Мосгаз
- 29 окт 2012
- 08 окт 2012
Внезапно — хороший российский детективный сериал. Настоящая находка для ценителя хорошего детективного кино. Сериал зацепил. Посмотрел залпом, и уже планирую смотреть продолжение. Сериал очень хорош. Во-первых — атмосфера. Этакая смесь атмосферы советского детектива с нуаром. Очень напомнило «Место встречи изменить нельзя». В общем — атмосфера решает. К тому же, в картине постоянно ощущается напряжение — создатели вообще мастерски нагоняют саспенс. в том числе и за счёт убийств. На трупы маньяк не поскупился. Во-вторых — герои. Классные, необычные, прописанные герои. У каждого прописаны какие-то личные черты характера, недостатки, каждый персонаж уникален, индивидуален, удивителен. В фильме просто-напросто отсутствуют картонные персонажи. Только живые люди. В-третьих — сюжет. Цепляющий, захватывающий сюжет с классной детективной линией. Расследование увлекает с головой. И самое главное — улики действительно работают, ты идёшь по следу вместе с сыщиками, и, буквально за пару секунд до них сам догадываешься, кто же убийца. И в этот момент карты вскрываются. Хороши и актёрские работы — что Смоляков, что Чурсин, что Александрова, что Матвеев дают зрителю мощную эмоцию. Из минусов могу выделить только парочку фактических ошибок (вроде цитирования мультфильма, который во время действия сериала ещё не был снят) и игру Ходченковой. Ну вот вообще она не впечатлила. 9 из 10
Вообще говоря, я дитя 90-х, поэтому выросла на убеждении, что открывать нельзя не только службе Мосгаза, но вообще никому. Если я ребенок, а дома нет взрослых, то нечего и открывать, мало ли какие уроды захотят этим воспользоваться. Конечно, советские дети 60-х годов имели совсем другие представления, потому без всяких задних мыслей открывали и доверялись незнакомым взрослым. Этим и воспользовался первый в истории СССР официально признанный маньяк Владимир Ионесян, совершавший чудовищные убийства под именем сотрудника Мосгаза. Ну а современные деятели кинопроизводства воспользовались этой историей и сняли по ее мотивам детектив «Мосгаз». Мне сериал однозначно понравился, как и большинству зрителей, о чем говорят многочисленные продолжения расследований той же команды, что была показана в «Мосгазе». Но лично для меня именно первый сезон, если можно его так назвать, остался лучшим. Конечно, огромная заслуга в этом исполнителя главной роли, Андрея Смолякова, который блистательно сыграл сотрудника московского уголовного розыска майора Черкасова. Находчивый, умный, настоящий борец за правду. При этом со своими недостатками и проблемами, что делает персонаж более живым. Команда у Черкасова тоже подобралась неплохая, меня честно устроили все, даже генеральская внучка Соня Тимофеева, которая частенько тормозит и делает нелогичные вещи. Ну да, и такие работники бывают, а что никто не гонит ее, так внучкам генералов надо же где-то работать. Прекрасный товарищ Пожидаев, антипод Черкасова, отлично вписался и добавил огонька в работу команды. Теперь о самой истории. Да, снято по мотивам, что для меня стало плюсом. Безумные, нелогичные убийства Ионесяна просто не тянут на детективный сериал. Про настоящую историю отлично сняли в передаче с Коневским, на то она и документальная, да и длится 40 минут. Здесь же показана история умного, совсем немного двинутого, человека, который и подозрений не вызывает сразу, если не сопоставлять факты биографии с реальным прототипом. Все же, у Максима Матвеева прекрасно выходят подобные уроды с приличной маской для обычной жизни. Роль на пять с плюсом. Неплох и Юрий Чурсин со своим непонятым художником Стасом Шелестом, герой хорошо прописан, при этом и не отарыт зрителю до конца, честно, первое время мои подозрения падали именно на него. Выше всяких похвал Агния Кузнецова, сыгравшая Наташу. Не очень высокого мнения была о ее талантах, но теперь изменила свое мнение. Очень яркая роль, таких девушек, готовых бульдозером идти за своих мужчин, всегда было достаточно. Ходченкова и есть Ходченкова, для меня она везде одинакова, но в общем в роли бездарной балеринки-интриганки очень даже сойдет. Кстати, понравился мальчик, исполнивший роль Славика, из всех частей именно в этой он смотрелся наиолее органично, да и роль тут у него одна из главных. По поводу ляпов, не могу сказать, что сильно много их было, в любом случае, мне они не помешали наслаждаться сериалом. Добавляла эмоций музыка перед каждым преступением, жутковато. В общем и целом достойная работа режиссера Малюкова и сцкнариста Кудри, на фоне современных сериалов вообще замечательно. 9 из 10
Недавно я прочитала статью о Владимире Ионесяне, известном как «Мосгаз». После этого стало интересно посмотреть одноимённый сериал. Оказалось, что в основу фильма положено лишь первое преступление Ионесяна. Дальнейшие события развиваются совершенно иначе, но фильм от этого ничуть не проигрывает. Если жертвами реального убийцы становились случайные люди, то у кинозлодея была определённая цель, что сделало сюжет более интересным и интригующим. Особенно хочется отметить актёрскую работу Максима Матвеева, сыгравшего Влада Вихрова, — она потрясает. Он очаровывает во всех своих образах. Метаморфозы, происходящие с Вихровым, завораживают. Маниакальный блеск в глазах в сочетании с красивой внешностью и бархатным голосом пугает и одновременно притягивает. А сильнейшее обаяние не позволяет воспринимать его как однозначно отрицательного героя. В целом сериал получился очень ярким и держащим в напряжении до самого последнего кадра. Он из тех, что смотришь на одном дыхании, а в конце очень не хочешь расставаться с полюбившимися героями.
Сериал первого канала «Мосгаз» позиционирует себя как основанный на реальных событиях. Брехня, кроме названия, убийцы с топором и представления его перед жертвами, все выдумка. Только благодаря интересному замесу и хорошей игре актеров я посмотрела эту работу на одном дыхании. Поскольку этот сериал про серийного убийцу, не могу не сравнить его с сериалом «Консультант». «К» на порядок выше, психологический портрет серийника отображен идеально. А события в «Мосгаз» вызывают кучу сомнений и вопросов. Сюжет притянут за уши. Правда любовная линия по душевнее. Прекрасная работа актеров: Андрей Смоляковм(Чурсин) вызывает восхищение, сопереживание и уважение; Максим Матвеевм (Вихров) удивляет, кто бы мог подумать, что у него такие прекрасные голосовые данные, особенный персонаж, есть где разгуляться, пожалуй для меня эта его работа будет самой любимой; Юрий Чурсин (Шелест) хорошо проработанный персонаж, временами вызывает и отвращение, и понимание, актер с потенциалом. Сильнейшая тройка. За каждым из них очень интересно наблюдать и анализировать персонажа. Резюмируя, не шедевр, но глянуть можно. Для любителей Ходченковой, Чурсина, Матвеева и Смолякова. Хорошего просмотра. 6 из 10
Не могу сказать, что с любовью отношусь к отечественному кинематографу, но сериал МосГаз и последующие фильмы про расследования майора Черкасова смотрела взахлеб. Думаю, что 8 серий — это именно телевизионный формат, иначе заказ. Многие сцены можно сократить, потому что не все, что происходит за пределами расследования так интересно. МосГаз — начало трилогии. Стоит сразу отметить, что это не документальный сериал, а художественный. В аннотации сразу указано, что сериал является вольным изложением реальных событий, поэтому многие события и имена изменены. Образ убийцы, его коронная фраза, с которой он приходил к будущим жертвам, орудие убийцы — четко срисовано с реального персонажа. Остальное — работа режиссера. Музыка подобрана идеально, она завораживает, четко подходит под те события, которые происходят в фильме. Актерская игра. Она прекрасна. Эмоционально!. Интригующе! За исключением некоторых ролей. Например, для меня неясно для чего в фильме преследуется роль журналистки Оксаны (Мария Андреева), хотя порой ее журналистское расследование идет на шаг вперед чем в милиции, роль М. Александровой слишком занудна и ее роль в расследовании слишком мала, и роль товарища Саблина в исполнении Вадима Андреева — мне кажется уж слишком эмоционально, где-то даже переигрывает. В процессе просмотра нашла 2 казуса: первый — пластиковые окна на посту, второй — раньше были таксофоны, а в сериале — телефоны. В целом — отличный сериал. Даже неожиданно для отечественного кино. Захватывает, интрига держится до конца. Рекомендую к просмотру.
Сюжет имеет слишком вольную интерпретацию реальных событий шестидесятых годов прошлого века. Фактически позаимствованы только три подлинных детали: прозвище «Мосгаз», первое убийство ребёнка и свидетель-ребёнок, арест на вокзале с помощью переодетой сотрудницы милиции. Всё остальное — болезненная фантазия и бред, в особенности, вся чехарда вокруг художника и желания недоделанных диссидентов сбежать за границу. Даже работа убийцы в театре притянута за уши, потому что во время показанных событий он по профессии не работал. К сожалению, для кинофильма не придуман даже весомый мотив убийцы, в результате чего антигерой получился непонятным и полностью провальным персонажем. После просмотра остаётся лишь вопрос: что это был за бред?!. Поскольку реальная история достаточно пресная и невзрачная, в сюжет фильма введены множество дополнительных ярких персонажей, окружавших антигероя, и создающих вокруг него целый кордебалет. И сам он наделён необыкновенными талантами и «тонкой душевной организацией». Получилось фееричное драматическое шоу, имеющее отношение к реальности только в виде вывески «Мосгаз». Особая роль в фильме отведена оперетте. В результате создаётся иллюзия, что культурное общество того времени только и занимается в свободное время, что ходит на одну и ту же дебильную опереточную постановку и неизменно ликует каждый раз. Похоже, у автора сценария какой-то пунктик насчёт оперетты. (Далее будет частичный повтор рецензии на сериал «Палач» и ничего нового). Забегая вперёд, попытаюсь объять необъятное в попытке охарактеризовать сразу три сериала — «Мосгаз», «Палач» и «Паук», — поскольку они сильно похожи друг на друга, во-первых, действующими лицами в главных ролях, во-вторых, направленностью сюжетов, и в-третьих, характерными особенностями. В слишком комичном виде в сериале показали главу государства Хрущёва: истеричный идиот и самодур, который в домашней обстановке всегда одет с украинским колоритом — в вышиванку; его поведение во всех эпизодах пронизано ощущением работающего часового механизма в бомбе с говном, — вот-вот взорвётся и всех вокруг закидает. Что характерно: уголовное дело по «Мосгазу», которое ведёт ГГ в лице следователя Черкасова, находится на особом контроле у главы государства, поэтому Хрущёв время от времени появляется на экране, и ГГ с ним контактирует. Из-за «особого контроля» возникает чувство некоторой всеобщей беспомощности правоохранительных органов великой Страны Советов, которые всей своей совокупной мощью не могут раскрыть архиважное уголовное дело, и для расследования неизменно привлекается «следователь всея Руси» Черкасов, — уж он-то справится! При этом он всего лишь следователь по особо важным делам в МУРе, а не какой-нибудь именитый генерал милиции, увенчанный лаврами былых побед на фронтах борьбы с преступностью. Подчёркиваю: следствиями в рассматриваемых сериалах руководит лично Черкасов, и это крайне странно, потому что только от его профессионального чутья, а иногда и везения, зависит конечный результат; а решения о привлечении Черкасова принимаются лично главой государства, как будто это его уровень решений. Для весомости сюжета в дурацком сериале, это, конечно, хорошая задумка, но, к сожалению, так дискредитируется Советская власть. А роль личности, типа «следователя всея Руси», становится непомерно раздута. Про главного героя, Черкасова. Немного мужиковатый, немного простой, немного брутальный, чаще всего уставший от жизни, имеющий перманентный «геморрой» на своём семейном фронте, который с разной силой беспокоит его во всех трёх сериалах. Черкасов очень уверенный в себе, снисходительно посматривает на начальников-дураков, но не «лезет в бутылку», держит себя в руках, хотя сильно перегибает палку в отношениях с КГБшником в «Пауке» (он бы себя так не вёл в реальной жизни). Черкасова регулярно переодевают то в милицейскую форму, то в гражданскую одежду, и зачем это делается кроме случаев явки к главе государства, понять затруднительно. София — наиболее адекватный, человечный и психически уравновешенный персонаж в сериалах. Однако, при своих выдающихся внешних и неплохих профессиональных данных она почему-то всегда остаётся на задворках сюжета, в буквальном смысле под «венцом безбрачия». С одной стороны, София демонстрирует капризность в отношении нормальных парней, типа Гаркуши, с другой стороны, — неразборчивость и головотяпство с сомнительными кандидатами в мужья. Эти её постоянные неудачи на любовном фронте в конце-концов просто притомили! Честное слово, прямо жалко было, что её не прикончили в «Пауке», потому что так бы прекратил раздуваться весь этот мыльный пузырь её личной неустроенности, в каждом следующем сериале увеличивающийся в размерах. Но её персонаж необходим для сериала, ибо по канонам должна присутствовать красивая девочка, которой симпатизируешь и за которую беспокоишься. Отдельного упоминания заслуживает специально введённый в сериалы антипод Черкасова — следователь Пожидаев. Чаще всего он являет собой русскоязычную версию тупого и нахального констебля Лестрейда со страниц конандойловских произведений. «Бережно опекаемый» руководством Черкасов, в лице своего непосредственного начальника полковника милиции Саблина, с неизменный настойчивостью раз за разом оказывается втягиваемым в непрекращающийся у него конфликт с Пожидаевым, который не только не помогает следствию, но часто является обузой, а иногда даже и сильно вредит. Эта вопиющая идиотия каждый раз сильно удивляет: «Черкасов, даю тебе сутки на расследование, иначе — голова с плеч. Да, и вот тебе в помощь Пожидаев». Хотя прекрасно знает об отношениях между этими подчинёнными, и что специалист Пожидаев — так себе. По большому счёту он нужен сериалам только с одной целью — создать дополнительные проблемы, которые приходится решать следственной группе Черкасова, и тем самым «забавлять» зрителя. Но вся пожидаевская линия — один сплошной бред и треш, который вызывает крайнее недоумение и раздражение. Я понимаю, что так и задумано, но это же несерьёзно! Про других героев особо сказать нечего. Минусы. (Не буду повторяться — о них в рецензии на сериал Палач). Вывод. Каждый сериал снят довольно качественно, в особенности понравился воссозданный антураж той советской эпохи с её особенными вещами, одеждой и неброской домашней обстановкой. Актёры стараются, но режиссёрское навязчивое вмешательство ощущается практически в каждом эпизоде, в результате по части психологического наполнения получается «кино и немцы» и сильная оторванность от реальности. Меня напрягает наблюдать постоянные истерики у всех основных персонажей фильма, поэтому в моём восприятии эти сериалы не поднимаются выше планки дешёвой театральной постановки. А навязчивая тема алкоголя просто огорчает. Ради развлечения и знакомства с российской кинопродукцией, можно посмотреть. Но серьёзного детектива, триллера или драмы не ждите. Всё воспринимается высосанным из пальца.
Для начала стоит сказать, что это не сериал о печально-известном маньяке из 60-х. Это даже не исторический детективный сериал с альтернативным прочтением истории убийцы. Это очень вольная вариация на заданную тему. Весьма талантливая и оригинальная, надо отметить, особенно если не сравнивать её с последующими сезонам, где подаётся всё то же самое. Мне и в голову не придёт изучать жизнь древнего Египта по фильму «Клеопатра», поэтому случайный след от реактивного самолёта в кадре меня вполне устраивает до тех пор, пока этим самолётом не начнут управлять сами египтяне. Тоже самое и здесь, куча мелких ошибок в восстановлении той эпохи (многие из которых я, наверное, и не заметил) меня не волнуют, а «самолёт» так и не появляется. При этом сериал побудил во мне интерес разузнать в серьёзных источниках и о оригинальном Мосгазе, и о выставке авангардистов, и о некоторых других вещах, так что пинать его за уход от исторических реалий я бы не стал. Возвращая к самому сюжету, стоит попинать сценаристов, поскольку как детективная история сериал заслуживает максимум 6 баллов из 10, что крайне мало как и для многосерийного продукта, так и для фильма на основе реальных событий. Отказавшись от «исторической правды» сценаристы выдали взамен маловразумительную историю, и это лишь полбеды. Вторая половина заключается в том, что взяв современный типаж главного героя, который в отличии от советского не является образцовым коммунистом без страха и упрёка, авторы позабыли дать ему достаточно материала, чтобы раскрыть внутренний мир. В какой-то мере это касается всех персонажей, но из-за ограниченности экранного времени это не так бросается в глаза, как с мучениями славного актёра Андрея Смолякова, которому негде просто «развернуться». Словом, задумка была хороша, но на выходе продукт вышел сыроват. Смотреть можно, но пропустив, печалиться не стоит.
Владимир Ионесян по прозвищу «Мосгаз» терроризировал Москву в начале 60-х годов прошлого века. Садясь смотреть, думал, что картина будет о похождениях злодея с топором, который ходил по квартирам советских граждан и просил открыть, представляясь сотрудником Мосгаза. Но оказалось, что идея фильма совсем другая, и о самом Ионесяне не было сказано ни слова. Создателям 8-серийного фильма, видимо, понравилась история о первом в истории советском маньяке, однако сюжет придумали совсем другой, не имеющий ничего общего с реальностью. Тем не менее, фильм это не испортило. Надо отдать должное режиссеру Андрею Малюкову — со своей задачей он справился. Дух эпохи передан очень убедительно, и поэтому при просмотре веришь, что на дворе 1962 год, а не 2012. А ведь передать атмосферу прошлого, пусть и не такого далекого, довольно трудно, и об этот сук спотыкаются многие режиссеры. Взять тот же «Азазель» по роману Бориса Акунина, где, кстати сказать, тоже сыграла Марина Александрова. События происходят в 1876 году, однако в это совсем не веришь. Не сумел режиссер показать конец 19 века, хотя, наверное, старался. В «Мосгазе» с этой задачей справились на «отлично». Сюжет понравится всем любителям детективов, ведь здесь есть все его составляющие. Это и таинственный убийца в сером пальто и меховой шапке, лица которого не показывают до последней серии, и талантливый майор районной милиции, ведущий следствие, и его молодая неопытная помощница, и несколько второстепенных героев, на каждого из которых падает подозрение. Актеры сыграли достаточно убедительно, за исключением разве что Марины Александровой. На экране она неубедительна, вяла и пассивна. Создается впечатление, что актриса хотела как можно быстрее отработать свой актерский гонорар, поэтому ее героине не веришь и не сопереживаешь. А вот следователю Черкасову в исполнении талантливого Андрея Смолякова веришь. Ему удалось воплотить на экране образ бескомпромиссного и жесткого сотрудника правоохранительных органов, но в то же время ранимого, доброго и сентиментального человека. Сомневаюсь, что кто-то справился бы с этой ролью лучше. Ходченкова поработала тоже неплохо, и ей отлично удалось создать образ девушки 60-х. Тем не менее, немного не доиграла. Зная талант Ходченковой, понимаешь, что могла бы сделать лучше. К Максиму Матвееву и Юрию Чурсину никаких претензий нет. Первому отлично удалась роль опереточного певца-красавчика, разбивателя женских сердец, а второй хорошо сыграл амбициозного художника, который мечтает как можно скорее уехать за границу. Эти два героя совершенно разные, но это не мешает им быть лучшими друзьями. Фильм не претендует на звание шедевра кинематографа, да и не является таковым. Но смотришь его на одном дыхании и не жалеешь, что там целых 8 серий. История интересная, держит в напряжении от первого до последнего кадра. Правда, круг подозреваемых достаточно узок, и зрители, вероятнее всего, разгадают личность убийцы еще в середине. Концовка слегка затянута и нет неожиданной развязки, где все переворачивается с ног на голову. Вот, собственно, все немногочисленные минусы «Мосгаза». Смотря такие кинокартины, понимаешь, что у российского кинематографа есть будущее. Конечно, есть много над чем поработать и что улучшить, но фильмы россияне стали делать качественные, и это радует. Пока у них нет таких бюджетов, как в Америке, но зато есть немало талантливых актеров и режиссеров, которые умеют делать хороший продукт. Ну а в том, что российское кино будет развиваться, не может быть никаких сомнений. «Мосгаз» — наглядный тому пример. 8 из 10
«Мосгаз» — хороший русский сериал. Не отличный, не посредственный — хороший. Ему свойственна умеренность. Ретро эпоха 60-х показана хорошо, но не без ошибок, особенно «радуют» наряды молодёжи. Ну да, СССР, как же. Кастинг неплохой, но не в яблочко. На каждого Смолякова (великолепно сыграл главного героя, веришь от и до) и Чурсина (классно показал очень нестандатную, крайне эгоистичную личность) приходятся своя Александрова и Бардуков. И дело не в том, что последние сыграли плохо — они просто без напряга сыграли свои стандартные сценарические роли «красивой глупой девушки» и «яркого, нестандартного молодого ухажёра». А в том, что их «персонажам» нет места в этой истории. Вместо Александровой, например, намного лучше подошла бы молодая, симпатичная, но задротка типа Вари-из-Интернов. Сюжету тоже свойственна умеренность хороших решений. В то время, пока главный «мент» усиленно ищет преступника, его помошники не менее усиленно решают свои личные дела, периодически ставя палки в колёса своему начальнику. Оно и верно, без палок в колёса восемь серий никак бы не получилось… Впрочем, в награду за нашу терпеливость, мы лучше узнаём героев, пониманием мотивы их поступков. А поскольку время уделяется не только Марине Александровой, то обычно бывает интересно и не затянуто. Главный злодей себя ведёт как? Ага, ну вы поняли. Это не американское кино, где преступником после шести сезонов и восьмидесяти серий оказывается тот, кого никто не ждал(даже сам актёр не знал, что его персонаж убийца), а зрители чувствуют себя обманутыми, потому что пропадает логика 90% улик. Однако с добрый десяток вопросов по мотивации главного злодея найдётся, и психозом их не объяснить — преступник не маньяк в полном смысле этого слова, скорее он убийца-прагматик. В общем, смотреть стоит, но больше любителям жанра детектив-серийный убийца. 7 из 10
У детективов есть свойство, что даже самый плохой досмотришь (дочитаешь) до конца что бы узнать кто убийца. Но посмотр «Мосгаза» отбивает охоту смотреть что либо еще и этого сценариста и режиссера. Сюжет очень слабый, мотивация поступков героев высосана из пальца. На что рассчитывал охотник за сокровищами убивая (без причинно по сути) очередную жертву? Чем больше убийств тем более активно следствие и криминальный мир, тем больше шансов что сокровища исчезнут. Можно обсуждать много мелких ляпов типа идущий в 1962 году по ТВ «Я шагаю по Москве» который вышел в 1964 и несоответствие милицейской формы (уже были отложные воротники и галстуки), но упомяну лишь главные, которые сразу показывают низкое качество фильма. На кой черт Хрущеву вызывать к себе какого то майора, а не министра МВД? Чем вообще рядовые криминальные убийства могли заинтересовать его? Пресса естественно тогда про них ничего не писала, следствию было очевидно что они из корыстных побуждений, речи о серийном маньяке не шло, да и пять убийств это не повод требовать найти убийцу в 12 дней (Чикатило искали несколько лет), самим Хрущовым. Чем вообще оправдано перенесение сюжета в 1962? Только модой на ретро? С таким же успехом это могло происходить на 10 или 20 лет позже, может и ляпов бы было меньше. Стремление очеловечить сериал (показать историю Сони, Черкасова, ввести персонаж генерала Тимофеева или жены Черкасова) по сути просто увеличивают хронометраж. Если зритель не верит криминальной линии сюжета, то ему безразлична и человеческая. Последняя серия по нагромаждению нелогичностей превзошла весь предыдущий сериал. Кино для зрителей первого канала! Два балла а не ноль все же за работу декораторов. 2 из 10
Не являюсь поклонником современного российского кино (где-то даже наоборот). Но, наткнувшись как-то на этот сериал где-то на середине — заинтересовался. Мне нравятся детективные истории, потому захотелось узнать, чем же закончится дело, кто виноват и что делать. В общем, концовка меня не разочаровала, как и темп повествования. Снято напряжённо, музыка подобрана кстати, хорошо передан дух хрущёвской «оттепели». Насколько я знаю, часто в российских сериалах, где действие разворачивается в прошлом — очень много неоднозначной политики или надуманных любовных историй. В этом же сериале как-то нетривиально и логично пересекаются темы полицейских расследований и театральной закулисной жизни. Претензий к декорациям, антуражу, нарядам нет. Настроение того времени показано на уровне, да и как триллер, «Мосгаз» достаточно неплохой многосерийный фильм. Тема, по сути, очень выигрышна, ведь всегда интересно узнать, кто же был тем самым изощрённым убийцей, что держал в страхе весь город. По-моему, актёры сыграли хорошо. По окончании сериала я был даже как-то удивлён тому, что создатели сумели заинтересовать и продержать интерес и напряжение буквально до финальных титров. Узкие старинные улицы Москвы, тёмные подворотни, мрачные подъезды и сталинки, туманные парки — всё это выглядело правдиво и колоритно. Также понравилось, что основной идеей фильма оставалась всё же поимка маньяка, а не амурные дела. И, несмотря на то, что сериал не отображает биографическую действительность — он вполне неплох.
Владимир Ионесян, он «Мосгаз»,советский серийный убийца, убивший пять человек. Своим жертвам он представлялся работником Мосгаза, поэтому он и получил прозвище «Мосгаз». Когда стало известно, что Первый канал собирается показывать мини-сериал о Мосгазе я решил его посмотреть. Посмотрел и был очень сильно разочарован и озлоблен. Объясню своё негодование. Самая главная лажа телесериала-полное несоответствие историческим фактам и много ляпов. В сериале убийца убивает десять человек, а не пять, как это было в реальности. Первую жертву Мосгаза звали Константином Соболевым, а не Сергеем Чеботарём, как показано в сериале. Также Мосгаза зовут не Владимир Ионесян, а вообще другим именем. Не буду называть, чтобы избежать спойлеров. А ещё тут понавыдумовали много неинтересных и скучных персонажей, которые никакого отношения не имеют к реальному Мосгазу. Приведу вам цитату сценариста «Мосгаза» Зои Кудри:«Да, за основу сюжета сериала «Мосгаз» взята реальная история, когда в столице стал действовать первый в истории нашего государства серийный маньяк. Ну а дальше всё-выдумка. У меня была жёсткая установка для продюсера сериала Дениса Евстигнеева. Писать восемь серий про какого-то идиота, который размахивает топориком и тащит из дома какие-то тренировочные штаны, не буду. Человек был неадекватен и за 20 копеек убивал людей. Поэтому к реальному маньяку Ионесяну наша история не имеет прямого отношения.» Итог: Первый канал преподнёс очередной трешовый сериал, в котором намерено наплевали на исторические события. Единственным достоинством сериала является актёрская игра Андрея Смолякова. Свою роль он сыграл хорошо. 4 из 10
Детективный ретро-сериал. Сценарий Зоя Кудря (Курсанты, Граница. Ликвидация, АдмиралЪ, Блиндаж). Режиссер-постановщик Андрей Малюков (Диверсант, Мы из будущего, Матч). В главных ролях: Андрей Смоляков (Штрафбат, Высоцкий. Спасибо, что живой), Юрий Чурсин (Изображая жертву, Побег), Марина Александрова (Последний бронепоезд, МУР), Максим Матвеев (Тиски, Стиляги, Ялта-45), Светлана Ходченкова (Благословите женщину, Краткий курс счастливой жизни), Екатерина Климова (Синдром дракона), Роман Мадянов (Штрафбат, Раскол), Борис Каморзин (Ликвидация, Исаев), Анатолий Кузнецов (Белое солнце пустыни) и многие другие известные актеры театра и кино. Композитор Максим Шварц. Продюсеры: Константин Эрнст и Денис Евстигнеев. 2012 год. Звучная аббревиатура — МОСГАЗ! Не менее звучная, чем нынче — ГАЗПРОМ. Только вот в начале 60 -х это короткое слово вызывало волны паники в Москве и в Иваново. Подробности похождений таинственного вурдалака с топором разносило «сарафанное» радио. Официальные новости бодро информировали граждан об очередном запуске очередного космонавта и о росте производства «чугуна и стали на душу населения в стране». Вот поэтому мне перед просмотром фильма было трудно вспомнить конкретные детали. Помню только, что какие-то отчеты в газетах появились о суде над опасным преступником, который входил в квартиры под предлогом проверки газового оборудования. Дело в том, что я в то время находился далеко от Москвы. В армии служил. Кровавая серия убийств в реальности произошла в конце 1963 года. Но авторы фильма перенесли действие на год раньше — в год 1962-й. Потому что к делу реального «Мосгаза» — Владимира Ионесяна» — банального и примитивного маньяка и душегуба — этот фильм имеет весьма далекое отношение. Фильм о том времени, когда в СССР раньше повсюду был РАЙ! РАЙсовет, РАЙком, РАЙсобес, а нынче — АДминистрация… Итак, детектив в стиле ретро. Люблю такое кино. Кроме увлекательного сюжета, обстоятельств процесса расследования и раскрытия новых человеческих характеров, в этом сериале весьма качественно воспроизводится колорит эпохи. Для многих совсем неведомой, а мне очень хорошо памятной. Мне ровно 20 лет. На выставке в Манеже «30 лет Московского Союза Художников» я побывал раза три-четыре. А 1 декабря ее посетил со свитой наш неуемный первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, и этот исторический визит вошел в историю советского искусства. В подобном московском дворе, где с утра до вечера толпились мальчишечьи стаи, и я вырос. И надо же, какое совпадение! В ту самую зиму я трудился в московском театре им. Маяковского рабочим монтировщиком декораций. Хорошо помнится запах пыльных кулис, изнанка театральной жизни, тесные закоулки служебных лестниц и коридоров. И особые приметы того времени: мороженое эскимо на морозе, витрины с газетами на бульваре, семейные диалоги типа: «У меня очередь на холодильник подошла». «Зачем? У нас уже есть». «Два будет. Я второй на ковер обменяю». Не забитые автомобилями и рекламными щитами московские улицы. Да и машины: «Москвичи», «Победы», «Волги», начальственные «ЗИМы» и «ЗИЛы». Избы и бараки подмосковных поселков, они и сейчас похожи. Так вот, посмотрел я этот сериал и как бы освежил свои воспоминания. За это особо благодарен создателям фильма. А вот о сюжете попробую не сказать ни слова. Постараюсь набросать образы основных персонажей, а вам предстоит на протяжении семи из восьми серий вместе с московской милицией вычислять таинственного убийцу с топором. Сценаристка и режиссер проявили изрядную творческую фантазию, чтобы завязать в тесный клубок практически всех персонажей этой трагедии. Персонажей, которые все между собой хорошо знакомы или даже находятся в служебных, семейных, дружеских или романтических отношениях. Оперативники Замоскворецкого Райотдела милиции, их начальство из МУРа, представители художественной богемы и инструкторы Министерства Культуры СССР, артисты и администрация Театра Музкомедии, редакция газеты, и даже — партия и народ едины! — неоднократные вызовы на подмосковную дачу самого Первого секретаря ЦК КПСС. И все это на фоне предновогодней суеты с гирляндами цветных фонариков. Тоже особенно памятная мне встреча Нового 1963 года. Проницательный майор, а затем капитан милиции (именно так) Иван Черкасов — главный герой этой истории. Андрею Смолякову удается на протяжении всего фильма сохранять человеческое достоинство сильного, умного человека и перед натиском непосредственного начальства, семейных неурядиц и даже самого главы Партии и Правительства. Никита Сергеевич Хрущев пристально следит за ходом расследования, откликаясь на письма трудящихся. Актер Сергей Лосев внешне действительно очень похож на энергичного и несдержанного на выражения вождя. В первых же кадрах фильма мы видим Хрущева, распекающего группу молодых московских художников на приснопамятной выставке. Особо достается Станиславу Шелесту, которого ярко играет Юрий Чурсин. С этим художником дружит молодая подчиненная Черкасова, криминалист райотдела милиции Соня Тимофеева. Ее играет симпатичная и обаятельная Марина Александрова. Соня — внучка отставного генерала, фронтового товарища Ивана Черкасова. Анатолию Кузнецову здесь досталась-таки незначительная роль — типа свадебного генерала. Дружба Сони со Стасом, с его подругой Наташей (Агния Кузнецова), с их приятелем — красавцем баритоном Владом Вихровым (Максим Матвеев), которая постепенно перерастает во влюбленность, одновременно и помогает, и мешает расследованию цепи загадочных убийств, но, в конце концов, все расставляет по своим местам. Многоопытный Роман Мадянов на сей раз предстает в неожиданной роли директора театра, который, пользуясь служебным положением, пытается увести у солиста певца его любовницу, танцовщицу кордебалета Ирину (Светлана Ходченкова). Параллельно развивается линия в подмосковных Мытищах. Интересный образ подобного деятеля создает Борис Каморзин. Ну, вот собственно, и все. Несмотря на чуть ли не десяток насильственных смертей, фильм я бы не отнес к жанру триллера. Темп фильма ровный. Картинка яркая и оптимистичная. Пожалуй, только музыка Антона Шварца создает иногда соответствующую жанру атмосферу. Повторюсь — я получил свою дозу удовольствия от экскурса во времена моей молодости. Но нашел я и некоторые несоответствия: художник-стиляга Стас Шелест в 1962 году уже носит прическу под Битлов. В СССР о них тогда никто не знал. Песенка из кинофильма «Я шагаю по Москве» еще не могла звучать по радио. Премьера фильма состоялась в 1964 году. В советское время в Народном суде — «самом гуманном в мире» — скамья подсудимых не была заключена в клетку. В Москве не было Театра музыкальной комедии, а был и есть Театр Оперетты на Б. Дмитровке (в то время Пушкинской). Кстати, оперетта в те времена была излюбленным жанром высшего партийного идеологического начальства. Это странно — в стране победившей диктатуры пролетариата по радио и телевидению чуть ли не третью часть эфира звучали арии фрачных баронов, графов и декольтированных красоток кабаре. 7 из 10
Какой телезритель не любит детектив? Приятно чувствовать себя умнее сыщика и сразу указать на преступника. Примерно так начинается легендарная комедия «Старики-разбойники». Историю реального «Мосгаза» я слышал несколько раз, уже после развала СССР. Сперва Леонид Каневский рассказал в цикле «Следствие вели», потом еще на ТВЦ был фильм «В главной роли Мосгаз». На мой взгляд, «Мосгаз» — попытка возобновить жанр многосерийного телевизионного детектива. Конечно, эталоном является «Место встречи изменить нельзя», с Высоцким и Конкиным. Создатели «Мосгаза» явно пытались допрыгнуть до той же планки: взяли за основу реальную историю первого серийного убийцы, повторили прием с героями — опытный харизматичный сыщик и новичок. Тем не менее, до высот «Места встречи» подняться не удалось. Причин тому несколько. Во-первых, у «Мосгаза» не было серьезной литературной основы. Смею напомнить, что «Место встречи…» снималось по мотивам романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Фильм сильно отличается от книги, но сюжетная линия, интрига романа сохранены полностью. Зоя Кудря, сценарист «Мосгаза», в детективах не новичок — на ее счету работа в «Королях российского сыска» и многосерийный телефильм «Ликвидация». Однако, положа руку на сердце, до Вайнеров ей как до Луны пешком. Историю реального «Мосгаза» Ионесяна изрядно облагородили, нагрузили второй сюжетной линией (общак цеховиков)… В общем, сделано было все, чтобы из детектива получилась мыльная опера. Главная, по моему мнению, ошибка сценариста: все главные герои фильма давно знакомы между собой. Интересный ход: грим и одежда «Газовика», копирующие облик случайного натурщика. Эта линия выписана настолько удачно, что я стал вспоминать, что о нем рассказывал Каневский в «Следствие вели». Но эту удачную находку испортили романтической линией Сони и Вихрова. Главный сыщик изображен эдаким страдальцем за идею: и жена-то ему изменила, подала на развод; и майор из МУРа говнюк редкостный… Но в итоге героя ждет награда в лице мамы главного свидетеля. Ничего пошлее придумать просто невозможно. Во-вторых, очень большие вопросы к актерскому составу. Точнее, один вопрос: какой дурак на роль Сони назначил Марину Александрову? Смазливая мордашка и киногеничная внешность еще не признак актрисы. Если с романтической стороной роли Александрова худо-бедно справляется, то роль эксперта-криминалиста провалена полностью. Что и неудивительно: если человек в реальной жизни думать не умеет, то вряд ли сумеет достоверно изобразить работу мысли на экране. Желющим поспорить относительно умственных способностей актрисы Александровой рекомендую найти выпуск «Кто хочет стать миллионером» с ее участием. В-третьих, обидно за сыщиков. По фильму получается, что преступника поймали по воле случая. Не благодаря работы следственной бригады, а вопреки идиотизму. Больше всего обидно за Софью Файнштейн, которая послужила прототипом Сони Тимофеевой. В жизни Соня Файнштейн ради поимки маньяка смастерила примитивный фоторобот, о которых в те года советская милиция даже не мечтала. А киношная Соня крадет с месте преступления и уничтожает улику! Братцы, художественный вымысел штука хорошая, но совесть-то иметь надо! Одно утешает: в пятницу, вслед за последней серией «Мосгаза», показали документальный фильм «Звонят, закройте дверь», в котором рассказали как все было на самом деле. Чисто визуально: я с лупой по экрану телевизора не лазил, так что могу лишь сказать — двадцать первый век в кадре не выпирает. Единственное, за что хотелось бы надавать по мозгам, так это за уродскую компьютерную графику в видах на Кремль и набережную Москва-реки. В общем и целом, несмотря на все недочеты, все восемь серий отсмотрены за одну ночь. Даже зная реальную историю Владимира Ионесяна и догадываясь, кто же в итоге главный злодей, иногда ловил себя на мысли, что убийцей может быть кто-то другой.
В 1962 году вся Москва боялась серийного убийцу с народным именем «Мосгаз». Маньяк звонил в дверь, представлялся сотрудником газовой службы и убивал впустивших его людей топором. Следствие поручено вести майору Черкасову (Смоляков). Со временем ему становится понятно, что все нити ведут к сотрудникам одного из московских театров, среди которых опальный художник Стас Шелест (Чурсин), его друг-актёр Влад (Матвеев), их девушки (Ходченкова и Кузнецова), а также руководитель театра (Мадянов). «Мосгаз» — это тот самый случай, когда начали за здравие, а закончили сами знаете чем. Первые серии никак не могли предвещать «беды». Интересная завязка про советского маньяка (который, кстати на самом деле терроризировал Москву), интересные образы, яркие актёрские работы (Смоляков, Ходченкова и в особенности, Чурсин), тщательно закручиваемое напряжение — короче, всё то, что привлекает зрителей к экранам длинными и промозглыми осенними вечерами. Однако, как известно, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Постепено сюжет сериала обрастал ненужными и временами даже глупыми подробностями. Количество имён, фамилий, дат и событий на единицу экранного времени стало зашкаливать, а следить за этими нюансами с каждой серией становилось всё более и более скучно. Ну а про последнюю серию так и вовсе вспоминать не хочется. Мало того, что закончилось всё чрезвычайно предскузаемо, так ещё и затянули развязку сверх всяких мер. В итоге получился довольно средний сериал, который первую свою половину подавал большие надежды, но так и не смог удержаться на приемлемом уровне ближе к концу. Тем сильнее обида, что сценарист «Мосгаза» Зоя Кудря когда-то написала блестящую «Ликвидацию». 6 из 10
Когда фильм позиционируется как «основанный на реальных событиях», самое естественное желание — узнать об этих событиях. А там русским по белому написано, что убийца — артист оперетты. Это как если сказать человеку, только-только начавшему увлечённо читать детектив, «Всех убил садовник» и тем жестоко, топором, убить всё удовольствие на корню. Но при просмотре фильма выясняется, что события-то там совсем-совсем другие. Расстрелянные цеховики, непризнанные художники, выставка в Манеже, кровавые рубины. Это всё не про старушек и детей, убитых за свитер и склянку одеколона «Шипр». Получается парадокс — события иные, драматургия иная, а убийца уже известен. «Куда бы Алиса ни шла, где бы ни сворачивала, всякий раз, хоть убей, она выходила снова к дому». По правде говоря, и без подсказки лично мне уже ко второй серии было ясно, вокруг кого вертится вся интрига. Это, пожалуй, самый большой минус сериала. Второй минус — недостаточно страшно. Если в начале первой серии еще был саспенс, то потом он куда-то пропал. Третий минус — собирательный, множество мелких несуразностей (например, когда из Александровой делали двойника Ходченковой, хотя у них огромная разница в росте, и их никак не спутать даже издалека) и нелепостей, вроде беспечного и нелогичного поведения главного героя в последних сериях, как будто он с радостью и вожделением спешил попасться в руки «нашего советского суда — самого гуманного суда в мире». Кстати, сцена этого суда меня почти насмешила. Из плюсов — каким-то образом хорошо передался аромат той эпохи. Это бывает крайне редко, и не всегда по понятной причине. Даже когда я смотрю первую часть такого прославленного фильма, как «Москва слезам не верит», я не верю, что это 50-е годы, я чётко вижу 70-е. А здесь я поверил: 60-е. В целом сериал мне понравился, он увлёк меня с первых минут, иначе я бы не стал его смотреть и ждать каждый вечер. Это еще один плюс, который, наверное, перевешивает все минусы. 7- из 10
Скажу эмоционально честно и без аналитического воспроизведения сцен — фильм понравился. И хотя я знал кто этот самый маньяк буквально с первых серий (заглянул в инет) — все равно до последних минут последней серии как-то сопереживал главным героям и велся на созданную интригу. Что в плюсе: как уже замечено здесь — хорошо переданная атмосфера тех лет (1962—1963). Нашли автомобили, снимали в местах где убрана реклама и т. д., а убранство квартир — так вообще замечательно передано. Несколько приукрашена одежда героев (чуть ли не все мужчины ходят в пальто с поднятыми воротниками — ну что тот Джеймс Бонд:), а женщины — в очень неплохих платьях и тоже многие в красивых ярких пальто, как, например, героиня Кузнецовой — Наташа). Вопрос спорный — одевались ли так тогда на самом деле? Но глаз как-то режет, с эпохой не складывается, тем не менее — это мелочь. Отдельно хочется сказать об игре актеров. Как ни странно — понравились почти все. Убедительный Смоляков, многодиапазонный (это порадовало особенно, ибо для меня было неожиданно!) Матвеев и не менее талантливый Чурсин. Кузнецова и Ходченкова — просто умницы, выше всяких похвал. Несколько менее понравились актеры второго плана, а меньше всех — Александрова. Слабо, очень слабо. Эмоций не вызвала вообще никаких. Мне кажется, что это большой промах режиссера. Что касается сценария — то здесь все не так радужно, как могло бы быть, учитывая неизбитость темы в отечественном кино. Сюжеты могли быть и поинтереснее, но главная промашка в куче явных несоответствий и непродуманностей. А еще не покидало чувство некоей надуманности, т. к. главные герои (сыщики и подозреваемые) все друг с другом знакомы, да и чуть ли не родственники, хотя оснований к тому никаких. Почему герой Смолякова привлекся к расследованию и будучи майором милиции лично приглашался несколько раз к самому Хрущеву? Почему только с полковником? Почему на это нашумевшее дело не бросили лучшие силы сыска (а так и было на самом деле?). В общем, масштабность того дела явно приуменьшена, а потому не раскрыт и «полет мысли» главных сыщиков. По сути, показана только их намученность и усталость, а весь колоссальный объем работы и реальное напряжение всех участников — нет, не раскрыто. Не понравилась и некая пассивность жертв преступника — как-то уж очень легко он их всех убивал. Что в итоге. Посмотреть, конечно, стоит. Несмотря на имеющиеся «недотяжки», фильм оставляет приятное послевкусие, а ради него и стоит смотреть такое кино. С учетом российского происхождения и достаточной малобюджетности — 8 из 10
Начав смотреть сериал, ожидал, что увижу настоящий триллер-детектив о противостоянии асов сыскного дела и первого серийного убийцы СССР. Однако вместо этого сценаристка, взяв историю об Ионесяне лишь как затравку для сюжета, намешала в фильме чего только можно — художники-декаденты, дело о цеховиках, в общем все то, к чему реальный преступник никакого отношения не имел. Особенно удивительно, что эта сценарист легендарной «Ликвидации». Понятно, что сама история Ионесяна была бы скучна для художественного фильма, и годилась лишь для сюжета передачи «Следствие вели с Леонидом Каневским». Но это не значит что в сценарий нужно вписывать совершенно посторонние сюжетные линии, и более того их толком не адаптировать. В результате растянули на 8—9 серий, хотя можно было уложиться в один полнометражный двухчасовой фильм, и не было бы множества нудных сцен, затормаживающих ход развития сюжета. Александрова играет очень слабо, что в принципе при ее скудном и ограниченном актерском диапазоне и отсутствии таланта вполне объяснимо. Ходченкова откровенно разочаровала и уже давно не прогрессирует. Чурсин и Матвеев? Ну собственно поставь на их место любых других актеров или даже студентов театрального училища, никто бы ничего не потерял. Единственное радует — игра Смолякова, создавшего образ цепкого бескомпромиссного сыщика и в то же время усталого, но гуманного человека. Но и он пострадал от различных сюжетных дыр и неувязок. Финальная сцена — настоящий провал для сценариста, думается люди, чьи профессии связаны с судом, просто морщились от увиденного. 3 из 10 Не получился как положено и идея загублена. Жаль… ведь преступный мир советской эпохи — это кладезь сюжетов, там и придумывать ничего не нужно, там сюжеты круче чем в любом голливудском триллере. Понятно что для качественных сериалов у нас не те бюджеты, да и актеров сейчас достойных практически нет, но… за счёт сюжетов могли бы выезжать. Серийные убийцы советской эпохи — это неисчерпаемый источник сюжетов для триллеров, повторюсь, что там и придумывать ничего не нужно. Скажу честно, ждал выхода этого творения, ведь на тему реальных советских серийников у нас практически ничего ещё не снималось, и вот что опять мы имеем.
Скажу сразу фильм очень превзошел мои ожидания. Я не поклонница русского кино, в особенности сериалов. И, увидев в минувший понедельник премьеру фильма «Мосгаз» на Первом канале, даже не предполагала, что эта история так заинтересует и увлечет. О сюжете можно сказать, что это вольное изложение событий, состоявшихся в 60-е годы в Москве. Заинтересовавшись, я поискала информацию о первом серийном убийце в СССР и сделала вывод, что с реальностью сюжет имеет совсем немого общего. Но нужно отметить, что сценарий великолепно прописан и здесь практически не к чему придраться. Получился хороший детектив с элементами триллера. Правда, убийцу я раскусила чуть раньше, чем нужно. Что не мало важно в фильме хорошо передана эпоха. Мода, интерьер, люди, их поведение — все выглядит реалистично. Просто достаточно часто в биографических и исторических фильмах этому не уделяют должного внимания, и в итоге это портит общее впечатление. Актерская игра тоже очень порадовала. С ролями справились абсолютно все!Приятно была удивлена игрой Агнии Кузнецовой(ее героине я сопереживала больше всего), Юрия Чурсина, Максима Матвеева. В общем, фильм оказался очень хорош и продержал в напряжении всю неделю, поэтому оценка: 9 из 10 (за некоторую предсказуемость в финале).
Фильмы, основанные на реальных событиях, всегда привлекали зрителей к экранам. Этим решили воспользоваться и создатели сериала «Мосгаз». Увидев в заявленных сценаристах Зою Кудрю, — ту самую Зою, что написала сценарий неповторимой «Ликвидации», — человек «в теме» заинтересовался бы. То же сделали бы и люди, которые хоть немного разбираются в актерах отечественного производства, — в известных артистах в фильме недостатка нет! Каждого второго героя играет знакомый актер, а хорошо это или плохо — решать зрителю. Играют актеры неплохо, но не все. Некторых хотелось бы отметить, таких, как Бардуков, Ходченкова, Смоляков и неподражаемый Мадянов. Из юных актеров выделяется Александр Дробитько, игравший Славика — молодец, мальчишка! Но больше всех удивил Максим Матевеев! Парень доказал, что, несмотря на приятное гладкое личико, может играть характерные роли. О сюжете много говорить не стоит, лучше самим посмотреть, но сказать нужно следующее: с реальной историей в фильме мало общего. Количество убийств увеличили вдвое, мотивы убийцы приукрасили и завернули так, что не раскрутишь, а некоторые элементы сценария кажутся непродуманными, словно что-то упустили из виду. Но в общем время потрачено не зря, смотреть интересно. Картина маслом!