Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа
Детектив. Экранизация рассказов всемирно известного английского писателя Артура Конан Дойла о невероятных похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его небезызвестного спутника доктора Ватсона. Как я уже и писал ранее, я считаю данные экранизации, поставленные талантливым советским режиссером Игорем Масленниковым лучшими. Их никто и никогда не сможет переплюнуть. И вот вам мое краткое мнение — Лучший Шерлок Холмс. У меня нет никакого желания разбирать некоторые косяки данной картины, но упомяну их отдельно. Но в основном сосредоточусь на выразительных достоинствах этого шедевра советского кинематографа. Итак, вот они: 1. Атмосфера — как и в первой картине, здесь у нас Викторианская Англия в полном расцвете сил. Знакомые костюмы, декорации, предметы обстановки, все передает дух этой знаменитой эпохи, и погружает в нее зрителя. Атмосфера присутствует здесь с первого и до последнего кадра. Следует сказать, что во всей серии с атмосферой — полный порядок! 2. Детективные истории — в первой серии (Король Шантажа) нашим героям предстоит столкнуться с отъявленным мерзавцем и негодяем, и провернуть одно дельце. Во второй (Смертельная схватка) они нападут на след профессора Мориарти — «Наполеона» преступного мира, и наконец в третьей (Охота на тигра) доведут это дело до логического конца. И если расследования в первой картине были занятными и интересными, то здешние полны драматизма и трогательных моментов, пожалуй они — самые эмоциональные во всей серии, да простят меня поклонники и фанаты. Я в некоторых моментах даже едва не пустил слезу. Конечно сценарные повороты мне были известны, ведь я читал книги, а сценарий максимально близок к первоисточнику, за что спасибо создателям. 3. Музыка — здесь композитор Владимир Дашкевич решил поэкспериментировать с композициями, что во-первых -усилило атмосферу, а во-вторых — усилило эмоциональную связь со зрителем, заставив последнего переживать за героев. Этот эксперимент так же усилил драматические моменты до высочайшей степени. 4. Юмор — его больше, чем первой части, и он гораздо смешнее, особенно в первой серии, где наши герои совершают один поступок, выливающийся целым ворохом комичных ситуаций. Во второй и третьей серии юмора практически нет, и это правильно. 5. Знаменитые актерский состав — в данную экранизацию Игорь Масленников позвал целую плеяду замечательных советских актеров, которые отлично знают свое дело, поэтому за актерскую игру можно не переживать. Ну да, советский Мориарти не очень вписывается в книжный образ, ну да, на крыше одного из домов четко видна антенна, ведь съемки происходили в Риге, но это действительно мелочи, которые вот никак не портят общую картину. Немного о главных героях: 1. Холмс, Ватсон, миссис Хадсон в исполнении Василия Ливанова, Виталия Соломина и Рины Зеленой — знаменитые жильцы дома 221 б на Бейкер стрит. Неутомимый Шерлок Холмс, неунывающий доктор Ватсон и незабвенная миссис Хадсон участвуют в новых делах, где ставки возросли, и сама жизнь висит на волоске. Замечательные актеры вновь вернулись к своим ролям — и исполнили их просто великолепно! Браво! 2. Майкрофт Холмс в исполнении Бориса Клюева — старший брат Шерлока, работающий в высоких правительственных структурах. Обладает не менее пытливым мозгом, чем младший брат. Статен, одет с иголочки, да и Борис отлично подходит на эту роль по внешности и характеру. Браво! 3. Профессор Мориарти в исполнении Виктора Евграфова — лидер преступной банды и очень опасный противник Шерлока, обладающий не менее острым умом. Несдержанный, скрытный, смертельно-опасный. Как я уже и писал, актера подобрали не совсем удачно, но на это я не обращаю внимание. А в следующей части Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону предстоит раскрыть мрачный секрет древнего рода Баскервиллей, но об этом в следующий раз. В итоге имеем отличный детектив о противостоянии Шерлока Холмса и профессора Мориарти, с отличной атмосферой, музыкой и юмором, и особенно — замечательными актерскими работами.
- Миссис Хадсон! Если б была моя воля, я бы вообще запретил уборку. Всем, всегда и везде! Ваша уборка, миссис Хадсон, равносильна скалыванию иероглифов с египетских камней. После вашей уборки все египтологи остались бы без работы. Их взорам предстали бы… совершенно гладкие камни без всяких признаков информации! Еще одна серия из знаменитого телесериала про легендарного сыщика. В этот раз Холмсу и Ватсону предстоит спасти репутацию и семейную жизнь некой леди Брэкуэлл, переписка с любовником которой оказалась в руках Чарльза Милвертона — самого подлого преступника Лондона, шантажиста и вымогателя. Ну тут даже обсуждать в принципе нечего. В этом фильме ловко переплетается множество компонентов, за которые я собственно и люблю подобные фильмы. Главный козырь — интрига, сохраняющаяся на протяжении всей картины. Я бы даже сказал, что она больше склоняется в сторону саспенса (тревожного ожидания). По ходу сюжета подбрасываются новые подробности, и зрители сами начинают их додумывать, постепенно принимая неизбежность финала. И вот он наступает… Не знаю как остальные, но я немного не такой развязки ожидал. Но это наверное можно отметить в качестве плюса, как непредсказуемость. Ну и по традиции пару слов об актерах. Вот уж действительно порадовали своей игрой. Вроде бы ничего сверхъестественного от них и не требуется, просто поддерживать тональность фильма, и не дать ему скатиться. Но они подошли к этому фильму со всей ответственностью, и выложились по полной. 7 из 10
Подтверждая имидж неординарного человека, первый сыщик Лондона не скрывал собственных недостатков. Нечуждый самоиронии, Холмс при знакомстве с Ватсоном сразу предупредил о постоянном присутствии запаха табака, не всегда приятной музыки и обилии визитеров. Забыл лишь добавить, что ему, как блюстителю закона, присущи различные способы отстаивания справедливости, вплоть до радикальных (читай — преступных). Маститому охотнику — достойная дичь. Очевидно, так рассуждал Конан Дойль, затевая цикл рассказов, пестрящих каскадом отвратительных субъектов, в сообразительности не уступающих Холмсу. И первый же из гвардии антигероев — Чарльз Огастес Милвертон — довольно быстро развенчал миф о безупречности адепта дедуктивного мышления. Более того, обладатель «титула» Король шантажа устроил репетицию генерального сражения, исход которого далеко не очевиден. В деле о компрометирующих письмах заметно желание писателя показать, что и самоуверенный детектив может допускать обидные ошибки и необязательные промашки. И одним лишь благородством Холмса, грудью и с трубкой бросающегося на защиту дамской чести, перемену тональности повествования не объяснить. Азарт — вот что не дает покоя прирожденному игроку и любителю пощекотать нервы. Вовремя и повод подвернулся. Раз уж не судьба сыщику силой показать, как сильно Милвертон не прав, то на выручку всегда может прийти арсенал взломщика. «Король шантажа» открывает самый, пожалуй, драматический этап биографии Шерлока Холмса. В первой серии сквозного сюжета расследования как такового почти нет, а есть установление порядка в обход закона, но не понятий чести. Фигура Милвертона, пробуждающего доселе дремавшие в сыщике грабительские инстинкты, перекликается с Усталой Смертью из одноименной картины Фрица Ланга. Но если у австрийского классика собиратель душ с неохотой пропускал через окружающую его владения грандиозную стену всех обреченных, то Король шантажа упивается своей, как ему кажется, нравственной деятельностью. Пощады жертвы просят и у Смерти, и у Милвертона, причем с одинаковым, то есть — неудачным — результатом. Даже стремлением даровать несчастным последний шанс оба персонажа схожи. Кого не было у Ланга, тот нашелся у Игоря Масленникова. Холмс на пару с доктором Ватсоном бросает вызов силам противника, и, несмотря на все старания, убеждает его в ограниченности человеческих возможностей. Нетривиальность картины расширяет само понятие сыскного дела, как крайне опасного занятия, когда нет возможности взять самоотвод и не засовывать добровольно голову в пасть льву. Благодаря традиционно безукоризненной подаче не остается сомнений в оправданности рискованного шага. Приходится привыкать к тому, что у Холмса теперь серьезные противники. Взлом взломом, но лента славна не только перипетиями в логове шантажиста. Масленников впервые по-настоящему задействует Майкрофта Холмса, диалоги которого с младшим братом — такая же классика, как и весь сериал. Борис Клюев аристократически прекрасен, и хотя несоответствие возрасту книжного оригинала периодически бросается в глаза, а дотошность исполнения покрывает этот недостаток. Не обошлось и без режиссерской насмешки над фамильной холмсовской дедукцией — как показали события, грош цена всей проницательности, если она не может предотвратить драму. Учитывая же, что «Король шантажа» — не столько цельная картина, сколько предвестница смертельной схватки, определенная недосказанность и вовсе становится легкообъяснимой. В лондонском воздухе явственно ощущается приближение беды, возможно поэтому и солнечного света в фильме значительно меньше, чем в стартовых частях. «Приключения» хлестко обнажают недостатки главных героев и подводят к ребусам, разгадка которых может оказаться гораздо страшнее самого позорного разоблачения. Ведь что такое шантаж в умелых руках, прежде всего? Только инструмент, оружие, точно такое же, как револьвер системы «Уэмбли-Скотт». Гениальный ум — это прекрасно. Но иногда и простая отмычка может оказаться эффективнее. По-настоящему талантлив сыщик, способный это понять.
С первых минут мне показалось, что что-то поменялось, что-то стало не так… Вроде, те же герои, та же тема, но что-то не то… Сейчас прочла, что поменялись сценаристы. Если честно, я уже привыкла к неспешному повествованию первых двух серий, я буквально смаковала «задушевные разговоры» главных героев, в которых как раз и проявлялся острый язык Шерлока и смешное непонимание Ватсона. Сейчас всё стало более динамично, вздохнуть стало некогда. Почти некогда. Конечно, общая концепция сохраняется, есть объяснения всех разгадок Холмса, что не перестаёт радовать, но для меня пропал какой-то домашний уют. Рассказы, понятное дело, здорово сокращают, как и во всех экранизациях, и, возможно, многим понравится непрестанная динамика серии. Но я, как ни странно, скучала на самых динамичных моментах. Но в целом, всё в лучших традициях. Радует появление Майкрофта. Здесь он совсем другой, чем в английской версии. И здесь именно Майкрофт мне нравится больше. Так хорошо подобрали его по внешности к Ливанову, и не менее хорошо играет Борис Клюев… эдакий скучающий аристократ с неординарными способностями, которые, однако, предпочитает не использовать, в отличие от младшего брата. Надеюсь, что я, консерватор, всё же привыкну к новой динамике в будущем, ведь очень интересно, как они разыграют ставку «М» в этой лучшей, по мнению многих, версии истории об известном английском сыщике. 6 из 10
Забавная серия. Ее изюминка — гениальный сыщик пробует себя в роли взломщика. И тут Холмс осознает, что «чукча не писатель, чукча читатель» — оказывается, навыки сыщика не очень-то помогают «по ту сторону баррикад». А еще, хотя никакого акцента в фильме на этом не делается, но сам сюжет весьма чувствительно проходится по викторианской морали. Культ антисексуальности явно очень портил людям жизнь — брак мог расстроиться только потому, что молодая девушка некогда писала не стерильно-невинные письма какому-то юноше. Как и жили-то в таком ханжестве… К чести Холмса, при всем его равнодушии к женщинам (тогда это считалось особым шиком, исходя из той же викторианской морали), он с готовностью ринулся спасать доброе имя «девы в беде». И впервые в фильме появляется таинственная буква «М»…
Знаменитый сыщик за свою долгую и заслуженную карьеру имел дело не только с убийцами и ворами. Ведь есть люди зачастую куда более подлые и почти всегда более хитрые, чем другие представители преступного мира — это вымогатели, и вот с одним из таких негодяев пришлось столкнуться знаменитому дуету в исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина. Этот, уже третий фильм в культовом сериале о господах Холмсе и Ватсоне, дарит неизменно глубокое и увлекательное погружение в мир приключений героев Конан Дойля. Акцент действия уходит в сторону от работы с не требующими подтверждения преступлениями к случаям шантажа, где в ход идут личные записи, неаккуратно высказанные слова тех или иных людей и даже сплетни. В этом фильме в большей степени раскрывается столь хрупкая к скандалам жизнь влиятельных жителей Лондона. Нас знакомят с братом Шерлока — Майкрофтом, благодаря участию которого зрителей знакомят с кулуарами жизни состоятельных людей. Очень впечатляет сцена в местном клубе для особо важных персон, где правилами запрещается даже разговаривать в его стенах — место, где можно отдохнуть от неизбежной суеты большого города и бизнеса. Такое внимание к аристократии еще больше погружает в вязкую книжную атмосферу оригинальных произведений. Одной из интересных особенностей истории является знакомство с главным злодеем практически в самом начале. Целью мистера Холмса и его верного друга в этот раз не будет раскрытие личности загадочного шантажиста. Его лицо и даже имя известно во всем Лондоне, и поэтому особенно примечательно наблюдать за этой интеллектуальной схваткой. Это тот самый случай, когда полиция оказывается бессильна. Хотя общий тон повествования задан довольно серьезный, а местами и драматичный, как всегда нашлось место и юмору. Дует Ливанова и Соломина постоянно разнообразит происходящее и мрачная сцена с погружением в размышления, может в мгновение ока сменится фарсом, но выдержанным так, чтобы не нарушить целостность повествования. Кроме того, дружеские отношения между Холмсом и Ватсоном выходят на новый уровень, ведь последний не только стал в большей степени доверять своему коллеге, но и заниматься освещением успехов самого успешного сыщика Лондона. 8 из 10
Шантаж — дело тонкое и очень опасное, ведь ожидая получить кругленькое вознаграждение за умолчание чьих-то тайн, никогда нельзя быть полностью уверенным в успехе. Предполагаемая жертва может оказаться не столь беззащитной и принять определенные меры. Например, нанять частного детектива, который знает, как правильно обращаться с подобными подлецами. Черпая вдохновение из произведений известного английского писателя, режиссер Игорь Масленников начал новое десятилетие с новой серии приключений Шерлока Холмса. Киностудия Ленфильм не зря не остановилась после создания двух предыдущих фильмов, предвкушая будущий успех. В этот раз сюжет рассказывает о новом деле лондонского детектива, для разрешения которого ему придется пересмотреть свои принципы. «- Джентльмен не должен думать о риске, когда женщина просит помощи.» Казалось бы, что за первые два фильма характеры главных героев раскрыты полностью. Но с каждым новым приключением Холмс всегда находит способ нас удивить. Да еще и как! Практикуя особый подход к каждому новому заданию, он не пренебрегает никакими методами. Дедукция — это конечно хорошо, но против заряженного револьвера она оказывается не столь уж и практичной. Определенное пренебрежение к правилам наблюдалось у Холмса и в предыдущих фильмах, но теперь он решает и вовсе позабыть о законе, прекрасно зная, что если ему и его компаньону не повезет, им придется позабыть о свободе. Василий Ливанов и Виталий Соломин вновь прекрасно сыграли своих персонажей, показав, насколько отчаянными те порой могут быть. Будучи холостяками, их Холмс и Ватсон готовы безоговорочно помогать любой беззащитной женщине, на которую охотится преступник. Наверное, именно такими и должны быть настоящие джентльмены-сыщики. Хорош здесь и актер Борис Рыжухин, сыгравший злодея данной серии. Его Чарльз Милвертон оказался первоклассным мерзавцем, который с удовольствием любит наживаться на горе дам. Но он забывает, что не стоит недооценивать женщин. Затрагивая некоторые этические дилеммы работы частного сыщика, кинокартина с каждой новой сценой интригует все сильнее. И хотя убийство выглядит слишком театральным, здесь гораздо важнее не зрелищность, а мотив происходящего, разгадка тайны, что и делает этот фильм прекрасным детективом без примеси иных жанров. Может показаться, что главным героям уж слишком везет, но тут над ними нависает тень опасности, источник которой им еще предстоит выяснить. Поэтому лучшая часть данной истории — это ее финал, где появляется тот самый загадочный инициал. А значит, появление самого опасного противника Шерлока Холмса уже не за горами. «- Мы долго жили под одной крышей, а теперь, если не повезет, будем делить одну камеру.» Истинные детективы пойдут на все, лишь бы защитить своего клиента. Даже рискуя при этом оказаться за решеткой.
Буквально за одну с хвостиком неделю я пересмотрела все серии советского сериала «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». И от каждой серии я не могла оторваться. После просмотра «Короля шантажа» внутри меня играли какие-то новые эмоции. К мистеру Шерлоку Холмсу за помощью (через Майкрофта Холмса) обращается леди Ева Брокуэлл, которую шантажирует негодяй Милвертон. У Евы намечается свадьба, а этот гадкий мужчина грозится послать жениху Евы какие-то письма, способные отменить торжество. К слову, Шерлок Холмс знает Милвертона как «Короля шантажа». Тогда он просит своего друга Ватсона помочь ему спасти бедную девушку от «гибели». Как и в любом другом фильме об этом славном детективе, сюжет безумно интересный. Даже Ватсон, который очень любил в предыдущих фильмах побеседовать с Холмсом и с воздухом на различные темы прекратил так много болтать. Он слово осознал, что, значит, быть сыщиком. Меньше слов — больше дела. Порадовало присутствие Майкрофта Холмса, старшего брата Шерлока, который старше его на 7 лет. К слову, Майкрофта сыграл Борис Клюев, известный сейчас по сериалу «Воронины» на СТС. На самом же деле Василий старше Бориса аж на 9 лет! Но у них получилось сыграть «родственников» просто блестяще. «Король шантажа» — безумно интересная история. Здесь все снова идеально: актеры, сцены, диалоги. Все определенно пропитано юмором. Детектив + ирония = безумно хороший фильм про ШХ. - Но девушка, Холмс… - Мы только прогуливали собаку и беседовали. - Браво, доктор! Вы — прирождённый грабитель. - Так, какие-то иероглифы. - Прекрасно, Ватсон. Впереди расшифровка. И пусть мне позавидуют все британские египтологи!
Начиная с «Короля Шантажа» и кончая «Охотой на тигра» — три серии, всего только три являются настоящим пиком развития сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Именно в этих сериях, в первую очередь Василий Ливанов и Виталий Соломин раскрываются в полную силу, их образы, наконец-то, становятся полными и сюжетная линия выдаёт нам совершенно что-то невероятное и прекрасное. При этом я не хочу сказать, что дальше всё пошло на спад! Ни в коем случае! С серией за серией, история совершенствуется, персонажи дополняются, музыка становится глубже, но, просто, начиная с «Короля Шантажа» виден этот шаг на новый уровень. Ну, мне так, во всяком случае, кажется. Итак, что же хорошего есть в этом фильме. Сценарий построен на рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», который был написан А. Конан Дойлем (вот новость-то!), если мне не изменяет память, позже чем «Последнее дело Шерлока Холмса», последний рассказ о сыщике, как подразумевал автор, не ведая, какое недовольство даже со стороны королевы Виктории поднимет его выходка. Начинается же фильм, как бы кончаясь рассказом «Серебряный» и «бараниной под чесночным соусом». «Чесночный соус — именно то, что может заглушить запах опиума» Сценарий написан грамотно, интересно, с шутками и со своей неповторимой изюминкой. Миссис Хадсон великолепна, теперь-то, наконец, видно её отношение к такому «неудобному» квартиранту как Шерлок Холмс. Во всяком случае теперь, это понятно совершенно ясно. Я поражаюсь только, как она терпела такой бардак, представляющий из себя пыль, склянки, пробирки, паутину, на обеденном столе. Так, вернёмся к сценарию. В общем что тут говорить — что рассказ, что фильм, а всё равно «Конец Чарльза Огастеса Милвертона» или «Король Шантажа», так или иначе, экранизация бесподобная. И, да, да, да я всегда буду об этом говорить, потому что если не скажешь этого — значит уже экранизация нормальная, а не хорошая, прекрасная, невероятная. А ей подходят последние определения и только. Персонажи и актёры. Ну, про миссис Хадсон я всё уже сказала — Рина Зелёная мне всегда нравилась, а тут, в такой роли она показала что-то совершенно особенное и незабываемое. Её интонации, то, что она говорит, остаётся на всю жизнь, на века. Но, не будем забывать и о Ливанове с Соломиным. Их персонажи нисколько не уступают миссис Хадсон, как бы она на них не махала рукой. Ватсон не обманул своего друга, и стал летописцем Холмса, но сильнее всего это качество проявится, конечно, в «Смертельной схватке». Кстати, если уже подходить к литере «М» из четырёх перекрещенных сабель, можно только поражаться, насколько тонко сценаристы уловили характер, профессора Мориарти, его сущность, так сказать. В «Короле Шантажа» он только мельком проявляет себя, но его сеть начинает ощущаться, уже кажется, что она начинает сужаться, и если говорить о Холмсе, то он, конечно, это чувствует. Что касается Холмса, то тут проявляется вся его натура: «Я всегда говорил вам, Ватсон, что из меня вышел бы неплохой грабитель, а тут такая заманчивая возможность» Его образ, наконец, приобретает чёткую форму, ну а игра Василия Ливанова, как я уже говорила, с каждой серией становится всё лучше и лучше, и здесь, она уже настолько живая и реальная, что порой забываешь что это просто фильм и там на экране просто актёры, кажется что это действительно Шерлок Холмс и доктор Ватсон, а никакие не Василий Ливанов и Виталий Соломин. То есть, тоже относится и к Соломину. Добавляет образ Холмса ещё и его брат, предпочитающий тишину и покой погоням и лазаньем по крышам. Мне очень понравился Борис Клюев в этой роли, но по-настоящему он покажет себя всё же в «Двадцатом веке…». Пару слов надо сказать о Милвертоне. Вот что значит шантажист, так шантажист, негодяй так негодяй. Всё время думала, кто же хуже: Моран, Мориарти или Милвертон. По-моему и тот, и другой, и третий. Короче говоря, это настоящий «Король Шантажа», как и говорил Холмс, правда, которого просто так не ограбишь: «Нет, ну чёрт знает что. Всю жизнь распутывать преступления, а не научится самому заметать следы». Отметить надо и Борислава Брондукова. Это такой Лестрейд, которому в этой серии, в одночасье повезло: у него оказалось убийство со следами взлома и множеством вещественных доказательств и улик! Сцена в гостиной, когда инспектор просит Холмса, а соответственно, и Ватсона проехать на место преступления, на половину совершённое ими, просто гениальна! Но, что тут говорить, актёры играли на славу. При чем не просто играли, а «жили» своими персонажами, если вы, конечно, понимайте, о чём я говорю. В итоге получилась потрясающая экранизация ещё одного рассказа сэра Артура Конан Дойля. Думаю, он был бы счастлив, если бы увидел вообще весь этот сериал, а «Короля Шантажа» — в особенности. Ну, а пока… »… Впереди расшифровка. И пусть мне позавидуют все британские египтологи!» Продолжение следует… 10 из 10
Эта история о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона примечательна тем, что нашим любимм героям предстоит выступить в новом и совершенно непривычном для себя качестве — грабителей. Однако они идут на такой шаг из самых лучших побуждений. Король шантажа Чарльз Милвертон (Борис Рыжухин) погубил уже немало человеческих жизней, и Холмс с Ватсоном не хотят, чтобы список его жертв в очередной раз пополнился. Также отметим первое появление в сериале Майкрофта Холмса (Борис Клюев). Старший брат гениального сыщика весьма умён, наблюдателен и прозорлив. Становится ясно. у кого Шерлок так многому научился. Конечно же, не стоит рассматривать «Короля шантажа» в качестве самостоятельной истории. В конце серии, когда всё уже, казалось бы, позади, Холмс получает письмо с загадочной литерой «М». А это значит, что все приключения у наших героев впереди… 10 из 10
Сразу же обратил внимание на смену режиссеров и соглашусь с одним из рецензентов, что это пошло фильму на пользу. Поживее стало все, тут нет уже, как раньше, статично сидящего Холмса, теоретизирующего над разгадкой очередного преступления, а настоящий джентльмен Ватсон решается на антагонистичный его натуре поступок. Определенно меньше стало разговоров и больше действий. Негодяй Милвертон, известный в узких кругах как «Король шантажа» и собирающий компрометирующие сведения на солидных особ, особенно женского пола, на этот раз нашел, а точнее купил, компромат на Еву Брокуэлл. Это может расстроить ее брак с герцогом, что крайне нежелательно для нее и в моральном и в финансовом плане. Она обращается за помощью к Шерлоку Холмсу, через его брата Майкрофта, о которм нужно поговорить по-подробнее. Яблоко от яблони недалеко падает, ат точнее 2 яблока упали очень близко. По словам Шерлока, его брат Майкрофт обладает более совершенным аналитическим умом, даже чем он сам. Персонаж Майкрофта вводится Конан Дойлем не случайно. Он показывает, что каждый по своему распоряжается полученным даром. Так и Майкрофт, в отличие от Шерлока, из-за своей гордыни не хочет отдать свой ум на служение людям, а живет, наслаждаясь ролью богемы. Эпизод в комнате Майкрофта подтверждает это. Шерлок Холмс был застигнут врасплох Милвертоном, а потому во имя благородной цели, спасение чести дамы, идет на крайние меры. Он решается выкрасть порочащие её письма, пробравшись в дом негодяя. Забавно наблюдать за нетривиальной сценой проникновения в дом Милвертона двух добропорядочных джентльменов. Там они становятся свидетелями встречи жертвы и мстителя, которая приводит к неожиданной развязке. Все серии пронизаны юмором и иронией. Сцена с Лейстрейдом и заметанием следов тому подтверждение. Но главное в этой серии именно ее переход и связь с последующими, выраженная в монограмме «М». Для тех, кто читал эпопею про Шерлока Холмса, думаю, понятно, что скрывается под этой литерой… Оценок не надобно… это же «Шерлок Холмс»
Сразу к делу. В третьем фильме нам представляют Майкрофта Холмса, человека очень известного в определенных кругах. Персонаж, и впрямь, колоритный — с этим не поспоришь. Однако, если честно, я не был рад его появлению. Ни когда читал рассказы Конан Дойла, ни теперь, когда смотрю (в очередной раз) это кино. Уж слишком снисходительно относится Майкрофт к своему младшему брату. «Детей, мой мальчик, детей!» и всё в том же духе. Как-то принижает это выдающиеся способности сыщика. Обидно за него. Хотя, безусловно, общение братьев дарит зрителям массу и положительных эмоций тоже — юмор он и есть юмор. В итоге утешаешь себя мыслью, что быть теоретиком в кабинете — одно, а применять свои способности на практике и добиваться при этом успеха — совсем другое, и продолжаешь с интересом следить за приключениями младшего брата. Тем более, что на события серия на редкость богата. Вылазка героев в «стан врага» оборачивается массой забавных эпизодов. Хотелось бы также отметить и Б. Рыжухина, блистательно воплотившего на экране роль негодяя Милвертона. Хотя… Поймал себя на мысли, что… Как бы это объяснить. Король шантажа говорит о себе: «Кто, как не я стоит на страже семьи и брака?!» (не цитата, к сожалению, но что-то около того). И ведь отчасти он прав! Люди (в первую очередь, леди) сами виноваты в том, что их прошлое мешает их будущему. Стало быть, так уж ли аморальны действия Милвертона? Кого винить этим «несчастным», кроме самих себя, в том, что в свое время они позволили себе лишнего?! Во-от! То-то и оно. Другими словами, «Когда леди просит о помощи», «джентльмен не должен думать об опасности» в данном контексте больше смахивает на «джентльмен не должен думать. Точка!» А это уже, согласитесь, весьма спорное утверждение. Тем не менее, возвращаясь к конкретному герою, нельзя не согласиться, что именно этот персонаж получил по заслугам. Лично мне его не жаль. Он паразит, туда ему и дорога. Но образ получился яркий — спасибо актеру. В целом серия, я считаю, поддержала высоко поднятую планку качества всего фильма, не уступила, то бишь, своим предшественницам, вследствие чего я со спокойной совестью ставлю ей высший балл.
Джентльмен не должен думать о риске, когда женщина просит о помощи «Король шантажа» — первая серия второго фильма о Шерлоке Холмсе. Эта история о некоем мистере по имени Чарльз Огестос Милвертон — редкостный негодяй, промышляющий сбором компрометирующих сведений о сливках британского общества. Очередной жертвой Милвертона стает милая светская дама Ева Брокуэлл, за которую Холмса просят заступиться. Ну а разве может благородный сыщик и его верный товарищ бросить женщину в беде на произвол такого отборного подонка, каким является Милвертон. Фамилия Милвертон значится в знаменитой энциклопедии Шерлока Холмса, литера «М», которой представляет собой повышенный интерес со стороны блюстителей закона и необычайную опасность для общества. И единственный способ обезопасить их является действие их же методами. «С волками жить, по-волчьи выть», — резонно рассуждает Холмс и решается на преступление с точки зрения закона, но абсолютно оправдывающее его поступок с моральной точки зрения. Но даже самый совершенный ум Англии, и подозревать не мог о том в какую передрягу можно ввязаться в попытке спасти семейное счастье незнакомой симпатичной леди, поменяв привычные для себя роли. Комичный эпизод, когда джентльмены до мозга костей Холмс и Ватсон в маскарадных шелковых масках, бесшумных теннисных туфлях, с пачкой ванильных сухарей и набором фомок и отмычек пробираются в чужой дом. Слегка непривычные амплуа главных героев и поступки главных героев делают их более человечными и ближе к нам, зрителям. Это и слегка растерянный непрагматичный Холмс, и очень уж чувствительный доктор Ватсон, и слишком разговорчивая, читающая нотации сожителям миссис Хадсон. Но знаете, я со временем дохожу до мысли, что именно такие мелочи составляют секрет успеха этих фильмов. Ведь наблюдения схематичного, почти механичного Холмса, статичного Ватсона и «мебельную» миссис Хадсон, согласитесь, не так интересно, как наблюдения хоть не идеальных, но таки живых людей. Не могу также не отметить главного злодея в прекрасном исполнении Бориса Рыжухина — сложно в этом респектабельном самодовольном и богатом лондонце разглядеть обычного советского актера — вот что значит мастерство перевоплощения. С этого фильма «шерлокиана» сменила сценаристов Дунского и Фрида, покинувших группу ввиду занятости на Владимира Валуцкого. И хоть общий рисунок картины не изменился, мне дальнейшие экранные приключения наших героев показались немного более интересными. К тому же появился еще один интересный персонаж родной братец Шерлока Майкрофт — человек широко известный в узких кругах, например в клубе молчунов «Диоген» и в королевском МИДе. Оказывается и в легендарных сыщиков есть родственники, а порой они не менее талантливые и проницательные. Впрочем, с персонажем Бориса Клюева мы поближе познакомимся в «ХХ век начинается», но его ироничная фраза «займись этим делом, мой мальчик» обращена к Холмсу еще в этой серии успела повеселить не одного зрителя. Зло в очередной раз наказано, а как же иначе. Но, пусть даже благодаря странному стечению обстоятельств в картотеке Шерлока в конце концов одним досье на букву М стало меньше, но эта мистическая литера в данной истории отнюдь не исчерпала свою историю…