Криминальная Австралия
- 13 фев 2008
Что это было. С тоской и скрипом я посмотрел аж двенадцать серий, но на последней, по идее — с развязкой, смотреть бросил. При оценке сериала следует учесть немаловажное обстоятельство. Австралия — очень благополучная, с красивой природой страна, периферийное нахождение которой много объясняет. Собственно, в культурном и художественном плане Австралия — страна второсортная (как является таковой, с рядом оговорок ввиду географического нахождения в Старом Свете и Швейцария). Соответственно, второсортностью отмечена как история криминальных разборок с 1995 по 2005 гг. в Мельбурне. так и киновоплощение. Австралийцы. вполне себе осознавая популярность и обаяние криминальных фильмов, решили создать что-то свое, незаемное. Свой материал оказался очень скудным. а рискнуть и фантазировать в масштабах и размахе авторы не решились — да и натура тому не способствует. Подумать только: за десять лет около тридцати криминальных трупов в разборках. Посмотрите любой сезон «Криминальной России», чтобы осознать как заурядность явления на австралийской почве, так и отсутствие размаха, харизмы и изобретательности у лидеров. Отдельных слов заслуживает работа полиции, которая за все десять лет не обзавелась ни одним агентов в бандах, тщательно тасовала бумажки и все никак не могла выжать что-то и прослушки. Не хочется возвращаться к старому тезису, что благополучие лучше яркой и богатой истории, но когда обыватели пытаются высечь искру из заурядного — получается не очень. Под стать материалу и его организация. Бесцветные персонажи, отсутствие качественных диалогов, неспешный ритм. Очень бесцветно, уж и не знаю, кто более вялый — главный злодей или коп. Создатели помнят о вкусах публики и в каждой серии тему сисек раскрывают. Где больше, где меньше, но нет ни одной серии. чтобы вовсе забыли. Посредственное унылое зрелище. 4 из 10
19 апреля 2010 года для преступников австралийского штата Виктория наступил особенный день — для кого-то он был черным, для кого-то белым, кто-то ждал его с нетерпением, а кто-то боялся всей душой. В этот день в тюрьме было совершено нападение на Карла Уильямса, весьма видного игрока в местной организованной преступности, который отбывал срок за пять убийств и наркоторговлю, хотя это лишь часть того, что он успел натворить за почти десятилетие своего правления. Сказать, что знали его, могли не только его сподвижники, которые несли гроб в момент последнего прощания, но и зрители сериала «Темная сторона», так же известного у нас в стране под метким названием «Криминальная Австралия», который с предельной правдоподобностью в каждом сезоне рассказывает об определенной вехе истории организованной преступности в стране. Создатели проекта не только проделали огромную работу во время поиска информации, часть которой не является общедоступной, а также ее изучения и преобразования, но еще и пошли на определенный риск, не скрывая своих героев за вымышленными именами, и тем самым рискуя навлечь на себя гнев тех преступников, что еще живы-здоровы, и вовсе не рады тому, что их пороки и подлости были увековечены в «Темной стороне». К примеру, Роберта Уильямс, верная супружница Карла, долгое время обещала «дать в рожу» актрисе, сыгравшей ее, чем только подтвердила насколько точным оказался портрет — именно так и поступила бы сериальная Роберта, не отличавшаяся изяществом мысли и действия. Эта рецензия неслучайно была начата смертью Карла Уильямса, поскольку он не только стал самым ярким характером первого сезона «Темной стороны», но еще и четко определил стиль сериала и его основную идею. Криминальные проекты часто подсовывают нам универсальный портрет, утверждая, что стать королем местной организованной преступности может только самый красивый, самый умный, самый расчетливый, самый смелый или самый осторожный. Карл — противоположность всему этому, он тот человек, которому вы бы не дали еще и года жизни, если бы выслушали описание его характера и привычки действовать, присовокупленное к роду его деятельности. Этот персонаж суть того, что хочет рассказать своему зрителю «Темная сторона» — не существует определенной формулы, под которую можно подогнать мафию даже в пределах одной страны; то, кто будет на коне зависит от множества факторов, начиная от примет времени и текущей обстановке в городе, и заканчивая сочетанием личных качеств и везучести преступника. Это подтверждает и то, что каждый сезон сериала не похож на предыдущий и если в одном правит твердолобость и режим непрекращающейся гангстерской войны с десятками жертв, то в другом на коне маргинальное искусство, оригинальный подход к бизнесу и убийства, порожденные не только деловой необходимостью, а еще и психопатией героя. Разнообразны не только сами сюжеты, но и то, кто их рассказывает — за годы своего существования проект «давал слово» не только видным криминальным деятелям, но и тем, чья смерть, жизнь или роль в определенных событиях прошла незамеченной — в «Темной стороне» их истории были рассказаны, а они стали чем-то большим, чем сухая заметка на последней полосе региональной газеты. Авторы настолько хороши в драме, что иногда возникает подозрение — а не добавили ли они чего для пущего эффекта? Однако даже самые невероятные части истории на поверку оказываются сущей правдой, что только добавляет уверенности в драматическом таланте авторов, которые не только нашли в криминальной Австралии интересные судьбы, но еще и смогли адекватно отразить их на экране, не потеряв при этом реальной основы во всем, начиная с внешности и заканчивая конкретными фактами. Дальнейшая жизнь прототипов героев «Темной стороны» подводит нас к еще одной идее, которая была озвучена в сериале — поговорка о том, что нельзя дважды войти в одну реку действует где угодно, только не в австралийском подполье. Эта мысль выходит далеко за пределы этого проекта, поскольку подтверждается уже в реальной жизни. Как мы знаем, Карл Уильямс погиб не менее достоино, чем все те преступники, которых он грязно лишил жизни, будь то своими руками или с чьей-то помощью. Зара Грейд Уилсон недолго горевала по Льюису Кэйну — уже через пару лет она нашла утешение в объятьях другого убийцы, который дал ей то, чего не успел дать Кэйн, а именно продолжение рода. Ким Холингсворт недавно снова попала в поле зрения прессы и снова в связи со скандалом — ее арестовали по обвинению в жестком обращении с животными, которое разделило людей на два лагеря, также как и события, происходившие с Ким во время «Золотой мили». И только везунчику Джону Ибрагиму по-прежнему не изменила удача — он единственный, кому удалось войти в мир криминальной Австралии и существовать в нем без особых для себя потерь.
Присаживаясь посмотреть очередной мажорный штатовский релиз типа «Хауса», «Ходячих мертвецов» или «Дэдвуд», ожидаемо получаешь удовольствие от качества, вложенных усилий, и даже некоего стиля канала (HBO, AMC…). В море сериалов, выпускаемых в остальном мире, действительно топовых и самоценных продуктов мало. Тем ценнее открыть для себя шедевр в куче «жвачки»: норвежский «Лилихаммер», испанский «Корабль» или австралийский «Underbelly». С режиссурой Тони Тилса я был знаком как по сериалам (неплохой City Homicide), так и по кино преимущественно категории B (байопик и откровенный экшн-трэш). Ничего особенно выдающегося. Однако, «Темная сторона» стала настоящим открытием в плане цельности, качества и уважения к зрителю. Не уважать-то нельзя: и поныне много свидетелей у недавних событий новейшей истории криминальной Австралии, всё ещё в памяти. За исключением личностей полицейских и свидетелей обвинения, к-рые не полагается разглашать на ТВ по австралийским законам, и где пришлось импровизировать, практически все происходившее события имели место. И если бы не получилось, не стать этому сериалу самым популярным в истории на знойном континенте. Кастинг сработан превосходно, обеспечив внешнее сходство с реально существовавшими (или поныне живущими) героями и героинями сериала. Каждый характер тщательно выписан, правдоподобен. Пожалуй, лучшие роли Винса Колоссимо, Гайтона Грэнтли, Кэт Стюарт, Дэмиена Уолш-Хоулинга — чувствуется полная отдача, и когда она всеобщая, а не некая центральная фигура «тащит» на себе шоу, вот здесь и зарыта собака культовости. «Трёхмерность» персонажей подчёркивается отличной операторской работой. Отдельные эпизоды заслуживают особого внимания: третья серия наверняка возьмёт за душу, шестая покажет женщин гангстеров — как они дошли до жизни такой. Похвалы достойно и музыкальное сопровождение: оно всегда «в тему». Не люблю раздавать «шедевральные» баллы 9 и 10, и в особенности под влиянием эмоций: их я удостоил не свыше дюжины картин, в основном, прошедших настоящее испытание временем (годы и иногда десятилетия знакомства с картиной). Но так как моё восприятие и оценка этого шоу нисколько не поменялись за многие месяцы, прошедшие с момента окончания просмотра, то - 10 из 10
Нетипичный подход к съемкам, подаче материала и развитию сюжета. Видимо потому, что действие происходит в Австралии. Чем-то напоминает разборки итальянской мафии в привычном жанре (как показывает Голливуд), чем-то напоминает «Бешеных псов». Стоит смотреть однозначно. Так как это действительно что-то новое и непривычное, местами шокирующее и завораживающие.