Лимитчицы
Российские сериалы смотрю после узнавания, кто сценарист. У “Лимитчиц” – Ольга Шевченко, в её послужном списке среди прочих – запомнившиеся мне “Ранетки”, “Полное дыхание”, “Две судьбы” (первый сезон, там одна среди других), “Дедушка”, “Развода не будет”. Решила, что наверняка будет, что и в “Лимитчицах” посмотреть. Вопрос номер один: почему такое название? Ведь лимитчицами были приехавшие в Москву, а в фильме действия происходят в Иваново, хоть город и не упоминается (Нина бежала на поезд Ленинград–Адлер, как раз мимо идёт). И в заставке: ткущееся полотно из нитей на станке – синее и струящееся, как река жизни, так и вертится на языке название “Ткачихи”. Но – не “Лимитчицы”. Сериал про деревенских девчонок на ткацкой фабрике. И все вокруг одного парня вьются – напомнил давний спектакль самарской драмы “Мои надежды” с таким же сюжетом и коронным возгласом бывшей к бросившему: “Учительница первая моя!” Яркие ситчики, портнихи с бумажными выкройками, бигуди, начесы, атласное бельё, сумочки с замочками–поцелуйчиками и удачно осовремененные песни 70-х, одни “Сумерки” чего стоят. Фабрика, кадровички, дутые рекорды. Любовь, в которой тесно, когда на одном принце у троих сошёлся клином белый свет – как одно на троих заветное платье для судьбоносных случаев. Читаю сейчас в одной книге: “…Отношения между людьми подобно стулу – для надёжной опоры им нужны как минимум три “ножки”. Чем больше “ножек” у ваших отношений, тем лучше, но три – тот самый минимум, который обеспечивает их выживание. Три “ножки” – это Общие интересы, Эмоциональное сопереживание и Общий круг общения”. У трёх деревенских подруг и интересы общие – устроиться в жизни, в работе, в городе, и эмоциональное сопереживание – в одном котле событий варятся, и круг общения один – круглосуточно с одними и теми же, как котятки в одной коробке. В каком-то романе читала, как хозяйка сдавала приезжим девушкам комнаты именно по трое, потому что считала, что ей для стабильности лучше бы одних и тех же жиличек на подольше, а именно в троице взаимоотношения надёжнее: ссоры в паре неизбежны, а тут всегда есть третья, как громоотвод. Назначили начальницей девушку из своего же коллектива – иллюстрация вторичной адаптации, когда хуже, чем чужая: все секреты и ходы простых работниц знает, теперь как перебежчик на другую сторону баррикады. Украшения у героини, что на известную политологиню дюже похожа, знакомые: и часики у меня точно такие же были – на витом браслете из белого металла с чернением, и серёжки серебряные гнутым цветочком. Но мне всё это мама в конце 80-х с московской оптовой ювелирной ярмарки привозила, там всё появлялось раньше, чем в свободной продаже, а в фильме 74-й год – на десятилетие ошибочка. Для героя в каждой из трёх подруг было по одной трети от того, что ему требовалось: одна верная и любящая беззаветно по-матерински, другая была совестью, вдохновляла на развитие и честность, третья – красивая и разбитная. В целом, фильм меня удерживал: много точностей: предметных, социальных и психологических. Ну, кроме названия.
Хороший сериал про конец ХХ века в СССР. Стилизовано достаточно грамотно, художники по костюмам постарались на славу. По мелочи можно придраться, но не хочется. Одновременно и мелодрама, и производственный фильм. Три девицы приезжают в город на фабрику, работают. Конечно, влюбляются - они ведь совсем еще юные. Дальше больше: любовный многугольник, переплетение судеб, три ребенка от трех разных женщин. Любовь, счастье, измены, самопожертвование, драмы человеческие. Судьбы, сломанные ненароком, но из лучших побуждений. Весь мелодраматический набор. Ну и конечно, воссоединение самых главных героев в конце сериала. Все как мы любим. Плюс отличный каст: все актеры и актрисы на своем месте, все интересны, играют отлично, видно, что с удовольствием. Привыкаешь к этому прядильному цеху, знакомишься с условиями труда и отдыха молодых прядильщиц. Народ простой, но у каждого своя судьба, свой характер, свое поведение. Демидов в роли главного по пердимоноклям этого прядильного цеха - на отлично. Как все, что он играет. Не играет, а живет! Молодец, что и говорить! Немного непонятно, почему в конце так быстро все свернули, можно было побольше показать 80-90е годы. В общем, вполне можно посмотреть и даже потом подумать о женской судьбе в эпоху развитого социализма. Или о своей первой любви. Или вообще о женской и мужской психологии..