Серая зона
- 28 июн 2002
- 13 сен 2001
Рекомендовать этот фильм к обязательному просмотру, я бы не стал, хотя он того вполне заслуживает. Просто психика и нервная система у всех людей разная, и боюсь, что лицам чересчур впечатлительным он противопоказан. Существовал ли ад на земле? Да, был такой, на польской земле, под городом Освенцим, где планомерно и механистично в течение нескольких лет уничтожили несколько миллионов европейцев, имевших несчастье туда угодить. Фильм — не о рядовых узниках адского лагеря, но о его привилегированной части — так называемой зондеркоманде или специальной бригаде по сжиганию трупов. Большую часть фильма камера бесстрастно фиксирует их ужасающую работу и их ночные посиделки за бутылкой водки и куском колбасы (даже эсэсовцы понимали, что рабов, занимающихся самым грязным делом в Освенциме, следует подкармливать). Эти люди обречены, и знают об этом, ведь идет 1944-й год, нацисты терпят поражения по всем фронтам, и, заметая следы своих преступлений, неизбежно уничтожат главных свидетелей. Выбора у героев «Серой зоны», по сути, и нет — либо умереть рабами, на коленях, с пулей в затылке, либо попытаться утащить с собой на тот свет хоть кого-то из палачей. Без пафоса и надрыва, в фильме показано, как некогда бессловесные, почти потерявшие человеческий облик ходячие мертвецы только что пинками и зуботычинами загонявшие в газовые камеры таких же несчастных и хладнокровно, без эмоций, заталкивавшие в печь тела своих родных, выбирают второй вариант. Чтобы хоть на пару мгновений почувствовать себя свободными людьми.
Когда смотришь фильмы такой тематики, то очень сложно разграничить понятия «оценка фильма» и «оценка событий, показанных в фильме». Кажется, что если ты против вот этого всего, если ты не приемлешь фашистский режим и все, что с этим связано, то ты априори должен такой фильм считать хорошим. Фильм основан на реальных событиях. Тут уж каждый может свои эпитеты подобрать — на ужасных событиях, страшных. Жестоко все, иногда прямо даже физически больно. Я это все не отрицаю. Все это важно, эпохально, и так далее, и надо про это снимать фильмы, и пытаться донести все это. Но. Если слегка отстраниться от сюжетной линии, — и оценивать фильм, как он снят, как сделан, а не про что! — то фильм откровенно слабый. Сюжетных линий много, все они сумбурно переплетаются, совершенно бессистемно, и даже несколько бестолково. То есть первую половину фильмы вы потратите на то, чтобы разобраться, кто кому кто, и как это все между собой связано. Потом, когда вы наконец-то разберетесь, что происходит, то сразу станет заметно, что действие затянуто. Хронометраж фильма — окола ста минут. Из них первые минут 70 не происходит почти ничего, действие абсолютно статично. Это ничем не оправдано, персонажи не развиваются, события не развиваются, никакой метафоры в этом не заключается, и это тянется слишком долго. Последние минут двадцать-тридцать сделаны отлично. Ну и как минимум в диалогах появился какой-то смысл. Хотя в какой-то момент вы можете заметить, что вы до сих пор не очень-то помните, кто есть кто и кого как зовут, но это уже не важно. Фильм, тем не менее, неплохой. То есть не какая-то мутная жвачка, или погоня за сенсацией. Нет, на самом деле задаются важные вопросы, звучат мысли, которые заставляют задуматься. Есть несколько эпизодов, которые смотришь и просто сердце сжимается. Это все, конечно, находки. Но они, опять же, как-то разбросаны по всему фильму, такие миниатюры, которые удачно вписались, а если их вырезать, то фильм откровенно слабый. И с одной стороны как раз такие моменты и делают фильм, а с другой стороны — таких моментов не хватает, чтобы вытянуть этот фильм. Сами по себе эти моменты универсальны, они могли бы быть использованы в любом фильме со схожей тематикой. Так что впечатление осталось двоякое. Неплохо, но могло бы быть лучше.
Вот и ещё один жёсткий фильм про сущность политики Адольфа Гитлера и нацистской Германии в целом. Фильм в который раз передал страх, ненависть, ужас, кошмар и бесчисленные слёзы ни в чём не повинных людей. Людей, которые по зову судьбы родились, как было сказано одним из главных героев ещё одного фильма о концентрационных лагерях «Мальчик в полосатой пижаме», «евреями»… Очень странно, что фильм «плетётся» где-то в конце фильмов вышеназванной тематики, что очень понапрасну. Фильм по-своему устроен, в нём хоть и в цвете, но режиссёр старался и не зря передать все эмоции и чувства страдальцев лагерей, и даже их «служащих». Особенно трагично переданы сцены с моментом ввода огромной толпы людей в крематорий под звуки прекрасной классики под видом клича смерти; сцена спасения маленькой девочки, выжившей в газовой камере под воздействием «Циклона-Б»… Ко всем сюжетным линиям данного фильма стоит добавить, что фильм отчасти основан на реальных событиях… Отряды Сондеркоммандерс существовали, и несмотря на их общую беспомощность, они делали праведное дело, борясь с прихотями правления одного из жесточайших правителей и безумцев современности, имя которого, лично мне после такой истории, называть не хочется…
По странному совпадению, в один день я посмотрела «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи и, собственно, «Серую зону». Эмоции это вызывало сумбурные. А ощущения похожие с фильмом «Мелинда и Мелинда» Вуди Аллена. Только поострей и посерьёзней. Как же может разниться взгляд на одни и те же события. Но всё же если «Жизнь прекрасна» — это скорее утопия (хоть и шедевральная), единичный и в чём-то спорный взгляд на «окончательное решение еврейского вопроса», то «Серая зона» к истине будет ближе, и царившую тогда атмосферу передаст ярче. Насколько это можно себе представить (тьфу-тьфу), исходя из известных фактов истории. К сожалению, этот реальный факт поистерся в памяти общественности. Как и вся война в целом. Многим молодым людям понятия «холокост» знакомо лишь как какое-то жутковатое словечко. Более того уже среди собственных ровесников я встречаю даже раздражение при напоминании о том насколько это важно. Мол: «Задолбали вы все, давайте жить настоящим». И вот ЧТО можно посмотреть любителям страшилок и ужастиков, которые может и щекочут нервы во время просмотра, но никакой смысловой нагрузки не несут, а лишь порождают неосознанно насилие и жестокость. Ни в коем случае не хочу призвать относится к этой картине, как к фильму ужасов. Эта история. И что поделаешь если она у нас такая… Просто вдумайтесь в цифру — почти ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК… И для меня, как для человека не являющимся евреем, и не знакомой не с одним из них лично, пока вопрос «А что же они такого сделали, что их так НЕНАВИДЕЛИ и продолжают НЕНАВИДЕТЬ?» остается открытым… К просмотру всем думающим и небезразличным.