Что гложет Гилберта Грейпа?
- 01 окт 1993
«Что гложет Гилперта Грейпа» обладает завидной популярностью для драмы с бюджетом в 11 млн. и с двумя ведущими актерами Голливуда, которые стали таковыми лишь в конце 90-х. И причина, как нетрудно догадаться, именно в этих самых актерах. Именно благодаря еще молодым Джонни Деппу и Леонардо ДиКаприо (мело-) драма режиссер Халльстрема обладает уникальной атмосферой, романтикой и каким-то необъяснимым магнетизмом. Все это заставляет погрузиться в ностальгические воспоминания даже спустя много лет после просмотра, и под соответствующее настроение пересмотреть в который раз. Во-первых, так происходит из-за центральной идеи фильма. Она из разряда тех, которые будут актуальны до тех пор, пока общепринятый образ жизни человека не изменится кардинальным образом. А именно — боязнь застрять на одном месте, заниматься тем, что не нравится, и даже желая перемен, не находить силы и возможности, чтобы реализовать свои мечты. Об этом думает, наверное, каждый, кто хоть чего-нибудь хочет от жизни. И Гилперт Грейп в исполнении Джонни Деппа не исключение. Он живет в захолустном городке в штате Айова, работает ради того, чтобы семья из двух сестер, немного чокнутого младшего брата и невероятно растолстевшей матери не умерла с голоду. Это на первый взгляд, может показаться циничным — думать о подобном образе жизни с точки зрения неудачника. И прелесть фильма как раз в том, что он говорит об обратном. Главный герой, несмотря на не самую удачную жизнь, и желание раз и навсегда покончить с прошлым, не жалуется на то, что выпало на его долю. Более того, он готов защищать своих близких от насмешек окружающих, которые не все понимают и не ставят себя на его место. Путь даже братец Арни постоянно закатывает истерики и вытворяет всевозможные глупости, а обленившаяся мамочка не желает вставать с дивана. Это, если задуматься, вполне жизненная история, в которой многие могут увидеть что-нибудь очень знакомое, и после просмотра даже задуматься о том, в чем правы авторы фильма, а в чем, может, и ошибаются. К тому же, сценарий фильма предполагает некоторую надежду в лице Бэкки, в которую Гилперт влюбился бы с первого взгляда, лишь бы еще раз вспомнить о возможной свободе. Но выбирать в такие моменты особенно тяжело, особенно если любишь свою семью, несмотря ни на что. «Что гложет Гилперта Грейпа» за 118 минут экранного времени ни разу не теряет атмосферы, основанной на всем вышеперечисленном. Джонни Депп в этой роли на самом деле, убедительнее, чем в кривляющихся образах нулевых, но ни то, ни другое нельзя сталкивать лбами. Это лишь еще одно доказательство того, что он разноплановый и очень талантливый актер. Леонардо ДиКаприо в роли Арни — один из самых обсуждаемых его образов в кино. Видно, что уже и в 18 лет он был способен на многое. С остальными исполнителями все гораздо проще, но у режиссер Халльстрема они отыгрывают на пять с плюсом. Драма, как я люблю говорить, «обнадеживающая». Главный герой учит тому, что при любых обстоятельствах можно и нужно ценить то, что есть и тех, кого искренне любишь. После просмотра оставляет на душе только приятные и легкие воспоминания, фильм охота пересмотреть, и не раз! На мой взгляд — очень приятная во всех отношениях (мело-) драма 90-х, с незабываемыми персонажами Леонардо ДиКаприо и Джонни Деппа.
Хороший фильм. Пропитан лаской, преданностью к своей семье. Джони отлично справился со своей ролью, он один из тех актёров который действительно заслуживает такую славу. Показательный и актуальный до сих пор, тем, что показано- что таких людей как Гилберт и его подружка Беки должно быть как можно больше- чтить долг, сохранять при этом спокойствие во всех проблемах, и понимать все пороки и недостатки человека. Что касается Гилберта так это человек семейный, уверенный в себе, влюбился в девушку, но а как же семья? От них никуда не уйдёшь — надо заботится обо всех членах семьи. Беки- девушка с широким взглядом на мир, и жизнь. Кстати она чем то мне напомнила француженку нежели американку. В итоге можно отметить такие факты: в фильме показана обычная история любви, смешанная с бытовыми проблемами. Где побеждает всё же любовь 2-х персонажей — Беки и Гилберта.
Какой чудесный фильм! Эмоционально не простой — столько раз горло перехватывает, когда видишь переживания и боль героев, но в то же время он удивительно светлый, добрый, нежный. Очень красиво показаны отношения внутри семьи Гилберта. Бедные дети, оставшиеся наедине со всеми проблемами взрослой жизни, сумели сохранить в своих душах доброту и радость, не обиделись, не озлобились на мир. Так трогательно просто и обыденно они заботятся друг о друге, о матери, не сумевшей стать им опорой, о брате, который совершенно беспомощен перед жизнью. Замечательная актерская работа юного Ди Каприо. Очень приятно было ее увидеть лет 13 назад в разгар титаникомании — убедилась на ее примере, что в Лео есть искра Божия. Жаль, что его более поздние роли, за редким исключениям, не столь интересны. Как всегда, прекрасная актерская работа Джонни Деппа. Так эмоционально точно, тонко, просто раскрыть внутренний мир героя, показать его мучительные переживания, его внутренний разлад — это высочайшая степень профессионализма. Какая замечательная сцена, когда Гилберт, измотанный осточертевшей монотонностью своего существования, бормотанием Арни, до оскомины заботливыми разговорами Эми, недовольным лицом Элен, бросается в машину и уезжает прочь. Куда?.. Не важно, лишь бы вырваться… Блестящий контраст двух моментов — когда Гилберт защищает Арни от Элен и объясняет брату, что всегда будет оберегать его, «потому что никто не смеет обижать Арни», и когда Гилберт, сорвавшись, сам ударяет брата. Эта сцена с избиением и последующим бегством вообще одна из самых лучших в фильме. Лицо, глаза Деппа, когда он едет в машине по ночному шоссе, когда наблюдает, как Бэкки с Арни играют в реке — в них читаешь всю историю его души, его жизни. «Я должен идти… Я не знаю куда…» (именно так звучит в оригинале, хотя переводят почему-то иначе) — так просто и так емко рассказано обо всем, «что гложет Гилберта». Любуясь крупными планами Джонни, его наполненными, говорящими глазами, я вдруг подумала, что, если бы ему довелось работать в эпоху немого кино, он тоже стал бы одним из величайших актеров того времени. Редко кто умеет так выразительно, так красиво раскрывать своего героя, обходясь минимумом слов, без суеты, без хлопот лицом. Блестящая работа! Бесконечно веришь этому заблудившемуся в порочном круге житейской необходимости и рутины мальчишке, которому в голову не приходит, что можно жить для себя, не заботясь о других. Бесконечно восхищаешься внутренней чистотой и красотой парня, мечтающего стать хорошим человеком и даже не понимающего, что мало у кого из сверстников хватит душевной силы, стойкости, доброты и чувства долга жить так, как живет он, да еще не видеть в этом ничего особенного. А еще, пересмотрев, почему-то попыталась представить, как бы этот же сюжет обыграли в нашем современном кинематографе. И мне стало страшно. Вспомнилась «Юленька», «Волчок», творения Балабанова… После таких мыслей этот фильм понравился еще больше…
Начала писать рецензию, а писать о чем даже и не знаю. Просто фильм настолько неоднозначный, что его не совсем понимаешь. Хочу сразу сказать, что запомнилась раз и на всегда в фильме игра Леонардо ДиКаприо. Что не говорите, но у этого человека талант актера просто неимоверный! Тяжело сыграть человека с психическими расстройствами, но ДиКаприо справился с этой задачей на отлично. Честно говоря, я не сразу и узнала в этом слабоумном мальчике известного и талантливого актера, вот что значит уметь перевоплощаться в новую сложную роль. Вот кто-кто, а он действительно имеет дар актера! Сам сюжет фильма немного непонятным все-таки остается, я не совсем сумела углубиться в сам смысл картины. Не было понятно что именно создатели фильма хотели сказать своей работой, какую мысль должен был вынести зритель. Но в то же время фильм пропитан драматическими событиями, которые окружали главного персонажа, но он справлялся со всеми проблемами и даже не подавал виду что ему тяжело. Гилберта Грейпа было ужасно жалко, его жизнь преподносила ему слишком много испытаний, которые могли сломать любого человека, но Гилберт справлялся со всем, и это заслуживает внимания. Как я и говорила, фильм спорный, так как не понятно как к нему относиться, он достаточно спокойный, временами даже есть ощущение, что смотришь за чьей-то жизнью. Могу только сказать что после фильма остается такое неприятное ощущение того, что в жизни не все хорошо и эта картина нам это доказывает. P.S. При желании можно посмотреть этот фильм. 7 из 10
Что там глодало Гилберта Грейпа, это еще разберемся, а меня лично глодало чувство, что я хочу написать об этом фильме, а пишется трудно. Фильм очень непростой. Довольно тяжелый для просмотра, и, как выяснилось, для рецензии. Название фильма, кстати, мне совершенно не нравится. Звучит хорошо и интригующе, однако не вижу я, чтобы там кого-то что-то глодало. Другое слово нужно какое-нибудь. Крошечный городишко Эндора, глухая американская провинция, водонапорная башня видна отовсюду. Убого, облезло, все знают не только друг друга, но и друг про друга все, все ходят в один и тот же местный магазин. Болото стоячее. Даже не умирает никто, в похоронном бюро застой. В доме на отшибе живет семья Грейп: два брата, две сестры и мать. Гилберт (Джонни Депп) за старшего ввиду того, что отец давным-давно повесился в подвале, а настоящий старший брат куда-то сбежал. Гилберт работает в местном магазине и не только как-то содержит всю семью, но и полностью несет за нее ответственность. Младшему брату Арни (Леонардо Ди Каприо) вот-вот исполнится 18, он умственно отсталый, требует постоянного присмотра, одержим стремлением залезать на высокие предметы, в том числе на вышеупомянутую водонапорную башню. Эми и Хелен (Лора Херрингтон и Мэри Кейт Шеллхардт) — две сестры, младшей 15, ничем особо не примечательны. Мать семейства Бонни (Дарлен Кейтс) была когда-то «самой красивой местной девчонкой», но после смерти мужа пережила шок, катастрофически, до патологии растолстела, практически не может перемещаться. В семье взяла на себя роль капризного главнокомандующего. Руководит, курит и кушает с удовольствием. Кажется, ничего никогда не изменится. Однако Эндора не на другой планете находится и жизнь идет вперед, прогресс, так сказать, неумолим, и чем дальше, тем быстрее происходят изменения. И один за другим тихие и сонные городки попадают под влияние новизны и поглощаются ею. И вот потихоньку подходит очередь Эндоры: открывается новый громадный и шикарный по местным меркам супермаркет и старый магазин пустеет, не в силах конкурировать с изобилием товаров и лобстерами в прозрачном аквариуме, увешанный шариками павильон предлагает новые бургеры и молочный коктейль из настоящего молока, и уже несколько лет в начале лета проезжает по дороге через Эндору вереница трейлеров. Откуда едут? Куда? Где-то же есть и другая жизнь? Это тревожит. И даже, возможно, как-то гложет Гилберта Грейпа, уж если надо употребить слово из названия. И тут вмешивается судьба. Ломается трейлер. И эта новая, другая жизнь, где люди не сидят на месте, в виде молодой девушки Бекки напрямую вторгается в жизнь Грейпов. Оказывается, жизнь может быть совершенно другой, у людей могут быть собственные желания, они могут делать собственный выбор, они могут совершенно по-другому смотреть на привычные вещи. Осознать это Гилберту непросто. И сталкиваются старое и новое: традиции и новизна, ханжеское умолчание и способность называть вещи своими именами, любовь к родным и бесконечная усталость от рутины, гордость и стыд, долг и желание свободы, интрижка и влюбленность, нежная привязанность к отсталому брату и желание избить его, ответственность за семью и тяга к переменам…Все это мучает и разрывает Гилберта, но пробуждает и его разум, и чувства. Это и злая ирония, и закон жизни: корни нужны всем, однако если притяжение семейных уз становится слишком сильным, жизнь складывается так, что отрывает людей от этих корней и уносит, чтобы они могли жить и развиваться дальше, однако отрывание это мучительно и, лишившись корней, люди обязательно будут тосковать по ним и желать обрести их вновь. Но это уже потом. А пока семья Грейп не избежит этой судьбы: их бывшая жизнь и то, что привязывало их накрепко к дому, к семье, друг к другу, исчезнет в один день, сгорит в страшном костре. Смогут ли они начать новую жизнь и воплотить свои мечты? «Я хочу стать хорошим человеком», говорит Гилберт. Возможно, в новой жизни это будет очень непросто сделать. Хочу отметить прекрасную игру актеров: Джонни Деппа, Джульет Льюис, Дарлин Кейтс. И отдельно невозможно не выделить Леонардо Ди Каприо. Он играет своего ровесника. Играет великолепно. Он вообще отличный актер, на мой взгляд. В целом фильм достаточно тяжелый, по крайней мере, особо развлекательным его не назовешь. Однако депрессивного чувства не оставляет. Наоборот, какое-то замечательное светлое ощущение остается от героини Джульет Льюис Бекки. Хорошее кино. Рекомендую. 9 из 10
В данном случае, определенно есть смысл проводить параллели между вышедшей в этом же году картиной «Жизнь этого парня», где тоже успела засветиться молодая «звезда» ДиКаприо. Эти истории, фактически, опираются на фундаментальную драматургию семейного института со всеми вытекающими. Если же в фильме Майкла Кейтона-Джонса основой послужило внешнее насилие, то у Халльстрёма получился гиперболический образ несчастной семьи из глубинки, где количество трагедий на квадратный метр старого обветшалого дома переваливает за грань разумного. Гилберт — юноша из провинции, тянущий на себе всю семью после смерти отца. Ноша эта не легкая, так как в добавок к двум сёстрам у него имеется умственно-отсталый брат и двухцентнеровая мама, ведущая исключительно социофобный образ жизни. Но паренёк старается не унывать (на сколько это возможно), работая в магазине, по вечерам ремонтируя обветшалую хибару и по выходным наведываясь к замужней соседке «занести продукты». Формально — драма в своём зачине прописана «чёрными чернилами по белому листу», снабжая зрителя характерными кадрами загибающейся окраины и такими же загибающимися людьми в ней. Но актёрский состав вытягивает на себя большую часть работы, не позволяя впасть в уныние во время просмотра. И касается это в первую очередь выдвинутого на Оскар второстепенного персонажа Леонардо ДиКаприо, страдающего умственным недугом. Процесс «вживления» в роль был проделан действительно качественно, но что более омрачает всю картину — на фоне Арни все остальные персонажи впадают в прострацию, не производя на экран ничего более, кроме тоски. Может это и было на руку режиссерской задумки, но по прошествии некоторого времени, набор недостаточно разборчивых кадров начинает навевать скуку. От того и вклиненный новый герой в середине фильма не имеет собой достаточного основания (Депп все ещё не снимает маску уныния). Констатируя ранее сказанное, фильм можно описать как проходную драму со всеми её ключевыми факторами. Но даже в таких картинах (как уже упомянутая «Жизнь этого парня») можно найти некоторую искру. У Гилберта Грейпа этого нет. Взваливая всю работу на плечи второстепенного персонажа многие моменты просто идут в минус. А вопрос «что же, черт возьми, гложет Гилберта Грейпа?» остаётся открытым. 6 из 10
Интересная история, одна из первых ролей Лео и искренность Джонни Деппа. Что может волновать Гилберта? Вопросительное название картины бросает вызов зрителю, чтобы дать ответ, открывая сложную жизнь симпатичного паренька. Гилберт — глава семьи, рассказом автора нас вводят в курс дела, что он единственный заботливый и ответственный мужчина в семье. Две сестры, мать, страдающая ожирением и потерявшая смысл в жизни, слабоумный брат, за которым нужен глаз да глаз — домашняя рутина, которая никого не волнует, но она заставляет оставаться на одном месте перспективного паренька. Джонни Депп радует на экране постоянно. Его герой сталкивается с проблемами не только дома, но и вне его стен. Работа в супермаркете показывает нам директора Гильберта, его реакцию на конкурирующий в городе новый торговый центр, а также то, как Гилберт ведёт себя. Постоянно младшенький братик находится под присмотром старшего, ограничивая все действия главного героя. Сковывая его, но, в тоже время, демонстрируя нам потрясающую любовь к семье, создавая ложное впечатление. Гилберт — мечта многих девушек. На него засматриваются даже дамы постарше. Он не обделён вниманием, вот только братик Лео постоянно чудит. Фильм разбавляет сложную жизнь мальчика постоянными выкрутасами младшего. Леонардо ДиКаприо перевоплотился потрясающе. Так передать состояние и поведение больного человека смогут далеко не все. Любопытство и энергия Лео словно противоборствующая сила равномерному, расчётливому и заботливому характеру Деппа. Контраст, который создают братья, проскальзывает на протяжении всего хронометража. Влюблённость главного героя требует уединения, но на этом и появляется брешь в скучной и тщетной жизни красавца. Мелодрама умело вписывается в эту историю, вот только у зрителя проявляется новая, иная жалость к Гилберту. Ты его понимаешь, знаешь, что ему хочется, но он не признаёт это даже сам себе. Жертва, которую приходится ему отдавать, распространяется на мать. Ему стыдно за нее, он не приглашает к себе в дом друзей, девушку. Скрывая в себе всю усталость, всю боль от такого положения, персонаж не выставляет это наружу, не бросает руки, не жалуется, а просто легко обходит неудобные вопросы и меняет тему. Эпизод, где ему предлагают лучшую жизнь, где он будет с любимой женщиной, где он наконец-таки покинет этот город, показывает сильного и ответственного героя — жертва, которая может возвысить этого человека в глазах зрителя. Сюжет не зацикливается на одной заботливой теме, сквозь трудности и радости Грейп развивается, показывая, что жизнь вокруг него не останавливается, как внутри его дома, а идёт дальше: знакомые разъезжаются, любовь переходит на новый этап отношений, а руки у Гилберта связаны. Так интересно показывают внутренний, непреодолимый элемент, который полностью перечёркивает дальнейший путь парня и внешнюю, бурлящую жизнь, которая сама тянет на перемены. Постыдные кадры сталкивают мать с реалиями несправедливости общества, поэтому под не очень приятные замечания женщина находит в себе силы и осмысливает происходящее. Сёстры играют второстепенные роли, причём тебе на них всё равно, но они могут дополнить до нужной консистенции тот или иной эпизод. Стыдливость и скрытие членов своей семьи самому Гилберту противно, видно, как ему мешает любопытный и, порой, грубый братец (хоть мелкий сам этого не осознаёт), но это ещё сильнее укрепляет в нём стержень ответственности. Не стоит стыдиться своих родных, что так упорно доказывает нам сюжет. Кульминационный момент подводит нас к выбросу, всплеску эмоций Гилберта, когда ему надоедает такая жизнь, когда он очередной раз лишается элементарного человеческого счастья. В таких эпизодах можно получить удовольствие от экранного дуэта ДиКаприо-Депп, который заставит ваше сердце трепетать от волнения. Так что же гложет Гилберта Грейпа? Вам лучше погрузиться в эту истории самим и в итоге дать ответ на данный вопрос.
Невероятный фильм! Потрясающий! А стоит начать со смазливого и, не побоюсь этого слова, гениального Леонардо ди Каприо. Какая игра! Вот за какую роль ему надо было дать Оскар! Невероятное перевоплощение, прям и не верится, что он в жизни нормальный человек. Но это не означает, что остальные актеры меркнут на его фоне: все актеры играют вполне убедительно и четко показывают характеры свои героев. Сюжет фильма небанальный: тяжелая жизненная ситуация одной семьи. А известно, что у каждой семьи мерило тяжести свое. Вот и здесь, безвыходность ситуаций героями решается легко, и этому стоит поучиться. Особенно у Гилберта. Что касается финала, так по мне — он совсем не тот, которого ожидаешь, и сюда отлично подходит фраза «Вот это поворот!». Поэтому послевкусие останется приятным. 9 из 10
Гилберт Грейп живет в маленьком американском городке Эндора, штат Айова. (В котором нет автомастерской, судя по сюжету). И у него ворох проблем. Его мать приросла к дивану, она обуза, «кит выбросившийся на берег» и она «.. в молодости была самой красивой девчонкой в этих краях». Кроме этого у него есть вроде адекватная сестра Эми, которая любит готовить, скорее всего работающая поваром. А также младшая сестра, переходного возраста Эллен. Отношения Гилберта и Арни напомнили мне отношения главных героев книги «О мышах и людях». Тут Гилберт тоже постоянно следит за младшим братом, ухаживает за ним, подыгрывает ему и защищает по возможности. Пожалуй, лучшая сторона этого фильма, которая мне симпатизирует. На работе у Гилберта тоже не все ладно. Клиентов нет. «Что там происходит в Фудлэнде?» задают вопрос друг другу работники магазина. Отношения с замужней женщиной судя по канве его сильно не тяготят, он почти не испытывает чувств, выполняет обязательство перед любовницей. Уехать из города он не может, но ведь мать привязана к этому дому. Что может сбить с толку. Ведь американские фильмы про молодежь постоянно культивируют идею свободных выпускников. Но уехать смог только его брат. Однако, Гилберт остался «мужчиной в доме» и должен тянуть это бремя. Мама спрашивает его в конце фильма «Почему ты вернулся, Гилберт?». Какой-то проблеск в жизни Гилберта должен наступить и он встречает девушку Бэкки с большой дороги. Мать замечает его растерянность в эпизодах, от чего также страдает и его любимый младший братец. Порой герой Джонни Деппа раздражает, замечаешь какую-то безликость. Иногда его жалеешь, такой как любой из нас в жизни. Игра актеров заслуживает внимания. Больше всего в роль вжился Леонардо Ди Каприо, доказавший уже в столь юном возрасте свой талант. После первого просмотра этого фильма запомнился этот «чудик». Он сыграл так натурально, его игра в этом фильме просто восхищает зрителя. Я всегда жду большей атмосферности от видов таких маленьких одноэтажных американских городков. Что я не увидел в этой картине и пожалуй отнесу к минусам. В жизни полно моментов когда родители не могут отпустить своих детей из семьи. И дети, устав сопротивляться, принимают это как должное и тонут в этом болоте. Если можно было вмешать сюрреализм Кафки в эту картину, то порой казалось что Гилберт проснется в виде таракана у себя в постели. Не мудрено, от всего этого сойти с ума можно. «Что гложет Гилберта Грейпа» не идеален, иногда приходится задавать себе вопросы, на которых нет ответов по сюжету. Например, Арни понимает что с его матерью что-то не так, хотя весь фильм проявлял черты неадекватности и вообще порой отрешенности от мира. Фильм очень искренний, с глубоким смыслом, который заставляет взглянуть на жизнь, найти что-то похожее на нашу обыденную обстановку с такими же порой родственными связями, ситуациями. Каждый должен когда-то сделать правильный выбор, освободиться от оков или быть всю жизнь привязанным к одному месту.
Шведский режиссер Лассе Халльстрём раскрывает зрителю жизнь тихого городка, в котором никогда ничего не происходит, за исключением еженедельных выходок Арни Грейпа (Леонардо ДиКаприо) в виде взбираний на водонапорную башню. Гилберт Грейп, его старший брат — обычный парень, у которого есть две сестры, очень толстая мама и умственно отсталый брат. Он заботится обо всех, кроме себя, в тайне мечтая о новой жизни вне захолустного городишки. Но на его душе лежит большой двухсоткиллограммовый груз, олицетворяющийся его матерью и бесконечными обязанностями. Игра томного и мечтательного Джонни Деппа довольно хороша, но недостаточно хороша в сравнении с игрой его младшего брата. За этим юным персонажем очень смешно и интересно наблюдать в течение всей киноленты. Его невероятная мимика заставляет поверить в его психическое состояние и сопереживать ему как родному человеку. Добрую провинциальную атмосферу, в которой обитают два брата, подкрепляет не менее добродушный и простой саундтрек. Все здесь тихо, прекрасно, только вот гложет один вопрос, изначально заявленный в названии. Картина остается в воспоминаниях на долгое время. Ее приятно пересмотреть и окунуться в тихие сомнения главного героя. А также восхититься полным их отсутствием у его неадекватного беззащитного брата. 10 из 10
Американский фильм 1993 года режиссёра Лассе Халльстрёма. Фильм является экранизацией одноимённого романа Питера Хеджеса, в съемках которого он принимал активное участие и выступил автором сценария. Главные роли исполнили Джонни Депп и начинавший тогда Леонардо ДиКаприо. Картина повествует о жизни молодого парня по имени Гилберт и его семьи в захолустном городке. Отец семейства покончил жизнь самоубийством, оставив свою жену Боню одну с четырьмя детьми: старшей дочерью Эмми, умственно неполноценным мальчиком Арни, школьницей Эллен и старшим сыном Гилбертом, на плечи которого и легла ответственность за семью. Мать после смерти отца впала в депрессию, из-за чего стала сильно толстеть, а вскоре и вовсе потеряла способность нормально передвигаться. Гилберту приходится следить за больным братом и работать в магазине, чтобы добыть деньги для пропитания семьи. В какой -то момент он знакомится с девушкой по имени Бекки, путешествующий по стране со своей бабушкой, с этого момента и начинается история. В фильме мы видим тяжесть провинциальной жизни. Нельзя сказать, что она является тяжестью для всех. Как мы можем наблюдать, для друга семьи ремонтирующего их дом, этот маленький город в штате Айова — шанс построить новую карьеру в сфере услуг, чему он очень рад. Однако для Гилберта город на окраине штата это — гложущая жизнь без перспектив вдалеке от интересных событий и всего нового. Потому наблюдение за караваном трейлеров, ежегодно везущим туристов по шоссе, становится для него маленькой радостью прикосновения к частичке большого мира, членом которого он, к сожалению, не является. Гилберту сложно так рано взрослеть, но под тяжестью обязательств у него не остается другого выбора. Как правильно заметила миссис Карвер, он заботится обо всех, совсем забывая о себе. Гилберт разрывается между семьей и работой. Так, когда Арни роняет перед праздником торт, брату приходится поехать в новый супермаркет, отнявший у хозяина магазина, в котором он работает не малую часть клиентов. Двумя неделями ранее Гилберт в разговоре с ним, пытаясь утешить, говорит, что не ездит за продуктами в этот супермаркет, но по воле случая встречает мужчину, как раз покидая эту причину его скорого банкротства. Герой Тима Грина всегда хорошо относился к Грейпу, потому увидеть своего преданного работника посетителем успешного конкурента особенно больно. Он понимает, что нельзя винить Гилберта за это, но в душе все равно отпечатывается цитата старого Цезаря «И ты, Брут?». Гилберт понимает, что ему неприятно, потому испытывает чувство вины перед работодателем. С одной стороны, этот случай — результат внутреннего конфликта в самом Гилберте, а с другой — явная демонстрация вытеснения с рынка крупными компаниями малого семейного бизнеса. Нелегко в этом мире и Арни. Умственном неполноценному мальчику сложно интегрироваться в общество, он местами не тактичен, так как не имеет особого представления об этике, но в душе он очень добрый и любящий. Арни привязан к брату и без него совсем беззащитен. В конце киноленты в Бони мы тоже видим человека. Она понимает, какой обузой является для своих детей, но уже не может ничего с собой поделать, кроме как избавить их от такой ноши. Огонь, символизирующий радикальную очистку от старой жизни ради зарождения новой, освобождает Гилберта от груза ответственности и дарует ему свободу. Многие акцентирует внимание на Беки, как на девушке, изменившей жизнь Гилберта. Но как мне кажется, она только принесла нотки радости в его повседневность и своим известием об отъезде, дополнила переезд миссис Карвер. Ведь отъезд знакомых только дополняет чувство безысходности. Джонни Депп и молодой Леонардо ДиКаприо были на высоте. Им хорошо удалось показать братскую любовь и в общем, вжиться в роль, особенно ДиКаприо. Готовясь к съемкам, он специально несколько дней провел в психиатрической клинике вместе с детьми с таким же недугом. Кино рассказывает о малом и о многом. Здесь нет ничего особенного и нереального. В мире есть много таких Гилбертов, а Лассе Халльстрём и Питер Хеджес предоставили возможность оказаться на месте одного из них.
«Что не убивает нас, то делает сильнее». Или еще по-другому можно: «что не убивает нас, то калечит». И так правильнее. В том смысле, что всякое сильное воздействие, будь то мгновенная опасность с угрозой жизни или долгое, из года в год сминающее давление. То и другое заставляют выращивать из себя потребные для выживания качества и свойства, а носителя делают отличным от других. С точки зрения расхожего здравого смысла — искалеченным. Герой этого фильма долгие годы в ситуации давления. Старший сын в семье. Американское захолустье. Папа впал в депрессию по неведомым причинам. Сначала перестал замечать близких, после повесился в подвале. Мама принялась заедать стресс, создавая подушку безопасности от угроз этого мира изнутри. И так преуспела в том, что в весе гиппопотама вовсе перестала выходить из дому. Старшая из сестер безработная. Младшая школьница. Младший брат — дебил. Все. Хотя нет, есть еще старший брат, но он давно уехал из этой кунсткамеры и отношений с родными не поддерживает. А значит — и нет его. Работа в маленьком магазинчике, чтобы всех прокормить (ума не приложу, как ему это все же удается). Забота о младшем, то и дело убегающем и одержимом манией влезать на высокие (дерево, водонапорная башня) предметы. Терпение и спокойствие, изменить ты ничего не можешь, только нести свой крест. Тут еще дом разваливается под тяжестью мамаши и постоянно нужно просить о помощи отцова друга. Благо — не отказывает. Ах да, еще секс время от времени с замужней, много старше себя, теткой, матерью двоих детей. Не для радости, а как по обязательству. И такое беспросветное убожество вокруг О, Боги, яду мне, яду! А теперь вот так: это фильм с Джонни Деппом и Леонардо ди Каприо. Еще там Джон Рейли (который «Мистер Целлофан» в «Чикаго») и звезда «Старперцев» Мери Стринбёрген. И это кино о том, что всякое невыносимое давление ослабевает. Когда и если ты находишь в себе силы переносить его терпеливо. А дальше может начаться жизнь. Не так, дальше она начинается и тебе. привыкшему довольствоваться крохами радости, обыденность станет водопадом сверкающего счастья. Что не убивает нас, то делает сильнее.
Предисловие. Пожалуй лучшая актерская игра Леонардо ДиКаприо. Один из самых выдающихся актеров, которых не постигла звездная болезнь, его актерский путь начинается с юных лет. Многие его стали его поклонниками по таким фильмам как «Титаник», «Авиатор»,а некоторые совсем полюбили его когда в очередной раз он не получил оскар и весь интернет был забит всем известными шуточками. Большое количество поклонников не знакомы с его творчеством. Но если окунуться в его историю, что же мы увидим? Итак: 1993 год — ШЕДЕВР актерского мастерства, глазам не верится как этот юнец (Лео) внушает тебе доверие, как он мастерски все это проделывает с твоим мозгом (невозможно оторвать взгляд от экрана), при этом кажется будто у него за плечами многовековой опыт в сьемках. (Да, кстати это его первая номинация на оскар, с чего все и началось.) Спасибо Джонни Деппу, который лично выбрал Лео на роль своего брата (и кстати у Джонни это так же одна из лучших ролей). Игра всех героев вызывает абсолютный восторг. Каждая секунда, каждое мгновение, зритель может чувствовать как актеры выкладывают свои души ради тех, кто смотрит на них. Сценарий прост, он не имеет острых углов, все повороты плавные, вся история очень жизненна для многих и благодаря этому берет за душу рядовых зрителей. Многодетная семья без отца который умер/воюет/сидит в тюрьме, мать имеющая проблемы ожирение/спиртное/гулящая, общие усилия в «выживании»/обретении счастья и наконец трагедия — смерть кого нибудь из героев, при этом фильм развивается монотонно. С героями случаются разного рода происшествия, показываются истинные отношения в семье, а главное, показывается любовь. Эта сюжетная линия настолько здорово раскрыта, настолько она берет за душу, а так же определенно она несет поучительный характер, каждый просмотревший этот фильм, сделает для себя вывод. Любовь к матери осталась неизменна, вопреки всем видоизменениям; любовь к недалекому брату лишь крепнет с возрастом. Никто не скулит о том что ему досталась такая судьба, проявляется понимание, это ли не наглядный пример того, к чему стремятся люди в своих чувствах? Если проанализировать данный фильм, то тема затронута очень серьезная. Ее можно обыграть в депрессивном ключе, фильм мог бы своим показом оставить в сознании «рубец», но профессионализм и опыт Лассе Халльстрема позволили обеспечить легкую подачу истории, которая никоим образом не вгоняет в тоску и бесконечные тяжелые раздумья. И что уж говорить, если все фильмы этого режиссера приняты достаточно тепло, он уж точно знает как тронуть зрителя за ту самую ниточку самым простым способом (да да да, ведь это он режиссировал «Хатико»). Фильм адаптирован по книге, и думаю что те кто еще не читал книгу, то обязательно, если не прочтет, то хотя бы появится огромное желание прочесть ее. Смотрится на одном дыхании, во время просмотра есть о чем задуматься, после же определенно делаешь выводы о просмотренном. P.S. Всем любителям Лео к просмотру!! 9 из 10
И никогда не сделают. Невозможно повторить столь удачное сочетания актеров и персонажей, и пусть сюжет фильма не обладает шедевральной сложностью, но хрена лысого вы увидите настолько плавную и сильную историю, как в этом фильме. Прочитав другие рецензии (парад тщеславия, чесслово), я вынужден уточнить — я человек обделенный «высоким изысканным чувством вкуса» и «синдромом поиска глубинного смысла». Так что расскажу как есть, без позерства. История вертится вокруг замечательного товарища Гилберта, проживающего в тухлой глухомани со своей проблемной семьей. Жизнь его состоит из заботы о больном на голову брате, страдающей от глубокой депрессии матери, и двух сестрах, старшая берет на себя обязанности матери, младшая типичная пубертантная девка, ее дрянное поведение полностью оправдывается возрастом. Так что же гложет Гилберта Грейпа? Несмотря на тучу проблем в семье и личной жизни (секс с женатой старушкой, йо-хо-хо) парень не озлобился на жизнь и окружающих, не спился, не скурился и не вырос мразью, как происходит в 99% похожих историях, наш Гилберт искренне любит и заботиться о родных и друзьях, всегда рад оказать помощь и поддержать ближнего. Крепости духа парня можно позавидовать. Но все меняется, когда в жизни главного героя появляется она… БАБА! Причем из разряда «та самая, единственная и неповторимая». Происходит столкновение двух миров — Гилберт привязан к своему родному городу и не может бросить семью, а его новая пассия путешествует с маман в трейлере и не остаются долго на одном месте. Бла-бла-бла… короче. Фильм о том самом переломном моменте, который случается в жизни каждого человека, о том моменте когда мировоззрение человека меняется навсегда. Такой период бывает в жизни каждого, и триггер к таким размышлениям у всех бывает разный. На Гилберта сваливается целая куча таких триггеров. Потому так много людей говорят «я узнала в Гилберте себя, я такая тонка натура с богатым внутренним миром», тьфу… Главный герой проходит сквозь лес испытаний и вопросов, в то время как многие люди ломаются, сталкиваясь лишь с одним из похожих испытаний. О сюжете ни слова больше — нужно смотреть и ощутить на своей шкуре. С актерами все понятно: Дикаприй выкладывается на все 100%, как всегда великолепен, а Джонни Депп здесь еще не испорчен коммерческой актерской игрой в духе Джека Воробья. Среди второстепенных актеров много знакомых по хорошим ролям лиц, радующих душу. 10 из 10 P.S. Во время просмотра никак не мог отделаться от мысли, что смотрю приквел «Большого Лебовски». Очень схожие по духу фильмы.
Боже, как же я люблю этот фильм! Это самый мой фильм из всех существующих. Этот фильм при первом же просмотре задел меня за живое, как никакой другой ни до, ни после. Просто безумно понравился. Конечно, есть и другие, не менее любимые фильмы, но этот особенный. То чувство, что его сняли специально для меня в далеком 93-ем. Попробую объяснить, чем мне так дорога эта картина, хотя, как вы догадываетесь, просто это не будет. Фильм, если в двух словах, представляет собой драму. Драму самую настоящую, а не просто фильм сомнительного жанра. Фильм одновременно и очень тяжелый и очень светлый. В то же время необычайно интересный, смотрится на одном дыхании. История рассказанная в фильме повествует нам о жизни семьи обычных американцев, небогатой, совершенно больной и очень несчастной. В семье Грейпов четверо, а официально 5 взрослых детей, а также их мать. У матери просто невероятно чудовищное ожирение (страшное зрелище, поверьте), она почти не двигается, находится в депрессии и является настоящей обузой и предметом стыда для своих детей. Казалось бы, уже серьезное несчастье, но это далеко не все. Младший сын — Арни — умственно отсталый, ему почти 18, но он находится на уровне развития 5-летнего ребенка. Самый старший сын уехал учиться, и в честь этого радостно бросил столь проблемную для него семью. В фильме о нем лишь упомянуто. Старшая дочь Эми не может найти работу поблизости от дома и просто ведет хозяйство. Младшая дочь, 15-летняя Эллен учится в школе, а также обладает отвратительным характером. Средний брат — Гилберт, о нем в основном и пойдет речь. Он единственный из семьи работает, соответственно, содержит семью, а также присматривает за больным братом. На нем все и держится, он по сути глава этой семьи, ему приходится тяжелее всех. Он настоящий заложник ситуации, он не вправе ничего изменить в своей жизни, не может подобно брату, уехать учиться, или просто уехать. Его раздирают с одной стороны желание вырваться на свободу и уехать из этого осточертевшего городка, от этих доставших его людей, а с другой стороны любовь к его семье, и чувство долга и ответственности перед ней. У него есть только долг и никакого будущего, никаких светлых перспектив, возможностей. Он сам толком не знает, что можно ждать от будущего, он даже не хочет ничего лично для себя. Ему приходится довольствоваться тем, что доступно для него, не задумываясь о чем то лучшем и более желанном, будь то работа или отношения с женщиной. Что гложет Гилберта Грейпа? Ответ на этот вопрос отнюдь не загадка — буквально все, вся жизнь, с которой он каждый день сталкивается. Картина страшная, совершенно безнадежная и такая обыденная, никто от подобного не застрахован, и вместе с тем, это то, с чем принято жить и не жаловаться. Вот и Гилберт осознает свое положение и не жалуется, но он глубоко несчастен. Но всему приходит конец, и со слов о том, что в городке Эндорра никогда ничего происходит, начинают происходить события. Как хорошие так и плохие. К хорошим можно отнести приезд Бекки, замечательной девушки, которая вселяет в Гилберта любовь и надежду, кладет конец его одиночеству, приносит ему утешение и поддержку. Вместе с тем на голову Гилберта сыплется целый поток неприятностей, непрерывный, и одна другой хлеще. Гилберт удивительно стойко и мужественно с этим справляется. Нехорошими словами за него ругается сочувствующий ему зритель. И немудрено, настолько одна проблема тянет за собой другую, и далеко не во всех ситуациях Гилберт сам виноват. Только в реальной жизни в самые черные полосы так и бывает. Удивительно, как жизненно удалось передать это в фильме. А потом наступает просветление и свобода, но, как это только в жизни и бывает, тяжелой и дорогой ценой, такой, какую добровольно ни за что бы не выбрал. Хочу поподробнее остановиться на некоторых действующих лицах данной истории. Младший брат Арни — на мой взгляд, лучшая роль Лео Ди Каприо. Во всяком случае из ранних. Этот ребенок, активный, безумный, непостедственный, но вместе с тем добрый, людям он нравится. Вместе с тем хлопот с ним невпроворот и нужен за ним глаз да глаз. Сыграно просто… нет слов. Сам Марлон Брандо, если верить интервью Джонни Деппа, после просмотра отказывался верить, что на самом деле Лео нормален, вплоть до личного с ним знакомства. И для меня он навсегда останется именно таким. Вот за эту роль я бы дала ему столь вожделенный им Оскар. Арни, конечно, заслуживает Оскара, но лично мне в этой истории гораздо больше нравится Гилберт, рыжий, с грустными глазами, такой заботливый и добрый, и так страдающий. То в его взгляде сосредоточена вся мировая скорбь, а изредка вдруг промелькнет на лице улыбка, искренняя, простая и светлая, какая бывает лишь у лучших из людей. А иногда он может всерьез разгневаться, и кому то-то этого достанется, но вся душевная боль раскаяния достанется ему самому. Я так хорошо знаю, каково это, Гилберт! Джонни в этом фильме удалось донести до зрителя мельчайшие оттенки эмоций его персонажа просто взглядом, сдержанной мимикой. Куда там Лео с его кривляниями! Мне нравится именно Джонни в этом фильме. Вот такого Джонни, обаятельного и красивого, но при этом одного из нас, человечного и простого, уже давно нет. И дело не в личных качествах самого актера (не сомневаюсь, с тех пор они хуже не стали), а в умении придать такие качества своему экранному образу так, чтобы зритель прочувствовал и поверил. Джонни в молодости умел это как никто другой. При просмотре фильма настолько чувствуешь этот персонаж, что уже не знаешь, кто тут Гилберт, а кто ты. Впрочем, ты так поглощен просмотром, что тебя это не беспокоит. Еще в фильме очень наглядно представлен быт простых американцев 90х. Где живут, чем питаются, что носят — и никаких роскошных интерьеров со страниц шикарных каталогов, которыми нас так кормят во многих других фильмах. Необычайно реалистичный фильм про жизнь. Мою, вашу, любого; практически каждый найдет здесь часть собственной истории и биографии. Фильм как моя или ваша жизнь, только лучше, и одновременно хуже. И про то, что, даже если сейчас все очень плохо, совсем скоро все может измениться к лучшему. Не стоит терять надежды. Эта история глубоко затрагивает, будит все лучшее и человечное, что запрятано в душе. Вам она тоже понравится, может быть, так же сильно, как и мне. 10 из 10
После неудачного опыта с «Черное мессой» мне было жизненно необходимо реабилитировать Джонни Деппа в своих глазах, а потому я решил обратиться к ранним его работам. И черт возьми, это было не зря! Молодой Депп — прекрасный актер. Ему веришь, ему переживаешь, ему сочувствуешь. На протяжении всех двух часов, а «Что гложет Гилберта Грейпа» именно столько и длится, я не просто наблюдал за главным героем, но, будто бы находился вместе с ним в фильме. И это касается всех актеров. На протяжении всего фильма у меня создавалось ощущение, что передо мной не какие-то там персонажи картины, но настоящие люди. Будто бы я исподтишка наблюдал чей-то кусочек жизни. Если говорить о сюжете, то он прост, понятен и близок любому человеку. Молодой Гилберт живет в небольшом городишке, заботится о своей семье, полностью отдает себя людям, не требуя ничего взамен. Его жизнь скучна и однообразна. Он хочет что-то изменить, но он является заложником своей обыденности. Думаю каждый хоть раз бывал в такой ситуации. Фильм же представляет собой небольшой отрезок жизни главного героя. Возможно от слов «обыденность», «жизнь однообразна», «заложник ситуации» вам покажется что фильм скучен, но отнюдь. Безусловно, в картине нет какого-либо «брутального» экшена. Он здесь скорее эмоциональный. Режиссер, сценарист и актеры так ловко проводят зрителя через историю, что заставляю его испытать целую гамму чувств и эмоций. Радость, печаль, напряжение, страх за персонажей — все это было мною испытано во время просмотра, и за все это стоит сказать спасибо создателям картины. От фильма так и веет какой-то ностальгической старой теплотой, и тот, кто посмотрит его, поймет меня. P.S. А еще тут есть убермолодой ДиКаприо. Кажется, быть актером — это у него в крови, ибо так, как он отыграл тут, будучи еще неопытным, не дано многим и бывалым лицедеям. P.S.S. А как шикарно ту прописан основной женский персонаж… Во многих фильмах, увы, женщинам уделяется мало времени в плане создания настоящего образа (я не шовинист, такова реальность киноиндустрии, смиритесь), но эта картина — приятное исключение. 9 из 10
О боже, фильм великолепный, показан спокойно и рассудительно, можно подумать над каждой деталью, но в тот же момент следить за сюжетом. Больше всего конечно же думаешь, что же гложет Гилберта? И в процессе просмотра фильма понимаешь все больше и больше, как он живет и что его гложет. Игра Деппа замечательная, играет отличного парня, который всем помогает кроме себя самого и тут ничего не скажешь больше — парень шикарен. Леонардо ДиКаприо — о боже, в какой раз признаюсь себе, что он самый великолепный актер на свете!!! На момент съемок фильма ему было 18—19 лет и он просто превосходно сыграл свою роль. Лео здесь играл умственно отсталого брата персонажа Деппа и он был великолепен в своей роли, так просто это не описать словами, лучше будет это увидеть. Просто у меня все еще не укладывается в голове, как он сыграл такого парня в 19 лет, он давно заслуживает Оскара. Все какие то нелепые манеры, разговор, крик, визжание, странность — он все эти качества передал так, как будто он действительно такой и есть. Черт возьми этот парень, я еще раз повторюсь великолепен!! Фильм простой и в тот же момент сложный какой то и драматичный. Очень интересно залезть в голову Гилберта и узнать о чем же он думает, кроме своей семьи. У него же есть какие то желания лично для себя или все желания связны с семьей? Этот парень заслуживает уважения за то, что не отвернулся от своей семьи. Фильм снят во всех традициях 90-х, поэтому считаю его классикой для себя. 10 из 10
Фильм, по моему мнению, относится к той редкой категории картин, одинаково сильно затрагивающих чувства как сторонников массового, так и авторского кинематографа. Подобный агностический подход, безусловно, требовал экстремального уровня педантичности и осторожности в формировании деталей и элементов фильма и зритель может обнаружить моменты где символизм (например: сцена с досками) мирно граничит с реализмом любви, а маргинальное нивелирование иронии и сарказма сменяется прямым и простым юмором незаметно проникшим в многочисленные бытовые диалоги. Может быть, именно это создает общее ощущение трагикомичности, не позволяющей внутренним переживаниям главного героя эгоистично завладеть контролем над восприятием фильма зрителем. Дуэт Деппа и ДиКаприо для многих, a priori, будет важной причиной выбора именно этой картины для ознакомления, и полагаю, что в большинстве случаев, он не должен разочаровать. Стоит в тоже время отметить, что если для ДиКаприо картина, является больше показательным тестом своего высокого актерского мастерства, то для Деппа роль носит больше документальный характер — являясь своеобразным зеркалом реальной депрессии, которая ювелирно ложится на канву персонажа Гилберта Грейпа. Обилие проблем совместно с тяжелым бременем ответственности изначально обрушивается внутрь души и выбрасывается наружу лишь по мере индивидуальной силы духа и терпения. Примечательным, так же является факт: если движущей силой в Аризонской мечте является максимализм Деппа в стремлении к своим мечтам, то в картине Халльстрёма можно наблюдать абсолютную противоположность. Из всей сложности ситуации происходящей на экране достаточно сложно делать однозначные выводы, но одновременно конец фильма не позволяет его откровенно называть открытым. Лично для меня, фильм не является своеобразной «балладой об альтруизме и доброте» и не падает в бездну беспросветного отчаяния, а скорее наоборот является примером принятия реальности (но не смирения), которая именно из-за своих трудностей, на которые ты зачастую не можешь влиять, придает жизни вкус.
Ещё одна трогательная история небогатой семьи с печальным прошлым, ещё более печальным настоящим и бесперспективным будущим. Крик души, который не может вырваться наружу, который попросту нельзя выпускать. Безмолвный рассказ о душевных томлениях, о безысходности, о смирении. Кто-то закован в своё тело, кто-то — в свой разум. Кто-то по воле судьбы, кто-то — по своей… Жалеть или нет людей в таких ситуациях — дело лично каждого. Но окажись мы на месте Гилберта Грейпа, что бы мы выбрали, как поступили? И думается мне, что не многие смогли бы отречься от собственного счастья, чтобы всегда оставаться со своей семьёй, сохранять спокойствие, терпя насмешки окружающих. Поэтому Гилберта действительно можно назвать рыцарем в сияющих доспехах, рыцарем современности. Ведь даже когда в его жизни появляется звезда, озаряющая его серую обыденность, способная завлечь далеко и надолго, он не бежит за ней, он не сходит со своего пути. И это в очередной раз позволяет нам увидеть его мужество. Хочется отметить, что внутреннее состояние Гилберта, его напряжение и депрессия (вкупе с вымученно-позитивным настроением остальных членов семьи и общей удушающей атмосферой) легко передаются зрителю и к концу фильма нарастают до предела. И я даже не пыталась сдержать эмоции! Я ревела, словно эта история касалась лично меня! И я нисколько не стыжусь своих слёз, потому что именно это является самым верным критерием оценки качества киноленты — чем глубже история персонажей проникает в нас, тем большую бурю эмоций она вызовет. 10 из 10 P.S. Про актёрскую игру вообще можно написать отдельную рецензию! Я удивлена, что Леонардо ДиКаприо, сыгравший Арни Грейпа — умственно отсталого подростка, брата Гилберта, — не был удостоен ни Оскара, ни Золотого Глобуса (он был в числе номинантов). А ведь его перевоплощение было настолько реалистичным и убедительным, что недооценить такое просто невозможно!
Есть фильмы в американском кинематографе, которые язык не поворачивается назвать «голливудскими». Их очарование в некой «негромкости», акварельности, в отсутствии штампов и в полном отсутствии пафоса. Таков, на мой взгляд, фильм Лассе Хёльстрёма «Что гложет Гилберта Грейпа?» Американская глубинка, заштатный городишко Эндора, неспешное течение захолустной жизни. Здесь ничего не происходит. И здесь можно проспать всю жизнь. И слоган у фильма подходящий: «Жить в Эндоре — все равно что танцевать без музыки». В центре сюжета — семья Грейп из пяти человек: мама, две дочки и два сына — главный герой фильма Гилберт и его младший брат Арни. Где-то за пределами истории есть еще самый старший брат, который присутствует в фильме в виде фотографии на холодильнике. С тех пор, как отец семейства повесился в подвале, матушка не выходит из дома, только ест и спит, превратившись в огромную монструозную тушу, под которой, как опасаются дети, может провалиться пол. Уж не знаю, каким образом, но режиссеру удалось передать удушающую атмосферу городка в целом и семьи в частности. Гилберт и рад бы вырваться из этих беспросветных, тоскливых реалий, однако чувство долга, жалость и несколько стыдливая любовь к своим эксцентричным родственникам не дает ему это сделать. Фактически, он — глава семейства. Больной аутизмом Арни доставляет море хлопот и как он сам говорит, вряд ли доживет до 18-ти лет, младшая сестренка Эллен переживает самый вредный подростковый возраст и ужасно нервирует старшего брата, а слоноподобная мамаша абсолютно беспомощна. Тяготит парня и затянувшаяся связь с замужней женщиной. И весь этот паноптикум Грейп вынужден тащить на себе. И ведь тащит, не жалуясь, не ропща на судьбу, абсолютно без пафоса. Что же тут интересного, спросите вы. А вот представьте, каким-то волшебным образом невозможно оторваться от экрана. Конечно, невероятное обаяние фильму придает потрясающая игра актеров. В роли Гилберта — Джонни Депп, и этим все сказано. Он создает свою роль из полутонов, не кривляясь и не жеманничая, как в «Пиратах Карибского моря» или «Сонной Лощине», а как бы оттеняя бесподобную игру юного Леонардо Ди Каприо (братец Арни), и может показаться даже несколько блеклым. Но это всего лишь иллюзия. Чтобы сыграть обыкновенного провинциального парня без особых устремлений и идеалов вот так спокойно, не педалируя — нужен большой талант. Не случайно мама перед смертью говорит Гилберту: «Ты мой рыцарь в мерцающих латах». «В сияющих латах», — поправляет он мать. «Нет, в мерцающих…» Что же касается красавчика Лео, то он в роли аутиста Арни оторвался по полной, поразив всех своей невероятной игрой, за что и получил первую номинацию на «Оскар». Как глоток свежего воздуха для Гилберта — знакомство с молоденькой Бекки (Джульетт Льюис). Девушка как раз, в отличие от него, путешествует по стране, но задержалась в Эндоре отремонтировать трейлер. Грейп настолько погружен в заботы о семье, что не может позволить себе влюбиться в нее. Однако Бекки удается растопить лед и расположить к себе фактически всех членов семьи. Очень люблю этот фильм. В нем нет отрицательных героев. И он несет в себе мощный позитивный заряд, напоминая о таких забытых в наше время ценностях, как доброта, надежность, терпимость, любовь…