Мегрэ
- 15 ноя 2006
За что я так люблю романы Сименона и его Мегрэ? За тягучую мрачную атмосферу, за несравненного Жана Габена, которого я всегда представляла в роли комиссара Мегрэ. И вот вышел новый сериал, где в главной роли актер, которого я люблю и ценю не меньше Жана Габена - Бруно Крэмер. Что можно сказать? Попадание в 10-ку. Кто мог подумать, что мрачный, харизматичный, представительный Бруно Крэмер с его отрицательными персонажами в 'Частном детективе' (Ястреб) и 'Спруте' (Антонио Эспиноза) будет играть защитника закона и справедливости, самого Мегрэ, да еще после самого Жана Габена? Что сказать? Сериал получился превосходный. Стилистика эпохи, атмосфера, игра актеров безукоризненны. Бруно Кремер справился с ролью Мегре блестяще. И даже не знаю, кого я буду престалять в роли Мегрэ перечитывая романы Сименона Бруно Кремера или Жана Габена. 10 из 10
Первая серия связана с женщиной, которая обращается насчёт смерти своей 'тётушки', ей кажется, что ту убили ради корыстной выгоды. Занимательная серия, действительно цепляет - две смерти в одной. Для раскрытия всего и вся используется настоящая дедукция. Вторая серия одна из самых интересных, интригующих, держащих в напряжении. Даже операторская работа наконец не однотипная, камера иногда просто оживает. Всё время не покидает ощущение дежавю: наверняка где-то когда-то видел серию, возможно, на ТВ. На полицейской карте загораются огоньки вызовов - старая система сигналов, когда человек может 'разбить' специальную кнопку вызова в городе, и туда прибежит полиция. Огоньки загораются после нахождения трупа... и до. По ним, словно по хлебным крошкам 'идёт' комиссар Мегрэ. Серия имеет отличительную особенность - как понимаю, впервые в сериале показан крупный план города на рассвете. Раньше так не делали, ибо сразу заметно, что город современный, не той эпохи, о которой идёт речь в сериале... в нашем случае это тоже можно заметить, хотя оператор специально старается снимать только максимально исторического вида городские ландшафты. Третья серия о доме, его весьма общительной и отчасти кокетливой хозяйке, а также о жильцах, среди которых, возможно, тот, кто пытался убить полицейского. Но всё начинается с ограбления в другом месте. Четвертая о смерти в отеле и о Мегрэ, с пристрастием наблюдающим за женскими ножками, точнее осматривающим их в поисках колготок. Убийство в канун Рождества. В серии, так скажем, есть вещи, которым явно необходимо ставить возрастной рейтинг '18+'... странно, что на данный момент стоит всего '12+' у сериала. Сезон как отличная концовка детективной истории жизни комиссара полиции.
Одни из лучших детективов современности сняты ближе к концу 20-го века или в последней четверти где-то. И все они почти основаны на романах и прочих схожих произведениях начала XX-го столетия. Наверное, всё дело в том, что писательское дело стало более доступным под конец 19-го - начало 20-го столетий. Люди стали грамотнее, а писатели легко могли путешествовать по миру, получая необходимые впечатления для хороших романов. Сначала вышли хорошие детективы в печатном виде, а потом подтянулся синематограф, которому понадобилось около 50 лет на то, чтобы усовершенствовать аппарату настолько, что она смогла быть и доступной, и практичной, позволяя снимать много, качественно, с хорошим звуком. У нас довольно неплохой сериал, хотя и затянутый, без драйва, местами меланхоличный, с оттенками эдакого псевдонуара. Главное, что ему повезло начать сниматься в том время, когда ещё можно было Европу местами не отличить от той, чтобы была с полвека назад. Сегодня так снимать не получилось бы без компьютерной графики или полноценной отстройки декораций, например, просто ехать в вагоне поезда и снимать окрестности из окна. Приметных деталей современности всё больше становится. Даже в нашем первом сезоне я заметил один раз как минимум слишком современный автомобиль на дальнем плане. Но стоит отдать должное европейцам, во многих ещё деревенских тамошних пейзажах сохраняется исторический дух. Всё-таки первый сезон больше слегка ознакомительный. Пока чего-то сверхнеординарного нет в сюжетах. Может, просто не хочется в сценарии вникать, хотя барышни тут есть очень привлекательного европейского типа, среди них немало будущих знаменитостей, хотя и среди актеров мужского пола есть свои звезды. Но всё это дело прошлого. Звёзды как быстро зажигаются, так и тают во времени на глазах. Если вы уже отсмотрели ранее все именитые сериальные детективы, то этот будет возможно восприниматься как ни рыба ни мясо. При этом занимательно просто посмотреть на то, как снимали подобные проекты в Европе в начале 90-х. Единственное, что тут встроено из несвойственного для подобного жанра/времени - мимолетные элементы эротического характера, которым можно ставить возрастную категорию всё-таки '16+', как минимум.
Третий сезон вышел скучноватым отчасти. Тут всего три серии: загадочное убийство в доме, напоминающее чем-то известный Восточный экспресс; убийство в подворотне 'джентльмена' в 'жёлтых' ботинках; первое расследование убийства полицейского при исполнении. Сезон меньше предыдущих сексуализирован, но тут впервые появляется тень самых запрещенных отношений, что интересно только лишь тем, как это показывалось ещё в 1993-ем году (30 лет назад) на ТВ. Жаль, но сериал продолжает 'традицию' предыдущих сезонов. Франции настоящей тут нет. Максимум пару действительно больших улиц в урезанном виде подготавливают для съемок, потом берут несколько закоулков, остальное - декорации на киностудии или съемки внутри настоящих домов. Скорее всего, тут опять и Франции даже нет, может быть, Восточная Европа её роль играет или ещё какое 'захолустье' европейское. Короче, как могут экономят на съемках. Чтобы не запариваться даже окна практически всегда занавешены почти наглухо - ни одного вида из окна обширного нет, так как такой вид сразу покажет, что съемки происходят не в 50-х годах, а в 90-ые. Актеры в каком-то меланхоличном темпе играю опять, если не брать в расчет самых отъявленных рецидивистов - хотя бы у них есть грамм харизмы. В основном, точнее только темы любви и корысти опять краеугольные. Сюжеты вообще от них ни на шаг не отходят. Что мы узнали о Мегрэ уже? Он женат (любит её, конечно - как иначе, мода на детективов, не любящих жену, но живущих с ней всё равно или расстающихся посреди пьесы, пришла в кино относительно недавно), нет детей (одного они с женой потеряли). Он любит потягивать свою трубку и что-нибудь вроде чая или чего 'погорячее', сидя за столиком в кафе или в гостях. За разговорами в гостях или полицейском участке он постепенно проясняет дело, его детали, жизненные перипетии расследуемых героев картины.
Двенадцатый сезон - мало какой сериал доходит до подобной цифры. Мало какой сериал на протяжении стольких лет не меняет главной заставки - как удачно она была сделана. Хотя в нашем сезоне главный герой одевается в том числе в тёмно-синюю рубашку без галстука, что сильно контрастирует с его обычным образом человека в костюме со светлой рубашкой и галстуком. Вообще, та же обстановка в кабинетах полиции изменилась: от мебели до одежды сотрудников... может, тут у нас даже уже 60-ые годы показаны. Убийство ненавистной женщины, убийство без убийства, угрозы перед убийством (которое не смог предотвратить Мегрэ) и убийственная клятва в 12 лет, убийство гадалки (как же она не предсказала?). 12 - магическое во многом число. 12 месяцев в году, 12 апостолов... день, разделенный на два этапа по 12 часов. Если постараться, то и наш сериал можно смотреть по сезону в день, то есть дойдёте до 12-го сезона за двенадцать же дней, а в реальности эти же сезоны снимали 12 лет. В этом сезоне смерти связаны больше с ненавистью и трусостью, ну или так кажется на первый взгляд. Подобные смерти и расследования, связанные с ними, одни из самых неприятных. Всё время надо копаться в чужом 'грязном белье', раскрывать старые тайны. Тут мало приятного. Даже удивительно, но ведь мы такое смотрим, смотрим малоприятное. Говорят, что идеальный суд присяжных состоит из 12-ти человек. Мы - 'суд 12 зрителей', которые молчаливо смотрят и судят тех, кого толком не знают... Мы копаемся в чужом белье, нюхаем его, смакуем глазами, притрагиваемся взглядом. Нам это так приятно. И мы оцениваем свой просмотр рецензиями и оценками, причмокиваем с удовольствием или неудовлетворением, почавкивая чем-то в зубах и запивая всё теперь уже чисто отечественной колой. Жизнь других.
Смерть человека, который ухлестывал за любой юбкой - и многие женщины были не против. Таинственное дело, связанное с министром и почти теорией заговора. Мегрэ падает/спрыгивает с поезда и повреждает ногу в провинции, Мегрэ хромает с тростью. Четвертая же серия 11-го сезона чисто осенняя, опять же провинциальная. В последней упомянутой серии Мегрэ проводит время с девушкой в доме, где живут кролики, кошки, а во дворе куры. Девушка своеобразная, по-своему красива... чем-то притягивает. Всё начинается, естественно, со смерти человека... Как всегда, не всё предстаёт в итоге таким, как кажется. Одиннадцатый сезон не то чтобы даёт нечто новое, но пытается, сохраняя традиции, привнести хоть что-то свежее, например, мы несколько раз смотрим телевизор, который вскрывает часть фактов, поясняющих сюжет. Раньше телик тут вроде не смотрели. По-моему, впервые в сериале мы поднимаемся высоко в правительственную когорту, знакомясь с министрами прямо или косвенно. Там почти шпионские страсти, интриги, но не то чтобы сюжет чересчур притягивал. В остальном всё вертится вокруг женщин, любви и страсти, денежных вопросов - банально. Но есть и старые тайны, заговор своего местечкового масштаба есть и в ещё одной серии. Удивительным образом, несмотря на то, что съемки идут в начале нового тысячелетия, ничего не меняется ни в тоне повествования, ни в режиссуре, ни в подборке актеров - всё ровно такое же, как и на старте телепроекта в начале 90-х. Возможно, это и хорошо с одной стороны - консерватизм эдакий, но с другой - новизны какой-то может не хватать кому-то.
Юбилей. 10 лет, 10 сезонов. В первых сериях первого и десятого сезона снялся Микаэль Лонсдаль - думаю, что через десять лет актер вернулся в сериал отметить знаменательное событие. 1 серия десятого сезона - история про смерть девушки в глуши у канала со шлюзом, где в итоге скопились баржи и один катер, точнее даже может быть яхта с довольно бурной жизнью на борту. Расследование опять на одной локации. Малое число народу позволяет сосредоточиться донельзя на расследовании, на персонажах. 2 серия. Человек угрожает кому-то в домике у пляжа и умирает. А потом Мегрэ направляется к месту действия с инспектором Скотленд-Ярда, как в стартовой сцене Острова проклятых... только на острове тепло и есть гостиница. Лето, Богом забытый райский уголок, куда влечёт разношерстную компанию. Убитый знал нашего главного героя, что узнается по некой оставленной бумаге, письму. 3 серия. Время действия обозначено как 'после смерти Сталина'. Ещё одна малюсенькая локация. Мы даже из здания практически не выходим. Человек то ли застрелился, то ли его убили - поначалу можем лишь догадываться. Здесь всё больше как в театральной постановке опять. Ограниченное пространство диктует однозначный вывод: потенциальный убийца один из присутствовавших в здании. Но как?
1 серия. Тётушка агата с усами. Убийство в поезде. Всё действо ограничено фактически одной локацией. Не сказать, что это интересно, но понятно, что авторы так максимально экономили на съемках. Вагоны отцепляют на станции и начинается расследование. Что-то есть в этой серии от Агаты Кристи, даже герои замечают это косвенно, почти иносказательно. 2 серия. В принципе много локаций. Красивая девушка удивительно хорошо стреляет, так же как и врёт (кстати, навыки стрельбы в этой части повествования показывает в тире и и Мегрэ). Мужчина, который всех обманывал. Канарейка и канарейки. Есть в этой серии что-то от знаменитых рассказов о тех, кто молча что-то выиграл в лотерею и о тех, кто живёт двойной жизнью. Тренды уловлены хорошо. Но всё может быть и не так, как кажется... 3 серия. Особняком во всех смыслах. Опять возвращаемся к богатым в гости с соответствующим антуражем. Не Аббатство Даунтон, но всё же. В остальном у нас опять Мегрэ - центр дедукции и ума, мудрости, а вокруг него полицейские в качестве охраны правопорядка и мускулов, плюс они же стреляют в преступников, гонятся за ними. Аналогично было в принципе во многом в 'Чисто английских убийствах'.
Всего 2 серии в восьмом сезоне. Главному актеру уже под 70, но выглядит он неплохо, хотя и раздобрел. 1 серия. Мегрэ инкогнито отправляется в пансионат. Там живёт интересующая его женщина с двумя озорными детками. Причина его интереса - убийство, естественно, как кажется. Или всё не так. Опять загадки, раскопки тайн. Не то чтобы интригующий сюжет, но свои особенности он имеет, даже такие, каких в сериале ещё не было. При всей идентичности, общих чертах, всё-таки каждая серия Мегрэ обладает своими крупицами, вкрапинами уникальности. Плюс нашей серии главный антагонист не бандит, а психопат. Есть в нём-то от того самого Психо, быть может. 2 серия. Удар серпом в основание шеи. Чисто деревенское убийство. Две сестры, ненавидящие друг друга почти с момента, когда в их жизнь вошёл мужчина. Тут впервые чисто деревенский быт с курами, сеном, грязью (после длительного дождя) под ногами - Мегрэ даже резиновые сапоги надевал, плюс рассказал, что бывал в США. Даже люди наконец по-деревенски одеты. Странно смотреть на самом деле. В то время, как кажется, в Советском союзе так одевались как раз городские... или мне всё кажется... я ж не жил в 50-ые. Кстати, Бруно Кремер (актер, сыгравший Мегре) родился в 1929-ом, поэтому пятидесятые вполне осознанно прожил... ему легко играть так, как будто он реально прожил это время, потому как он его реально прожил в расцвете сил.
Ладно. Смотрю толком начало и конец серий. И то тут часто в начале вообще детектива нет. Нам показывают кого-то, а потом внезапно уже этот человек - труп. Всё. И Мегрэ начинает туда-сюда по одним и тем же локациям ходить. Топает, топает, пьёт что-нибудь, общается... и так всё раскрывается. Только на концовках акцент делаю. Даже интересно, если вырезать всю середину, и так сериал смотреть... Зато в Финляндию отправились. Впервые СССР упомянули, так как одна локация типа рядом с границей. В остальном ничего особо занимательного. Даже удивительно, что так в этом сериале людей привлекало. Неужели только оригинальный книжный источник? Мне-то понятно, что смотреть нечего из-за известный легальных ограничений. Хотя понятно, что в 90-ые было другое время, другие сериалы. И именно тогда такой формат мог выстрелить. Поэтому же он и сник в нулевые, так как сериалы уже другими стали. Ну, ладно. Концовки тут тоже у серий прикольные. Я просто залпом смотрю, поэтому не акцентирую внимание. Если равномерно по паре серий в неделю смотреть, то намного лучше всё воспринималось бы. Это как если нормально питаться либо постараться за один день съесть то, что по норме надо съесть за неделю. Если что вспомнится, так это преступления, которые произошли прямо под носом у Мегрэ и полиции, в том числе, как понимаю, в полицейском участке. Прикольной вышла и последняя серия - чистый театр, снятый в гостинице.
Почитал всё-таки Вики, то ли французскую с переводчиком, то ли ещё какой вариант. Короче, оказывается, большей частью сериал снимали не во Франции, если правильно понял... где угодно только не во Франции. Причина банальна - искали места для съемок, где это будет подешевле сделать. Плюс там написали, что действие сериала происходит в 50-ые. То есть получается почти сразу после войны. Второй сезон немного разбавлен по сюжету. Если в первом было много всего однотипного, то в нашем тоже много всего однотипного, но есть и перестрелка в гангстерском стиле (в одной серии довольно много стреляют - впервые в сериале), плюс мы даже на дно реки погружаемся в старом костюме водолаза. На слух забавно было услышать, как говорят на английском киношные американцы - акцент такой чистый, от того слегка неестественный. В остальном всё однотипно: сюжет обычно долго раскручивается в плане расследования, даже наш главный сыщик никуда не торопится, идёт в развалку, пожимая трубку в зубах. В остальном сериал действительно пытается соответствовать эпохе середины прошлого столетия: антураж и всё такое соблюдается как только можно через одежду, машины, предметы быта и прочее. Но всё равно чувствуется, что немного всё лучше выглядит, чем было на самом деле. Всё-таки послевоенное время не могло быть сразу таким вот как в сериале. Хотя как нам судить об этом? Возможно, европейцы очень быстро переключились после войны и соорудили вполне хорошую европейскую же жизнь. Ведь многие регионы тут не пострадали вообще практически во время войны, в том числе потому, что в начале войны некоторые страны очень быстро сдались вермахту, не желая создавать себе кровопролитие и разруху. Бремя войны пришлось тянуть нашей любимой Россиюшке и другим республикам СССР. Мегрэ не обладает эксцентричностью Коломбо или Пуаро, здесь нет зловещей мистики или чего-то такого чисто детективного от Артура Конана Дойля, абсолютно точно нет шедевральности детективной от Агаты. Но в нашем сериале есть некая едва уловимая страсть к показу натурального расследования без приправ, без прикрас. Да, тут есть свои перегибы с нуарностью и прочим в этом духе. Но по части детективной работы полиции тут всё именно так, как и ожидаешь увидеть в фильме: просто и со вкусом. Забавно: в одном из кадров есть улочка, которую специально забаррикадировали старыми машиной и автобусом, но на заднем плане там катались современные авто (мельком можно разглядеть), а рядом, я почти на сто процентов уверен, что заметил боковину всем знакомых 'Жигулей' - экспортный вариант из 80-х, когда-то таких машинок за бугор много отправляли.
Шестой сезон начинается с Финляндии. Собственно, ей треть сезона посвящена, так как в сезоне всего 3 серии. Единственное по чему я понял, что это Финляндия - это подводная лодка-музей, которую мельком показали. «Весикко» (она вроде) - подводное судно, построенное очень давно, использовавшееся и немцами, и финнами против СССР. Учитывая, что вроде как у нас по сериалу идут 50-ые годы, то тогда лодка ещё не могла стоять вроде как в том месте, где её показали - это ляп то есть. Зато мы теперь понимаем, что у финнов есть давняя история постройки глубоководных аппаратов. Вроде как даже советские батискафы, на которых в том числе спускался Кэмерон к Титанику, тоже финны строили (основную часть конструкций). В остальном первую серию я прослушал, зато то, как прятался убийца, припомнилось. Вторая серия, наверное, ключевая в сезоне. Тут даже Мегрэ заявляет, что ни один убийца так не затронул его чувства, как этот. Короче, какой-то маньяк убивает девушек вечерами поздними - с этого начинается фильм... уже постфактум убийств. Эту серию я более сосредоточенно посмотрел. Занимательная, особенно отношения между тремя её героями. Третья серия... концепция неплохая, но реализация скучноватая. Или опять из-за того, что вполглаза или даже без глаз смотрел. Всё-таки, когда чуть больше экшена в кадре, то интересней. Да и сами герои не такие харизматичные. Ещё я уже какой сезон не могу понять, почему во французской иерархии комиссар ниже по чину, чем следователь. Наш Мегрэ вроде комиссар по званию, но отчитывается следователю. То ли это превратности перевода, то ли ещё что. Заглянем в Вики: Следственный судья (также именуемый судья-следователь, расследующий магистрат, допрашивающий судья) — должностное и процессуальное лицо в правовой системе ряда европейских и южноамериканских стран (как правило, тех из них, где указанный правовой институт исторически произрастает из светского инквизиционного процесса), отвечающее за единоличное проведение судебного расследования по административным и уголовным делам, совмещающее функции судьи и следователя, занимающееся разбором дела самостоятельно, без участия присяжных заседателей, стороны защиты (адвокат). Короче, забавная должность. Но у них есть ещё и обычные судьи, то есть следственный судья - это что-то вроде промежуточной должности. А наш герой это: Комиссар полиции во Франции — оперативный полицейский сотрудник высокого ранга, наделённый особыми полномочиями для поддержания порядка на вверенной ему территории.