Архив смерти
- 04 янв 1980
1944год. Война близится к завершению, но еще предстоят упорные бои. Пятеро человек прыгают с парашютом из самолета, пересекшего границу Польши. Секретной операции, которую должны выполнить бойцы Сопротивления, грозит срыв: самолет подвергся обстрелу и во время прыжка руководитель группы Георг оказался ранен. К тому же отряд разделился. В то время как члены команды пытаются отыскать друг друга на оккупированной территории, на их поимку брошены большие силы немецких войск. Кольцо сжимается, а задание настолько важное, что от действий отряда зависят сотни жизней на освобожденной территории… «Все мы родом из детства» — эта известная фраза подходит и к любимым фильмам. «Семнадцать мгновений весны», «Ставка больше, чем жизнь» — эти легендарные ленты знают и любят все. Первый фильм, как известно, был снят в СССР, второй — в Польше. Не хотела отставать в этом плане и ГДР. В 1980 году режиссер Руди Курц снял первый из двух военно-приключенческих минисериалов — «Архив смерти». Второй — «Фронт без пощады» — вышел чуть позже: в 1984 году. Вот эти два фильма, посмотренные когда-то в детстве, я долго хотел пересмотреть. «Архив смерти» по своей концепции больше похож на «Ставку больше, чем жизнь». К тому же здесь и действия происходят на территории Польши, да и часть актеров — поляки. Та же Барбара Брыльска, сыгравшая девушку, живущую на болоте, необычно смотрится в роли крестьянки, мстящей за смерть своего жениха. Но все же в этом сериале есть что-то свое. Он больше приключенческий, даже можно сказать авантюрный, особенно в начале. Может, поэтому, здесь много передвижений, поворотов сюжета и невероятных совпадений. Тонкой шпионской игры, как в ' Семнадцати мгновениях весны» здесь немного. Зато фильм подкупает постоянным напряжением, переживаниями за героев. А уж когда раскрывается суть задания и сложность выполнения, то «Архив смерти» может смело соперничать с триллером. В пределах 70—80гг, естественно. Само название фильма, а особенно название серий настраивает на этот лад. Скажем, такое название серии, как «Мертвые справок не дают» ни дать ни взять — чистый Дж. Х. Чейз. Актеры здесь для нас, в основном, малоизвестные, но есть и свои» звезды». Первым из них является Гойко Митич — герой целой серии фильмов про индейцев. «Чингачкук — Большой змей» помните? Это — он. Кроме вышеназванной Барбары Брыльска здесь играет красивая блондинка в немецкой форме Рената Блюме — бывшая супруга всемирно известного американского актера и композитора Дина Рида. Она исполняет свою роль не хуже «хичкоковских блондинок в опасности». Конечно, как и полагается приключенческому жанру, не все здесь реалистично и логично. Но это же не документальное кино, где требуются сухие факты. Скажем, в голливудских фильмах, посвященных Второй мировой войне, встречается еще больше несуразиц. По крайней мере, зрителям, посмотревшим фильм в 80-гг, он вспомнится и понравится. Да и среди людей, посмотревших минисериал впервые, найдется немало поклонников. Классика военно-приключенческого кино для зрителей, ностальгирующим по минисериалам тридцатилетней давности. 7 из 10