Цвет денег
- 08 окт 1986
Сразу скажу, что данное творение я счел первоначально одной из самых слабых работ культового режиссера. И у меня были все причины настраиваться на данное кино, как на хороший середняк с не очень интересной историей и очень интересными актерами. Мои ожидания фильм немного превзошел. В данной киноленте прекрасно сочетается спортивная драма и некоторый элемент триллера. Кино хорошо раскрывает главного героя — бывшего игрока в бильярд и персонажа Тома Круза — молодого и жаждующего побед новичка. На лицо — типичная классика отцов и детей. Но фильм не настолько плоский. За руганью двух поколений и небрежной сексуальностью Мэри Элизабет Мастрантонио скрывается внутреннее противостояние в главной герое. Не зря Пол Ньюмен получил золотую статуэтку за данный фильм. Проработка его персонажа — главная вишенка киноленты. Наблюдать за трансформацией стареющего мастера интересно, ведь ты не знаешь, противостоит ли своему ученику главный герой или всеми силами пытается ему помочь. Ответ вы найдете только посмотрев данный фильм. Он того стоит. Поговорим о ярких достоинствах. Сюда я точно причислю игру Мастрантонио и Ньюмана. Первая просто яркий и запоминающийся персонаж, второй — классно трансформировавшийся по ходу фильма человек. Еще один существенный плюс — сценарий. История, не самая ценная с художественной точки зрения, в руках умелого мастера заиграла новыми красками, получила многоплановость и глубину. Ну и отмечу техническую выдержанность киноленты, хоть и огромной похвалы здесь ожидать не стоит. А теперь к недостаткам. Пожалуй, мне бросалось в глаза то, что Скорсезе, уже сняв «Бешеного Быка», к тому времени прекрасно справлялся со спортивными драмами, но в данном фильме его режиссура выглядит не столь впечатляюще. Да, он классно снял этот фильм, но многим другим своим лентам он сильно проигрывает. Возникало впечатление, что Цвет денег снимался для некоторой передышки и набора формы к предстоящим Славным Парням. Что ж, если так, то я аплодирую. Ну и в целом кино на один раз, неплохо проработанное, цепляющее игрой Пола Ньюмена и не сильно заставляющее сопереживать. Как раз на вечер. 7 из 10
«Видите ли, главное — это что-то уметь. И не просто уметь, а лучше всех остальных. Тогда — деньги не проблема, их нужно просто взять». Этот короткий монолог Пола Ньюмана в роли Быстрого Эдди можно выбить золотыми буквами в FAQe под вопросом «как разбогатеть»? Эдди хорош. Он пожил, увидел, понял. Нашел свое комфортное место в мире. Нет, очевидно, не нашел, а завоевал. Вопреки криминальному роду деятельности, не скурвился, не стал бандитом. Настоящий циничный джентльмен, только вместо трости — кий. Ньюман создал по-настоящему харизматичного персонажа. «Цвет денег» можно смотреть просто ради Эдди. Молодому мордатому Крузу достается идеальный ментор. Однако сочащийся кайфом от бильярда и самого себя Винс, собственно, в наставнике и не нуждается. Ведь деньги убивают то, что делает людей молодыми. Азарт должен уступить место расчету. Из роющего землю копытами буйного скакуна нужно выкроить эту лихость, чтобы превратить его в расчетливого победителя. Противостояние радости жизни и радости денег станет леймотивом фильма Скорсезе. Здесь каждый сыграет не одну и не две партии, цена которых будет измеряться вовсе не шуршащими купюрами. И, вопреки всей красоте и романтике бильярда, показанной в этой картине, решающее противостояние состоится не за столом с шестью лузами. Нужно ли смотреть перед «Цветом денег» «Мошенника» про молодого Эдди? Мне хватило знания основной канвы фильма 1961 года. Конечно, с предысторией, образ Эдди становится еще более полным и интересным. Удовольствия от актерской игры добавит небольшой, но важный момент с участием Фореста Уитакера. И, конечно же, не стоит забывать, что «Цвет денег» это не только одна из лучших спортивных драм. Это еще и просто фильм про бильярд. Масса различных партий, сложных и красивых ударов, кий Балабушка и напряжение над зеленым сукном. В общем «вот это все», делающее бильярд таким притягательным. Я посмотрел «Цвет денег» спустя 32 года после его выхода и могу сказать только одно: удовольствие получено!
Выдающийся американский режиссер Мартин Скорсезе славиться своей разноплановостью, он умеет работать с любым материалом и снимать потрясающие картины абсолютно в любом жанре. Будь то классические фильмы про гангстеров, костюмированные исторические драмы и даже легкие комедии. Несмотря на совершенно непохожие истории режиссерский почерк мастера заметен невооруженным взглядом. В данном случае Мартин Скорсезе снял своеобразное продолжение культового фильма 1961 года «Бильярдист». Однако это полностью самостоятельное произведение и с упомянутым фильмом связано лишь косвенно. Эта работа не столь известна в творчестве режиссера, но безусловно входит в число его лучших работ. Перед нами история пожилого Эдди Фелсона по кличке «Быстрый», он настоящая легенда в мире бильярда, но уже давно отошёл от игры. Случайное знакомство в баре с талантливым молодым игроком Винсентом представляется ему отличной возможностью тряхнуть стариной. Он видит не только возможность передать молодому парню весь свой богатый опыт, но и заработать солидные деньги. Однако чем дальше заходит их партнёрство, тем больше Эдди начинает задумываться над собственной жизнью и прошлой карьерой. С одной стороны на экране разворачивается классическая спортивная драма, но по мере развития сюжета лента делает поворот, который заставляет иначе смотреть на происходящее. Здесь есть и иронические элементы, и глубокие мысли. За простой сюжетной конструкцией скрывается разноплановая история. Это увлекательная история про бильярд, эта спортивная игра не пользуется огромной популярностью и для многих является тёмным лесом. Но смотреть ленту интересно даже не разбираясь в тонкостях игры. Также происходит столкновение поколений, умудрённый опытом ветеран и самоуверенный молодой талант являются полными противоположностями в плане характера и очень любопытно наблюдать за их отношениями. Но самое интересное наблюдать за трансформацией героев, ведь главный герой видит в своём подопечном самого себя и старается проанализировать свою жизнь и карьерный путь. С технической стороны лента выглядит очень стильно и красиво. Хорошо передана атмосфера мира азартных игр, особенно когда дело происходит в маленьких бильярдных заведениях. Прекрасное музыкальное сопровождение гитариста Робби Робертсона вносит важный вклад в общее восприятие фильма. В картине задействован великолепный актерский дуэт. Роль легендарного игрока и авантюриста исполнил великий Пол Ньюман, благодаря своей харизме он крадёт каждую минуту экранного времени. Невероятно тонкая и чувственная игра заставляет зрителя полностью сопереживать его персонажу. Утонченная манера речи, мимика, взгляд и размеренные жесты несмотря на всю простоту выдают в нём выдающегося исполнителя. Заслуженный Оскар за лучшую мужскую роль. Молодой Том Круз только начинал делать свои первые шаги в мире большого кинематографа, однако он очень уверенно выглядел на фоне именитого напарника и показал зрелую актёрскую игру. Режиссер сумел отлично раскрыть характеры героев и их мотивацию. Цвет денег это атмосферная, в меру ироничная, в меру глубокая авантюрная спортивная драма. Картина увлекательно и оригинально раскрывает стандартный сюжет, ловко меняя ориентиры по ходу действия. Шикарная актёрская игра, отменные диалоги, грамотно выстроенная атмосфера и интересное повествование делают ленту отличным вариантом для просмотра. Перед нами не просто фильм про игроков в бильярд, это история про людей, стремящихся реализовать свой потенциал и показать сами себе свою силу, упорство и твердость характера. Безусловно рекомендую. 9 из 10
Фильм Мартина Скорсезе рассказывает об одном парне, который пытается подняться на вершину славы в таком виде спорта, как бильярд. Если фильм снимает Мартин Скорсезе, то он, на мой взгляд, никого не может оставить равнодушным. Вот и меня не оставил. Я обожаю этот стиль Скорсезе, с нескончаемыми диалогами, с интересным повествованием, с шикарной музыкой и до боли знакомыми и просто шикарными песнями. У меня складывалось ощущение, будто я смотрю фильм того же Тарантино. Вроде кажется, что сюжет просто как три копейки, но как это интересно подано, что между прочим очень большая редкость. Интересно наблюдать путь восхождения главного героя, его непростые отношения с его наставником, бывшим бильярдистом. Актерская игра молодого Тома Круза искренне восторгает. Ну а про Пола Ньюмана мне вообще совестно что либо говорить — насколько это было шикарно сыграно! Он просто раскрыл весь свой внутренний потенциал и я искренне рад за его весьма заслуженный Оскар. Также понравилась Мэри Элизабет Мастрантонио. Мне очень нравится то, как правдиво они играют. Герой Тома Круза — молодой, взбалмошный, амбициозный игрок в бильярд, стремящийся сделать себе имя в этом виде спорта и делающий большие успехи. Пол Ньюман, постаревший игрок в бильярд, ведущий спокойную и размеренную жизнь, до тех пор пока не замечает того самого Тома Круза, который делает успехи в игре в бильярд. И начинает учить его тонкостям большой игры. Конечно, тут никак без разногласий. Если у одного цель — тупо выиграть, то у другого — сорвать большой куш и сделать это искусно. Но в конце оба встречаются на чемпионате мира по пулу. И тут мы все заедаемся вопросом «Кто победит?» Также я не могу отметить шикарную операторскую работу Микаэля Балльхауса и саундтрек от Робби Робертсона. Фильм интригует и не отпускает до самого конца. Два часа летят незаметно и от фильма остаётся не что иное, как приятное и яркое послевкусие. Это бесспорный шедевр, который я ещё не раз пересмотрю. 10 из 10
«Цвет денег» едва ли можно назвать полноценным сиквелом (в привычном смысле этого слова) «Бильярдиста» 1961 года, это скорее этакое оригинальное переигрывание от Скорсезе тех тем и вопросов, что были уже подняты и обозначены в старой ленте: поиск самого себя, место страстей, игры, денег, азарта в жизни. Сами сюжетные линии в обоих фильмах иногда даже напоминают друг друга. При этом, у ленты 1986 года принципиально своя атмосфера: на смену эстетике пула приходит эстетика найн-болла, которая весьма сочетается с режиссёрским почерком Мартина Скорсезе. Если дух «Бильярдиста» отличался размеренностью, сдержанностью, расчетливостью, не лишенной азарта, то в «цвете денег», как и в найн-болле, можно обнаружить уже рьяный азарт, пылкость персонажей и стремительную динамику развития событий. И всё же, стиль повествования в «Бильярдисте» оказывается более лаконичным и гармоничным, в отличии от, местами до раздражения прямолинейной, иногда сумбурной и перегибающей палку, новой истории (вышеперечисленное особенно относится к линии Винсента, в роли которого выступил Том Круз). Сценарий «Цвета денег», впрочем, нельзя назвать плохим или слабым, особенно если смотреть на фильм без оглядки на «Бильярдиста». «Цвет денег» на уровень выше среднестатистических голливудских спортивных драм, хоть и не обладает эстетическим шармом своего приквела. С технической точки зрения картина является для своего времени не просто грамотным, а очень качественным творением. Особенно хочется отметить операторскую работу Михаэля Балльхауса: затяжная съемка одним дублем и оригинальные планы бильярдных партий радовали глаз и заслуживают отдельного внимания. Также нельзя не упомянуть о актерской игре: на уровне сыграл Пол Ньюмен, который получил, наконец-то, свой давно заслуженный «Оскар», запомнилась и игра Мэри Элизабет Мастрантонио. «Бильярдист» в своё время тоже удостоился похвал в визуализации и актерской игре, поэтому в данном плане «Цвет денег» является достойнейшим приемником своего фильма-предшественника. Итог: Мартин Скорсезе, в целом, довольно оригинально и под новым углом, пусть несколько менее изящно и эстетично, рассуждает на вопросы, поднятые «Бильяридстом» Роберта Россена. «Цвет денег», как и его фильм-предшественник, примечателен своей операторской работой и актёрской игрой. 7 из 10
В 1961-м году Пол Ньюман снялся в фильме «Бильярдист» Роберта Россена. Фильм Мартина Скорсезе с ироничным названием «Цвет денег» можно назвать косвенным продолжением данного фильма. Герой Пола Ньюмана, Эдди Фелсон, ловкий игрок в бильярд, как бы встречается с самим собой, но только спустя много лет. Винсент, протеже Фелсона, молодой парень, сыгранный Томом Крузом, мечтающий о карьере «короля бильярда», напоминает постаревшему авантюристу о том, как он сам пробивался сквозь тернии к звездам. Его давно угасший темперамент возрождается, разгорается с такой силой, что угомонить его не способно ровным счетом ничего. Сценарий фильма, написанный Ричардом Прайсом по книге Уолтера Тевиса, далеко не нов. Это классическая история про ученика и учителя. Про старую и новую школу. Сталкиваются два поколения, два совершенно разнящихся друг от друга темперамента и характера. Фелсон, знающий не только о том, как играть, но и о том, как правильно зарабатывать на этом деньги, пытается натаскать талантливого, но безрассудного Винсента. Делает он это не из сентиментальных побуждений, а из-за взыгравшего вновь чувства авантюризма. Мотивация в виде получения солидных денежных сумм, которые можно заработать играя в бильярд, является лишь самообманом главного героя. На жизнь Эдди явно хватает: он прилично одет, водит хороший автомобиль, ест в дорогих ресторанах. А вот сама жизнь утратила многое из того, к чему он когда-то привык. 43-летний Мартин Скорсезе отходит от классической для него фабулы, избавляется от яростности и жесткости своих прежних работ, повествуя уже не об изнанке мира и человеческого сознания (как в «Таксисте» или «Бешеном быке»), а о мире фальши и лжи, где каждый человек — актер, а сам мир — театр. Театр, где в первую очередь правят хитрость и амбиции, а умения и таланты уходят на второй план. «Цвет денег» рассказывает не только о конкретном виде азартных игр, а в целом о азарте и азартных людях. В начале фильма Эдди Фелсон показан умным игроком, который знает, когда остановится, а Винсент показан бесшабашным везунчиком, который продолжает делать рисковые ставки даже тогда, когда есть огромный шанс быть оставленным за бортом. Под конец картины персонажи меняются в обратную сторону, словно на время подменив друг друга. Это развитие можно назвать слишком сумбурным и в какой-то мере банальным с точки зрения подачи, но надо признать — данный способ действительно работает, пусть и не в должной мере. Главная звезда фильма, Пол Ньюман, благодаря своей изящной актерской игре заставляет забыть об определённой вторичности сценария. Ньюман выступил не только как актер, но и подредактировал сценарий, в частности многие диалоги. Скорсезе полностью доверился ему в этом плане, ни на секунду не сомневаясь в его недюжинном таланте. За исполнение роли Эдди Фелсона Пол Ньюман получил статуэтку премии «Оскар» в категории «лучшая мужская роль», а годом ранее, в 1986 году — специальный приз вклад в кинематограф. Том Круз временами раздражал и переигрывал, но в целом его актерская игра нареканий не вызывает. Он отлично вжился в роль, показав личностный рост своего персонажа. На второстепенной роли засветился на тот момент еще неизвестный широкому зрителю актер Джон Туртурро, обретший популярность в начале 90-х годов, после исполнения ролей в нескольких фильмах братьев Коэн. Его появление в фильме стало по настоящему приятной неожиданностью. Мэри Элизабет Мастрантонио, сыгравшая девушку Винсента, героя Тома Круза, придает фильму необходимый уровень шарма и обаяния. Она мила и с виду наивна, но в ее персонаже есть некая загадка, попытки разгадать которую доставляют незыблемое удовольствие на протяжении всего хронометража картины. На тот момент времени «Цвет денег» стал самым кассовым фильмом в карьере Мартина Скорсезе. Лента в пять с лишним раз превзошла в прокате США собственный бюджет. Студийные боссы явно остались довольны, особенно после не слишком прибыльных предыдущих проектов режиссера. Спустя десять лет режиссер вернулся к тематике азарта, поставив криминальную драму «Казино», рассказывающую про гангстеров-одиночек, организованную преступность, а также про простых проходимцев, по воли случая забредших в игровой зал одного из множества заведений Лас-Вегаса. Данный фильм стал уже более уравновешенным и разноплановым, нежели слишком сухой и скомканный «Цвет денег». 7 из 10
О человеческих страстях, как битьё по шарам для одного забава, с которой можно неплохо подзаработать, а для другого возможность вернутся в молодые годы. Азарт, исходящий от опытного мастера Эдди и новичка Винца, гениального Пола Ньюмана и талантливого Тома Круза соответственно, приковывает взгляд режиссурой великого Мартина Скорсезе. Сейчас «Цвет Денег» незаслуженно упущен из виду, под весом других более значимых картин талантливого итальянца, а ведь он заслуживает гораздо больше. У него есть всё, что требуется для показа поединка на бильярдных столах: юношеская одержимость побеждать, мудрый наставник, ностальгические нотки с 80-ых, реальность самой игры, музыка и высочайший уровень всей постановки с оттенками иронии и задушевности. Самая что ни на есть актёрская картина Мартина, актёры излучает изящный винтаж, хорошо ощутимый от персонажа Пола Ньюмана, озорной мальчишка Том Круз на подхвате, обучается вместе со своим образом героя актёрскому мастерству. Здесь бильярдные столы — поля сражения, где невидимое напряжение способно выйти за край, главным мерилом успеха являются денежные банкноты, а внутри нагревается котёл людских страстей, кой вот-вот закипит, и как раз тогда раскрывается всё очарование, даже поучительная мораль незаслуженно позабытого фильма Мартина Скорсезе. Посвящается памяти актёра, которого сейчас так не хватает видеть на экране, Полу Ньюману.
Всю свою жизнь он играл в бильярд. Не потому, что ему это безумно нравилось, просто у него это лучше всего получалось, и выигрывать было увлекательнее, чем зарабатывать. Он слыл непревзойденным мастером зеленого стола, кия и шаров. Эдди Фелсон, он же Шустрый, он же Быстрый. Это имя когда-то гремело по всем бильярдным Соединенных Штатов. Однако никто из игроков не знал, что пул по-настоящему значил для Эдди, и ушел из игры он вовсе не потому, что сказал себе: «Стоп! Хватит». Ныне Эдди лишь торговец спиртным, наивно пытавшийся убедить себя, что Быстрый ушел в бильярдную историю. Старый волк уже не был способен охотиться как в молодые годы, но по-прежнему ревностно относился к успехам молодых волчат. Акела видел себя вожаком собственной стаи и, подобно своему знаменитому тезке из книги Киплинга, нашел собственного Маугли. Молодой, дерзкий и удачливый Винсент Лори так походил на самого Эдди, что последний просто не мог пройти мимо неограненного алмаза, не попытавшись с его помощью добрать у судьбы упущенного в прежние годы. Не каждый, даже очень успешный игрок, завершив карьеру, идет в тренеры или менеджеры. На новой стезе нужен совсем иной набор качеств, чем в пору самостоятельных выступлений. Между персонажами Пола Ньюмана и Тома Круза можно найти как схожие черты, так и прямо противоположные. Они оба выдающиеся мастера пула, но в игре выглядят по-разному. Горячий Винсент ведет за себя столом как типичный баловень судьбы, которому свыше дан талант, не требующий серьезной шлифовки. Своими бесконечными ужимками Круз до боли напоминает нынешнюю икону футбольного гламура — Криштиану Роналду. Вообразить, что такой человек может проникнуться игрой как религией, довольно сложно. В противовес юному коллеге, Быстрый Эдди все менее эмоционален после каждой партии своего подшефного. Винсент на поверку оказался не его копией. Лицо Пола Ньюмана постарело, но красивые голубые глаза все так же по-молодецки горят. Тренер, менеджер, торговец — все эти профессии не могут заменить для Эдди дела его жизни — самостоятельной игры. Циничный характер логичным образом сочетается с азартом не наигравшегося бильярдиста. Было бы неправильно классифицировать «Цвет денег» как серьезную житейскую драму с примесью спорта, и параллелей с классической лентой Роберта Россена «Бильярдист» для этого проводить не обязательно. Мартин Скорсезе не делает упор на эволюцию характеров своих героев в ходе игры за суконным столом. Старый и молодой волк смотрят разными глазами на пул — это естественно, точно так же, как зрелости свойственна мудрость, а молодости — безрассудность. К успеху можно идти разными путями — такова основная идея фильма. Холодный расчет, прагматичность, азарт — все эти качества не имеют значения, если сердце не принадлежит игре. Винсент играет на что угодно и с кем угодно, а Эдди руководствуется соображениями совсем иного порядка, алчными и беспринципными. И было ошибкой полагать, что кого-то из них можно кардинальным образом поменять. У Скорсезе на экране совсем не проблематика отцов и детей или конфликта старой школы и новой. У маститого режиссера — храм игры, где каждый прихожанин забывает о своем возрасте и по-настоящему начинает жить лишь от партии до партии. Сказав «нет» трагизму и тяжелым передрягам своих героев, Скорсезе выдал каждому зрителю «Цвета денег» билет в царство эстетического удовольствия. Благодаря бесподобному визуальному оформлению очень сложно не пропитаться желанием самому попытать судьбу в знаменитой игре 9 шаров. Эффектно разлетается мел на кончике кия, шары, словно заговоренные летят по лузам, с каждого угла уютных бильярдных так и несутся щелчки ударов да «пушечные залпы». Кругом азарт, экспрессия, жажда выигрыша! Поди еще разберись, кто голоден до триумфа больше — зеленый юнец или матерый профи, вроде как отошедший от дел. На экране шумит водопадом самая стремительная из всех разновидностей американского пула, но это не значит, что игроки соревнуются лишь в силе удара да в точности глазомера. Без понимания тонкостей человеческой психики любитель никогда не станет профессионалом — таков закон любой игры. Кажется, молодой Винсент вполне доволен игрой по мелочевке, а старому Эдди уже не вернуть былую хватку. Однако, собравшись в небольшую стаю, двум волкам всегда есть чему поучиться друг у друга. Глупо ставить на одну доску уровень актерской игры Пола Ньюмана и Тома Круза. Там, где у первого серьезный конфликт со своей природой, у второго — обычное ребячество начинающего игрока, не прошедшего медные трубы. Дуэт старого и молодого не получился феноменально ярким, но с киями в руках и за одним столом они олицетворяют связь поколений, с одинаковым азартом гоняющих шары по лузам. Подобно разлитию элитного вина по дорогим бокалам, плавно течет музыка Робби Робертсона. Под нее Скорсезе часто показывает крупным планом поседевшего Пола Ньюмана. Мысли бывалого бильярдиста синхронны с размышлениями человека, не сумевшего взять от жизни все. Этот Акела никогда не промахивался и тем более не отступал от генеральной линии своей жизни. От судьбы не убежать — простая и естественная мысль почти зримо проступает на морщинистом лбу гениального актера. Быстрый Эдди лишь вскользь упоминает о неких лицах, заставивших его когда-то завязать с игрой. Нетрудно заметить, что этим маневром Мартин Скорсезе по максимуму отодвигает свою картину от фильма Россена. Люди в душе остаются прежними, а вот времена за окном меняются. Игроки старой школы неминуемо уступают места юным технарям вроде героя Тома Круза. Между тем, награда за верность ремеслу обязательно найдет своего обладателя. Как верный кий «Балабушка» однажды вновь покорно лег в жилистую руку Эдди Фелсона, так и Пол Ньюман получил своего «Оскара» спустя долгие 25 лет после выхода «Бильярдиста». Жизнь — не игра, но сама игра может быть жизнью. В таком случае человек всегда останется юным сердцем, и не будет торопиться говорить себе: «Стоп! Хватит». 8 из 10
После того, как «быстрый» Эдди Фелсон смог превзойти за бильярдным столом «Толстяка Миннесоту» прошли годы. Эдди, в память о той кого любил, отказался от игры в бильярд и стал бизнесменом, что в общем-то логично, ведь бизнесмен и обаятельный мошенник являются своего рода словами-синонимами, так что по сути своей для Эдди мало что изменилось. Нет, герой Пола Ньюмана, конечно же, скучал по игре в бильярд, но это чувство было схоже тому, как человек скучает по своей руке, которую отрезали в ходе хирургической операции. Так бы и продолжалась жизнь бывшего чемпиона, если бы не случайная встреча в баре с молодым и подающим большие надежды бильярдистом — Винсентом Лори. И глядя как молодой человек виртуозно владеет кием, как он смеется и бросает своим противником в лицо, что он лучший игрок в бильярд из ныне живущих Эдди Фелсон вспоминает себя в те годы и немного подумав решает взять Винсента «под крыло», вот только согласится ли последний? Знаете, вот бывают такие фильмы, которые говорят сами за себя и «Цвет денег» является именно такой кинокартиной. Ну сами посудите: в режиссерском кресле — Мартин Скорсезе, талантливый режиссер, что снял такое количество хороших фильмов, что устанешь перечислять и куда проще выделить недельку свободного времени (Интересно, а такое вообще возможно?) и посмотреть все фильмы этого мастистого режиссера. Главные роли же в фильме достались актерам двух поколений. Поколение шестидесятых годов будет радо лишний раз увидеть обаятельного Пола Ньюмона с хитринкой в глазах и парой тузов в рукавах. Поколение же восьмидесятых будет рукоплескать нестареющему Тому Крузу, о котором много чего говорят злые языки, но на то они и злые языки чтобы поговорить. И наконец, данный фильм является продолжением оскароносного «Бильярдиста» о котором должен слышать любой почитатель кинематографа со стажем. Все это наводит на мысль о сказке, о произведение искусства, глядя на которое у зрителя должна упасть челюсть в пол, не находите? Нет? Ну вы и зануды! Ну а раз, одних восторженных комментариев вам мало, уважаемый зритель, то придется поведать о фильме, а так же почему он стоит того чтобы потратить на него два часа своей жизни. Поехали! И для начала стоит поговорить о героях произведения. Да-да, вы не ослышались, речь пойдет не об игре в бильярд, а о людях решивших посвятить себя этой непростой профессии. И все дело в том, что игра в бильярд, даже несмотря на то что ей было уделена львиная доля экранного времени является не более чем фонов, в то время как на передний план выходят люди с их непростыми взаимоотношениями и внутренними демонами с которыми они пытаются бороться. Вот возьмем к примеру главного героя первого фильма — Эдди Фелсона. Человека, который был лучшим из лучших в своем деле, но смерть Сары перечеркнула все. Она заставила пересмотреть Эдди его жизненные приоритеты и найти в себе силы отказаться от мечты, а заодно не стать ручной собачонкой Берта Гордона. Заранее извиняюсь, если эти имена ничего вам не говорят, уважаемый зритель, просто эти герои сыграли немаловажную роль в жизни героя Пола Ньюмона и было бы несправедливо о них не вспомнить лишний раз. Так вот, Эдди хоть и отказался от своей мечты, но глядя как молодой бильярдист всех обыгрывает, в душе Фелсона поднимается волна внутреннего протеста — этот парень считает себя лучше всех, а значит и лучше меня? Но мое время то еще не прошло? Или все же прошло? Снедаемый этими мыслями Эдди Фелсон решает обучить паренька главному — как быть профессиональным мошенником, а заодно напомнить всем, а заодно и самому себе почему его в свое время прозвали «быстрым» Эдди. Что же касается самого Винсента Лори, то несмотря на сходство в характерах с бывшим чемпионом бильярда у юноши много черт, которых лишен герой Пола Ньюмона. Это — юношеская восторженность, наивность и доброта. Юноша, который не готов обыгрывать людей, слабых и больных. Он даже готов играть не на деньги, а на интерес. И все потому, что материальные блага для героя Тома Круза не являются чем-то жизненно необходимым. Он зарабатывает себе на жизнь честным трудом, а игра в бильярд не более чем хобби. И опять же это отличный показатель того, как в этом фильме схлестнулись две абсолютно разные эпохи. Ведь в фильмах шестидесятых годов в большинстве своем герои американских фильмов были не идеалом красоты с добрым сердцем и не менее чистыми помыслами. Это были люди, которые ходили по самой грани, они могли помочь ближнему своему, а могли пройти мимо. Они были непредсказуемы и этим брали. Но в восьмидесятых же появились герои иного образа, люди на которых зрителю хотелось бы равняться, и я говорю не про внешнюю красоту, а про красоту внутреннюю, про чистую и светлую души и даже если такие люди и убивали кого-то, то те были очень плохими парнями. Но так как этот фильм посвящен непростым взаимоотношениям то и во главу угла будет поставлено ментальное противостояние героев, а также то — а чья правда сильней? Кто окажется сильней — цинизм и эгоизм помноженный на жизненный опыт или вера в лучшее завтра, а также вера в то что все не так уж плохо в этом мире? Ответ на этот вопрос даст сам фильм и он будет способен вызвать множество эмоции, как положительных так и отрицательных. М-м-м, что? Я не словом не обмолвился о второстепенных актерах? Ну скажем так все они справились со своими ролями очень хорошо, но как и в случае с бильярдом, второстепенные герои воспринимаются скорей как фон, благодаря которому раскрываются те или иные детали характеров главных героев. Что же касается визуальной части картины, то она просто есть. И если в оригинальной картине, создатели уделили особое внимание Нью-Йорку шестидесятых и можно было буквально прочувствовать атмосферу, царившую в маленьких прокуренных кабинках, где собираются гангстеры и играли в покер, где в барах алкоголь плескался рекой и где люди жили в нищете, то в этом фильме все что зритель будет видеть, так это бильярдные. Возможно так и должно быть в современных фильмах, но мне признаться не хватает той пленительной атмосферы что присутствовала в «Бильярдисте». Подводя итог, хочется сказать, что это качественный фильм, который можно посоветовать всем тем кому нравятся картины в которых на передней план ставятся чувства и переживания героев, а никак не экшн. 8 из 10
Большинство людей на планете обладают какими-либо талантами. Кто-то умеет танцевать, кто-то — петь, кто-то — рисовать. Кто-то реализует себя в спорте, а кто-то может быть гениален в обычной работе, как, например, в подсчетах и переводах. Однако, несмотря на такую пестроту человеческих дарований, мы можем констатировать тот факт, что многие обладают талантами, но лишь малая часть умеет этими талантами пользоваться. Подобная мысль была вложена в культовую спортивную драму Мартина Скорсезе «Цвет денег». Синопсис Виртуозный бильярдист Эдди Фелсон уже лет двадцать как забросил свой талант. Теперь он зарабатывает деньги загоняя поддельный виски, а о его поразительных победах только слагают легенды. Но однажды в жизни Эдди появляется серьезный конкурент для его репутации, молодой парень по имени Винсент. Наблюдая за успехами Винсента, Эдди словно возвращается в старые добрые времена. Чтобы снова ощутить вкус азарта, Эдди становится наставником Винсента. Игра актеров Мне было безумно приятно увидеть легенду американского кинематографа Пола Ньюмана, который не утратил прыти и все также ярок и ошеломителен. Вообще на экране он воплотил образ бывалого кутилы и некогда профессионального бильярдиста. который решает вернуться в свое любимое дело. Немного позабавила роль еще совсем молодого Тома Круза, сыгравшего прыткого юнца, который слишком уверен в своих способностях. Конечно, нельзя не сказать о Мэри Элизабет Мастрантонио, исполнившей роль девушки Винсента Кармен, которая стала практически перевоплощаться в борзого Эдди, следя за действиями и поступками Винсента. Режиссура Как и любая картина Мартина Скорсезе «Цвет денег» такая же буйная и энергичная кинолента, которая держит зрителя у экранов на всем протяжении времени. Вообще «Цвет денег» сложно назвать чисто спортивной драмой. Однако азарт, которым пропитан весь фильм, притягивает к экрану. Скорсезе весьма интересно показал трансформацию главного героя: если в начале фильма Эдди был лишь легендой, то ближе к концу картины в нем проснулся былой азарт. Сценарий Сюжет фильма весьма прост и какими-то неожиданными поворотами и открытиями не блещет. Тем не менее, это нисколько не значит, что сюжет скучный и бессмысленный. Особенно интересно наблюдать, как Эдди учит Винсента каким-либо трюкам и методам достижения успеха. Винсент, как и любой упертый ученик, совершает несколько ошибок. Но с течением времени, Винсент не без помощи своей девушки Кармен, которая становится его менеджером, вскоре начинает вкушать победу. Работа оператора Для создания бурной и напряженной обстановки в фильме оператор Михаэль Баллхаус прибегал к тем или иным методам и техникам съемки, которые помогли зрителю окунуться в атмосферу азарта. Так, например, понравились сцены, в которых главный герой наблюдал за Винсентом. Камера словно плавала по залу, огибая то самого Эдди, то Винсента, то бильярдный стол. Еще на меня произвели впечатление моменты, когда камера каким-то образом идеально следовала или отходила от шаров, словно каталась по бильярдному столу вместе с ними. Итог Вне всякого сомнения, «Цвет денег» — это скорсезевская классика, которая на долгие годы войдет в историю. Блистательная игра актеров, в частности, легенды и некогда секс-символа американского кинематографа Пола Ньюмана не дадут вам оторваться от экрана. Поэтому всем советую картину к просмотру. 8 из 10
Я давно ждал должного настроения, чтобы посмотреть этот фильм, уделив ему максимум внимания. Итоговые впечатления явно оправдали мои ожидания, и я даже сам себе удивился, почему так долго откладывал фильм с Томом Крузом, Полом Ньюманом, за режиссурой Мартина Скорсезе, в долгий ящик — согласитесь, значимые имена, совместная работа которых достойна внимания. Начну с того удивительного чувства, которое проснулось во мне во время и после просмотра — я захотел научиться играть в бильярд и делать это лучше, чем во время моего редкого опыта раз в несколько лет. В основе каждого спорта лежит собственная субкультура, поэтому хочется верить, что этот фильм является яркой его частью в глазах поклонников игры в бильярд. Перед написанием рецензии, я проштудировал основную информацию об истории возникновения и развития этого спорта — опять же, как следствие вызванного фильмом интереса. Основной идеей картины выступает не столько противостояние и конкуренция, сколько взаимоотношения между двумя поколениями. Между закаленным временем, но ушедшим на покой бывшим чемпионом и молодым, подающим надежды игроком. Я бы еще провел параллель меду двумя поколениями актеров — совсем еще молодым Крузом в начале своей карьеры, и уже признанной звездой Ньюманом, которому было уже за 60. Психология их взаимоотношений просто потрясающе вписывается в антураж фильма, большая часть которого проходит в плохо освещенных залах для игры в бильярд. Скорсезе создал отличимую от других его работа атмосферу — не ждите криминальной драмы или философского осмысления мира как в «Таксисте». Режиссеру снова удалось взять слабо известную широкому зрителю тему и развить ее, увлекая зрителя с каждой сценой. Актерский состав не может не притягивать. Круз изобразил молодого, но невероятно талантливого игрока, который за словом в карман не полезет, но и не привык мыслить на шаг вперед. Ньюман же воплотил зрелый образ человека, который многое повидал за свою долгую жизнь, имеет собственные принципы, представления об успехе и секреты. Получилась интересная смесь, даже когда дело касается обычных диалогов. 8 из 10
Фильмы про спорт всегда меня радовали. Они как то особо затягивают тебя, и подогревают твой спортивный интерес. О картине «Цвет денег» я узнал совершенно случайно. В очередной раз просматривая фильмографию одного из моих любимых режиссеров — Мартина Скорсезе, я наткнулся на данный фильм. Актерский состав и не совсем обычный сюжет (не обычный для Скорсезе по крайней мере) меня заинтриговали. Сюжет повествует нам о молодом парне, который виртуозно играет в бильярд. Он попадает на глаза пожилому бизнесмену, который так же в прошлом великолепно катал шары. Теша свое самолюбие и решив вспомнить молодые годы, мастер решает обучить молодого парнишку всем секретам, и за одно сорвать куш на турнире по бильярду. В глубине сюжета кроется нечто большее чем просто спорт, бильярд, и деньги. Нужно постараться уловить некую мораль, о том что не смотря не на что не стоит забывать своих истоков, своих учителей. Правда, думаю, что далеко не каждый из просмотревших данную картину, сможет это сделать. На мой взгляд фильм чуточку, но затянут. Есть диалоги и сцены, без которых он смотрелся бы легче и просто. Но в этом весь Скорсезе, мастер деталей, и длинных диалогов. Актерский состав более чем сильный. Кругом просто звездные имена. Уже не молодой, но шикарно смотрящийся на экране Пол Ньюман. Великолепная актерская игра в его исполнении. Молодой Том Круз, которого я, честно сказать, даже сразу и не признал на экране. Он прекрасно реализовал образ игривого и очень азартного паренька, которому не много надо для жизни. Итог: фильм придется по вкусу любителям творчества Мартина Скорсезе. Это очень нестандартная его работа. Я бы никогда не подумал, что именно он выступает режиссером, если бы заранее не знал об этом. Любителям бильярда во всех его видах так же рекомендую к просмотру данный фильм, тем более что бильярда в кино не так уж и много. 6 из 10
Бывшая легенда пула Эдди Фелсон, после отлучения от бильярда два с половиной десятилетия тому назад, стал процветающим торговцем крепкого пойла, и теперь сам напоминает ходячую бутылку благородного шотландского виски: седина на висках, прямая осанка, плейбойские усики, проницательный взгляд да мед на устах. Заскучав в баре, Фелсон вдруг словно пробуждается от многолетнего сна, когда слышит громоподобные удары кия о бильярдные шары — да непростые удары. Так играют только прирожденные гении пула. Обратив внимание на незнакомое юное дарование по имени Винсент Лаури, Эдди, должно быть, вспомнил свою горячую юность, еще когда жил с красоткой-хромоножкой и по пьяне крупно продул Толстяку «Миннесоте». Прищурившись, он следит за игрой, на которой противник Винса теряет двадцатку за двадцаткой. После игры, ловко обработав Лаури и его менеджера-любовницу Кармен, Эдди, недолго думая, предлагает им турне по стране для зарабатывания денег путем обкатывания игроков, которые думают, что они в самом деле умеют пулять кием. Являясь прямым потомком черно-белого «Бильярдиста» Россена, цветной фильм Скорсезе, тем не менее, сюжетно почти ничем не связан с лентой 1961-го года, и может рассматриваться как самостоятельное произведение. Не исключено, что в переделанную из первоисточника историю 43-летний режиссер имплицирует собственный жизненный опыт выживания в киноиндустрии, а на колоритный персонаж Пола Ньюмана накладывает мазки собственной индивидуальности. Не без иронии, конечно же, ибо в один переломный момент сюжет разделяет Шустрого Эдди и парочку его учеников, когда чернокожий катала в исполнении молодого Фореста Уитакера унизительно разводит наставника Винсента, поменяв их местами. Шары катятся непредсказуемо для всех, а удача, в представлении Фелсона, — своего рода искусство. Искусство, которым ему приходится заново овладевать, когда загоревшийся в груди адским пламенем азарт заставляет его после стольких лет взять в руки «Балабушку» — кий профессионала. И понеслась… Бах-бах, шары бьются друг об друга, залетая прямо в лузу от волшебных ударов влюбленных в пул. Сигаретный дым клубится, мел скрипит, сукно зеленеет в цвет денежных купюр. Цвет денег, двет удачи. Камера вращается прямо вместе с шаром, пока тот катится в лузу, и все десять тысяч дублей смачных ударов без промаха соединяются в прыткий видеоряд Шунмейкер, а ведь она почти всю жизнь монтировала фильмы Скорсезе и точно знает, как добиться требуемого эффекта. И вот каждый удар бьет по глазам, заставляя кровь ускоряться в венах, как у игроков. Мягкие межкадровые переходы создают в прокуренных помещениях клубов какой-то невообразимый уют, наделяя их удивительными свойствами. Диско восьмидесятых звучит под потолком, отмеряя время. Приглушенные цвета интерьеров контрастируют с яркими лампами над сукном. Иллюзия присутствия в игре также углубляется фантастическими облетами Балльхауса над бильярдными столами и длинноплановыми объездами вокруг героев — операторская работа реактивными кадрами врезается в восприятие, давая ощутить запах табака и привкус бурбона. Что же касается игры заглавных актеров, будь то безудержный Том Круз или рассудительный и харизматичный Пол Ньюман, получивший за эту роль престижную награду Киноакадемии, то она буквально наэлектризовывает волоски на коже, позволяя в некоторых эпизодах ощутить осязаемую энергетику персонажей. Так постановщику удается воздействовать на все органы чувств зрителя. История историей, игра игрой, да только сдается, что они здесь далеко не так важны, как лейтмотив всех фильмов жанра «road movies», к каковым данный экземпляр относится по всем формальным признакам, — путь героев и становление. Поэтому Быстрый Эдди, всю первую половину картины с пафосом говоривший о деньгах, ближе к концу начинает относиться к банкнотам с явным пренебрежением. Да и слава ему равнодушна, ведь он самовольно покидает турнир в Атлантик-сити за пару партий до финальной схватки. Если персонаж Круза обретает опыт и матереет в бильярдных баталиях, то более сложный герой Ньюмана, напротив, стремится помолодеть и сбросить с себя ставший ненужным опыт, чтобы обрести былую силу. Вот почему победа над Винсентом становится такой важной: Быстрый Эдди вернулся в пул, и чтобы стать таким же стремительным, как встарь, победа над молодым хищником ему жизненно необходима. Возможно, фанаты Скорсезе не назовут эту почти камерную малобюджетную картину лучшей в его фильмографии. Пусть она не достигает эпических масштабов «Казино» и «Славных парней», но что у нее не отнимешь — стиль, вкус, красоту исполнения, а еще весьма симпатичного героя, за которого волнуешься и чей взгляд так и хочешь поймать. Стоп кадр. «Я вернулся!»
С момента действия «Бильярдиста» Р. Россена (1961) прошли годы. Некогда Шустрый и Ловкий, мистер Эдди Фелсон (Пол Ньюман) покинул большой спорт, постарел, обзавелся импозантными усами щеточкой, повесил, что называется, кий на гвоздь и взялся за дело, которое раньше всячески презирал: стал менеджером. «Порох уже не тот». Антагонизм юного талантливого Эдди и расчетливых хищных бизнесменов сошел на нет; теперь он и сам не прочь оплатить партийку-другую своих протеже, разумеется, за солидные проценты. Казалось бы, конец страсти, упоению, романтике… Конец всему. Пока однажды в очередном баре Фелсон не сталкивается с парнишкой Винсентом (Том Круз), поразительно напомнившем ему себя в молодости: тот же точный прицел, хлесткий удар и неукротимый нрав. Но одновременно он замечает в его взоре какие-то новые качества, ускользнувшие от прежнего Шустрого: истинную, неподдельную независимость, наивность и искорку здорового безумия, не разрушительного, а скорее созидательного. Впрочем, быть может, это впечатление объясняется присутствием рядом с Винсом верной подруги Кармен (прекрасная Мэри Элизабет Мастрантонио), такой же гордой и упрямой. Повстречай Эдди подобную девушку двадцать лет назад, и кто знает, вдруг его судьба сложилась бы иначе… «Главное — что-то уметь. И не просто уметь, а лучше всех остальных». Да, многое изменилось. Вместо тихого блюза в барах звучат хиты Клэптона, Палмера и БиБи Кинга, а сама игра все больше переносится из прокуренных притонов в профессиональные залы, обрастая многочисленными формальностями и принимая характер официального соревнования. Теперь, оказывается, выбиться в люди можно не только хорошо владея кием, но и, например, за счет везения в компьютерных баталиях — для Эдди это в новинку, как и предложение Винса сыграть «на интерес». Вообще сам Винс, по мнению первого, несколько не от мира сего: и к бильярду относится по-шутовски, и по доброте душевной не хочет связываться с неполноценными противниками… Поэтому старый плут решает взяться за его перевоспитание и использовать «свежую кровь» юного дарования на грядущем турнире, в качестве эдакого бильярдного джокера. Но коса находит на камень: Винс упорно не желает вписываться в тщательно разработанную Эдди стратегию, отвергая предложения подставных покупных матчей, сохраняя, в то же время, какую-то юношескую непосредственность, позволяющую ему беззаботно скакать на гостиничной кровати в перерывах между партиями. Если бравада Шустрого была холодной, показной и оскорбительной для окружающих, то Винс выпендривается естественно и непринужденно, с обаятельным мальчишеским задором. «Главное — не секс и не бильярд. Главное — деньги. Самые лучшие всегда при деньгах». При всех переменах кое-что осталось неприкосновенным. Большинство игроков в nine ball по-прежнему гонятся не за славой или признанием, а за сакральными купюрами, столь гармонично выглядящими на лоснящемся зеленом сукне. И поначалу Эдди Фелсона вполне можно причислить к их числу. Кажется, что у этого человека вообще нет нервов и чувств, он сконцентрирован лишь на получении выгоды, какие-либо проявления человечности ему абсолютно чужды. В то же время, Эдди стал довольно тонким психологом, то есть уроки, данные ему в юности, не прошли даром: «Все великие игроки — знатоки человеческих душ». Порох, мозги и характер — вот три кита, на которых, в понимании Эдди, должен базироваться успех настоящего бильярдиста. Но недаром говорят, что мы учимся всю жизнь. Винсент Лаура вынуждает его не только вновь достать из чехла запыленный кий, но и переосмыслить принципы, в которых Эдди, казалось, был полностью уверен. Что же все-таки важнее и увлекательнее: выигрывать или зарабатывать? Или это лишь две стороны медали, неразрывно связанные в пронизывающей наше бытие диалектике противоположностей? Ведь можно выиграть, но не заработать, и неплохо разжиться деньжатами, потерпев сокрушительный разгром… Шары — ребята капризные. Но не менее капризные, чем загоняющие их в лузы алчные бильярдисты. Мартину Скорсезе удалось создать эклектично-переломную картину, объединившую системы ценностей двух различных поколений и безжалостно бросившую их друг против друга как за бильярдным столом, так и на уровне ментальности. Картину, передавшую зрителю все мистическое волшебство и экстатическое наслаждение от одного звука попадания балабушки по вожделенному «девятому». А Полу Ньюману в 1985м стукнуло шестьдесят — и по случаю юбилея педанты из Киноакадемии решили-таки преподнести ему столько раз ускользавший «Оскар», правда, словно некий утешительный приз — за вклад в развитие американского киноискусства. На церемонию вручения лауреат не явился: якобы был занят на съемках очередной картины. Но уже в 87м в руки к Ньюману наконец перекочевала полноценная золотая статуэтка за лучшую мужскую роль. Эдди Фелсон принес Полу успех — но и Пол вывел своего героя из состояния затяжной апатичной депрессии, в которую тот впал в начале 60-х. И если тогда Шустрый так и не смог познать любовь, то теперь, с ноткой старческой сентиментальности, он хрипит в телефонную трубку «Мне тебя не хватает» — и мы понимаем, что все будет хорошо. 8 из 10
Фильм Мартина Скорсезе «Цвет денег» с Полом Ньюменом и Томом Крузом в главных ролях стал одним из кассовых сюрпризов 1986 года. Эта сугубо спортивная драма, рассказывающая о мире бильярда, заинтересовала большинство зрителей, в первую очередь, из-за отменного актерского состава, сумевшего выжать из довольно-таки простенького синопсиса Ричарда Прайса хорошую драматическую историю, в которой опытный игрок Быстрый Эдди(Пол Ньюмен) обучает премудростям игры молодого дерзкого Винса(Том Круз). Сам фильм слегка напоминает типичное роуд-муви, но Мартин Скорсезе сумел так подать эту историю, что она захватывает с первых кадров. Темп фильма очень неторопливый, сюжет вращается лишь вокруг Эдди — человека уставшего и ищущего успокоение, Винса, крайне импульсивного и рискового героя, и его невесты в исполнении Мэри Элизабет Мастрантонио, которая отправляется с ними. Фильм рассказывает зрителю и философию игры в бильярд, где везение и меткость являются самыми важными для достижения победы, и историю жизни двух разных людей, олицетворяющих борьбу поколений. Мало уделяя внимание самому процессу игры, Скорсезе создает тонкие психологические портреты всех персонажей, а потому картина не выглядит устаревшей до сих пор. Фильм, снятый в середине 80-х годов, сейчас смотрится не менее современно. Конечно, кому-то фильм покажется скучным и скомканным, но его необходимо прочувствовать на интуитивном уровне. 10 из 10
Сигаретный дым окутал всё пространство небольшой бильярдной, погружая её в еле различимый туман. Немногочисленные зрители устало потягивают пиво, наблюдая за неспешной игрой. За стойкой бара немолодой торговец выпивкой оживлённо пытается продать партию виски барменше. Звучит медленная композиция Фила Коллинза «One more night». Внезапно дельца привлекает смачный звук великолепного удара, чётко разбивающего шары. Профессиональный слух действительно не подводит — за столом играет мастер. Барменша что-то спрашивает у дельца, но того больше не интересует сделка, ведь как в старые добрые времена игра целиком захватывает разум Бильярдиста. «Я своё отыграл» Бизнесмена за барной стойкой зовут Эдди Фелсон, но мир бильярда знает его под прозвищем Быстрый Эдди. Когда-то он был одним из лучших мастеров страны, но уже много лет прошло с момента, когда Эдди в последний раз играл в бильярд на деньги. Всему виной неофициальный, но жесткий запрет некоего влиятельного мафиози, с которым Эдди имел несчастье познакомиться, а затем сильно поссориться… Трудно в это поверить, но выглядящая совершенно самостоятельной, работа Мартина Скорсезе является полноценным сиквелом картины Роберта Россена «The Hustler» («Бильярдист / Катала / Мошенник») 1961 года. Спустя ровно 25(!) лет неувядающий Пол Ньюман вновь сыграл Эдди Фелсона, уже постаревшего и изрядно уставшего от жизни. Молодой Фелсон был нетерпелив, неудержим в желании играть и предельно прям, за что и получил своё прозвище Быстрый, но ему явно не хватало характера для больших побед. Неуёмная жажда выигрывать, превосходить во всём своего противника и пристрастие к выпивке не раз играли с ним злую шутку. «Бильярдист» рассказывает о становлении Эдди Фелсона не как игрока, а как человека… И вот мы видим того Бильярдиста спустя 25—30 лет. Деловой и расчетливый, неторопливый и спокойный, тактичный и умеющий красиво говорить, он мало чем походит на себя в молодости. Жажду побед сменила жажда денег («Главное в жизни не секс и не бильярд, главное в жизни — деньги»), а непредсказуемую, полную азарта жизнь сменила жизнь размеренная. И всё же мастер-бильярдист в нём не умер, а просто оказался надежно замурован в толще лет профессионального бездействия. «Взгляни на цвет и тебе всё станет ясно» Название фильма Скорсезе ссылается на цвет американских денег, который совпадает с цветом сукна игровых столов (не только бильярдных). За зеленым столом можно выигрывать, а можно зарабатывать деньги, что в случае азартных игр далеко не одно и то же. Человек, всё время выигрывающий, за исключением официальных турниров никогда не заработает больших денег, ведь с ним никто не захочет играть. Ведь в искусстве каталы важны психология, стратегия, знание — когда поддаться и когда выйграть, чтобы получить максимальную прибыль, ведь хороший катала не просто игрок, а игрок-психолог. Эту философию Эдди и пытался вложить в голову молодого талантливого игрока Винсента Лории. «Он должен быть «тёмной лошадкой», это выгодно» Винсент Лория в ярком «зажигающем» исполнении Тома Круза отдаленно напоминал самого Эдди Фелсона в молодости. Но если Эдди в мире бильярда дошел до всего сам, то Винсу требовался опытный наставник, чтобы повернуть его способности в нужное русло. Как большой ребёнок, Винс уделял много времени мелочам и не обращал внимания на действительно важные вещи, такие как его талант игрока, считая, что бильярд «просто палка и шары». И Эдди взялся за него, взялся всерьёз, намереваясь заработать большие деньги на «темной лошадке». Отменный психолог, знаток человеческой души, он грамотно направлял парня на нужный путь, используя ряд эффектных психологических приёмов. Немаловажную роль в обучении парня играла его девушка Кармен в изящном исполнении Мэри-Элизабет Мастрантонио. Обладая сильным характером, она ловко управляла своим бойфрендом, поэтому Эдди не раз использовал её, чтобы надавить на не всегда управляемого Винсента. Путём проб и ошибок, Эдди всё-таки сделал из Винса настоящего профи, в корне изменив его мировоззрение, но что более важно Эдди изменился сам. «Держись, я вернулся!» Постоянно излучающий энергию Винсент разжег в Эдди пламя азарта. Наблюдая за большими победами и большими ошибками Винсента, Эдди сам захотел взять в руки кий, так сказать вспомнить молодость. Неясное желание играть вскоре сменилось настоящим наваждением. Эдди захотел зарабатывать не чужой, а своей игрой, он захотел просто побеждать, а как гласит популярная поговорка, мастерство не пропьёшь. Оказалось, что за долгие годы бизнеса зелёные бумажки ему приелись и вкус побед стал слаще чем запах денег. Отправной точкой в становлении «нового» Эдди Фелсона можно считать поединок с героем Фореста Уитакера, когда тот «сделал» бывшего каталу Эдди как последнего новичка. После этого момента пути Эдди и Винсента разошлись и Эдди стал одержимо тренироваться, чтобы затем сказать своё бесповоротное «Я вернулся». *** Универсал Мартин Скорсезе попробовал себя практически во всех жанрах — от комедии до драмы, от мюзикла до триллера, от исторического кино до криминальной саги — и везде он чувствовал себя уверенно. Не стала исключением тема спорта и азартных игр, к которой он обратился в «Цвете денег». Режиссер сумел раскрыть суть профессиональной игры на деньги, показать мир бильярда, интересно преподнести саму игру, в целом достойно воплотив в кино адаптацию Ричарда Прайса одноименной книги Уолтера Тевиса. Традиционно в фильмах Скорсезе сильны актерские работы, поэтому неудивительно, что Мэри-Элизабет Мастрантонио удостоилась номинации на «Оскар» за роль 2-го плана, а ветеран Пол Ньюман получил-таки заветную статуэтку, которая за долгую актерскую карьеру постоянно от него ускользала, в том числе и в далеком 1962-м, когда Пол был номинирован за ту же самую роль Эдди Фелсона. Интересно, что в начале 1986 года Ньюману выдали «Почетного Оскара», так сказать списав актера со счетов, но уже на следующий год он доказал, что академики сделали это преждевременно, взяв в конкурентной борьбе полноценного Оскара за главную мужскую роль в этой картине. К несомненным достоинствам «Цвета денег» нужно отнести также музыкальное сопровождение, состоящее из композиций Б. Б. Кинга, Эрика Клэптона, Фила Коллинза, Марка Нопфлера и других исполнителей, и великолепный монтаж Тельмы Шульмейкер (бессменного монтажера Скорсезе), который сделал эпизоды бильярдных партий очень динамичными. «Цвет денег» по большому счету не о бильярде и не о деньгах, а о людях, их характерах и страстях, а сила фильма в интересном сюжете, потрясающих диалогах и ярких сценах игры великолепных актеров. А если считать работу Скорсезе просто одним из фильмов про молодого и старого мастера, то с этой точки зрения «Цвет денег» один из лучших в данном поджанре, подаривший миру шикарный экранный дуэт Ньюман-Круз. Посвящается памяти выдающегося актера Пола Ньюмана, который более 50 лет был предан актерскому делу.
«Цвет денег» является сиквелом фильма «Бильярдист» или «Мошенник», (Hustler, The, 1961), в котором в главной роли снялся также Пол Ньюман. В 1986 году, спустя 33 года после выхода первого фильма, за продолжение приключений Быстрого Эдди Фелсона (Пол Ньюман) взялся гений американского кинематографа Мартин Скорсезе. В принципе уже одной фамилии столь именитого режиссера в титрах достаточно чтобы считать это кино достойным просмотра, ведь плохих фильмов, как известно, Скорсезе не снимает. В главной роли Скорсезе оставил блиставшего в фильме 1961 года Ньюмана, а на роль его ученика пригласил многообещающего молодого Тома Круза, на то время уже ставшего «Лучшим стрелком» благодаря одноименному фильму Тони Скотта. В итоге получился эдакий актерский коктейль из актера-легенды Пола Ньюмана и надежды всей прекрасной половины Америки Тома Круза. Сюжет фильма в принципе оригинальным назвать тяжело, тема обучение мастером определенного дела, молодого ученика уже не раз обыгрывалась в голливудских кинопостановках. Но как, же эта история здорово сыграна и поставлена! Главное достоинство этого фильма, безусловно, актерский тандем Ньюман-Круз которые отлично смотрятся в роли своих персонажей. Пол Ньюман просто великолепен. Его актерское мастерство скользит в каждой сказанной с только ему присущей интонацией фразе, в каждом взгляде и каждом повороте головы. Блестящая роль Ньюмана, за которую тот, наконец, получил свой долгожданный Оскар, который, несмотря на 10 номинаций так и остался единственным в долгой карьере актера которая к несчастью оборвалась 26 сентября 2008 года. То, что такой великий актер как Пол Ньюман имеет всего лишь один Оскар, лишний раз доказывает, что актерское мастерство не измеряется количеством кинопремий. Похожая ситуация у Аль Пачино который при 7 номинаций тоже завоевал лишь одну статуэтку, но несмотря на это является на мой взгляд одним из лучших актеров мира кино. Также отлично смотрится еще совсем молодой да зеленый Том Круз. Его Винсент горячий непредсказуемый парень, который без ума от себя и своей девушки Кармен (Мэри Элизабет Мастрантонио), и, несмотря на большой талант в бильярде, не придает ему значения как способу зарабатывать на жизнь. Круз отлично изобразил, как и резкие перепады настроения Винсента, который порой не может контролировать свои эмоции, так и сами перемены которые происходят с его героем по ходу сюжета. Кроме того, картина радует отлично сыгранными второстепенными персонажами, вроде Кармен в исполнении Мэри Элизабет Мострантонио, которая хорошо сыграла расчетливую подругу Винсента. Кстати, за эту роль она была удостоена номинации на Оскар, единственной в ее карьере. Как всегда хорош Джон Туртурро, на этот раз в роли Джулиана, бывшего игрока, протеже которого был Эдди Фелсон. Также в небольшой роли промелькнул молодой Форест Уитакер привычно «покосив лиловым глазом». Картина мастерски поставлена, впрочем, другого ожидать от Скорсезе нельзя. Как и в своих предыдущих картинах, Скорсезе, мастерски раскрывает характеры, и мотивацию героев своих фильмов, да и бильярдные поединки поставлены просто отлично. Впрочем, довольно перечислять достоинства этого фильма, рекомендую вам самим все увидеть. Уверен, что потом вам снова захочется пересмотреть эту картину, уж больно хорош там Ньюман.
Цвет денег. Именно «цвет», а не «запах». Потому что даже эти «чёртовы бумажки, приносящие только зло» в фильме полностью подчинены общей идее, переливающейся всеми цветами радуги, гаммой позитива, авантюрной романтики, ощущением полета, восприятием жизни как чудесного мгновения, длящегося достаточно долго для того, чтобы успеть оторваться по полной. Оторваться так, как тебе самому хочется. И даже если ты ещё до сих пор не решался, то обязательно успеешь всё наверстать, успеешь воскликнуть — «Чёрт возьми, я хочу взять от этой жизни всё!». Что такое это всё — решать тебе. Возможно, тебе не нужно много для полного счастья. Ты хочешь успеха, славы, торжества, претворения в жизнь давным-давно забытых планов, осознания того, что ты что-то умеешь делать гораздо лучше других, или же просто ощущения движения к этому? Может быть, тебе захочется сбросить огромный груз, состоящий из прагматизма и осторожности и снова побыть ребенком. Пусть умным, пусть зрелым, но ребенком. Наконец, может быть, ты просто захочешь немного посмеяться над самим собой, над своей серьёзностью, пожалеть себя и постараться признаться себе в чём-то. И тогда — вперёд! И к тебе придёт «та самая» удивительная лёгкость, придёт осознание мысли, что ты находишься в гармонии с самим собой, что ты не обманываешь себя, что ты, чёрт возьми, вернулся и начал жить! Удивительно, что Мартин Скорсезе снял этот фильм. Как он решился взяться за такой весьма простенький сюжетец — совершенно не понятно. Но он взялся. Нет, ворвался! Как ураган, сметающий всё на своем пути. Как истинный монстр мощного, сбивающего с ног массового искусства. Он сделал всё, на что был способен, отдал всё, что у него есть. Отдал этим незамысловатым героям, попавшим в незамысловатую историю. И при этом сохранил лёгкость и простоту, сохранил наивность, рождающую искреннюю до боли доброту. Он заставил влюбиться в эту жизнь, протекающую в самом обычном месте. Америка. Какой-то бар. За стойкой сидит Эдди и разговаривает с любимой женщиной. Кто такой Эдди? Это человек преклонного уже возраста, очевидно много повидавший на своем веку. Его, похоже, всё устраивает. Он пришёл к спокойной, размеренной жизни. У него есть бизнес — продажа спиртного, и этот бизнес у него идёт вполне неплохо. Вглядитесь в эти глаза! В них — ирония, игривость, огромный опыт, ум, признание собственного изящества (а почему бы и нет?) и полное удовлетворение от того, к чему удалось в итоге прийти. Да, теперь он уже не молод. И теперь ему уже положено быть серьезным, источая важность и последовательность в каждом жесте, в каждом слове. Мало того, он научился делать это с какой-то неуловимой лёгкостью, изяществом, даже с юмором — обзавидуешься! В общем, он стал отличным вином, выдержавшим проверку на время. Конечно, раньше он был грозой, молнией. Он был великолепным бильярдистом. Он был «быстрым Эдди». Эх, какое было время! Время рассвета, вспышек и спонтанностей. Но, оно прошло. Его не вернешь. И, возможно, он согласится с тем, что в каждом возрасте есть свои прелести. Во всяком случае, он нашёл их. Хотелось бы оставить его, старика, с этими мыслями. Не трогать, не тормошить. Ведь он — как запечатанная бутылка, внутри которой — страсть! Она не должна думать, что может вырваться наружу. Ей нельзя давать повода. Ведь Эдди уже совсем не тот… Есть ли у авторов фильма сострадание? Похоже, что нет. В баре появляется огонь. Искра. Спонтанность. Какая-то ужасно наглая и до смешного наивная простота. Простота настолько простая, что становится даже интересно. Появляется бильярдист Винсент. Молодой, горячий, голодный. Появляется, чтобы просто поиграть в бильярд! Нужны ли ему деньги (ведь он играет на деньги)? Поверьте, не нужны! Они нужны его девушке Кармен, повсюду следующей за ним и принимающей ставки. А он просто хочет играть и получать от этого удовольствие. Никакой хитрости, никакого расчета, просто игра! Но, чёрт возьми, «каков удар у этого парня». Он, Винсент, действительно хорош. Как Эдди в свое время! И при том этот Винсент настолько бесцеремонно получает удовольствие от жизни, что хочется просто недоумевать. Прямо здесь, в баре, они устроили настоящую порку слабости, трусости, боязни сделать шаг. И надо же им было прийти в тот же самый бар. Потревожили старика… Горечь, боль… Но, сладкий привкус от попытки зацепиться за воспоминания… Эх, Эдди… Он, похоже, теперь сделает всё, чтобы быть с ними. Он это уже точно решил. Он использует всё, чему научила его жизнь, чтобы втереться в их компанию. Он почувствовал аромат любви к жизни. Он, чёрт возьми, тоже умел быть гениально простым! И теперь уж держитесь, фильм начинается… 10 из 10
Молодой, никому не известный бильярдист Винсент(Том Круз) играет в баре и выигрывает одну за одной несколько партий. Три, четыре, пять партий — и вот уже больше нет желающих с ним сразиться. Однако его игру замечает Эдди(Пол Ньюман) — бизнесмен по продаже виски. Он видит в нем талант, однако понимает, что умение играть еще не все. Он задумал обучить Винсента, как превратить талант в деньги, естественно с выгодой для себя, и, поэтому он предлагает ему сделку, размером в шестьдесят процентов от всех его выигрышей. «Выигранные деньги слаще заработанных», — Эдди еще помнит, как он сам играл в бильярд, и поэтому хочет оживить давние воспоминания, а может Винс напоминает ему его самого в молодости. Воспитание ученика идет с трудом: Винсент упорно хочет только выигрывать, его больше интересуют не деньги, а эмоциональная отдача от выигрыша и созерцания своей собственной крутости вида во время игры. Эдди отличный учитель: он, то вовремя удаляется, предоставив Винсенту самому решать проблемы, то неожиданно появляется, то воздействует на увлекающегося Винсента опосредовано через его более рациональную подругу. «Хороший бильярд и хорошая игра — разные вещи», говорит Эдди Винсенту, хотя тот его пока еще не понимает. Эдди учит Винсента самому главному, как вовремя поддаться, для того, чтобы затем сорвать куш, как разыграть ролевую игру с участием как-будто бы незнакомых людей и получить большие ставки. Однако можно нарваться и на такого же профессионального соперника — вот где оттачивается мастерство. Отличная игра Пола Ньюмена, показавшего нам хитрого и умного Эдди, который сам себя давно убедил, что главное — это деньги, вдруг неожиданно разрушает этот тезис в конце, доказывая, что игра все же важнее. Молодой Том Круз ненамного отстает от напарника: мы видим, как бесшабашный Винсент довольно быстро становится профессионалом, который изучает «порывы окружающих». В общем, фильм про бильярд оказался фильмом про противостояние и взаимовлияние двух сильных мужчин, один из которых открыт миру и эмоционален, а другой более замкнут и сух, но их обоих объединяет любовь к игре. Рассчитывал на избитый финал: простая «схватка» героев в конце, однако конец удивил и порадовал. 8 из 10
Параллельно с невероятно кассовым мировым блокбастером «Топ Ган», в 1986 году выходит еще один фильм с участием Тома Круза — Цвет денег, за авторством самого Мартина Скорсезе. Чтобы не стать попсовой кинозвездой-однодневкой, Том участвует в малобюджетной и менее кассовой, но гораздо более драматургической картине. Сюжет повествует о двух ярых любителях бильярда: один пожилой, уже бывший когда-то популярным игроком, а второй — еще молодой и не опытный, но чертовски талантливый паренек, окунающийся в мир зеленых столов и разноцветных шаров. И хотя, по части драматической составляющей, это далеко не лучший фильм Скорсезе, на карьере Круза он отразился очень положительно. Этот фильм можно поругать за многое: не совсем удачную подачу сюжета, некоторое провисание в середине, немного скомканный финал. Однако, это претензии, прежде всего к сценаристу, и только к сценаристу. За исключением его, остальная съемочная группа справилась на отлично. Режиссура и операторская работа в фильме шикарны: буквально носом чувствуешь все эти закуренный помещения, запах бильярдных столов. Атмосфера игры и азарта передана замечательно. Особняком в этом фильме стоит актерская игра, и в особенности, центральный актерский дуэт: Пол Ньюман-Том Круз. Пол Ньюман получил за эту роль Оскара вовсе не зря. Блистательна игра с легкостью затмевает всех остальных участников, и того же Круза, конечно же. Однако, Том, несмотря на это, играет почти в максимум своих тогдашних способностей, пытаясь не остаться в тени великого мастера Ньюмана. И это у него, должен сказать, получилось. Цвет денег — далеко не лучшая картина Скорсезе и не лучшая роль Круза. Однако любителям бильярда этот фильм посмотреть обязательно нужно. В каком еще фильме вы увидите эту тему настолько раскрытой? Мартин Скорсезе отдал дань уважения этому виду спорта и при этом не ударил в грязь лицом. 7 из 10