Пациенты
- 01 янв 2008
Первый сезон показывает нам талантливого, авторитетного психотерапевта, кроткого и меткого в своем терапевтическом подходе. Однако среда, в лице пациентов и собственной семьи настойчиво дает ему обратную связь, что он слишком забаррикадирован от всех в своей роли психотерапевта и смотрит на происходящее абстрагировано, со стороны. Весь первый сезон Пола хочется растормошить, чтобы узнать, каков он в своих общечеловеческих проявлениях. И эта дверца приоткрывается на сеансах Пола с его психотерапевтом Джиной (в лучших традициях у каждого терапевта есть свой терапевт), и продолжает открываться во втором сезоне, где уже, вопреки негласному кодексу психотерапевта, Пол начинает участвовать в жизни пациентов, проявляя подлинное сочувствие и позволяя себе эмпатию и человеческую близость с ними. В третьем сезоне у него уже формируются достаточно глубокие эмоциональные связи с пациентами. Тааак, довольно потираю руки я, и жду что вот-вот наступит череда трансцендентальных катарсисов, произойдет расконсервация нашего протагониста и хеппи-энд, в котором тщательно осознанные и собранные воедино фрагменты личности Пола заиграют зрелой и подлинной проявленной самостью. Но к концу третьего сезона он так и остался для меня непрочитанной книгой. Наверное я ждала, что в последней серии он наденет солнцезащитные очки, прыгнет в свой кабриолет и укатит в закат к океану под помпезную музыку. Ведь именно так закончила терапию у него Софи из 1 сезона. Или просто именно такую форму бунта я ценю как некий золотой стандарт самораскрытия из-за «Красоты по-американски»? Я ждала, что он хотя бы научится проявлять инициативу и активную позицию с тем, кто ему действительно важен. Но похоже он — рыбы по знаку зодиака… Терапия ведь штука неуловимая. Именно поэтому по мере развития сериала Пол все больше предается сомнениям в том, насколько он реально помогает пациентам. Когда ты отражаешь человеку его внутренние пусковые механизмы, и он выходит с этим знанием из твоего кабинета в мир, как он распорядится этим знанием не известно. И делает ли это знание его свободнее и счастливее?
Пол Уэстон — человек, который предпочитает находиться за пределами жизни. Всю жизнь он подсознательно искал и, надо заметить, находил для себя ситуации и жизненные обстоятельства, которые позволяли ему не жить полноценно, чтобы не испытывать боль, не вкладываться эмоционально. Сначала была больная мама, затем пациенты. Суррогат полноценной жизни. Главное, для Пола, что вся эта Жизнь с ее Историями принадлежат пациентам, другим людям, но не ему… Это не его боль. Первый и третий сезоны — на мой взгляд, самые сильные. Но третий сезон — лучший. Линии эпизодов с Сунилом и Джесси… Они поглощали меня полностью. Частично благодаря Сунилу и своему новому психотерапевту, Полу удалось несколько иначе взглянуть на себя, под другим углом. Очень запомнилась сцена, в которой Пол приходит к Сунилу в тюрьму, чтобы навестить его перед депортацией и их очень сильный напряженный искренний разговор, который, на мой взгляд, для Пола стал неким переломным моментом. До сих пор в голове стоит сцена, когда Пол выходит от своего психотерапевта со своего последнего сеанса, и идет среди толпы людей в большом ночном городе. Ком стоит в горле. У него было дело всей его жизни. Он дарил столько своего участия, внимания и времени другим людям, а в итоге остался совершенно один. «Мне 57 лет и я потерялся» 10 из 10
В кинематографе есть разные способы показать внутренний мир человека. Можно ставить героев в критические ситуации и наблюдать за их трансформацией, а можно… усадить в кресло психотерапевта. Итак, «Пациенты» — американский сериал, 3 сезона, серии продолжительностью около 20 минут, в течение которых мы наблюдаем концентрацию человеческих переживаний и блестящую, правдиво показанную, работу терапевта. Расскажу про первый сезон. Сюжет. Пол Уэстон — успешный 50-летний психотерапевт. В его доме оборудован просторный кабинет для приема пациентов, их немало, однако, мы познакомимся только с 4-мя из них. Лора, врач, красивая 30-летняя женщина, она заявляет, что влюблена в Пола. Приходит в понедельник. Алекс, военный летчик, недавно по заданию он сбросил бомбу на одну из арабских стран, в результате чего погибли мирные жители. На время отстранен от полетов. Он полон вины, боли и ярости. Вторник. Софи, 16-летняя гимнастка, врезавшаяся на своем велосипеде в грузовик. Ее направила комиссия, подозревающая, что девочка пыталась таким образом покончить с собой. Среда. Супружеская пара: Джейк и Эми — он музыкант-неудачник, а она пытается делать карьеру. Недавно Эми забеременела вторым ребенком и они хотят решить, оставлять ли им его, попутно вскрывая различные семейные проблемы. Четверг. Пятница. Пол — профессионал, однако, наплыв новых сложных пациентов истощает запас его выносливости. К тому же, его собственный брак трещит по швам. Пол отправляется за супервизией к своей давней коллеге и приятельнице — Джине, история взаимоотношений с которой также весьма непроста. Отныне мы будем наблюдать, как по пятницам он анализирует свою работу и отношения с 4-мя пациентами под руководством Джины. В сериале мало внешней динамики — практически все действо разворачивается в кабинетах Пола и Джины. Нам, привыкшим к размашистым голливудским блокбастерам, поначалу может показаться скучным подобный формат, но пару серий спустя мы перестаем замечать статичность обстановки, полностью поглощенные разворачивающимися страстями и испытывая интеллектуальный азарт. Вслед за Полом, мы пытаемся выяснить: что же на самом деле скрывается за влюбленностью Лоры? Что происходит с Алексом? Что случилось с Софи перед тем, как она врезалась в грузовик? Что держит вместе пару Джейк и Эми? «Пациенты» смотрятся как хороший детектив, поражая неожиданными поворотами сюжета и неизбежностью трансформации персонажей, решивших взглянуть в лицо собственным проблемам. Актерская игра на высоте — много крупных планов, где мы можем наблюдать богатую палитру человеческих эмоций. Кому смотреть: всем, кто так или иначе имеет отношение к помогающим профессиям. Психологам, настоящим и будущим. Тем, кто подумывает об обращении к психотерапевту и хотел бы лучше понять, как это работает. И всем, желающим лучше понять движения человеческой души. 10 из 10 Приятного просмотра!
Доктор Пол Вестон, усталый пятидесятилетний мужчина, проводит сеансы психотерапии в сумрачном, заполненном книгами, корабликами и застывшими воспоминаниями кабинете. Мелькают разные лица, проблемы, перед зрителем чередой проходят юноши, девушки, взрослые мужчины и женщины, старики, одиночки и семьи. Заботы у всех разные, у кого-то просто бессонница, у кого то распадается жизнь. Формат сериала прост — четыре серии, посвященные четырем разным пациентам, пятая серия — визит самого Вестона к своему психоаналитику, параллельно супервайзеру, потом снова четыре пациента и супервайзер, и так по кругу, по бесконечности. В каждом сезоне список пациентов обновляется, а доктор Вестон остается тем же — усталым человеком с пустеющей жизнью, невыспанными глазами и грузом на душе. «Лечение» — это прежде всего диалоги и актеры. Здесь не спрячешь плохую игру за клиповым монтажом и бодрой музыкой. Скупая камера еле перемещается, персонажи просто сидят и разговаривают. Верх экспрессии — нечаянная слеза или случайно разбитая чашка. В кадре чаще всего один или два актера, максимум было четверо, на групповом семейном сеансе. Безупречная режиссура и операторская работа выхватывает оттенки, и строит общую картину на случайной реплике или движении брови. Хронометраж серий разнится, от двадцати минут, до получаса, в зависимости от конкретного сеанса. Однако зачастую этого короткого промежутка времени достаточно, чтобы вынуть из зрителя душу вместе с потрохами. Сериал, конечно, на любителя. Сложная, часто экзистенциальная и всегда психологическая драма, местами напоминающая по проникновенности и содержанию бергмановские работы. Он может либо понравится, причем прямо с первой серии, где с неожиданным напором пациентка начинает «ломать» Вестона, признаваясь ему в любви, либо нет. Однако начать его смотреть стоит каждому. В кругу моих знакомых «Лечение» пришлось по вкусу совершенно разным людям, многие из которых с предубеждением относятся к обычным «серьезным» сериалам. Актерская игра замечательна, да и, как я отметил это выше, плохой актер не продержится и минуты в таком формате. Конечно солирует сам Вестон (Габриэль Бирн), можно отметить персонажей Васиковской, Андервуда, Мелиссы Джордж… Список можно продолжать бесконечно. «Лечение» состоит из трех сезонов. Лично мне показался самым насыщенным, лучшим и ярким первый, бьющий зрителя наотмашь. Хотя в целом все три части по своему неплохи. Советую смотреть фильм с субтитрами, поскольку интонация и накал диалогов в русском переводе передаются слабо, ну и, по возможности, пятисерийными циклами, чтобы картина событий очередной недели не прерывалась. Про что еще здесь можно написать? Про томящее и давящее ощущение одиночества и безысходности в сериале? Здесь события зачастую развиваются прямо по Чехову — «Они сидели и пили чай, а в это время рушились их судьбы». Про доктора Вестона, тонущего под грузом своих проблем, но которому на каждом сеансе очередной пациент подбрасывает еще несколько забот и головоломок? Про людские метания и сомнения? Никаких чудесных исцелений или хеппи-эндов в «Лечении» нет. Пациент уходит, таким, каким пришел, в лучшем случае слегка подлатанным душевно. А Вестон остается последние секунды в кадре один, пытаясь понять, был ли прок от очередного часа или, хотя бы, не было ли вреда. P.S. Спустя несколько лет после завершения «Лечения» Лиза Кудроу, известная многим зрителям по сериалу «Друзья», начала снимать пародийный мини-сериал «Интернет-терапия», по своему неплохой, милый и оригинальный. Конечно он не пародирует «Лечение» напрямую, но пара плюшек таки там ему достается. 10 из 10
Скорей всего, для людей никак не связанных с психологией и тренинговой тематикой, сериал покажется унылым. Надо быть хотя-бы чуть подготовленным и смотреть лучше с настроением вдумчивым. Тогда можно что-то словить и даже чему-то научиться. Построен сериал следующим образом: у психотерапевта Пола 5 пациентов, которых он принимает по одному в день, а на выходных сам ходит к психотерапевту. Психов нет, все относительно нормальные люди, просто им очень плохо. Серия на 90 процентов состоит из собственно, сеансов. В первом сезоне 4 недели, так что с каждым клиентом удается познакомиться подробно. Сериал не документальный и не смотрится таковым, все актеры играют очень хорошо и в плане психологии сериал проработан очень достоверно. Хотя, не скрою, в отдельных случаях у меня было иное мнение по интерпретации происходящего, нежели у Пола. Чем понравилось мне: 1. Я познакомился с американской концепцией психотерапии. Как и многие мои знакомые я посещал многие тренинговые центры и пробовал на себе разные техники. То что я увидел в классической американской методе — этого я не видел нигде. Хотя метода требует больше времени чем все другие мне известные, мне понравилось очень. Особенно тем как врач помогает клиенту не уча его, не замещая его философию жизни своей — может быть более здоровой и правильной, но все-же чужой. 2. Как Пол виртуозно отделяет свои тараканы, которых у него не мало, от тараканов клиента. Хотя я и в реальной жизни такое иногда наблюдал — все равно это поражает воображение. 3. Масса моментов во время сеансов когда узнаешь какие-то новые фишки про себя и других людей. Из серии — «Ах, так вот, как это работает!» Просмотр сериала уменьшает ЧСВ, делает задумчивым и тренирует сопереживательную мышцу. Кроме того, это один из немногих сериалов, которые полезны не только для настроения.
Эпизоды примерно по 20 минут. Теперь уже третий сезон — совершенно оригинальный для продюсеров американской версии сериала (история была придумана сперва в Израиле, и уж потом пошел ремейк в США). И на мой взгляд, столь же мощный по накалу драмы. In Treatment мало что роднит с современными телешоу. Ему свойственна созерцательность и рефлексия, словно вдруг Бергман решил снять этот сериал. И безусловно, это превосходная возможность для актера, чтобы показать весь диапазон своего мастерства. Здесь есть обязательны крупные планы, когда зритель видит каждую черточку лица, и в тоже время развернутые диалоги, минимум пространства (фактически соблюдаются все правила сцены — место, время и действие). И надо отметить, что все актеры (на протяжении трех сезонов) на высоте. Бирн в роли доктора Пола Уэстона просто великолепен. Преимущественно действие разворачивается в его комнате для пациентов. При том что Пол говорит гораздо меньше других героев, но именно во многом через его реакцию зритель начинает сопереживать тем людям, попавшим в кризисные ситуации. И в то же время Бирн сам играет талантливого психотерапевта, переживающего личностный и возрастной кризис. И постепенно перед нами приоткрывается завеса его прошлой жизни, его внутренних переживаний и личной драмы. Ситуации с пациентами очень разные, но их можно поделить на несколько групп. Объединяет все эти истории одно — тотальное одиночество и отчаяние героев. В общем такой плотный клубок всевозможных отношений, эмоций и размышлений, которые разыгрываются в одноактных пьесах. Превосходная камерная драма о сострадании, искуплении и любви.
на мой вкус — ещё лучше первого. Для начала — о некоторых изменениях: хотя формат и остался прежним (5 получасовых серий в неделю), изменился график их выхода — в этом году две серии выходили в воскресение и три в понедельник; против 43-х эпизодов сезона прошлого в этом было лишь 35 (то есть, семь недель терапии вместо неполных восьми), но это всё изменения, в общем-то, внешние. Теперь о внутренних — о главных (я постараюсь как можно меньше раскрывать подробности сюжетной составляющей и как можно больше написать о своём их понимании и восприятии). Пол, после известных событий первого сезона, переехал в Бруклин и, живя теперь в одиночестве, стал принимать пациентов у себя же в квартире. Все пациенты (герои) поменялись, но схема осталась прежней. Понедельник: Мия — за сорок, адвокат, одинока — умна и, на первый взгляд, уверена в себе. Что интересно, у них с Полом есть определённая история — она была его пациенткой 20 лет назад и расстались они не очень хорошо. Вторник: Эйприл — молодая девушка, студентка — так же умна, независима и обаятельна. Среда: Оливер и его родители Люк и Бесс — чета переживающая развод. Четверг: Волтер — под семьдесят, руководитель крупной корпорации, не способный справиться с бессонницей. Пятница: хорошо знакомая нам Джина, к которой Пол приходит, чтобы понять — как жить дальше. Не дадут нам забыть и о героях сезона прошлого — не раз будет упомянута Лора, а то, чем закончилась история с Алексом, будет важной составляющей и нового сезона (с самого, надо сказать, его начала). Теперь всё-таки о впечатлениях — этот сезон мне понравился даже больше первого, проникся я им куда глубже. И здесь главная заслуга принадлежит Полу — если в первом сезоне я его мало понимал, больше следил за историями его пациентов, то в сезоне новом он сам главный пациент (а мы, отчасти, его врачи, а порой даже и судьи). В истории каждого из героев так или иначе будет что-то и о Поле, он сам будет активно меняться на протяжении терапии и, сопоставляя себя со своими пациентами, видя в их поступках и жизнях себя, меняться к лучшему. Что касается историй героев, то, как и прежде, мне по-своему нравится каждая и что-то привлекает в каждом из героев (Мия — своим остроумием, Эйприл — упёртостью, Оливер, один из самых любимых, своей непосредственностью (ребёнок всё-таки) и правдивостью, Волтер — своей силой и одновременной слабостью, Джина хмм… я бы сказал грациозностью, во всех смыслах этого слова). Актёрские работы также в этот раз прекрасные (а Бирну я и вовсе отдал бы все Эми и Глобусы). Особенно отмечу Хоуп Девис (Мия) — очень хорошо передала такую вроде бы простую, но очень многогранную, роль. Меньше всего понравились разве что актёры, исполнявшие роли родителей Оливера (Элисон Пилл и особенно Рассел Хорнсби), финальный эпизод с их участием был самым ненатуральным. Что интересно — будет ли продолжение? Ведь оригинальный сериал, по которому во многом и поставлен In Treatment, закончился как раз на втором сезоне. Я думаю, HBO бы и рады снимать шоу дальше, но вот вопрос со сценарием открыт — удастся ли авторам написать достойное продолжение? 10 из 10
В просмотре кино, отражающими мою профессию, я конечно же замечаю, что смотрю с критическим взглядом (хоть про танцы, хоть про психотерапию) — невозможно не смотреть критически. Сравниваю кино и реальность. и чем ближе к реальности, тем больше кино мне нравится. Правда ведь в нем. В Поле Уэстоне замечаю некоторые, не проработанные в личной терапии, темы, однако, чего греха таить — чтобы быть идеально проработанным, вероятно, нужна вся жизнь. Критический взгляд моего коллеги, конечно же, обнаружит и у меня «слабые» места. Или, может быть, их можно назвать сильными, если поменять угол зрения и признать, что это — очень здорово, что психотерапия оставила во мне простые человеческие несовершенства, сближающие меня с другими людьми :) С другой стороны, не смотря на то, что в фильме не гештальт-терапия, а психоаналитик, видимо, обученный многим другим подходам гуманистической психотерапии, актер играет чрезвычайно достоверно. просто максимально. И этим мне этот сериал нравится. он открывает закулисную жизнь психотерапии. Я испытываю глубокое уважение к герою, мужественно работающему над переносом и контрпереносом. всем бы нам, отечественным психотерапевтам, такой подход к терапии и к собственной жизни. В процессе просмотра у меня иногда возникает предположение, что пр написании сценария и режиссерских заданий актерам, для консультаций привлекался Ирвин Ялом. Так и сквозит яломовский экзистенциализм. Некоторые фразы герове меня восхищают, как, например, эта, которую произносит Джейк, когда узнает об измене жены: «Я чувствую облегчение вместо ревности… Я, блин, вообще не в теме, ребята, кто-нибудь еще впечатлен мной так же, как я? « буду смотреть дальше.
Поделюсь и своим мнением о первом сезоне: Сериал во многом необычный: во-первых, это американская версия успешного израильского проекта («Betipul»), во-вторых, формат — пять получасовых серий в неделю (каждому дню соответствует один психотерапевтический сеанс, понедельник — Лора, вторник — Алекс, среда — Софи, четверг — Джейк и Эми (семейная пара) и пятница — сам Пол (терапевт) и Джина (его бывший наставник). Отдельно стоит сказать про актёров, каждый из которых заслуживает восхищения — им веришь, их ненавидишь, их любишь. Во-первых, это, конечно, Gabriel Byrne — сам психотерапевт (Пол Вестон), который помогает людям разобраться в их жизни, но свою личную жизнь приводит к кризису и, пытаясь разобраться и понять что же с ним происходит, приходит к своей бывшей коллеге — Джине, которую играет обладательница двух Оскаров Dianne Wiest, с которой они говорят о его пациентах (Лоре — Melissa George — обворожительной и откровенной молодой женщине, которая влюблена в Пола, Алексе — Blair Underwood — военном лётчике, столкнувшимся с внутренним кризисом, Софи — Mia Wasikowska — юной гимнастке с суицидальными наклонностями, Джейке — Josh Charles — грубом на поверхности музыканте и его жене Эми — Embeth Davidtz — успешной лэди, которой после 5 лет попыток забеременеть, это наконец удаётся, но хочет ли она ребёнка — она уже не знает), его жене (брак с которой «трещит по швам») и детях. Нет никаких спецэффектов, ничего неуместного и вымученного — лишь кабинет психотерапевта и диалог (в большей степени даже монолог) пациента и его доктора. Один говорит, другой слушает. И ты сам, как зритель, постепенно узнавая героев — начинаешь угадывать их реакции; выслушивая их истории — судить о их жизни. Ты втягиваешься в терапию и невольно начинаешь думать в подобном ключе и о жизни своей, но это уже совсем другая история). Сериал изумительный. 10 из 10
Только что закончила смотреть «In Treatment»… Надо заметить, что смотрела я его запоем — 43 серии за 3—4 дня, не помню, когда в последний раз сериал производил на меня такое впечатление. Это ТВ шоу не похоже ни на что: в нём по сути отсутствует экшн и действие как мы их понимаем — на протяжении каждого (за исключением пары) эпизода герои просто сидят и разговаривают, но оторваться от них просто невозможно, настолько они убедительны. Вы сочувствуете всем героям; поначалу некоторые из них могут раздражать (лично меня немножко раздражал Алекс на своём первом сеансе у терапевта), но со временем проникаешься каждым из них. Наибольшее сочувствие, нужно заметить, вызывает сам психотерапевт (потрясающий Гэбриел Бирн), который подчас не может разобраться в своих собственных проблемах и чувствах: перед нами женатый человек с тремя детьми, который влюбляется в пациентку, но не осознаёт этого, т. к. он у же превратился в живой кокон — человека, который так старался не показывать свои эмоции пациентам, что вовсе разучился их проявлять. Сердце разрывается, когда на него смотришь (игра Бирна бесподобна). В конце каждой недели наш терапевт идёт к своему собственному терапевту (не менее потрясающая Дайан Уист) и старается разобраться в том, что происходит с ним самим. Сериал очень эмоциональный (особо впечатлительным лицам посоветовала бы запастись носовым платком) + наводит на размышления о самом себе. Буду надеяться на второй сезон. 10 из 10