Маньячелло
Сериалов про маньяков снято достаточно много: «Ганнибал», «Чикатило» — те, которые сразу приходят на ум. Однако, сериалов — комедий о маньяке- убийце я не помню. Это что-то новое. Здравствуй, «Маньячелло». О сюжете. Живет где-то в поселке маньяк с литературным уклоном. Убивает он людей, делая инсталляцию из какого-нибудь известного литературного произведения, но полиция банально закрывает дела, не особо вникая, есть ли под убийством литературная основа, до тех пор, пока в поселке не появляется молодая девушка-следователь-стажер…. Ну ка бы сказать… Начало комедийного сериала: убийство при помощи струны, расчлененка с помощью ржавой пилы, заложница и т. д. Не спорю, для «черной» комедии может это и нормально. Легкая пародия на тот же «ЗОЖ» группы «Ленинград», на шоу «Однажды в России», на некоторые детективные сериалы да и собственный своеобразный юмор в «Маньячелло» присутствуют, но есть одно большое НО для меня. Иногда мне сложно понять, где грань между смешным и тупым юмором. Учитывая, что сериал «бросает» все время за грани и в большинстве сторону худшего: 5 из 10
Жанр черной комедии в российской кинематографе оказался не очень востребован, о сериалах и говорить нечего. Из самых известных фильмов этой категории можно вспомнить незабвенный «Даун Хаус» Романа Качанова, балабановские «Жмурки», «Ночной продавец», «Изображая жертву», «Соловей разбойник» и «Страну ОЗ». В этом перечне нет ни одного сериала, и примечательно, что его сняли не в Москве или Петербурге, а, как считается, в глубокой провинции — в Бурятии. Нужно отдать должное продюсерам ТНТ, которые не побоялись поставить сериал на подобную тематику в прайм-тайм в федеральный эфир. Скорее всего, это произошло по причине нетривиальности сюжета. Про маньяков сняты тысячи фильмов и сериалов, но вряд ли среди них найдется такой как Тимофей Куприянов, прекрасно сыгранный Владимиром Барташевичем, озабоченный идеей распространения знаний о классической литературе. Он просто хотел, чтобы его любили люди читали классику. Свои преступления, главный герой обставляет в стиле известных литературных произведений, для него это такое послание миру, который он, как и все маньяки, пытается сделать лучше. Но главное в сериале не его «чернота», а именно «комедия» — по-своему добрый провинциальный юмор, через который высмеиваются многие проблемы современного общества. Думается, что если бы действия фильма происходили в столичных интерьерах, то он бы воспринимался совсем по-другому, а так деревенский колорит придает сериалу дополнительный шарм. Именно поэтому сериал и сравнивать то не с чем. На пользу «Маньячелло» пошло и то, что в нем заняты не раскрученные актеры, получилось более достоверно. Сериал можно рекомендовать к просмотру любителям жанра, тем, кто не в теме, может не зайти.
Когда я увидела трейлер сериала, меня привлекла идея, я люблю всякие маньячные истории, а тут это подается еще и как чёрная комедия. И вот спустя время я наткнулась на первую серию на ютьюбе. Комментарии там в основном негативные, люди посчитали, что это полный шлак, «Декстер на минималках», некоторые не смогли досмотреть до конца, но меня заинтриговало и за вечер я посмотрела весь сезон. От Декстера там только то, что серийный маньяк работает в морге, имеет доступ к трупам и право находиться на месте преступления. Мотивы и психическое состояние у него иные: этот граммар-наци одержим идеей «творить искусство», им движет гордыня и самолюбие: если Декстер делал всё максимально тихо и стараясь не привлекать внимания, то Тимофей, наоборот, приезжает, чтобы последить за реакцией следователей на его творение и сильно расстраивается, что никто не оценивает гениальности его «шедевров». Убивает он не плохих людей, совмещая приятное с полезным, а просто тех, кто подходит в качестве героев произведений. Что касается самого сериала, тут в комедийную обёртку завёрнуты многие социальные проблемы: от алкоголизма, подростков-наркоманов и домашнего насилия до стокгольмского синдрома, прогнившей системы правозащиты, детских психологических травм и сексизма. Каждый раз, приезжая на очередное творения Тимофея, один из полицейских выдавал различные версии убийств. Это вроде бы комедийный элемент, но если допустить, что эти убийства не были делом рук маньяка, то его версии звучат вполне реалистично. Если так подумать, довольно жутко становится. Многие считают шутки в сериале глупыми, но учитывая из чьих уст они произносятся, они и не могут быть остроумными. Такие шутки как раз и подчеркивают характеры персонажей. Что называется, настолько плохо, что даже хорошо. Юмор тут прослеживается в нелепых ситуациях, в эмоциях героев и их поступках. Визуальная составляющая усиливает посыл. Я говорю не только про пейзажи унылого провинциального городка, но и про акценты в сценах. Например, в моменте, где почтальонка с шершавыми руками сельской работницы передаёт упавший крем ухоженной горожанке со словами: «это Ваше», а потом, обратив внимание на свои руки, в смущении уходит. Казалось бы, такая мелочь, а почему-то обратила на себя внимание и даже какой-то осадок оставила. Как итог, очень грустно, что приходится изощренно убивать людей, чтобы подтолкнуть людей к чтению. Надеюсь, второго сезона не будет, потому что в первом сказано всё, что было нужно, сюжет закончен и продолжать тут нечего, иначе только испортится впечатление.
Неожиданно отличный сериал сняли буряты на студии «Байкал-фильм» — «Маньячелло» (реж. Жаргал Бадмацырелов и он же, исполнитель роли полицейского Сани). Что самое главное, в сюжете про «литературного» маньяка, делающего из жертв «иллюстрации» к знаменитым книгам («Преступление и наказание», «Отелло») или в подражание к смертям знаменитостей (Есенин, Цветаева), авторы смогли избежать «чернухи» и, с другой стороны», не скатиться в откровенное развлекалово, как в том же «Полицейском с Рублёвки». Серьёзные столичные режиссёры, наснимавшие для Эрнста с Цекало кучу американоподобных «маньячных» сериалов, наверняка поёжились в своих рабочих креслах — как это «дремучие» провинциалы сняли такую «вкусняшку» с на порядок меньшим бюджетом! Без звёзд! С одними местными актёрами! Да, эти бурятские полицейские раздолбаи похлеще рублёвских, но они, при всей их бестолковости и непрофессионализме, очень похожи на настоящих, из любой российской глубинки. Хорошо играют все трое изображающих их актёров, но особенно выделяется майор-начальник (Владимир Ширапов). Маньячелло, он же изобретательный сотрудник морга Тимофей (Владимир Барташевич), и приехавшая из города молодая следователь Ольга (Ася Касьянова) — на месте. Но лучше всех подруга маньяка Маша, в исполнении Татьяны Нежельской. Это очень достойная работа, полная нюансов. И скорее всего, продолжение будет сделано именно под неё. Ещё один плюс кастинга — колоритнейшие второстепенные персонажи, начиная от немого коллеги Тимофея, до почтальонши или сторожа на турбазе. Есть в сериале немалый социальный подтекст с точно подсмотренным современным житиём-бытиём отдалённых от больших городов посёлков и сёл, одинаковым на всей огромной территории страны — повсеместное воровство электричества, пьянство, бедолага-мэр, вынужденный «химичить», чтобы построить вместо «юбилейного» памятника маршалу Жукову хорошую школу для детей, на которую деньги не выделяются и т. д. Ещё создатели умудрились расставить акценты так, что совершенно не жалко жертв Маньячеллы, хотя среди них далеко не все явные отбросы общества. Ждём продолжения!
Я хочу сказать спасибо авторам, что поднимают современного общества замысловатым путем и дают задуматься. Данный сериал поднимает проблемы, которые не сойдут с уст еще много лет, такие как: проблема «Отцов и Детей», Домашнего насилия, Стокгольмского синдрома, приемлемости новых форм развития культуры, так сериал поднимает проблему Экзистенциального кризиса, а также проблему Одиночества, и конечно проблему обесценивания человека за то что он не такой как все. Данный сериал помогает посмотреть на нас со стороны, на нашу полицию, да она ужасна, но там есть момент почему именно так, в сериале показано как власть убирает себе не угодных. Это не просто сериал, это высказывание об нашей действительности. ПЛЮСЫ -Картинка и пейзаже осеннего леса, навевают некую теплоту как будто ты и в правду в деревне у бабушки поздней осенью. -Посыл -Игра актеров в особенности Тимофея и Маши МИНУСЫ -Шутки, они здесь ужасны, и скатываются к сортирному юмору. -Это не черная комедия, черной комедией я могу назвать Убойные каникулы, где от смертей ты получаешь элитарное удовольствие.
Я давно заметил, если в деле замешаны Федорович и Никишов, значит есть вероятность что кино годное. В общем не пожалел. Итак, отсмотрев 6 серий, скажу тезисно. Не триллер совсем. Это черная комедия для тех, кому понравились «Папа сдохни», «4 комнаты», «7 кабинок», «Ленинград — ЗОЖ» и подобное. Убийства не выглядят пугающими, а люди, которых убили не вызывают сострадания. Хотя и злых мыслей про «сам виноват» и «так ему и надо» тоже не вызывают. Только причины убийств смех вызывают. Хотя в кадре хватает жести (но она подана мягко) и начальник полиции вначале в некоторых сценах как будто пытался изобразить змею и вот в этих сценах он реально смотрелся жутко. Неожиданные темы\сюжеты для шуток. Если напишу, будет спойлер. А это не надо. Буряты. После Кавказа и Урала, прямо что-то новое. Оммажи. Хотя возможно не они, но что-то похожее есть. Клипу Ленинграда на песню ЗОЖ, суть клипа здесь докрутили до максимума, возвели в художественный приём и это выглядит смешно. Полицейскому с Рублёвки: 90% полицейских на экране — тупые. Но в отличие от ПСР, здесь эта глупость другая, с харизмой, более абсурдная и логичная что ли. Без клоунады. Присутствуют полудраматичные моменты, раскрывающие персонажей. Они как бы не влияют на сюжет, но их наличие большой плюсик в карму сценариста и режиссера. Хотя посмотрим что будет дальше. Ну и местами мне показалось, что создатели внимательно отнеслись к деталям. Единственный момент. Меня радует когда в фильмах есть и не закрякивают мат. Но тут я впервые для себя сидел и подмечал: вот тут не в тему, вот тут не в кассу, вот тут он тупо лишний. Хотя признаю, были моменты где ненорматив звучал органично и не раздражал. Надеюсь что у этой нетленки будет продолжение, а бурятский кинопром начнёт жечь. 10 из 10 за парад неожиданностей и качественный юмор, закрыв глаза на местами не умелое использование мата.