Неподкупный
- 07 сен 2015
Когда в преступлениях замешана верхушка правящей элиты, а заказчиками оказываются представители властных структур, слишком многие заинтересованы в том, чтобы следствие поскорее было закрыто, а истинные виновные никогда не были найдены. Тем более что по официальным данным, коррупции в СССР не было. Многочисленные факты взяточничества, злоупотреблений властью, «сращивания» чиновничьего аппарата с криминалом и фальсификации судебных дел не предавались огласке. Однако в 80-е годы были выявлены и обнародованы данные о грандиозных по масштабу преступлениях, которые прогремели на всю страну. Расследованием именно таких дел занимался следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре СССР Юрий Градов (Владимир Епифанцев). Человек честный, несговорчивый и принципиальный, он расследовал дела, связанные с незаконной деятельностью партийных и руководящих работников по всему Советскому Союзу. Он никогда не поддавался на провокации, не брал взяток и был уверен — ничто не сможет помешать ему разоблачить преступный сговор, на каком бы уровне он не существовал. Однако, чем «выше» Градов продвигается в своих расследованиях, тем яснее понимает: его честность и бескомпромиссная решимость докопаться до правды может стоить жизни не только ему, но и его близким. Основу телесериала составляют самые громкие архивные дела о взяточничестве, фигурантами которых становились высокопоставленные чиновники ключевых ведомств СССР 80-х годов. «В свое время эти коррупционные дела в Советском Союзе произвели эффект разорвавшейся бомбы. В фильме мы изменили географию и не называем настоящих имен коррупционеров, но они, как правило, угадываются», — рассказывает режиссер картины Александр Даруга. В фокус расследований оперативной группы Градова попали и скандально известное дело магазина «Океан», когда по линии Министерства рыбного хозяйства была раскрыта крупнейшая в союзе криминальная сеть контрабанды черной икры. И скандал, связанный с нечистыми на руку ректорами медицинских ВУЗов. И знаменитое «Ворошиловградское дело» о подкупе футбольных судей на Украине. И «дело цеховиков» по нелегальному пошиву джинсовой одежды. И конечно, беспрецедентное по масштабам узбекское «хлопковое дело», по которому было заведено более 800 уголовных дел, а бывший министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана Усманов и начальник ОБХСС Бухарской области Музафаров были приговорены к высшей мере наказания. «Есть у главного героя нашей картины и свой прототип, — продолжает режиссер. — Это легендарный следователь Владимир Иванович Калиниченко. Именно он в 80-х годах вел при Генпрокуратуре СССР следствие этих резонансных дел». История завязывается в начале в 80-х годов ХХ века, накануне Олимпиады в СССР. Юрий Градов, будучи еще следователем астраханской городской прокуратуры, раскрывает крупную махинацию по незаконному производству и сбыту черной икры. После этого дела Градова переводят в Генеральную прокуратуру СССР в Москве. Больше всего долгожданный переезд воодушевляет жену Градова — ведущую актрису местного театра драмы Ольгу Волгину (Марина Коняшкина), ведь теперь у нее появляется шанс заявить о себе в столице. Однако все оборачивается совсем так, как рассчитывала Ольга. Отношения в театре у нее не складываются. Ей оказывается не под силу справиться с завистью московских коллег-актеров, да и значимых ролей ей не предлагают. К тому же Ольга все реже теперь видит мужа. Успехи Градова на службе заставляют даже его скептически настроенного начальника Анисимова (Владимир Юматов) проникнуться к подчиненному уважением. Теперь самые сложные и неоднозначные дела Анисимов доверяет только ему: убийства номенклатурных работников, контрабанда икры, махинации с хлопком, производство и реализация подпольной продукции, фальсификации уголовных дел — преступные сети, в которые оказались вовлечены многие политические структуры и ведомства по всей стране. Высокая занятость героя сильно осложняет его отношения с женой. Покинув театр, Ольга вскоре получает роль в картине известного режиссера Брагина (Андрей Носков), который сразу же влюбляется в нее. И теперь ей приходится разрываться между мужем, вечно пропадающим в командировках, и талантливым режиссером.
Не знаю, почему, но меня уже давно тянет на фильмы о советской эпохе. И чем постарше, тем лучше. Т. е., я имею ввиду, чтобы фильм/сериал был современным, но эпоха освещалась еще та. Не буду вникать и рассуждать, почему это так, одно скажу: не знаю, как кому, а мне сериал понравился. Но давайте по порядку. Сюжет В меру драмы, в меру криминала. Да, есть ляпы (а где их нет?). Да, актеры — не звезды нашего кино (есть и по круче, но зачем?). Да, иногда ситуации наивные (ну да, нам чернуху подавай). Но чем меня покорил этот сериал — так это фоном картины: 1979 год. Все события происходят именно в конце 70-х. Секретарь, парторг, председатель… Колхозы, заводы «Красный луч», «Светлый путь»… Эти милицейские желто-синие машины, с единственной синей мигалкой наверху (помните еще?)… Сразу вспоминаются советсткие боевики, снятые на немного мутноватую пленку, где дело есть и для милиции, и для гражданских «непоколебимых». Но вернемся к нашему сериалу. Этот сезон (а я надеюсь на продолжение) состоит из 16 серий. И каждые две серии — это отдельная история. Но все истории связанны сюжетными линиями отношений между главными героями. И хотя я не люблю драмы, но тут должен отметить, что отношения здесь не «мыльные», «высосанные из пальца». Вполне житейские, причем на злободневную тему. И все это преподается зрителю совсем не случайно. Актеры Эпифанцева вам представлять не надо? Нет? Я так и думал. У него свое амплуа, которому он всегда верен. Так что переходим к другому актеру. Марина Коняшкина как всегда великолепна. Очень красивая да и действительно драмматическая актриса. Ей как раз попалась такая роль, что нужно было сыграть убедительно и радость, и смятение, страх, горе… Одним словом, все чувства, которые приходится переживать каждой женщине. Плюс, в фильме она якобы актриса театра и кино, поэтому ей «на съемках» приходится играть еще более убедительней. Мишу Тарабукина я узнал сразу, но как он уже возмужал! А ведь я его еще помню пацаном… И он всегда мне нравился, как актер (очень, кстати, напоминает моего друга, которого тоже зовут Мишой). Немного бесшабашный, но сдержанный, не такой честный, но искренний. Добрый. Но не дурак и себе на уме. В хорошем смысле слова. Скажу честно, когда в сцене главную роль играет он, даже поднимается настроение. О других я уже писать не буду, а то вам станет скучно. Мария Козлова, Иван Мацкевич… Все сыграли отлично, по сути превратив сериал в многосерийный художественный фильм. Идея Корупция… Связи, корупция… Блат, VIP, понты… Это не история 90-х и далее. Это уже было и в 70-е, и 60-е… Даже в 30-е. Но кто это все создает? Мы… А кто с этим борется? Мы… Ну что скажешь, мы это заслужили. Сами создаем почву, сеем в нее, растим и боремся. И так по кругу. Не достаточно неподкупных следователей прокуратуры. Не достаточно судов и строгих законов. Это только борьба с последствием. А причина — в нас. И эта идея очеь хорошо показана в заключительном деле, особенно в последние минуты заключительной серии. 8 из 10