Дон Корлеоне
- 25 окт 2007
Многосерийный художественный фильм основан на основных этапах кровавой карьеры одного из самых известных боссов сицилийской мафии Сальваторе Риины. Именно корлеонец Тото Риина по кличке «Коротышка» сначала начал бойню в Коза Ностре, а потом фактически объявил войну итальянскому государству, которая завершилась убийством двух самых известных борцов с мафией — палермитанских магистратов Джованни Фальконе и Паоло Борселлино. Палермо, 15 января 1993 года. Босс боссов Cosa Nostra Сальваторе Рийна арестован после после того, как 23 года прятался от правосудия. В тюрьму его навещает мужчина, друг детства Бьяджо Чиро, который напоминает о прошлом. О том, с чего все началось, и как разошлись дороги двух мальчишек из Корлеоне — Тото и Бьяджо: первый стал мафиози, второй — полицейским. Бьяджо — вымышленный персонаж. Возможно, его образ навеян полицейским Бьяджо Мелитой, который в 1963 году действительно узнал и арестовал Риину на контрольно-пропускном пункте. Но в основном в фильме действуют исторические персонажи, что добавляет интереса тем, кто интересуется феноменом сицилийской мафии. Сериал разделен на шесть частей. Благодаря этому мы видим послевоенную голодную юность ребят из Корлеоне, постепенное создание мафиозного клана, его возвышение, влияние на экономику и политику, схватки с другими преступными семьями и государством. Параллельно, пусть и мельком, показаны борцы с мафией, люди, которые не боялись ни шантажа, ни прямых угроз. «Мы все ходячие мертвецы», — говорит в фильме Паоло Борселлино, который вместе с Джованни Фальконе теперь является символом всей Сицилии. Фильм снимался в основном в Рагузе и городе Катания. Например, в киношном аэропорте Палермо легко узнать катанский аэропорт Фонтанаросса. Свадьба Риины снята в Модике. Сериал вызвал неоднозначную оценку. Прокурор Палермо Антонио Ингроя заявил, что подобные фильмы создают позитивную иконографию мафии, а потому вредны. Мол, киношный Тото Риина наделен зловещим очарованием. Исполнитель главной роли, коренной житель Палермо Клаудио Джоэ признался, что так и есть. Но кому, как не сицилийцам знать, что мафия умеет быть соблазнительной. При этом, фильм категорически не понравился жене Тото Риины Нинетте Багарелле. Она даже хотела подавать в суд на Mediaset за ущерб, нанесенный имиджу ее семьи. Говорят, что сериал посмотрел в тюрьме и сам Сальваторе Риина, но сказал ли он что-либо по этому поводу, я не знаю. 8 из 10
Первое, что подкупает в этом мини-сериале — это название. «Дон Корлеоне»… Как много в этих словах для каждого почитателя Марлона Брандо, Фрэнсиса Копполы, Аль Пачино и их классического творения — «Крёстный отец». Именно благодаря этим людям я полюбил фильмы про мафию, мафиози, гангстеров; Америка времён «сухого закона» стала чуть ли не самым моим любимым отрезком истории; я неплохо знаком с биографией Аль Капоне, Джона Диллинджера, Багси Мэлоуна и прочих героев тех лет. Кроме трилогии «Крестный отец» при мысли о гангстерах и мафии вспоминаются фильмы «Однажды в Америке», «Багси», «Диллинджер», «Борсалино», «Славные парни» и многие другие. И практически в каждом фильме главный герой является действительно героем. Он честен и справедлив, если и убивает, то — плохих людей и предателей…Не сказать, что все эти мафиози представлены в вышеназванных фильмах сугубо положительными героями, но разве не вызывает восхищение старый Вито Корлеоне в исполнении великолепного Марлона Брандо; разве никому не хотелось стать «боссом боссов» как Майкл Корлеоне и быть таким же честным и достойным?.. От фильма «Дон Корлеоне» я ждал похожих впечатлений. Кому, как не итальянцам, не сицилийцам, знать, что такое мафия! И мои ожидания не оправдались, не оправдались полностью! Игра актёров, операторская работа, музыкальные темы — все тут на хорошем уровне, но вот мафия…Мафия здесь непривычная, не такая, какой мы привыкли видеть её в американских фильмах. Здесь мафия — настоящая. Весь сериал показывает нам историю жизни реального итальянского мафиозо, «отца корлеонской семьи» — Сальваторе «Тото» Риина. Хоть мы и не видим его в каждом кадре, мы понимаем, что всё происходящее на экране так или иначе связано с этим человеком. Но это не Майкл Корлеоне… Риина — безжалостный эгоист, беспощадный убийца, одержимый манией величия и превосходства, злопамятный и бессердечный. Для достижения своей цели он не останавливается не перед чем — для него ничто даже пресловутый «кодекс чести» мафии. Он не задумываясь убивает сам, а потом приказывает убивать любого человека, ставшего у него на пути, будь то простой карабинер, верховный судья или «отец другой семьи». Всё это показывает, что «босс боссов» пресловутой Коза Ностры был просто психически неуравновешенным человеком. Параллельно с историей Риина, мы наблюдаем, как складывается судьба его друга детства — Бьяджо, который сначала входил в банду Риина, но быстро осознал всю пагубность выбранного пути и не просто отошёл в сторону, а пытался вставать поперёк дороги Тото. Он делал всё, чтобы остановить возвышение корлеонцев в преступном мире, на что и потратил всю свою карьеру в полиции…Да и всю свою жизнь он посвятил именно этому. Зачастую, казалось, работа для него была важнее семьи. Он мало времени проводил со своим сыном, не гулял с ним так часто, как это должен делать настоящий отец. Но с другой стороны, он делал всё возможное, чтобы его сын мог сам свободно и беззаботно жить и гулять по улицам Палермо, не сталкиваясь с наркотиками и убийствами…Конечно, помешать такой мощной организации как Коза Ностра, Бьяджо серьёзно не смог. Да и коррумпированность властей и страх правителей мешали ему на протяжении всей карьеры. А любой, кто хоть как-то мешал мафии — тут же был убит… Видя судьбы этих двух непримиримых противников — Сальваторе и Бьяджо — понимаешь, что не важно, где родился человек, в каких условиях он рос, где живёт или кем работает — настоящий человек остаётся Человеком в любой ситуации. Все остальные отговорки и поиски оправданий для бесчестных поступков — удел слабых… Где-то в середине сериала мне стало немного скучно от постоянных убийств и покушений…Любой карабинер или судья, который пытался помешать действиям мафии сразу же был убит. На его место приходили новые стражи порядка — и их опять убивали. Параллельно погибали отцы семьей, которые были против методов Риина или не хотели с ним делиться прибылью. Однотипность и частота убийств в какой-то момент стала наскучивать…Но потом я узнал, что все персонажи сериалы имеют реальных прототипов, что все эти убийства, эти бойни на улицах Палермо, происходили всего несколько десятилетий назад. И действительно, до убийства Фальконе и Борселлино (которые стали настоящими героями Палермо) власти боялись вставать на пути мафии, да и сама власть зачастую была тесна связана с мафией… Зная всё это, по другому смотришь на всё, что происходит на экране… В какой-то момент даже стало немного жутко от того, что всё это происходило на самом деле… На мой взгляд, «Дон Корлеоне» — очень нужное кино. Нужное для того, чтобы продолжать восхищаться «Крёстным отцом» Фрэнсиса Копполы, но понимать, что хорошая мафия бывает только в кино. 9 из 10
До того как я посмотрел этот фильм, я понятия не имел, кто такой был главный герой. В процессе просмотра между сериями мне стало интересно обратиться к документальным фактам. Изучив их понял, что фильм можно назвать документально-художественным. Достоверность событий в нем достаточно высокая. Фильм позволяет понять события, подтолкнувшие Тото Риина к криминальной жизни, как развивалась его мафиозная империя, и как он стал боссом боссов. Этим статусом окрестили ведь совсем немногих «крестных отцов» из итальянской и итало-американской мафии. Этот многосерийный фильм (язык не поворачивается назвать его презренным словом «сериал») во многом напоминает такие шедевры, как Крестный отец, Спрут, Однажды в Америке (по крайней мере в первые моменты). Но при этом это не клон сплава этих фильмов, а имеет свою изюминку. Вот какие положительные особенности я бы выделил: 1) Превосходная игра актеров. Натурально, без театральности. 2) Нет идеализации и романтизации образа бандита. Хоть и главные отрицательные герои ведут себя достойно, видно, что они именно отрицательные, т. е. расчетливые, беспощадные и добро на фоне зла просто не заметить. 3) Нет и перебора с жестокостью. В реальности Риина имел погоняло «зверь» и совершал крайне жестокие поступки, о которых даже говорить не хочется. Правильно сделали, что не продемонстрировали все подробности, иначе фильм превратился бы в чернуху. 4) Достоверность. Хотя есть и вымышленные персонажи, большинство героев и событий реально было. И актеров подобрали настолько правильно, что когда смотришь документальные кадры поражаешься, насколько же некоторые из них похожи 5) Динамичность. Много действия. Нет ничего лишнего и никакой затянутости. 6) Удачное музыкальное сопровождение. В общем фильм отличный, интересный, заслуживает высший балл. Рекомендуется соответственно смотреть и как документальный тем, кому интересна данная тема. По мне так лучший фильм про мафию. 10 из 10
«Фильм рассказывает о жизни Сальваторе „Тото“ Рина в 1943—1993 годах, от молодых лет и до прихода к власти в Коза Ностра.» В фильме главный антигерой, конечно, стремится захватить власть, но он не стремится почитать законы и традиции, сложившиеся среди людей из Коза Ностры. Коза Ностра для него пункт, позже он начинает войну против государственной власти, наводя страх на представителей высшей лиги. Этот фильм не о Коза Ностре, этот фильм о Сальваторе Рина. Именно поэтому некоторые зрители могут не увидеть здесь привычный образ крестного отца или крестной семьи, или списать все под особенности авторского стиля. История хлоднокровного, голодного, но расчетливого во всем убийцы, который зарекся изменить свою жизнь раз и на всегда, чтобы никогда больше не голодать. Его интересует власть, а не Коза Ностра, со своими законами и людьми чести, он их не уважает и убирает, убирает чисто, что потом легко может сидеть в комиссии и не просто вести диалог, он ведет там монолог! А ведь это делает по большому счету простой крестьянин, хотя нет, это не простой человек! В фильме присутствует и подлость, трусость, слепое подчинение и любовь, преданность, уважение, а так же страх людей, которые строго знают, на чьей они стороне. Фильм снят отлично, сюжет захватывает, история не типична. Не спешите с вердиктами про другую мафию, приятного просмотра! 10 из 10
«Дон Корлеоне», режиссера Энсо Монтелеони. Это фильм из 12 серий, итальянский фильм. Который охватывает 50-летний промежуток жизни итальянской мафии. Той самой, к которой впоследствие герои Клана Сопрано будут относиться с трепетом. И актеры в фильме в общем-то неплохие, и музыка тоже, и снято правдоподобно, но после просмотра остается какое-то непонятное ощущение того что… мафия какая-то другая. Ты начинаешь ловить себя на мысли, что все что ты видел в последнее время (например 100 часов того же Сопрано) — все было об американцах, пусть и с итальянскими корнями. Вдруг почему-то теряется ощущение безысходности и одновременно некоего благородства. Этого нет. Ты начинаешь обращать внимание на подлость и трусость, на животную жадность, и глупость, необразованность. Бессмысленное, тупое (заметьте не слепое) подчинение. Такое, с которого брали пример примитивные преступные группировки 90-х годов в России. Но ведь это на самом деле происходило. Поройтесь в интернете, взгляните на фотографии и статьи — ведь это действительно происходило в 90-х, с теми кто показан в фильме. Они даже похожи! Когда ты видишь на экране, что главный «дядя» мафии как был так и остался колхозником вплоть до нашего времени, у тебя возникает внутренний диссонанс. Ты просто не можешь уважать что-то подобное. Но ведь уважали именно ее. Таким образом у меня возникает две альтернативные мысли. Первая такая — мы настолько привыкли видеть на экране идеализированный образ, что просто рефлекторно отталкиваем правду. И второй — возможно все это особенности авторского стиля, да и вообще итальянского кино. Второй вывод маловероятен, а в первый не хочеться верить. Что же остается…? Остается смотреть, читать и делать выводы каждому для себя. Вердикт: фильм достоин просмотра, по крайней мере вы сможете взглянуть на «другую» мафию, но рискуете в ней разочароваться.