Земное притяжение
- 09 окт 2021
Книга (прослушал аудио в исполнении прекрасных чтецов) оставила такое глубокое и сильное впечатление, что ожидание фильма напоминало тревожное предчувствие неизбежной катастрофы - потери особенной интонации в прозе Татьяны Устиновой - соединения в сюжете и в образах главных героев подлинного служения в избранном пути и подлинного притяжения мужского и женского начала в созидании целостной картины мира. Но тревожился я напрасно. Для любителей мелодрам фильм можно смело считать подарком, несмотря на заметные ограничения бюджета. Основой подлинности, конечно, являются актёрские удачи, прежде всего, образы Джохан (Лаура Пицхелаури) и Даши (Серафима Соловьёва). При просмотре буквально охватывает радость узнавания достоверно представленных сотрудниц библиотеки, участкового милиционера, глав. врача с телефонной трубкой, сотрудников отеля, официантки в пельменной (Наталья Парашкина), квартирной хозяйки (Лариса Климова) и т.д. В целом, работа с актёрами, начинаешь понимать, позволяет отразить некоторые тонкости в стилистике текста, смягчить некоторую скудость изобразительных средств силой крупных планов, верной интонации в репликах, обоснованностью судеб каждого, кто так или иначе присутствует в кадре. Особенно остро работает на восприятие сюжета отсылка в 90-е годы в противостоянии цивилизаций, в контексте усилий спецслужб, с одновременно широкой палитрой этносов России на всех её весях от Калининграда до Анадыря (а это в обоих случаях более 5000 км до Горно-Алтайска), от тёти Фофы до девочки чукчанки в самолёте... И главное - острое чувство потребности любви, потребности творчества и красоты, потребности постоянного движения людей навстречу друг другу... Волнующим образом, в каком то смысле стоящим в центре сюжета, является врач Джохан, в которой сосредоточена корневая идея необходимости помощи человеку, обращённости к самым важным сторонам внутреннего мира людей, утверждение ценности жизни. И Лаура Пицхелаури сумела представить свою героиню заворажающе точной интонацией, особенным тембром голоса, взглядом человека думающего и верующего. Труды реж П. Амелина и всей его кинематографической команды вызывают уважение, хотя в постановке мизансцен чувствуется некоторая поспешность и даже штампы. При этом в фильме есть кадры: улыбка в салоне Вероники ( Елена Лопаткина), обмен взглядами в момент разоблачения контрразведчика (С. Перегудов) и библиотекарши (Светлана Щедрина), разговор искусствоведа (Максим Блинов) с галерейщицей (Мария Лопатина) - долго удерживаются в памяти как некоторые открытия. Еще одна особенность фильма - иронический контекст, чуть придурковатые враги и криминал: певец в ресторане и писатель Мурашов-Белкин, а также Паша-Суета, что добавляет лёгкости в осмыслении и просмотра фильма без заламывания рук. Фильм заслуживает высокой оценки. 9 из 10
Всё, это был последний сериал по Устиновой, который я смотрела Еще год-два назад я хихикала над её хорошими и честными олигархами. Теперь у неё в ход пошли уже шпионы и контршпионы. Еще пять лет назад у Устиновой плохие были блогеры. Ладно, тётя не в ладах с инетом, 'слышала звон'. И акции протеста у устиновских блогеров дурацкие и вредительские... ладно, замнем. Еще десять лет назад провинциальная, но очень талантливая барышня могла найти жениха-москвича и жить долго и счастливо. Брехня, конечно, но это была хоть безобидная сказка о Золушке. Теперь в провинции живут только дураки и враги. А если вдруг кто-то умный и смелый, то это замаскированный агент в штатском. И про упадок страны может говорить только вражеский шпион, кто же еще. Так-то страна цветёт и процветает. Одно не очень ясно: процветающие бандиты, которых никто не трогает - это признак процветающей страны? И библиотекарь, которая за немножко денежек готова даже поучаствовать в убийстве? Неприятная новость заключается в том, что мода на шпионские детективы закончилась лет сорок назад. То, что Голливуд периодически выпускает какого-нибудь Джеймса Бонда на экраны - это дань традиции. Это как бабушкин платок, вроде, пора выбросить, моль весь почикала, но жалко, потому что это память о любимой бабушке. Теперь анализирую персонажей из провинциального города, где у нас происходит действие. Бандит и его банда. Хорошо живут, деньги, дома, красавица-подруга, полный контроль территории и полнейшая же безнаказанность (90-е, говорите, закончились?). Женщины-библиотекарши, все как одна такие дуры, что не могут сложить два и два, когда к ним приезжает невнятный проверяющий и когда у них пасётся мутный тип, представляющийся писателем. Те, кто помоложе, отчаянно ищут, за кого бы замуж, те, кто постарше, довольствуются перемыванием косточек соседям. Заметьте: никто не страдает из-за нехватки денег, проблем в семье, бытовых неурядиц и пр. Это просто такие картонные дуры, счастливые в своем болоте. Байкеры - это враги по умолчанию, практически животные, которые по какой-то ошибке природы научились разговаривать. Работники гостиницы. Один субъект говорит, что закончил английскую школу. Это тоже признак процветания страны, что такой вот вьюнош торчит на гостиничном рецепшене за весьма скромные деньги. Бомж. Тоже настолько дурак, что первому встречному за сотню выложит все, что видел. Ладно, я привыкла, что Устинова никогда не пишет про среду рабочих или ученых - она просто в принципе не знает, что это за люди такие, и есть ли они в нашей стране вообще. Но куда делись все писатели, журналисты, театральные работники, телевизионщики? Провинция - болото, выживающее исключительно за счет щедрых и работящих москвичей. Ну, там, сувенирами торгует, туристов принимает... Теперь про хороших контрразведчиков. Вздыхает. Вот, пару лет назад смотрела я 'Ждите неожиданного' исключительно из-за того, что там плавают по реке и Хмельницкая в одной из главных ролей. И там нам Устинова отчаянно навязывала в качестве любимого персонажа бабушку-еврейку, родительницу крутого айтишника. И вот хоть вы меня ешьте, никаких симпатий к бабушке у меня так и не появилось. Ну, не за что мне её любить. Бабушка воспитала гениального сына - молодец. Бабушка ходит вся в бриллиантах и других редких драгоценностях? Да, господь с ней, пусть ходит. Если её муж честно заработал жене на такие подарки - это её дело. По мне это вульгарно: находясь на отдыхе, постоянно эпатировать общественность брюликами. Но это её брюлики, пусть делает что хочет. Манера бабушки сюсюкать с собачкой раздражает до белизны в глазах, но она старый человек, можно списать. По сути, безобидный персонаж. Но вот нам в качестве любимцев настойчиво впихивают четверку (или пятерку, считая погибшего) людей совершенно несимпатичных. Их изображают крутыми профессионалами, причем, только один из них худо-бедно подтверждает действиями свой профессионализм. Зато у них у всех раздутое самомнение как минимум и очень непродуманные действия. Если честно, я даже похихикала: зачем Устиновой понадобились аж четверо там, где раньше всё с успехом расследовали один-двое, причём ни разу не профессионалы? Руководитель группы, он же крутой пилот. Его пилотизм все четыре серии никуда не пригодился, зато как в 'Два капитана' он в начале сериала отвозит к врачам раненого, а в конце - оборудование. Одна деталь: Устинова сама-то на АН-2 летала? Она в курсе, что такое жёсткая посадка на таком самолёте? А этот крутой пилот говорит, что если б он полетел на другой аэродром, то раненого бы не довез. Ну-ну. Он координирует группу и основное расследование ведет сам. У него все самые нелогичные поступки и самые дурацкие промахи. Врачиха, заодно шерлок холмс, способный увидеть, что клеем пользовались один раз (как, Карл?). Это и есть тот единственный профессиональный персонаж, способный и раненого подлатать, и еду сварганить, и по яду проконсультировать. Алтайка, живет на родине, притворяется шаманкой, на самом деле лечит тёмных алтайцев, которые ни за какие коврижки не хотят ехать к врачу. Тут мне даже сказать нечего. Тёмные алтайцы - это реалии столетней давности, не меньше. А 'одна ты ещё умеешь с духами разговаривать' швырнуло меня в истерический хохот. Дальше у нас искусствовед. И человек, способный расшифровывать загадки. Зачем он нужен вообще - большая загадка лично для меня. Но это уже повтор в повторе, всё это было: и чекист, притворившийся искусствоведом, и сканворды, и старые тётушки, короче, полный набор устиновских же штампов. Наконец, самый несимпатичный персонаж - девушка, якобы художница, на самом деле оперативник. Вроде, девица, способная любого уболтать и врезать в челюсть - беспроигрышная любимица, как у женской аудитории, так и у мужской... Видимо, девушка получилась какая-то очень уж фальшивая. Конечно, ненатуральные дамы случались и раньше, но эта какой-то лютый позор. Итак, резюмирую. Должно было сыграть следующее: они простые советские искусствоведы, а на самом деле супермены и родину спасают. При том, что все простые оказались какими-то хитровы... мученными, мне не сыграло от слова совсем. В дамских детективах есть две линии, которые очень нравятся дамам. Первая линия - собственно детектив с расследованием, по возможности без драк. Чтоб именно мозговой штурм и прочее. Вторая - психологическая. Детектив вольно или невольно знакомится с разными людьми, изучает их и узнает много интересного. Есть и третья, у Устиновой она всегда хромала, но была - это сеттинг: пирожки, хороший кофе, бабушки, собаки, кошки - и прочие маленькие радости. Эту линию тоже внезапно почти полностью усекли, зато добавили сцены разборок с бандитами. Итого: потерять читателей/зрителей легко. Попробуй найти новых.