Пропавшая
Идея сериала настолько интересная, что в список «Буду смотреть» он попадает благодаря одному лишь описанию и обозначенному жанру. Пропавшая девушка загадочно возвращается через 10 лет. Где она была? Что произошло? Детектив как жанр в описании не значится, ну тогда ждем триллер — с мрачной колористикой в картинке, напряженными сценами, персонажами, притягивающими взгляд и внимание. А главное — ждем грамотно выстроенного сюжета, поэтапно раскрывающего историю и ее персонажей. И вот, в предвкушении очередного качественного и интересного российского сериала ты начинаешь просмотр… Первое же, что сразу смущает — хронометраж. 4 серии по 30 мин. Почему так мало? Это ведь просто 2-часовой фильм. Почему не актуальный формат 8—10 серий по часу? И действительно, события происходят скомкано, слишком «мимоходом», персонажи не раскрываются в полной мере, зритель не успевает должным образом погрузиться в атмосферу и детали происходящего. Серии не выглядят как оформленные главы этой истории, а скорее напоминают куски равного хронометража, на которые «порублен» отснятый материал. К середине последней серии недоумение усиливается, «пробелы» сценария накапливаются, всё увиденное начинает напоминать сжатый сумбурный пересказ какого-то в оригинале гораздо более глубокого и захватывающего произведения. Расстроенный, ты ждешь развязки, так же стремительно брошенной в лицо. Но и здесь сценаристы делают ход конем, нарушая (в плохом смысле) каноны формата мини-сериала и оставляя тебя ни с чем. «На сегодня всё, приходите завтра». Или через год. То есть вот так? Тогда зачем мы галопом неслись по сюжету, лишая себя возможности «с чувством, с толком, с расстановкой» насладиться происходящим? Ради чего вы жалели «плёнку»? 4 из 10
Большинство свежих русских сериалов производили неплохое впечатление, подумал что и этот не будет исключением. Однако, исключением он стал, из-за совершенно невнятного повествования. Но обо всём по порядку. Стилистически и визуально сериал довольно хорош, картинка поставлена качественно. Сцены сняты грамотно, с хорошей операторской работой. На счастье у нас уже давно научились всем техникам интересных и качественных съемок камерой. На этом достоинства сериала подходят к концу. Самой главной проблемой является сюжет. Сама концепция вопросов не вызывает — похищение детей каким-то сумрачным злодеем, она просто и понятна. Но вот времени в сериале ей не уделяется совсем, а антагонист раскрывается простым словесным описанием, которое укладывается в пятнадцать секунд. Это большой недостаток сериала: хотели показать триллер, а показали подростковую драму. Сюжетную линию о пропаже детей задвинули на третий план и не обращают на неё никакого внимания. Хотя если бы эту линию развили и дали ей больше экранного времени сериал мог бы быть удачнее. В самом конце сериал оставляет зрителя абсолютно раздраженным и с чувством справедливого негодования к создателям: «а где всё остальное?». Нет ни внятной истории, ни объяснений мотивов антагониста, ни каких-то внятных раскрытых персонажей. Два часа хождений по одной и той же квартире. 2 из 10
Как писал Джозеф Редьярд Киплинг в своей Балладе о Западе и Востоке: «Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet» (О, Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда эти двое не встретятся). Похоже Вадим Перельман на пару со сценаристом Павлом Тетерским решили поспорить с этим. Начнем с того, что для нашего понимания сие творение должно быть непонятно абсолютно. Как говаривал один восточный царь, увидев высадившиеся легионы небезызвестного западного деятеля тех времен: «Для посольства их много, а для войска мало». Перед нами обычный «пилот», почему-то получивший статус полноценного сезона. Но для «пилота» — это очень много, а для сезона — как-то маловато будет. «Пилот», пробник духов, первый сезон — какая разница. Главное — вся палитра запахов вроде моя, но отчетливо бьет какой-то «синтетикой». Ну не бывает у нас таких следователей, настолько погрузившихся в работу, что колют себе инсулин «без отрыва от производства». Ну не может у нас рухнуть бизнес из-за публикаций во всех газетах подробностей интимной жизни основателя. Наоборот еще и денег доплатят, например, у Малахова. А сама «виновница» может стать в одночасье новой Шурыгиной. Ведь вроде и мат в звуковой дорожке есть, и секта правильная, потому, что больше напоминает какое-то братство ассасинов из Assassin’s Creed (естественно первой части игры, а не ужасной экранизации), а лидер больше похож на безумного престарелого Хасана ибн Саббаха, чем очередная секта западной зауми с очередным нехаризматичным западным гуру. Вроде всё на месте, надо сидеть расслабившись и получать удовольствие, но «синтетика» продолжает бить в нос. Она как блюз Александры Магакян, который звучит в конце каждой серии, вроде всё нормально, но что-то абсолютно «западное», которое явно у нас не приживается. Я по складу абсолютная космополитка, но так игнорировать специфику страны, по-моему, перебор. Полное ощущение, что сделано для их «загнивающего» кинематографа, но там не прокатило, а наши «схавают» и даже адаптировать никак не надо. Просто определяем местом действия Москву, вот и все дела. Ведь «На безрыбье и рак — щука». А главное, что подавать заявление на получение паспорта теперь можно в московском МФЦ, засунуто в кадр (такой вот product placement), а значит цифровизация населения идет полным ходом. 5 из 10 Ведь палитра та запахов хорошая.
Мини-сериал «Пропавшая» вышел на сервисе «КинопоискHD» весьма спорным, если не сказать разочаровывающим продуктом. Если следить за проектами сервиса, уместно предположить что действие сериала происходит где-то во вселенной недавних «Топей», повторяя все проблемы и косяки творения. Хотя «Пропавшая» ещё хлеще отталкивает от себя благодаря формату и хронометражу. Зато «Кинопоиск» в своем репертуаре подготавливает поток статей и обсуждений четырехсерийника, составляющего хронометраж в чуть более два часа. За которые не успеваешь ни вникнуть в историю, ни в атмосферу, ни заинтриговаться, ни испугаться. «Пропавшая» за столь короткое время пытается максимально впечатлить зрителя, выпаливая в воздух трюки из арсенала мистики, семейной драмы, и детективного триллера. Сериал двигается в спидран режиме и выглядит это все немного ущербно. Кадр — внезапная агрессия к ребёнку, следующий — загадочный мужик, знающий всех вокруг, дальше — женские слезы, еще мгновение — интригующая морзянка, ломающая структуру, вносящая твист в сюжет. По идее, по сути же тонущая в хаосе идейных наработок, которые ни во что не выстраиваются цельное и внятное. К «Топям» отсылает и актриса в главной роли, Лиза Янковская, сестра Ивана, мучавшегося в прошлом мистическом сериале «Кинопоиска». Её игра в данном проекте отличное олицетворение качества, и несоответствия амбиций к действительности. Её типаж, вальяжно-хамоватый, с туманным взглядом и невнятной харизмой абсолютно не подходит к роли. Да и странно, что фокус не сосредоточен на ней, она здесь как главное действующее лицо, как загадка, меняющая окружение, должна быть менее скомканной и интересной. «Пропавшая» — нечто максимально странное, как по формату, так и, по сути. Спин-офф «Топей», в котором разобраться поможет собственное воображение, которое хоть как-то раскрутит это сухое, пренебрежительное и скоротечное зрелище. Сериал пытается уложиться в кучу жанров за короткое время, решив полсотни задач, выглядя из-за этого обрывисто. Зато, зрелище поставил сам Вадим Перельман, что очень жирно подчеркивают в статьях на КП. Творец поставил «Измены», «Елки 5» и забытый «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли. Повторяют его имя на сервисе не просто так, а видимо, для оправданий смазанной подачи сериала авторским стилем. Ну, так себе стиль если честно.
После неоднократно предложенной рекламы сериала было принято решение посмотреть данное творение. Каково было мое удивление, когда я обнаружила, что это 4 серии метражом меньше 30 минут, причем каждая начинается с «ранее в сериале». Итого имеем мини-сериал длиной 80 минут!!! В связи с чем возник первый вопрос- почему тогда не фильм??? Сюжет не совсем понятный, то ли детектив, то ли триллер. Сюжетное повествование представляет кадры, не связанные между собой, нет стройности повествования, практически клиповая нарезка. Вопрос второй- зачем так мучить зрителя и не создать более- менее годный сценарий, идея была очень неплохая? Каждая серия просто обрывается, нет затравки на следующую, как это было в Лосте, например, если снято с претензией на мистику. Очень нудно и тягомотно, вялое развитие событий, провалы в сюжете. Снято в мрачных тонах, допустим, предполагается мистический поворот сюжета, но этого тоже особо нет, такое ощущение, что сценаристы сами не знают, в каком жанре держать повествование. Какая-то секта с марлями на лицах, то ли девушки действительно менялись душами, то ли это просто развод зрителя для пущего эффекта. Герои вызывают больше вопросов, чем ответов, симпатии не вызывают. Персонажи странные, много недоговоренности. Чего стоит работник милиции, колющий себе прилюдно инъекции (диабетик), при этом ещё и астматик. Его герой показан только принимающим лекарство с нулем действий. В связи со всем выше изложенным возник 4 вопрос- почему рейтинг у сериала довольно высокий? Для меня сериал был скучен, неинтересен и маловыразителен. Все интересное было показано в трейлере. Такое ощущение, что у сценаристов не хватило времени на проработку сюжета и линий героев. Жаль, мог бы выйти хороший сериал, если бы было приложено больше усилий. 4 из 10 жаль, могло быть интересно…
Я очень хвалю попытки российских киноделов представить вниманию хороший продукт, особенно не для больших экранов, а для стриминговых сервисов, именно так появились очень неплохие «Последний министр» и «Проект Анна Николаевна» — такие сериалы двигают и приближают российскую киноиндустрию к зарубежным собратьям, а Кинопоиск, как крупнейший онлайн-кинотеатр, к Netflix и HBO. У «Пропавшей» хороший саспенс — есть всё, что нужно для крепкого триллера — пропавшая десять лет назад и внезапно вернувшаяся дочь из богатой семьи, мрачные секреты, зловещие «они» в балахонах. Правда на деле всё оказывается прозаичнее — загадку пропавшей так никто и не разгадал, богатая семья нужна просто для описания, мрачные секреты вообще просто для того, чтобы были, а балахоны из марли. При просмотре будьте готовы, что повествование будет сумбурным и не очень логичным, тут и там будут всплывать герои, сцены и факты, которые вообще ни на что не влияют: например, следователь-диабетик-астматик, его начальник, репортёрша — просто появляются в кадре, никак не двигая сюжет. Отдельный вопрос вызывает странный хронометраж, здесь всего 4 серии по полчаса, на мой взгляд, из «Пропавшей» можно было сделать либо полнометражный фильм без лишних деталей, либо сериал на 8—10 серий, чтобы всё-таки раскрыть сюжет или дать зрителю большую пищу для ума, даже с открытым финалом. Ближайший к «Пропавшей» аналог — сериал «Просто представь, что мы знаем», там создатели тоже бросили на полуслове своё творение, которое могло бы стать неплохим сериалом, очень жаль, что здесь такая же история. Но не обойдусь без большой похвалы — картинка у сериала вышла отличной, со стильным (может быть чуть-чуть чрезмерным) цветокором, интересные планы, операторская работа очень порадовала, как порадовала и режиссёрская работа в нагнетании атмосферы. В целом индустрия идёт вперёд, и такие сериалы тоже двигают её в правильном направлении, а ошибки — это тоже работа. Моя оценка и отрицательная рецензия — не придирка авторам сериала, она с любовью и надеждой на то, что дальнейшие работы будут лучше. 6 из 10
Очень интересный проект, хотя завязка сюжета может показаться банальной: пропавшая 10 лет назад девушка неожиданно возвращается и ничего не помнит о том, где провела все эти годы. Отец сомневается, что сильно изменившаяся и повзрослевшая девица — действительно его дочь, а мать просто счастлива снова увидеть свою девочку, в пропаже которой винила себя. «Что-то здесь не так», — думает харизматичный детектив с говорящей фамилией Малевич, и глядя в непроницаемо спокойное лицо чудом сбежавшей из секты «блудной дочери», с ним невольно соглашаешься. Как и в большей части современных фильмов и сериалов, здесь основная фишка не в том, ЧТО, а в том, КАК. Графичный стиль работы оператора подкрепляет гнетущую, пробирающую до костей атмосферу детективного нуара. Намеренный уклон в сине-зелёную гамму добавляет мрачности этому и без того не слишком солнечному миру. История без положительных персонажей — чем дальше смотришь, тем меньше понимаешь, кому из этих странных, сломанных людей ты вообще здесь можешь сочувствовать. Лиза Янковская в роли таинственно исчезнувшей и неожиданно нашедшейся Лены абсолютно великолепна: огромные серьёзные глаза, слабая улыбка одними губами, тонкие руки, ломкие движения, головокружительное сочетание беззащитности и угрозы. Этот мрачноватый и загадочный образ шикарно оттеняет младший брат Серёжа (Андрей Дудников) — поначалу искренне сочувствуешь забитому большеглазому мальчишке, но когда на милом круглощёком личике в какой-то момент появляется злобная ухмылка, становится откровенно не по себе. Сериал в целом пронизан необъяснимым ощущением тревожности, надвигающейся беды — хотя переживать за бизнес жестокого, подозрительного и откровенно неприятного отца семейства Михаила Гарбера, мягко говоря, странно. Как и за душевные терзания — его, пьющего, изменяющего и не чурающегося рукоприкладства, или его жены, равнодушной, неласковой женщины, способной спокойно смотреть на слёзы родной дочери. Но тяжёлое, давящее чувство неправильности всего происходящего не проходит, и это понравилось больше всего: редко когда встретишь у нас действительно атмосферную, стильно сделанную историю. Так что рекомендую к просмотру любителям жанра, тем более что размазывать кашу по тарелке, мучая зрителя пятиминутными вставками крупных планов, создатели не стали. Сериал смотрится легко и на одном дыхании. Режиссёру удалось глубоко затронуть эмоции, не утомляя подробностями, и пусть в конце в воздухе повисает немало вопросов, послевкусие сериал оставляет крайне приятное. Тут мало надрыва, истерики и прочих дешёвых способов выжать слезу, но при этом в каждой сцене невероятно сильно внутреннее напряжение, причём его шикарно отыгрывают все актёры — от уже зарекомендовавших себя на российских киноэкранах до самых маленьких. Получилось оригинально, не заезжено и очень свежо. 8 из 10
Работами Перельмана интересуюсь ещё со времён шикарного «Дома из песка и тумана», так что «Пропавшую» пропускать было, конечно, никак нельзя. Сложно спорить с тем, что этот режиссёр двигает отечественное кино на новый уровень. Всё-таки работа с маститыми западными кинематографистами накладывает свой отпечаток. Вот и здесь на выходе получилось роскошное жанровое кино с великолепным саспенсом и лаконичной, но пронзительной и выразительной образностью. Наряду с детективным сюжетом — острые психологические вопросы: трудности взаимоотношений отцов и детей, бремя совершённых в прошлом ошибок, разрушительные последствия недоверия к самым близким людям… При просмотре в первую очередь в голову приходит прилагательное «напряжённый». За счёт изумительной работы оператора и звукорежиссёра каждая сцена — настоящее испытание для восприятия. Что особенно поразительно — нам показывают совершенно обычных, в основном даже симпатичных людей. Мы каждый день встречаем на улице очень похожих мужчин и женщин и даже не подозреваем, что с ними что-то не так. Но глядя на героев на экране, каждой клеточкой чувствуешь надрыв, излом. И это заслуга не только актёрской игры — немалую роль играет искусное нагнетание атмосферы. Здесь на создание впечатления играет всё: обстановка квартиры, серо-зелёная цветовая гамма, музыка, фоновые звуки. И это поистине удивительно: то, как тысяча мелочей складывается в пробирающую до мурашек картинку. Запутанность и фантасмагоричность детективной составляющей сюжета очевидно перекликается с внутренним миром героев. Разобраться в паутине лжи, домыслов и недомолвок принципиально невозможно, если ты слушаешь, но не слышишь, не доверяешь, не сочувствуешь. Об этом же кричат короткие, но пронзительные истории пропавших девушек: все они пережили предательство самых близких и родных людей. Равнодушие родителей, которые должны были заботиться о своих детях, но вместо этого предпочли интересоваться исключительно своей жизнью, толкнуло их в руки психопата-экспериментатора. Но остаётся вопрос: что лучше? Оказаться заложником смертельно опасной секты — или же, как сын четы Гарберов, долгие годы жить в уверенности, что тебя невозможно любить? Знаменательно, опять же, что обо всех этих проблемах напрямую никто не говорит. Весь посыл идёт через сюжет, диалоги, цвет, свет, звук. Режиссёр не общается со зрителем «в лоб», он делится тем, что его беспокоит, исподволь, позволяя нам делать выводы самостоятельно. В этом плане «Пропавшая» немного напоминает притчу — каждый понимает увиденное по-своему, а кто-то, может быть, не поймёт вовсе. Но меня лично сериал впечатлил и заставил задуматься. 9 из 10
Несмотря на некоторую артхаусную сумбурность, новый мини-сериал от Вадима Перельмана определённо хорош. Начинается он как классический триллер: жутковатая «возвращенка» из секты, неоднозначные фигуры «счастливых» родителей, пытливый следователь, которому все вокруг ставят палки в колёса… В общем, всё это было бы вторично и скучновато, когда бы не было так классно сделано. Авторский стиль бросается в глаза с первых кадров: необычность интерьеров, приглушённая цветовая гамма, холодная сдержанность актёров. В итоге получается очень мрачная картинка, мастерски транслирующая зрителю подавленное настроение. Мир, в котором живут персонажи, будто начисто лишён ярких красок: здесь доминируют зелёный, серый, синий. Даже «отчий дом» вернувшейся из небытия Лены выдержан в мрачных тонах, будто подчёркивая тот факт, что это не то место, где люди могут быть счастливыми. И лично мне кажется, что «Пропавшая» именно об этом, а не о том, кто похищает девчонок-подростков и зачем потом возвращает. Из актёров больше всего впечатлили Елизавета Янковская и её маленький «экранный» брат. Если взрослым актёрам, наработавшим уже значительный диапазон образов, должно было быть не так сложно отыграть в «Пропавшей», то юным звёздам экрана наверняка пришлось выложиться по полной, чтобы раскрыться, не прибегая к очевидно-театральным выразительным средствам. Львиная доля напряжения в каждой сцене реализуется не за счёт текста, антуража или действий, а за счёт выражения лиц, интонаций речи. И ребятам это замечательно удалось. Некоторая незавершённость детективной линии тоже отсылает к традициям арт-хауса. Режиссёр пунктиром набрасывает проблемы, ставит вопросы, но не даёт ответов, предоставляя зрителям самим разбираться в хитросплетениях своей истории. По касательной раскрывая изломанные судьбы героев (а досталось тут всем, от самых пожилых и влиятельных до самых маленьких и невинных), он не оставляет времени на разжёвывание и катарсис — мозаику придётся складывать самостоятельно. Картина получается холодная и грустная, но достаточно пронзительная, чтобы запомниться надолго. 7 из 10
Вадим Перельман окунает нас в прекрасную тьму, где процветают мрак и тишина. История интригует своей интересной подачей, сочетание контраста здесь как нельзя лучше. По синопсису и по названию мы знаем о возвращении пропавшей дочери, которая 10 лет была неизвестно где. Экспозицию режиссёр оставляет для зрителя, озаряя её ярким, белоснежным тоном и пугающей реальностью. Девушки в масках и белых платьях, где-то там на троне сидит Флоренс Пью. Интересно автор показал разницу между яркой сектой и мрачной реальностью. Завязка положительно ввела героев, сделав акцент на семье, куда вернулась дочь. Саспенс сопровождается амнезией девочки, а детективные расследования её долгой пропажи вводят множество дополнительных деталей. Сериал набирает стремительные обороты, а вернувшаяся дочь дополняет всю историю ничего не выражающим взглядом. Впрочем, Лизка Янковская только вливается в кино. Дедушка Олег пока ещё не озарил её. Хотя для роли потерянной (морально) и для концепции сюжета её отрешённость смотрелась неплохо. Первый посыл подвоха заложен в количестве серий — за четыре серии авторы должны дать ответы на вопросы. Расследование возвращения сопровождается закономерностью, всплывают схожие ситуации, поэтому много людей подключаются к этой проблеме. Таинственные враги сопровождают тех или иных персонажей. Перельман создал отличную завязку. Параллельно тайны возвращения внимание уделяется проблемам в семье. Встреча с братом для Янковской была удивительна, состояние родителей выражалось в противоборстве действий. Мать — радуется, отец — проверяет факты. В таком сумбуре сюжет мрачно бегает от разгадки к разгадке, оставляя за собой ряд вопросов. А тем временем, финал близко. Интрига с новой силой захватывает сериал, когда ты видишь, что появление дочери — это не случайность, это что-то спланированное, и как часть системы всё работает согласно какому-то тайному плану. Проблема приходит в заключении сериала. За три серии Перельман только подстегнул зрителей, только вкусно преподнёс тайную секту и обнажил проблемы в семье главных героев, поэтому финал ожидался сильно, но вопрос рождался сам собой: как за последнюю серию дать то, чего хочет зритель? Мало нам секты и пропавших людей, развязка затрагивает неожиданные факты личной жизни семьи, заодно поясняя некоторые флэшбэки. В целом, конструкция семейных отношений отличная: помимо пропавшей дочери каждый супруг хранит свои тайны. А тайны эти до того неловкие и противоречивые, что откровенность в картине плюсом отражается на восприятии всей истории. Развязку ты ожидаешь, а внезапные подробности главных героев только сильнее подстёгивают любопытство. Но режиссёр в итоге оставляет зрителя с вопросами. Открытая концовка поначалу кажется залогом на второй сезон, но у нас концепция мини-сериала. Сейчас уже думаешь, что завершающий элемент с главным персонажем закрыли, преподнеся странное поведение дочери как основной фактор кульминации, но остальные как же? Нам показали довольно много персонажей, которые включены в эту сеть пропажей, секты и некой светлой локации, которая была в экспозиции. А дальше ничего. Как обрезанный продукт. История довольно интересная, но ей не дали полностью раскрыться. Какая задумка у Перельмана? Показать необычную Янковскую в обычной жизни и вывести из этого странные последствия. Поэтому и второстепенные персонажи служат только декорациями в этом моно-спектакле. Разочарование в целом от брошенной структуры, ведь было куда идти, были зацепки на большое продолжение, но автор захотел заострить внимание только на героини. Жаль, потенциал был: в сопровождении с красивыми тёмными кадрами, прекрасным интерьером дома и мраком бетонных джунглей выглядело всё отлично.