Охотники за иконами
Самые интересные и логически здоровые отечественные драматические, остросюжетные фильмы те, в основе которых есть крепкое идейное произведение. Написанное литературным профессионалом, но обязательно «на порыве», в отрешённом состоянии захвата памятью общения с реальными людьми или соприкосновения со всеми мирами, о которых автор пишет. Сериал «Охотники за иконами» и ранее «Сибирский Спас» (1998) — оба сняты по повести Юрия Короткова «Спас Ярое Око». Сериал «Охотники за иконами» по книге подробно, только дурачка Аркашки там не водится. Персонажи в обеих постановках удались, хотя интерпретированы по-разному. Алексей Смоляков в сериале старше своего персонажа художника-реставратора Бегуна, но смотрится много привлекательней того заурядного, неказисто опустившегося смурного мужика, описанного в повести и сыгранного Андреем Молотковым «Сибирском Спасе». Лёва-Рубль, в сериале, конечно, Дмитрием Дюжевым его максимально упростили. В «Сибирском Спасе» Рубля играет Владимир Виноградов, и он не столь отталкивающий, он объясняет Бегуну, что «Лёва не Рублем родился, а до этого закончил 3 курса МИФИ», а в повести он вообще выходит вместо Бегуна бороться с Петром, братом Нежданы. Петра сыграл в сериале славянский, изумительно фактурный, огромный как громовое небо, раскатисто-басовый Александр Дьяченко. Образ Нежданы красиво смягчила физически, и разумной уверенности добавила Светлана Ходченкова. В повести Неждана в свои 16 выглядит старше, волосы белые тяжёлые, плотные икры ног, глаза огромные, и «крупные губы сильного таёжного зверя». А ещё в повести её брат Пётр постоянно тащит домой за эти её волосы, а она вся виноватая). Да, зачем-то в «Сибирском Спасе» в сценарий вписали кару огнём для Нежданы, и что Неждана хранительница иконы. В повести у Короткова этой дикости вообще нет. Хорошо, что и в «Охотниках на иконы» этого нет. Своего героя Еремея актёр Дмитрий Ульянов нашёл в себе первозданно, вместе с бородой), а главное, обособил и прожил в нём. Слово «доски» из сериала зрителю западёт, а вот почему не «доски», что означает икона? И за какие достоинства, кроме возраста, старинные иконы ценней? И почему за православными иконами такая охота, а не за католическими? В сериале присутствуют древнерусские иконы разного времени. «Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них изображается» (Слово1, из Толкования на свт. Василия, 30 глав к Амфилохию). «… мы, делая икону Господа, плоть Господа исповедуем обоготворенною и икону признаем не за что-либо другое, как за икону, представляющую подобие первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа, чрез это только она находится в общении с Ним, потому же самому она и досточтима и свята» (Деяния… Том VI) Что у нас в сухом остатке. Сам Бог — Дух суть, и Живот суть. Имя Божие есть сам Бог, как и слово Божие, потому что Сами Бог сказал его нам. «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть». Про сами предметы — никогда не говорилось, что они «суть Дух и Живот». Не в липовых «досках» икон и стенах храмовых энергетика, а в Имени, которое их освящает. Именем Его освящается икона или храм, а вот начертание имени — равно иконе, в нём присутствует Он Сам. Бог — единственный податель освящения. Остальные: Богородица, Святые, святые иконы, святые мощи — в них опять присутствие Бога — уже по благодати. Икона, это образ обращения. Контакт. Письмом желательно ближе к прообразам, т. е. иконам Евангелиста Луки. Минуя «иллюзорность» восприятия. Без фальши. А тайна есть, в иконописном изображении духовной сути. Древлеправославные иконы — письмо по Уставу. И сейчас мастера изготавливают уставные иконы, ремесленно и химически вдохновляющая и интересная технология. На ковчежных досках, с полем рамки и углублением. Углубление в иконе — называется ковчег. Физически — это «окно» из 3d в 2d. Отличающиеся «живоподобностью» ликов — это стиль Ветки и Стародубья. В «Охотниках за иконами» звучат эти названия. Двухмерные изображения развернуты обратной перспективой, так что видны боковые и фоновые элементы. Изображения всегда обращены к созерцающим, с любого ракурса. Чаще всего на золочёном полименте пространства есть незаполненное поле (поле ковчега), и оно лишено теней от разновеликих по масштабу фигур. Цвет инкарната (кожи тела) идёт» заливкой» теплого тона охристо-коричневым санкирем. Изображаемые Святые сами являются источниками света. У них нет светотеневых характеристик. Тёмные силуэты персонажей по отношению к фону. А фон — это Свет. Размер фигур согласуется с небесной иерархией (фигура любого святого не может быть больше фигуры Архангела, прим.) Таким образом, композиционный центр — Бог или Свет, исходящий от Него. Наложением фигур на фон создается эффект «парения». Осевое построение фигур: их положения рук, разворот торса, наклонов головы, поворота ступней, сообщает им легкость. И все вытянутые вертикали композиции. Иконическая доминанта есть всегда: Лик Христа, раскрытое Евангелие. Или же доминанта подразумевается: взгляд святого в небеса. В хранилище, где Бегун помогает другу-музейщику выбирать иконы, камера крупно выхватывает упомянутое. Все составляющие внутри пространства иконы автономны, не пестрят иллюзорными связями непонятных отношений. Делается так, чтобы избежать двусмысленного толкования. Заметно, что вертикальные элементы иконописного пространства «тянутся» вверх, а горизонтали, наоборот, укорачиваются. Так создаётся внешний покой иконы. Её внешняя статика. Движение в древнерусских иконах всегда в них же и возникает! Движение не продолжается, и не имеет начала. При этом сильная символьная экспрессия: направления мазков на лицах, складки одежд, световые «оживки» пейзажей, лещадок горок (на уступах склонов). Очень понравилось, что в сериал включили момент, где Смоляков-Бегун реставрирует, спасает древнюю сибирскую икону, в подробностях показали, что ему понадобилось для работы: природный мел, желток, пергамент, живая большая рыба, спирт. Жители Белооозера говорят старорусским языком, но они не старой веры, как перед экспедицией интересовался Бегун, так что может и говорили неканонично. Отец Никодим/Чиндяйкин заладил, в ф. «Сибирский Спас» Борис Романов повторяет:' во веки веков, во веки веков». Ошибка величиной в солнечное затмение. Оббито-расхожее «во веки веков», означает только часть времени, часть «каких-то веков». Лимит вечности). Правильно: Во вЕки векОм. Во веки веком! Это выражение бесконечности. Безначальность. Сверх всяких веков. Либо говорим: «вОвеки», если подразумеваем наречие. Этно-электроника с минимал-техно композитора Даниила Калашника растянула на огромном таёжном пространстве эхо удалённого женского вокала и амплитудный, ритмически внутренне смещающийся звукоряд.
Всё там было и смех и слёзы. Были моменты когда я хохотала до коликов и когда я смеялась до икоты. Сериал полон своеобразной драматичностью и нежностью. Каждый герой индивидуальное создание, наполненное своей философией, как хрустальный бокал вином. Бегун, влюбившийся в природу деревни Белое озеро, Рубль, что гнался за деньгами, а нашёл друга, сравнимого с духовным братом, немой Еремей и прекрасная Неждана. Кстати, актёрский состав был подобран на ура. Но я хотела бы отметить игру Вадима Демчога, который сыграл не первую, но и не последнюю роль, роль Аркашки. Аркашка — божий одуванчик и играет в деревне роль маленького котёнка — все его любят, но пользы от него почти ни какой, а то и наоборот вредит. Вроде бы не выбросишь — жалко, но и особо мучится на него не охота. Аркашку в деревне любят все, хотя и зовут юродивым. А когда появляется Рубль — жизнь Аркашки меняется мгновенно. Деревенский сумасшедший хочет покинуть деревню вместе с новым другом и увидеть цивилизацию. Но, друг предаёт его и оставляет. Забавный образ не совсем развитого человека, которого так легко обмануть, сразу же становится печально-жалостливым, когда на его глазах появляются слёзы. Уже и сами мы не замечаем, как и у нас на глазах выступают слезинки и катятся по щекам. А актёр сыграл всё это великолепно. Браво, Вадим! 10 из 10