Зона
- 16 янв 2006
На самом деле безумно боюсь хвалить этот сериал в разговорах с людьми, так как сразу сыпятся обвинения в том, что я какой-то АУЕшник. Нет, в тюремной жизни нет романтики, а бандитская жизнь не похожа на сад Эдем. Но к сожалению название «Зона. Тюремный Роман» навевает мысль, что сериал о всех прелестях тюрьмы рассказывает. Но можете быть уверены — тут и близко нет того, что могло бы привлечь людей к АУЕ теме или как-то идеализировать тюрьму. Давайте обо всем по порядку о том, почему вам стоит потратить 50 часов своей жизни на этот сериал (всего 50 серий каждая чуть меньше часа): 1. Актерский состав. Удивительно, но актеры реально сыграли хорошо. Особенно удивляет, что некоторых из них вы могли видеть уже в других сериалах или фильмах, где они сильно бесили своими актерскими потугами. Видно, что Петр Штейн поработал с каждым и направил на верный путь. Начиная с Багрова (главного актера) до мальчика, сына приемщицы играют хорошо. Отдельные сцены могут вызвать небольшое покалывание в области глаз и ушей, но в целом хорошие актеры. Вряд ли удастся найти малобюджетный сериал в российском кинопроме, где актеры так хороши. 2. Саундтреки. Их всего около 5—6 штук, но поверьте, парочку штук вам захочется переслушать после просмотра сериала еще разок. 3. Сюжетные линии, некоторые из которых заставят вас рыдать. Практический каждый, даже второстепенный актер имеет персональную ветку сюжета, где он так или иначе раскрывается. В отличии от современных сериалов, где крутиться вокруг одного лишь героя и все завязано на него. Разумеется есть более детализированные и менее, но так или иначе внутри этого сериала еще много маленьких историй, за которыми интересно наблюдать. 4. Есть о чем подумать. В действительности нам показывают гниль системы следствия и способности людей просто так «повесить» на человека преступление. Можете быть уверены, что истории отдельных сюжетных линий все также актуальны в современном произволе. В конечно итоге перед нами ставят выбор, а кого поддержать, тюремщиков или местное руководство. Казалось, все очевидно, но не тут то было. И те, кто при помощи власти своего звания ломал людям жизни, оказывается сам сломленным другой властью. Очень печально, что «по указке сверху» сериал так быстро завернули и многие вещи остались без ответа. Вроде есть слухи о втором сезоне, но я не верю, что новым авторам удастся повторить то, что сделал Петр Штейн и команда.
От тюрьмы зарекаться не следует — именно это правило и подтверждается с самой первой серии сериала «Зона. Тюремный роман» — на зону могут попасть абсолютно не за что. В любом месте, где собраны люди, граничат все стороны человеческих отношений — положительные и отрицательные. Тюрьма усиливает все негативные стороны человеческой сущности, даёт возможность им проявиться, актуализироваться, развивает их, способствует их умножению и создаётся впечатление, что выхода нет и всё безнадёжно. На этом фоне даже небольшие проявления доброты, справедливости и честности сияют ярким светом, лучом надежды. В этом сериале показана поистине борьба добра со злом, от фильма невозможно оторваться, но, как и подобает реалистичному фильму, он отражает все стороны человеческой сущности, на которые мы предпочитаем не обращать внимания — а ведь они шокируют, отвращают, угнетают нас. В фильме нет (и не должно быть) счастливого окончания — он просто прерывается на определенном этапе жизни заключенных.
Пока другие смотрят нормальные фильмы, я, под настроение, решила включить этот. Недоверие к его создателям вызвали первые же кадры: в качестве эпиграфа взяты слова Андрея Тарковского «зона- это не территория, это та проверка, в результате которой человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек зависит от его чувства собственного достоинства…» Та-ак, постойте, а с каких пор Тарковский стал спецом по тюрьмам? Видимо, эту фразу приписали люди, не смотревшие фильмы «Солярис» и «Сталкер», либо ничего в них не понявшие. Вот эта попытка прилепиться к классику сразу вызывает раздражение. К тому же, эту фразу не только показывают, но и говорят вкрадчивым голосом — видимо, для того, чтобы вбить ее поглубже в подсознание зрителя, да так, чтобы к концу сериала он уже был готов бежать на эту «проверку». Тем, кто решит смотреть, советую эти кадры проматывать без звука, психика здоровее будет! Интересно, что сериал показал телеканал, известный своей оппозиционностью (может, и сам фильм снят на деньги ББ?). Правильно, кому же еще «открывать» глаза зрителям на то, что происходит у нас в этой сфере? Сначала его поставили в прайм-тайм, но после мешка гневных писем загнали куда-то в ночь. Да уж, такое в прайм-тайм да с рекламой — это нечто! Ведь вечерние сериалы как бы входят в распорядок дня, зрители к ним привыкают, и яркая реклама добавляет ощущение, что все нормально. То есть создатели хотели, чтобы ЭТИ серии стали нормальным явлением в семьях, а главная цель — чтобы люди стали говорить так же и прониклись тюремными обычаями? Если говорить о содержании, то я согласна с мнением, что это разновидность «мыльной оперы» — а что вы хотите, ведь сюжетную линию растянули на 50 серий! И я уже прочитала в отзывах, что, похоже, дело одного из главных героев так и не сдвинется, это явный прицел на продолжение 2,3 и т. д. Меня поразило множество восторженных отзывов (адекватных я нашла не больше двух: в одном разумно написано, что если посидишь сама — ответ на девичьи восторги — быстро разонравится!). Такое впечатление, что зрители пищат от восторга: «Наконец-то нам показали настоящую зону!» А вы, видно, всю жизнь об этом мечтали?? Ну, восторги «деффчонок» еще можно понять — им, типа, показали брутальных мушшын, а не тех хиляков, что сидят за соседним столом в офисе, а вот объяснить мужское одобрение я не могу — тут пусть мужчины помогают. Вот уж, действительно, «зона — она внутри тебя». Я понимаю условность отзывов в интернете — пишет небольшая часть зрителей, да и многие отказываются смотреть, только прочитав название, но ведь эти отзывы дают рейтинг фильму, и молодежь подтягивается- вот что страшно! Хорошо бы, чтобы все, кому фильм не нравится, написали свои отзывы на разные сайты, тогда каждый заглянувший мог бы получить более объективную информацию. Режиссер Петр Штейн умер в 2007 году, может, не надо было ему связываться с этой темой? Мы, зрители, глянули и забыли, а он все эти кадры через себя протаскивал. Кстати, после съемок «Сталкера» несколько человек ушли из жизни явно рано — Штейна это не испугало? Одна баба следователь — такая сволочь, другая — молодая — выглядит гламурно и фальшиво. Начальник тюрьмы и большинство сотрудников не в курсе, что за ними денно и нощно наблюдает кто-то страшный — его камеры есть везде, он видит абсолютно все. И когда только успевает? Видно, там у них особые дежурства злодеев. Почувствует это наблюдение, естественно, только главный положительный герой, но проверять свои подозрения, похоже, не будет. Он, к слову, пьяница, только что вышедший из «завязки» и брошенный женой, кому же еще спасать других? И разве это можно делать на трезвую голову? Фанат самодеятельности (замполит?)- вообще полный дебил: он, типа, не в курсе, что скрывается за словами «заставим», и какими методами его пожелание будут «выполнять». В комнате свиданий один и тот же посетитель беседует с тем, кому иносказательно угрожает, и тут же — с тем, кто исполнит — этакий всехний родственник? В это СИЗО попал даже американец, и ему быстро объяснили, что «нет в России закона и никогда не было». Из него трясут деньги по поддельным обвинениям, а он все кричит про права человека, и даже хочет сам читать сборники наших законов. Где-то в районе 10 серии создатели поняли, что получается мрачновато, и решили добавить веселья, чтобы зритель расслабился и еще крепче подсел на сериал. Смешить в таких условиях — нет уж, я против! В сериале все время показывают издевательства над людьми. Мы росли на фильмах, в которых учили доброму, вечному, а теперь учат, как жить в тюрьме? Вот сериалы про врачей не претендуют на превращение зрителя во врача, в изображении процесса лечения сплошные ляпы, а тут заботливо собирали по тюрьмам реальные подробности — для чего? В общем, я не знаю, буду ли его досматривать, мне и половины хватило, а вам, еще не ввязавшимся, оно надо? Посмотрите лучше еще раз фильмы Тарковского! P.S. Специально для тех, кто говорит, что это настоящий мужской фильм и «бабам его не понять», добавлю: сценарий писали женщины! И автор идеи — Ася Карева. Наверно, им брутальности не хватало в окружающих мужчинах. И ещё: читала, что те, кто прошёл через подобное, данный фильм не хвалят.
По сути фильм треш, мягкий и на 50 серий растянутый вариант «Зеленого слоника». Авторы стараются выжимать реализм из фильма, но кроме него выходит еще целый ряд стереотипных до нельзя персонажей. Сюжет растянут, бывает что за серию ничего особенного не происходит, особенно во второй половине сериала. Главных героев по сути нет, есть целая большая группа персонажей с разной степенью достоверности и несколько «бобков» на пару фраз. После просмотра первых пары серий смотреть становиться все менее интересно. Добрые — наивны и разумеется пьют(Багров), злые — хитры, коварны и беспринципны (Раевский). Но есть и положительная социальная роль у сериала — тюремная романтика будет развеяна.
Крайне не однозначный фильм. С одной стороны фактических ошибок, что юридического плана, что тюремного быта и системы исполнения наказаний, пруд пруди, мне они глаза и слух резали нещадно. А с другой стороны фильм приоткрывает, именно так, завесу над закрытым для посторонних взглядов миром. Где арестант бесправное существо по отношению к администрации, где администрация может сломать жизнь человеку, где внутрикамерная жизнь это отдельный мир, в котором нет места жалости и чувствам. Блатные, мужики, «наседки», опущенные, козлы, чушкари мелькают перед зрителем в этой страшной круговерти, и мороз дерет по коже от происходящего на экране. А там по сути одна безысходность. Причем безысходность не только у зэков, работники администрации, по сути являются обитателями этого мира, с одной лишь разницей они добровольно вошли за стены тюрьмы. И порядки учреждения впитывают также как и зэки. «Не мы их придумали — не нам их ломать» говорит один из героев фильма другому. От этого их положение кажется не менее трагичным. Как тут не вспомнить слова из саундтрека: «Зона, зона — ни к сидельцам, ни к погонам Не спешит прийти апрельская капель» Перечислять персонажей очень трудно (уж очень их много), и даже выборка стала для меня трудноразрешимой задачей, очень много достойных описания действующих лиц. Один Петр (Петюня) Опальский он же в болезни Тихон Алексеевич, уголовник со стажем, чего стоит в своем желании вывести на «чистую» воду коррумпированных представителей органов. Ограничусь тем, что скажу — почти все актеры играли хорошо, образы героев раскрывали перед зрителем понятно. Даже закоренелые мерзавцы по фильмы были способны, на что то хорошее — Агдам (рецидивист, неудачно примерявшийся на воровскую корону) в карцере обнимается с опущенным Чигой (один из самых трагичных персонажей, бывший блатной, опущенный в пресс-хате за отказ петь в самодеятельности, мерзость и ужас тюремного бытия, когда ломается жизнь), Раевский (работник оперчасти приказавший опустить Чигу) влюбляется в адвоката, которая защищает невинно посаженного Павлова (самый, на мой взгляд, трагичный персонаж, которого подставили два раза за убийство, которые он не совершал) и помогает ей, хотя невольно вторично подставляет Павлова. И даже «железная леди» Светлана Адольфовна (отчество прелесть!) Колесникова (злой гений несчастий того же Павлова, и других арестантов) иногда способна на сострадание (хоть и редко). Один начальник караульной службы Шверник проходит через весь фильм законченным мерзавцем. Положительных героев мало — кроме Багрова (сотрудника оперчасти расследующего самоубийство бывшего друга), адвоката Дьяковой, американца Уоррена (закрытого за преступление которого он не совершал), тюремного священника отца Михаила и осужденного Крылова (Айболит) выделить некого, все остальные, несмотря на симпатии, все таки к бесспорно положительным не относятся, хотя сочувствие и вызывают (тут конечно и жена Шверника, и Циркач, и Саня Веселый, и Настя Прохорова). Я даже несколько раз поразился нежности показанной на экране — любовь Уоррена к Любе, девушке, заявление которой об изнасиловании привело его в тюрьму, он не бросил ее даже, когда она стала инвалидом. А как мило ухаживал бывший зэк Крылов за приемщицей посылок Машей (ведь разглядел же он в этой хамке, что то хорошее). Фильм представляет собой как бы легкую версию тюремного зазеркалья для зрителей, где насилие все таки дозировано — да его много, но тут создатели видимо за показным, нарочитым нагромождением трупов скрыло истинное положение вещей (а в то, что при желании могли бы снять совсем уж чернуху не сомневаюсь, специалистов по уголовным темам найти не проблема в нашей стране, только вот стоит ли все это показывать), когда объектом становятся человеческие взаимоотношения, а не буквальное воспроизведение тюремных нравов. Главное в том, что даже в беспросветно — бесправном бытие зрителю показаны человеческие характеры и желание выжить в столь не простых условиях. Наверное, поэтому я решил не придираться к фактическим ошибкам (хоть и резали мне глаз они), а смотрел сериал про людей. 8 из 10
Я не смотрел этот фильм, когда он шел на НТВ. Как-то подвернулся здесь, в интернете. Честно говоря, решил из любопытства посмотреть 1—2 серии. Но потом понесло… Не мог оторваться. Сюжет заинтриговал. На одном дыхании за 2—3 дня просмотрел все серии (в ущерб своему деловому занятию — забросил всё). Есть, конечно, кое-какие недочеты, но, думаю, в сериалах это часто бывает. Ни один из занятых в фильме актеров до того мне известен не был, кроме исполнителя роли «Сухого». Петюна Опальский — просто отпад! Играет бесподобно. Не знаю, где и как играл этот актер до «Зоны», но здесь он потрясающ! А эта девушка, работающая на приеме передач заключенным, а мегера-следователь… Сильные образы! Вообще, после «Зоны» со всеми внутри её интригами, любовными, ментовскими и воровскими передрязгами, думаю, бразильский сериал отдыхает. Это сериал по-русски. Насколько знаю, фильм снят на основе реальных фактов. Поэтому вдвойне сопереживаешь всему, что происходит в тюрьме. Часто смешное, комическое здесь переплетается с грустным, трагическим. На протяжении всего фильма зрителя не покидает чувство, мягко говоря, несправедливости, творящейся и в в суде, и в прокуратуре, и в тюрьме, словом, на всех уровнях законности и правопорядка. К сожалению, это горькая реальность. Очень интересно, иногда даже неожиданно, раскрываются характеры героев сериала. С удовольствием посмотрел бы его продолжение, тем более, что авторы фильма, кажется, оставили за собой такую возможность. 10 из 10
Наверное ни в одном российском (советском) фильме не показана жизнь людей в тюрьме на столько открыто и реалистично. Люди в тюрьму попадают не только потому, что совершили преступление: кого-то подставили, кто-то защищался в уличной драке, кто-то берёт вину на себя за то, что даже не совершал… Но все они находятся под следствием. Они живут в тюрьме, живут по законам тюрьмы. С одной стороны психологически прессингуют криминальные авторитеты, с другой бывалые арестанты втягивают в передряги, с третьей угнетает настоящий ментовский беспредел. В фильме очень реалистично показаны сцены физического насилия над заключёнными, издевательства со стороны тюремных охранников, как прокуратура играет судьбами людей, как шахматными фигурами, не оставляя им выбора… Как выжить в этом страшном месте? Как не сойти с ума? Эти вопросы тревожат не только тех, кто находится в камере заключения, но и тех, кто «по другую сторону решётки», ведь для работников тюрьмы тоже все не так легко! Их работа тесно переплетается с житейскими проблемами и заботами, они вынуждены кого-то ненавидеть, а за кого-то сильно беспокоиться и переживать! Даже за арестантов… В фильме впервые за историю российского кино помимо актёров снялись настоящие заключённые. Нередко приходиться наблюдать молодых людей, подростков, юношей, которые с сигаретой во рту напевают «блатнячок», закатывают глаза, представляя себе тюремную романтику и думают, что от этого они становятся круче и взрослее. Я бы очень сильно порекомендовал таким «товарищам» посмотреть этот многосерийный кинороман — думаю, что их представление о тюрьме, об их поведении, об их отношении ко всему, что касаемо тюрьмы сильно изменилось бы…. 10 из 10
Неплохой сериал, косяков в нем мало. Огорчает только большое количество убийств, но чего не сделаешь, чтобы продержать зрителя в напряжении все 50 серий. Да еще огорчают непонятки с бункером, вопросом о его назначении. Зачем его размещать в таком труднодоступном месте? Ну, хватит о плохом. Очень понравились два персонажа: Гнатюк и Петюня Опальский, хорошо сыграли свои роли. В общем, сериал, по моему мнению, реалистичен (кроме бункера), ставлю НТВ и Петру Штейну 8 из 10