Тухачевский: Заговор маршала
Создатели сего чудища облого и стозёвного забыли указать в конце: «Все события и лица, упоминающиеся в этом фильме, являются вымышленными, всякое сходство с подлинными случайно и непреднамеренно». Ни о какой авторской позиции, о каковой говорили в интервью творцы этой низкопробной поделки, не может идти и речи – налицо выражение точки зрения нынешних властей, которая «ненавязчиво» вдалбливает людям (и средствами кино в том числе), что все человеки – мерзавцы, и нечего потому на нас обижаться, вы такие же. Поэтому в фильме приличных людей почти нет. Ну и идейку о том, что заговор военных был, власти тоже активно поощряют. Качество актёрской, режиссёрской и прочей работы, точно такое же, как качество работы наших чиновников. У Чубченко и близко нет той стати и обаяния, коими обладал Тухачевский, «дочь» маршала текст словно про бумажке читает, рассуждающий о боге омоновец, которого недотёпа Ежов оставил один на один в своём кабинете (!) с Тухачевским, просто ни в какие ворота (и в прямом, и в переносном смысле). Сталина вроде изображают умным, но возникает вопрос: если Тухачевский, Уборевич, Якир и прочие были такими убогими ничтожествами, коими мы их видим на экране, какого лешего он первого сделал маршалом, а второго и третьего – командармами 1-го ранга и поставил на важнейшие приграничные округа? Но чему тут удивляться? Фильм снят людьми практичными, но явно ограниченных умственных способностей (не говоря уже о моральных ограничителях) и на таких же и рассчитан – прежде всего очевидно, на начальство – так сказать, соцреализм на современный лад.
« - Вы стреляете не в меня – вы стреляете в Красную Армию…» (с) Будучи любителем истории двадцатого века, и советской в частности, помнится меня очень заинтересовал телевизионный фильм созданный силами «Первого Канала», и прошедший премьерным показом на кануне 23 февраля 2010 – ого. Рассказывал он об аресте маршала Красной Армии, орденоносца и знаменитого героя Гражданской Войны - Михаила Николаевича Тухачевского. Снят был фильм в стилизованной под документальную картину манере, с вставками кинохроники 30 – ых годов, поясняющими кто есть кто из появляющихся в сюжете персонажей титрами и в скупой, несколько замкнутой манере ( действие редко выбирается из комнат тех или иных помещений, а весь сюжет закручивают диалоги ). Естественно масштабных декораций, большого количества автомобилей тех лет и массовок мы не увидим. Понятно, что это дешёвая, стилизованная ТВ - картина, и бюджет у съёмочной группы был жёстко ограничен ( рискну предположить, что те немногие, имеющиеся декорации, предметы интерьера и костюмы с военными мундирами – были авторами проекта позаимствованы у своих более богатых коллег ). Единственное, что авторы фильма могли сделать на профессиональном уровне, это подобрать подходящих по типажу, и умеющих хорошо играть актёров. И с этим они справились на отлично. Актёрский состав, а вернее кастинг – решение ленты ( всё таки занятые в главных ролях не звёзды ), это то, ради чего этот во многом примитивный фильм и стоит увидеть. Взять хоть исполнителя главной роли – Андрей Чубченко просто вжился в образ легендарного военкома! Полно и других актёрских удач и попаданий. Так Семёна Будённого весьма колоритно сыграл Александр Самойлов, а роль Сталина достоверно исполнил Анатолий Дзиваев. Роль Павла Дыбенко исполнил Сергей Бурунов, до того числящийся штатным артистом «Большой Разницы», а всесоюзного старосту Калинина сыграл, многим знакомый по дубляжу иностранных картин Юрий Нифонтов. Из красавицы Анны Казючиц вышла неплохая скульптор Юлия Кузьмина –любовница опального маршала. Из неизвестных артистов, особенно ярко запомнились сыгравшие генерального комиссара безопасности Ежова и наркома Ворошилова. У всех получились достоверные образы, а благодаря стараниям гримёров – и почти портретные сходства с настоящими личностями сталинской эпохи. Сюжет сценария полон домыслов и предположений, многие из которых запросто можно допустить в отношении тех или иных событий. Но есть и вызывающие недоверие, неоднозначные эпизоды. Как то например –домогательства всесоюзного старосты к 16-ти летней балерине, узнав о которых Тухачевский намеревался шантажировать Калинина. Но тот прямо заявляет – погибла девушка вовсе не по его вине, а о его тяги к малолетним «хозяину» давно известно, и что он не боится не каких компроматов против себя. Ладно бы, если так нам представили бы похотливого Берию; а то Калинина. Как то уж не вяжется с его образом, старичка похожего внешностью на Айболита. И куда вообще из сюжета девался Лаврентий Палыч? История однобока, но цельна. Рассказывается о последнем годе жизни Тухачевского, и о том, что заговор против Вождя он действительно организовал и готовил государственный переворот. А вместе с ним и Иона Акир, Ян Гамарник и Павел Дыбенко. Да и сношения с германскими офицерами имело место быть. Только сотрудничал Тухачевский с противниками гитлеровского Третьего Рейха, которые предчувствуя скорую войну Германии и СССР хотели ликвидировать своего фюрера. Тухачевский же, к слову не собирался организовывать по их примеру покушение на Сталина. Он хотел выступить перед большим собранием партийных и военных чиновников, открыв им правду: к нему попали документы говорившие о довольно длительном сотрудничестве Кобы с царской охранкой. Этой информации было бы достаточно, что бы Сталина сняли с поста генерального секретаря партии. Сместив дутыми методами возвеличенного «вождя всего прогрессивного человечества», Тухачевский хотел как и его немецкие товарищи предотвратить грядущую войну и остановить массовые репрессии, начатые в Советском Союзе по распоряжению Сталина. Показывалась личная жизнь военкома: его интимные отношения с гражданкой Кузьминой ( которую вскоре арестуют и дадут срок ), показана отцовская забота о дочери – Светлане ( которую после его расстрела также отправят в лагерь ). Показаны его неуставные отношения с сослуживцами, с кем то ладил, а с кем то нет. К первым относились практически неизвестные кадровые офицеры, а ко вторым – почти все приближённые Сталина. Да и самого Вождя он не любил и относился к нему хоть и с положенным по рангу почтением, но без уважения, и даже позволял публичные критические замечания как в адрес его сторонников ( например наркома Ворошилова, которого он называл «некомпетентным» ), так и его самого ( сказал, что Сталин – человек гражданский, и некогда не сможет понять военных ). В общем был показан конфликт гордого, но честного и прямолинейного полководца, с примитивными и узколобыми приспособленцами и холуями «хозяина»… Разумеется, в угоду сценарного материала, авторы текста Алексей Волин и Екатерина Гудова изменили некоторые биографические моменты героя. К примеру из сюжета исчезла его вторая дочь, тоже Светлана, от брака с гражданкой Гриневич. Не показана, умершая в лагерях старуха – мать, и какие либо родственники, которые после его ареста были полностью репрессированы. Лишь его младшая дочь смогла пережить лагеря, была в середине 50-ых реабилитирована и дожила чуть ли не до Перестройки. Характер Тухачевского показан на примерах взаимоотношений с женщинами и сослуживцами: жёсткий, искренний и не терпящий компромиссов. Так же, рассказывается о его жестоких методах борьбы с бунтовщиками против советской власти, в первые послевоенные годы. В Кронштадте он сбрасывал на головы мятежных матросов бомбы, а после приказал добивать раненных, сдавшихся штыками, что бы сберечь дефицитные патроны. А в Тамбове травил газами ушедших в леса крестьян, взяв в заложники их семьи, в последствии им расстрелянных… Показано, что Сталин всё точно рассчитал – в НКВД он брал служить детей тех, кто пострадал в Гражданскую от действий красных полководцев. Потому и не было у чекистов к арестованным народным героям ( в основном по произволу Вождя ) ни почтения, ни сомнения в их вине, ни тем более жалости. Это показано на примере одной такой случайной встречи: арестованного маршала караулил рослый чекист, который был единственным выжившим в той Тамбовской деревне ребёнком… Несмотря на историческую канву ленты, картина производит впечатление едва ли не спектакля снятого на плёнку. Чувствуется малый бюджет, который не позволяет погрузить зрителя в довоенные годы и дать почувствовать ту ретро - атмосферу раннего СССР, как это скажем было в картине Никиты Михалкова «Утомлённые Солнцем». Поэтому я считаю, что авторам проекта следовало пробить в Фонде Кино заявку на постановку кинотеатрального релиза этого сценария. А не доверять его телевизионным режиссёрам Игорю Ветрову и Александру Имакину. 7 из 10
Фильм снят однобоко. Я склоняюсь к тому, что заговора не было. Стоит вспомнить 'Версию Шелленберга'. В своих мемуарах Шелленберг писал, что его начальник Рейнгард Гейдрих 'обезглавил' весь командный состав РККА. Именно он по приказу Гитлера (в 1936 году), подготовил 'дезу' (дезинформацию) на Тухачевского. В ней указывалось за подписью Тухачевского, о готовящемся им 'военном перевороте'. Даже стоит вспомнить его резкие слова в адрес Сталина, вечные вздоры с тогдашним наркомом Климентом Ворошиловым и комиссаром гос. безопасности Николаем Ежовым - все это могло послужить поводом для ареста маршала. В этом фильме мне особенно понравилась игра актеров. Андрей Чубченко блистательно воспроизвел образ Тухачевского.
Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради того, что в данном фильме предпринята попытка объективно показать, что происходило в 1937 году, что послужило началом массовых репрессий. В фильме нет деления на плохих и хороших, просто было такое время!!! Снят неплохо, смотрится легко. А тем которые по прежнему верят, бабушкиным сказкам про злого Сталина и анализировать и думать не хотят, возможно смотреть и не стоит. Некоторым может показаться фильм фантастикой, некоторые могут обвинить в незнании истории, таким людям хочется напомнить одну истину, что история пишется победителями, после переворота Хрущева, многое из истории выкинули, очернив и задвинув остальных, чтобы в красивом цвете представить себя. Кто знает, как бы мы жили сейчас и кого прославляли, если бы Хрущевского переворота не было.
Фильм интересен, но… Сами события более-менее известны и финал тем более, это исключает интригу. Большинство из актёров хоть и имеют портретное сходство, но играют посредственно. Очень бросается в глаза такой анахронизм, как поведение некоторых героев. А именно, слишком современное и не присущее чиновникам таких высоких рангов. Как во многих современных сериалах и фильмах про старые времена. Сам Тухачевский как-то уж очень сильно дерзко себя ведёт и по отношению к самому Сталину и по отношению к другим опасным «шишкам». В общем, игра актёров и сам сценарий местами заставляет повторить не безызвестные слова Станиславского… И самое главное. Большинство документов по тем делам либо уничтожены, либо фальсифицированы, либо до сих пор под грифом секретно. А сам сценарий создан, скорее всего, на основе мемуаров и скудных данных, которые могут быть истолкованы не верно, или написаны заведомо ложно или некомпетентно. Ну и, возможно, домыслов создателей фильма. Есть некоторые источники, которые развенчивают некоторые мифы про те годы. И каким из источников доверять, не известно. Всё же фильм смотреть можно, не смотря на недостатки. Очень огорчает один из моментов о Калинине. Слышал о тёмных пятнах его биографии, о любви к молоденьким девушкам. И не относился к нему никогда с уважением. Но ситуация в фильме, связанная с ним, настолько ужасна и омерзительна. Что в следующий раз, пройдя мимо его памятника, плюну в его сторону. Ведь наш город назван в его «честь» (угораздило же кого-то, мало было Подмосковья) и памятник стоит на видном для всех приезжих месте, у ж/д вокзала. В общем, сюжет немного «цепляет» и, несмотря на то, что Тухачевский далеко не святой (судя по некоторым источникам), заставляет за него переживать. Ставлю 5 из 10
не беря во внимание все возможных исторические несостыковки, хотя я всегда был ярым сторонником обязательной достоверности экранизаций ране-временных эпосов, был откровенно тронут выразительной актёрской игрой всех персонажей сериала, чувственно проникшихся и олицетворяющих деятелей противоречивого двадцатого века. Наблюдая за главный личностью, не побоюсь сказать, саги, особенно выделяющейся среди прочих, на столько вникаешь в образ героя, что наряду с сопереживанием, прослеживаешь постепенное разрушение образа, вызывающего столько уважения в начале. Несокрушимой и целеустремленный маршал, гонимый максимализмом и идеализмом, он совершает, свойственные человеческой природе, ошибки, неминуемо ведущих к провалу всех амбиций, казавшихся такими многообещающими у истоков. Этим самым, одновременно достоверный и тот. что на экране, маршалы, учат не предаваться людским порокам жадности и самозабвения головокружением от успехов, давая понять, что даже если ты мнишь себя потенциальным руководителем большого влияния - покушаясь на оного, будь готов с развернутым планом ко всем его исходам, даже будучи полным уверенности в своей победе. Выбор желания просмотра сериала за зрителем. Наряду с излишним символизмом, упомянутой исторической неточностью, вездесущей метафоре, не берусь присуждать циклу серий жанр истории. Однако, здесь есть место напутственной морали и запойного, от интриги, просмотра, что уже можно поставить выше многих произведений кинематографа. 7 из 10
Фильм называется «Тухачевский. Заговор маршала». Начну с того, был ли в действительности он вообще, этот заговор? Сценарист Алексей Волин, выступая на тему своего фильма перед журналистами разных СМИ, неоднократно говорил, что абсолютно уверен, заговор существовал. И его не смущает, что Михаил Тухачевский и его товарищи были посмертно реабилитированы Верховным Судом, да еще и по партийной линии с них были сняты все обвинения. Значит, советское государство, как и КПСС считали их оклеветанными органами сталинского НКВД. Но в сериале из четырех серий, показанном Первым каналом, не нашлось места и времени, чтобы упомянуть о посмертной реабилитации и восстановить доброе имя казненных военачальников. А мы, начиная просмотр фильма. видим в титрах надпись «Документальная драма» под звучащую веселую опереточную мелодию. То ли у режиссеров проблема со вкусом, то ли со слухом, то ли со всем вместе, можно лишь догадываться. Так как же с документами? Они существуют, хранятся в фондах. Только все документы из архивов Лубянки с грифами «совершенно секретно, многократно поднятые сотрудниками КГБ-ФСБ противоречат наличию заговора под руководством Михаила Тухачевского. Через 80 лет после казни легендарного маршала с его боевыми товарищами ТАСС поместило статью. посвященную их делу, ставшему началом массовых репрессий против командного состава Красной Армии. Приведены мнения специалистов. Так Президент Общества изучения истории отечественных спецслужб, генерал-лейтенант ФСБ запаса Александр Зданович высказался, что «заговор» сводился к тому, что военные просто встречались и в частных беседах ругали Ворошилова. Они видели слабую компетенцию наркома обороны и считали это опасным для страны в условиях надвигающейся большой войны и хотели его сместить». Нет у историков, как при погонах с большими звездами, так и у штатских оснований считать, что заговорщики планировали устранить товарища Сталина и, захватив власть в стране, установить военную диктатуру. Понимаю, что автор художественное произведения имеет право на вымысел, но надо и совесть иметь, когда речь идет о конкретных исторических личностях. Правда, думающие зрители, а судя по возмущенным отзывам на киносайтах, их намало, после просмотра фильма ринулись читать материалы о маршале Михаиле Тухачевском. Значит, сериал по большому счету выполнил свою задачу. Впечатление, что фильм снимался второпях и на нищенском бюджете. Поэтому он очень похож на киноверсию театрального спектакля. Беседы идут в одних и тех же комнатах с примитивными декорациями. А важные разговоры снимаются в каком-то парке, где и декораций не нужно. В сюжет вклинились кадры хроники, чтобы хоть так передать атмосферу эпохи. Но все это простительно, ведь смотрим мы кино не ради антуража. Нас в фильмах привлекают артисты, которым есть что показать и сказать. Большое достоинство сериала — это удачный подбор актеров с учетом своих исторических персонажей, всем нам хорошо известных по фотографиям и кинохронике. Портретного сходства добились благодаря мастерству гримеров. Каждый исполнитель, считаю, на своем месте — Сталин достойно сыгран Анатолием Дзиваевым, Семен Буденный (Александр Самойлов) так же очень колоритен как был и в жизни, бесшабашный Павел Дыбенко хорошо передан Сергеем Буруновым, верится в достоверность наркома НКВД Ежова (Олег Васильков) и наркома обороны Ворошилова (Виктор Бунаков). Не буду повторять здесь весь список артистов, удачно воссоздавших известных деятелей сталинской эпохи. И все-таки успеху сериал прежде всего обязан одному человеку. Фильм смотрится легко и с увлечением, настолько привлекательна личность главного героя — самого молодого маршала Советского Союза Михаила Тухачевского. Блистательный актер Андрей Чубченко всю душу вложил в роль. Это совмещение яркого таланта и харизмы актера, неповторимого обаяния и мощной энергии. В роли Тухачевского, на мой взгляд, не представить кого-то другого. Настолько органично и естественно актер полностью вжился в образ легендарного героя. Тухачевский на экране совершенно достоверен в поступках, словах и душевных переживаниях. Он смотрится естественным, органичным в любой обстановке. Что на совещаниях у товарища Сталина, что в общении со своими товарищами командармами или отношениях с женщинами, а как обаятельный мужчина был маршал влюбчив. Во всем он — яркая звезда! Выглядит таким, как его описывали современники, начиная от Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова, у которого Тухачевский вызывал огромное восхищение. «В М. Н. Тухачевском чувствовался гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде выдающихся военачальников Красной Армии...» — писал маршал Г.К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления».- подчеркивая, — Все мы чувствовали, что главную, руководящую роль в наркомате обороны играет Тухачевский». Интересно, что один из эпизодов фильма дословно построен на воспоминаниях Жукова о случае, свидетелем которого он был. Тогда Ворошилов на комиссии по какому-то из пунктов стал высказывать недовольство и предлагать что-то не шедшее к делу. Тухачевский, выслушав его, сказал своим обычным спокойным голосом: - Товарищ нарком, комиссия не может принять ваших поправок. - Почему? - спросил Ворошилов. - Потому что ваши поправки являются некомпетентными, товарищ нарком.» И это было не хамство, а констатация фактов. Может быть, кому-то будет резать глаз стиль общения Тухачевского со всемогущим Сталиным, наводившим ужас на свое окружение. Он не прогибается, не заискивает, не отступает перед упреками вождя, а на равных выступает в диалоге, четко и спокойно формулирует свои предложения. каждый раз демонстрируя свою высокую компетентность в военных вопросах. И тут Андрей Чубченко верен жизненной правде. Считается, что Тухачевский был единственным человеком, которому однажды Сталин принес в письменном виде свои извинения. Сохранился этот документ, сам по себе удивительный, ведь генсек обычно ошибок не признавал. Историки до сих пор спорят о причинах, по которым Тухачевского репрессировали. Чаще всего решение Сталина с ним расправиться, объясняют огромной популярностью, которой самый молодой маршал СССР пользовался в 1920-30-х годах в армии и военно-промышленной среде. Существует мнение, что не будь этого сфальсифицированного «заговора», а вслед за ним массовых репрессий командного состава Красной Армии, под них попали 40 тысяч человек, то могло обойтись без войны с фашистской Германией. Такой точки зрения придерживался маршал А.М.Василевский, бывший начальником Генштаба 1942-45 гг. Он говорил в интервью писателю Константину Симонову: « Без 37-го года, возможно, вообще не было войны в 41-м году. В том, что Гитлер решился начать войну в 41-м году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл» « - Вы стреляете не в меня – вы стреляете в Красную Армию…» Это мог сказать за миг до смерти только великий патриот, всегда думавший прежде всего о Родине, которой он честно служил, и армии, которую он безумно любил. Таким мы и запомним Михаила Тухачевского благодаря замечательному актеру Андрею Чубченко. 7 из 10