Американская ржавчина
- 13 сен 2021
- 12 сен 2021
Я бы не рекомендовал смотреть это сериал - нудный, серый, унылый даже. Меня держала надежда на интересную развязку сюжета, а она получилась... банальной. Из персонажей не запомнился никто, потому что они не делали ничего, что могло заинтересовать. Или делали, но какую-то неестественную чушь. Из плюсов - атмосфера провинциального города 'ржавого пояса' США передана прекрасно, но ровно на столько, чтобы даже смотря на экран, уже начать скучать, как будто слышать белый шум. Основная сюжетная арка слишком искусственна, чтобы сопереживать тем, кто в ней участвует. Про актёров ничего сказать не могу - минимальное количество эмоций на лице наверно выражает подавленность и обреченность, как будто они, как и огромные брошенные заводы, уже помечены ржавчиной и не могут найти себе места в глянцевом, хромированном мире.
Для сериала сам факт выбора медленного, неспешного темпа, тягучей, обволакивающей, гнетущей атмосферы – это вызов, ведь подобное оформление предполагает вдумчивую, наблюдательную, сложную драму. «Американская ржавчина» выбрала именно этот путь, и тяготы, безнадежность, транслируемые этим сериалом, становятся очевидны даже из его названия, недвусмысленно намекающего на депрессивность его содержания. Безусловно, ржавчина здесь – не только отсылка к так называемому Ржавому поясу США, в погруженных в депрессию и упадок городах которого развиваются события, но и к самим людям, на душах которых образовался нарост безразличия и порождаемого им цинизма. Здесь снова в кадре умирающая, увядающая «одноэтажная Америка», словно в пику которой временами внимание отбирает успешный, блестящий Нью-Йорк, который, очевидно, единственный способен воплотить будущее этой страны. Впрочем, нельзя сказать, что «Американская ржавчина» сильно концентрируется на противопоставлении двух вселенных, существующих на территории одной страны, скорее, сериал хочет показать, насколько США разнообразны и контрастны. Тем не менее, Америка, все равно, скорее, одноэтажная, чем «небоскребная», что подчеркивается элементами роуд-муви, где путь героя пролегает через городки и городишки, а не сверкающие мегаполисы. Эти городки объединяет не столько давно поселившаяся в них разруха, сколько общее ощущение, что время в них застыло, остановившись то ли в девятнадцатом, то ли в двадцатом веке со всей их жестокостью и предрассудками, теперь уже где-то еще давно преодоленными. Здесь не знают о терпимости и толерантности, не слышали о гражданских правах, не признают закон, а Конституцию, в лучшем случае, изучали когда-то в школе. Эти места принадлежат прошлому, и в них в двадцать первом веке люди вынуждены бороться за то, что, казалось бы, давно принадлежит им по праву, вот только в глуши об этом не знают. Лейтмотивом «Американской ржавчины» становится чувство безнадежности и беспомощности, сопутствующей судьбе ее героев – «маленьких» людей, выкинутых на обочину жизни. «Ржавчина» вовсе не трубит о том, что каждый хозяин своей судьбы, она ровно об обратном: как бы маленький человечек не бултыхался, как бы ни пытался взбить из сливок масло, сливки так и останутся сливками, сколько усилий не прикладывай. Наиболее четко эта линия прослеживается в судьбе, в борьбе швеи Грейс, но в той или иной степени она находит отражение в жизни абсолютно всех героев этой истории. Человек может быть физически слабым или сильным, женщиной или мужчиной, быть простым тружеником или формально принадлежать к власти – из такой многовековой трясины не выбраться и ее не изменить. Маленьким людям не поможет даже закон, ведь его некому применить. Лучшее, что можно сделать – сбежать туда, где все не так, и поэтому именно Нью-Йорк – большой город – воплощает другую жизнь. Финал этой картины только кажется изменением – на самом деле, это все та же игра по правилам маленького городка, а, значит, нет ни прогресса, ни эволюции, ни спасения. По сути, «Ржавчина» выносит приговор этой депрессивной одноэтажной Америке, показывая невозможность изменений просто из-за того, что жители их не хотят. А пока сами люди не очистятся от «ржавчины», механизм перемен не завести. Это печальный вывод, но вполне правдоподобный и универсальный в отношении многих подобных мест с аналогичными проблемами, однако, то, что человек ничего не может изменить в собственной жизни, кажется не очень верным. Возможно, в подобных упадочных городках шанса на жизнь нет, но за их пределами она бурлит. Пусть борьба здесь успешной не будет, но ведь можно начать с начала где-то еще и строить свою жизнь и свою судьбу. Герои «Ржавчины» к этому не приходят, даже наоборот, и именно это делает сериал настолько безнадежным, а вовсе не те места и не те события, что в нем происходят. По своей жанровой принадлежности «Ржавчина» является драмой-наблюдением, и пусть вас не обманывает то, что одним из героев является полицейский, а в центре сюжета убийство. Что там произошло, сериал сообщает в первых же сериях, а главной интригой становится отношение к событиям причастных и не очень лиц. Довольно быстро в попытке удержать зрительское внимание в сериале возникает «наркотическая» линия, однако, она не выглядит настолько важной, как ее пытаются преподнести. В целом, после высказывания своего отчаяния, сериалу просто нечего сказать; он, чуть промурыжив, бросает своих героев на произвол судьбы, оставив их в каком-то «подвешенном» состоянии. Я не могу сказать, что драма не удалась – здесь есть, что играть, и роли представлены весьма неплохо. Но в отсутствие большого количества событий 9 серий для «Ржавчины» - это много, сериал теряет зрительское внимание, и смотреть его временами совсем неинтересно. Кроме того, смущает излишняя безнадежность. Пусть даже она вполне правдоподобна, «Ржавчина» транслирует в мир, что выхода нет, но это ни в коем случае не объективно, потому что выход есть всегда, о чем авторы сериала почему-то забыли. Именно это его главный недостаток: констатация факта, что все пропало, все плохо, ничего не изменить, и не надо даже рыпаться. Это просто вредный вывод, такое нравиться не может.