Марьина роща
- 14 янв 2013
Кино из серии «маловероятно, что специально посмотрю, но случайно наткнувшись на ТВ, не переключу». Достаточно качественный проект, коих в последнее время стало появляться все больше. Радует прежде всего количество серий. Помните бразильские сериалы и Гришковца? «Это какая серия? двести-чего-то-там… А, уже не разберусь». Отечественное ТВ осознало данную ошибку, благодаря чему «Марьина роща» смотрится быстро и легко. Сюжет очень интересно построен своими переплетениями. Вроде каждая новая серия начинается и заканчивается, что называется «от и до», однако, не героев помнить все же стоит, некоторые из них очень элегантно потом «всплывают» на экране. По сюжету Константин Борисович Трошин возвращается после войны, надеясь найти работу в родном МУРе. Однако в виду давней ссоры с начальством, обламывается, и становится Костя обычным участковым в одном из самых неблагополучных районов. Надо отдать должное Домогарову. Фактически весь сериал строится на его выдающейся игре. Да, хороший, крепкий сценарий, продуманный персонаж. Но и сам актер талантище! Евгения Крюкова потрясающе красивая женщина. Одно удовольствие наблюдать ее на экране. А уж как ей идут наряды сороковых годов! Впечатлил образ бывшей жены Трошина, Александры. Актрисы Крюкова и Львова — это абсолютно разные типажи. Разное у их героинь все — жизнь, судьба, характер… Одно у них на двоих — Трошин. Не может ведь герой быть исключительно положительным во всем, правда? Но возвращаясь опять же к главному герою, есть в нем целый пакет изюма, который внес сценарист. Во-первых, патологическая честность. Вроде главному герою и положено таким быть, но в Трошине это как-то остро чувствуется. Во-вторых, он ходит с палочкой. Этакое напоминание о фронте, однако ж Трошин приноровился использовать ее в целях борьбы с преступностью. В-третьих, человечность. Вполне допускаю, что у Константина Борисовича был прообраз, с которого писали сценарий. Трошин — он ведь живой, будто твой сосед! Особый поклон сценаристу, что кроме детективной и любовной линии, выделили еще социальную. Как мало фильмов сейчас снимают про коммунальные квартиры, а ведь это огромный кусок истории. Вот представьте сейчас к вам подселить чужую семью с их барахлом, тараканами и проблемами? Не представляете… Я считаю, что такие фильмы обязательно нужны, чтобы подрастающее поколение изучало историю не только по книгам, но имело визуальное представление о том, как жили люди. За крепкий сценарий, хорошую работу режиссера, Домогарова с Крюковой и приятную музыку, даю «Марьиной роще»: 8 из 10 Не переключайтесь.
Исходно: фильм очень понравился, вопрос — чем? По жанру он отнесен (видимо авторами) к нескольким разделам: 1) детектив — не скажу, что выдающийся, нет глубоких аналитических раздумий и загадок, в боевики его также сложно отнести — «экшеном» и не пахнет; 2) драма — ну может быть слегка, но не очень. В особом психологизме как-то не замечен; 3) история — «теплее», но здесь надо уточнить. Если говорить об исторической судьбе отдельного человека или группы людей, то нужен временной масштаб, а здесь достаточно короткий временной период. Короткая жизненная ситуация, в Марьиной роще все рядом: и жизнь, и надежды, и любовь, и смерть… Так чем же понравился фильм. Время уходит и все сложнее представить послевоенное время, особенно по современным фильмам. В этом плане фильм «Марьина роща», пожалуй, редкое явление. Он в деталях и очень кропотливо раскрывает повседневность послевоенной жизни, человека в его конкретике «здесь-и-сейчас». Много уже говорилось о противоречивой русской душе, непостижимом сочетании несовместимых и противоположных сторон: высокого и низкого, послушания и свободы, преступления и совести… Вот это и главное ИМХО в фильме, а не остальные аспекты. Авторская команда фильма сделала редкий «отпечаток» этой повседневной жизни и души русского человека. Здесь могут возразить, сославшись на «ляпы» в деталях материальных атрибутов жизни. Но когда в театре мы смотрим игру актеров и верим или нет их игре как проявлению души, то не требуем натуральных условий на сцене, довольствуемся схематичными декорациями. Так и здесь — важен духовный срез, а материальное мне лично безразлично. Фильм можно в этом плане отнести даже не к художественным, а к документальной реконструкции. Итог: в названном аспекте 10 из 10
Давным-давно, точнее, 21 год назад, довелось мне некоторое время вместе с нашей воронежской, суперпопулярной тогда группой «Сектор газа» (я выступал ведущим концертов и «на разогреве») пожить на съёмной (для артистов) «хате» в Марьиной роще. Немногие местные, с кем довелось общаться, говорили примерно так: да, Марьина роща сейчас уже не та, что прежде, но общая атмосфера сохранилась… Кажется, не так далеко от неё и знаменитый «Савелий», то бишь Савёловский вокзал, извечное пристанище блатоты всех мастей… Хотя бы поэтому я уселся за просмотр 1-го сезона (16 серий) сериала «Марьина роща». А ещё потому, что детективы «давно минувших лет» смотреть в сто раз интереснее, чем тупую «чернуху» о современности (бандюганы- бизнесмены- менты). И, конечно же, меня порадовало появление здесь Домогарова в главной роли. Но всё же постараюсь быть относительно беспристрастным в оценке этого сериала. Построен он по «смешанному» принципу: идёт развитие общего действия, в рамках которого каждая серия посвящена отдельному (иногда незаконченному) «делу». В этом отношении «Марьиной роще» категорически и подозрительно (похихикаем над тем, что «идеи витают в воздухе») близок одновременный сериал «Легавый» (счёт первого сезона- 24 серии против 16-ти в пользу «Легавого»!). Время действия- то же, да и главные герои- как близнецы: оба фронтовики, у обоих что-то не сложилось, и оба попадают на работу в «органы» (правда, герой Домогарова до войны уже работал в МУРе). Дальнейшие сходства: у одного опера друг вор в законе, у другого- «красючка центровая», скупщица краденого. Вот только непонятно, кто из творцов сериалов у кого списывал? А то ведь есть категория людей, у которых мысли сходятся… Но вообще-то у идеи (основанной на реальных фактах!) превращения фронтовика (разведчика, смершевца и т. п.) в милиционера ноги растут из классического «Место встречи изменить нельзя» (Шарапов) и ещё некоторых советских фильмов. Вот только то же «Место…» по всем параметрам просто убирает всех своих уже многочисленных «последователей». В том числе и «Марьину рощу». Нет, она, конечно, достаточно профессионально сделанная и смотрящаяся с интересом детективная «мыльная опера», а Домогаров, как и положено признанной кинозвезде, почти всю её тащит на себе, с немалой помощью Крюковой и других талантливых актёров. Остальное- как обычно, потому и говорить об этом не хочется. Но лично меня здесь приводили в натуральный восторг вовсе не какие-то криминальные или любовные интриги, а мастерски поставленные, сыгранные (воспроизведённые?) сцены жизни московской коммуналки той поры, где на огромное разношёрстное «бабье царство» (вот оно, последствие войны!) приходится полтора мужика- наш герой-участковый и пьющий дед-сапожник (вспомним народное- «пьёт, как сапожник»), «ветеран тыла». Вот где мешанина жизни и нравов! Впрочем, для правды жизни не хватает кого-то гнилодушного, а то уж все коммунальники получились какими-то лубочно-привлекательными и милыми, даже сапожник. Стервы, господа, нет, стервы, или стервеца! Чтобы хотя бы керосин из чужих примусов себе сливал. Пожалуй, на сём и закруглюсь, остальное пусть коллеги допишут. И совсем немного о «блохах». К примеру, мне бросились в глаза репродукции картин Шишкина, висящие у торговки краденым дома на стенах. Это современное качество и современные рамы! Такая же репродукция, только другого художника и другой темы, висит у меня на стене! Ещё. В одной из серий герой Домогарова в машине с генеральской дочкой открывает термос… такой же, с каким мой приятель сейчас ходит на работу. Интересно, много «блох» я пропустил? 7 из 10