Семейный альбом
Когда начинала смотреть сериал, то не ожидала, что он так меня захватит и оставит в душе след, а голову заставит поработать. Сериал об истории одной семьи. Сюжет: живет в 50-е годы в Советском Союзе семья известного физика — родители, красавица-жена, дочки-умницы, старшая — актриса, младшая — пока еще школьница. Но разлад и беда случаются, когда закрывают проект всей жизни отца семейства в виду отсутствия результатов. И тогда перед физиком встает дилемма: предать семью, родину, забыть их навсегда, но продолжит работу за границей, либо оставить всё как есть и остаться с любимыми и дорогими людьми? А что выбрали бы вы? Этот вопрос я задавала себе весь фильм. А физик… он сделал свой выбор, инсценировав свою смерть и перебравшись в США. Антураж эпохи передан замечательно, на мелкие огрехи старалась внимания не обращать. А теперь моё любимое — персонажи. Актеры справились со своей работой прекрасно, даже на небольшие роли смотреть было приятно. Самое старшее поколение семьи Колокольцевых — академик и его супруга. Галина Васильевна, самая старшая женщина семьи, этакий серый кардинал, железная леди, но есть в сериале такие трогательные моменты, когда становится видно, какой ценой ей дается эта несгибаемость. Николай Колокольцев, беглый физик. Я не представляю, каково это — знать, что твое открытие никогда не назовут твоим именем и никто не узнает об истинном авторстве, променять семью на возможность работать. Наверное, таковы фанатики от науки. Надежда, его супруга. Не смотря ни на что, любит и верит, что муж жив, вернее даже не верит, а чувствует это сердцем. Женщина светлая и немного грустная. Ольга, старшая дочь. Очень красивая девушка и очень хочет стать артисткой, её манит красота. Семейная жизнь Ольги оказывается под угрозой, когда выясняется, что ее отец стал перебежчиком. Катя, младшая дочь. В ней жизнь бьет ключом. Влюблена в жениха старшей сестры. Талантливая журналистка. Умеет ставить цели и добивается их. Олег, бывший жених Ольги, ученик их отца. Семья Колокольцевых неоднократно проезжалась бульдозером по его жизни, но, как ни странно, свое личное счастье найдет именно в этой семье. Виктор, муж Ольги. Его семья — те, кого глубоко презирают интеллигенты Колокольцевы — «торгаши и выскочки». Брак Виктора и Ольги с одной стороны — мезальянс, но, как показало время и случившиеся с ними события, для настоящих чувств не может быть преград. В сериале несколько любовных историй, которые, в конечном итоге, закручиваются в одно большое и всеобъемлющее понятие «Семья». И только физик Колокольцев, который так искал встречи с женой, семьей, не может попасть в этот жизненный круговорот, потому что выбор был сделан. А правильный или нет — время покажет. К просмотру советую. Все мы родом из семьи, а этот фильм про то, как можно расставить приоритеты в своей жизни и о чем потом придется пожалеть. 9 из 10
Неплохой сериал, но хотелось бы отметить некоторые существенные недостатки. Во-первых Николай Колокольцев (Скляр) в 1954 году не пошел бы на сговор с американцами — воспитание было такое, что лучше в омут (петлю), но не к проклятым буржуям. И страх за себя и семью все равно бы перевесил, ведь в прихожей наверняка все еще стоял чемоданчик с самыми необходимыми вещами. (Вспомните характерный эпизод из «Стиляг» В. Тодоровского). Не было у него такого «третьего» пути, не было. Во-вторых, непонятные и неуместные аллюзии с «Семнадцать мгновений весны». Скляр в роли Штирлица так же смешен, как и герой Даниила Страхова Ляпунов, который едва не выпрыгивает в окно в приступе психоза. Привет профессору Плейшнеру и всем обитателям Цветочной улицы. В-третьих, Эрнст Романов слишком внешне похож на своего героя в «Cобаке на сене`и тоже ждет своего Теодоро. А в остальном, прекрасная маркиза, все не так уж и плохо.
Хороший жизненный сериал. В нем показывается не простое время 60-х годов 20-го века, противостояние двух сверхдержав, противостояние ученых и партийный боссов. На примере физика Колокольцева-младшего мы видим, как несгибаемая воля этого талантливого ученого, для которого его научная работа — это вся его жизнь, наперекор всем жизненным обстоятельствам, переламывает его судьбу и судьбы его близких людей во имя науки, во имя великих достижений. Только такие ученые-фанатики своего дела и способны делать значимые мировые открытия. Но есть и вторая сторона медали: у таких людей страдает их личная жизнь, потому что на нее элементарно не хватает времени, их мозг полностью поглощен научными формулами. Они превращаются в механизмы, в роботов пошагово, целеустремленно и последовательно идущих к своей цели. С точки зрения семьи я его не оправдываю, т. к. совершить поступок в виде отказа от своей семьи способен совершить далеко не каждый человек. Но за совершенный поступок он получает свои пирожки со сливовым вареньем и горькие слезы. И чего ожидал этот добившийся материального обеспечения и признания своих коллег ученый?! Ожидал, что его после семи лет отсутствия простят и позволят вернуться в семью. Нет, дорогой, ты свой выбор сделал в пользу науки, вот и живи на чужбине один, бобылем, до конца своих дней, в обнимку с наукой. Нам, простым смертным, не понять таких великих людей. Отрицательные эмоции у меня вызывала только змея-свекровь, у которой вечно виновата во всем ее невестка, перед которой все должны заискивающе ползать на задних лапках и улыбаться, покорно глядя в злобные глаза. Ее настроение определяет настроение всей семьи, постоянно недовольное жизнью лицо, хмурый взгляд, в общем, холодная отталкивающая личность. Таких людей может спасти только удар обухом по голове. Мне на протяжении всей киноленты было искренне жалко двух людей: во-первых, это главу семейства-дедушку Колокольцева старшего, так как именно ему приходилось решать в семье стратегические задачи. Как выдерживало его сердце пережить и смерть сына, и неурядицы дочерей, и скверный характер жены, и прочие неприятности. И, во-вторых, переломанную и растоптанную жизнь добродушного, мягкого Олега, целеустремленного физика и хорошего человека, но который под прессом судьбы превратился в черствого, холодного, безэмоционального человека, в машину для расчета формул, в глазах которого перестали сверкать краски жизни. Я также поражался внутренней и внешней красотой основной героини — супруги Надежды. Несмотря на все перипетии судьбы, она осталась лучезарной женщиной, с радугой в душе, добрым и теплым человеком. Отдельно хотелось бы отметить героиню Катю. Таких женщин, как она, надо любить и ценить, так как они являются искренними, честными и открытыми людьми, любящими, надежными женами, матерями, сестрами, внучками, племянницами без потайных мыслей. Нам живущим в демократии, в светлых 2000-х, легко рассуждать о поступках героев фильма, о том, забытом для нынешнего поколения, времени, а ведь тогда за любую огреху члена семьи, вся семья могла очутиться без суда и следствия в одно прекрасное утро в ГУЛАГе. Все жили под незримым колпаком органов КГБ, и связь за границей одного из родственников приравнивалась к измене Родины всех членов семьи (презумпция виновности). 9 из 10
Мне всегда импонировало кино, посвящённое тем самым, незабываемым и неповторимым советским годам. Не для всех, однако, были они радужными, особенно для людей талантливых, в том числе и учёных. Рассказанная нам история в очередной раз заставляет погрузиться в океан глубоких жизненных размышлений, в основе которых лежит проблема выбора и самопожертвования. Далеко не всегда героям сразу удаётся найти свой путь, но их истории всё же убеждают зрителя в том, что у каждого существует возможность исправить свои ошибки, но с этим нужно не затягивать, иначе будет поздно. Каждый из героев — запоминающийся и с характером. Из молодого поколения хочу выделить Катю — бойкую и упорную девушку, в силу возраста немного наивную, но умеющую добиваться своих целей. Все актёры удачно вписались в общую картину и сыграли достойно. Игорь Скляр — шикарен! Некий Штирлиц шестидесятых годов. Только сцена встречи — не в ресторане, а в музее. Один из самых сильных и эмоциональных эпизодов. Ценность семьи объединяет героев. Неля, потерявшая в блокаду всех своих детей, несмотря на возраст, готова снова родить. Лившиц, оставшийся без родного сына, становится для Олега настоящим отцом и называет его «сынок». Такие сцены помогают понять, что важно на самом деле. Ещё один плюс — концовка вполне реалистичная, при этом — светлая и красивая.
Несмотря на некоторые ляпы, нестыковки и несуразности в сюжете, связанные с отображением исторической эпохи 50-х — 60х г. г. 20-го века (не буду сейчас их перечислять), фильм всё же неплохой. Эдакий вариант преступления, совершенного Николаем (оставил родину и бросил семью), и наказания (одиночество, тоска в разлуке с любимой женой, родителями и дочерьми). Жаль, что в отличие от героя Достоевского, в итоге герой не очистился раскаянием и «достойное по делам» его не принял. Впрочем, в финале — многоточие. Наверное, будет 2-й сезон, продолжение, типа: в конце 80-х, с падением железного занавеса, герои счастливо воссоединятся — может, здесь, а может, там. Но лучше пусть этого не будет. Иногда в произведении более выразительным является именно многоточие. Что касается игры актеров. Понравился Скляр (Николай Колокольцеа), очень понравился Борис Романов (Иван Николаевич), понравились Сидихин (Андрей Астахов), Фридман (Лившиц). Слабее, по-иоему, удались женские образы. Актриса Екатерина Олькина, сыгравшая Ольгу, неестественна и жеманна. Так, исполнение ею монолога Катерины из «Грозы» — ну очень плохое (для сравнения вспомним этот монолог, прочитанный героинями фильма «Дом, в котором я живу» в исполнении Жанны Болотовой и Ксении Еланской). Ксения Суркова, сыгравшая Катю, говорит с интонациями, присущими современным подросткам, но никак не девушке середины 20-го века. И всё же, в череде современного «мыла» этот сериал выгодно отличается от многих других.