Гладиатор
- 18 мая 2000
- 01 мая 2000
180 год. Прославленный генерал Римской империи Максимус хочет только одного — вернуться к жене и сыну, которых не видел более двух лет. Но планам не суждено сбыться. В результате политического заговора он становится рабом — гладиатором, убивающим на потеху публике. Талант воина помогает ему стать известным, и он получает шанс отомстить… Триумфальное возвращение пеплума (или жанра «меча и сандалий») — масштабной античной легенды с грандиозными сражениями и чуть сказочным тоном повествования. Казалось, подобное кино закончилось еще в 50х с «Бен Гуром» и «Спартаком» Стенли Кубрика. По очевидным причинам подобные фильмы безумно сложны в производстве, и потому столь ценен каждый удавшийся экземпляр. А уж «Гладиатор» — один из лучших не только в данном жанре, но и вообще во всем классическом кино. Такая величественность не может не подкупать: перед нами поистине захватывающее и трогательное произведение. Эффектное, невероятно красивое, хоть и кровавое, с гениальной музыкой и великолепной актерской игрой. Место и время действия столь далеки от нас, столь невероятны, что герои кажутся еще грандиознее, а происходящее — масштабнее. Но за всей внешней красотой фильма главное — это рассмотреть героя и пример поведения столь сильного характера, человека, исполненного достоинства и мощи. Шикарно сыгранный Расселом Кроу персонаж. Сохраняющий спокойствие, немногословный Максимус сталкивается с беспринципным очевидным злом в лице нервного истерика Коммода, под стать Кроу потрясающе сыгранного Хоакином Фениксом. Диаметрально противоположные характеры стягивают на себя каждый кадр, а уж когда оказываются в одной сцене — то и вовсе электризует пространство даже по другую сторону экрана. Гениальный саундтрек Ханса Циммера, главного композитора в кино современности. Напомню, именно он написал музыку к «Пиратам Карибского моря», «Началу» и «Королю Льву». Его музыка — такой же важный герой и составляющая ценности фильма. Больше всего я люблю первые 15—20 минут и последние 5 минут фильма. Прогулка по полю на рассвете, рука на колосьях, затишье перед битвой, проход по боевым рядам и речь перед боем. «Кто поможет мне нести его», закатное солнце над Коллизеем и «Мы ещё увидимся с тобой… но не сейчас…» Идеально.
- Этим вечером я наконец полностью посмотрел его, а ведь память об этом фильме тянется прямиком из детства, еще совсем маленьким я видел, как отец смотрел его, причем не раз. Пока я смотрел сейчас, часто представлял то, как он видел происходящее на экране, о чем думал, как сопереживал, какие мысли у него были. - Сейчас мне больше хочется смотреть мужественное кино про храбрость с колоритными персонажами, которые вдохновляют других, ведут к свершению идей, и как грустно, когда те люди, которые поверили в Максимума и пошли за ним, погибали за него. - Как говорил Медисон, этот фильм может довести до слез любого мужчину и это правда. Семья — это самое дорогое, что может быть в жизни, и для меня происходящие с ребенком и женой главного героя вызвало слезы и тоску от того, насколько люди могут быть жестоки. - Появился большой интерес к фильмам Рассела Кроу, хороший актер, у него отлично получаются колоритные мужские роли, и Хоакин Феникс конечно молодец, эстетично-безумный персонаж хорошо у него получился. - В целом могу сказать, что это фильм еще найдет место в моем сердце и я обязательно его буду пересматривать. Хорошее кино плюс детская ностальгия, что может вызвать чувства сильнее?
О чём этот фильм для меня? Этот фильм о потере. Потере самых близких. О мучительной жизни после пережитого кошмара наяву, об изматывающих испытаниях. Об освобождении… Вот о чём фильм. О том, что ничего не решают родственные связи. Если ты любишь человека или не любишь. Вот о чём фильм. О том, что дети иногда разочаровывают и остаются чужими. О том, что бывают чужими «родственники», бывают друзья, как братья. О том, что есть люди, которых ты не можешь назвать не родными, потому что они «родные», по духу, по сердцу. Вот о чём этот фильм. О том, что Господь не поможет твоим близким, если ты будешь молиться о них. Не поможет он и тебе пережить потерю. И если ты хочешь верить в кого — то, верь только в себя. В фильме есть сцена, где гладиаторы разговаривают и один другому говорит — «Я скоро умру и буду ждать на небесах свою жену и дочерей». А другой отвечает — «А мои жена и сын уже меня ждут». Я верю и хочу верить в жизнь после смерти и в то что мысли, мечты и планы человека не умирают вместе с его плотью. И в целом, по фильму — Рассел Кроу, прекрасный артист, мужественный, сильный, с грустными глазами, просто шикарен в доспехах и без них). Когда я смотрю на него в кино, всегда думаю — какой он в жизни? Прекрасные сцены боёв гладиаторов, с колесницами и дикими кошками, с обезумевшими людьми и императором! Сцена боя в начале фильма, с дикими людьми из леса, топорами, тяжёлыми мечами, кровью, огнём и стрелами. И конечно же судьба главного героя от уважаемого и любимого подчинёнными и Цезарем генерала до человека, потерявшего семью, ставшего рабом, позже гладиатором и всё же сумевшему отомстить своему врагу, несмотря на жалкие попытки нравственно больного человека уничтожить его, несмотря и на то, что всё было против него! Завоевать любовь толпы и получить «освобождение», оставшись достойным человеком, каким был всю жизнь! Хорошая музыка. Так же понравились картины воспоминаний главного героя о доме, сыне, бежавшем по дороге к нему, о жене. И финал, где герой, наконец, открывает ворота своего дома. Он так давно не был дома…
В двадцатом веке в Голливуде большие режиссёры любили снимать кино о Древнем Риме, часто по библейским сюжетам. Живой классик Ридли Скотт выпустил свой самый титулованный фильм — «Гладиатор» — как раз на стыке веков. К библейской тематике он придёт через 14 лет. Великий военачальник Максимус принёс победу Римской империи в Германии, но был предан молодым императором Коммодом. Он попадает в рабство, где становится гладиатором и начинает свой путь мести. Помимо «Оскара», «Золотого глобуса» и множества других наград у «Гладиатора» есть ещё одно сомнительное достижение: он до сих пор регулярно занимает верхние строчки топов фильмов с наибольшим количеством ляпов. Причём вопросы вызывают и техническая, и историческая стороны картины. Забавно, что в фильме с названием «Гладиатор» плохо сняты боевые сцены — как военные битвы, так и гладиаторские бои. Схватки показаны быстрыми рваными кадрами, камера мечется, трудно понять, что происходит. Но к чему в «Гладиаторе» нет претензий, так это актёрская работа. Рассел Кроу не зря получил свой «Оскар». А молодой Хоакин Феникс и 20 лет назад потрясающие играл безумцев. У Ридли Скотта получилось эпохальное кино, но если вдумываться в логику сюжета, начинает возникать слишком много вопросов. Так что для получения удовольствия от уже классической ленты, лучше этого не делать. Кому смотреть: — любителям околоисторического кино; — если хотите увидеть худого Рассела Кроу. Кому не смотреть: — знатокам Древнего Рима; — любителям животных.
На драму это точно не похоже и тем более на историческую. Это скорее фантастический экшн (вне времени и пространства): поскольку «метафизическая троица» о которой ведется речь и которую авторы упорно выявляли посредством «персонифицированного семейства божественного Марка Аврелия» (и, судя по громогласным репликам — выявляли с пристрастием) служит здесь сюжетным каркасом, а значит, ни «Колизей» (которой уже построен), ни «Рим» (который вовсе и не Рим), ни сами персонажи — все это — из области фантастики. «Фантастика», как известно, жанр привилегированный и плохо поддается критике, потому, уверен, что желающие оставить адекватный отклик столкнулись с большими трудностями, вне зависимости от их знакомства с «аллегорическим контекстом», который хотя и не скрывали, однако, возможно ли наделять «царских отпрысков» вместе с «римским Колизеем» столь потрясающими значениями: характеризовать и объяснять их движения в свете столь смелой субъективной космологии? Для визуальной картинки, очевидно, что можно, но никак для категорических силлогизмов, способных определять «концептуальные послания» которые, судя по некоторым недавним фильмам, уже вплетаются без всякого разбора и стеснения, с твердой уверенностью, что ни один «здравомыслящий» человек не найдет этому верных определений. Таким образом сокровенный символизм, перестал быть сокровенным и более того, благодаря кино, обретает невиданные доселе формы. «Когда то «Рим» был священной мечтой, о нем говорили шепотом», теперь о нем трубят во всеуслышание, на широких экранах и все радуются, восхищаются. Аллегорический подтекст, с затяжным конфликтом «своенравных отпрысков», очевидно до сих пор многим не дает покоя и я бы, даже, сказал не многим, а всем — настолько это теперь стал болезненным, что порой поражаешься находчивости и остроумию некоторых авторов в их отчаянной надежде достучаться до широкой публики. Насколько уместны подобные мифологические аналогии, никому доподлинно не известно, поэтому, во избежание ненужной путаницы, нет нужды разбирать сюжетную интригу между «царскими отпрысками божественного Марка Аврелия», или антропоморфные представления авторов о двойственной природе человека — совокупности души и интеллекта, который, тем не менее, заслуживает самого внимательного изучения, по причине удовлетворительного этического обоснования. Во всяком случае, Максимус (Рассел Кроу), призванный к ее (интриги) прояснению, ему соответствует. «Гладиатор», не церемонится в подборе эпитетов и во избежание недопонимания, с ходу разрубает «гордиев узел». Удивительный фильм!
Отрывочно помню этот фильм еще с детства. Недавно посмотрела «Троя» и, вдохновившись, решила наконец-то глянуть «Гладиатора» как следует. Что же в итоге… «Гладиатор» поистине мощный фильм. Во всех смыслах. Масштабные съемки (режиссер Ридли Скотт, как никак, мастер своего дела), операторская работа, костюмы, воссоздание духа того времени, эпичные сцены сражений ну и конечно прекрасные актерские работы. Время за просмотром пролетело незаметно, я полностью погрузилась в эпоху греко-римской империи, а героям невозможно было не сопереживать. Фильм, поистине заслуживший Оскар, тут есть место экшену и место драме. Это фильм про великого война, которому не было равных. Это трагичная и тяжелая история человека, который прошел путь от военачальника и приближенного к Цезарю, до раба и далее непобедимого гладиатора, который прошел через нечеловеческие испытания, потерю близких людей, предательство и который смог добиться справедливости и отомстить. Никогда не являлась ярой фанаткой Рассела Кроу, но тут он был очень хорош. Его переживания были реалистичны, особенно впечатлили сцены его поединков, видно что он серьезно подошел к роли, дрался он круто и вообще был в отличной форме, как и положено войну. Очень понравилась Конни Нильсен, красивая и талантливая актриса. Ну и на сладенькое, шедевральный перформанс от Хоакина Феникса. Его фактурная внешность располагает к роли антагониста. Многие считают, что это чуть ли не лучшая роль в его карьере. Скорее, она самая знаковая, ведь сняться у такого именитого режиссера в культовом фильме очень большая удача. Фильм однозначно рекомендую к просмотру всем любителям жанра, а также поклонникам Феникса и Кроу. 10 из 10
Фильм Ридли Скотта (Бегущий по лезвию, Чужой, Ганнибал) об отважном генерале Римской империи Максимусе. Его любила армия, любила власть, но против сговоров на политической основе обычный военный человек не застрахован. Так генерал теряет семью, а сам становится рабом, вынужденным сражаться в гладиаторских боях ради «хлеба и зрелищ» для римского народа. У фильма потрясающий каст. Рассел Кроу получил оскар за лучшую мужскую роль. Весь фильм ты наблюдаешь за стойкостью и характером его персонажа. Он потерял семью и свое положение, но у него еще есть шанс спасти Римскую империю и отомстить за семью. В каждом кадре ты веришь ему, веришь в его эмоции и поражаешься стойкости его духа, все действия выверены, без лишней эмоциональности. Учитывая что я смотрел «Игры разума» (2001), теперь я точно уверен, что Рассел в моем списке любимчиков. Вторая роль была у Хоакина Феникса, сын Цезаря, занявший престол. В первых сценах мне показалось, что к Хоакину здесь особого внимания не будет и никаких поражающих перфомансов он не выдаст, но к середине фильма каждая его фраза, каждая его эмоция заставляет тебя напрячься («Разве я не милосерден»). Великолепно было смотреть за ним, учитывая, что недавно вышел Джокер и после просмотра фильма понимаешь, что он смог бы сыграть Артура даже 20 лет назад. Второстепенные персонажи также качественно проработаны, потрясающие актеры из множества гладиаторов также запоминаются своим разнообразием внешних параметров и душевностью, хоть они и все на грани жизни и смерти, ведь каждый их бой может стать последним. За женскую часть фильма в ответе Конни Нильсен в потрясающих нарядах (фильм также получил оскар за костюмы). Невозможно оторвать глаз, помимо красоты она еще и показывает характер своего персонажа, хрупкая с виду девушка оказывается сильной и здравомыслящей. Над звуковым сопровождением трудились Лиза Джеррард и Ханс Циммер (Начало, Интерстеллар, Тёмный рыцарь), поэтому думаю тут нечего рассказывать, у Циммера как и всегда все на высшем уровне. Также внимание стоит уделить спецэффектам и постановке боев, за эффекты также дали оскар и вполне заслуженно, спецэффекты невероятно дополняют бои, все кажется живым и настоящим (в особенности сцена боя в начале с катапультами). Бои поставлены очень эффектно и динамично сидишь и затаив дыхание наблюдаешь за каждом ударом меча. Достойный исторический боевик с сильной драмой, который не зря уже можно считать классикой. 10 из 10
Если вы хотите посмотреть исторически достоверный фильм об эпохе процветания Римской империи, то «Гладиатор» не для вас. Этот фильм является некоторым переосмыслением исторической эпохи, авторским кино, которое по-своему трактует происходящее в то время события. Актёрская игра. В принципе, имена говорят сами за себя. Рассел Кроу, Хоакин Феникс уже давно зарекомендовали себя в качестве топовых актёров. И в этом фильме они вновь были на высоте. Ни грамма наигранных эмоций или неуверенных действий, только аутентичная подлинная игра. Особенно хорошо получился подлый, жаждущий власти и неуверенный в себе император Коммод, который вызывал лишь негативные эмоции, который не вызвал никакого сострадания и понимания, собственной, каким и должен быть по задумке режиссёра. Антураж. Эта единственная часть фильма, которая меня немного расстроила, ведь антураж не совсем соответствует реальности. Я понимаю, что это всё-таки переосмысление, но даже при всём этой в сюжете должна присутствовать логика. К примеру, мне непонятно, почему шлемы гладиаторы надевали на голые головы, а не поддевали кожаный подшлемник. Такие моменты были и ещё, и они бросаются в глаза и делают картину менее пронизанной духом того времени. Но всё-таки преимущественно антураж был неимоверно крутым. Самое классное, что съёмки проводились в реальной локации, и нарисованных декораций при поставке сцен было минимум. От этого создавалось ощущение полного погружения в происходящую ситуацию. Звуковое сопровождение и операторская работа. Для 2000-го года — это просто шедевр. Музыка была подобрана с заботой и сильно помогала воспринимать картину должным образом. Хочется также отметить и качество съёмки, которое для довольно давнего времени была настолько суперской, что даже в настоящее время не каждый фильм имеет такие показатели. Сюжет. Ну и, конечно же, самое главное и вкусное — это сюжет. Вся картина целиком и полностью пропитана им, что позволяет сделать каждого персонажа значимым. Всё настолько продумано, что даже какой-нибудь третьесортный стражник в один момент повернут к зрителю лицом, зритель может его рассмотреть и понять его мотивы. Про главных персонажей я даже не говорю, ведь они до мозга костей пронизаны сюжетными изысками. Их история очень понятна: она иногда весела, иногда трагичная, иногда интригует. В принципе, сюжет построен так, что человек при просмотре испытывает чуть ли не все известные эмоции: и страх, и жалость, и гнев, и любопытство, и радость. Видно, что Ридли Скотт умеет делать кино, ведь что предыдущие его творения, что фильм «Гладиатор» — это настоящие образцы для подражания. Вы обязаны это посмотреть. Даже если вы такой человек, что вам плохо заходят боевики (а я как раз-таки такой), то это кино всё равно заставит вас сесть, с восторгом наблюдать за происходящим, испытывая полную радугу эмоций. 9 из 10
При всей своей зрелищности «Гладиатор» невозможно трактовать, как исторический фильм о парне, который устраивает на Колизее сплошной мясокомбинат. И дело даже не в том, что исторические события тут отображены недостоверно, от чего настоящие гладиаторы и римские сенаторы ржали бы над Ридли Скоттом, как на стендапе Джорджа Карлина. Лично я нахожу в этой киноленте оттенок политической драмы, которая разворачивается между двумя лагерями. Первый — под предводительством безумца и деспота Коммода. Ключевой фигурой второго лагеря является Максимус — гладиатор, бывший некогда лучшим генералом Римской империи, ставший в будущей жизни кандидатом в президенты Украины. Извините, но знаменитая сцена, где герой Рассела Кроу трогает пшеницу, навевает меня почему-то именно на эти мысли. Шутки шутками, однако плюсы постановки сбрасывать со счетов не стоит. Хоть данную киноленту и окрестили самой корявой ввиду огромного количества ляпов (ляпы попадались различного уровня, вплоть до самых примитивных, когда в кадр попадал член съемочной группы в современных джинсах), масштаб картины поражает. Чтобы охватить всю толпу зрителей гладиаторских поединков, показанный киношный Колизей в два раза больше реального. Когда камера охватывает крупный кадр, особенно в начальной батальной сцене, видны все движения. Оператор играет о светом, затемняя картинку под нужный настрой. Музыкальное сопровождение хорошее, костюмеры постарались на славу. Несмотря на то, что я не питаю особой симпатии к Расселу Кроу, его Максимус сочетает в себе те черты, которые формируют интерес у зрителя — опытный, задумчивый, мотивированный. Он верен своей империи, но в то же время мечтает о простой жизни, что становится заметно из диалога между ним и императором Марком Аврелием. После смерти императора власть переходит его сыну Коммоду, но Максимус отказывается присягать ему, и тот приказывает убить его жену и сына. Деморализованный Максимус попадает в рабство, где его хозяин Проксимо выставляет его на гладиаторские бои, подав одну занятную мысль — все зрители боев находятся в режиме «show must go on» и у любимца толпы есть своя толика власти. Данная деталь выводит противостояние между Максимусом и императором Коммодом на новый уровень. Новоиспеченный император не питает любовь народа, а в Сенате плетутся интриги. В то же время в Рим на бои прибывает Максимус, и темная сторона Коммода проявляет себя. Из трусливого, закомплексованного мальчика в теле мужчины, он становится настоящим узурпатором, готовый убивать родственников и склонить свою сестру к инцесту. Сам персонаж при этом осознает свою ущербность и неспособность жить по чести, как Максимус, что делает его более неприятным. Значительный вклад в проработку персонажа внес актер Хоакин Феникс, имя которого несправедливо считается малоизвестным. Определенно «Гладиатор» не претендует на уровень классики, как «Спартак» или «Бен-Гур». Но для своего уровня, а именно античного эпоса, фильм показывает себя как хорошего представителя жанра. Во всяком случае Ридли Скотт показал, что может потратить 100 миллионов долларов с пользой.
При всей своей зрелищности «Гладиатор» невозможно трактовать, как исторический фильм о парне, который устраивает на Колизее сплошной мясокомбинат. И дело даже не в том, что исторические события тут отображены недостоверно, от чего настоящие гладиаторы и римские сенаторы ржали бы над Ридли Скоттом, как на стендапе Джорджа Карлина. Лично я нахожу в этой киноленте оттенок политической драмы, которая разворачивается между двумя лагерями. Первый — под предводительством безумца и деспота Коммода. Ключевой фигурой второго лагеря является Максимус — гладиатор, бывший некогда лучшим генералом Римской империи, ставший в будущей жизни кандидатом в президенты Украины. Извините, но знаменитая сцена, где герой Рассела Кроу трогает пшеницу, навевает меня почему-то именно на эти мысли. Шутки шутками, однако плюсы постановки сбрасывать со счетов не стоит. Хоть данную киноленту и окрестили самой корявой ввиду огромного количества ляпов (ляпы попадались различного уровня, вплоть до самых примитивных, когда в кадр попадал член съемочной группы в современных джинсах), масштаб картины поражает. Чтобы охватить всю толпу зрителей гладиаторских поединков, показанный киношный Колизей в два раза больше реального. Когда камера охватывает крупный кадр, особенно в начальной батальной сцене, видны все движения. Оператор играет о светом, затемняя картинку под нужный настрой. Музыкальное сопровождение хорошее, костюмеры постарались на славу. Несмотря на то, что я не питаю особой симпатии к Расселу Кроу, его Максимус сочетает в себе те черты, которые формируют интерес у зрителя — опытный, задумчивый, мотивированный. Он верен своей империи, но в то же время мечтает о простой жизни, что становится заметно из диалога между ним и императором Марком Аврелием. После смерти императора власть переходит его сыну Коммоду, но Максимус отказывается присягать ему, и тот приказывает убить его жену и сына. Деморализованный Максимус попадает в рабство, где его хозяин Проксимо выставляет его на гладиаторские бои, подав одну занятную мысль — все зрители боев находятся в режиме «show must go on» и у любимца толпы есть своя толика власти. Данная деталь выводит противостояние между Максимусом и императором Коммодом на новый уровень. Новоиспеченный император не питает любовь народа, а в Сенате плетутся интриги. В то же время в Рим на бои прибывает Максимус, и темная сторона Коммода проявляет себя. Из трусливого, закомплексованного мальчика в теле мужчины, он становится настоящим узурпатором, готовый убивать родственников и склонить свою сестру к инцесту. Сам персонаж при этом осознает свою ущербность и неспособность жить по чести, как Максимус, что делает его более неприятным. Значительный вклад в проработку персонажа внес актер Хоакин Феникс, имя которого несправедливо считается малоизвестным. Определенно «Гладиатор» не претендует на уровень классики, как «Спартак» или «Бен-Гур». Но для своего уровня, а именно античного эпоса, фильм показывает себя как хорошего представителя жанра. Во всяком случае Ридли Скотт показал, что может потратить 100 миллионов долларов с пользой.
Впервые, как и многие, посмотрела «Гладиатора» на кассете по видику. Тогда фильм мне понравился безусловно. Но вот недавно решила пересмотреть (благодаря наличию Хоакина Феникса в касте). И вдруг поняла, как же безнадёжно он устарел… Неоднократно читала мнение, что существуют фильмы, вышедшие до 11 сентября 2001 года, и фильмы, вышедшие после. То есть, фильмы изменившегося мира. Фильмы с новым взглядом на оный. Яркий пример — фильм «Гладиатор». Мир «Гладиатора» — строго чёрно-белый. Есть положительный персонаж, Максимус, носитель, соответственно, сугубо положительных качеств: храбрый, умный, благородный, тру-мужик и т. д. И есть у него антагонист, Коммод, он же стандартный голливудский злодей — злобный, жалкий, коварный, жестокий, но при этом непроходимо тупой, умудряющийся слить в стопроцентно выигрышной для себя ситуации. И между ними — Луцилла, женщина-трофей, что типично для дофеминистской эпохи. Которая, естественно, любит хорошего и досталась бы ему в случае хэппи-энда. Одним словом, классический старый добрый Голливуд, где сюжет фильма можно предсказать спустя пятнадцать минут просмотра. Кстати, про сюжет. В основе его — реальное историческое событие, «заговор Луциллы». Действительно, сестра Коммода организовала против него заговор в первый год императорства, который, правда, был попроще и помалоудачней. Коммод правил ещё много лет и… пал от руки гладиатора в результате заговора, но возглавляла оный его любовница и закончилось всё печально и для неё, и для других заговорщиков. Само собой, стандартная голливудская практика — взгляд на события веков минувших с точки зрения ценностей рубежа веков 20 и 21-го. Иногда доходит до смешного. В частности, до эпического непонимания, ху из Император и как на него смотрят его подданные. Коммод Ридли Скотта — это чмо, которое ни во что не ставят ни окружение, ни народ Рима. В реале, Максимус был бы безо всякого приказа зарублен преторианцами за сам факт поворота спиной к ИМПЕРАТОРУ! Будет ещё какой-то РАБ публично, на глазах толпы, демонстрировать неуважение к нашему господину! Ах, он бывший легат (какой, к бесу, «генерал»?)? Так он, на минуточку, поставлен вне закона — со всеми вытекающими из шеи последствиями. В противном случае, уж простите, император наш, спускающий подобное с рук, в момент теряет всякий авторитет — с последствиями, вытекающими уже из своей шеи. Действительный Коммод, к слову, был любим народом, а сенаторы у него по струнке ходили. Наш же герой сначала позволяет всем подряд всячески себя опускать, имея полную власть над Максимусом, позволяет тому гулять свободно (Народ его любит? Во-первых, начхать на народ, а во-вторых, пусть ему подсыплют что в еду — и попробуй докажи, да мало ли что может приключиться с «идущим-на-смерть»?). В итоге, не покидает ощущение, что зрителей держат за дураков. Да, сюжетные дыры наличествуют в любом фильме, но не в таком же количестве и не столь фатальные! Средство одно — отключить голову. Полностью. И наслаждаться красивой картинкой, классно поставленными боями, в целом, неплохой актёрской игрой (в случае с Фениксом — как всегда, офигенной, и если уж кто тут заслужил «Оскар», так явно не Рассел Кроу). Короче, за счёт собственно киносоставляющей 5 из 10
Часто-густо такого тандема, как масштабное полотно плюс режиссер с именем, бывает достаточно, чтобы как минимум обратить на себя внимание киноакадемиков. Но, разбираясь в причинах успеха данного фильма, нельзя игнорировать тот факт, что он ознаменовал собой возрождение целого жанра. Так, за год до этого мы имели дело с фильмом «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» тайваньского режиссера Энга Ли, который стал символом возрождения жанра под названием «уси», подзабытого с начала 1970-х. Здесь же мы имеем представителя жанра пеплум, для которого характерно использование античных и/или библейских сюжетов, плюс масштабные боевые сцены и свободная трактовка истории. Беглый анализ хронологии показывает, что последний голливудский «классический» пеплум «Падение Римской империи» был снят в 1964, после чего целый жанр замер почти на 30 лет — до выхода на экраны кинокартины «Гладиатор», сюжет которой перекликается с «Падением». И да, остальные фильмов на античных сюжетах, которые может сразу вспомнить современный зритель, будь то «300 спартанцев», «Троя», «Александр» или «Битва Титанов», действительно были сняты уже после «Гладиатора», в 2000-х годах. Так что, перефразируя известную пословицу, «Кто первый встал — того и Оскар». Одной из главных претензий, которые, как правило, предъявляют кинокартине, является низкий уровень исторической достоверности. Настолько низкий, что на языке вертится слово «клюква». Есть, правда, определенные сомнения, что кто-нибудь замерял уровень достоверности в классических пеплумах 60-х годов 20-го века, и также не помню, какой была рекламная кампания «Гладиатора» в 2000 году и как он подавался. Однако если бегло взглянуть в графу «жанры», мы увидим следующее: на Кинопоиске — боевик, драма, приключения, на IMDB — action, adventure, drama. Ни один из киноресурсов не позиционирует фильм как «исторический». А статья на Википедии подскажет внимательному читателю, что «сюжет фильма — художественный вымысел», даже если в нем и задействованы реальные исторические прототипы. С таким успехом можно было бы предъявлять претензии касательно неисторичности и «Бесславным ублюдкам» Тарантино с его Гитлером во французском кинотеатре. Ну а если художественный фильм, не названный историческим, искажает представление зрителей об истории, то претензии должны быть не к нему, а к этим зрителям, подобным Дон Кихоту с его слепой верой в то, что в рыцарских романах написана чистая правда. Ведь для зрителя внимательного и вдумчивого кино будет скорее толчком узнать о том, как было на самом деле. И, кстати, император Марк Аврелий должен сказать «спасибо» голливудцам, так как на самом деле он не только не противился восхождению Коммода на престол, а еще при жизни сделал его своим соправителем, либо будучи слепым касательно подлинной сущности сына, либо уж очень сильно желая оставить трон своему биологическому потомку. С другой стороны, исторические неточности все же часто бессознательно раздражают, и ничего с этим не поделаешь. Художественную трактовку образов еще можно как-то понять, но: римский генерал, татуировки, жена и сын, которых повесили, но распяли… Добавить к этому еще газовый баллон под колесницей и периодические забредания в кадр членов съемочной группы в джинсах и футболках, которые почему-то или пропустили при финальном монтаже, или решили, что «и так сойдет». А решили правильно, судя по тому, что монтаж также был отмечен номинацией на «Оскар». Также есть эпизод, когда хозяин говорит Максимусу о деревянном мече как символе свободы. Мол, возьми заслужи его, и перестанешь быть рабом. Но, учитывая тот факт, что Максимус изначально в принципе рабом не был и его подобрали торговцы, не спросив, так сказать, документов, то возникает вопрос: а что если героя когда-то в будущем где-то подберут какие-то другие работорговцы и у него не будет при себе деревянного меча? Он снова попадет в рабство и ему снова надо будет за свободу бороться? Как-то не совсем логично. Похоже, что на самом деле работорговцы в Римской империи просто так первому встречному в рабство не продавали, и хоть мы имеем не историческое кино, все же подобное допущение напрямую влияет на сюжет, а следовательно, достоверность его важна. Значительной и часто высказываемой претензией является нелогичность действий персонажей в угоду развития сюжета. Основной вопрос такого характера — почему Коммод просто не убил Максимуса? Имея кучу возможностей, имея персональную гвардию, которая держала город в страхе, имея не только мотив, но и официальное объяснение, не сделал абсолютно ничего. Однако на самом деле поведение персонажей, кажущееся иногда совершенно идиотским с точки зрения здравого смысла, прекрасно вписывается в логику самих персонажей, качественно прописанных и отыгранных. Основной движущей силой их поведения и определителем их характеров является любовь. Максимус, который пользуется любовью и уважением всех, кто его знает, уверен в себе и своей «правильности», поэтому готов идти на смерть и умереть за свои убеждения. Император Коммод, недолюблен с самого детства, постоянно ищет любви окружающих и подтверждения себя, ради чего готов на импульсивные поступки. Он не способен заметить даже логических дыр в собственных суждениях, ведь, высказывая сентенцию о том, что толпа непостоянна в своих чувствах, одновременно свято верит в обратное, когда речь идет об отношении народа к нему самому. Коммод говорит, что Максимуса забудут через неделю, но при этом убежден, что ему, цезарю, Максимуса не простят, если он приложит руку к его смерти. Так император, будучи человеком противоречивым, очевидно нарциссичным и не совсем разумным, попадает в ловушку собственных суждений и решений. Можно ли представить себе такого человека в реальной жизни? Ну, у меня получается. Основным минусом фильма, помимо приведенных выше спорных моментов, я бы назвала пафос. Тяжелый, густой, навязчивый. Им пропитан каждый миг, каждый диалог, каждое движение головы. Благодаря ему любой разговор персонажей кажется наполненным глубоким смыслом, хотя на самом деле это не всегда так. При первом просмотре картины он меньше обращает на себя внимание, но не дай Бог пересмотреть повторно, когда сюжет тебе уже известен! Кажется, даже «Властелин колец» и «Храброе сердце» меньше грешили пафосом и позволяли себе разбавляет его нотками юмора, хотя там как раз масштаб проблем был на порядок более значим. Вот такое кино. Очень пафосная голливудская недоисторическая клюква с техническими огрехами и сюжетными дырами, и одновременно масштабный эпический фильм с целостными и эмоционально окрашенными персонажами, хорошей актерской игрой (хотя Рассел Кроу на фоне других как раз зацепил не особо, несмотря на его «Оскар»), захватывающим сюжетом, некое фэнтези в антураже Древнего Рима, которое вновь рассказывает о вечном: любви, мести и стремлении к свободе. 7 из 10
Уж кому кому, а Ридли Скотту пафосности не занимать. Видно это и в диалогах главных персонажей, и в их поступках, и даже на песках Колизея, обрамлённых лепестками роз вперемешку с кровью. Свою роль играет, конечно же, жанровый элемент пеплума, предполагающий собой некоторую «крикливость»… но, чёрт возьми, как же эпично это выглядит! Максимус- геперпологический герой мифов и легенд времён античности. Путём не хитрого сюжета его приближают к человеку совершенно реальному, который упивается собственной гордостью, верой, отвагой и непоколебимой честью, становясь неким олицетворением такого же мифического Феникса. Прямой его антагонист (что более забавно — играющий роль Хоакин Феникс) тоже с неба звёзд хватает, не уступая своему противнику в заслугах, чуть более низких по этическим соображениям (но все же, не бесполезными). Столкновение таких сил неминуемо сводится к трагическому финалу, что, в общем то, не удивительно. Финалу яркому и красивому, не без львиной доли грамотного монтажа Пьетро Скалии и операторской работы Джона Мэтисона. Пособляет это дело равноценный саунд от матёрого Ханса Циммера в тандеме с Лизой Джерард. Все это сводит фактическую картинку в почти что эталонный исторический боевик (не без доли художественности, разумеется), но с не вписывающимся в общий «натюрморт» сценарием. «Гладиатор» — результат очень профессиональной, но в то же время — поверхностной работы, где без лишних завуалированностей преподносятся судьбы героев, их мотивы и сама повествовательная линия. И дело не в такой уж фантастической актёрской игре, благодаря которой Рассел Кроу выцепил заветный Оскар. Весь этот романовский лоск из учебников по истории смотрится очень вульгарно, не оставляя даже шанса на некое сравнение с реальностью (картина, всё-таки, историческая). Так что возложенные на «алтарь» кинематографа 100.000.000$ и три часа хронометража, ныне могли бы быть куда революционнее, не бойся режиссёр превратить блокбастер в чуть более правдивую драму. 7 из 10
Древний Рим. Время чести и гордости. Время великой экспансии, когда железная поступь несокрушимых легионов сотрясала основы мира, и царства одно за другим опускались перед Римом на колени. И Рим не имел более талантливого и, как никто другой, преданного делу полководца, чем Максимус. Но всё меняется и благородство не присуще всем и каждому. Римская империя, II век нашей эры. Престарелый император Марк Аврелий решает сделать военачальника Максимуса своим преемником, дабы тот, как честный человек, вернул государственную власть в руки народа и Сената. Конечно, это приводит в ярость Коммода, сына императора. Юноша мстит отцу и пытается уничтожить самого полководца. Однако великого воина не так то легко победить. Максимус возвращается в Рим — теперь уже не предводителем легионов, а рабом — гладиатором. Фильм, конечно, сделан явно в духе Голливуда и по его канонам. Но какой-то особой попсовости, свойственной многим американским фильмам в нём нет. Да и как может она быть в фильме, обладающем таким глубоким смыслом! Лично меня «Гладиатор» о многом заставил задуматься. Он один из тех немногих фильмов, которые «провоцируют» душу на работу. Фильм глубоко психологический, но не из-за страданий и жажды мщения героя Рассела Кроу. Его Максимус — настоящий положительный герой, предсказуемый в каждом своём слове и поступке. Гораздо более интересен «злодей» Коммод. Сын императора, воспитанный во дворце, окружённый многочисленной прислугой и учителями, но лишённый того, что щедро получают от рождения даже дети из самых бедных семей: родительского внимания и любви. Отец, поглощённый военными походами и философскими изысканиями, ограничивал своё общение с сыном нравоучительными письмами. И дальнейшие поступки Коммода — месть за то, что его не любили таким, каков он есть. Он мстит Максимусу за то, что тот занял его место при императоре, он мстит сестре за то, что она любила отцовского генерала (хотя такого воинского звания во времена древнего Рима ещё не существовало, но почему-то создатели фильма решили сделать Максимуса именно генералом), он готов отомстить всему миру за своё одиночество и страдания в одиночестве. Но в конце концов он загоняет в тупик сам себя. Когда Коммод и Максимус поднимаются на арену, и юный император тоскливо поднимает глаза навстречу солнцу, это самая трагичная сцена в фильме. Коммод словно прощается с этим солнцем, Колизеем, Римом. Одиночество, непонимание, ревность… Если дать слишком много воли этим чувствам, они могут завести в ловушку, из которой нет выхода. Хоакин Феникс (кстати до этого фильма я не знала этого актёра, раньше не особо присматривалась к актёрам Голливуда, знала только самых известных) практически автоматом вошёл в мою личную «виртуальную двадцатку» кино-злодеев. Хоакин Феникс великолепен! Как он живёт своей ролью! У него даже глаза холодные и жестокие ко всем, на кого он бы не посмотрел! Браво! Большая благодарность художникам картины, особенно за воссозданный Коллизей (моего воображения никогда не хватало, чтобы мысленно дорисовать его). Очень понравились гладиаторские схватки и батальные сцены: моё женское восприятие не уставало от них. Не оставляло равнодушной и каждое лицо в кадре — загляденье, включая не очень «римского» Рассела Кроу! Когда смотрю эту картину, я закрываю глаза на «сэров», «генералов», и прочие несуразности (с точки зрения истории). Есть всё же в США добротные фильмы, особенно на историческую тему, которые хочется пересмотреть и осмыслить происходящее на экране ни один раз. «Гладиатор» одна из таких картин. Конечно, именно как исторический фильм о древнем Риме, снято всё очень достойно. Хотя по сути никто и не знает эту историческую реальность. Прошли сотни и тысячи лет, и все сведения о Римской империи дошли до нас в искажённом виде. Никто не подтвердит, не опровергнет, было то или иное событие или нет. Даже историки расходятся в своих мнениях. А фильм сам по себе интересный, снят очень выразительно, а как всё было в то время — никому не ведомо. Поэтому не надо искать здесь историческую достоверность, а быть просто (и проще) зрителем. Про сам фильм можно сказать, что он поставлен блестяще. Отличные декорации, костюмы, сражения — во всём чувствуется атмосфера Рима (по крайней мере, в том виде, в котором она известна нам, современным людям 21 века). Игра актёров порадовала — хотя, конечно, картина держится на Расселе Кроу и Хоакине Фениксе. С актёрской точки зрения, Хоакин сыграл интереснее, потому что его персонаж весь фильм деградирует морально и нельзя точно предсказать его дальнейшие действия. Вообще считаю его одним из самых ярких образов этого фильма. Рассел Кроу тоже не подвёл, но сыграл похуже. Здесь отразилась недоработка персонажа, а к самому Кроу претензий нет. Большая фундаментальная работа. Сильный мужской образ на историческом фоне. Фильм достоин высших наград кинематографии. «Великолепно», определение для всех аспектов картины. Не смотря ни на что, лучшая роль Рассела Кроу. Браво! Закрыв глаза на некоторые ляпы и неточности в фильме, можно сказать, что в целом фильм стоящий. Исторический фильм о мужественных людях. Всегда удивляет как же был жесток мир, как любили в то время уничтожать себе подобных, к сожалению это продолжается и сейчас. И интриги никогда не закончатся. 10 из 10
Немного тяжело подбирать слова после просмотра «Гладиатора», так как фильм достаточно хороший. Сейчас я проанализирую всё увиденное и выставлю объективную оценку. Моя рецензия не будет полной, если я не выделю абзац Ридли Скотту. Признаюсь, я не ярый фанат его творчества. Из всех его работ я смотрел только «Гладиатор», «Ганнибал» и хочу посмотреть «Чужой». Несмотря на это я не имею права назвать его средним режиссёром. Он по-настоящему гениальная личность. Он имеет не один «Оскар» и «Золотой глобус», что объясняет какой он гениальный и творческий человек. Средняя оценка его кинопроизведений — это семёрка, о чём может ещё идти речь? На этот раз Ридли Скотт снова показал себя гениальным режиссёром и подарил свету «Гладиатора». Перед анализом надо знать жанр фильма, чтобы по нему выставить максимальную объективную оценку. Здесь жанром является боевик и драма в первую очередь. Для двух этих жанров необходимы такие критерии, как актёрская игра в первую очередь для драмы, сюжет и soundtrack. Для боевика наиболее важно изобилие различных перестрелок, а в нашем случае поединков в Колизее. Актёрская игра: Актёры сыграли выше всяких похвал, без доли пафоса. Каждый из них был личностью, что для меня самое главное в этом критерии. У каждого есть своя история, каждый прошёл, как и через хорошее, так и через плохое. Также на высочайшем уровне были эмоции. Я лично верил каждому и переживал некоторые моменты с ними. Кроме того, каждый актёр передал то, что от него хотел режиссёр. Я имею в виду, что сразу видно кто антагонист, а кто протагонист. Первой группе героев удалось шикарно передать свой образ, например, Коммод, роль которого играл Хоакин Феникс («Таинственный лес»). Вторая группа также показала себя восхитительно, например, Максимус, роль которого сыграл Рассел Кроу («Ной» или «Гангстер»). Хочу заострить ваше внимание на том, как реалистично был написан Коммод, так как в реальности он был такой же безумный. В кинопроизведении всё это чувствуется, была проделана хорошая работа над его личностью. Что касается остальных героев: они все до единого сыграли очень удачно, каждый передал свой образ. Не мало важно то, что я пытался ставить себя на месте каждого героя, а это является показателем великолепной работы актёров и сценаристов с режиссёром. Сюжет: Последний поход Марка Аврелия против германцев закончился успехом. Там ключевую роль сыграл могучий генерал римской армии Максимус. После боя с Марком Аврелием кое-что случилось и после этого началась вся эта междоусобица между Маркусом, Коммодом и Луциллой вместе с сенатором. Сразу скажу история, показанная Ридли Скоттом и написанная ещё в далёких 70-х Дэвидом Францони, не полностью соответствует реалиям. Несмотря на это, сюжет достаточно захватывающий. Стоит выделить, что бой между римлянами и германскими варварами была очень роскошной и красивой. Ко всему прочему, сюжет достаточно предсказуемый, клеще есть и не мало. Но отдельно хочу выделить концовку, это не happy end, но и не sad end. Зритель может сам для себя выбрать, какой термин больше подходит. Это правда интересныйй шаг, так как такие концовки я не видел давно, потому что концовки или happy или sad, а здесь нечто нейтральное. Несмотря на всё это, сюжет не идеален, так как в некоторых моментах чувствуется, что чего-то не хватает, то есть логическая структура не очень хороша, что в общем впечатление немного портит. Soundtrack и критерий боевика: Музыкальное сопровождение просто undelieveable, без доли пафоса. Так удачно подобрать музыку под драму, и боевик одновременно надо постараться. Я имею в виду «The Wheat», «The Battle», «Sorrow», «The Might of Rome», «Not Yet» и куча других tracks. «Гладиатор» просто Клондайк шикарных мелодий. Они все засели в моей голове. Что интересно все мелодии были созданы Лизой Джеррард и Хансом Циммером, они проделали великолепную работу. Что касается критерия боевика: честно говоря, я ожидал увидеть намного больше поединков и намного интересней. За весь фильм можно сосчитать не более 5 поединков с учётом битвы против варваров. Для боевика это маловато, что немного впечатление портит, но не так сильно. Таким образом, «Гладиатор» один из лучших фильмов, что мне посчастливилось посмотреть. Это кинопроизведение может вас привлечь шикарной актёрской игрой, неплохим сюжетом и unbelieveable soundtracks. Для меня «Гладиатор» по большей части не боевик, а именно драма. Так как к главному герою под конец реально привязываешься. Но несмотря на это, фильм немного иногда скучно смотреть, так как это не полная версия. Полная составляет 171 минуту, а у нас только 141, что реально чувствуется во время просмотра, так как в некоторых моментах нету логической структуры, как я уже писал выше. Поэтому, если меня спросят фильмы настоящие шедевры, то «Гладиатора» в этом списке не будет. Это кинопроизведение легенда индустрии, но не шедевр. Итого, я рекомендую к обязательному просмотру, так как фильм учит нас беречь честь и достоинство. Данная проблема как никак актуальна в наши дни. Кроме того, фильм себя окупил на 311 940 427$, что показывает фильм очень достойный. 8 из 10
Во всей римской Империи не отыщется столь же бесстрашного и умелого генерала, как Максимус. Заслужив свою репутацию, верой и правдой служа своему Императору, герой также удостоился немалого уважения среди своего легиона, подчиняющегося генералу беспрекословно. Однако даже такому славному сыну Рима, как Максимумусу, нечего противопоставить политическим играм со смертельным подтекстом. Став жертвой придворных интриг, славный генерал лишается своего высокого статуса и едва не погибает, оказавшись где-то между жизнью и смертью. Никто не гарантировал ему то, что он встанет на ноги, но Максимус не просто выжил, а стал гладиатором, коих еще поискать. и теперь его дорога пришла назад в Рим, на арену Колизея, где герою предстоит лицом к лицу столкнуться со своим главным врагом. Все-таки при большом желании и качественном сценарии даже немолодой Ридли Скотт способен снять действительно хорошее кино. Я не буду вдаваться в детали исторической точности, ведь в Риме не было официального звания Генерал, что уже говорит о многом, а просто скажу, что это очень красивая и насыщенная драматическими красками работа, которая очень грамотно работает в сфере около исторического пафоса. Рассел Кроу, сыгравший Максимуса, как оп мне выдает самую мощную игру в своей карьере. Причем это касается как громких голливудских блокбастеров, так и скромных постановок, снимаемых ради репутации. Актер очень органичный в роли Максимуса и видно, что он будет грызть землю, но доведет начатое до того момента, который он выбрал. И это будет что-то невероятное. Неплохо здесь выглядит также Хоакин Феникс, сыгравший Императора Коммодуса. личность, сыгранная Феникосом, далеко не самая приятная, но от этого он становится интересным. Итоги: «Гладиатор» представляет собой пример замечательного исторического экшена, который Ридли Скотт вернул на круги популярности. Фильм собрал хорошую критику, еще лучшую кассу и уже давно считается полноправной классикой кино. 8 из 10
В той или иной степени этим, конечно, грешит кинематограф всех стран, которые вообще выпускают хоть какое-то кино. Речь идет о незаметном переделывании истории. Иногда оно больше, иногда меньше, и очень трудно сказать, где проходит граница между допустимым и недопустимым. Взять, например, русского разведчика Максима Исаева из «Семнадцати мгновений весны», которому удалось получить высокое звание в гитлеровской Германии, занять соответствующий пост в ее разведке и даже способствовать срыву целого ряда планов фашистского руководства! В итоге получилось увлекательное кино: смотришь и совершенно забываешь, что такого человека на самом деле все-таки не было!.. Еще один немалый успех выпал на долю «Гладиатора» Ридли Скотта. Это картина того же типа. Фильм сделал хорошие кассовые сборы и получил немало наград. Миллионы зрителей умилялись, а кое-кто даже слезы пускал, глядя на страдания разжалованного римского полководца Максима, который сначала преданно служил императору Марку Аврелию, принося ему победы над тучами варваров, а затем впал в немилость у новой власти, был разжалован, приговорен к смерти, бежал, волею случая стал гладиатором и встретился на арене со своим главным гонителем!.. В дальнейшие подробности сюжета углубляться не будем. Скажем только, что это весьма рискованный эксперимент над историей! Немногочисленные частицы правды в фильме: Марк Аврелий Антонин вел войны с варварами, умер (но от болезни!) во время военного похода, его сын и следующий правитель Рима Коммод Антонин действительно выходил на арену в качестве гладиатора (чем, по мнению современников, безнадежно запятнал императорское звание). Остальное — художественный вымысел, граничащий уже с откровенной ложью. Это был бы просто вымысел, не будь он таким масштабным и не будь к нему примешаны частицы правды, которые самым коварным образом сбивают зрителя с толку, вводя в историческое заблуждение! Но кто это заметил, кроме историков? Если бы люди обратили внимание хотя бы на то, что в фильме кровь льется рекой и главный герой убивает направо и налево!.. Но куда там: к такому обороту событий зрители давно уже привыкли… Добро ведь должно быть не просто с кулаками, а с очень большими кулаками!.. Император Коммод изображен в фильме утонченным злодеем. В действительности, насколько известно по внушающим доверие письменным источникам, внешне это был человек весьма крепкого телосложения (он убивал зверей на арене в большинстве случаев с одного удара копья), а внутренне — недалекий самодур, не вполне вышедший из детства, судя по его поступкам, полная противоположность своему отцу Марку Аврелию, редкому в прошлом и настоящем философу на троне. Римляне быстро начали уставать от нелепых выходок нового Антонина. В конце концов очередные заговорщики дали ему яд, а потом из опасений, что он может не подействовать, придушили. Никакого «великого полководца» Максима ни при Марке Аврелии, ни при Коммоде нам найти так и не удалось: такой человек не упоминается в пространных, изобилующих множеством подробностей и имен свидетельствах о времени правления этих лиц. Таким образом, Максим из «Гладиатора» Ридли Скотта — фигура вымышленная. Он, впрочем, похож на Гельвия Пертинакса. Последний был одним из лучших полководцев у Марка Аврелия, потом входил в число лиц, посвященных (но только посвященных!) в тайные заговоры против Коммода, к императорской власти не стремился, но неожиданно для себя императором все-таки стал — сразу после Коммода. Правда, у власти был очень недолго — два-три месяца. Он попытался ограничить императорских телохранителей, привыкших безнаказанно грабить народ, и те его убили… Можно предположить, что именно с Пертинакса сценаристы и срисовали образ Максима. Так или иначе, фильм весьма далек от действительности. За подробностями отправляем зрителя и читателя к «Истории царства после Марка» Геродиана (II-III вв.), а также к более художественному, но менее достоверному сборнику «Властелины Рима» неизвестных авторов конца IV в. Фильм привлекает продуманностью («гладкостью») сюжета, убедительностью актерской игры, красочностью и богатством, но (помимо исторических вольностей) отталкивает явным стремлением режиссера в ряде сцен выжать из зрителя слезу, заставить его плакать над страданиями «бедного и несчастного» Максима. Возможно, через это Ридли Скотт и пытался оправдать своего героя, изобразить дело так, что насилие со стороны Максима было полностью вынужденным, ответным (а так он, конечно, просто сама доброта и кротость!), и, таким образом, сгладить неприятное впечатление от общего кровавого настроя своей картины. 5 из 10
Историческая драма. Это моя, без преувеличения, любимая американская историческая картина, которая сильно повлияла на меня еще в далеком детстве (именно после просмотра этой картины я и увлекся историей, соскочив с динозавров). И вот, спустя несколько лет после последнего просмотра, решил ее еще раз пересмотреть — и я по прежнему в полном восторге, и по прежнему картина дарит эмоции и по прежнему затягивает. Хоть я и люблю эту картину, но только сейчас я заметил минусы, о которых обязательно упомяну (не надо после этого в меня кидать тухлыми помидорами и высказывать в мой адрес нехорошие слова). Эти минусы не сильно то и мешают просмотру, поэтому давайте спокойно примем здравую критику любимой картины. Итак, сильные стороны: 1. Зрелищные боевые сцены — они так сильно радуют глаз, что я в детстве, подражая Максимусу, размахивал мечем (в смысле палкой), да и не только я, все пацаны изображали гладиаторов. Да! И не надо ржать над этим. Настолько было сильно впечатление. Особенно тогда, ведь сцены изобиловали кровью и довольно реалистичными схватками, так что особо впечатлительных людей лучше убрать от экрана, ведь все это поражает до сих пор, несмотря на время (ведь картине уже девятнадцать лет). Помимо зрелищности данные сцены очень динамичные. 2. Отличная музыка — вы все прекрасно знаете тему Максимуса, а если нет, то пересмотрите, или посмотрите, если до сих пор этого не сделали. Она как будто погружает зрителя в ту далекую эпоху, когда нравы отличались от современных, но честь, достоинство и благородство было не пустым звуком. В общем музыка пропитана духом Рима, за что спасибо Гансу Циммеру. 3. Раскрыто нутро Рима — на фоне величественного Колизея (который Ридли Скотт сказал увеличить в несколько раз, поскольку реальный его не впечатлил) и пышных одежд сенаторов и императорской семьи показано то, во что превратился Рим, когда-то Великий город, а теперь — царство коррупции и столица порока, и, среди всего этого безумия, все же остались люди. искренне верящие в светлое будущее. 4. Отлично рассказанная банальная история — по сути эта история о предательстве и о мести. Казалось бы банально, но подано и рассказано это очень мастерски, за что спасибо отличному (тогда еще) Ридли Скотту, ведь именно он дережировал тем оркестром, который нам и подарил картину под названием «Гладиатор». 5. Вырезанные сцены — я смотрел расширенную версию. Они лишь служат для дополнительного раскрытия характера героев. 6. Эпичный и зрелищный финал — не секрет, что он печальный, что есть редкость для современного кино. В финале случилась грандиозная развязка истории Максимуса и всех окружающих. Она, пожалуй, самая эмоциональная из всех, и у всех, даже у брутальных мужиков, поневоле пойдут слезы из глаз. Лично я не знаю никого, кого бы это не впечатлило. Минусы: 1. Военная тактика варваров в начале — это меня поразило. Почему они не включают голову? Почему не используют тактику. Тем более, что их предки уже сражались с римлянами и даже побеждали их. 2. Кое где видны косяки — их не очень много, и они заметны только в сценах битв, но сильно бросаются в глаза. Немного о главных героях: 1. Максимус в исполнении Рассела Кроу — отважный римский генерал, которого предал новый римский император, а после всего случившегося стал гладиатором. Искренне преданный и честный воин, качества которого хотели использовать в своих целях разные сомнительные личности. Редкость для тех времен, когда коррупция и порок разъедали некогда Великую Империю. Великолепная роль Рассела, за которую он получил совершенно заслуженный Оскар. Он стал образцом брутального мужчины двадцать первого века. Образец, который стали постепенно разъедать и уничтожать, как и его героя. Какой символизм. 2. Коммод в исполнении Хоакима Феникса — сын великого Марка Аврелия, ставший императором. Крайне подозрительный, и уже начинающий сходить с ума от той власти, которой обладает. Ненавидит Максимуса из за его характера и дерзости. Хоаким великолепно воплотил роль мстительного высокопоставленного ничтожества, который стремится залить всю Империю кровью невинных людей только за то, что они не встраиваются в его идеальный мир. Великолепная роль, за которую Хоаким заслужил Оскар. 3. Луцилла в исполнении Конни Нильсен — сестра императора Коммода и мать будущего наследника трона. Очень умная и сильная духом женщина, которая могла бы стать лучшим императором, если бы была мужчиной. Представляет собой такой класс женщин, которые управляют мужчинами из за спины. Конни меня поразила своими актерскими способностями. Ее эмоции получились настолько сильными, что не вылетают из моей памяти уже довольно давно. Браво! Помимо главных, здесь есть много именитых актеров на вторых ролях, которые заслуживают отдельного внимания, но перечислять я их не буду, иначе мнение будет очень, очень длинным. В итоге имеем настоящий шедевр исторического кино, не без ошибок естественно, но который рассказывает банальную историю в отличных декорациях и с гениальными актерами. Спасибо тебе Ридли за эту работу! Моя рекомендация к просмотру! 10 из 10
Среди не только поклонников пеплумов как жанра, а любителей кино в целом, такие фильмы, как «Гладиатор», известны строго каждому первому, ибо это не просто кинокартины, а статуи мирового кинематографа, изваянные виртуозами жанра. Рейтинги говорят о многом, хотя среди большинства, справедливо уважающего столь титанический труд тех, кто старался не ради денег, находятся критики, выказывающие себя доцентами, ставящими себя выше «попкорновых блокбастеров», которые, по их мнению, перевирают всю историю — лично читал комментарии, в которых конкретно данный фильм называют попсовым, или же обвиняют его в чрезмерной романтизации войны (недавно узнал про наш фильм «Чистилище» 1997 года, вышедший на видео, минуя кинотеатры, в котором, как утверждают комментаторы, «в отличие от Гладиатора», показывают истинное лицо войны — грязь, кровавое месиво и прочую чернуху, которая на самом деле происходит на войне). Разумеется, в исторических боевиках типа «Трои», «Храброго сердца», «Александра» Оливера Стоуна, и фильма на данной странице (которые, кстати, были вместе довольно неплохо пересмеяны в визуально дешёвой, но качественной в плане юмора и манеры пародирования комедии «Типа крутые спартанцы», где актёр в главной роли идеально подошёл для пародирования персонажа самого Рассела Кроу, сыгравшего главную роль в «Гладиаторе»), никто не станет показывать чернуху, поскольку для данного типа кино действительно нужны красивые локации, на которых будут разворачиваться эпичные сражения, в которых будут насилие и кровь, но они будут продемонстрированы таким образом, чтобы вызвать у зрителя не отвращение, а исключительно положительные впечатления (а для чернухи мы всегда успеем выбрать время, чтобы посмотреть на визуально отвратительную правду, когда рядом нет наших родных, которые не поймут нас, если будем смотреть такое при них); будут шикарные декорации, воссоздающие древние империи руками современных знатоков античного мира; будут интригующие истории, занимательные и заставляющие переживать за исход действия. «Гладиатор», даже если его сюжет базируется на старом фильме «Падение Римской Империи», то есть, если картина 2000 года является по сути ремейком (а само это слово в наше время у многих уже вызывает бешенство), в любом случае, мог изначально претендовать на лавры гораздо большие, чем вышедшие позднее «300 спартанцев» (тоже ремейк, причём одноимённого фильма 1962 года), поскольку лента Зака Снайдера отступала от истории гораздо более дерзко, чем пеплум Ридли Скотта, балансируя между историческим фильмом и экранизацией комикса. Скотт снимал свой блокбастер, не жалея спецэффектов, но сохранить на экране правду, преобразуя реальную историю в блокбастер, ему удалось. Фильм начинается с грандиозного сражения, в котором побеждают римляне, царь которых на грани смерти, один из его сыновей (Максимус) командует полком и отважно сражается, а другой (Коммод) тем временем развлекается с женщинами. После победы царь, чувствуя приближающуюся кончину, сообщает Максимусу, что передаст ему власть над Римом, лишив её Коммода, который ведёт себя безнравственно. Узнав об этом, Коммод собственноручно приближает смерть отца, а затем отдаёт приказ расправиться с братом, а заодно и со всей его семьёй. Максимусу удаётся избежать казни, но не удаётся спасти семью. Оказавшись на улице, он попадает в плен и становится рабом-гладиатором, и сразу начинает одерживать победы на арене. Когда он прославился многочисленными победами, его отправили биться в Колизей против варваров, где на почётном месте за бойцами наблюдает сам Коммод, ставший правителем Рима, и он в восторге от битвы, в которой так же побеждает Максимус, и Коммоду придётся сильно удивиться, когда звезда арены снимет перед ним шлем… Собственно, возможно, только финальные сцены фильма и могут вызвать усмешку, означающую, что увиденное в конце напомнило прохождение последнего уровня компьютерной игры, где игроку нужно победить «босса уровня» — возможно, поединок Максимуса и Коммода, в котором Коммод, никогда не дравшийся с противником, а лишь управлявший государством в своё удовольствие, устраивая пирушки, вдруг начал биться не хуже легендарного всепобеждающего гладиатора, хотя должен был получить дыру от меча в самом начале такого поединка; действительно абсолютно неправдоподобен, и подобный ход допущен сценаристом ради пафоса, но, видя все усилия всей съёмочной команды, создавшей по-настоящему сильную историю, буквально уносящую зрителя в древний Рим, у меня, как и у большинства посмотревших это кино, не поднимется рука снизить оценку тому, что не только радует глаз, но и заставляет кипеть кровь при виде вопиющей истории из глубин веков. Пожалуй, «Гладиатор» — лучшее, что было в фильмографии Ридли Скотта, хотя я не из тех, кто считает его последние фильмы полнейшим трешаком (хотя я не смотрел «Прометей» и «Чужой: Завет», но понравились «Робин Гуд» с тем же уважаемым актёром, который у него же играл и в «Гладиаторе», и «Исход. Цари и боги», да и «Марсианин» хорош), и из пожеланий чего-то лучшего в адрес этого поистине великого режиссёра могу лишь посоветовать поднять ещё выше планку в сфере использования формата 3D. Хотя фильм, о котором я уже закончил, прекрасно обходился и безо всяких трёхмерных вылетов, будучи снят до появления 3D-технологий. Мой отзыв — не просто положительная рецензия на «Гладиатора», а поклон одному из любимых режиссёров и пожелание удачи в следующих проектах. 10 из 10
Вступая в новое тысячелетие английский режиссёр Ридли Скотт после длительного перерыва в своей карьере взялся за экранизацию очередной исторической саги, повествующей нам о неоднозначной истории генерала испанских войск Максимуса во времена правления Римской империи. На протяжении всей своей режиссёрской карьеры Скотт старался подходить к выбору своих будущих картин многогранно, работа с различными жанрами наградило его богатым опытом, что способствовало проявлению намного насыщенных и динамичных способов повествования в его фильмах. Всё это пришло не сразу, Скотт пробуя себя в разных амплуа иногда позволял себе слабость из-за снятых им картин, которые не оправдали его надежд, и если проследить за его фильмографией, то становиться заметно какие фильмы его вдохновляли на новые работы, а какие топили желание участвовать в чём-либо. Спустя почти 3 года с выхода предыдущего фильма Ридли Скотта «Солдат Джейн» 1997 года, он снова вернулся к своим истокам и взялся за исторический проект. В этом фильме английский режиссёр применял все приёмы, которым научился, работая над такими проектами как «Дуэлянты» 1977 года и «1492: Завоевание рая» 1992 года. Если говорить субъективно, то отличительной чертой его режиссуры является умение завлечь внимание зрителя процессом повествования своих историй. Чтобы он не снимал и какой бы результат не вышел в конце, все события, что происходят с главными героями во время фильма, Ридли Скотт подаёт в меру просто и увлекательно, избегая банальных сюжетных ходов он выводит нас на новые эмоции, которые подогревают интерес к фильму на протяжении всего просмотра. В дополнении, самые внимательные зрители могут заметить двойной смысл в некоторых сценах, к которым очень часто прибегает режиссёр в своих работах. Спокойное и последовательное описание истории главного героя Максимуса, которого сыграл Рассел Кроу, даёт нам достаточно информации и времени, чтобы понять кто он такой и какими принципами живёт. Почти одновременно с его историей, косвенно, нам описывают будущего антагониста этой истории сына Цезаря Маркуса Коммода, сыгранного Хоакином Фениксом. На протяжении всего фильма нам с разных ракурсов подают этих двух героев, показывая их поведение в разных ситуациях, акцентируя внимание на том, что они абсолютно разные. При всём этом, нас не обделяют достаточной информацией о внутренних переживаниях обоих. Этот фильм прекрасно иллюстрирует как одну «положительную» сторону в роли Максимуса, так и противоположную «враждебную» сторону в роли «Коммода». Таким образом у зрителя проявляются переживания и вызывают эмоции не только поступки первого, но и тяжелая судьба второго, обделённого отцовской любовью. Здесь не получится просто так безразлично наблюдать за действиями антагониста. Он показан здесь живым, со своими личными переживаниями. К сожалению, часто изнанку таких героев в кино не раскрывают полностью, не дают нам понять их мотивацию, отсюда и выходит нелогичность в поступках «злодеев» в глазах зрителя. На протяжении всего фильма герой Рассела Кроу потерпел сильные трансформации в своей личности, ввиду тяжелых потрясений, пережитых им. Эти трансформации соответствуют локациям, в которых показан зрителю главный герой. Таким образом, режиссёр показывает нам возрождение Максимуса, демонстрируя нам через какие препятствия он проходил и как находил в себе сил идти дальше, учитывая его ужасную судьбу. Гораздо исчерпывающее описание тягот и проблем с которыми приходится мириться главному герою, безусловно, описано в фильме. Наблюдательный зритель заметит и проявит интерес не только к герою Кроу, но и к Коммоду, ведь дилемма, которую решал перед собой герой Хоакина Феникса стала роковой в будущей истории его правления. Именно переживания по поводу сделанного выбора за собой, делают игру Феникса достойной награды, чему свидетельствует номинация на Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана». Что касается призов, которых удостоился «Гладиатор», то мы имеем абсолютно заслуженные 5 небезызвестных статуэток. «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшие костюмы», «Лучший звук», «Лучшие визуальные эффекты». Даже учитывая, что Ридли Скотт был номинирован, но так и не награждён своей статуэткой, имея 5 наград за один фильм уже можно считать большим успехом, и это еще не учитывая колоссальные сборы на то время, которые в 4,5 раза превышали бюджет фильма в 100 млн $. Интересно еще то, что частая номинация на «Лучший звук» в фильмах Скотта свидетельствуют о результативной работе в паре с великим композитором Хансом Циммером. Одну из главных составляющих кино — звуку, Ридли Скотт доверяет не последним людям, чему свидетельствуют такие высокие награды. Это потрясающая работа в карьере Ридли Скотта, одна из отправных картин, которая наградила режиссёра вторым дыханием на будущие его работы, которые еще немало удивят любителей хорошего кино. 9 из 10