здесь каждый преследует свою цель и желает достичь в силу различных причин. Хочу отдать должное автором этой истории. Джонатану Свифту и режиссеру Хайо Миядзаки. Они оба придумали замечательную историю о волшебном и летающем острове, который символизирует мечту о полетах и создании Великой цивилизации (то есть, мировой империи). Правда, тут следует подчеркнуть, что мечты у всех разные и цели тоже. Одни просто ищут Замок в небе, другие хотят ограбить его. Ну и последние, мечтают об истреблении человечества во имя чистоты одной единственной нации. Ради этого, они готовы на все. Даже на убийство родных. Признаю, что изначально не понял посыла в фильме. Зачем столько персонажей? Подумал я?! Да и кто главный злодей. Вначале ты этого не понимаешь. Кажется, что авторы специально тебя путают. Однако, вскоре от этих иллюзий не остается и следа. Мы видим героев, которые кажутся нам злодеями и злодеев, которые оказываются героями. Такой вот контраст. Но чем больше противоречий, тем реалистичней они становятся. И хотя данное аниме часто сравнивают с Ходячем замком и Унесенные призраками. Я так не считаю. У меня больше напрашивалось сравнение с Котом в сапогах, Летающим кораблем-призраком и Джеком в стране чудес.
Я не слишком большой любитель японской анимации, но творчество Миядзаки уважаю и считаю, что он внёс огромную лепту в культуру, как Японии, так и всего мира. Могу сказать, что знаком далеко не со всеми произведениями этого мультипликатора, но те, что видел, в большинстве своём, нравились. Не могу сказать, что испытывал какой-то особенный восторг – просто это не мой жанр, но неинтересных, некрасивых, скучных картин от Миядзаки я не видел. «Небесный замок Лапута» - это очередное путешествие в удивительный мир, который создаёт автор. Мир, который представляется во всех работах Миядзаки – это, наверное, главный козырь, который позволяет режиссеру удерживать зрителя у экрана. Все эти паровые двигатели, удивительной красоты природа, колоритно нарисованные персонажи – всё это создаёт действительно интересную вещь, за которой интересно наблюдать. Коротко говоря, глаз радуется. Однако, сценарии и развитие сюжетных линий, в некоторых произведениях Миядзаки, которые я видел ранее, вызывали у меня несколько негативные эмоции. Это случилось и с этой лентой. Мне показалась она затянутой, а концовка сильно предсказуемой, что очень сильно отразилось на моём общем впечатлении об этой ленте. Это хороший и занимательный мультфильм, но у Миядзаки, как мне кажется, определенно есть лучше.
Несчастный человек не сможет принести радость. Убитый горем человек не способен вызвать улыбку. Приземленный человек не может создать сказку. Только настоящий волшебник. Тот, кто прошел, через плохое и хорошее, умеет передать это людям, рассказать историю и сложить частичку своей души, своего видения, своего мастерства. Такого чистого и высокого, как глаза двоих детей. Отзывчивой девочки, которая хочет жить спокойно, но настигает семейное прошлое. И мальчика-изобретателя, который хочет изобретать, поучаствовать в приключении, доказать невиновность своего отца и помочь девочке. Крепкого, как шахтеры, которые могут улыбнуться при намеке на драку и защитить своего маленького коллегу и его знакомую. Безрассудного, как целая семья пиратов, помогающих неудавшимся целям-детям. Неожиданного, как внеземной робот, ухаживающий за цветами, защищающий птиц и помогающий животным. Исступленный, как гнев несостоявшегося тирана, обделенного властью. Такие натуральные и живые фильмы, хотя они нарисованы и являются фантастическими. Мир не похож на кукольный, который был бы искусственно сделан для главных героев. Этот мир - отражение реального, светлого и темного, и зритель может прочитать доброе заклинание вместе с героями фильма. 10 из 10