Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись
- 22 мар 1980
Детектив. Экранизация произведений известного английского писателя Артура Конан Дойла про самого знаменитого в мире сыщика Шерлока Холмса и его приключениях с небезызвестным помощником доктором Ватсоном. Ну наконец у меня дошли руки и до данной серии, снятой талантливым советским режиссером Игорем Масленниковым. Я безмерно люблю всю серию и пересматриваю периодически вот уже в который раз, и вот вам мое краткое мнение — Лучший Шерлок Холмс. О минусах я говорить не намерен, ибо таковые отсутствуют, а если уж хотите придирок по мелочам, то читайте отзыв кого нибудь другого. Да, это очень субъективный отзыв, но я все равно распишу те выразительные достоинства, что делают данную картину настоящим шедевром советского кино. Итак, вот они: 1. Атмосфера — с первых кадров создатели погружают зрителя в викторианскую Англию, а точнее Лондон, с ее известными атрибутами, чопорностью, костюмами, нормами поведения. Окружение, мелкие детали, декорации, натура. Да, Лондон играла советская Рига и Ленинград, но зрителю на это наплевать. Атмосфера соблюдена во всех частях просто превосходно. Создатели явно старались — и заслужили мою похвалу и любовь зрителей вот уже не одного поколения! 2. Музыка — композитор Владимир Дашкевич создал потрясающе качественную и настолько притягательную музыку, что она известна даже за пределами бывшего Советского Союза. О заглавной теме и упоминать не стоит, сколь большое множество переделок я слышал, но переплюнуть оригинал никому не удалось и не удастся никогда! 3. Юмор — удивительно, но в такой серьезной детективной истории нашлось место и юмору. Но переживать не стоит, он прост для понимания, но «дикой ржаки» ждать не стоит, скорее юмор здесь служит для разрядки. 4. Детективные истории — в первой серии (Знакомство) наши герои только знакомятся и решают разгадать одну загадку, а во второй (Кровавая надпись) нашим корешам предстоит распутать довольно любопытное и нетривиальное с обывательской точки зрения дело. Его финал же заставит призадуматься о некоторых вещах и скрепит нерушимую дружбу отставного доктора и эксцентричного лондонского сыщика. Конечно, когда смотришь детектив далеко не в первый раз, то интерес теряется, но ты все равно получаешь удовольствие от самого процесса, а еще когда все это сыграно очень талантливыми актерами — то это удовольствие вдвойне! 5. Великолепный актерский состав — режиссер собрал, не побоюсь этого слова, весь цвет советского кино в этой серии, вот лишь некоторые имена (помимо главных героев): Игорь Дмитриев, Борислав Брундуков, Николай Караченцов и другие. Когда столько талантов собираются под одной крышей — то успех гарантирован! Ну и посиделки Холмса и Ватсона в конце каждой серии — это бесценно! Ну, а про замену слова «Афганистан» на «Восток» в первой серии все знают. Вы сами знаете, что именно в тот год мы вошли в Афганистан, и к чему это привело — известно. Цензура, поэтому пришлось переозвучить, ничего не попишешь. Немного о главных героях: 1. Шерлок Холмс в исполнении Василия Борисовича Ливанова — эксцентричный лондонский сыщик, который способен раскрыть любое преступление. Любит запутанные загадки. Чудовищный сноб с невообразимым количеством вредных привычек, но после знакомства с доктором Ватсоном — становится последнему искренним и преданным другом. Лучшая роль Василия Борисовича за всю его долгую карьеру и просто лучшее экранное воплощение легендарного сыщика! Искреннее браво Василий Борисович и крепкого вам здоровья! 2. Доктор Ватсон в исполнении Виталия Мефодьевича Соломина — отставной военный врач, прибывший после ранения в Лондон, где снял квартиру на пару с таинственным Шерлоком Холмсом. Начальная антипатия вскоре сменилась искренним восхищением, а затем — дружбой между двумя столь непохожими характерами. Весел, жизнерадостен, с блестящей военной выправкой. Неразлучный ассистент и надежная опора Шерлока. Виталий Мефодьевич просто великолепно вписался в эту знаменитую роль, и лучшего доктора Ватсона мы уже никогда не увидим. Браво Виталий Мефодьевич и Царствие Вам Небесное! 3. Миссис Хадсон в исполнении Рины Васильевны Зеленой — хозяйка дома, в котором живут Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Добрая и располагающая к себе пожилая леди, которая становиться неизменным атрибутом, дополняющим образ Шерлока Холмса. Рина Васильевна так сыграла эту роль, что ни о какой конкуренции и речи быть не может. Это ее лучшая роль и лучшая миссис Хадсон! Браво Рина Васильевна! Советские зрители были в восторге от этих двух серий, поэтому вскоре вышли новые, где нашим героям предстояло столкнуться с «Наполеоном» преступного мира и не менее опасными бандитами, но об этом я расскажу в другой раз. В итоге имеем отличное начало приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона с отличными детективными историями, отличной музыкой и атмосферой, и просто грандиозными по своему великолепию актерскими работами!
Казалось бы, англичане должны понимать Холмса лучше, чем русские. Однако наши умудрились в этом благородном деле Туманный Альбион обскакать. Правда, сделали это в самом европейском городе России — Ленинграде (он же — Питер). И туманы есть, да и вообще воды хватает — даже Нева на Темзу смахивает. Но надо же было не только пейзаж снять, но и живых людей. Вся беда английских сериалов (иногда фильмов) была в том, что они боялись потревожить текст Конан Дойля или же, напротив, обходились с ним чересчур вольно. Что и естественно — английское же достояние как-никак и противоестественно — достояние всё-таки. Впрочем, они чаще всего просто следовали одной трактовке Холмса — железного профессионального сухаря, раскрывающего хитроумные преступления. А с юмором об руку шли создатели иронических пародий. Впрочем, трактовок знаменитой парочки столь много, что немудрено было что-то пропустить. Но в любом случае, наша всё равно из лучших. И, кстати, если смягченного (злой и иногда доброй) иронией Ливанова Холмса можно и признать, то слегка безликого в книгах Ватсона Соломину приходилось создавать с нуля. Равно как и Лестрейда (Брондуков) с Грегсоном (Дмитриев), которые Конан Дойлем создавались, чтобы не отсвечивать от главного героя. А у Масленникова они хоть и глуповатые, но зато забавные. Почти отсутствующая в книге миссис Хадсон (Рина Зелёная) и вовсе превратилась в старушку Англию. Да и преступники сыграны не последними людьми. Поэтому Джи Эйч и вызывает сочувствие зрителя. А вообще-то обаяние нашей экранизации расшифровать, как и любое другое, трудно. Да и не нужно. Увлекательно, смешно, немного страшно и немного грустно. А вместе — просто отлично.
Есть истории, которые мы знаем и любим ещё с самого детства, вот эта история именно к таковым и относится. Всем известный и любимый «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Итак, я хотела бы познакомить вас молодым доктором Ватсоном, который находится в самом эпицентре происходящих боевых действий в Афганистане. Но вот война закончена и он должен вернуться в свой родной город Лондон. Теперь всё то, что было связанно с Афганистаном осталось в прошлом и он начинает новую жизнь, в мирных условиях, о которых уже успел позабыть. Доктор Ватсон полон сил и веры в то что у него это непременно получится, ведь время пребывания на войне наложило на него определённый отпечаток. Ему нужно найти жильё, чтобы где-то остановиться и ему посоветовали обратиться на Бейкер-стрит. Здесь проживает пожилая женщина по имени миссис Хадсон, которая как раз и сдаёт комнаты для клиентов. Доктор осмотрев помещение, решил остановиться на одной из комнат, где собственно он и познакомился со своим соседом. С первого взгляда он показался ему весьма странным человеком, так как Шерлок Холмс, а именно так звали этого человека, казался доктору подозрительным типом. Само собой, что Ватсон пытается разузнать чем же занимается его сосед по комнате, ведь к нему каждый день приходят какие — то новые посетители. Это весьма странные люди, среди них есть богатеи, есть и бедняки, а также полицейские и вовсе бандиты. Так чем же всё — таки занимается этот таинственный человек? Об этом вы и узнаете посмотрев этот великолепный сериал. Вас будет ждать не только увлекательный сюжет, но ещё и отличная актёрская игра, где каждый проявил себя с лучшей стороны в профессиональном плане и наблюдать за талантливой игрой актёров одно сплошное удовольствие. Кроме того, на протяжении просмотра всех серий нас с вами будет ждать подобающая музыка, которая позволит проникнуться ещё большей таинственной атмосферой, царящей в фильме. Детективный жанр картины себя полностью оправдал. Обязательно стоит посмотреть экранизацию любимой истории, которую так достойно сняли в советские времена, а тогда кинематограф был на очень высоком уровне, хотя и не было баснословных бюджетов, компьютерных график, спецэффектов и прочего, зато была — душа! Именно душу и вкладывали кинематографисты в свои киношедевры! Самый английский из русских фильмов. Василий Ливанов лучший Шерлок Холмс всех времён и народов, что признано даже англичанами. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь собрана такая плеяда замечательных актёров, в числе которых не только несравненный Василий Ливанов, но и обаятельный Виталий Соломин, очаровательная Рина Зелёная и другие! Какие они яркие, запоминающиеся, вызывающие эмоции. Вот это то, что называется не играть своего героя, а жить его жизнью! Актёрская игра отточена до филигранности, все эмоции реалистичны считаю эту экранизацию К. Дойля лучшей. Наслаждайтесь настоящей игрой мастеров, Голливуд нервно курит рядышком. Советское кино просто великолепно! После очередного перечитывания завораживающих детективных рассказов Артура Конан Дойла решилась посмотреть ещё раз и их экранизированный вариант. Вообще я являюсь поклонницей такого жанра. Скажу так же, что во времена моей работы в органах, Шерлок Холмс был для меня примером в работе, моим учителем в следственном деле (так же как и фильм-учебное пособие «Место встречи изменить нельзя» и «Следствие ведут знатоки»). Многие его хитрости и уловки, а так же безупречная дедукция очень сильно помогали в работе. За это я благодарна этому фильму. Даже сами англичане тепло встретили нашу экранизированную версию Шерлока Холмса, выражая признательность и благодарность советским актёрам и создателям, за возрождение их национальных героев. В этом я с ними полностью солидарна, актёры превзошли все ожидания, их игра была превосходной. А самих персонажей я именно так и представляла, погружаясь в атмосферу детективов на страницах известного всем произведения. Василий Ливанов блистательно исполнил роль великого сыщика. Его хладнокровный герой проводит расследования загадочных преступлений спокойно, рассудительно, ведь сыщик на сто процентов уверен в себе и в своих силах. Роль добродушного доктора Ватсона, который старается подражать своему другу, довелось исполнить Виталию Соломину. И этот дуэт двух замечательных актёров признан одним из лучших. В этой знаменитой многосерийной картине приняли участие очень многие советские знаменитости. Неповторимая и обворожительная Рина Зелёная исполняет роль миссис Хадсон. Так же могу отнести к достоинствам этого телевизионного сериала восьмидесятых годов и то, что увлекая за своими историями, может подвигнуть на любовь к чтению. А это согласитесь большой плюс, так как в нашем современном мире большая часть подростков и не помнит, когда в последний раз брали книгу в руки. Кстати, хочу сказать, что работа съёмочной группы происходила в Прибалтике. Снят этот замечательный многосерийный фильм настолько точно и мастерски, что при просмотре у меня даже не закралось чувство сомнения, что я отправляюсь вместе с главными героями в Лондон. Я просто полностью окунаюсь в ту атмосферу фильма и проживаю его вместе со всеми героями постоянно. Пусть он не сделан на столь модных сейчас современных эффектах, но он настоящий, живой, волшебный и увлекательный. А музыка в фильме просто не может оставить равнодушным. Вообще я бы настоятельно порекомендовала посмотреть именно этот многосерийный фильм, именно эту экранизацию столь увлекательной истории о дружбе двух неординарных людей. Наша экранизация фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» не уступит тем многим более современным вариантам, которые пестрят на просторах интернета. Наоборот, она только превосходит их. Если вы ещё не успели познакомиться с этим замечательным, захватывающим до глубины души фильмом, не откладывайте этот момент. Обязательно найдите время это сделать, и я уверена, вы не пожалеете. По себе знаю, очень люблю этот сериал и смотрю его неоднократно. Даже зная его от корки до корки, не упускаю возможности вновь погрузиться в ту атмосферу приключений двух друзей, сыщика Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Комментарии, как говориться, излишни. 10 из 10
- Одна из неприятнейших сторон профессии сыщика — я обязан раскрыть преступление. Но иногда преступник вызывает большее сочувствие, чем его жертва. Продолжение приключений знаменитого сыщика, и его не менее знаменитого друга и соратника. Холмсу сообщают о странном убийстве в заброшенном доме и он немедля отправляется расследовать это происшествие. Пока дело обрастает подробностями, появляется второй труп. Шерлоку Холмсу придется связать эти два события и найти убийцу. Я не знаком с творчеством Артура Конана Дойля, так что сравнивать мне не с чем. Но учитывая что Шерлок Холмс один из самых экранизируемых литературных персонажей, первоисточник должен быть сродни чем то библии для жанра детектив. Но отбросим печатный оригинал и рассмотрим нашу версию сыщика. Сюжет этой серии фильма запутан насколько это возможно. В принципе так это и должно быть в настоящем детективе. Тем более как еще показать самый совершенный ум в действии, если ему приходится расследовать прямые как палка дела. Но именно в этом деле большое количество мелких деталей, за которые зритель даже взглядом не зацепится, а Холмс их с легкостью подмечать. Поначалу все путано, немного бессвязно. Но как только появляются первые подробности, картина потихоньку начинает складывается. И уже некоторые вещи не кажутся бессмысленными. Все это показано естественно и с долей невинной простоты, так что в фильме нет ничего лишнего. За это как всегда плюс. Что касается остального, то не устану повторять насколько органично смотрятся Василий Ливанов и Виталий Соломин в своих образах. Вся эта мимика, сдержанность, размеренный стиль ходьбы. Да от них несет (в хорошем смысле этого слова) Англией. И типичной английской чопорностью. Идеальное попадание в роли. Кроме них, уже давно никто не ассоциируется с величайшим сыщиком всех времен и его верным помощником. Браво! 7 из 10
Осознанное преступление, тем более такое серьезное, как убийство — всегда тяжелый выбор. Решившийся пролить чужую кровь вряд ли не понимает, что пути назад уже нет, и, раз все равно идет на это, то руководствуется чем-то более сильным, чем совесть. Тускло поблескивающая в свете фонаря надпись «Месть» — ответ на многие вопросы о сущности палача. Другое дело, что не каждый следователь захочет вникать в его проблемы. Будучи деталью казенной карательной машины, нельзя сочувствовать убийце, если вдруг он оказывается более достойным человеком, чем потерпевший. Вольный сыщик частенько расплачивается скукой в ожидании дела, но поскольку справедливости в мире нет и не предвидится, то и демонстрировать чудеса дедукции на примере часов доктора Ватсона долго не придется. «Этюд в багровых тонах» превратился в дело о кровавой надписи не из-за желания отечественных кинематографистов нагнать жути, а ради понимания психологии. Изобретательный убийца, в чьих поступках присутствует немалая доля риска, выгодно отличается от всяких «бытовушников», понуждающих Шерлока Холмса предположить вырождение породы нарушителей закона. Так создавалась классика детектива, в котором наряду с жестокостью частенько соседствовало отчаяние и твердое осознание, что «по-другому уже никак». «Кровавая надпись» примечательна не только открытием новых фактов из жизни великого сыщика и его верного ассистента. В сюжете начинают принимать деятельное участие доблестные британские полицейские, среди которых комичным бегунком предстает инспектор Лестрейд. Уничтожающее сравнение с фокстерьером, как ни странно, только идет на пользу яркому образу, созданному Бориславом Брондуковым. Там, где есть умный теоретик, всегда должен быть бестолковый практик. Так велит жанр, да и разве было бы интересно наблюдать за свершениями частного детектива, не путайся у него вечно под ногами карикатурный соперник? Вне всякого сомнения, Масленников развил первоначальный замысел Конан Дойля, что добавило сочных красок картине, избавив ее от излишней размеренности. Наблюдать за перепалками Холмса и Лестрейда ничуть не менее интересно, чем слушать откровения убийцы. Вероятно поэтому советская лента — нечто гораздо большее, чем качественный детектив. Дедукция была бы мертва без пристрастного изучения характера. В «гражданских» условиях она помогает узнать о семейной трагедии доктора Ватсона, а в «полевых» — о железной мотивации преступника. С «Кровавой надписи» берет свое начало жанровая традиция, когда условный антигерой захватывает внимание и вызывает сочувствие. Словно бы соответствуя избирательной невежественности главного героя, Конан Дойль отметился поверхностными представлениями о движении святых последних дней. Мормоны у писателя получились подлинными исчадиями зла, коих впору подвергать жесточайшим мучениям и сжигать на костре, вместо того, чтобы отправить по следу одинокого мстителя. Разумеется, все не так просто с этими деятелями, и сэр Артур, по счастью, в конце концов понял свою ошибку. Но без авторских заблуждений не было бы проникающей в душу истории, попутно демонстрирующей всю противоречивость отношений между преступником и жертвой. Символичное обращение к идеям мормонства позволило грамотно проиллюстрировать, что последние — даже не дни, а минуты — способны оказаться более значимыми, чем вся прожитая жизнь. Естественно, оба убитых не способны повлиять на криминальную картину по стране в целом, но дают возможность последовать за сыщиком и его верой об уникальности каждого случая, как личностной драмы — прежде всего. Финальная исповедь убийцы резко контрастирует с джентльменскими беседами Холмса и Ватсона, но в обоих случаях человек предстает сильной индивидуальностью лишь при наличии соответствующего слушателя. Это одна из особенностей такого явления как благородство, и, чего не было в воспитании конкретного характера, то запросто добавит сама жизнь. А традиционно высококлассная, внимательная ко всем нюансам советская постановка английского детектива это лишь должным образом преподносит, обеспечивая классической истории неиссякаемый интерес.
Я продолжаю своё знакомство с классической версией знаменитой экранизации, признанной во всём мире. Вторая серия ещё глубже окунает нас в мир расследований, острого ума, дедукции и едкого юмора. В этой серии больше показывают Лондон, его улочки, и мне просто не верится, что это всё было воссоздано в России. Если бы не язык, я бы не отличила. Очень радует живой юмор на протяжении всей картины. Пожалуй, бОльшая часть прелести картины для меня именно в нём. Шерлок настолько оригинален и интересен, что хочется его узнавать. Я обожаю Шерлока в исполнении любимого Камбера, из-за него, собственно, и смотрела английскую версию, поэтому думала, что советский Шерлок меня не зацепит, однако я ошиблась. Они очень разные, но точно крайне необычные люди, мозг которых интересно исследовать. Самому расследованию уделено больше времени, чем в первой серии «Знакомство». И хоть я и знаю сюжет, всегда приятно в который раз удивиться мышлению Холмса и вместе с Ватсоном восхититься этим неординарным человеком. К слову, отношения Шерлока и Ватсона крепнут, и это радует. Они дополняют друг друга. Ливанов и Соломин тоже прекрасно смотрятся в паре. А когда я слышу голос Карлсона в кадре, на душе становится тепло и радостно, совсем как в детстве! 7 из 10
После просмотра «Знакомства», я был приятно удивлен качеством «сериала на первый взгляд». Зацепила игра актеров и точно переданная атмосфера Англии (хотя все снималось вовсе не в Англии). И я стал в предвкушении ожидать нечто подобное от второй части, и опять не прогадал. Вторая серия прыгнула неожиданно выше первой серии, как по цельности сюжета и персонажам, так и интересной работе декоратора… чего стоит только полицейский участок — какое то нереальное место из кошмаров (не знаю как там работают, жути наводит безмерно если всматриваться в стены и окружение). Но если подумать то работа декоратор выполнено довольно дешево, но с каким качеством это выполнено, и как умело используется освещение вызывает только уважение. Стоит так же выделить Караченцов, который своей неожиданно хорошей игрой благородного персонажа диктует мораль всей истории. 8 из 10
Советское кино народ любит не только за душевность, а ещё за то, что в экранизациях в этой великой стране никогда не позволяли себе вольностей, разве только в фильмах 30-х годов могли изменить финал или какое-то одно действие книги из политических соображений (точно помню такие эпизоды в древних экранизациях «Дубровского» и «Грозы»), или в более поздних экранизациях добавляли эпизоды с вокально-музыкальным сопровождением, и песни из «Д`Артаньяна и трёх мушкетёров» до сих пор все напевают и любят. Никогда не позволяли себе наделять книжную историю невероятно-фантастическими элементами, чем всегда грешил Голливуд. Что же касается «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», то это максимально серьёзная экранизация, в которой не нашлось места даже для развесёлых песен, а всё время занимают интересные диалоги и занимательные детективные расследования. Первая серия в этом культовом мини-сериале показала, как два разных по характеру сыщика познакомились и нашли общий язык, после чего им предстояло раскрыть зловещее преступление, а во второй серии они продолжат своё общение и раскроют ещё одно запутанное дело. Вторая серия начинается с интеллектуальных диалогов между Холмсом и Ватсоном, в ходе которых Холмс снова проявляет своё умение логически рассуждать, а также подшучивает над доверчивым Ватсоном. Довольно скоро начинается новое расследование нового убийства, вокруг которого множество тайн и загадок. Когда Ватсон решается самостоятельно расследовать это дело, неудивительно, что он сам попадает под удар таинственного преступника, ведь он не такой сообразительный и осторожный, как его новый товарищ и сосед. Шерлок Холмс не всегда берёт деньги за расследования, и всегда остаётся в тени — о нём не пишут в газетах. Первые две серии «Приключений…» способны понравиться на все сто процентов любому, для кого картинка не на первом месте, и кто может даже при полной визуальной бедности разглядеть в фильме интересный сюжет, смысл и диалоги, которые здесь на высоте; а четвёртая серия «Смертельная схватка» может порадовать так же красивыми пейзажами и экшном (последнее понятно по названию серии), хотя экшн там, конечно, в тех рамках, в каких могли снять советские люди, но обстановка довольно напряжённая. Остальные серии уже для более высокообразованных, в частности, для тех, кто читал Конан-Дойля. Первые две серии остались самыми интересными и доступными к восприятию даже для рождённых после советской эпохи. 9 из 10
Этот фильм прекрасно идет как часть сериала, и отдельно про него даже, пожалуй, ничего не скажешь, кроме сравнений с оригинальной книгой. Разве что слегка раздражает почему-то слегка трясущаяся камера почти на всех не-павильонных съемках. Ближе к середине сериала этот эффект исчез, но он неприятно удивляет в хорошем фильме. Итак, к оценке в качестве экранизации. Что ж, при всей симпатии к Караченцову — это странный кастинг. Холмс, как и в книге, утверждает, что он краснолицый — ну и разве Караченцов краснолицый? В книге он был еще и «дюжий» — это тем более не про этого невысокого крепенького актера. Да и жалко тратить такого актера на минимальную роль Хоупа, честное слово. Лучше бы он Грегсона сыграл, что ли… Но правильно, что вырезали всю эту нудноватую историю Люси Ферье — мы тут, в конце концов, смотрим фильм про Холмса и Ватсона, а не про мормонов и любовь. Появился Лестрейд — классический придурок, как и положено Лестрейду (эту традицию решились поломать только в нашем новом сериале, где его сыграл харизматичный Боярский), почему-то в «армянской» кепке блином. Явно взят для контраста с аристократичным, умным, ироничным Холмсом. Еще немного жаль, что слово «месть» кровью в фильме написано по-английски, тогда как в оригинале это было Rache — по-немецки, что звучало чертовски таинственно и влекло за собой ложный след, полиция думала, что это недописанное имя Рэйчел. Но смотрим дальше…
Нет ничего удивительного в том, что историями о великом сыщике Шерлоке Холмсе и его верном компаньоне до сих пор зачитывается весь мир. Вот и знаменитый советский сериал сегодня является примером не только тщательного подхода к экранизируемому первоисточнику, но и того, как экранный образ может быть узнаваем по одному лишь тембру голоса или выражению лица. Вторая серия культового для стран бывшего СНГ сериала погружает нас в особенности загадочного и, казалось бы, бессмысленного убийства. Почтенный житель Лондона был найден мертвым в одном из заброшенных особняков, а единственными следами, которые могут вывести на убийцу, являются золотое колечко и кровавая надпись многозначительного слова «месть» на стене. Сам великий сыщик настаивает на том, что не может тратить время на безынтересные и откровенно вялые поводы, поэтому убийство в данном случае — дело, где уникальные навыки Шерлока Холмса найдут стоящее применение. Очень интересно наблюдать за работой сыщика на месте преступления. Сразу видна подчеркнутая разница между подходом Холмса и морально устарелой практикой лондонской полиции. Нас впервые знакомят с небезызвестным инспектором Лестрейдом, который с недоверием воспринимает участие посторонних в расследовании. Эти сцены противоречий построены на тонком сочетании основ криминалистики и юмора и дарят истинно положительные впечатления. Знакомство между Холмсом и доктором Ватсоном приобретает интересную форму. Теперь, стена недоверия и сомнений рушится на глазах, уступая место крепкой мужской дружбе и взаимопоруке. Более того, здесь отлично прописаны диалоги, что позволяет крупица за крупицей знакомиться с образами самих главных героев. Это медленный, выверенный процесс, но учитывая огромное количество крылатых выражений повсеместно, не хочется пропускать ни один разговор или даже словесную перепалку. Все происходящее напоминает интересно поданный рассказ о реально произошедшей истории, который вы в ярких тонах можете услышать где-нибудь в транспорте или общественном месте отдыха. Более того, география мест действия так же расширилась — жилые помещения по городу, полицейский участок и др. Пополнение актерского состава новыми лицами не должно оставить равнодушных. Как я уже сказал выше, создатели картины стремились показать разительную пропасть в мировосприятии между Холмсом и представителями полиции, поэтому такие различия естественны даже в поведении, а иначе и быть не могло. Поэтому час с небольшим времени вы проведете в кампании разноплановых и оттеняющих друг друга персонажей. С этого дня я сам возьмусь за перо. Я буду вашим летописцем и не позволю присваивать вашу славу. Да-да, мои рассказы будут читать на языках всего мира. (с) Доктор Джон Ватсон 8,5 из 10
В основе хорошего детектива всегда лежит драма. Без нее даже самая хитроумная задачка достойна разве что места в сборнике шахматных этюдов. Федор Михайлович, потрясая томиком «Преступления и наказания», правда, сказал бы, что при хорошей драматической основе преступления и детектив-то не очень нужен, но это уже, наверное, крайности, которых, к счастью, не придерживался Артур Конан Дойль, когда писал своего Шерлока Холмса. Уж он-то понимал, что даже самый великий сыщик не зацепит читателя, если он будет решать загадки, за которыми не стоят живые люди. Наверное, он был прав, ведь Шерлоков Холмсов к нашему времени развелось едва ли не больше, чем было написано про него рассказов. Новые Шерлоки, как детишки, резвятся под ногами, забавляют своими эксцентричными выходками, оперируют мудреными терминами вроде «высокоактивный социопат» и носятся туда-сюда куда энергичнее, чем мог бы представить создающий своего викторианского сыщика Конан Дойл. С оглядкой на это, «Шерлок Холмс», которого начал снимать в 1979 году Игорь Масленников смотрится сейчас, скорее, как степенный и благоразумный родственник, которого тяжело не уважать, но при этом вполне уже можно не принимать особо во внимание. Забавно, что первый рассказ Конан Дойля о Холмсе — «Этюд в багровых тонах» — стал основой только второго по счету фильма сериала, для которого было выбрано куда более «криминальное» название «Кровавая надпись». Видимо, режиссер счел мрачную драматическую линию слишком жесткой, и предпочел начать с изящной, но пустоватой загадки о «пестрой ленте». Впрочем, детективная линия и в этом фильме выглядит весьма многообещающе: труп в пустом доме, на стене кровью написано: МЕСТЬ. Другое дело, что авторы не собираются скрывать тот факт, что убийца — садовник до финала картины. Уже к пятнадцатой минуте мы получим словесный портрет, а еще через четверть часа и его самого увидим воочию. Вообще количество оставленных преступником улик может заставить блуждать в патентованном лондонском тумане разве что такого недотепу, как инспектор Лестрейд, который здесь явно комический персонаж, непонятно за какие заслуги до сих пор сохраняющий работу. И тогда мы возвращаемся к тому, с чего начинали, и драматическая линия аккуратно подхватывает детективную, превращая историю расследования в крайне нетривиальную картину о мести, практически по заветам южнокорейских мастеров. Шерлок, конечно, ожидаемо хорош (ожидаемо для зрителей, которые уже познакомились с сыщиком в первом фильме, для читателей же Конан Дойля такие дедуктивные таланты, наверное, были сродни божественному откровению, но сейчас не о читателях), цепляясь за разбросанные повсюду улики, он без особого труда выходит на убийцу. Однако фильм на самом деле ценен другим: историей отчаявшегося человека, который искал то ли мести, то ли правосудия. Именно эта линия плавно выходит вперед, оставляя Холмса на втором плане сверкать дедукцией и выводить пулями вензеля на обоях. При всем уважении к его недюжинному уму, конечно. В стилистике Масленников старался наследовать Конан Дойля, и если образ кокаинщика и дебошира Холмса был несколько сглажен до степени несколько чудаковатого, но все же до мозга костей истинно британского джентльмена, то в атмосфере фильма у него все получилось как по учебнику. Петербург и пригороды с легкостью перевоплотились в Лондон, а актеры если и не в самих британцев, то, во всяком случае, в отечественное представление о жителях Англии конца XIX века. Сейчас, в век трясущейся камеры, рваного монтажа и смсок фильм смотрится слегка статично, но при этом он ни в одном кадре не теряет чувства собственного достоинства и стиля. История одного преступления, ответственность за которое в равной степени несут убийца и судьба. Некоторые детективы грешат слишком уж вычурным сценарием преступления, здесь этого нет. Фильм полностью попадает в атмосферу книг Конан Дойля. Не устарел ни на день, просто снят совсем в другой стилистике, чем современные Холмсы. Так что рекомендуется заварить себе чашечку крепкого британского чая, усесться в удобное кресло, и попытаться понять, есть ли в суматохе нашего века место для классического британского детектива века девятнадцатого.
Заброшенные здания всегда были идеальным местом преступления. Шансы попасться кому-то на глаза слишком малы, да и дом при желании можно удобно подготовить к совершению своих темных дел, а потом неспешно убрать все улики и исчезнуть в неизвестном направлении. Но если полицейские быстро зайдут в тупик, разгадывая подобное дело, то одному умному детективу и его соседу не составит большого труда сделать полезные выводы и самостоятельно поймать убийцу. Режиссер Игорь Масленников за один год успел создать целых две адаптации произведений Артура Конан Дойля. Второй кинофильм рассказывает историю об таинственных убийствах, сильнодействующем яде, обручальном кольце и справедливой месте. «- Мне всегда было обидно за графа Монте-Кристо. На что он тратил свои богатства, свои таланты? - Это из романа? Не читал.» По мере того как дружба между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном крепнет, а второй все больше учится у хитрого сыщика премудростям дедуктивного метода, им выпадает шанс поймать опасного убийцу. Холмс вновь демонстрирует свой талант незнания элементарных вещей, но в то же время прекрасно ориентируется в деталях любого преступления. Особенно запоминается его способ борьбы со скукой, последствия от которого необходимо завешивать ковром. Василий Ливанов и Виталий Соломин во второй раз показывают нам необычный, но очень плодотворный тандем, способный разгадать любую загадку криминального характера. Впервые появляется на экране персонаж инспектор Лестрейд в прекрасном исполнении Борислава Брондукова. Эдакий не очень смышленый полицейский, чья самоуверенность просто поражает, ведь особыми талантами настоящего детектива он совершенно не обладает. Зато постоянно веселит отсутствием элементарной смекалки и наблюдательности. Запутанное дело предполагает наличие хитрого преступника, в данном случае убийцы. Хотя мотив пока и неизвестен, определенный почерк не оставляют ему ни малейшего шанса обвести Холмса вокруг пальца. Джефферсон Хоуп оказывается очень неоднозначным персонажем, чья история жизни вызывает больше сочувствия к совершенным ним преступлениям, чем осуждения. Николай Караченцов отлично исполнил роль викторианского графа Монте-Кристо. Кинокартина является отличным примером хорошего детектива. Развязка если не удивляет, то наталкивает на размышления о том, может ли месть быть благородной. Здесь все чаще звучит легендарная мелодия композитора Владимира Дашкевича, чья музыка с первых секунд ассоциируется с приключениями Ватсона и Холмса. Сценаристы постарались, чтобы многие фразы главного героя могли стать настоящими афоризмами, большинство из которых вызывает ироничную улыбку. Ведь во многом Холмс оказывается прав. Игорь Масленников снял очень удачное продолжение знаменитого начала данной истории. Месть всегда бывает жестокой, но это не значит, что там нет места справедливости. Только преступление всегда остается преступлением, за которое при любых обстоятельствах приходится отвечать.
«Этюд в багровых тонах» не пользовался популярностью у английских читателей, хотя сэр Артур Конан Дойль вложил в главного персонажа произведения — мистера Шерлока Холмса, всю душу, этот сыщик был очень дорог ему, так как тот перенял некоторые черты характера доктора Джозефа Белла, учителя нашего молодого врача и писателя. К счастью, после выхода в свет «Знака четырёх», мнение английских читателей, несомненно, изменилось. И вот, пришёл момент, когда в 1979 году был снят фильм по мотивам «Этюда…», а именно, — «Кровавая надпись», и вновь на Бейкер-стрит вернулись Шерлок Холмс и доктор Ватсон. В «Знакомстве» Холмс уже проявил себя как настоящий сыщик, но его реальная гениальность, его непохожесть на остальных гораздо ярче проявляется в «Кровавой надписи». Что же касается Ватсона, то тут становится явно видно не только его уважение к Холмсу, но и его желание подражать сыщику. Впрочем, выходит это у него не так уж и здорово. Ну, Ватсон всё-таки, а не Холмс. -Как вы себя чувствуете? -Как последний дурак! Когда Шерлоку Холмсу уже кажется, что его мозг заржавеет раньше, чем хоть какой-нибудь воришка стянет у обывателя карманные часы, всевышний внимает его зову и присылает письмо, из которого совершенно ничего не понятно (ну, как и положено), ясно только одно: убийство, и убийство странное, загадочное, не такое простое, как кажется. Видно, Тобиасу Грегсону что-то ударило в голову… так или иначе, он поступил правильно. Правильно по мнению всех, кроме инспектора — фокстерьера Лестрейда. Ну, а дальше, вы всё сами увидите. Итак, сюжет по своей конструкции превосходен. Нет ни зависаний, ни непонятостей, ни лишних фраз или неуместных действий. Более того, сюжет соответствует оригиналу, за что Юлию Дунскому и Валерию Фриду огромное человеческое спасибо, и самое громкое «ура!». Как экранизация… ну, что я буду говорить, все наши фильмы о сыщике и его друге стали классикой, и, конечно, это лучшая экранизация. Неужели вы ожидали чего-то другого? «Нет, никого чуда здесь нет». Если сравнивать этот фильм со «Знакомством» то по атмосфере, по характеру фильма мне он понравился чуть-чуть больше. Здесь множество шуток, самую лучшую я обозначу одним предложением, или скорее вопросом: «… Но, чёрт возьми… как?!». Если говорить об актёрах, то мне понравились все. Главная задача хорошего фильма та, что будь то злодей, будь то положительный герой, каждый должен нравиться по-своему. Кажется, я где-то это уже писала, и тем не менее. И, разумеется, Караченцов, и разумеется, Ливанов, Соломин, Рина Зелёная, Брондуков, и даже мерзавцы Стенджерсон и Дреббер, даже они запомнились по-своему и на всю жизнь. А помните ли вы ту печальную историю Джефферсона Хоппа? Кто смог бы так её рассказать, так исполнить свою роль?.. Конечно, Караченцова надо отметить в большей степени — помимо главных персонажей, этот герой мне очень понравился, как он передан, как показан его благородный характер. -Здесь две пилюли. Одна безвредная, другая с ядом. Выбирай любую. Если есть на земле справедливость, ты подохнешь. Если же нет, то и жить мне незачем. Серьёзно, это гениальная фраза. Итак, что мы имеем в итоге. Несомненно, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» набирают обороты, но самый пик этого сериала будет ещё впереди. «Кровавая надпись» невероятный фильм. Он запомнится на всю жизнь, каждая его деталь, каждый его кадр, каждая фраза. Поверьте я знаю, о чём говорю. Бесспорно, это лучшая экранизация. Ищите, смотрите, радуйтесь! Этот фильм стоит того, что бы его посмотреть. Какая чудовищная неблагодарность! С этого дня я сам возьмусь за перо. Я буду вашим летописцем и не позволю присваивать вашу славу! Да, да мои рассказу будут читать на языках всего мира: во Франции, в Австрии, в Японии, в России… Чёрт возьми! 10 из 10
Вторая часть замечательного советского сериала о Холмсе и Ватсоне. В основе сюжета — повесть «Этюд в багровых тонах», с незначительными вставками из других детективов. В пустом доме на Брикстон-роуд найден труп американца по имени Енох Дреббер, подробности — в высшей степени странные. Скотленд-Ярд в растерянности. А когда они в растерянности, то приходит время поработать Шерлоку Холмсу… В этом фильме впервые появляются персонажи, которых я очень ждала и очень на них надеялась — инспекторы Сколтанд-Ярда, Лестрейд и Грегсон. И надеялась исключительно потому, что читать про них у Дойля без улыбки было невозможно. Особенно про тупицу Лестрейда — конечно, без него многие истории были бы ощутимо скучнее. Я не то чтобы очень уж его любила, но — скажем так — его присутствие почти всегда гарантировало мне некоторое удовольствие от рассказа. Очень уж забавно было наблюдать за их с Холмсом соперничеством, и очень уж классно Холмс над ним стебался. Что ж, Борислав Брондуков в роли Лестрейда нисколько не разочаровал. Еще и образ такой подобрали… эти гетры, кепка нелепая. Насмешливое фырканье, стоит только кому-то озвучить мысль, которая, по его мнению, не укладывается в привычную схему. Удивительно, как он, буквально каждым словом, каждым выражением лица, показывает всю бедность своего ума, особенно на фоне Холмса… даже, прежде всего — на фоне Холмса. А Холмс-то сам! Про Ливанова можно вообще ничего не говорить, тут и так все понятно, это полунасмешливое-полуприятельское обращение с Лестрейдом… пусть апогея своего оно достигнет скорее в «Охоте на тигра», но посмотреть на это и здесь очень приятно. Чего стоят только характеристика, которой награждает его Холмс: «Так… фокстерьер. Энергии много, ума мало.» История, возможно, не самая интригующая, сложная и опасная из всех, что выпали Холмсу на долю, но продумана и поставлена очень хорошо. Все так же выдержан этот незабываемый ироничный дух, причем не только в первых сценах, когда еще ничего особенно не происходит (эпизод с часами и упражнения Холмса и Ватсона в дедукции — совершенно очаровательные сцены, одни из лучших в сериале!), настроение главных героев, вмиг передающееся зрителю… Холмс тут выслеживает преступника без особых для себя усилий, фильм большей частью спокойный и плавный, но одновременно в нем ощущается и нервная дрожь, истый детективный дух. Немножко жалко, правда, что не показали приключений Хоупа, Люси и Джона Ферье в Солт-Лейк-Сити, хотя это, конечно, понятно и простительно. Николай Караченцов. Честно говоря, слегка удивилась, увидев его в роли Джефферсона Хоупа, по книге-то я его себе совсем другим представляла. Но играл он достойно. Этакий герой-романтик, на протяжении долгих лет хранивший в сердце образ любимой девушки, ослепленный жаждой мести и ненавистью, но не потерявший при этом представлений о достоинстве и благородстве. Таким предстал перед нами Хоуп Караченцова, и я очень рада, что он сыграл его именно так. А в целом — одна из лучших серий советской шерлокианы. Фильм, который приятно и посмотреть, и пересмотреть, и к просмотру посоветовать. Есть незначительные огрехи, но они тонут в достоинствах. 10 из 10
Моя любовь к детективным историям началась еще в детстве, с небольших детективных рассказов в какой-то детской газете. Сейчас время от времени я люблю почитать разные книги, но в основном, конечно же, те произведения, где есть пираты, старинные замки, сокровища, загадки, приключения и расследования. С творчеством А. К. Дойла я знакома не понаслышке. И вот совсем недавно посмотрела экранизацию его романа о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кино мне понравилось. В старинном доме произошло убийство, а на стене сыщики обнаружили кровавую надпись. Шерлок и Ватсон приступают к расследованию этого загадочного дела… Отдельно хочется выделить актеров: дуэт Ливанова и Соломина замечателен. Никто не смог бы лучше них справиться с ролями сыщика и доктора. Шерлок Холмс — это гениальный детектив, он умеет подмечать все мелочи и делать из них правильные, порой неожиданные выводы. Также в фильме задействован Н. Караченцов, который так мастерски играет, что зритель начинает сочувствовать преступнику. Конечно, в таком кино нет спецэффектов, слишком ярких, красивых картинок и иногда главные герои утомляют своими монологами, но если вы любитель детективов, то экранизация приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона, может прийтись вам «по вкусу». 7 из 10
Очень грустная и трагическая история. Вскоре после начала расследования Шерлок Холмс и доктор Ватсон понимают, что это необычное дело. В нём слишком много загадочных и странных фактов. «Кровавая надпись» примечательная первым появлением в сериале о Шерлоке Холмсе инспектора Лестрейда (Борислав Брондуков) — не слишком сообразительного, но самоуверенного представителя Скотланд-Ярда. Также отмечу замечательную игру Николая Караченцова, представшего в амплуа смелого и благородного человека. Иногда преступник действительно вызывает больше жалости и участия к своей судьбе, нежели его жертвы… 10 из 10
Это 2 фильм кино эпопеи о Шерлоке Холмсе. Сюжет сложен на основе 1 романа Конана Дойля О Холмсе «Этюд в багровых тонах». Конечно, по сравнению с романом, тут все действия сильно урезаны, в фильм были вложены только самые важные детали. Что из этого получилось, я и попытаюсь вам донести. Шерлок Холмс и доктор Ватсон, наконец, прониклись уважением друг к другу и стали друзьями «не разлей вода». В Лондоне все тихо-мирно, что вызывает совершенно противоположные точки зрения насчет этого. Если доктор Ватсон, как истинный джентльмен и слуга короны безусловно рад этому, то Холмс, ведя достаточно замкнутую жизнь, теряет для себя «развлечения», которые могут расшевелить его мозг. По его словам: «Преступники измельчали и вырождаются». Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В Лондоне разворачивается кровавая месть, запутавшая полицию. Кстати о полиции. В этой серии мы впервые знакомимся с ищейкой Лестрейдом, имеющим много энергии, но мало ума. Один Холмс может привести в порядок все улики, сложить все элементы в одно целое, чего нельзя сказать о сбившейся с ног полиции, делающей зачастую скоропалительные выводы и заводящие их «не в те дебри». Затем мы узнаем еще об одной смерти, где виден тот же почерк убийцы, и как это не странно на стене. Снова загадочная кровавая надпись. С каждой минутой Шерлок все больше становится ближе к истине. И наконец, он на улицах Лондона разыгрывает свой обморок, заманивая в ловушку убийцу. Об убийце стоит поговорить по-подробней. Николай Караченцев, первая приглашенная звезда. Каждое новое лицо в этой эпопее становится заметным из-за первоначально малого числа персонажей. Караченцев сыграл свою роль американского мстителя на уровне, не давая нам усомниться в его мастерстве. Отдельным строкой нужно выделить и домработницу миссис Хадсон — Рина Зеленая — которая зачастую не уступает в дедуктивных способностях своему постояльцу. В конце фильма Шерлок Холмс произносит речь у камина перед доктором ватсоном, являющююся итогом этой серии, о том, что иногда преступник вызывает больше сострадания, чем его жертва… Оценки классике ставить бессмысленно…
Нет смысла, я думаю, каждый раз предварять свою заметку о конкретном фильме дифирамбами циклу картин о Шерлоке Холмсе в целом. Полагаю, это можно считать чем-то из разряда «по умолчанию». Проще говоря, выносим восхищение за скобки и оцениваем каждый элемент в отдельности. Итак, чем порадовала вторая серия. Во-первых, мы знакомимся с инспектором Лестрейдом — полноправным участником саги и одним из тех, кому фильм обязан своим успехом. «Напрасно, Грегсон, напрасно!» — первая ласточка в огромном количестве выражений, ставших крылатыми. Браво, Б. Брондуков! Н. Караченцов. Замечательный актер, как следствие — яркая, запоминающаяся роль. Безусловно, усилил фильм. Хорошее попадание в образ. И. Дмитриев. Очень удачно играет на контрасте с коллегой по цеху. Еще один сыгранный дуэт — еще один плюс в копилку картины. Сюжетная линия. Урезана, что и говорить, по сравнению с литературным источником, но… В целом, вполне. Главное нам показали, об остальном рассказали — чего еще нужно. Ну а лично мне больше всего нравятся сцены упражнений доктора Ватсона в дедукции. «Этот человек… Мой родной брат Майкрофт Холмс!» — просто здорово! Фильм на уровне. Смотрим дальше!
Самое коварное и жестокое убийство, какое только мог изобрести преступный ум в конце XIX века, было предотвращено. Злоумышленник пал жертвой своих козней: его ужалила ядовитая змея. И вновь вернулись на Бейкер-Стрит Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Итак, знакомство прошло вполне успешно, первое общее дело с легкостью распутано, и начинают завязаться первые узы крепкой мужской дружбы. Воцарились будние деньки, но Холмс что-то захандрил, да настолько сильно, что развлекается стрельбой из револьвера по стенам комнаты — еще бы, интересных дел нет, а в газетных рубриках криминальной хроники лишь сообщения о тяжелых буднях пекарей, да о карманных воришках-неудачниках. «Преступный мир явно вырождается», — сокрушается Холмс и тягостно вздыхает. Ведь, даже самый совершенный в мире ум ржавеет без дела, и он это прекрасно понимает. Но стоит ему лишь немного по-стариковски поворчать, да разыграть Ватсона, как положение дел резко меняется с приходом одного странного письма. В Лондоне разворачивается кровавая вендетта, где и судьей, и палачом выступает молодой американец, вспомнивший причинивших ему душевную боль старых знакомцев-мормонов. Он настолько уверен в том, что вершит высшую справедливость, что своим жертвам предлагает сыграть в «английскую таблетку» — игра-аналог «русской рулетки». Даже сам Шерлок Холмс проникается особым благородством этого жестокого и беспощадного убийцы. В этой роли можем наблюдать первую приглашенную звезду детективной кино-эпопеи в исполнении Николая Караченцова. Но, ни именитый лондонский сыщик инспектор Лестрейд («фокстерьер — энергии много, ума мало» (с), ни его помощник инспектор Грегсон («самый толковый сыщик Скотланд-Ярда» (с) не могут сложить все элементы истории вместе. Кстати о герое Борислава Брондукова — он получился самым уморительным второстепенным персонажем, а его инспектор Лестрейд будет сопровождать наших героев в большинстве их приключений. В связи с появлением этого персонажа, начинается развиваться комично-ироничная линия, красной ниткой, прошедшая через все последующие фильмы, противостояния «теоретика» Холмса и «практика»-ищейки Лестрейда. Значительная часть действия фильма посвящена спокойным беседам наших героев в гостиной за бокалом хереса или чашкой чая, а не слежкой за преступниками или их поимкой. Каждое дело, по большому счету, распутывается в голове у Холмса, когда тот дымит своей знаменитой трубкой. И лишь в кульминационной сцене он спокойно излагает ход своей мысли, изумляя, порой, не только Ватсона да скотленд-ярдовских ищеек, но и порой самых преступников. Такой ход дает зрителю возможность породнится с героями, раскрыть для себя в полной мере их характеры, стать их верным другом. Неяркое освещение, интерьер, исполненный в классических викторианских цветах, невозмутимая домохозяйка миссис Хадсон, самовар на столе, камин с пылающими дровами, у которого сидят два джентльмена с сигарами и всегда свежая утренняя газета создают такое ощущение присутствия, которое не спутать ни с чем. Резюмируя, можно сказать, что не получись первые серии настолько удачными и захватывающими наши знания о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона этим бы и ограничились. Только благодаря мешкам писем, приходившим на адреса режиссера, актеров и студии, было решено снимать еще о столь полюбившихся героях. Эта история во многом перекликается с историей создания рассказов о Холмсе самого Конан Дойля, который не собирался писать столько рассказов о сыщике, несколько раз «убивал» героя, но восхищенный читатель и самые высокие королевские особы требовали продолжения. Таким образом, сэр Артур невольно стал начинателем такого распространенного в наше время явления как многочисленные продолжения удавшегося произведения. Сейчас бы это назвали то ли сериалом, то ли сиквелом, то ли продолжением франчайза. Но, к нашему счастью, единственное с чем в свое время считались и сэр Артур, и Масленников и Ко была единственная (и главная, как по мне) вещь — мнение зрителя, а не интересы собственных карманов. И может быть, именно поэтому и произведения Конан Дойля, и фильмы Масленникова по сей день не теряют своей привлекательности и искренности. _________________________________- ________________________________ Цитаты из фильма (в качестве бонуса): «Курить вредно» (Шерлок Холмс) «Запомните, Реймс, голова у полицейского не только для того, чтобы носить шлем» (Шерлок Холмс) «Одна из неприятнейших сторон профессии сыщика — я обязан раскрыть преступление. Но иногда преступник вызывает большее сочувствие, чем его жертва» (Шерлок Холмс) «Фокстерьер — энергии много, ума мало» (Шерлок Холмс) «Кровоизлияние в мозг? Он еще легко отделался» (Шерлок Холмс) «Пойду штудировать фармакологию» (Доктор Ватсон) «Черт возьми!» (Доктор Ватсон)