Тутанхамон
- 16 окт 2016
В октябре на экраны вышел мини-сериал производства Британии о чём бы вы думали? Не о Тутанхамоне (как подсказывает название), но о том, кто открыл его гробницу в Долине Царей — о Говарде Картере! (Кстати да, почему название Тутанхамон, когда всё крутится вокруг самого Картера? Вот я уже выхватила один очевидный ляп — название) В любом случае, не так-то просто оценить сериал, когда ты археолог и киноман в одном лице, да ещё и работаешь в том месте, которое показывают на экране) С точки зрения истории… конечно, как и в любом таком фильме — здесь масса недоработок и перевераний. Мне правда не хочется обращать на это внимание — если разбирать всё до малейших деталей, из истории испарится тайна, магия, а мы этого совсем не хотим. Я уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что любому сериалу/фильму нужна зрелищность, и первое что страдает во имя её — это историческая достоверность. К тому же при ограниченном бюджете добиться безоговорочной аутентичности просто невозможно. Производители и так молодцы, потому что ведь известно, что они не могли снимать это на месте в Египте, и всё, что мы видим в сериале — это декорации, которые, к слову сказать, во многом удались им на славу. Но намного важнее то, как производители интерпретировали некоторые вещи, места, события. Тот же Metropolitan House, в котором мы живём, когда работаем в миссии (на данный момент я там живу уже 4 года подряд — с перерывами, понятное дело). Знакомое — знакомое, и всё же другое. В реальности там поменьше места и комнат, убранство и меблировка не такие богатые, нет бара (что существенно, хохо!), ну и окружающий пейзаж другой — да и во времена Картера он уже был другим: территория кругом, как швейцарский сыр, полна дыр — гробниц знати. И совсем рядом — храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахари (но его конечно они ни снимать не могли, ни просто показать в плане декорации — для этого было бы нужно официальное разрешение египтян, которое очень непросто получить). Но, хочется сказать браво! Мне понравилось, как они показали дом) Да и другие места — дом Картера (реально существует — Carter House недалеко от въезда в Долину Царей); Каирский музей получился хуже — со входа невозможно увидеть пирамиды в Гизе, пришлось бы развернуться на 180 градусов. Отдельно хочется сказать о героях — о реально существоваших людях, и том, как были показаны их характеры. О самом Картере я знаю мало, признаться. В целом, его не считают великим археологом, он скорее археолог, которому очень везло. Многие его открытия — дело чистой случайности. Действительно ли он был таким, как показал его Макс Айронс — остаётся загадкой. Но, по своему опыту могу сказать, что он мог быть таким. Археологи — они такие) Сконцентрированные на своей работе до чёртиков, часто предпочитающие компанию артефактов другим людям. Картеру было 48 лет, когда он открыл гробницу Тутанхамона — так что он явно не был шустрым и резким юнцом, каким его здесь показали. Лорд Карнарвон в исполнении Сэма Нила восхитителен, просто. Очень хочется отметить Джонатана Ариса в роли Герберта Уинлока! Прекрасен! Эдакий сторонний наблюдатель и почти что Дух Рождества, чего стоит одна сцена, где Картер возвращается в Метрополитан Хаус и Уинлок с бокалом виски стоит за стойкой бара, философски повествуя о том, что из-за войны все уехали, а он остался здесь) Для непосвящённых это может быть незначительной деталью, но поверьте, это отличная сцена! Уинлок действительно долгие годы жил в Метрополитане; и когда у нас в доме неожиданно хлопают двери, ставни либо гаснет свет, мы всегда говорим, что это Уинлок) либо его дух) Но возвращаясь к герою — он получился очень ярким: совсем немного экранного времени, но каждое появление было чётко обозначено какой-то меткой репликой (хотя бы «you know what? fuck you and your newspaper!» в адрес одного из журналистов, который стал расспрашивать его о «проклятии фараона») Мне так же понравились два центральных женских персонажа — Мэгги и Эвелин. Такие разные, и так прекрасно вписавшиеся в историю. В Мэгги показана именно её человечность, желание помочь Картеру влиться в общество, которое тогда правило бал в кругах египтологов. Трансформация же Эвелин из девочки в женщину передана прекрасно! Она так неимоверно расцвела, и так неимоверно, получается, поддерживала Картера. (Тут я говорю исключительно о сериальной истории — Мэгги Льюис на самом деле не существовало, а роман Картера с леди Эвелин — не более, чем выдумка сценаристов. Но почему нет, сериал от этого ожил, и показано оно было действительно красиво и правдиво.) Второстепенные персонажи показаны так же очень здорово: острохарактерность каждого доведена до максимума, чтобы зритель обратил на них внимание, и действительно ты их видишь — и «райса» (начальника работников) Селима, и Гастона Масперо — одного из самых заслуженных директоров Службы древностей, и Теодора Дэвиса, который заявлял, что Долина Царей пуста и искать в ней больше нечего, и Пьера Лако, с его усами, сухостью и непреклонностью в разговорах с Картером. А чего стоит Флиндерс Питри! Он действительно проводил раскопки нагишом — летом в Египте слишком жарко, особенно, когда надо было работать в душных гробницах. А когда он работал в Гизе в пирамидах он надевал розовые трусы — чтобы меньше посетителей приходило на место раскопок (дамы в те времена, как вы знаете, были очень благовоспитанными и такое им видеть не полагалось). Что ещё меня улыбнуло — конфликты Картера с представителями Службы древностей. Всё в точности, как у меня! Ни один сезон не прошёл без проблем, и всегда в центре событий я и какой-нибудь особенно шустрый инспектор, которому неймётся. Но раз так, то я начинаю понимать, что дело правда не во мне, но в самой сущности египетских служителей археологического закона. Конечно, 4 серии по 45 минут этой истории не сравнятся для меня с «Мумией», которая привела меня в Египет, и посмотри в своё время я лишь этот сериал… ну, едва ли, едва ли… Но он хорош, правда, и как художественная картина, и как адаптированная для показа на телеэкранах реальная история. Эх, больше бы таких картин — о Египте и раскопках!