Я рассказал закату о тебе
- 22 окт 2020
Весь кинематограф Таиланда разделился на «до» и «после» этого сериала (лакорна). Не могу, конечно, «сказать за всю Одессу», но в этой стране солнца с качественным контентом все очень плохо, особенно если речь идет не о полнометражном кино. А если вы при этом знакомы с корейским кинематографом, то найти что — то стоящее у вас вряд ли получится. Однако, не будем вдаваться в дебри слова «плохо», когда есть более чем «хорошо». Сразу стоит оговориться, что тематика лгбт уже давно не нова в разрезе западного кино, и в основном ассоциируется с остросоциальной драмой в авторской обертке, которое периодически залетает в номинации престижным мировых кинопремий. То есть для актера (даже именитого), это скорее невероятный «плюс к карме» сыграть такого рода роль, и шанс отхватить престижную статуэтку. В Таиланде же, что-то пошло не так, лгбт — сериалы встали на поток, а как мы знаем кино не консервы, лучше от автоматизации процесса оно не становится. Поэтому планка данного сериала настолько высока, что сравнивать ее можно разве что с корейским, и европейским контентом. Это не просто стоящая качественная средняя картина, это 5-ти серийное эстетическое удовольствие с легкой претензией на фестивального кино. Тут прекрасно все: начиная от сценария, постановки кадра, выбора цветовой гаммы картинки, и заканчивая такими мелочами как переход к титрам. Сразу оговорюсь, для тех кто не знаком с тайским контентом, все может показаться не настолько выдающимся, но, полагаю, что эта работа несет куда более ценную смысловую на грузку, чем нашумевший Назови меня своим именем. Это какая то квинтэссенция всего из ничего, когда понятно, чем работа вдохновлена, но тем не менее она абсолютно самобытна. С тонким чувством вкуса, эстетики, филигранно расставлеными акцентами в словах, взглядах, предметах и деталях. Все выверенно и разложено по канве повествования, что получаешь искреннее удовольствие не только от просмотра, но и от анализа происходящего. С одной стороны можно сказать, что это история очень simple, когда два человека чувствуют и думают по разному и к сожалению не могут в силу возраста, юношеского максимализма, и просто разных взглядов на жизнь прожить и прочувствовать друг за друга. С другой это как нужно уметь снять, проработать сценарий, уместить в этой простой канве повествования столько социально значимых проблем, и сделать это остро, тонко, со вкусом. Ощущение, будто картину при тебе рисуют. Так умеют далеко не все. Запад так не умеет, именно по этому корейские ремейки, это не ремейки — это новые интерпретации. И ранее мне казалось, что кроме них такой чувственной эмоциональной красоты, щемящей тоски выдать уже не сможет никто. Но у меня в прямом смысле отвисла челюсть, когда это сделали тайцы (вот это, я понимаю, ход королевы). И так, главные персонажи: И первое, что стоит отметить — они хороши. Да, где то они не совсем доигрывают, где то чуть переигрывают. Но химия между ними потрясающая, уровень ментального понимания и улавливания друг друга запредельный. Абсолютная гармония в кадре, раскрытая канва их отношений от возрождающейся дружбы к осознанию своих чувств друг к другу, передающаяся не только как импульс между ними, но и откликающаяся на всю их периферию, в лице второстепенных героев. А они здесь, к слову, тоже очаровательные: Вплетенные абсолютно тонкой невесомой ниточкой: никто не орет (привет, тайскому дорамопрому), не переигрывает. Все гармоничны и логичны, а канва их взаимодействий сыграет свою ощутимую роль в отношениях главной пары. Знаете, это герои которым отведена пара ключевых моментов, но они будут настолько искренними, настолько живыми — что вы влюбитесь в них, будете сопереживать им, вам в прямом смысле захочется их обнять. Локации: Абсолютно самобытные: тайский ресторанчик, двухэтажный дом с налетом старины, паром в полумраке, пляж в лучах солнца когда возрождается их дружба, сумрачный гамак в момент признания, дабы передать тактильное через умозрительное, все приправлено потрясающим цветом, кадром, звенящими паузами, просто пропитано тайской культурой с налетом винтажа. Все места, где они находятся тщательно выверены, каждый кадр не случаен, каждая локация идеально подобрана под контекст происходящего на экране. Одной локацией и кадром, вся громкость этого мира сводится на нет, когда загорается этот мир двоих. Снято эстетически прекрасно. Паузы: Здесь очень много тишины, которая к месту расставляют акценты, реакции, действия и чувства. Сцена с кокосом просто шедевральная, она и глаз режет своим сумасшествием, и одновременно ментально понятная, рассказанная на языке жестов. Когда в тебе что -то инстинктивно меняется, но ты еще этого не осознаешь. Идеальная иллюстрация того, что кино может говорить без слов, и таких противопоставлений, в цветах, предметах принадлежащих героям, диалогах бесчисленное множество. Весь сериал пронизан ими. Мне очень запала в душу абсолютно фоновая сцена на пляже из первой серии: куда герои пришли купаться большой компанией. Это было так светло, так многообещающе и по юношески максималистично: когда перед тобой вся жизнь и безграничный новый мир, но в тоже время в этой же сцене чувствовалась лёгкая тоска по ускользающему беззаботному детству, по сожалениям о годах потерянной дружбы, и какая то томящая грусть. Возвращаясь к главным героям: ключевой момент истории -это столкновение их характеров, противопоставление их видения мира. Они невероятной тонкой, но совершенно разной душевной организации мальчики. И оба восхитительно горят в своей агонии. Поэтому это кино не столько об их отношениях, сколько о их ментальном мире, через призму этих отношений. Кто они друг для друга? Какая цель у них в этой жизни? А есть ли у каждого из них собственная мечта? А не живет ли один через призму другого? А стоит ли приносить в жертву свою мечту ради другого человека? Очень много ключевых вопросов этой жизни мастерски зашито в эту подростковую драму. Эпилог: Даже немного жаль, что это работа ограничена рамками жанра, и целевая аудитория ее не так высока в отсутствии ее на международных стриминговых сервисах. Но это стоящая работа в самом лучшем понимании кино: с чувством вкуса, претензией на прекрасное и утонченное, кино в котором нужно думать, сопереживать и делать выводы. Это очень простая история, но не сведенная к банальностям. Если раньше Таиланд можно было сравнивать только с Таиландом, идя на какие то внутренние компромиссы и закрывая на многое глаза. То сейчас эта картина встает на один уровень с корейский полным метром, в нем есть отголоски западного кино, японская эстетика, и при всем этом абсолютная тайская аутентичность с колоссальной работой в каждом моменте.
Стоит вам только окунуться в азиатский bl-жанр, выхода обратно уже не будет. Казалось бы, столько историй уже написано и снято, но они как-то умудряются становиться всё лучше и лучше с каждым новым сериалом. Я ненавижу и боготворю их за это. Итак, что мы имеем: двое главных героев (хех, это даже сама по себе потрясающая пасхалка к сюжетным деталям самого сериала — посмотрите и поймёте, хотя я больше склоняюсь к тому, что главным действующим лицом всё же можно считать Тэ — его сюжетная арка мне показалась более распространённой и всеобъемлющей), уроки китайского (кстати, неплохое вкрапление в сюжет культурного многообразия через его изучение, это подстёгивает к исследованию иностранного языка), редкие перекусы в лапшичной и посиделки с друзьями; товарищество, соперничество, ревность, привязанность, близость, любовь, сожаление, боль, томление, страдание, недопонимание, глубокие и острые переживания и душераздирающие слёзы — очень, очень много чувств и эмоций, превосходно переданных молодыми актёрами. Это не назовёшь типичным тропом любовь/ненависть или от врагов к друзьям (скорее даже, от бывших друзей к врагам к влюблённым), и это лично мне очень симпатизировало. Довольно интересно в связи с этим строится драматургия сюжета: конфликт понимается если не сразу, то вполне точно угадывается из взаимодействий Тэ и О-Эу, того, как они держат себя друг с другом. Их столкновения происходят несколько раз, прежде чем они (не без определённых потерь) уяснят всю суть своих отношений, и именно это является ключом просмотра. Наверное, конфликт как раз и исчерпывается полностью, когда первый решает отказаться от своего места в университете мечты в пользу второго. Здесь ещё важно будет отметить неперенасыщенность сценария диалогами, всё сделано очень гармонично и ненавязчиво, зритель понимает их коммуникацию и определяет её если не из однозначных или косвенных словесных выражений, то невербально, из взглядов, которыми они одаривают друг друга, из прикосновений, из их телодвижений или мимики, из их воспоминаний. Напряжение между молодыми людьми изображается нетривиально, что ли, и тебе хочется поглощать всё больше и больше, хотя и не обошлось без некоторых клише, стандартных для подобного жанра. Сюжет развивается медлительно, но понятно и доступным языком, прямо как тот же песок или море под тайским солнцем и тёплым ветром. Длительность (по часу или полтора) немногочисленных эпизодов (их всего пять) как раз компенсирует эту кажущуюся минималистичность. Отдельных аплодисментов заслуживает символизация: чего только стоят образы гибискуса и кокоса и своеобразный мотив одержимости последним у Тэ (сопряжённой, надо сказать, с его же непереносимостью), а цветовая символика кадров и персонажей — это тема для вообще конкретного изучения. Синий — цвет Тэ, и он присутствует в его одежде, в его комнате, в его вещах; в то время как контрастный ему красный принадлежит О-Эу, и постепенно, но верно и уверенно этот яркий и насыщенный оттенок будет захватывать самого Тэ: по мере того, как он будет всё упорнее осознавать своё влечение к другу детства, — и мы сможем понять это по тому, как будет меняться цветовой тон одежды Тэ. Также значима тут сюжетная линия с Тарн: очень любопытно разворачивается антитеза с её цветными карандашами (если опять-таки оценивать любовь создателей к семантике и важности детализации), которые Тэ всегда старательно упорядочивал, а потом и вовсе забыл об этом, как только все его мысли заполонил О-Эу. Параллельное этому повествование о Басе, ставшем моим абсолютным любимчиком, и О-Эу показывает ещё более убедительно ценность настоящих друзей (а ещё тут раскрывается тема противопоставления симпатии и влюблённости, а вдогонку — и не совсем разделённой любви). И здесь, в контексте любовных переживаний, занимательно сказать пару слов о вожделении: Биллкин и Пипи весьма говоряще передают волнение и смятение своих персонажей: Тэ то ходит туда-сюда без особой цели, то судорожно водит руками по всему телу, то безумно вдыхает аромат ненавистного кокоса, потому что он напоминает ему об О-Эу, то сам О-Эу ищет способ быть ближе к Тэ (телесность вообще тут играет особую роль, ей отводится важное место в отношениях главных героев, но я имею в виду близость не только физическую, разумеется). А сцена, где Тэ обхватывает О-Эу со спины и отчаянно исследует его грудь, сжимая в кулаках его футболку до белых костяшек, вызывает у меня дикий восторг: это — кульминация их интенсивности, наконец посмевшей вылиться наружу, это предельный накал атмосферы, так и, впрочем, не доведённый до победного конца и от того оставляющий их опустошёнными и абсолютно побеждёнными, проигравшими. И эта юная безбашенность вкупе с неимоверными по своей силе ощущениями не может оставить равнодушным. И все второстепенные герои полюбились точно так же. Вслед за этим хочу воздать должное визуальному и звуковому оформлению: картинка чёткая и исполнена в тёплых, приятных глазу тонах, напоминающих о прелестях жизни у побережья (мне, как жительнице серой столицы, было особенно завидно и в то же время отрадно наблюдать за всем действием), показываются красивые городские и природные пейзажи, причём не как что-то исключительно фоновое или искусственное, самостоятельное и независимое, а обязательно в сопряжении с персонажами и историей, и от этого вдвойне подкупающе, операторская работа сразу же привлекает внимание. Саундтреки пленяют своей нежностью и пробирают до костей, и после просмотра последней серии хочется искать весь плейлист сериала: уж очень метко музыкальные композиции отражают настроение героев. В этом лакорне есть всё, что отзовётся у зрителей в душе, что даст пищу для размышлений и что так или иначе присутствует у всех: предстоящий выбор собственного дальнейшего пути по жизни, первая серьёзная влюблённость, ответственность за уже сделанный выбор, попытка познать и наконец принять себя, желание защитить близкого тебе человека (порой даже теми методами, которые принесут тебе лишь убытки), взаимоотношения с родными, достижение цели и воплощение давней мечты, прощение себя и других, самопожертвование ради тех, кто тебе дорог. И всё это очень мощно, и оно очень органично вписывается в рамки сериала, это всё логично и продуманно. Буду ждать второй сезон и надеяться на хорошую развязку, потому что они это заслужили. Да, стоит вам однажды окунуться в азиатский bl-жанр, назад пути нет. И я не шучу.