Эпоха радио
- 24 янв 1987
«Эпоха радио» (или же в более распространённом варианте названия «Дни радио», что соответствует дословному переводу оригинала — «Radio Days») — это шестнадцатая по счёту работа Вуди Аллена в качестве режиссёра. Ко времени, когда «Эпоха радио» вышла на экраны (1987-ой год), Аллену исполнилось 52, но он до сих пор всех поражает своей трудоспособностью и крайне редкий киногод обходится без фильма этого глубоко почитаемого и многими уважаемого кинематографиста. Так же, если далее говорить о «Днях радио», то N16 получил две номинации на «Оскар»: за лучший сценарий и лучшие декорации. Это вполне заслужено и обосновано, но лично от себя бы я добавил и номинацию за лучший саундтрек, хоть и далеко не все использованные композиции были оригинальными, львиная доля — заимствованные. Вуди Аллен обладает выдающейся чертой характера — он прекрасно умеет смеяться над собой. Сам режиссёр признавался в том, что он в одном из своих фильмов завуалировано «поработал» над одним из персонажей, сделав его забитым и испуганным: когда-то сам Аллен (тогда ещё Аллен Стюарт Конигсберг — его настоящее имя) подвергался в школе издевательствам и вёл себя точно также, как и его бедный персонаж. И вот в «Эпохе радио» Аллен замахнулся на большее: ему было мало одного себя, он решил ловко и по-доброму (обратите внимание на эти слова, потому что они очень подходящие к фильму) сделать сатиру о своей семье, большой и дружной семье, на становление коей, формирование характеров, появление забавных историй во многом повлияло изобретение Александра Попова (мы не верим западным предъявителям, что Гульельмо Маркони сделал это раньше Попова). Фильм охватывает 30—50-е года прошлого столетия и для молодого поколения будет непонятно как люди жили без нынешних навороченных аксессуаров-гаджетов, а вот так, как это показано в фильме Вуди Аллена (по крайней мере в среднестатистической семьей еврейских эмигрантов в США). Они общались, обсуждали новости, соседей, дела на работе и беспрекословно верили тому, что вещали из радиоприёмника, а ещё смеялись после выступлений по нему и танцевали под него. Всё это очень ярко и выпукло показал Вуди Аллен в «Эпохе радио», так что название фильма выбрано абсолютно точно и объясняет суть картины. Создал же свой фильм Аллен в некоторой новеллированной манере: «Эпоха радио» состоит из нескольких фрагментов, которые рассказывают о каждом из члене семьи. Связаны они не только родственными узами, но и голосом за кадром, который уточняет тот или иной нюанс, сам же голос принадлежит самому Вуди Аллену. Кроме семьи идут и рассказы о тех, кто принадлежал к первым новаторам в радио, хоть и их имена никому не знакомы: мастера озвучки, дублёры, рекламщики и так далее. В целом же «Эпоха радио» действительно представляет собой ретроспективу забавных моментов, среди которых отдельно выделю момент, связанный с «Войной миров», когда множество американцев действительно поверили, что Земля подверглась нападению злобных инопланетян. Среди знакомых лиц можно узнать Мию Фэрроу, тогдашнюю музу Вуди Аллена, и небольшой эпизод с музыкальным номером от Дайан Китон, которая прежде ходила в подружках режиссёра. Но надо знать, что в «Эпохе радио» несколько действующих лиц и всех их можно назвать главными персонажами, точнее наиболее выделенными. Однако же если меня бы спросили, то я отдал бы пальму первенства и приз симпатий совсем ещё мальчишке Сету Грину. И всё, что сделано в фильме — это красиво, точно, ярко, изящно, а в случае с Алленом, то ещё и эстетично и интеллигентно. Смотреть ли фильм и кому? Думаю, что смотреть и смотреть всем, чтобы вспомнить или узнать, что была когда-то эпоха без компьютеров и по вуди-алленовски она называлась «Эпохой радио». 8 из 10
Я особенно люблю это кино. Вуди Аллен в своем очередном фильме показал замечательную и забавную историю, снятую в приятной атмосфере, с тонким юмором, отличным сценарием и игрой хороших актеров. Начиная смотреть фильм Вуди, сразу приготавливаешься увидеть что-то интересное, философское и разумеется смешное. Данный его фильм со временем хочется пересматривать и пересматривать. Настолько он чудесный и милый. В этой комичной истории мы уносимся в воспоминания Вуди Аллена, погружающих нас в 30-ые и 40-ые годы. В то время вниманием людей правило не телевидение, а радио. Мы видим историю об этом на фоне маленького мальчика, живущей в большой и шумной еврейское семье. Судьбы героев этой истории будут переплетены, и перед нами очаровательная, комедийная история… Позабавила в этом фильме история, связанная с актрисой, с которой все время случалось что-то дурное и ей не везло. Ее сыграла Миа Фэрроу. Бывшая супруга Вуди была долго его музой и сыграла во многих его чудесных кинокартинах. В этой лирической комедии Фэрроу была как всегда артистична и невероятно комична. Смотришь ее историю с улыбкой. На тот момент еще маленький Сет Грин сыграл главного юного героя. Но больше всех мне в этом фильме понравилась Дайэн Уист. Люблю эту американскую актрису. От нее так и идет свет и что-то доброе и теплое. Играет она всегда с душой и именно ее героини больше всего к себе располагают. В небольшой роли певицы было приятно видеть Дайан Китон. Ну, и в картине засветилась Джули Кавнер, которую зрители во всем мире знают по озвучке знаменитой Мартж Симпсон в культовом мультсериале «Симпсоны». Вы только обратите внимание на структуру этого фильма, стиль и атмосферу, юмор и комичные ситуации, саму историю и то, как она была показана. Вуди талантливый режиссер, создающий нечто прекрасное. Его комедийный фильм я готов открывать для себя снова и снова. Картина и глубокая и легкая в один момент, и утонченная и прямолинейная сразу же, смешная и трогательная, грустная и зажигательная. Фильм — ностальгия, и он, как приятный подарок для тех, кто разбирается в хорошем кино. «Эпоха радио» — любимая комедия 1987 года от Вуди Аллена, которой я говорю «да». Фильм и правда чудесный и заслуживает внимания и восторженных отзывов. Спасибо и приятного просмотра! 9 из 10
«Эпоха радио» — не просто одна из лучших лент Вуди Аллена 80-х, но и один из любимых фильмов Майка Ли, что не удивительно, ведь эта картина объединяет творческие манеры этих замечательных режиссеров. Прежде всего, темой семьи и трагикомических отношений внутри нее, калейдоскопом забавных ситуаций, юмором в отношении еврейского детства (одна из коронных тем Вуди Аллена), а ведь Майк Ли — внук еврейского иммигранта из России. Не снимаясь в своей ленте в главной роли, оставив себе лишь закадровый комментарий, Вуди Аллен незримо присутствует в этой замечательной картине прежде всего самим своим непередаваемым духом комика-интеллектуала. Нанизывая юмористические скетчи на острие темы о детстве, Аллену удается создать почти феллиниевское половодье персонажей и забавных ситуаций, в то же время гимн старой Америке, эпохе традиционных ценностей, хотя, возможно, он к этому и не стремился. Помимо блистательного, искрящегося остроумием сценария и быстрого темпа повествования, не дающего зрителю прийти в себя, запоминается удивительно богатая на визуальные нюансы работы оператора-постановщика Карло Ди Пальмы, снимавшего в ту пору все фильмы Вуди Аллена, в прошлом постоянного оператора Антониони: то, как оператор с режиссером реконструируют США конца 30-начала 40-х, почти в манере «Великого Гэтсби» — роскошно, пышно, ярко. Каждый персонаж запоминается какими-то особенными комическими деталями: от родителей главного героя, его родственников и соседей до эпизодических персонажей многочисленных скетчей (в том числе, конечно, бандиты, выигрывающие в шоу), объединенных ностальгической темой радио. Все герои отмечены добродушием, очарованием авторского здравомыслия, позволяющего ему иронически подтрунивать как над религиозным, так и идеологическим фанатизмом, делая выбор в пользу традиционного гуманизма в описании людей. Вуди Аллен мог бы определить свою кинематографическую манеру словами Довлатова, сказанными им о самом себе — «дар органического беззлобия», хотя некоторые особенно ернические его картины, такие как «Разбирая Гарри» и «Знаменитость», заставляют нас усомнится в этом. Талант Аллена как актера, сценариста и режиссера в какой-то момент становятся немым упреком всем тем, кто, играя, делает выбор в пользу сомнительных, скользких шуток; тем, кто не может собрать снятый материал при помощи самого простого монтажа; не может написать связный сценарий в форме мозаики; не может, в конечном счете, управлять съемочным процессом, чтобы материал не выглядел вялым, нудным и однообразным. Вуди Аллен на протяжении более чем полувека показывает нам всем кинематографический мастер-класс, в свои 80 вызывает впечатление чрезвычайно актуального постановщика, не то, что более молодые Херцог и Вендерс. Учитесь мастерству, господа немцы, у маленького американского еврея!
Нью-Йорк, начало 1940-х годов. Где-то далеко бушует Вторая мировая война, а Америка живёт мирной счастливой жизнью, как и подросток Джо — младший представитель большой и шумной еврейской семьи, которую объединяет, кажется, только одна вещь на свете — радио. Здесь это и культ, и опиум. Сценарий складывается из массы скетчей, часть которых хоть и не имеет непосредственного отношения к Джо и его семье, всё равно органично вписывается в общую картину эпохи, когда радио было самым доступным развлечением, занимавшим то место в сознании обывателя, которое впоследствии отвоевал себе телевизор. Аллен переплетает между собой множество историй, наполненных юмором, но, главное, ностальгией по тому временам, когда работа на радио была пропуском в высшее общество — дорогих ресторанов и ночных клубов, когда звёзд радио узнавали не по лицам, а по голосам, услышанным случайно на улице. Аллен совершает второй экскурс в великую дотелевизионную эпоху: за два года до этого была «Пурпурная роза Каира», которая говорила о культе кино и его кумирах. Но если кинотеатр был чем-то вроде не всегда доступного культурного центра, то радио было и религией, и настоящим спутником жизни, с которым общались ежедневно и помногу. В фильме находится немало места характерному авторскому юмору: пародируется в том числе скандально-знаменитое радио-шоу Орсона Уэллса, который однажды столь достоверно исполнил «Войну миров», что заставил тысячи американцев поверить в агрессию инопланетян и кинуться прочь с насиженных мест. Вместе с тем этот фильм, тщательно воссоздающий фактуру декораций и костюмов великой эпохи, может считаться для Аллена тем, чем для Феллини был «Амаркорд». Повествование ведётся от первого лица, за кадром всё время звучит авторский комментарий, а Джо здесь не кто иной, как альтер эго автора, хотя самому Аллену в те годы всё же было на пару лет меньше.
Вуди Аллен как всегда хорош. В этом фильме он, вместе со зрителями, возвращается в те далёкие годы, когда все слушали одни и те же песни, вместе узнавали общие новости и жили спортивными репортажами. Неповторимое время, если копнуть поглубже — повсеместное развитие радио сплотило нацию, наверное, не меньше, чем война. Ну а как иначе, если эта эпоха насквозь проникнута великолепной музыкой? Она — одна из главных героинь этого фильма. Я родился почти на 50 лет позже, и предпочитаю другую музыку. Однако, подборка от Вуди настолько хороша, что я нередко отчитывал такт параллельно со звучащей песней. Вся картина — это тёплый взгляд в своё прошлое, личное, и в тоже время, общее для всех. Похожие ощущения испытываешь, когда читаешь «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Порадовало то, что юного мальчика, который, видимо, был списан с автора, сыграл Сет Грин, знакомый нашему поколению по работе с мультипликационными хитами. И, конечно, не могу не вспомнить забавный факт: цитата про общую музыку, общие песни и новости можно встретить в игре Sid Meier’s Civilization V; естественно в тот момент, когда открываешь технологию радио. Нельзя объяснить то чувство, когда посмотрел 25 фильмов любимого режиссёра, а впереди ещё штук двадцать. Это так здорово… Ну здорово же, а?
' Друзья, предлагаю эти полтора часа провести в нашей просторной гостиной, настраивая радиоприемник на республиканскую волну, где по программе должно вот-вот прозвучать вечернее шоу с нашими любимыми ведущими — их заученные миниатюры обсуждают во всех хозяйственных и продуктовых магазинах, все рестораны трубят об услышанных недавно анекдотах, последних новостях и увлекательных репортажах о реальной жизни… А сколько разных голосов можно узнать за один выпуск — да там целый подиум популярных ораторов, они будут оповещать нас и веселить, восхваляя джазовые хиты и европейские балеты, маскируясь под немых свидетелей, они готовы обронить случайное слово, стоящее им местом в эфире, или же пробежаться по нескольким предложениям, в которых мало будет просто поставить точку… Что там уже говорить так долго, давайте наконец включим радио, пока еще не все закончилось! Как раз сегодня про глобальные сети речь пойдет, интересно, о чем там петь будут сегодня, как вы думаете, а курьезные моменты будут, ну вроде того, что приглашенным гостям нечего будет сказать… Я думаю, может быть все что угодно!» Ценитель всего «хорошо забытого старого», теоретик публичных фраз и колких шуточек, избиратель современных достижений науки, кинорежиссер Вуди Аллен вновь обратился к тематике мемуаров и детским записям в дневнике, заявляя о своих далеких корнях и религиозным убеждениям, убегая от родителей и проводя предобеденное время со школьными товарищами, засматриваясь на заоблачные крыши нью-йоркских многоэтажек, отдыхая в своей комнате после сытного ужина, где за дверью будут укладываться спать близкие родственники, кто-то вернется со свидания, кто-то будет домывать последнюю тарелку, а кто-то будет наблюдать за всем этим, потихоньку разводя костер в камине, пока все копошатся в другой комнате — это время, самое приятное, которое остается в памяти, и комик самолично нам рассказывает об этом, и тем его автобиография становится еще более оригинальней — он одновременно смеется над своим прошлым и скучает за ним, не выказывая слез, и только в конце будет звучать ключевая фраза «вот и закончилась та эпоха, эпоха, которой уже нет…» Начав сниматься у Аллена в качестве главной артистки, Миа Фэрроу выступает в образе амбициозной дебютантки на большой сцене, чего-то ожидающей в мире искусств и ритмике, как раз тот отдельный персонаж, которой автор предоставил возможность сменить белый фартук на шикарное бальное платье, встретить достойного мужа и жить с ним до конца дней своих, если не расхочет. В мире семьи докладчика мне больше запомнилась героиня Дайэнн Уист, такая же самонадеянная особа, которая много чего ждет в жизни, третий часто используемый образ в фильмах Вуди. Неплохо также сыграл и молодой Сет Грин, которого легко можно было узнать по рыжим волосам и радостному настроению. Радио не популярно сейчас? За что же они так не любят радио? Чем телевидение может заменить радио, кроме видимых репортажей и живых шуток с экрана, мы можем смотреть фильмы, видеть любимых актеров, известных лиц на экране, но оно пагубно влияет на нас в плане восприятия серьезных вопросов, в плане развития нашего следующего поколения, скажите, что радио диктует тоже, но так не было всегда, поверьте, это прежде всего зависит от того, какими выросли мы и как мы будем расти дальше, слушая концертную музыку на дисках или просматривая целые выступления по телевизору, что будет привлекать нас больше, может, мы вообще потеряем ко всему интерес? «Как тяжело расставаться с этой эпохой, как плохо, что уже не вернуть нам ее обратно, но как хорошо, что хоть что-то будет напоминать о ней — эта студия за стеклом, этот господин в полосатом костюме и его соведущая, эта публика у динамиков — и кто еще спросит — а что сегодня будем слушать?» 10 из 10
Есть ли жизнь до интернета? Для многих, у кого интернет имеется, это не слишком животрепещущий вопрос до поры до времени. Но возможно, прикосновение к пульсу прежней жизни способствует иногда хотя бы тому, что выспренно и глянцево называется взаимопониманием поколений, но порой существует в действительности и является нередко довольно недурной вещью. Легко признать на словах, но трудно охватить сознанием и чувствами, что, например, твой или чей-то ещё старый дед был в своё время мальчишкой. Что радио выполняло для него ту же функцию, которую для нас сейчас выполняет интернет. И дарило всем, кто умел воспринимать свежо и непосредственно, не меньше полнокровных, трепетных и интенсивных переживаний. Выглядит слишком штампованным, наверное, если это писать, но в этом фильме демонстрируется поразительно, демонстрируется без какой-либо дидактичности, фальши, слащавости. Каждой жилкой ощущаешь, что для мальчишки в те годы кольцо Мстителя из заманчивой, будоражащей радиопередачи не менее прельстительно, чем сейчас всякие суперсовременные гаджеты. Да и вообще, недурно посмотреть на свою жизнь с другой стороны… да, потому что в какой-то мере это и не только тогдашняя жизнь, а наша, стародавние вещи и явления не служат ли тут символами сегодняшних вещей и явлений? И, чувствуя теплоту и нежность, вызываемые здешними предметами и происшествиями, возможно, удастся привнести в отношение к нашему быту тоже толику романтики, чтобы то, что окружало нас в нашем детстве, и дальше согревало и поддерживало. И чтобы в последующем удалось передать ощущение от атмосферы детских лет хоть на десятую долю того, что имеется в данном фильме. Персонажей уйма, и в применении к ним даже как-то не тянет разбирать такие торжественные и часто стереотипные понятия как «характеры», «становление», «развитие». Настолько всё выглядит динамично и естественно. Тут почти всякий уникален, колоритен, даже если появляется только в небольшом эпизоде. Дядя всё время притаскивает с работы свежую рыбу, которую тётя уже совсем замаялась чистить. Дедушка по полчаса каждое утро, несмотря на то, что бабушке уже семьдесят, затягивает ей корсет. Тёте так хочется замуж, а всё не удаётся, а кто-то мечтает пробраться на вожделенное радио, и ведь таки своего достигнет. Фигура гангстера, столь опечаленного, когда нужно устранить случайного свидетеля, и находящего предлог этого не делать, и подавно неотразима. Дни глобальных катаклизмов, но сильнее, чем Перл-Харбор, чем непосредственно военные события, трогает отсутствие колготок у девушек, из-за чего они рисуют на ногах швы… Мальчишки есть мальчишки, и от взятой на себя патриотичной миссии выслеживать японские подводные лодки и самолёты скоро переключаются на вид раздевающейся красотки в окне. Герой же Мститель из заветных радиопередач от того, что его роль читает невысокий дядя с лысиной, не перестаёт восприниматься как что-то среднее между Суперменом и Кэри Грантом…
Это ностальгическо-лирическая кинолента о юных годах Вуди Аллена. Воспоминания о годах, когда властвовала не всемирная паутина и компьютеры, а радио. Картина выдержаная в фирменном стиле великого маэстро, отлично передан дух того времени,настрои и поведение людей, манеры и интересы. Прекрасная музыка и хорошие актеры помогают максимально прочувствовать атмосфера того времени, вдуматся в каждую мелочь, и пережить её с автором. Отличная робота! 9 из 10
Ретро-драма от Вуди Аллена о его детстве. Что же это звучит интересно. И так оказывается. Полный ностальгии, тонкого юмора и фирменного шарма фильм вряд ли будет скоро забыт(К слову, когда он вышел в прокат то провалился и был сильно раскритикован). Весь фильм состоит из фрагментов. Начну с того, что фильм имеет очень интересное начало. И легкая ирония начала наполняет весь сопутствующий фильм. Нам показывается жизнь большой еврейской семьи и как радио связанно с ней. У каждого есть любимые программы, каждый живет своей жизнью. Но это не совсем фильм о радио. Это скорее фильм о людях : как они жили, мечтали, работали. Истории рассказаны как в калейдоскопе: перевернешь одна картинка, перевернешь другая. Но главная мысль доносится из уст радиоведущей: «Через 50 лет нас уже и не вспомнят». Поэтому самое главное — жить настоящим. Жизнь, как и эпоха радио, когда нибудь кончится. А я думаю, что всем бы хотелось прийти к старости с множеством историй, которых интересно было рассказать внукам. Замечательный фильм с прекрасной музыкой, актерами и атмосферой, заставляющий вспомнить детство. 8,5 из 10
Вновь возвращаюсь к творчеству Вуди Аллена и на этот раз расскажу об его одном недооцененном фильм. После успеха «Ханны и ее сестер» прошел всего год, на него вновь возлагали большие надежды и на постановку «Дней радио» выделили аж 16 000 000 долларов (самый большой бюджет его фильма), но, к сожалению, он провалился в прокате, слабо прошел у критиков и вскоре оказался подзабыт. Фильм вышел не без недостатков, но однозначно достоин внимания и недооценен. В первую очередь удивляет сам сценарий. Видимо Аллен решил плюнуть на драматургию и рассказать историю в весьма нестандартном ключе. Поначалу вообще толком ничего не понятно, какие-то люди мельтешат, закадровый голос вспоминает о том, о сем, а самого главного героя так и не видно, повествование перебрасывает нас от одного места к другому и от одного персонажа к другому. Это даже навлекает скуку и хочется уже забросить фильм пока не становится понятен замысел автора. Он заключается в том, что главный герой (закадровый голос) вспоминает о своем прошлом, разных людей, близких и не очень, которые окружали его в те годы. Многих он уже плохо помнит, кого-то видимо забыл совсем (это чувствуется по резким переходам между историями), а о ком-то помнит в мельчайших деталях, и пока еще все не забыл, решил рассказать это нам, то бишь зрителям (слушателям), от которых требуется только внимательно слушать рассказ и не отвлекаться на посторонние дела. И, по сути, фильм не про радио (как кажется по названию), а о том, что надо ценить свое настоящее, дабы потом было что вспомнить и рассказать потомкам. Режиссура на высоком уровне. Отлично воссоздали атмосферу 30-х — 40-х годов (забавно, что это уже третий просмотренный мною фильм подряд о тех временах и два из них сняты Вуди Алленом) со множеством мелких деталей. Вообще очень душевный и приятный для просмотра фильм вышел, да еще и любовь режиссера чувствуется. Кроме того, приятно порадовал видеоряд (обычно наш герой не сильно обращает на него внимания) и отличный саундтрек (чуть до мюзикла не дошли). И как всегда, напоследок про актерские работы. Сильно запомнилась Миа Фэрроу, неожиданно веселая. Очень хороша Дайэнн Уист. Приятно удивила небольшое (но яркое) появление Дайан Китон. Даже Джефф Дэниелс и Тони Робертс есть. Видимо, Аллен захотел собрать всех своих старых актеров, а сам ограничился только озвучкой (зато главного героя). Вывод: очень милый и немного грустный фильм о ностальгии. Нравится не сразу, но если настроиться на нужную волну, то может сильно впечатлить. Всем советую! Оценка: 8 из 10
Мне не нравится фильмы Ридли Скотта в них я не чувствую режиссера, большинство его фильмов безличносны; мне нравится Вуди Ален потому что его фильмы легко узнаваемы. В фильме «Дни радио» так же легко угадывается стиль Вуди Алена. С самого начала, по звуковому оформлению и по титрам. Что мне нравится в его фильмах так это подбор музыки. Будучи джазменом, он зачастую использует классические джазовые композиции, что не может не радовать: «Дни радио» не стали исключением. В фильме «Дни радио» чётко прослеживается параллель между влиянием (в том числе и на детские умы) радио, в то время и телевизором в нашей действительности. Так же эпоха радио пересекается во времени со Второй Мировой Войной, что показано в фильме. «Дни радио» фильм о жизни в еврейском квартале со слов Джо, маленького главного героя картины. Пассивная роль Америки по сравнению с Европой, во время Второй Мировой Войны читается (нами) довольно явственно. Еврейские кварталы живут не богато, но это не Освенцим! Вспомните фильм «Пианист» Романа Поланского, там один из персонажей говорит о хорошем положении Американских Евреях и их бездействии. Причем виновных нет ни в Европе, ни в США, просто они там, а мы здесь. У нас большая война, у них война поменьше. Трудно писать о военном времени, слова теряются и мысли стопорятся. За фирменный стиль и за аутентичность эпохи 10 из 10