Транзит для дьявола
- 22 июл 2002
Данный сериал (а точнее мини-сериал) был показан по отечественному телевидению в конце 90-х годов. Показали и забыли, так как больше сей продукт на «голубых экранах» не появлялся ни разу. Сегодня мало кто вспомнит про этот сериал, хотя в аннотации к нему написано, что это «уникальный кинематографический эксперимент». А, как известно, уникальность не забывается. По моему же мнению, «Транзит для дьявола» — это обыкновенная и очень дешевая кинематографическая афера, которая к тому же и опоздала со своим выходом лет на 7, если отсчитывать от 1999 года. Сюжет банален: два агента Интерпола безуспешно пытаются задержать крупного наркоторговца, но последний оказывается хитрее и бежит в Россию, где собирается загнать крупную партию героина через своих давних знакомых. Бравые агенты едут за ним. В России они знакомятся с генералом Дороховым, а одному из этих агентов делают пластическую операцию под наркоторговца (зачем?) в некой клинике непонятного предназначения. Далее герои приступают к работе, пытаясь поймать антагониста… Стоит сказать, что «уникальность» этого сериала заключается в том, что он смонтирован из нескольких картин того же режиссера. Многие актеры на момент съемок были уже мертвы, и поэтому в титрах так много фамилий в траурных рамках. Этот «уникальный» монтаж окончательно добил и без того очень слабенький сценарий картины. Дело в том, что отснятого материала из предыдущих фильмов у режиссера Плотникова было не так уж и много, а дополнительные съёмки — дело весьма затратное, и именно поэтому их так мало. На протяжении всего сериала нас постоянно бросают из одной сюжетной линии в другую: сначала действие происходит в Южном Сахалине, а спустя уже минуты три в Москве или в акватории Тихого океана. И так все шесть серий. Кадры меняются, а толку никакого, ибо монтаж барахлит по полной программе. Доходило и вообще до смешного: в начальных кадрах первой серии действие происходит в Америке, однако, судя по пейзажу, нам показывают обыкновенное Подмосковье, и, соответственно, зритель уже не верит в происходящее. Теперь про дополнительно отснятый материал: с момента прошлых картин Плотникова прошло уже лет семь, а актеры — это тоже люди, и тоже стареют. Несоответствия возраста в данном случае было никак не избежать, и поэтому дополнительно отснятые сцены очень бросаются в глаза. Вот, например, стоит перед нами молодой удалец Лёша Коршун. На вид ему можно дать лет 30—35, а в следующем кадре перед нами тот же Коршун, только уже заметно постаревший. А действие происходит в один и тот же день. Выглядит такая метаморфоза весьма нелепо. Если бы Плотников полностью отснял весь сериал в том же 1999 году, а не пихал бы разные кадры из своих прошлых картин, то этого недостатка можно было бы избежать, но, повторюсь: такие съемки — дело весьма затратное, к тому же у него не снимался бы уже не «снимались» бы уже умершие советские актёры-легенды, а значит — еще меньше народу пошли бы смотреть этот «шедевр». Но есть у «Транзита…» ещё один огромный минус. Плохая озвучка. На весь фильм актеров дубляжа всего несколько человек, а уже умерших или отказавшихся озвучивать свои роли актеров — очень много. Именно поэтому большинство героев говорят одним голосом. Особенно «эпично» это звучит, когда эти герои разговаривают с друг другом. Дубляжисты говорят одним и тем же монотонным голосом — видимо, им участвовать в этом проекте совсем не нравится — и даже не попадают в губы актёров, то опаздывая, то не успевая озвучивать реплики. И напоследок скажу пару слов про сюжет. Он тут совсем неправдоподобный и, самое главное, очень растянутый. Куча левых персонажей, которые не приносят в сериал ничего(что общего между тем же Коршуном и наркоторговцем Файгером, а главное — где они пересекаются; а какова роль Кузьмича, сыгранного Борисом Новиковым, в сюжете? Этого я так и не понял). Убери их — и ничего не изменится, кроме хронометража, ради которого то, наверное, и старались сценарист и режиссёр. Итог: дешёвая подделка, целью которой было привлечь зрительскую аудиторию 90-х путем участия в сериале уже умерших легенд советского кино. P.S. Кстати, Плотников — не первый режиссёр, кому удалось провести эксперимент монтажного кино. За 6 лет до этого, в 1993 году, режиссёр Юрий Озёров выпустил художественный фильм «Ангелы смерти», который был полностью смонтирован на основе материала, отснятого много лет назад и вошедшего в другие картины Озёрова. 1 из 10